Научная статья на тему 'Вопросы безопасности региона Персидского залива'

Вопросы безопасности региона Персидского залива Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2921
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИРАН / САГПЗ / НЕФТЬ / NUCLEAR RISKS / INTERNATIONAL SECURITY / NUCLEAR FACTOR IN WORLD POLICY / PERSIAN GULF / REGIONAL SECURITY / IRAN / GCC / OIL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Манукян Д. А.

В статье рассматриваются проблемы безопасности региона Персидского залива. Особое внимание уделено таким вопросам, как энергетическая безопасность, урегулирование территориальных конфликтов, политико-экономические отношения между странами региона, региональная гонка вооружений, атомное досье Тегерана и противостояние Иран-США с региональной точки зрения, региональный терроризм, нарко-трафикинг и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Security Challenges of the Persian Gulf region

Security issues in the Persian Gulf region are discussed, with a special emphasis on the energy safety, settlement of territorial disputes, political and economic relations between the countries of the region, regional arms race, the Tehran nuclear dossier and the Iran-US confrontation, regional terrorism, drug trafficking, etc.

Текст научной работы на тему «Вопросы безопасности региона Персидского залива»

Д. А. Манукян

ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА

Обеспечение безопасности как на региональном, так и на глобальном уровне является одним из наиболее важных вопросов международных отношений. Особенно актуальной на нынешнем этапе развития глобализации и углубления взаимозависимости процессов международной жизни становится проблема обеспечения региональной безопасности, так как всякая угроза безопасности какому-либо региону может легко перерасти в угрозу безопасности всему мировому сообществу.

В результате изменения системы международных отношений после окончания биполярной конфронтации мировое сообщество столкнулось с новыми видами угроз региональной и международной безопасности. Процесс глобализации во всех сферах человеческой жизнедеятельности сделал эти угрозы намного опаснее для стабильного развития человечества.

Тем временем существенным образом изменилось содержание понятия безопасность. На современном этапе развития международных отношений обеспечение мира и стабильности не означает полного решения вопросов международной безопасности. Наряду с классическими вопросами безопасности в мире возникают такие проблемы, как международный терроризм, распространение оружия массового поражения, региональная гонка вооружений, торговля людьми, наркотрафик, энергетическая безопасность, информационная безопасность, сохранение окружающей среды, проблема обеспечения пресной водой и т. д. Таким образом, становится ясно, что существуют такие вопросы безопасности, которые можно решить с помощью военных средств, и такие вопросы, которые требуют комплексного подхода к решению проблемы. В связи с этим выделяются «жесткие» и «мягкие» аспекты проблем безопасности.

В данной статье мы рассмотрим проблемы безопасности региона Персидского залива, исходя именно из такого деления на «жесткую» и «мягкую» безопасность.

Персидский залив, расположенный в юго-западной Азии, является одним из самых активных регионов мира, где пересекаются интересы региональных и не региональных стран. Несомненно, основным фактором, влияющим на политическую ситуацию в регионе, является наличие большого количества углеводородных запасов. Кроме того, регион имеет удобное географическое расположение, которое играет важную роль в вопросах геоэкономики и геополитики.

С точки зрения геоэкономики, прямая связь региона с Индийским океаном дает возможность осуществлять эффективную торговую связь между странами Персидского залива и их основными торгово-экономическими партнерами.

С точки зрения геополитики, Персидский залив занимает очень важное место в силу своего удобного географического расположения между северной Африкой, Ближним и Средним Востоком. Кроме того, ценность геополитического расположения региона заключается в том, что он находится в центральной части исламского мира. Ежедневно взоры правоверных мусульман обращаются в сторону данного региона, и, соответственно, любое изменение обстановки в данном регионе с военной, политической, экономической или культурной точки зрения получает большой резонанс во всем исламском мире.

© Д. А. Манукян, 2009

Этому значительным образом способствует тот факт, что ислам зародился в этом регионе, и основные святыни исламского мира находятся на территории стран Персидского залива [24].

В регионе нет всеобъемлющей системы безопасности, так как между странами существует много разногласий, и эта ситуация, в свою очередь, значительно усложняется присутствием здесь внерегиональных игроков.

Акватория Персидского залива разделена между Ираном на севере и Ираком, Кувейтом, Катаром, Бахрейном, ОАЭ, Саудовской Аравией и Оманом на юге. Акватория Ормузского пролива разделена между Ираном на севере и Оманом на юге [25].

Стратегическая важность Ормузского пролива заключается в том, что это один из международных проливов с большой загруженностью: ежегодно через него проходит более 30 тыс. кораблей.

Согласно конвенции о морском праве, свободные воды простираются там, где заканчиваются 12-мильные территориальные воды и 200-мильные экономические зоны, поэтому в Персидском заливе почти не существует свободных вод, так как самая широкая часть залива составляет 180 миль. Таким образом, воды Персидского залива разделены между прибрежными странами [26].

Непрерывная добыча углеводородных ресурсов и их свободная переправа в страны-потребители — один из важных аспектов безопасности в Заливе. В этом в равной степени заинтересованы как страны-потребители, так и страны-экспортеры. Для первых это важно потому, что регион Персидского залива — один из богатейших энергоресурсами регионов в мире, а для вторых — по причине того, что экономика этих стран в основном базируется на экспорте нефти и газа. Данное утверждение ни в коем случае не умаляет мер, предпринимаемых различными странами залива по диверсификации собственной экономики. Так, Саудовская Аравия, Иран, Катар и ОАЭ активно стимулируют развитие различных отраслей экономики с целью уменьшения зависимости от нефтяных доходов. Несмотря на эту политику, богатые энергоресурсами страны Персидского залива продолжают оставаться в большой зависимости от финансовых потоков, получаемых от продажи нефти.

Разведанные запасы нефти и газа региона Персидского залива достигают 545 млрд баррелей нефти (почти 45% мирового запаса нефти) и 30,7 трлн м3 газа [14].

Иран, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ занимают соответственно второе, третье, четвертое и пятое место в мире по запасам газа. Главными экспортерами сжиженного газа региона являются Катар и ОАЭ [22].

Согласно некоторым прогнозам, доля Персидского залива в мировой добыче нефти может возрасти до 40,9% к 2020 г. по сравнению с нынешними 25,7%. К тому времени Ближний Восток, и в особенности страны Персидского залива, сможет снабжать мировой рынок 44,6 млн баррелей нефти в день [7]. Страны Персидского залива проявляют большую чувствительность к изменению цен на нефть. Эта проблема снова встала перед странами-экспортерами нефти в результате нынешнего мирового валютного кризиса и снижения цен на нефть. В стороне не остались и страны региона Персидского залива. В своем отчете Национальный Банк Кувейта предупредил, что, если траты государства останутся на таком высоком уровне в бюджетном 2009-2010 г., «... стране впервые за последние 11 лет грозит дефицит бюджета» [3].

По словам главного экономиста Национального Коммерческого Банка Саудовской Аравии Золфигар Башира, «государственный бюджет Саудовской Аравии на 60% образовывается за счет нефтяных доходов» [3]. Таким образом, малейшее изменение цен на нефть значительным образом влияет на доходы страны.

Проблема в том, что между странами ОПЕК не существует единого мнения по поводу предпринимаемых шагов для улучшения ситуации. Иран многократно заявлял, что необходимо уменьшить экспорт сырой нефти с целью удерживания цен на уровне 100 долл. за баррель. Несмотря на это, Саудовская Аравия продолжает увеличивать поставку нефти на мировой рынок. Согласно подсчетам Центра Глобальных Энергетических Исследований, для экономики Саудовской Аравии минимальный уровень цены на нефть — 60 долл. за баррель [16].

Другими словами, между экономиками стран Залива есть большая разница. К примеру, ОАЭ продолжает объявлять о грандиозных строительных проектах, в то время как Иракское правительство не может приступить к полномасштабной реконструкции страны из-за снижения нефтяных доходов.

Вместе с тем в энергоресурсах Персидского залива в значительной степени заинтересованы такие страны, как США, Россия, ЕС, Япония, Китай и Индия. Каждый из этих акторов постепенно занимает свои позиции в энергетической дипломатии Ближнего и Среднего Востока.

Из-за такой важности Персидского залива этот регион был включен в зону национальных интересов США. Не удивительно, что некоторые западные исследователи объясняют политику США в данном регионе не только стремлением удерживать низкие цены на нефть или заинтересованностью в том, что нефтяные контракты достанутся компании EXXON, а не ЛУКОЙЛу или TOTAL. Кроме вышесказанного, «для США также важно быть уверенными в том, что свободный поток нефти из Персидского залива не остановится. Глобальная экономика в течение уже 50 лет базируется на доступной и дешевой нефти. В случае изменения ситуации, мировой экономический кризис станет неизбежным» [15].

Энергетическая безопасность региона является разменной монетой в противостоянии Иран — США. В связи с растущим давлением со стороны Запада, Иран неоднократно угрожал, что в случае начала военных действий против ИРИ, страна готова блокировать пути нефтяного экспорта через Персидский залив.

Это не так уж и странно, если учитывать тот факт, что Иран экспортирует примерно 3,5 млн баррелей нефти в день. Это составляет почти 3% мирового спроса. Кроме того, в случае опасности Иран сможет задействовать свои военно-морские силы для блокировки нефтяного экспорта из региона, что нанесет колоссальный ущерб мировой экономике.

Таким образом, становится ясно, что, несмотря на то что энергетический фактор играет стабилизирующую роль для экономик стран Персидского залива, некоторые из них пытаются использовать это для достижения своих политических целей.

На безопасность региона Персидского залива также влияет существование неразрешенных территориальных споров между странами региона. Такие споры существуют между Катаром и Бахрейном, Катаром и Саудовской Аравией, Ираном и Ираком, Ираном и ОАЭ, Кувейтом и Ираком, Оманом и Саудовской Аравией. Из них наиболее сложным считается территориальный спор между Ираном и ОАЭ вокруг островов Большой Тумб, Малый Тумб и Абу Муса.

На данный момент острова Большой и Малый Тумб находятся под контролем ИРИ, а остров Абу Муса, согласно Меморандуму о взаимопонимании между Ираном и Шаржа от 1971 г., находится под совместным контролем Ирана и Шаржа (позже Шаржа вошел в состав ОАЭ) [13].

Вопрос этих трех островов имеет стратегическую важность, так как между ними проходит единственный международный путь большегрузных кораблей. Таким обра-

зом, владение этими островами дает возможность контролировать почти весь транзит по Персидскому заливу.

Этот спор возник после того, как в 1971 г. Великобритания покинула свои колониальные владения в Персидском заливе. В те времена Ирану удалось добиться в Совете Безопасности ООН признания своих прав на владение этими островами. В результате Исламской революции в Иране и начала ирано-иракской войны ОАЭ решили воспользоваться моментом и снова поднять вопрос трех островов Персидского залива.

Нынешняя ситуация вокруг этого спора такова — обе стороны спора лишь время от времени напоминают о существовании данного вопроса. Это особенно заметно в ежегодных декларациях Генерального Секретариата Совета Сотрудничества Арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), где каждый год со стороны Совета отмечается неконструктивное поведение Иранской стороны и выражается полная поддержка

ОАЭ.

Арабские страны Персидского залива воспринимают стремление Ирана оставить эти острова под своим контролем как желание доминировать в регионе. Иранские политические деятели не раз объявляли о том, что «. . . страна будет бороться за свои земли. Эти территории являются неразделимой составляющей материковой части страны и ничем не отличаются от других иранских поселений и городов. Поэтому страна не собирается уступать ни одной йоты земли этих островов другим странам» [9].

Несмотря на это разногласие, между Ираном и ОАЭ поддерживаются довольно тесные торгово-экономические отношения. 13 мая 2007 г. президент ИРИ Ахмадинежад посетил ОАЭ с официальным визитом. Перед визитом он многократно предупреждал посла ИРИ в ОАЭ Хамид-Реза Асефи, что вопрос трех островов ни в коем случае не должен обсуждаться во время переговоров. По словам бывшего заместителя министра иностранных дел ИРИ Мохаммада Садра, «Тегеран пытается убедить своих арабских соседей в том, что Иран не стремится к региональному господству, а ядерная программа вовсе не направлена против их безопасности» [9].

Важнейшим стимулом в двусторонних отношениях являются тесные экономические связи. Торговый оборот между странами достигает 10 млрд долл., из которых иранская часть составляет 4 млрд. Иранские компании активно инвестируют в экономику ОАЭ. В Дубае живет около 400 000 иранцев, зарегистрировано 7 500 иранских компаний [9].

Существует еще один стратегически важный для Ирана аспект отношений между двумя странами: дело в том, что основная часть западного импорта Ирана приходит не через турецкую и иракскую границы, а через ОАЭ. Иранские аналитики видят в этом большую опасность, так как в случае определенных санкций со стороны ООН Иран может лишиться значительной части своего импорта. «Поэтому не случайно, что во главе своей миссии в ОАЭ Иран назначил дипломата такого высокого ранга, как Асефи. Сам дипломат называет отношения между двумя странами стратегическими» [10].

На безопасность региона Персидского залива значительным образом влияет существующее соперничество между двумя основными течениями ислама, суннизмом и шиизмом. В результате военных действий США в регионе была уничтожена власть партии БААС в Ираке, это привело к улучшению положения шиитов в регионе: шиитское большинство населения Ирака получило возможность участвовать в политической жизни страны. Как следствие, отмечается беспрецедентное усиление влияния шиитов в регионах Ближнего Востока и Персидского залива. Эта ситуация не могла остаться незамеченной политическими кругами как в арабских странах региона, так и на Западе, в особенности в США.

Король Иордании Абдулла назвал процесс укрепления позиций шиитов в регионе возникновением «Шиитского Полумесяца», который, взяв свое начало в Иране, далее распространился на Ливан, Ирак и Бахрейн, где большинство населения являются шиитами. В результате концепция «Шиитского Полумесяца» оказалась в центре внимания американских политических кругов в связи с усилением позиций партии Хизболла в Ливане, формированием шиитского правительства в Ираке, а также усилением политических позиций шиитов в Бахрейне.

Данная ситуация стала основной причиной беспокойства арабских стран в связи с укреплением позиций Ирана в регионе. Принц Файсал, бывший посол Саудовской Аравии в США, открыто заявил, что его страна обеспокоена возможностью Ирана вмешиваться во внутренние дела Багдада с целью создания в Ираке режима, подобного своему [23].

Активизация политической жизни шиитов в Ираке положительным образом повлияла на шиитское население других арабских стран. Примером тому служат парламентские выборы 25 ноября 2006 г. в Бахрейне, где победила шиитская исламистская партия, которая заняла 17 из 41 места в парламенте [21]. Таким образом, обострились отношения между шиитами и суннитами. Это можно связать со значительным улучшением положения шиитов в регионе, что вызывает недовольство правительств арабских стран.

Ситуация значительным образом ухудшается и по причине региональной гонки вооружений и возможного распространения оружия массового поражения. Такие страны, как Кувейт и ОАЭ, многократно заявляли о намерении создания региона, свободного от ядерного оружия. В данном вопросе особо проблематичным является «ядерное досье» Ирана, которое вызывает большое беспокойство как у стран региона, так и у всего мирового сообщества.

В ноябре 2005 г. во время конференции в городе Доха, где обсуждался вопрос о роли НАТО в сохранении безопасности в Персидском заливе, генеральный секретарь ССАГПЗ указал на ядерную программу ИРИ как на прямую угрозу безопасности для прибрежных стран и НАТО. Он утверждал, что соседи Ирана сильно обеспокоены тем, что на Бушерской АЭС может произойти катастрофа, подобная Чернобыльской. В ответ на это спикер МИД Ирана заявил, что «Бушерская АЭС будет работать в соответствии с гарантиями Международного Агентства Атомной Энергии (МАГАТЭ)»

[5].

Идущая между странами Персидского залива интенсивная гонка вооружений создает большую опасность для безопасности данного региона, так как в результате такой политики увеличивается взаимное недоверие между странами региона. С одной стороны, ядерная программа Ирана уже создала основу для недоверия арабских стран по отношению к ИРИ, с другой — широкомасштабное вооружение арабских стран региона принуждает иранскую сторону укреплять собственный военный арсенал. Это создает напряженную атмосферу между государствами, кроме того, существует опасность, что часть этих вооружений может попасть в руки террористических организаций.

Приведем некоторые факты существующей гонки вооружений в регионе. Перед своим визитом в Саудовскую Аравию в январе 2008 г. президент США Джордж Буш представил конгрессу США план продажи вооружений Саудовской Аравии. Этот план — часть большого проекта по продаже вооружений странам ССАГПЗ, намеченной в 2007 г. Согласно этому проекту, страны региона готовы приобрести у США вооружения стоимостью 20 млрд долл. [4].

В ноябре 1992 г. Иран приобрел 3 подводных лодки у России, что вызвало боль-

шое недовольство со стороны Запада [2]. Сегодня Иран строит собственные подлодки полностью за счет своих ресурсов.

В 2007 г. Россия согласилась продать Ирану ракеты класса «земля-воздух» стоимостью 700 млн долл., которые предназначены для защиты районов Ирана, где находятся ядерные объекты. Москва также пытается достичь договоренности с ОАЭ о продаже систем ПВО и бронетехники.

Саудовская Аравия согласилась приобрести у Великобритании 72 самолета Еиго-fighter ТурЬооп стоимостью 9 млрд долл.

Китай, в свою очередь, пытается найти свое место на рынке вооружений Ближнего Востока. Пекин уже снабжает Тегеран разными видами вооружений, в том числе ракетами С-802 [8].

США, которые владеют военными базами в Бахрейне, Катаре и Саудовской Аравии, периодически проводят в регионе военные учения. Цель этих учений — показать Ирану, что любое стремление военного вмешательства в региональную политику встретит соответствующую реакцию со стороны США.

Иран отвечает на это проведением систематических широкомасштабных военных учений в Персидском и Оманском заливах, показывая свою готовность противостоять любой угрозе. Так, 8 июля 2008 г. Иран начал военные учения в Персидском заливе в ответ на подобные учения американских войск по другую сторону залива [11].

В феврале 2000 г. Кувейт и Франция провели совместные военные учения согласно договору 1992 г., подписанному после освобождения Кувейта от иракской оккупации [18].

В сентябре 2001 г. Великобритания провела полномасштабные военные учения в Персидском Заливе. Во время учений в Оман были отправлены более 6 000 солдат, 24 военных корабля, 2 подводные лодки и 30 военных самолетов [17].

9 июля 2008 г. Иран протестировал новые ракеты серии «Шахаб-3», которые, по официальным данным, имеют дальность полета 1 250 миль и оснащены 1-тонными боеголовками. То есть в зону попадания этих ракет входят Турция, Израиль, Аравийский полуостров, Афганистан и Пакистан. Учения были проведены в Ормузском проливе.

Таким образом, безопасность региона Персидского залива находится под большой угрозой по причине того, что страны региона продолжают активным образом вооружаться. Кроме того, в регионе систематически проводятся военные маневры с участием как региональных стран, так и внерегиональных игроков международных отношений, интересы которых не всегда совпадают с национальными интересами стран залива, а в отдельных случаях просто противоречат им.

К тому же активное вооружение стран Персидского залива и систематическое проведение военных учений непосредственным образом влияет на экологическую ситуацию в регионе. Сегодня Персидский залив — один из наиболее хрупких регионов мира с точки зрения экологии, так как ежедневная переправа углеводородов через залив оставляет свой отпечаток на экологической безопасности. Вдобавок к этому гонка вооружений и периодические военные учения намного осложняют проблему безопасности окружающей среды.

Регион Персидского залива как часть региона Большого Ближнего Востока в значительной мере страдает от таких проблем, как терроризм, торговля наркотиками, отмывание денег и трафикинг. Зачастую эти вопросы оказываются во многом взаимосвязанными. Одним из актуальных вопросов в регионе является борьба с международным терроризмом. Основная проблема данного вопроса заключается в том, что у мирового сообщества нет единого мнения по определению понятия «терроризм»: в зави-

симости от политической конъюнктуры один и тот же акт агрессии для одних является терроризмом, а для других — справедливой борьбой против иностранной оккупации и защитой национального суверенитета. Кроме того, истории уже известны случаи, когда одна и та же военная группировка сначала может быть включена администрацией Белого Дома в список террористических организаций, а потом превратится в союзника, как это случилось с Армией Освобождения Косова.

Кроме проблемы определения понятия «терроризм» для данного региона чрезвычайно важно рассмотреть проблему взаимосвязи ислама и терроризма. В наши дни в массовом сознании понятия «ислам» и «терроризм» очень часто отождествляются. Это в значительной степени является результатом влияния СМИ на формирование массового сознания. В результате активной деятельности СМИ западных стран (особенно после терактов 11 сентября) сформировалось мнение, что ислам создает подходящие условия для терроризма. Это в крайней степени неверно и наносит огромное оскорбление приверженцам этой религии. Любая религия по сути не может быть агрессивной. К тому же те, кто склонны видеть какую-либо связь между исламом и терроризмом, не учитывают того факта, что терроризм в первую очередь наносит ущерб исламским странам: очевидно, что существование подобных организаций в мусульманских странах угрожает безопасности граждан именно этих стран и всего региона в целом.

Что касается реальных причин нынешнего усиления позиций террористических организаций в данном регионе, то основными причинами этого, на наш взгляд, стали в первую очередь война в Ираке и арабо-израильский конфликт. Эти два конфликта генерируют социально-экономические, религиозные и культурно-психологические мотивы для возникновения идей терроризма. Не случайно высокопоставленные политические деятели арабских стран не перестают заявлять, что в результате этих двух конфликтов значительным образом увеличиваются симпатии граждан мусульманских стран к разным террористическим организациям. По их словам, «стагнация в мирном процессе арабо-израильского конфликта и война в Ираке увеличили применение экстремистских идеологий. Чувство опустошенности и потеря надежды среди населения стран региона достигли опасно высокого уровня» [20].

Кроме того, проблема международного терроризма, особенно в рассматриваемом регионе, непосредственно связана с такими проблемами, как незаконная торговля оружием, торговля наркотиками и работорговля, а также отмывание денег. Эти явления создают соответствующую финансовую базу для организации и проведения террористических операций. С этой точки зрения, страны Персидского залива заинтересованы в борьбе против подобных преступлений и пытаются скоординировать свои действия в рамках организаций, членами которых являются. Однако, несмотря на эти действия, данные преступления часто совершаются именно в этих странах. По официальной статистике ЦРУ США, почти во всех странах региона распространены торговля людьми и наркотиками, отмывание денег и незаконная торговля оружием [10].

Таким образом, становится ясно, что, несмотря на существование в регионе нескольких международных организаций, таких как ЛАГ и ОИК, а также заинтересованность в стабильности и безопасности региона, как со стороны стран Залива, так и остального международного сообщества, данный регион продолжает оставаться неблагополучным с точки зрения безопасности.

Ситуация значительно ухудшается в связи с тем, что в регионе Персидского залива не существует единой организации, которая объединяла бы все страны региона. На эту роль может претендовать только ССАГПЗ с условием, что членами этой организации станут Иран и Ирак.

ССАГПЗ был создан в 1981 г. в ответ на ирано-иракскую войну. Общее население стран, входящих в ССАГПЗ, достигает 33 млн человек, территория этих стран занимает территорию 2 476 км2, а ВНП достигает 370 млрд долл. [6]. В первой декаде существования организации страны участники заявляли, что основная цель организации — экономическая интеграция по аналогу европейского свободного рынка. Но из-за ирано-иракской войны ССАГПЗ пришлось укреплять военное сотрудничество между членами организации. Было объявлено, что свою безопасность надо укреплять с помощью разносторонних военных связей с другими региональными блоками (НАТО) и странами.

Страны ССАГПЗ создали совместные вооруженные силы под названием «Aljazeera Forces», что значит «Оборонительные Силы Полуострова», со штаб-квартирой в Саудовской Аравии. Они были созданы с целью развития военного сотрудничества между странами участниками путем проведения совместных военных учений, маневров, а также создания интегрированных военных командных центров [1]. В феврале 2007 г. вооруженные силы ССАГПЗ провели военные учения под названием «Щит полуострова-8» в Омане [12].

Несмотря на разногласия между странами ССАГПЗ и Ираном, в последнее время намечается значительное улучшение отношений между ними. Президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад в 2007 г. получил приглашение принять участие в саммите ССАГПЗ в Катаре и осуществить хадж в Мекку [19]. На саммите глав государств ССАГПЗ президент Ирана представил проект сотрудничества между Ираном и странами ССАГПЗ в сферах науки, экономики и безопасности. «Для нас этот проект является позитивным развитием безопасности в регионе, стремлением к стабильности, добрососедским отношениям и взаимному уважению», — заявил министр иностранных дел Бахрейна, Шейх Халед Бин Ахмед Бин Мохаммад аль-Халифа во время ежегодной конференции «Манамский диалог», посвященной проблемам безопасности Персидского залива [19, р. 15-16].

Таким образом, становится ясно, что такой важный для всего мирового сообщества регион, как Персидский залив, одновременно является еще и одним из самых хрупких регионов мира. На безопасность данного региона влияют такие факторы, как обеспечение свободной и безопасной переправы энергоресурсов, существование территориальных споров между региональными странами, большое распространение в регионе экстремистских идеологий, угроза распространения оружия массового поражения, отсутствие доверия между региональными странами, в результате чего в регионе активным образом продолжается гонка вооружений и периодически проводятся военные учения.

Эта ситуация осложняется активным вмешательством в региональную политику Персидского залива внерегиональных держав, у которых собственные цели и интересы в данном регионе, которые не всегда совпадают с интересами локальных стран.

Кроме того, в регионе не существует единой международной организации, которая включала бы в себя все региональные страны, тем самым способствуя созданию и укреплению между ними доверительных отношений.

1. Armed Forces of GCC Countries to Hold Joint Exercises // Khaleej Times. 2007. January 16.

2. Brookes P. Middle East Nations Rush to Shore up Sophisticated Weapons Stocks. URL: http://www.armedforcesjournal.com/2007/11/3081301 (дата обращения: 24.08.2008).

3. Carl Mortished. OPEC members divided over oil price. Business commentary. URL: http://business.timesonline.co.uk/tol/business/columnists/article4923028.ece (дата обращения: 02.11.2008).

4. Collins М. D. The Iranian Submarines: A New Naval Arms Race? December/January 1992/93, p. 40. URL: http:// www.wrmea.com/ backissues/ 1292/ 9212040.html (дата обращения: 13.01.2009).

5. Doug Tuttle. Research Assistant. Fueling the Arms Race in the Middle East. January 28, 2008. URL: http:// www.cdi.org/ program/ document.cfm?DocumentID=4194&from_page=/index.cfm (дата обращения: 13.01.2009).

6. GCC Members Make Tangible Security, Military Accomplishments // Kuwait News Agency. 2006. December 7.

7. Gulf nations grapple with oil price slump. 15 Oct, 2008, 0000 hrs IST, AGENCIES. URL: http:// economictimes.indiatimes.com/ International_Business/ Gulf_nations_grapple_with_ oil_price_slump/ articleshow/ 3596215.cms (дата обращения: 15.10.2008).

8. Iran holds military maneuvers in Gulf // Middle East News. URL: http://

www.monstersandcritics.com/ news/ middleeast/ news/ article_1415666.php/ Iran_holds_mili-tary_manoeuvres_in_Gulf__Roundup_ (дата обращения: 18.07.2008).

9. Jedinia М. Tehran Courts Gulf States. Tehran, 12 July, 2007. URL: http:// mianeh.net/ en/ articles/?aid=57 (дата обращения: 18.01.2009).

10. Jedinia М. Winning Over the Neighbours. Tehran, 5 March, 2007. URL: http:// mianeh.net/ en/ articles/ ?aid=42 (дата обращения: 18.01.2009).

11. Kuwait and France Begin Military Exercises // BBC News. 2000. February 12.

12. Omestad Th. Iran Looms Over Bush’s Persian Gulf Trip / The New York Times. 2008. September 26. URL: http://usnews.com/articles/news/world/2008/01/14/iran-issue-looms-over-bushs-... (дата обращения: 03.10.2008).

13. Persian Gulf Islands, Inseparable Part of Iran // IranMania. 2004. Wednesday, 15 September.

14. Persian Gulf Region. Energy Information Administration. URL: www.eia.doe.gov/ emeu/ cabs/Persian_Gulf/Full.html (дата обращения: 15.12.2008).

15. Pollack Kenneth M. Securing the Gulf // Foreign Affairs. July/August 2003. P. 2-16.

16. Risky Bargaining // The Economist. June 10-16, 2006. Р. 15-17.

17. The Arab Convention for the Suppression of Terrorism, adopted by the Council of Arab Ministers of the Interior and the Council of Arab Ministers of Justice. Cairo, April 1998. URL: http://www.al-bab.com/arab/docs/league/terrorism98.htm (дата обращения: 05.10.2008).

18. The UK’s Military Options / BBC News. September 17, 2001.

19. The Manama Dialogue // The 4th IISS Regional Security Summit. 7 December 2007. P. 1516.

20. URL: http//cia.gov/World Factbook/index?

21. URL: http://www. mfa.gov.ir

22. 143—144, (_5.з1*.вЗ§1 _ ^'в*'11 'ц;jj —*

23. 239-240, 'ЧЗЬл jjLk IjA Ajl Jjaj j Uj^l ^1 Ajjaia J*

24. 1371.

25. 244—243, ^^ ^.Mj... A-n uSjiuljjjjj

26. f.ji <Jc. J&i "j*> Is gJla. Jj ^jU. jjja. j (jbjjj jiS" 240-239

Статья поступила в редакцию 18 июня 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.