Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ТАМОЖЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ И МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ'

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ТАМОЖЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ И МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС) / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА (ФТС) РОССИИ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатов Владимир Владимирович, Рамазанов Ибрагим Агаевич, Бузулуцкая Марина Владимировна, Нечаев Борис Петрович

В статье проведен анализ влияния глобализации на таможенную безопасность и мониторинг качества таможенных услуг в современных социально-экономических условиях. Методичное развитие внешнеэкономического комплекса России невозможно без установления межгосударственных основ взаимодействия по средствам внешнеэкономических связей между странами. В связи с функционированием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Таможенного союза (ТС) ЕАЭС перед Федеральной таможенной службой (ФТС) России стоит важная задача, направленная на повышение результативности деятельности таможенных органов, определяющееся многими факторами, существенное место среди которых занимает эффективное и качественное управление. Одной из важнейших функций таможенной службы в настоящее время является предоставление таможенных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филатов Владимир Владимирович, Рамазанов Ибрагим Агаевич, Бузулуцкая Марина Владимировна, Нечаев Борис Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF GLOBALIZATION ON CUSTOMS SECURITY AND MONITORING THE QUALITY OF CUSTOMS SERVICES

The article analyzes the impact of globalization on customs security and monitoring the quality of customs services in modern socio-economic conditions. The methodical development of Russia’s foreign economic complex is impossible without the establishment of interstate foundations for interaction through foreign economic relations between countries. In connection with the functioning of the Eurasian Economic Union (EAEU) and the Customs Union (CU) of the EAEU, the Federal Customs Service (FCS) of Russia faces an important task aimed at improving the performance of customs authorities, which is determined by many factors, among which an important place is occupied by effective and high-quality management . One of the most important functions of the customs service at present is the provision of customs services.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ТАМОЖЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ И МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_8_1_96 УДК 316.35

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ТАМОЖЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ И МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ

УСЛУГ

Филатов Владимир Владимирович,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры коммерции и сервиса, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), г. Москва, Россия, e-mail: filatov_vl@ mail.ru

Рамазанов Ибрагим Агаевич,

доктор экономических наук, доцент, профессор базовой кафедры торговой политики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия, e-mail: iaramazanov@mail.ru

Бузулуцкая Марина Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления, экономики и истории физической культуры и спорта, Московская государственная академия физической культуры, г. Москва, Россия, e-mail: bmvprof@mail.ru

Нечаев Борис Петрович,

кандидат технических наук, доцент кафедры таможенной и товароведческой экспертизы, Московский государственный университет пищевых производств, г. Москва, Россия, e-mail: nechaevbp@yandex.ru

В статье проведен анализ влияния глобализации на таможенную безопасность и мониторинг качества таможенных услуг в современных социально-экономических условиях. Методичное развитие внешнеэкономического комплекса России невозможно без установления межгосударственных основ взаимодействия по средствам внешнеэкономических связей между странами. В связи с функционированием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Таможенного союза (ТС) ЕАЭС перед Федеральной таможенной службой (ФТС) России стоит важная задача, направленная на повышение результативности деятельности таможенных органов, определяющееся многими факторами, существенное место среди которых занимает эффективное и качественное управление. Одной из важнейших функций таможенной службы в настоящее время является предоставление таможенных услуг.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Таможенный союз (ТС) ЕАЭС; Федеральная таможенная служба (ФТС) России; мониторинг качества; таможенные услуги.

Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием Министерства науки и высшего образования Российской Федерации FSSW-2020-0009 "Разработка методологии управления конкурентоспособностью предприятий в сфере товарного обращения в условиях цифровой экономики".

UDC 316.35

THE IMPACT OF GLOBALIZATION ON CUSTOMS SECURITY AND MONITORING THE QUALITY OF CUSTOMS SERVICES

Filatov Vladimir Vladimirovich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Commerce and Service, Russian State University named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, e-mail: filatov_vl@mail.ru

Ramazanov Ibragim Agaevich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Basic Department of Trade Policy, Russian University of Economics. Named after G. V. Plekhanov, Moscow, Russia, e-mail: iaramazanov@mail.ru

Buzulutskaya Marina Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor, Department of Management, Economics and History of Physical Culture and Sports, Moscow State Academy of Physical Culture, Moscow, Russia, e-mail: bmvprof@ mail.ru

Nechaev Boris Petrovich,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Customs and Commodity Expertise, Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, e-mail: nechaevbp@yandex.ru

The article analyzes the impact of globalization on customs security and monitoring the quality of customs services in modern socio-economic conditions. The methodical development of Russia's foreign economic complex is impossible without the establishment of interstate foundations for interaction through foreign economic relations between countries. In connection with the functioning of the Eurasian Economic Union (EAEU) and the Customs Union (CU) of the EAEU, the Federal Customs Service (FCS) of Russia faces an important task aimed at improving the performance of customs authorities, which is determined by many factors, among which an important place is occupied by effective and high-quality management . One of the most important functions of the customs service at present is the provision of customs services.

Keywords: Eurasian Economic Union (EAEU), Customs Union (CU) EAEU; Federal Customs Service (FCS) of Russia; quality monitoring; customs services.

В современной социально-экономической системе государство реализует целый ряд важных функций. Они каким-то образом меняются с течением времени, неизбежно корректируя приоритеты, политики, способы реализации функций и т. д. Но в то же время главной экономической функцией государства была и остается защита его социально-экономических интересов и обеспечение безопасности национального хозяйства. Ясно, что экономический рост страны и совершенствование различных составляющих общественной жизни возможны только при эффективном выполнении этой функции [7].

Бурное развитие рыночных отношений до 2022 г., интенсификация импортно-экспортного бизнеса, усиление международного

экономического сотрудничества и процесс интеграции различных стран в мировой товарооборот сопровождалось усилением вну-трирыночной экономической конкуренции, что, в свою очередь, приводило к усилению внутренней экономической конкуренции на национальных рынках.

Актуальность темы заключается в том, что взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами Российской Федерации - это, прежде всего, объективно необходимый социально-экономический механизм [15]. Такие механизмы призваны обеспечивать своевременную и полную уплату налогов и таможенных платежей, минимизируя издержки бизнеса в части проведения таможенных проверок, по-

граничного размещения автотранспорта и временного хранения товаров.

Воздействие процесса глобализации на национальную экономику побудило страну открыть для себя новые привлекательные возможности и перспективы, сделав страну самостоятельным субъектом международных экономических отношений [10]. Глобализация принесла стране положительные результаты, такие как возможности экономического роста, потоки инвестиций, увеличение занятости, повышение уровня жизни населения и конкурентоспособности национальных экономических активов.

Меняющаяся мировая конъюнктура определяет актуальность вопроса, требуя от таможенных органов готовности к встрече с новыми вызовами и угрозами, а соблюдение этого крайне важно для национальных экономик.

Глобализация выдвигает перед таможенными администрациями новые вызовы и стимулирует правительства стран мира к поиску новых, более эффективных инструментов обеспечения таможенной безопасности и защиты экономических интересов государства в условиях экономических санкций [1]. В общем понимании безопасность - это состояние, в котором нет никакого риска. Экономический глоссарий определяет безопасность как «создаваемые системой условия, гарантирующие защиту от разглашения, уничтожения конфиденциальной информации и помогающие защитить экосистемы и здоровье человека». Стране недостаточно иметь сильную военную и высокотехнологичную оборонную промышленность, многие другие составляющие экономики, развитую сферу потребительских товаров и услуг, конкурентоспособность товаров на мировых рынках.

Стабильность экономики, динамичность ее развития в значительной степени способствует устойчивости социальной сферы, гармонии различных социальных групп, классов, этносов, преодолению деструктивных конфликтов, увеличению занятости, повышению качества жизни, сокращению их количества.

Экономическая безопасность - это ситуация, обеспечивающая возможность сохранения национальной экономики от внутренних и внешних угроз и способная удовлетворить

потребности отдельных людей, семей, обществ и наций. Экономическая безопасность представляет собой сложную систему, включающую множество подсистем: финансовую, валютную, продовольственную, сырьевую, энергетическую, технологическую, внешнеэкономическую и др. [8]

Поэтому экономическая безопасность является комплексным условием и фактором, гарантирующим способность национальной экономики быть самостоятельной, стабильной, устойчивой, постоянно обновляться и развиваться.

Одной из составляющих экономической системы является таможенная безопасность. В общем понимании таможенную безопасность государства можно определить как состояние защищенности ее таможенных интересов. Таможенная политика является экономической политикой страны. Основной функциональной задачей таможенной политики является обеспечение национальных интересов и безопасности в политической, экономической, социальной, экологической и других областях. Таможенная политика осуществляется путем реализации существующих государственных доктрин, стратегий, концепций и программ. К основным принципам таможенной политики различных стран на данном этапе относится политика, соответствующая международно признанным нормам и стандартам.

К общим тенденциям формирования таможенной политики и развития таможенных систем во всем мире можно отнести: всестороннее содействие в развитии международной торговли посредством надзора за внешнеторговыми отношениями [4]; защиту интересов страны в экономической сфере и обеспечение безопасности от проникновения контрабанды; полный сбор таможенных платежей; ориентацию национальной торговой и таможенной политики на внешний мир как средство достижения целей национального экономического роста [5].

Принципы действия и система директив государства в осуществлении таможенной политики обеспечивают непосредственный надзор за внешней торговлей, защиту внутреннего рынка, развитие и интеграцию национальной экономики. Поэтому внешнеэкономическая политика страны должна отражаться в таможенной политике, и очень

важно изучить влияние таможенной политики на экономический рост.

Основным источником стимулирования, обеспечения и даже торможения экономического роста страны можно считать таможенные и налоговые поступления в части доходов федерального бюджета. Многие функции таможенной политики (особенно финансовая, защитная, контрольная) оказывают непосредственное влияние на удовлетворение потребностей в финансировании с точки зрения доходов бюджета и социально-экономического роста страны. В то же время информационная и политическая функции играют важную роль в процессе достижения общего экономического роста, обеспечивая информационную поддержку планирования и реализации национальной таможенной политики.

Таможенное управление Российской Федерации является представителем исполнительной власти государства и носителем ее функций в сфере внешнеэкономической деятельности. Основные положения его деятельности содержатся в ст. 12. Полномочия федерального закона о Таможенных правилах Российской Федерации можно условно разделить на две категории: полномочия таможенных органов в экономической сфере (таможенный и таможенный надзор, финансовые функции и валютно-таможенный контроль); полномочия таможенных органов по обеспечению законности, правопорядка и экономической безопасности в Российской Федерации [9].

Таможенные органы обеспечивают поступательное развитие экономики России в условиях нарастающей интеграции в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС. В связи с этим таможенная политика Российской Федерации как неотъемлемая часть экономической безопасности определяется на государственном уровне, поскольку на протяжении столетий таможня была и остается одним из важнейших факторов статуса и независимости государства. Это экономический, финансовый и социальный суверенитет.

На переходном этапе к принципам инновационного экономического развития и эффективной интеграции государств - членов Евразийского экономического союза в мировую экономику все более возрастает необходимость создания благоприятных условий для

развития внешнеэкономической деятельности. В этом случае таможенный контроль необходимо свести к минимуму, достаточному для обеспечения соблюдения нормативных правовых актов Евразийского экономического союза.

Ключевым элементом такой работы является взаимодействие Таможенной службы Российской Федерации с бизнес-сообществом, что является одним из ключевых направлений, закрепленных в Стратегии развития таможенной службы до 2030 года [15].

Сегодня это широко распространенная практика во всем мире, затрагивающая взаимодействие таможни и участников внешнеэкономической деятельности. Вопрос сотрудничества отражен в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 1973 г.). Согласно этому контракту отношения должны быть формальными и постоянными. Вот почему Всемирная таможенная организация приняла Рамочные стандарты безопасности и упрощения процедур мировой торговли в 2018 г. Взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов является одним из принципов, способствующих формированию партнерских отношений между деловым миром и странами [6].

На наднациональном уровне Евразийского экономического союза в декабре 2019 г. проведен интерактивный консультативный комитет с Евразийской экономической комиссией и Беларусью, Казахстаном для взаимодействия с бизнес-сообществом и учета интересов бизнес-сообщества при принятии решений. Были созданы Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), российское бизнес-сообщество, к которому со временем присоединились Армения и Кыргызстан.

Кроме того, вступил в силу Меморандум о взаимопонимании, о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Белорусско-Казахстанско-Российским бизнес-диалогом от 15 июня 2019 г. Определены основные принципы и аспекты взаимодействия. Следует отметить, что создание консультативного комитета было произведено в соответствии с этим меморандумом.

Взаимодействие таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на национальном уровне

осуществляется в двух формах: экспертно-консультативный совет по таможенной политике при ФТС России; рабочая группа «Со -вершенствование таможенных процедур» Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, которая действует на основании Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. № 1141 «О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России» [3].

Для оценки существующих механизмов взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности необходимо уточнить, что сам термин «взаимодействие» объединяет в себе процесс коммуникации и дополнительные взаимодействия, которые имеют место при осуществлении стандартных таможенных процедур, связанные с ними в рамках таможенной политики, законодательства и соглашений о сотрудничестве. В первом случае могут быть предоставлены консультации и информация о процедурах регистрации, процедурах таможенного контроля, принудительном таможенном оформлении и т. д.

Помимо прочего, на характер взаимодействия влияет этап таможенного оформления груза. Взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов осуществляется посредством использования информационных технологий, что позволяет минимизировать затраты при одновременном предотвращении перенасыщения воздействия субъективных факторов и устранении коррупционных элементов.

Операции таможенных органов: консультации; предварительные решения по кодам товаров; таможенные формальности, связанные с прохождением товаров через таможенные границы; отмена таможенных платежей; таможенный контроль после выпуска товаров; выявление таможенных нарушений; наложение соответствующих санкций за акты административное и уголовное право [14].

В результате все больше участников рынка исключаются из поставок проверенных традиционных поставщиков (таможенных и транспортных представителей). Однако стоит отметить, что многие специалисты поддерживают аутсорсинговое таможенное оформление товаров. Ряд авторов обраща-

ли внимание на недостаточную роль аутсорсинга в таможенном оформлении и международных перевозках.

В современных условиях характеристика и оценка, анализ и оценка положительного опыта неотделимы от разработки мероприятий по повышению эффективности взаимодействия таможенных органов и органов власти участников внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, можно выделить четыре современных и реализованных режима взаимодействия таможни и бизнеса: Сингапур (модель автоматизированной информационно-расчетной системы), Швеция (модель единого органа), США (модель унитарного управления, автоматизированные системы сбора и распространения информации) и модели, используемые в Великобритании. По мнению зарубежных экспертов, внедрение этих моделей способствовало росту ВВП экономики каждой страны.

Для создания идеального режима взаимодействия предприятий и таможенных органов Российской Федерации необходимо, с одной стороны, обеспечить эффективность таможенных процедур с точки зрения национальной безопасности. Создать удобство, простоту и дешевизну для тех, кто занимается внешнеэкономической деятельностью.

Прогнозы, данные в ежегодном исследовании Всемирного банка «Индексы и показатели эффективности логистики 2018», показывают, что Германия лидирует последние 5 лет - 4,20). Польша занимает 28-е место (3,57). Среди стран ЕАЭС лидирует Казахстан (71-е место), а Россия занимает лишь 75-е место из 160 стран - 2,76).

Анализ показывает, что процедуры таможенного оформления («таможня») нуждаются в дальнейшем упрощении для повышения рейтингов LPI и улучшения взаимодействия между участниками ВЭД и таможенными органами. Эта задача неотделима от внедрения информационных таможенных технологий, то есть установившейся практики использования механизмов обязательного предварительного уведомления и электронного декларирования.

Постоянное увеличение числа грузоперевозок и роста спроса на услуги по таможенному контролю обусловливает рост актуальности мониторинга таможенных услуг [11].

Исходя из анкетирования, проведенного доктором экономических наук Ю. Я. Гупано-вой, можно отметить, что в свою очередь для обеспечения высокого качества таможенных услуг требуется постоянный поиск новых форм и видов контроля на таможне, что непосредственно влияет на методологию исследований процесса таможенной деятельности. Также Ю. Я. Гупанова утверждает, что «повышение системы мониторинга качества таможенных услуг прямым образом влияет на уменьшение количества издержек при автоперевозках, а также помогает предотвращать заранее спрогнозированные проблемы» [2].

С другой точки зрения, кандидат экономических наук О. Г. Симахин утверждает, что «на данный момент качество таможенных услуг в Российской Федерации держится на достаточном уровне, ведь постепенно на нее выделяется все большее количество денежных средств, с другой стороны, это и является проблемой из-за которой образуются новые дыры в транспортной инфраструктуре страны в связи с тем, что финансирование на них выделяется меньше» [12].

Исходя из аргументов, приведенных выше, можно убедиться в том, что высокого уровня таможенных услуг можно добиться только правильно спланированным мониторингом [13].

Можно констатировать, что разработка мониторинга качества услуг - очень сложный и многоаспектный процесс. Он охватывает деятельность не только таможенных органов, но и самих компаний. В свою очередь таможенные органы оказывают услуги государству по обеспечению безопасности.

Тема мониторинга таможенных услуг с каждым годом будет становиться только актуальнее, ведь большинство стран, так же

как и Россия, постоянно увеличивают количество экспортируемого и импортируемого товара, и именно мониторинг позволяет отследить соответствие качества оказанной таможенной услуги желаемому стандарту страны.

Подводя итог, хочется сказать, что вопрос мониторинга как инструмента повышения таможенных услуг до сих пор остается спорным. По нашему мнению, ему стоит уделять немало внимания, но также не забывать и про другие отраслевые проблемы.

Таким образом, принимая во внимание вышеприведенные аргументы, можно констатировать, что таможенная политика, или государственная политика в сфере государственного таможенного дела, оказывает непосредственное влияние на социально-экономический рост России, развитие всех субъектов ведения хозяйства. В то же время, если рассматривать фискальный контекст, то следует признать, что основным стимулом, обеспечением и даже ограничением национального экономического роста можно считать тарифно-налоговые поступления в части доходов национального бюджета. Задача увеличения национальных финансовых ресурсов важна, но не однозначна. Приведение фискальных интересов страны в соответствие с целым рядом других общественных интересов является одновременно и очень сложной, и очень важной задачей. Поэтому взвешенная и эф -фективная таможенная политика является источником обеспечения социально-экономического развития страны, органом защиты национальных интересов и безопасности в политической, экономической, социальной, экологической и других сферах жизни государства.

Список литературы_

1. Бурчик Н. Е., Нечаев Б. П. Совершенствование таможенного администрирования в рамках Таможенного Союза // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. Москва, 2022. С. 9-13.

2. Гупанова Ю. Е. Статистический эксперимент: анкетирование по вопросам управления качеством таможенных услуг : научно-практическое пособие. М.: ИНФРА-М, 2020. 167 с.

3. Журавлев М. В., Бузулуцкая М. В. Основные направления и перспективы развития ФТС // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. Москва, 2022. С. 14-17.

4. Косикова Ю. А., Филатов В. В., Мишаков В. Ю., Кудрявцев В. В., Положенцева И. В., Фадеев А. С. Анализ внешнеторговой политики Российской Федерации и предложения по увеличению ее эффективности // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2020. № 3 (387). С. 5-10.

5. Косикова Ю. А., Филатов В. В., Мишаков В. Ю. Теоретические аспекты построения государственной внешнеторговой политики РФ // Дизайн и технологии. 2021. № 81 (123). С. 95-99.

6. Любонько М. А., Шерстнев К. Г, Логунова Н. Ю. Влияние таможенных процедур на исчисление и уплату таможенных платежей // Инновационное развитие техники и технологий в промышленности : сборник материалов всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. Ч. 5. Москва, 2022.

7. Нечаев Б. П., Косикова Ю. А., Довлятов В. С., Мамедов Р. М., Абулов Р. М. Пути оптимизации института таможенной экспертизы // Актуальные вопросы товароведения, безопасности товаров и экономики : сборник научных статей по итогам всероссийской науч.-практ. конф. с межд. участием / под ред. А. Н. Столяровой. 2018. С. 256-260.

8. Нечаев Б. П. Взаимодействие таможни и бизнеса // Передовые пищевые технологии: состояние, тренды, точки роста : сборник научных трудов I научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 213-217.

9. Ошиткова Д. С., Бузулуцкая М. В. Перспективы развития межгосударственного регулирования в рамках Таможенного союза // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. Москва, 2022. С. 101-105.

10. Постовой И. Р., Филатов В. В., Нечаев Б. П. Анализ рыночных принципов экономики таможенного дела // Сборник научных трудов Международного научно-технического Симпозиума «Экономические механизмы стратегического управления развитием промышленности» III Международного Косыгинского Форума «Современные задачи инженерных наук». Москва, 2021. С. 97-103.

11. Савин М. М., Степанов А. А., Филатов В. В. Формирование системы мониторинга качества таможенных услуг // Прикладные экономические исследования. 2022. № 2. С. 17-23.

12. Симахин О. Г Исследование проблемных вопросов управления качеством таможенных услуг : монография. М.: ИНФРА-М, 2019. 70 с.

13. Скоробогатский А. В., Нечаев Б. П. Система мониторинга как инструмент повышения качества таможенных услуг // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. Москва, 2022. С.119-122.

14. Чупракова С. Г, Нечаев Б. П. Совершенствование таможенного администрирования в условиях глобализации экономики // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. Москва, 2022. С. 155-159.

15. Моделирование бизнес - процессов в сфере внешнеэкономической и финансовой деятельности : учебник / В. В. Филатов, В. Безпалов, В. Ю. Мишаков и др. Москва, 2020.

References _

1. Burchik N. E., Nechaev B. P. Improving customs administration within the framework of the Customs Union. Actual issues of economics, commerce and service: collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service. Moscow, 2022. pp. 9-13.

2. Gupanova Yu. E. Statistical experiment: questionnaire on quality management of customs services : scientific and practical manual. M.: INFRA-M, 2020. 167 p.

3. Zhuravlev M. V., Buzulutskaya M. V. Main directions and prospects of development of the Federal Customs Service. Actual issues of economics, commerce and service : collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service. Moscow, 2022. pp. 14-17.

4. Kosikova Yu. A., Filatov V. V., Mishakov V. Yu., Kudryavtsev V. V., Polozhentseva I. V., Fadeev A. S. Analysis of the foreign trade policy of the Russian Federation and proposals to increase its effectiveness. News of higher educational institutions. Technology of the textile industry. 2020. No. 3 (387). pp. 5-10.

5. Kosikova Yu. A., Filatov V. V., Mishakov V. Yu. Theoretical aspects of the construction of the state foreign trade policy of the Russian Federation. Design and technology. 2021. No. 81 (123). pp. 95-99.

6. Lyubonko M. A., Sherstnev K. G., Logunova N. Yu. The impact of customs procedures on the calculation and payment of customs duties. Innovative development of equipment and technologies in industry: a collection of materials of the All-Russian scientific conference of young researchers with international participation. Part 5. Moscow, 2022.

7. Nechaev B. P., Kosikova Yu. A., Dovlatov V. S., Mammadov R. M., Abulov R. M. Ways of optimization of the Institute of customs expertise. Actual issues of commodity science, safety of goods and economics : collection of scientific articles on the results of the All-Russian scientific and practical conference with international. participation / edited by A. N. Stolyarova. 2018. pp. 256-260.

8. Nechaev B. P. Interaction of customs and business. Advanced food technologies: state, trends, growth points : collection of scientific papers of the I scientific and practical conference with international participation. 2018. pp. 213-217.

9. Oshitkova D. S., Buzulutskaya M. V. Prospects for the development of interstate regulation within the framework of the Customs Union. Actual issues of economics, commerce and service: collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service. Moscow, 2022. pp. 101-105.

10. Postovoy I. R., Filatov V. V., Nechaev B. P. Analysis of market principles of the economy of customs affairs. Collection of scientific papers of the International Scientific and Technical Symposium "Economic mechanisms of strategic management of industrial development" of the III International Kosyginsky Forum "Modern tasks of engineering sciences". Moscow, 2021. pp. 97-103.

11. Savin M. M., Stepanov A. A., Filatov V. V. Formation of a system for monitoring the quality of customs services. Applied Economic research. 2022. No. 2. pp. 17-23.

12. Simakhin O. G. Investigation of problematic issues of quality management of customs services : monograph. M.: INFRA-M, 2019. 70 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Skorobogatsky A.V., Nechaev B. P. Monitoring system as a tool for improving the quality of customs services. Actual issues of economics, commerce and service : collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service. Moscow, 2022. pp.119-122.

14. Chuprakova S. G., Nechaev B. P. Improving customs administration in the context of economic globalization. Topical issues of economics, commerce and service : collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service. Moscow, 2022. pp. 155-159.

15. Modeling of business processes in the sphere of foreign economic and financial activity: textbook / V. V. Filatov, V. Bezpalov, V. Yu. Mishakov, etc. Moscow, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.