Научная статья на тему 'Влияние глобализации на суверенитет государства'

Влияние глобализации на суверенитет государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2837
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / СУВЕРЕНИТЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ГЛОБАЛИЗАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ / GLOBALIZATION / INTEGRATION / SOVEREIGNTY / STATE SOVEREIGNTY / GLOBALIZATION INFLUENCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кудёлка Олег Сергеевич

В статье предпринята попытка определить влияние глобализации на суверенитет государства, дается характеристика основных акторов, заинтересованных в сохранении и развитии глобализационных процессов, раскрываются источники государственного суверенитета. Результаты исследования позволяют определить цели и характер глобализации в отношении малых и средних государств на современном этапе развития мирового сообщества с точки зрения их суверенитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Globalization influence of on state sovereignty

The article attempts to determine the globalization influence on the state sovereignty, describes the main actors interested in preserving and developing globalization processes, reveals the state sovereignty sources. The study results make it possible to determine the goals and nature of globalization in relation to small and medium-sized states at the present stage of the development of the world community in terms of their sovereignty.

Текст научной работы на тему «Влияние глобализации на суверенитет государства»

Влияние глобализации на суверенитет государства Globalization influence of on state sovereignty

Кудёлка Олег Сергеевич

студент 2 курса юридического факультета Гродненского государственного университета им. Янки Купалы

г. Гродно, Беларусь e-mail: [email protected]

Kudelka Oleg

the 2-year student of Law Faculty Grodno State University by Yanka Kupala Grodno, Belarus e-mail: kudzelka@mail. ru

Научный руководитель Белоусов А.Л.

к.ю.н., доцент

Гродненского государственного университета им. Янки Купалы

г. Гродно, Беларусь e-mail: belousov@grsu. by

Scientific adviser Belousov A.

Candidate of juridical sciences, associate professor Grodno State University by Yanka Kupala Grodno, Belarus e-mail: belousov@grsu. by

Аннотация.

В статье предпринята попытка определить влияние глобализации на суверенитет государства, дается характеристика основных акторов, заинтересованных в сохранении и развитии глобализационных процессов, раскрываются источники государственного суверенитета. Результаты исследования позволяют определить цели и характер глобализации в отношении малых и средних государств на современном этапе развития мирового сообщества с точки зрения их суверенитета.

Annotation.

The article attempts to determine the globalization influence on the state sovereignty, describes the main actors interested in preserving and developing globalization processes, reveals the state sovereignty sources. The study results make it possible to determine the goals and nature of globalization in relation to small and medium-sized states at the present stage of the development of the world community in terms of their sovereignty.

Ключевые слова: глобализация, интеграция, суверенитет, государственный суверенитет, глобализационное

влияние.

Keyword: globalization, integration, sovereignty, state sovereignty, globalization influence.

Современный мир претерпевает качественную и структурную перестройку, которая связана со значительными геополитическими изменениями и возрастающей ролью интеграционных процессов. Всё поддаётся изменениям, и стремится хоть как-то сохранить себя, и в конечном итоге, остаться победителем. В сложных, суровых условиях современности, невозможно оставаться прежним, требуются постоянные приспособления и качественная трансформация. На рубеже XX-XXI века общество столкнулось со значительным количеством неизвестных ранее глобальных проблем, которые затронули абсолютно все сферы жизнедеятельности социума, и заставили задуматься о настоящем и будущем государства, а также найти пути для их решения.

Одной из главенствующих проблем XXI столетия, принято считать, совокупность и взаимосвязь интеграционных

процессов. Вопросы глобализации уже на протяжении нескольких последних десятилетий являются объектом

пристального внимания со стороны многих отечественных и зарубежных ученых. В зависимости от точки зрения в

24

процессах глобализации большинство исследователей обнаруживают как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны взаимодействие и интеграция способствуют государственному развитию, улучшению экономической и социальной сферы, с другой в глобализации отчетливо проявляются неблагоприятные явления, ведущие к зависимости одних государств от других, обогащению богатых и обеднению бедных, и так далее.

В основе понятий «глобализм» и «глобализация» лежит латинское слово globus - «шар». В переводе с французского «глобальный» (global) означает «всеобщий» и объясняется как «охватывающий весь земной шар; всемирный; всесторонний, взятый в целом, масштабный, полный, универсальный» [4, с.232]. Глобализм понимается как главенствующий принцип в организации, реализации и существовании мира, как слаженный политический, экономический и культурный феномен. В свою очередь глобализация представляет собой деятельность по реализации данного принципа, и пересмотру, исходя из этого, политических, экономических, социальных и культурных структур. В доктрине можно обнаружить также и другие сущностные определения глобализации. Некоторые учёные подгоняют это явление к этапам становления капитализма, иные при определении ее целей выделяют главенствующую роль банковских структур, а кто-то обосновывает глобализацию процессами вестернизации [3, с. 20]. В настоящее время наиболее острой проблемой является вопрос о взаимодействии и совместимости глобализации с внутренними целями и интересами государства. Необходимо отметить, что по своей сути, глобализационные процессы несут негативный эффект для государств. Это обусловлено тем, что большинство государств отстаёт в экономических и финансовых сферах от глобализационных лидеров, возглавляющих международные союзы и организации, которые располагают властью, капиталом и ресурсами превышающими государственные. Одним, процессы глобализации выгодны, играют им на руку, на других, они оказывают явный либо скрытый негативный эффект.

В значительной степени, существование и развитие глобализации, выгодно крупным экономически развитым государствам и региональным державам (США, Великобритании, Франции, Германии, Китаю, России и так далее), а также транснациональным корпорациям и различным международным организациям (ООН, ВТО, МВФ, НАТО и др.) [3, с. 21].

Крупные экономически развитые страны, как правило, выступая в роли региональных держав, располагая значительной частью мировых финансовых и золотовалютных резервов, оказывают существенное влияние на планетарные события. Как правило, они являются также мировыми лидерами в разработке и внедрении инновационных технологий, обладают огромнейшим потенциалом во всех областях и направлениях жизнедеятельности современного общества. Это даёт им возможность пренебрегать нормами международного права и вмешиваться в разнообразные планетарные вопросы, не подлежащие их компетенции.

В свою очередь, транснациональные корпорации преследуют цели обогащения и мирового влияния. В современном мире, их деятельность, находится за рамками национального права, а их капиталы могут превышать бюджеты целых государств. Их влияние и значимость не подлежит сомнению, они, безусловно, заинтересованы в развитии глобализации, и освоении новых регионов и рынков сбыта своих товаров. Важно заметить, что, транснациональные компании, могут оказывать существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства, резидентом которого они являются. Благодаря их мощи и влиянию, развивающееся государство не способно противостоять производственному либо сырьевому гиганту.

Разнообразные международные и региональные организации, также заинтересованы в интеграции. Многие из них обладают большим влиянием, чем отдельно взятые государства и могут распространять своё воздействие, как на отдельные территории, так и на всю планету. Значимость международных организаций в глобализационных процессах, обусловлена поддержкой их деятельности значительным количеством государств, входящих в эти объединения. Участники международных организаций заинтересованы в усилении зависимости и взаимовлияния между собой, и, как результат, уменьшении суверенитета, и права выбора государств.

Влияние глобализации чётко прослеживается на поведении субъектов международного права. При этом особое место отводится преобразованию государственного суверенитета. Важно подчеркнуть, что ослаблению суверенитета способствуют: трансграничное перемещение рабочей силы, финансовые и медийные потоки, а также вопросы защиты природной среды. Различные международные организации, преступные группировки, транснациональные корпорации заставляют задуматься о способности государств нести властные полномочия и обладать суверенитетом [5, с. 51].

Суверенитет - это обеспечение единства и независимости государственной власти на своей земле, и наличие выбора и самостоятельности в ведении внешней политики [2, с. 14]. Начало XXI века ознаменовало себя, как время, возникновения мнений о «значительном уменьшении роли суверенитета», его «несостоятельности» в деятельности интеграционных процессов и, как следствие, о возможном возникновении препятствий для осуществления государственного суверенитета. Преграды для суверенитета объясняют важностью «гуманитарной интервенции»; интеграционными процессами; несостоятельностью отдельных наций властвовать над собой, и так далее [7; 6]. Следует отметить, что размывание суверенитета может возникнуть в связи с вступлением государств в различные союзы, альянсы, при подписании деклараций, резолюций, договоров. Тем не менее, данные действия не приводят к ликвидации государственного суверенитета, так как компетенция наднациональным структурам передается свободно, без принуждения. Это ведёт лишь к значительному ограничению суверенитета тех или иных стран.

Международные организации представляют собой сущность международно-правового суверенитета. При этом суверенитет государства, зависит от действий самого государства, и ряда объективных причин. Следует отметить, что, рассматривая суверенитет, выделяют три его вида: государственный, народный, национальный. Объектом исследования настоящей статьи является государственный суверенитет. В связи с этим необходимо обратить внимание, что в зависимости от уровня активности государств в системе международных отношений принято выделять вестфальское, недостаточное и поствестфальское государство. Данные типы государств обладают значительными отличиями, реализуют характерные им функции и задачи.

Для первого типа государств, суверенитет - представляет собой главное направление поведения в международных отношениях, которые способны защитить себя и регулировать национальную экономику. Вооружённая мощь, в таком государстве, направлена на защиту территории от внешних врагов, его можно назвать национальным государством.

Относительно второго типа государств, можно констатировать, что они возникли после окончания второй мировой войны, были очень слабыми, и не могли в полном объеме регулировать внутригосударственные процессы. В этих государствах отмечается рост наркоторговли, а также усиление влияния армии, полиции и корпораций. Недостаточные государства являются членами ООН, а их государственные бюджеты не превышает капиталы крупных корпораций.

Поствестфальское государство - это государство, которое ограничивает свой суверенитет международными договорами. Именно это государство и связывают с глобализационными процессами, такое государство ставит перед собой цель международного сотрудничества, и развития интеграционных процессов [5, с. 53].

Вопрос государственного суверенитета вызывал интерес уже во времена Древнего мира, но над его текстуальным закреплением, начали работу только в период Средневековья, когда над государственной властью нависла угроза со стороны крупных феодалов и церковных движений. В последующие периоды понятие «государственный суверенитет», представителями учёного мира, трактовалось по-разному. Благодаря развитию доктрины об общественном договоре, категория суверенитета была использована для обозначения народа, как носителя верховной власти [8, с. 84].

Представляет интерес также положение о наличии источников государственного суверенитета. Это понятие принято понимать и рассматривать в трёх значениях: гносеологическом, материальном и формальном.

Исходя из первого смысла, в качестве источников принято считать то, откуда общество получает информацию о суверенитете. Сюда следует отнести юридические концепции, нормативную систему, правоприменительную практику.

Во втором подходе источником государственного суверенитета является среда, позволяющая осуществлять суверенитет. Сторонники второго подхода (Д. Л. Златопольский, Р. Г. Абдулатипов, С. А. Комаров, и другие) анализируя базис суверенитета, выделяли три его типа: политический, экономический и правовой.

В формалистическом понимании в качестве источников государственного суверенитета выступает то, что является основанием преимущества государства на принадлежащей ему территории. В этом смысле к источникам суверенитета можно отнести нацию, государственные структуры, монарха и даже бога. Одной из самых древних концепций государственного суверенитета была идея его божественного происхождения, согласно которой - всё от бога, как высшего создателя. Вся власть дарована высшими силами, и тот, кого наделили этой силой, считается избранным и уважаемым. В дальнейшем, отказавшись от божественной теории, источником суверенитета принято было считать народ (С. В. Черниченко, М. И. Абдулаев). С течением времени от этой идеи также пришлось отказаться, и на первый план выступило мнение о государственной власти, как об источнике государственного суверенитета. Мнение о государственной власти, как источнике государственного суверенитета, основано на взглядах В. И. Ленина, который исходил из того, что государственная власть занимает первое место в системе государственной организации. Относительно монарха, как источника суверенитета, можно отметить, что это преимущественно относится к форме правления государством в виде монархии. Там существует мнение, что монарх является единственным источником власти и государственного суверенитета на своей территории, поскольку его власть не образована от какой-либо другой власти в государстве [10, с. 193]. Таким образом, можно сделать вывод, что в разные исторические периоды развития общества и государства выделялись различные источники государственного суверенитета, и о том, что первоначальным источником государственного суверенитета является народ. Несмотря на разнообразие источников, в настоящее время наблюдается усиление угроз для государственного суверенитета, а также широкое понимание в среде политиков и ученых необходимости их изучения и предотвращения.

Не вызывает сомнения - глобализация оказывает значительное влияние на государственный суверенитет и целенаправленно накладывает свой отпечаток на все функции государства, преследуя в конечном итоге цель - отобрать, либо уменьшить государственный суверенитет. Как уже отмечалось ТНК, крупные мировые и региональные державы, международные организации, ограничивают малые и средние государства в суверенитете, иногда, действуя не преднамеренно, лишая их прав. Глобализация проявляется практически во всех направлениях: экономическом, политическом, культурном, социальном, её масштабы имеют всемирный характер. Вступая в экономические союзы, политические объединения, государства лишаются части своих возможностей, делегируя их наднациональным структурам. Следует отметить, что встречаются ситуации, когда государство самостоятельно принимает решение о передаче части своих полномочий, и, предвидя последствия, целенаправленно вступает в альянсы. В качестве примера, можно рассматривать современный ЕС, на территории которого уже на протяжении более шестидесяти лет функционируют целая структура учреждений, ограничивающих суверенитет отдельных государств.

Можно констатировать, что за период деятельности Европейского союза, государства, являющиеся ее членами, в значительной степени потеряли свой суверенитет, передав его наднациональным органам. Это даёт право сделать вывод о том, что суверенитет вошел в фазу полураспада, и в существовании Европы возник новый этап - этап постсуверенности [9, с. 134].

Несомненную угрозу для государственного суверенитета Республики Беларусь оказывают интеграционные проекты в рамках Союзного государства.

В заключении следует подчеркнуть, что глобализация способствует перестройке суверенитета, и это явление имеет двойственную природу. С одной стороны глобализация негативно влияет на государства, приводит к уменьшению суверенитета, с другой отдельные субъекты международного права самостоятельно и целенаправленно отказываются от своего суверенитета и прав [9]. Безработица и нищета в государственных масштабах, огромная пропасть между теми, кто

обладает капиталом и теми, кто его обслуживает, обостряющиеся религиозные и национальные противоречия, богатство крупных транснациональных корпораций, и бедность мелких региональных производителей - всё это в значительной степени результат глобализационных процессов. Следует согласиться с мнением, что глобализация используется в интересах нескольких экономически развитых стран, в ущерб всем остальным, ослабляя их суверенитет.

Таким образом, глобализация бросает вызов государственному суверенитету и его целям. Она проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества (политической, экономической, социальной, культурной), и многие видят в ней исключительно негативные стороны. Не зря суверенитет объявляется одним из самых зловещих испытаний современной действительности [1, с. 97]. Глобализация изменяет лицо общества - заимствуется культура, обычаи, традиции, применяется манящий опыт других стран, которые путём пота и крови, уже прошли свой путь, всё это зачастую оказывает негативное влияние на фидуциария (заимствовавшую сторону). Изменение и уменьшение государственного суверенитета, в будущем, приведёт к трансформации идеологии государства, к его качественной трансформации. В связи с этим, государству очень важно следить за всеми своими действиями и не допускать пагубных явлений.

Безусловно, не следует преувеличить значение глобализации. Многие её аспекты действительно несут неблагоприятные последствия, но необходимо замечать также и огромное количество её положительных сторон: интеграция и унификация способствуют развитию отдельных сфер экономики, происходит обмен передовыми знаниями и опытом, доступно распространение востребованных товаров и услуг на самых удаленных рынках нашей планеты, наблюдается рост общего мирового производства и так далее. Исходя из этого, можно сделать вывод, что существуют положительные и отрицательные стороны глобализации, и благодаря взаимовыгодному и паритетному сотрудничеству всех субъектов международного права, осознающих существование глобальных проблем, возможно грамотное и компромиссное разрешение всех возникших международных конфликтов и споров.

Список используемой литературы:

1. Андреев Ю.В. Проблемы суверенитета и международная безопасность // Власть. - 2011. - № 1. - С. 97-100.

2. Вихров А.А. Понятие и сущность суверенитета // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2005. -№ 3(27). - С. 14-24.

3. Грачёв Н.И. Политическая глобализация и государственный суверенитет // Проблемы теории и истории государства и права. - 2012. - № 1(16). - С. 20-26.

4. Зенович Е.С. Новейший словарь иностранных слов. - М.: Астрель, 2001. - 605 с.

5. Кольцов А.Н. О глобализации и суверенитете // Юриспруденция. - 2004. - № 1. - С. 50-53.

6. Кузнецова Е. Суверенитет. Незыблемый и неделимый? Суверенитет государства может быть ограничен, если оно им злоупотребляет // Международная жизнь. - 2004. - № 7-8. - С. 151, 153, 161, 166.

7. Кузьмин Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. - 2006. - № 3. - С. 8790.

8. Кукушкина С.М. Государственный суверенитет в современном мире: актуальные проблемы // Пробелы в российском законодательстве. - 2011. - № 3. - С. 84-86.

9. Соколова А.А. Проблема суверенитета и особенности политической трансформации государства в условиях глобализации // Власть. - 2009. - № 12. - С. 132-135.

10. Черняк Л.Ю. Источники (основа) государственного суверенитета // Вестник ЮУрГУ. - 2006. - № 13. - С. 193-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.