Бондарева Елена Анатольевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права России
и зарубежных стран Воронежского государственного университета
(тел.: +74732208378)
Глобализация и суверенитет государства
в экономической сфере
В статье исследуются аспекты влияния глобализации на приоритетные направления деятельности отдельного государства в сфере экономики. Анализируются вопросы обеспечения экономического суверенитета России.
Ключевые слова: экономический суверенитет, глобализация, интеграционные процессы.
E.A. Bondareva, Master of Law, Assistant Professor of the Chair of Constitutional Law of Russia and Foreign Countries of the Voronezh State University; tel.: +74732208378. Globalization and sovereignty of the state in the economic sphere
This article examines the impact of globalization on priority directions of activity of the individual state in the economic sphere. Analyzed issues related to economic sovereignty of Russia. Key words: economic sovereignty, globalization, integration processes.
Одним из важнейших факторов мирового развития на современном этапе является глобализация. Все больший объем государственных дел ввиду планетар-ности границ экономических, технико-технологических, информационных и экологических процессов странам приходится решать согласованно и сообща [1, с. 64]. При формировании внешней и внутренней политики любого государства невозможно игнорировать указанное явление, независимо от того, является конкретная страна участником глобализационных процессов или нет, и Россия не исключение.
Мировой экономический кризис показал, что наличие в стране механизмов самозащиты, отвечающих интересам экономической безопасности, теперь является не только условием самостоятельного развития хозяйственной системы, но и основным параметром возможности сохранения жизнеспособности национальной экономики.
Интеграционные процессы проявляются в укреплении экономических и политических позиций различных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. Мировая экономическая система превращается в совокупность мощных систем, активно взаимодействующих друг с другом. Сегодняшнее усиление межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы пе-
решагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, экологией, защитой прав и свобод граждан и их объединений.
Следует отметить, что для эффективного межгосударственного сотрудничества должны быть разработаны различные механизмы принятия решений по каждому направлению взаимодействия с учетом национальных интересов отдельного государства.
Глобализация - всемирный процесс, взаимосвязывающий национальные социально-экономические образования в единую мировую и экономическую систему [2, с. 1].
Глобализация - качественно новый этап развития мирового хозяйства, определяющими факторами которого являются господство транснациональных корпораций (ТНК), финансового капитала и перераспределение на этой основе экономических и политических функций между национальными государствами, ТНК и международными организациями.
Наряду с положительными моментами рассматриваемого явления, прежде всего в области науки, образования, культуры, проблемы в сфере экономики остались не до конца решенными, отчасти даже усугубились.
В условиях глобализации происходит абсолютизация рынка и свободной конкуренции, отрицание роли национального государства как эффективного регулятора экономики, воз-
23
растание значения транснациональных корпораций и международных организаций в регулировании процессов на уровне отдельных национальных хозяйств. Все это способно привести к ряду негативных последствий: искажению национальных приоритетов развития; разрушению основ развития национального предпринимательства; утрате экономического суверенитета государства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России от 31 декабря 2015 г. № 683 [3], указывается, что процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития , углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями (п. 13). Возрастающее влияние политических факторов на экономические процессы, а также попытки применения отдельными государствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решения своих геополитических задач ослабляют устойчивость системы международных экономических отношений, что на фоне растущей суверенной задолженности способствует сохранению повторения масштабных финансово-экономических кризисов (п. 24). Но, тем не менее, наша страна продемонстрировала способность к обеспечению своего суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности (п. 8).
Любое государство, ставящее цель получения от глобализационных процессов максимальной выгоды, должно проводить сбалансированную рациональную политику в различных сферах.
Социально-экономическая сфера, как никакая другая, крайне остро реагирует на несоблюдение баланса интересов: бизнеса и власти, труда и капитала, мелкого и крупного предпринимательства, наемных работников и работодателей, нуждающихся в социальной помощи и трудоспособного населения и т.д.
Государство имеет конституционную обязанность государственного содействия, государственного стимулирования предпринимательской деятельности, поскольку недостаточно только провозглашения экономических прав, установления механизмов их защиты, важна
многосторонняя, продуманная политика государства.
Другим аспектом рассматриваемой проблемы взаимодействия рынка и государства является вопрос о поиске баланса между построением свободной рыночной экономики и необходимостью выравнивания социального неравенства.
Социальное государство, с одной стороны, признает и гарантирует основные принципы рыночной экономики, с другой - принимает необходимые меры по регулированию экономических отношений, направленные на обеспечение надлежащего развития общества [4, с. 30-31].
Глобализация не ведет к отмиранию института государства, напротив, предъявляет к последнему более высокие требования, связанные с переплетением и столкновением национальных интересов отдельных стран.
Нарастающий мировой экономический кризис скорректировал приоритеты национальных экономик, выдвигая на первый план задачу формирования самодостаточной и безопасной системы экономических отношений отдельного государства.
Достижения устойчивого развития и функционирования национальной экономики возможно добиться не только обеспечением экономического суверенитета конкретной страны, с учетом интересов личности, общества и государства, но и посредством рационального включения в мировые процессы в различных сферах (политической, экономической, социальной, культурной и др.). В связи с этим возникают вопросы: как сохранить экономический суверенитет в эпоху глобализации и в условиях набирающего обороты мирового кризиса? До какого предела можно ограничивать суверенитет путем передачи своих полномочий, чтобы государство сохранило свою идентичность? Какие меры необходимо предпринять России, чтобы вхождение в глобальную экономику позволило сохранить ее национальный экономический суверенитет?
Необходимым признаком суверенитета является эффективное осуществление государством функций на своей территории. Суверенитет в современную эпоху представляет собой политико-правовою форму выражения обособленности и самостоятельности государства как субъекта национального и международного права. В категории «суверенитет» выделяют формально-юридическую и фактическую сто-
24
роны. Первый аспект следует рассматривать в качестве своеобразной политико-правовой формы государственного суверенитета как явления, второй - в качестве материального содержания [5, с. 186].
По мнению И.Д. Левина, «опыт нашей эпохи свидетельствует о том, что политическая независимость, опирающаяся на известный минимум экономических предпосылок, создает относительно наилучшие условия для борьбы государства за укрепление своих экономических позиций, чем, в свою очередь, создается более прочная основа и для политической независимости, обеспечивается большая действенность суверенитета. Суверенитет необходимо понимать именно в таком диалектическом, а не в абсолютном, метафизическом смысле, динамически, а не статически, во взаимосвязи экономического базиса и политической надстройки, а не в их отрыве друг от друга» [6, с. 78].
Действенность суверенитета страны зависит от ее военной и экономической мощи, а последняя постепенно приобретает детерминирующее значение.
Угроза утраты экономического суверенитета, как правило, исторически предшествует потере политического суверенитета, об этом свидетельствуют разнообразные «оранжевые технологии», примененные не только на постсоветском пространстве, но и в различных уголках мирового сообщества.
В современных условиях происходит усложнение взаимодействия личности и общества. С одной стороны, личность все чаще выступает как активный субъект социального управления, как творец материальных, культурных, духовных и иных ценностей. С другой стороны, гражданское общество предполагает признание и защиту (прежде всего на конституционном уровне) прав и свобод человека и гражданина, создает условия для его самоопределения и самореализации, для становления личности как полноправного и ответственного члена сообщества, активного и сознательного участника политического процесса. Указанные факторы приводят к усложнению структуры гражданского общества, появлению новых институтов, как, например, Общественные палаты [7, с. 28]. Последние призваны не только играть роль площадки для диалога власти и общества, но и сглаживать противоречия между различными политическими силами и социальными группами того или иного государства. Эффективное
функционирование институтов гражданского общества позволит укрепить суверенитет государства в политической сфере.
Теряя экономический суверенитет, государство не способно в полной мере выполнять социальные обязательства перед своими гражданами, что ведет к обострению проблемы глобальной бедности не только незащищенных слоев граждан, но и к обнищанию активной части общества (работников бюджетной сферы, представителей малого бизнеса и др.).
Экономический суверенитет как многоаспектное явление представляет собой:
суверенное право свободно распоряжаться своими материальными ресурсами и всей экономической деятельностью;
верховенство государства в экономической области и соответствующее подчинение власти государства всех лиц и организаций, находящихся на его территории, а также правовой порядок и механизмы его политико-правовой реализации;
принцип международного права, означающий самостоятельность государства в осуществлении суверенных прерогатив экономического содержания во взаимоотношениях с другими государствами [8, с. 215].
Некоторые авторы говорят о национальном экономическом суверенитете, определяя его как потенциальную и реализующую способность самодостаточного устойчивого и безопасного воспроизводства национальной экономики в качестве саморазвивающейся социально-экономической ценности [9, с. 17].
На наш взгляд, главное в понятии «экономический суверенитет» - это возможность самостоятельно принимать важнейшие стратегические решения, прежде всего в финансовой, банковской и валютной сферах. Следовательно, экономический суверенитет служит основой, материальным обеспечением суверенитета государственного.
К числу особых мер, обеспечивающих экономический суверенитет, относят: повышение эффективности функционирования всей системы исполнения законодательства (административной, судебной и правоохранительных систем), реформирование социально-экономической сферы, укрепление демократических институтов, защиту базовых прав (безопасность жизни и собственности) [10].
Для «сглаживания» негативных последствий процессов глобализации роль экономической функции национального государства возрас-
25
тает, особенно в части выработки экономической стратегии, позволяющей согласовывать национальные интересы страны с интересами международного сообщества. «С отдельных государств не снимается ответственность за выработку механизма, позволяющего адаптироваться к изменяющимся экономическим отношениям и обеспечивать благосостояние собственного общества во избежание внутренних социальных конфликтов и дестабилизации обстановки в стране» [11, с. 103].
Экономическое сотрудничество в большей мере, чем сотрудничество в других сферах, способно объединить государства в целях повышения благосостояния собственного населения, но только при условии, что оно будет основываться не на зависимости одних государств от других, а на принципах их суверенного равенства.
С учетом государственно-территориального устройства России одним из направлений обеспечения экономического суверенитета является выравнивание экономического развития регионов. На сегодняшний момент в российской финансовой системе сложилась ситуация, значительно его ослабляющая:
один регион (г. Москва) аккумулирует 80% финансовых ресурсов всей страны, и на него приходится 22,5% от ВВП всей России;
в 2013 г. бюджет региона был дефицитным в 77 субъектах Российской Федерации (97%), и суммарный долг составил 1,7 трлн рублей;
только 2% муниципалитетов имеют собственную налоговую и имущественную базы. Например, в зарубежных федеративных государствах распределение налоговых поступлений между центром и регионами составляет: в Швейцарии - 90% в пользу субъектов Федерации, в Германии - до 70%, США и Канаде - до 60-65%, в Индии и Бразилии - до 40-50%, в России, наоборот, свыше 65% налоговых поступлений отправляется в центр [12].
На наш взгляд, в качестве важной составляющей современной экономической политики государства необходимо отметить создание системы экономического мониторинга российских регионов в целях комплексного и системного развития субъектов Российской Федерации, расширения и укрепления хозяйственных и гуманитарных связей между ними. Это позволит сбалансировать территориальное развитие страны, стимулировать самостоятельное развитие субъектов Федерации в различных сферах жизнедеятельности общества, совер-
шенствовать систему стратегического и территориального планирования, что в итоге приведет к сокращению уровня дифференциации в социально-экономическом развитии регионов России, повышению их инвестиционной привлекательности и предпринимательской активности.
Обеспечение экономической безопасности регионов можно рассматривать в следующих аспектах:
как гарантию независимости всей страны, т.е. составляющую государственного суверенитета;
условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения экономического роста;
приоритет национальной политики современного государства.
Таким образом, необходимость сохранения ведущей роли государства в регулировании экономических процессов в условиях интеграции в мировое хозяйство продиктована следующими обстоятельствами:
1) государство - главный организатор по воспроизводству социально-экономической сферы, как официальный представитель общества, только оно способно проводить в жизнь определенную экономическую политику в масштабе всей страны , поскольку ни гражданское общество, ни бизнес-структуры не могут быть выразителями суверенных интересов национальной экономики;
2) только государство обладает таким универсальным средством управления делами общества, как законодательство, и, следовательно, только оно вправе устанавливать правовой режим экономических отношений, закреплять конституционно-правовые основы функционирования рынка, способы и формы защиты рыночной инфраструктуры;
3) механизм обеспечения и укрепления экономического суверенитета основывается на диверсифицированности, инновационности и конкурентоспособности национальной экономической системы, точками опоры которой являются эффективно действующие государственно-публичные институты; социально ориентированные бизнес-структуры; действенный общественный контроль за государством и бизнесом.
Современная глобализация - это объективный процесс, который нельзя остановить, отменить или игнорировать, но имеется возможность оказывать на него определенное
26
влияние. Сильным будет только то государство, которое, являясь активным глобальным игроком, имеет возможность не только самостоятельно принимать экономические решения, оказывать влияние на мировые тенденции развития, но и сохранить свою культуру и на-
1. Тихомиров Ю.А. Государство: преемственность и новизна. М., 2011.
2. Лукашук И. И. Глобализация, государство и право, XXI век. М., 2000.
3. Рос. газ. 2015. 31 дек.
4. Бондарева Е.А. Власть и бизнес: вопросы ответственности в социальном государстве // Вестн. ВГУ. Право. 2012. № 2(13).
5. Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. 2003. № 1.
6. Левин И.Д. Суверенитет. СПб., 2003.
7. Бондарева Е.А. Общественная палата Российской Федерации - институт или «Министерство» гражданского общества? // Вестн ВГУ. Право. 2006. № 1.
8. Блищенко И.П., Дория Ж. Понятие экономического суверенитета // Правоведение. 2003. № 1.
9. Юрьева Н.П. Национальный экономический суверенитет в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2009.
10. Мау В. Суверенитет и экономический рост // Коммерсант. 2006. 8 нояб.
11. Морозова Л.А. Влияние глобализации на функции государства // Государство и право. 2006. № 6.
12. Аргументы недел1. 2014. 23 окт.; 2015. 26 февр., 5 марта.
циональную самобытность, создать условия для свободного и всестороннего развития личности, а для этого необходимо сформировать особую модель взаимодействия с мировым сообществом на основе национальных выгод и интересов.
1. Tikhomirov Yu.A. The state: continuity and novelty. Moscow, 2011.
2. Lukashuk I.I. Globalization, state and law, twenty-first century. Moscow, 2000.
3. Rus. newsp. 2015. Dec. 31.
4. Bondareva E.A. Power and business: issues of responsibility in the social state // Bull. of VSU. Law. 2012. № 2(13).
5. Marchenko M.N. State sovereignty: problems of defining the concept and content // Jurisprudence. 2003. № 1.
6. Levin I.D. Sovereignty. St. Petersburg, 2003.
7. Bondareva E.A. The public chamber of the Russian Federation - Institute or the «Ministry» of civil society? // Bull. of VSU. Law. 2006. № 1.
8. Blishchenko I.P., Doria J. The notion of economic sovereignty // Jurisprudence. 2003. № 1.
9. Yuryeva N.P. National economic sovereignty in the context of globalization: auth. abstr. ... Master of Economics. Moscow, 2009.
10. Mau V. the Sovereignty and economic growth // Commercial. 2006. Nov. 8.
11. Morozova L.A. Impact of globalization on the functions of the state // State and law. 2006. № 6.
12. Arguments of the week. 2014. Oct. 23; 2015. Febr. 26, March 5.
27