Научная статья на тему 'Влияние глобализации на систему открытого образования как фактора "омассовления" системы элитного образования'

Влияние глобализации на систему открытого образования как фактора "омассовления" системы элитного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайгушева Светлана Николаевна

В условиях складывания информационного общества происходит трансформация образовательной системы, основанной на повышение доступности образования через систему открытого образования, что приводит к размыванию границ между элитарным и массовым образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние глобализации на систему открытого образования как фактора "омассовления" системы элитного образования»

УДК: 101.1: 316

Сайгушева Светлана Николаевна

аспирант 5 курса, кафедры философии.

Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева»

sveta200791 @rambler. ru

Svetlana N. Saygusheva

graduate student of the 5th course, department of philosophy

FGBOOU WAUGH "The Mordovian state

teacher training college

name of M.E. Evsevyev"

sveta200791 @rambler.ru

Влияние глобализации на систему открытого образования, как фактор «омассовления» системы элитного образования

The influence of globalization on the system of open education, as a factor of "massaging" the system of elite education

Аннотация: В условиях складывания информационного общества происходит трансформация образовательной системы, основанной на повышение доступности образования через систему открытого образования, что приводит к размыванию границ между элитарным и массовым образованием.

Ключевые слова: открытое образование, глобализация, «омассовление», элитарное образование, элита.

Annotation: In a folding information society is transformation of the educational system based on increased access to education through open education, which leads to a blurring of the boundaries between elite and mass education.

Key words: open education, globalization, "massification", elite education,

elite.

Исторически сложившийся процесс, основанный на передаче накопленных знаний каждому последующему поколению от предыдущего, является основой современной образовательной системы. На разных исторических этапах социум предъявлял к человеку специфические требования. Общественный прогресс заставляет человека уметь ориентироваться в постоянно изменяющихся жизненных обстоятельствах.

В условиях формирования информационного общества происходит изменение образовательной парадигмы, основанной на повышение доступности образования, ускоряется социализации обучающихся, складывается кросскультурная грамотность. Эти тенденция во многом связанны с включением России в Болонский процесс.

Ключевым направлением развития образовательной системы на сегодняшний день являетсяформирование открытого образование в условиях глобализации.Под глобализацией, в широком смысле данного понятия,подразумевается сближение и рост взаимосвязи наций и государств мира, сопровождающийся выработкой общих политических, экономических, культурных и ценностных стандартов.Глобализация в области образования -это процесс все большего приспособления системы обучения к запросам глобальной рыночной экономики, в условиях сближения государствмеждународного сотрудничества, сопровождающегося выработкой общих политических, экономических, культурных и ценностных ориентиров [3, с. 175].

Открытое образование в условиях глобализации представляет собойсовокупность систем организационных, педагогических и информационных технологий для обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности и эффективности процесса обучения. Целью открытого образования является подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной жизничерез конкретную профессиональную область в условияхинформационного общества, где главной ценностью становится информация. Постиндустриальные структуры в формирующемся современном обществе постоянно будут остро нуждаться в производстве высококвалифицированных кадров. Вследствие чего учебная деятельность, всех без исключения групп населения, становится основным средством развития, воспроизводства и причиной формирования перманентно обучающегося общества. Резко возрастает спрос на образование, особенно высшее, происходит его массовизация. Глобализация порождает маркетизацию образования, которое начинает рассматриваться как сфера предпринимательства, инвестирования средств, оказания платных услуг[1, с. 6].

Для образования основной целью становится сформировать навыки работы студентов в реальных условиях, взаимодействовать с коллективом, эффективно решать практические задачи, адаптируясь к реальным жизненным условиям, постоянно развивая свои профессиональные компетенции. Главными становится качества выпускника: свобода выбора, компетентность, коммуникативность.

Глобализация открытого образования направлена на равный доступ к образованию для всех категорий граждан. Такая система обучения предполагает увеличение самостоятельной работы обучающегося, который выбирает удобное для себя место обучения поиндивидуальному расписанию, имея комплект необходимых средств обучения при контакте с преподавателем или тьютором, обычно через систему интернет, а также личный, при необходимости. Существующие формы получения образования в системе открытого образования интегрируются в единое образовательное пространство[1, с. 8]. Требования к компетенциям должны быть едиными для всех, независимо от технологий и формы обучения. Происходит изменение содержания образовательных программ и их отдельных курсов, направленное

на формирование у студентов профессионально значимых компетенций, востребованных рынком труда.

Образовательные программы значительно сокращаются до отдельных курсов и модулей, которые пользуются наибольшим спросом. Многие учебные заведения переходят на «интерактивный режим работы». Создаются только заочные учебные заведения, место преподавателей занимают тьюторы. Таким образом, интерактив является главным педагогическим инструментом электронных образовательных ресурсов. Современные технологии дают для такой системы обучения неограниченные возможности - при желании каждый сегодня может научиться всему, а в большинстве случаев ещё и получить подтверждение своих профессиональных навыков. В целом это позволит сделать образование более доступным, и, что ещё более важно, прозрачным с точки зрения качества.

Открытое образование создает равные стартовые возможности для молодого поколениявконкуренции за получение лучшего образования, как фундамента длярастущей социальной мобильности. Общество заинтересовано в том, чтобы определенное, пусть небольшое, количество людей сохраняло и развивало достижения науки, культуры, технологии и как все сложно организованные системы, нуждается в профессиональном воздействии во всех его сферах, что вызывает необходимость в разделении труда, полномочий и социальных функций, как отдельных представителей общества, так и целых социальных групп.Образование, которое транслирует потребности общества, представляет собой механизм по передаче социального опыта и социальных ориентиров молодому поколению. Та часть образовательной системы, которая может считаться элитарной, по сути, транслирует социальный опыт элит и воспроизводит элиту в новых поколениях.

Элитарность учебного заведения - свойство объективного характера, которое формируется под влиянием целого ряда факторов. Уникальность учебного заведения и образования, которое можно в нем получить, историческое положение и роль учебного заведения, его профессура и научно-педагогические кадры, выпускники и их роль в общественно-политической и экономической жизни общества, отношение к учебному заведению, его престижность, качество образования, востребованность выпускников обществом и экономикой, эти и другие аспекты играют определяющую роль в том, что учебное заведение воспринимается как элитарное. В основе системы воспроизводства элит по-прежнему лежит элитарное образование и в современном мире, чтобы сохранить себя, ему приходится меняться, меняя и образовательную систему. В процессе глобализации, многими учеными выдвигается предположение о том, что будущее может принадлежать только тем странам, которые имеют наиболее эффективные школы и высшие учебные заведения, которые способны создать мощный интеллектуальный потенциал. Данный потенциал впоследствии деформируется в важную объективную основу для развития способностей большинства граждан и для обеспечения их благополучия [2, с. 49].

На сегодняшний день происходит экстенсивный рост сферы высшего образования. Во всем мире за последние годы наметилась тенденция к превращению высшего образования не просто в массовое явление, но в некий обязательный атрибут современного человека при условии перенасыщения рынка труда по определенным направлениям и специальностям. Большая часть выпускников вузов не работают в соответствии с полученным образованием.Особый динамизм жизни, усиление интеграционных процессов, глобализация способствовали формированию и закреплению однородности, одинаковости жизни и ее проявлений. Складывающееся и все шире распространяющееся массовое общество, в котором люди обходятся без индивидуальных различий, канадский философ и культуролог М. Маклюэн назвал глобальной деревней: «То, что раньше воспринималось как количество, теперь предстает перед нами как качество; оно становится общим социальным признаком человека без индивидуальности, ничем не отличающегося от других, безличного «общего типа»[3, с. 308].

В условиях сложной экономической ситуации процесса оптимизации происходит недостаток финансирования признанных элитных образовательных центров, что приводит к омассовлению образования- размыванию границ между элитным и массовым образованием[1, с. 6]. На сегодняшний момент развитие образования происходит путем омассовления образовательной системы за счет поглощения старых элитарных единиц, что снижает общий потенциал системы в целом. Для предотвращения этого обвала необходимо создание новых элитных сил образования, которые бы уравновесили и компенсировали образовавшийся в них недостаток. В высшем образовании сделана попытка сдерживания процесса омассовления путем установления ориентиров включения в топ-100 каждого направления глобальных рейтингов хотя бы одного российского вуза. Проект 5-100 является проектом по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Необходимо глобальное позиционирование России в новой экономике, где интеллектуальный капитал становится основной производительной силой; противостояние попыткам изоляции российского образования; развитие экспорта российского образования и противодействие «утечке мозгов»[4, с. 1].

Образовательный процесс занимает важнейшее место в формировании элиты. Именно с качеством образования связано повышение качественной характеристики элиты. Позитивно на общество влияет процесс проникновения ценностей элитарного сознания в массы, но совершенно недопустима обратная тенденция - подавление массовым элементом элитного начала.

Необходимость развития элитарного образования всех уровнях определяется внешнеполитическими факторами и внутриполитическим развитием нашего государства. Первостепенной задачей элитных учебных заведений является формирование сознания граждан стремящихся выделять существенные проблемы нашего общества и государства и способных найти способы их решения.Тенденции развития образовательной системы ведут к

трансформации высшего образования, которое должно быть доступным и элитным одновременно. Элитным станет всё, что связано с прямым контактом с преподавателем, массовое будет в основном обеспечиваться онлайн-технологиями.

Литература:

1. Гарина И. А. Элитное образование в современном обществе // научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. Vмеждунар. студ. науч.- практ. конф. № 2(5). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/2(5)

2. Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. М.- СПб.- Н.Йорк, «ЕЛИМА», «Питер». - 2006. -1100 с.

3. Маклюэн, Г. M. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры /Г. М. Маклюэн: пер. с англ. и прим.: А. Юдин. - М., 2003 // Центр гуманитарных тех - нологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// gtmarket.ru/laboratory/basis/3568.

4. Новости. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// gtmarket.ru/laboratory/basis/3568.

Literature:

1. Garina IA Elite education in modern society // scientific community of students: interdisciplinary research: coll. Art. by mat. V Intern.stud. scientific-practical. Conf. № 2 (5).[Electronic resource]. - Access mode: https://sibac.info/archive/meghdis/2(5)

2. Globalistics. International interdisciplinary encyclopedic dictionary.M.- St. Petersburg - N. York, "Elim", "Peter". - 2006. -1100 sec.

3. McLuhan, GM The Gutenberg Galaxy. The creation of a man of printed culture / GM Maklyuen: per. with English. and comment: A. Yudin. - M., 2003 // Center for Humanitarian Technologies [Electronic resource]. - Access mode: http: // gtmarket.ru/laboratory/basis/3568.

4. News. National Research University Higher School of Economics [Electronic resource]. - Access mode: http: //gtmarket.ru/laboratory/basis/3568.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.