Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГИПОКСИЧЕСКИ-ГИПЕРКАПНИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ НА РЕЗУЛЬТАТ В СТАЙЕРСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ'

ВЛИЯНИЕ ГИПОКСИЧЕСКИ-ГИПЕРКАПНИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ НА РЕЗУЛЬТАТ В СТАЙЕРСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРВАЛЬНАЯ ГИПЕРКАПНИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА / ЗАДЕРЖКА ДЫХАНИЯ В ПЛАВАНИИ / АЭРОБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попов О.И., Попов Л.А.

В работе рассматривается метод тренировки с использованием задержки дыхания во время выполнения стандартных интервальных тренировочных упражнений. Цель исследования - изучить эффективность гипоксически-гиперкапнической тренировки с индивидуализированным воздействием в тренировке юных пловцов. В исследовании приняло участие 30 спортсменов обоего пола в возрасте 13-14 лет с квалификацией II-III разряда. Фиксировались результаты на дистанциях 501500 м и дистанция, проплываемая за 30 мин, определялись ЖЕЛ, оксигенация крови. Показано, что низкоинтенсивные интервальные упражнений, выполняемые с индивидуально дозированным урежением частоты дыхания приводят к повышению устойчивости к гипоксически-гиперкапническому фактору и ускорению восстановления оксигенация крови. Тренировка на задержке дыхания показала большую эффективность в отношении специальной работоспособности в смешанной аэробно-анаэробной зоне и значительно меньшую - в отношении скоростных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF HYPOXIC-HYPERCAPNIC TRAINING ON THE RESULT IN STAYER DISCIPLINES AMONG YOUNG SWIMMERS

The article considers the use of breath holding during standard interval training exercises. The purpose of the investigation is to determine the effectiveness of hypoxic-hypercapnia training with individualized effects in the training of young swimmers. The study involved 30 athletes of both sexes aged 13-14 with qualifications of II-III category. The results were recorded at distances of 50-1500 m, the distance swum in 30 minutes, VC, blood oxygenation were determined. It has been shown that low-intensity interval exercises performed with an individually dosed decrease in respiratory rate lead mainly to a significant increase in resistance to the hypoxic-hypercapnia factor and accelerate the restoration of blood oxygenation. Breath-holding training showed greater efficiency in relation to special performance in the mixed aerobic-anaerobic zone and much less in relation to swimming speed.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГИПОКСИЧЕСКИ-ГИПЕРКАПНИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ НА РЕЗУЛЬТАТ В СТАЙЕРСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ»

УДК 796.015.542:797.21

ВЛИЯНИЕ ГИПОКСИЧЕСКИ-ГИПЕРКАПНИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ НА

РЕЗУЛЬТАТ В СТАЙЕРСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ

Олег Игоревич Попов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Леонид Алексеевич Попов, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва

Аннотация

В работе рассматривается метод тренировки с использованием задержки дыхания во время выполнения стандартных интервальных тренировочных упражнений. Цель исследования - изучить эффективность гипоксически-гиперкапнической тренировки с индивидуализированным воздействием в тренировке юных пловцов. В исследовании приняло участие 30 спортсменов обоего пола в возрасте 13-14 лет с квалификацией II-III разряда. Фиксировались результаты на дистанциях 501500 м и дистанция, проплываемая за 30 мин, определялись ЖЕЛ, оксигенация крови. Показано, что низкоинтенсивные интервальные упражнений, выполняемые с индивидуально дозированным урежением частоты дыхания приводят к повышению устойчивости к гипоксически-гиперкапническому фактору и ускорению восстановления оксигенация крови. Тренировка на задержке дыхания показала большую эффективность в отношении специальной работоспособности в смешанной аэробно-анаэробной зоне и значительно меньшую - в отношении скоростных качеств.

Ключевые слова: интервальная гиперкапническая тренировка, задержка дыхания в плавании, аэробные возможности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p376-380

INFLUENCE OF HYPOXIC-HYPERCAPNIC TRAINING ON THE RESULT IN STAYER DISCIPLINES AMONG YOUNG SWIMMERS

Oleg Igorevich Popov, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chair, Leonid Alekseevich Popov, the post-graduate student, Russian State University of Physical Education,

Sport, Youth and Tourism, Moscow

Abstract

The article considers the use of breath holding during standard interval training exercises. The purpose of the investigation is to determine the effectiveness of hypoxic-hypercapnia training with individualized effects in the training of young swimmers. The study involved 30 athletes of both sexes aged 13-14 with qualifications of II-III category. The results were recorded at distances of 50-1500 m, the distance swum in 30 minutes, VC, blood oxygenation were determined. It has been shown that low-intensity interval exercises performed with an individually dosed decrease in respiratory rate lead mainly to a significant increase in resistance to the hypoxic-hypercapnia factor and accelerate the restoration of blood oxygenation. Breath-holding training showed greater efficiency in relation to special performance in the mixed aerobic-anaerobic zone and much less in relation to swimming speed.

Keywords: interval hypoxic training, breath hold in swimming, aerobic abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Объемы и интенсивность тренировочных нагрузок в настоящее достигли предельных величин и их дальнейшее увеличение выглядит маловероятным [1, 4]. В настоящее время эффект гипоксии прочно занял ведущее место в списке внетренировочных воздействий, которые эффективно способствуют повышению работоспособности и ускорению сроков восстановления [4, 6, 7]. Происходит непрерывное совершенствование тренировочного процесса за счет использования барокамер, гипоксикаторов, интервальной гипо-ксической тренировки, а также гипоксически-гиперкапнического фактора, в виде масок с удлиненной трубкой (дополнительного мёртвого пространства) либо за счет перехода на «носовое» дыхание [1, 4, 7].

Показано, что в плавании, как и в других циклических видах спорта, интервальная гипоксическая тренировка существенно ускоряет темпы развития адаптации [2, 3]. Ана-

логичный эффект дает гиповентиляционное дыхание в сочетании с физическими нагрузками: увеличивается время работы до отказа [10] и уровень сатурации артериальной крови кислородом [5]. Достаточную высокую эффективность демонстрирует серийное выполнение упражнений с задержкой дыхания в спортивных играх [9] и в плавании [8].

Цель исследования - изучить эффективность гипоксически-гиперкапнической тренировки с индивидуализированным воздействием в тренировке юных пловцов.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование было проведено на базе центра спорта и образования Самбо - 70 отделения «Юность» по плаванию (г. Москва). Были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная группы (КГ) по 15 человек. В них вошли спортсмены с квалификацией II и III разряда. Спортсмены специализировались в стайерских дисциплинах. Каждая группа состояла из 5 девушек и 10 юношей возраста 13-14 лет.

Перед выполнением тестовых заданий 50, 800, 1500 м вольным стилем испытуемые проводили соревновательную разминку. Кроме того, измерялась дистанция, проплываемая за 30 мин как косвенный показатель скорости ПАНО. В день выполнялось не более одного теста. После проплывания тестовой дистанции 800 м рука испытуемого высушивалась при помощи полотенец и устройства для сушки рук Dyson Airblade V HU 02 Nickel. Затем происходило измерение уровня насыщения кислородом крови с помощью пульсоксиметра Armed YX301. Показатели фиксировались через 30, 60, 120, 180 секунд после финиша. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) измерялась спирометром Contec SP70B. Предельное время задержки дыхания на суше измерялось на вдохе в положении сидя. Жизненный индекс (ЖИ) рассчитывался как отношение ЖЕЛ к массе тела.

Индивидуализация гипоксически-гиперкапнического воздействия в ЭГ осуществлялась следующим образом: вначале определялась максимальная дистанция, которую спортсмен может преодолеть по поверхности с задержкой дыхания (ЗД) при плавании вольным стилем. Отрезок дистанции, на котором спортсмен выполнял один вдох, составлял 40% от максимальной. Таким образом, если максимальная дистанция, проплываемая на задержке дыхания составляла 40 м, то пловцу ставилось задание на тренировочной дистанции 100 м сделать 6-7 вдохов. За тренировку выполнялось несколько серий 4х100 м с невысокой интенсивностью. Когда спортсмен плыл под водой, работая ногами дельфином, целевое количество вдохов определялось аналогично и составляло от 1 до 3 на отрезке 25 м. Для выполнения вдоха спортсмен всплывал на поверхность и затем погружался в воду.

Спортсмены КГ вместо этих упражнений выполняли дистанционное плавание с аналогичным объемом или задания с незначительным снижением частоты дыхания. В остальном программа тренировки в ЭГ и КГ не отличались. Продолжительность эксперимента составила 21 день.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На рисунке 1 представлена картина динамики насыщения крови кислородом после проплывания дистанции 800 м у пловца экспериментальной группы КС до и после эксперимента. Видно, что вначале оксигенация нарастает быстро, затем медленнее. Для описания этого процесса мы использовали степенную функцию, показатель степени интерпретировался как коэффициент скорости восстановления сатурации (КВС). У данного спортсмена показатель степени до экспериментальной тренировки был равен 0,090, после - увеличился до 0,129. Коэффициент детерминации R2 для степенной зависимости существенно выше, чем у линейного уравнения, также представленного на графиках, что подтверждает необходимость описания динамики восстановления оксигенации криволинейной зависимостью.

%

100 98 96 94 92 90 88 86 84 82 80

До экспериментальной тренировки

y = 61,315х R2 = 0,99 0,0898

1

У = 0,1167х R2 = 0,94 ь 80,5 23

Основной

% После экспериментальной тренировки Основной

Основной

Основной у = Осц,овнойхОсновной

Осно,р,н ой,

Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной

y = Основнойх + Основной R2 = Основной

20

40

60

80

100

120 t, c

ОсновнОйновнОйновнОйновнОйновнОйновной

t, c

Примечание: сплошная линия - степенная зависимость, пунктир - линейный тренд.

Рисунок 1 - Динамика восстановления насыщения крови кислородом (%) после проплывания дистанции 800 м

у пловца КС

У всех пловцов к 180-й секунде восстановления сатурация возвращалась к исходному значению, поэтому для вычисления КВС использовались первые три точки. Первоначальное значение колебалось от 81 до 86%, что соответствует данным [4] о снижении оксигенации крови при нагрузках средней и большой мощности примерно на 18%.

В таблице 1 представлены результаты в плавании на различные дистанции до и после экспериментальной тренировки.

Таблица 1 - Изменение результатов в плавании на различные дистанции за период прове-

Группа 50 в/с, с 800 в/с, с 1500 в/с, с 30 мин (м)

До экспериментальной тренировки

КГ 30,24±2,23 705,8±30,9 1437±54 1863±61

ЭГ 29,32±2,05 698,1±30,5 1413±44 1874±58

После экспериментальной тренировки

КГ 30,22±2,24 701,7±34,1 1432±54 1872±67

ЭГ 29,15±2,03 688,3±32,0 1389±44* 1904±59

| Прирост результатов

КГ -0,02±0,09 -4,1±9,1 -5±3+ 10±16+

ЭГ -0,17±0,09**++ -9,7±2,4*+ -24±5**++ 30±6**++

Примечание: достоверность различий между КГ и ЭГ: * - р<0,05; ** - р<0,01; достоверность приростов: + -

p<0,05; ++ - p<0,01.

В таблице 2 представлена изменение показателей до и после экспериментальной тренировки.

Таблица 2 - Изменение показателей за период проведения эксперимента

ЖЕЛ, л ЖИ, мл/кг ЗД суша, с Дистанция ЗД, м КВС

До экспериментальной тренировки

КГ 2,98±0,27 52,8±6,4 93,1±6,6 35,3±3,7 0,098±0,007

ЭГ 3,22±0,45 56,9±7,7 93,0±7,9 36,8±4,8 0,090±0,006

После экспериментальной тренировки

КГ 3,16±0,37 55,8±7,3 96,9±6,4 37,0±3,6 0,101±0,010

ЭГ 3,50±0,47* 61,6±7,9* 107,2±8,1** 46,1±6,2** 0,111±0,009*

Прирост результатов

КГ 0,18±0,13+ 3,0±1,9++ 3,7±5,7+ 1,7±2,6+ 0,003±0,011

ЭГ 0,28±0,11*+ 4,7±2,2*++ 14,2±5,6**++ 9,3±3,3**++ 0,021±0,008**++

Примечание: достоверность различий между КГ и ЭГ р<0,05; ++ - р<0,01. * - р<0,05; ** - р<0,01; достоверность приростов: + -

На рисунке 2 представлен прирост показателей в процентах. Как следует из данных таблиц 1 и 2, до начала эксперимента обе группы были равны по уровню подготовленности, статистически достоверных различий по уровню плавательной подготовленности и в функциональных пробах на обнаружено (р<0,05). После экспериментальной тренировки достоверные различия были обнаружены у функциональных показателей: ЖЕЛ, ЖИ, задержка дыхания на суше, дистанция, проплываемая на задержке дыхания.

Л

1,6 -1,4 -1,2

1

0,8 0,6 0,4 0,2 0

1,71

КГ

ЭГ

1,58

25,36

1,39

0,59 0,58

25

20

15

0,52 10

I с^:

i гш m

% 1 2 3 4 % 5 6 7 8 9

Примечание: 1 - скорость на 50 м; 2 - скорость на 800 м; 3 - скорость на 1500 м; 4 - длина дистанции, проплываемая за 30 мин; 5 - ЖЕЛ; 6 - жизненный индекс; 7 - задержка дыхания на суше; 8 - дистанция, проплываемая на задержке дыхания; 9 - коэффициент скорости восстановления сатурации.

Рисунок 2 - Прирост показателей (%) в результате тренировки

Существенно возросла скорость восстановления сатурации после проплывания дистанции 800 м. Спортивные результаты в КГ и ЭГ достоверно различались лишь на дистанции 1500 м. Это объясняется небольшими приростами в скорости плавания (0,1-0,6% в КГ и (1,6-1,7% в ЭГ), а также значительной внутригрупповой вариацией. Анализ сдвигов с помощью t-критерия Стьюдента для связанных выборок свидетельствует о значимых приростах результатов как в КГ, так и в ЭГ. Однако в ЭГ сдвиги в результатах и величине функциональных показателей значительно выше (p<0,05). Как видно из рис. 2, наибольшие различия наблюдаются в задержке дыхания на суше (4 против 15%), дистанции, проплываемой на задержке дыхания (5 против 25%), коэффициенте скорости восстановления сатурации (3 против 23%). Иными словами, в наибольшей степени тренировка на задержке дыхания воздействует на устойчивость к гипоксически-гиперкапническому воздействию, в меньшей степени - на ЖЕЛ и жизненный индекс. Влияние на прогрессирование специальной работоспособности выражено в меньшей степени, что объясняется тем, что на спортивные результаты влияет большое количество различных факторов. Тем не менее, даже сравнительно кратковременная тренировка на задержке дыхания привела к значимому повышению эффективности процесса подготовки юных пловцов.

ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение комплекса низкоинтенсивных интервальных упражнений, выполняемых с индивидуально дозированным урежением частоты дыхания, приводит к повышению устойчивости к гипоксически-гиперкапническому фактору и ускорению восстановления оксигенации крови.

Тренировка на задержке дыхания показала большую эффективность в отношении специальной работоспособности в смешанной аэробно-анаэробной зоне и значительно меньшую - в отношении скоростных качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Интервальная гипоксическая тренировка: Монография. / Н.И. Волков, А.В. Карасев, В.Я. Сметанин, В.В. Смирнов. - Москва : Военная академия РВСН имени Петра Великого, 2000. - 91 с.

0,08

2. Интервальная гипоксическая тренировка в циклических видах спорта / В.И. Жуков, Н.С. Коломийцева, Н.В. Доронина [и др.] // Физическая культура и спорт, безопасность жизнедеятельности : материалы заседаний круглых столов Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета. - Майкоп, 2021. - С. 60-64.

3. Заплахов Ю.А. Использование интервальной гипоксической тренировки в подготовке пловцов 11-13 лет // Теория и практика физической культуры. - 2008. - №. 11. - С. 87-89.

4. Иорданская Ф.А. Гипоксия в тренировке спортсменов и факторы, повышающие её эффективность : монография / Ф.А. Иорданская. - Москва : Спорт, 2019. - 110 с.

5. Классина С.Я. Влияние гиповентиляционного дыхания на уровень сатурации артериальной крови кислородом у спортсменов при тренировке на выносливость / С.Я. Классина // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2019. - №. 5 (171). - С. 152-156.

6. Колчинская А.З. Интервальная гипоксическая тренировка в спорте / А.З. Колчинская // Спортивная медицина. - 2008. - № 1 - С. 9-25.

7. Колчинская А.З. Нормобарическая интервальная гипоксическая тренировка в медицине и спорте / А.З. Колчинская, Т.Н. Цыганова Л.А. Остапенко. - Москва : Медицина, 2003. - 408 с.

8. Попов Л.А. Эффект применения модифицированной интервальной гипоксической тренировки у пловцов / Л.А Попов, В.Н. Черемисинов //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2019. - №. 5 (171) - С. 249-252.

9. Ржанов А.А. Использование задержки дыхания в спортивной тренировке детей 10-12 лет как способ повышения их функциональной выносливости // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. ВП Астафьева. - 2020. - №. 4 (54). - С. 162-168.

10. Фудин НА. Сравнительный анализ эффективности гиповентиляционного дыхания и его модификации в сочетании с физическими упражнениями / Н.А. Фудин, С.Я. Классина // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. - 2018. - Т. 12, №. 5. - С. 185-191. - URL: http://vnmt.ru/Bulletin/E2018-5/3-6.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

REFERENCES

1. Volkov N.I., Karasev A.V., Smetanin V.Ya. and Smirnov V.V. (2000), Interval hypoxic training, Military Academy of the Strategic Missile Forces named after Peter the Great, Moscow.

2. Zhukov V.I., Kolomiytseva N.S., Doronina N.V. [et al.] (2021), "Interval hypoxic training in cyclic sports", Physical culture and sports, life safety: materials of round tables of the Institute of Physical Culture and Judo of Adyghe State University, Maykop, pp. 60-64.

3. Zaplakhov Yu. A. (2008) "The use of interval hypoxic training in the training of swimmers aged 11-13 years", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 87-89.

4. Jordanskaya F.A. (2019), Hypoxia in training athletes and factors that increase its effectiveness, Sport, Moscow.

5. Klassina S. Ya. (2019), "Influence of hypoventilation respiration on the level of oxygen saturation of arterial blood in athletes during endurance training", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp. 152-156.

6. Kolchinskaya A.Z. (2008), "Interval hypoxic training in sports", Sports medicine, No. 1, pp.

9-25.

7. Kolchinskaya A.Z., Tsyganova T.N. and Ostapenko L.A. (2003), Normobaric interval hypoxic training in medicine and sports, Medicine, Moscow.

8. Popov L.A. and Cheremisinov V.N. (2019), "The effect of using modified interval hypoxic training in swimmers", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp. 249-252.

9. Rzhanov A.A. (2020), "The use of breath holding in sports training for children aged 10-12 years as a way to increase their functional endurance", Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University V.P. Astafieva, No. 4 (54), pp. 162-168.

10. Fudin N.A. and Klassina S.Ya. (2018), "Comparative analysis of the effectiveness of hypoventilation breathing and its modification in combination with physical exercises", Bulletin of new medical technologies. Electronic edition, Vol. 12, No. 5, pp. 185-191, available at: http://vnmt.ru/Bulletin/E2018-5/3-6.pdf.

Контактная информация: popov.oi@rgufk.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.