Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГЕОБРЕНДА РЕГИОНА НА РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ'

ВЛИЯНИЕ ГЕОБРЕНДА РЕГИОНА НА РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОБРЕНД РЕГИОНА / ГЕОТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ / GEOBRAND OF THE REGION / GEOTRANSFORMATION / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES / ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS / UNIVERSITY ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попова Ольга Ивановна, Гагарина Нафиса Миннуловна

В статье рассматривается влияние геобренда региона на экспортную деятельность вузов, которое доказывается статистическими данными об интересе иностранной молодежи к вузам города Екатеринбурга. На основе контент-анализа публикаций в официальных СМИ г. Екатеринбурга утверждается, что происходит геотрансформация имиджа города, то есть переход от исторически сложившегося образа промышленного региона в культурную современную столицу, привлекательную для иностранных студентов. Вводится понятие геотрансформации. Геотрансформация города, а также новые направления его позиционирования как делового, культурного и спортивного центра, которые были зафиксированы в официальных СМИ, дают возможность познакомиться иностранным абитуриентам с историческими, культурными и экономическими характеристиками региона. Авторы считают, что вузы Екатеринбурга, занимающие высокие места в российском рейтинге университетов по качеству образовательных услуг и престижности учебы в них, также являются частью современного бренда уральского региона. По показателю «доходность экспортной деятельности» был составлен рейтинг университетов, первые места в котором занимают: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Уральский государственный экономический университет и Уральский государственный горный университет. Эти вузы ведут активную работу по привлечению и адаптации иностранных студентов, разрабатывая магистерские программы на иностранных языках, реализуя программы обмена студентов и преподавателей с ведущими мировыми университетами. В заключении статьи представлены результаты опроса иностранных студентов УрФУ и УрГЭУ, которые показывают, что основными критериями при выборе вузов являются признание полученного университетского диплома на родине и интерес к региону, где расположен университет. Источниками информации, из которых они узнали о вузе, стали: интернет, чемпионат мира по футболу и представители университета, посещавшие их страну. Все это свидетельствует о динамизме развития уральского региона, инновационном ходе его истории и способности привлекать молодежь из разных стран

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Попова Ольга Ивановна, Гагарина Нафиса Миннуловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF GEOBRAND OF THE REGION ON THE DEVELOPMENT OF EXPORT ACTIVITIES OF UNIVERSITIES

The paper deals with the influence of the region's geobranding on the export of educational services. The statistics shows the interest of foreign youth to the higher educational establishments of Ekaterinburg. Based on the content analysis of the publications in the official media of Ekaterinburg, the authors suggest that there is a geotransformation of the city’s image. That is, the transition from the image of a historically established industrial region to the image of a modern cultural capital which attracts foreign students. The concept of “geotransformation” is introduced. Geotransformation of the city image and its positioning as abusiness, cultural and sports center is actively done by the official mass media, which helps foreign applicants to learn about the historical, cultural and economic characteristics of the region. Many universities in Ekaterinburg occupy high positions in the Russian universities ranking in terms of the quality of education and the prestige of studying there. These universities have managed to increase their total revenue from their services export, which results from foreign students’ interest to studying at Ural universities. The main providers of educational services in the region are the Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, the Ural State University of Economics and the Ural State Mining University. The universities are actively working to attract and adapt international students. They are developing Master degree programs in foreign languages and exchange programs for students and teachers with the leading foreign universities. A survey of foreign students at Ural Federal University and Ural State University of Economics showed that the main criteria for choosing universities were the recognition of a university diploma in their home country and the interest in the region where the university is located. The sources from which they learned about the universities were the Internet, the 2018 FIFA World Cup held in the city and the university representatives visiting their country.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГЕОБРЕНДА РЕГИОНА НА РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ»

УДК 316.4

ВЛИЯНИЕ ГЕОБРЕНДА РЕГИОНА НА РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ

Ольга Ивановна Попова1, Нафиса Миннуловна Гагарина2

1 Кафедра маркетинга и международного менеджмента, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Российская Федерация

2Кафедра делового иностранного языка, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается влияние геобренда региона на экспортную деятельность вузов, которое доказывается статистическими данными об интересе иностранной молодежи к вузам города Екатеринбурга. На основе контент-анализа публикаций в официальных СМИ г. Екатеринбурга утверждается, что происходит геотрансформация имиджа города, то есть переход от исторически сложившегося образа промышленного региона в культурную современную столицу, привлекательную для иностранных студентов. Вводится понятие геотрансформации. Геотрансформация города, а также новые направления его позиционирования как делового, культурного и спортивного центра, которые были зафиксированы в официальных СМИ, дают возможность познакомиться иностранным абитуриентам с историческими, культурными и экономическими характеристиками региона. Авторы считают, что вузы Екатеринбурга, занимающие высокие места в российском рейтинге университетов по качеству образовательных услуг и престижности учебы в них, также являются частью современного бренда уральского региона. По показателю «доходность экспортной деятельности» был составлен рейтинг университетов, первые места в котором занимают: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Уральский государственный экономический университет и Уральский государственный горный университет. Эти вузы ведут активную работу по привлечению и адаптации иностранных студентов, разрабатывая магистерские программы на иностранных языках, реализуя программы обмена студентов и преподавателей с ведущими мировыми университетами. В заключении статьи представлены результаты опроса иностранных студентов УрФУ и УрГЭУ, которые показывают, что основными критериями при выборе вузов являются признание полученного университетского диплома на родине и интерес к региону, где расположен университет. Источниками информации, из которых они узнали о вузе, стали: интернет, чемпионат мира по футболу и представители университета, посещавшие их страну. Все это свидетельствует о динамизме развития уральского региона, инновационном ходе его истории и способности привлекать молодежь из разных стран.

Ключевые слова: геобренд региона, геотрансформация, экспорт образовательных услуг, адаптация иностранных студентов, деятельность университетов.

Impact of Geobrand of the Region on the Development of Export Activities of Universities

Olga I. Popova1, Naphisa M. Gagarina2

department of Marketing and International Management, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russian Federation

2Department of Business Foreign Language, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russian Federation

Abstract. The paper deals with the influence of the region's geobranding on the export of educational services. The statistics shows the interest of foreign youth to the higher educational establishments of Ekaterinburg. Based on the content analysis of the publications in the official media of Ekaterinburg, the authors suggest that there is a geotransformation of the city's image. That is, the transition from the image of a historically established industrial region to the image of a modern cultural capital which attracts foreign students. The concept of "geotransformation" is introduced. Geotransformation of the city image and its positioning as a

business, cultural and sports center is actively done by the official mass media, which helps foreign applicants to learn about the historical, cultural and economic characteristics of the region. Many universities in Ekaterinburg occupy high positions in the Russian universities ranking in terms of the quality of education and the prestige of studying there. These universities have managed to increase their total revenue from their services export, which results from foreign students' interest to studying at Ural universities. The main providers of educational services in the region are the Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, the Ural State University of Economics and the Ural State Mining University. The universities are actively working to attract and adapt international students. They are developing Master degree programs in foreign languages and exchange programs for students and teachers with the leading foreign universities. A survey of foreign students at Ural Federal University and Ural State University of Economics showed that the main criteria for choosing universities were the recognition of a university diploma in their home country and the interest in the region where the university is located. The sources from which they learned about the universities were the Internet, the 2018 FIFA World Cup held in the city and the university representatives visiting their country.

Keywords: geobrand of the region, geotransformation, export of educational services, adaptation of foreign students, university activities.

Введение

Процесс продвижения «бренда» российского образования и усиления образовательного тренда миграции иностранной молодежи становится все более актуальным в условиях повышения конкуренции вузов на мировом уровне. Документом, определяющим данный процесс в Российской Федерации, является паспорт проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», утвержденный Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.05.2017. Данный документ разработан в целях увеличения числа иностранных граждан, обучающихся очно в российских вузах с 200 тыс. чел. (2017 г.) до 710 тыс. чел. (2025 г.) [1; 2]. Для более эффективной реализации проекта предполагается совершенствовать нормативную базу по приему и обучению иностранных студентов и признанию дипломов, полученных на предыдущей стадии обучения, и последующему признанию дипломов российских вузов в стране их проживания. Важным фактором при выборе вуза для получения образования иностранными студентами в г. Екатеринбурге является не только университет, но и регион как бренд. Цель данной статьи — анализ влияния геобренда г. Екатеринбурга и бренда ведущих вузов региона на выбор иностранными студентами вуза для обучения. В связи с этим, задачами исследования стали:

• на основе публикаций в официальных СМИ определить современные характеристики геобренда г. Екатеринбурга.

• проанализировать статистические показатели экспортной деятельности ведущих вузов г. Екатеринбурга.

• определить критерии выбора, методы поиска и получения информации иностранными студентами для обучения в вузах г. Екатеринбург.

• выявить взаимосвязь между современными характеристиками бренда г. Екатеринбурга и критериями выбора иностранными студентами вуза для обучения.

На основе контент-анализа публикаций в официальных источниках, проведен обзор геотрансформации имиджа г. Екатеринбурга, формируемый с 2017 г. На основании кабинетных исследований было проведено обобщение и сравнение вторичных статистических данных о развитии брендов ведущих вузов г. Екатеринбурга и результатах набора иностранных студентов. Определены инструменты, используемые для привлечения иностранных абитуриентов, а также методы повышения уровня удовлетворенности студентов условиями адаптации и обучения в выбранном вузе. Для проведения социологического полевого количественного исследования по определению критериев выбора вуза для обучения иностранными студентами, проведен онлайн-опрос студентов, обучающихся в трех ведущих

вузах города Екатеринбурга, с помощью сервиса Google Формы. Методологическую основу исследования составили теории маркетинга территории и социологии. На основе структурно-логического анализа и дедукции выявлена взаимосвязь между брендом региона и выбором иностранными студентами вуза для обучения.

Материалы и методы

Брендинг территорий, или геобрендинг — это стратегия повышения конкурентоспособности регионов с целью привлечения инвесторов, туристов, новых жителей, квалифицированных мигрантов и другой целевой аудитории. Он является частью системы развития территории, служит способом позитивной идентичности места, а также дает возможность переосмысления значимости места теми людьми, которые связаны с ним различным образом. Геобрендинг — это коммуникационная стратегия, которая представляет особую важность для продвижения территории, формируется под конкретный регион для самопрезентации в отношении ряда целевых аудиторий, обеспечивает комплексность и наглядность дифференциации территории во многом за счет создания ее социокультурного портрета [3]. Базовыми параметрами брендинга Д. Хоутон и Э. Стивенс считают следующие: бренд должен выражать только позитивные стороны города; бренд города претендует на то, чтобы изменить общественное представление о городе; между брендом города и его идентичностью должна существовать негласная связь; бренд города способен влиять на интерпретацию города людьми.

Заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) геобренда являются административные, деловые, политические структуры, СМИ, учреждения образования и культуры конкретных регионов. Город Екатеринбург обладает геобрендом, который связан с формированием общеуральского горнозаводского центра в эпоху Петра I. Выгодное пересечение торговых путей и богатство природных ресурсов определяло развитие промышленного региона. В последнее время город Екатеринбург трансформировал свой образ и превратился в столичный и открытый для коммуникационных процессов центр [4]. Можно предположить, что происходит процесс геотрансформации бренда города Екатеринбурга.

Трансформация (лат. traasformatio — «преобразование», «превращение») — это закономерное изменение ocнoвнoй мoдeли, пpивoдящee к изданию втopичнoй структуры [5]. В данной статье под геотрансформацией будем понимать закономерное изменение исторически сложившегося образа города Екатеринбурга в глазах целевых аудиторий, направленное на формирование современной привлекательности территории. Геотрансформация Екатеринбурга проявляется в создании максимально благоприятного инновационного климата, установлении информационно-технологических связей, обеспечении экономической и экологической безопасности [6], проектировании развитой инфраструктуры [7], соответствующей международным стандартам, и обязательно в культурном ландшафте [8], обусловленном в том числе местной архитектурой, часть которой досталась горожанам «в наследство», а другая — проектируется и возводится сейчас, «создавая» новый образ города, в котором предстоит жить будущим поколениям [9; 10]. При развитии нового геобренда Екатеринбурга соединяются исторические традиции и новые направления в архитектуре, что подчеркивает историческую значимость происхождения территории [11].

С помощью контент-анализа, были рассмотрены PR-тексты официальных СМИ, так как именно они в большей степени транслируют положительный имидж Екатеринбурга и исходят от «заинтересованной стороны». На основе более чем 250 текстов был проанализирован медиа имидж г. Екатеринбурга, транслируемый из 5 ресурсов за период с 2017 г. по май 2020 г. В числе рассматриваемых ресурсов: официальный портал Екатеринбурга [12]; официальный сайт Правительства Свердловской области [13]; Законодательное собрание Свердловской области [14]; Екатеринбургская городская дума [15]; Администрация Ленинского района [16]. В ходе анализа были выявлены отличительные характеристики, наиболее часто транслируемые в пресс-релизах как неотъемлемые черты имиджа города Екатеринбурга (таблица 1).

75

Таблица 1. Характеристики г. Екатеринбурга, транслируемые официальными СМИ с 2017 г.

по май 2020 г.

Характеристика Год

2017 2018 2019 До мая 2020 года

% публикаций

Культурный 42 30 34 26

Социальный 30 60 62 60

Образовательный 20 16 20 32

Развивающийся, инновационный 24 20 28 26

Туристический 18 24 26 24

Спортивный 16 14 18 18

Строящийся 18 12 14 14

Исторический 14 14 15 14

Молодежный 12 8 10 10

Международный 12 16 18 17

Экономически привлекательный 10 12 12 12

Медицина 8 18 21 38

Безопасный 8 8 8 14

Промышленный, производственный 8 4 4 12

Научный 6 4 4 8

Торговый 4 4 5 4

Развитая инфраструктура 2 26 27 24

Агрономический 2 2 2 2

Патриотический 4 4 4 3

Религиозный 2 2 2 2

Контент-анализ официальных СМИ показал, что с 2017 года Екатеринбург активно позиционируется главным образом как культурная и спортивная столица. В 2018 году увеличилось число публикаций, посвященных развитию инфраструктуры города, системе здравоохранения, туризму, международному сотрудничеству [17]. В 2019 году увеличивается количество статей, посвященных образованию, инновациям, внутреннему туризму, международным событиям и медицине. В 2020 году в связи с пандемией возросло количество публикаций, связанных с медицинским обслуживанием в городе, разработками и производством аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ), онлайн-обучением в школах и вузах. Таким образом, в зависимости от социального запроса, город позиционирует себя как активно отвечающий требованиям ситуации и времени. Это, на наш взгляд, и есть геотрансформация г. Екатеринбурга, влияющая на многие процессы, в том числе и привлечение иностранных студентов.

Все сказанное выше свидетельствует о геотрансформации Свердловской области, то есть происходит трансформация образа уральской старопромышленной территории как «опорного края державы» в образ развивающегося региона с современной столицей, приобретающей черты мирового мегаполиса. В Екатеринбурге расположены 39 высших учебных заведений, многие из которых занимают высокие позиции в российском рейтинге университетов по качеству образовательных услуг и престижности учебы в них. В свою очередь это говорит о динамизме развития рассматриваемого региона, его инновационном ходе истории и способности привлекать молодежь как из разных уголков России, так и других стран. Дополнительно интерес иностранной молодежи к столице Свердловской области вызван географическим расположением уральского региона, разделившим Европу и Азию, но объединившим экономические интересы Запада и Востока, а также разные культурно-исторические традиции [18].

Положительное экономическое влияние геобренда Екатеринбурга и Свердловской области на образовательный тренд миграции иностранной молодежи можно проследить на примере статистических данных. Так, в учебном году 2016/2017 гг. вузами Свердловской области было реализовано 970 очных контрактов и 537 заочных контрактов, что позволило университетам получить доход от экспорта образовательных услуг в объеме 151 462 435 рублей. В 2017/2018 учебном году количество очных контрактов на обучение иностранных граждан возросло на 157 % по отношению к предыдущему году, при этом общая сумма по ним составила 203 614 764 рублей. В то же время количество заочных контрактов сократилось на 87 %, что сказалось на доходности вуза от экспортной деятельности, которая в 2017/2018 учебном году составила 33 776 250 рублей. Положительным моментом здесь является тот факт, что, несмотря на разные тренды экспортных услуг, университетам удалось повысить общую доходность со 151 462 435 рублей до 237 391 014 рублей в год, что доказывает заинтересованность иностранных студентов в том, чтобы приехать в Екатеринбург и учиться в уральских вузах. Эффекты от образовательной миграции представляют собой сумму вкладов в экономику и положительных экстерналий (в частности, экстерналии для инновационной системы, местного малого бизнеса, для рынка рабочих мест) [19]. В разрезе деятельности университетов (см. таблицу 1) в 2017/2018 учебном году наибольшую доходность от экспорта образовательных услуг имеет Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (158 млн руб.) за счет очной и заочной контрактной формы обучения иностранных граждан (таблица 2) [20].

Таблица 2. Экспорт образовательных услуг государственных вузов Свердловской области в

2017/2018 учебном году

№ Вуз Общее число обучающихся иностранных граждан, чел. Очная контрактная форма обучения, чел. Сумма, руб. Заочная контрактная форма обучения, чел. Сумма, руб.

1. Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина 1164 1 026 145 995 740 138 11 890 850

2. Уральский государственный экономический университет 288 172 21 929 000 116 7 630 000

3. Уральский государственный горный университет 215 123 12 841 676 92 5 682 330

4. Уральский государственный педагогический университет 154 121 11 109 200 33 1 917 400

5. Уральский государственный юридический университет 131 68 9 868 400 63 4 964 400

6. Уральский государственный лесотехнический университет 23 7 749 600 16 753 150

7. Уральская государственная архитектурно -художественная академия 15 7 1 121 148 8 938 120

Итого 1 990 1 524 203 614 764 466 33 776 250

Итого, руб. 237 391 014

Источник: составлено авторами на основе данных статистического сборника «Экспорт российских образовательных услуг» [21].

Второе место по доходности от экспорта образовательных услуг иностранным гражданам занимает Уральский государственный экономический университет (29,5 млн руб.). Третье место — Уральский государственный горный университет, обучение иностранных граждан в

котором обеспечило приток денежных ресурсов в размере 18,5 млн руб. Выросло число обучающихся иностранных граждан, что является доказательством влияния геобренда Екатеринбурга на выбор вуза иностранной молодежью. В рейтинге ведущих вузов Свердловской области по доходности очных контрактов на обучение иностранных граждан также лидируют Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Уральский государственный экономический университет, Уральский государственный горный университет (рисунок 1).

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина Уральский государственный горный университет

Уральский государственный экономтеский университет

Уральский государственный юридический университет

Уральский государственный педагогический университет

Уральский государственный лесотехнический университет

Уральская государственная архитектурно-художественная академия

О 10 20 30 40 50 60 70 80

Рисунок 1. Рейтинг вузов Свердловской области по их доходности очных контрактов в рамках

экспортной деятельности, %

Рассмотрим более подробно международную деятельность по реализации проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» двух ведущих вузов г. Екатеринбурга: Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина и Уральского государственного экономического университета. По данным на 1 апреля 2020 года в УрФУ обучается 4 300 иностранных студентов из 110 стран мира (на 1 апреля 2029 года обучалось 3 807 иностранных граждан из 78 стран мира). В Уральском регионе университет является лидирующим вузом по подготовке иностранных студентов. Согласно мониторингу эффективности вузов РФ, показатель международной деятельности УрФУ находится на отметке 11,8 % (в 2019 году — 10,8 %) при минимальном пороговом значении 1 % [22]. Университет признается зарубежными вузами и участвует в международных рейтингах QS, Times, Nimes Higher Education, Multirank, Webometrics. Университет укрепляет свои позиции в международных профессиональных ассоциациях ECPR, PCMD, EFMD, университет Арктики. Заключены и успешно реализуются соглашения с образовательными организациями из Армении, Австрии, Азербайджана, Бразилии, Бельгии, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Ирландии, Ирана, Индии, Италии, Испании, Казахстана, Китая, Канады, Киргизии, Латвии, Малайзии, Монголии, Нидерландов, Румынии, Сербии, Словакии, США, Японии и другими странами. В Уральском федеральном университете обучается 159 иностранных аспирантов, работает 40 зарубежных преподавателей из 40 стран мира, разработано 19 магистерских и 41 программа аспирантуры на английском языке, которые являются одним из наиболее привлекательных образовательных продуктов. Список партнеров УрФУ включает около 500 зарубежных университетов из 62 стран мира. Для продвижения УрФУ на рынках дальнего зарубежья заключены договоры с Международной редакцией Russia Beyond the Headlines. Вуз активно участвует в образовательных выставках в ведущих университетах Малайзии, Таиланда, Китая, Испании, что позволяет привлечь иностранных студентов на магистерские программы. Информационные и рекламные материалы УрФУ издаются на иностранных языках (буклеты, презентации и так далее), разработан новый гид для иностранных студентов. Вуз активно продвигает себя в социальных сетях на языках Юго-Восточной Азии, Китая, Индии, Ближнего Востока, Латинской Америки.

В университете успешно работает Подготовительное отделение. Для адаптации иностранных студентов создана система студентов-волонтеров «Бадди» (около 100 человек), которая отвечает за первоначальную адаптацию иностранных студентов. Уральский государственный экономический университет — это второй ведущий вуз Урала. В 2017-2018 уч. году в УрГЭУ обучалось 492 студента из 45 стран мира. В 2018-2019 учебном году — 525 студентов из 50 стран мира. На 1 апреля 2020 года день в вузе обучается 1 168 иностранных студентов из 56 стран мира. Уральский государственный экономический университет вошел в реестр вузов Германии в высшую категорию Н+ в 2007 г. Диплом вуза признан в Европе. УрГЭУ является полноправным членом международных и региональных ассоциаций и объединений: Ассоциации «Евразийский экономический клуб ученых», Европейской организации розничной торговли (ERA), Европейской ассоциации ведущих бизнес-школ гостиничного менеджмента (EURHODIP), Ассоциации бизнес-школ Восточной и Центральной Европы (CEEMAN), Национального комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки, а также другими. Важным фактом, подтверждающим ориентированность университета на международное сотрудничество, является то, что на базе УрГЭУ действует штаб-квартира Ассоциации иностранных студентов России. УрГЭУ активно сотрудничает со 117 университетами 39 стран мира (Эквадор, Мексика, Уругвай, Гватемала, Парагвай, Бенин, Экваториальная Гвинея, Габон, Нигерия, Конго, Египет, Ирак и другие страны), реализуя, в том числе, договоры о развитии программы двойных дипломов по четырем направлениям бакалавриата и по двум направлениям магистратуры в шести университетах. Звание «Почетный профессор УрГЭУ» носят двадцать три иностранных профессора. Согласно мониторингу эффективности вузов РФ, показатель международной деятельности УрГЭУ находится на отметке 6,2 % (в 2019 году — 4,44 %) при минимальном пороговом значении 1 % [22]. В УрГЭУ действует Подготовительный факультет для иностранных граждан. В 2019-2020 году в УрГЭУ по программам обмена обучаются 52 иностранных студентов (в 2019 году — 38). С 2014 года на базе экономического университета работает Центр тестирования для иностранных граждан, позволяющий жителям зарубежных стран совершенствовать свои знания языка, истории и законодательства России, а также адаптироваться для работы и постоянного проживания на территории страны. Для адаптации студентов в новой социально-языковой и культурной среде организуются выездные мероприятия, посещения музеев и знаковых исторических мест города Екатеринбурга и Свердловской области. На протяжении всего обучения на факультете студенты углубленно изучают русский язык, начиная с нулевого уровня подготовки, знакомятся с традициями, культурой и особенностями жизни в России.

С целью продвижения образовательных услуг УрГЭУ за рубежом осуществляются выезды представителей вуза с целью посещения организаций, вовлеченных в образовательные процессы. Среди них: выезды в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан (представительство Россотрудничества, школы, образовательные выставки), Кыргызстан (Министерство образования и науки Кыргызстана, школы, гимназии), Таиланд (Университет при торгово-промышленной палате Таиланда, университет Рамканхаен, корпоративный университет Panyapiwat Institute of Manegment), Турцию (образовательная выставка), Чехию (Институт технологи и бизнеса г. Чешске-Будиувице), Польшу (Представительство Россотрудничества в Польше, Российский центр науки и культуры), Францию (Университет Лион-3 имени Жана Мулена г. Лион), Китай (образовательная выставка), Болгарию (университет Менеджмента г. Варна). Оба вуза ведут активную работу по привлечению иностранной молодежи. Иностранные студенты принимают активное участие в организации и проведении ряда международных мероприятий, таких как Всероссийская спортивная олимпиада среди иностранных студентов вузов РФ; ежегодный «Евразийский экономический форум молодежи: Азия — Россия — Африка: экономика будущего», Российско-Китайский конгресс молодых предпринимателей в рамках работы Российско-Китайского ЭКСПО.

Результаты и обсуждение

Для выявления взаимосвязи между транслируемыми официальными СМИ брендовыми характеристиками г. Екатеринбурга и критериями выбора вуза был проведен онлайн-опрос иностранных студентов УрФУ и УрГУ с помощью сервиса Google Формы в период c 14 по 21 марта 2020 года. Выборка случайная, квотированная. Генеральная совокупность составила 5 468 студентов. Выборка составила 5 % от генеральной совокупности, то есть 274 иностранных студента. Из них: студенты УрФУ — 215 чел., студенты УрГЭУ — 59 чел. Участники опроса — граждане Казахстана, Туркменистана, Азербайджана, Армении, Индии, Китая, Италии, Южной Кореи, Турции, Франции, Мексики, Гамбии, Замбии, Либерии, Судана, Болгарии и других стран.

В первом вопросе задача была выяснить, когда студенты начали изучать русский язык: до поступления в российский вуз или с начала учебы в вузе. 100 % респондентов ответили, что приехали в Екатеринбург, уже зная русский язык. В результате было выявлено, что студенты, которые решили поступать в российские вузы, целенаправленно изучают русский язык задолго до приезда в Россию, то есть выбор не случаен, 78 % обучались на подготовительных курсах, 85 % посещают дополнительные курсы русского языка в период учебы в вузе. На вопрос об источнике информации об университете на Урале ответы распределились следующим образом: интернет (100 %), Чемпионат мира по футболу (91 %). Согласно исследованию компании «PR news» в 2018 году с начала мундиаля частота упоминания города Екатеринбурга в зарубежных СМИ выросла в 7,3 раза. В мае 2018 г. мировые медиа написали всего 228 материалов со словом «Екатеринбург», в июне таких сообщений стало уже 1 662. Далее перечисляются встречи с представителями вуза в своей стране (59 %), международные мероприятия, которые проходят в г. Екатеринбурге (56 %), рекомендации родственников, друзей и знакомых (32 %). На вопрос о том, почему был выбран данный вуз, были получены ответы: диплом вуза признан в нашей стране (100 %), интерес к России и региону, в котором расположен вуз (92 %), учусь в рамках программы обмена (4 %), рекомендации родственников, друзей и знакомых (32 %), получил грант Правительства РФ (2 %). Рассматривают возможность трудоустройства в регионе (43 %). В основном, это студенты из стран СНГ и Китая. Для связи между транслируемыми характеристиками геобренда Екатеринбурга и выбором вуза, студентам были заданы два вопроса (таблица 3): какие характеристики города Екатеринбурга Вы изучали перед выбором вуза для обучения; какие характеристики города для Вас наиболее важны.

Таблица 3. Характеристики города Екатеринбурга, повлиявшие на выбор вуза в регионе

Характеристика города Екатеринбурга Изучали характеристику, % ответов Повлияли на выбор, % ответов

Культурный 100 100

Образовательный 100 100

Развивающийся, инновационный 100 100

Молодежный 100 100

Международный 100 90

Спортивный 92 92

Безопасный 90 90

Развитая инфраструктура 86 86

Туристический 80 74

Исторический 80 80

Научный 80 80

Торговый 74 52

Экономически привлекательный 68 68

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальный 58 44

Медицина 54 44

Промышленный, производственный 24 24

Строящийся 15 10

Религиозный 10 10

Таким образом, при выборе вуза, иностранные студенты изучают публикации о культурных, спортивных, научных, образовательных, международных мероприятиях, которые проходят в Екатеринбурге. Актуальными являются вопросы о жизни молодежи, развития инфраструктуры, инноваций, безопасности. Многие студенты любят путешествовать и хотят познакомиться с жизнью и историей Уральского региона. Поэтому для них данный аспект привлекателен. Меньше всего иностранные абитуриенты интересуются строительством, промышленностью, религиозными структурами, расположенными в городе.

Выводы

1. В связи с необходимой конкуренцией на мировом уровне и необходимостью развития региона, на сегодняшний день происходит геотрансформация имиджа г. Екатеринбурга как общеуральского горнозаводского центра в образ развитого центра промышленного региона и столичный город, открытый для коммуникационных процессов

2. Усиление тренда образовательной миграции в г. Екатеринбурге напрямую связано с геотрансформацией его образа. Привлекательным становится образ культурной, спортивной столицы с развитой инфраструктурой и активной вовлеченностью в международное сотрудничество.

3. Основными источниками для получения информации о городе являются публикации, связанные с крупными международными мероприятиями и событиями. Таким образом, характеристики геобренда Екатеринбурга, которые транслируются официальными СМИ, влияют на решение иностранных студентов при выборе вуза для обучения в России.

4. Грамотно выстроенная информационная политика официальных СМИ и политика продвижения двух ведущих вузов региона, УрФУ и УрГЭУ, позволяет развивать экспортный потенциал российской системы образования.

Библиографический список

[1] Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/news/28013/ (дата обращения: 26.05.2020).

[2] Стратегия развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области на период до 2035 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mvs.midural.ru/strategiya-razvitiya-mezhdunarodnykh-i-vneshneekon (дата обращения: 02.05.2020).

[3] Бритвина И.Б., Старостова Л.Э. Брендинг территории: проблема поиска ценностных оснований // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2014. - № 3(129). - С. 163-171.

[4] Попова О.И., Григорьева Е.С., Морозова И.Ю. Геобрендинг Екатеринбурга для внешних и внутренних целевых аудиторий: анализ социологических исследований // Дискурс-Пи. - 2015. - № 2(19). - С. 102-121.

[5] Lebedeva T., Assadel A., Kormanovskaya T., Epshtein L. Geobranding: Practical communication in promoting territories. - Paris: L'Harmattan Publishing, 2014. - 245 p.

[6] Паршин П.Б. Территория как бренд: маркетинговая метафора, идентичность и конкуренция. - Москва: МГИМО, 2015. - С. 144-151.

[7] Грошев И.В., Степанычева Е.В. Факторы, влияющие на формирование бренда города // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 4(96). - С. 83-96.

[8] Логунцова И.В. Уникальность геобрендов, построенных на основе культурных ценностей: российский подход // Бренд-менеджмент. - 2017. - № 4. - С. 290-299.

[9] Houghton J.P., Stevens A. City branding and stakeholder engagement // City branding: Theory and cases / Ed. by K. Dinnie. - Basingstoke: Palgrave-Macmillan, 2011. - P. 45-53.

[10] Кучеров В.И. Концепция развития моногородов как стратегический ресурс геобрендинга в России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. -№ 11(139). - С. 175-179.

[11] Языкова П.В. Социально-экономический аспект развития потенциала геобрендинга малых и средних городов // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 10(32). -С. 240-242.

[12] Официальный портал Екатеринбурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^://екатеринбург.рф/ (дата обращения: 02.05.2020).

[13] Официальный сайт Правительства Свердловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://midural.ru (дата обращения: 10.05.2020).

[14] Законодательное собрание Свердловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zsso.ru (дата обращения: 08.05.2020).

[15] Екатеринбургская городская дума [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.egd.ru (дата обращения: 13.05.2020).

[16] Администрация Ленинского района [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ленинский.екатеринбург.рф (дата обращения: 03.05.2020).

[17] Kalyuzhnaya E., Popova O. Media image of the city in the context of digital culture // III post mass media in the modern informational society (PMMIS) Journalistic text in a new technological environment: Achievements and problems / Ed. by Z.M. Viktorovna. -Chelyabinsk: FUTURE ACAD. - P. 397-405.

[18] Пулькина В.А., Коршунов Г.В. Роль геобрендинга в развитии международных связей вуза // Высшее образование в России. - 2013. - № 5. - С. 81-86.

[19] Gariants G.G. The methodology of creating a territory brand: Concerning the geo-brand value calculation // Tourism: Technologies and trends: Materials of the III student scientific-practical conference. - Ekaterinburg: Publishing house of the Ural University, 2017. - P. 41-51.

[20] Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образованиях Российской Федерации: Статистический сборник. Вып. 16 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; сост. А.Л. Арефьев. - Москва: Центр социологических исследований, 2019. - 208 с.

[21] Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Вып. 9 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; сост. А.Л. Арефьев. - Москва: Центр социологических исследований, 2019. - 536 с.

[22] Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2019 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/ (дата обращения: 02.02.2020).

References

[1] Passport of the priority project "Development of the export potential of the Russian education system". (2017). Retrieved from http://government.ru/news/28013/.

[2] Strategy for the development of international and foreign economic relations of the Sverdlovsk Region to 2035. (2019). Retrieved from http://mvs.midural.ru/strategiya-razvitiya-mezhdunarodnykh-i-vneshneekon.

[3] Britvina, I.B., & Starostova, L.E. (2014). Area branding: Problem of finding valuable bases. Bulletin of the Ural Federal University. Series 1: Problems of Education, Science and Culture, 3(129), 163-171.

[4] Popova, O.I., Grigoryeva, E.S., & Morozova, I.Yu. (2015). Geobranding of Yekaterinburg for external and internal target audiences: Analysis of sociological research. Discourse-Pi, 12(2), 102-121.

[5] Lebedeva, T., Assadel, A., Kormanovskaya, T., & Epshtein, L. (2014). Geobranding: Practical communication in promoting territories. Paris: L'Harmattan Publishing.

[6] Parshin, P.B. (2015). Territory as a brand: Marketing metaphor, identity and competition. Moscow: MGIMO.

[7] Groshev, I.V., & Stepanycheva, E.V. (2013). Factors influencing the formation of the city brand. Marketing in Russia and Abroad, 4(96), 83-95.

[8] Loguntsova, I.V. (2017). Uniqueness of geobrends built on the basis of cultural values: Russian approach. Brand Management, 4, 290-299.

[9] Houghton, J.P., & Stevens, A. (2011). City branding and stakeholder engagement. In K. Dinnie (Ed.), City branding: Theory and cases (pp. 45-53). Basingstoke: Palgrave-Macmillan.

[10] Kucherov, V.I. (2014). Concept of single-industry towns' development as strategic resource of geobranding in Russia. Tambov University Review. Series: Humanities, 11(139), 175-179.

[11] Yazikova, P.V. (2011). Socio-economic aspect of development of potential of geobranding of small and medium-sized cities. Socio-economic Phenomena and Processes, 10(32), 240-242.

[12] Official portal of Yekaterinburg. Retrieved from https://eKaTepuH6ypr.p$/.

[13] Official site of the Government of the Sverdlovsk region. Retrieved from http://midural.ru.

[14] Legislative Assembly of the Sverdlovsk Region. Retrieved from http://zsso.ru.

[15] Yekaterinburg City Duma. Retrieved from https://www.egd.ru.

[16] Administration of the Leninsky district. Retrieved from http://neHHHCKHH.eKaTepuH6ypr.p^.

[17] Kalyuzhnaya, E., & Popova, O. (2019). Media image of the city in the context of digital culture. In Z.M. Viktorovna (Ed.), IIIpost mass media in the modern informational society (PMMIS) Journalistic text in a new technological environment: Achievements and problems (pp. 397405). Chelyabinsk: FUTURE ACAD.

[18] Pulkina, V.A., & Korshunov, G.V. (2013). The role of territory branding in university development of international relations. Higher Education in Russia, (5), 81-86.

[19] Gariants, G.G. (2017). The methodology of creating a territory brand: Concerning the geo-brand value calculation. In Tourism: Technologies and trends: materials of the III student scientific-practical conference (pp. 41-51). Ekaterinburg: Publishing house of the Ural University.

[20] Arefiev, A.L. (2019). Education of foreign citizens in the higher educational institutions of the Russian Federation: Statistical collection, Issue 16. Moscow: Center for Sociological Research.

[21] Arefiev, A.L. (2019). Export of Russian educational services: Statistical Collection, Issue 9. Moscow: Center for Sociological Research.

[22] Information-analytical materials on the results of monitoring the effectiveness of educational institutions of higher education 2019. (2019). Retrieved from http://indicators.miccedu.ru/monitoring/.

Получена / Submitted: 03/07/2020 Доработана / Revised: 10/08/2020 Принята к публикации / Accepted: 20/08/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.