ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ПСИХИКУ ДЕТЕЙ
Елуева Эльмира Зайдуловна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов
E-mail: elmira.elueva1998@mail.ru
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме влияния гаджетов на психику детей. Рассмотрены некоторые плюсы и основные минусы современных • гаджетов, их связь со здоровье и психику детей.
Ключевые слова: гаджеты, интернет -зависимость, влияние на психику.
Все мы прекрасно знаем, что такое гаджеты и с чем их едят. Это настолько вписывающаяся в нашу жизнь вещь, что без них мир представить просто невозможно. Сейчас уже полугодовалые детишки «во всю» играют с ними вместо погремушек, а родители и сами с удовольствием проделывают такие замены. Но какие последствия их ждут, они не задумываются.
Кажется, мы, дети конца 90-х, последнее поколение, в жизни которых гаджеты появились в подростковом возрасте. У меня первый телефон появился в 8 классе. И надо заметить не только у меня. Раньше нас не интересовала «эдакая» яркая вещица. Сейчас дела обстоят совершенно иначе. Наверное, скоро это перестанет называться проблемой, ведь мир не стоит на месте, он развивается, и развивается в сторону информационных технологий. Вытеснят ли гаджеты в скором времени все старые устои нашей жизни - уже другая история. А сейчас поговорим о том, о чем говорит весь мир - как же наши современные незаменимые помощники влияют на тех, кого мы действительно должны называть нашими помощниками - на детей.
Вроде бы в такой ситуации есть свои плюсы - современные дети внимательны и легко усваивают структуру замысловатых для старших поколений гаджетов. Но, как и везде, здесь присутствуют свои минусы, о которых мир уже оповещен.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Давайте заглянем в статистику.
В США статистика показывает, что на 2013 год 75% детей в возрасте до 8 лет имеют доступ к планшету, смартфону или любому мобильному устройству у себя дома. Хотя ещё 2 года назад, в 2011, количество пользователей среди детей было всего 52%. В семьях с детьми до 8 лет увеличилось количество планшетных устройств с 8% до 40%, в 5 раз всего за 2 года. [1]. А сейчас на дворе 2017 год. Понимаете, насколько могла измениться ситуации? Хотя, почему могла? Она изменилась.
Далее было рассмотрено, как использовали планшет дети до 8 лет. Получились следующие результаты — 72% детей использовали мобильное устройство для игр, просмотра видео и других приложений, по сравнению с 38% в 2011 году. [1]
И опять же вспомним, что уже 2017 год.
В исследовании участвовали 1463 родителя и их дети до 8 лет включительно.
Другой эксперимент провели в университете Калифорнии в 2014 году. Создали две группы с детьми, в одной группе получилось 54 ребёнка, во второй • 51. Одной группе раздали телефоны и попросили пользоваться постоянно в течении 5 дней. Вторая группа в течении 5 дней проводила время в детском лагере на свежем воздухе, без телефонов. После окончания эксперимента учёные сделали следующие выводы: дети, которые провели всё время с мобильными устройствами, намного хуже проявляли свои эмоции, иногда даже не понимали, что чувствует собеседник. Способность правильно определять эмоции людей, была значительно выше у детей, которые провели 5 дней в лагере. Общение в живую, без мобильных устройств, посредством жестов рук и мимики, языкового общения и эмоций улучшало навыки коммуникации.[1]
Возьмем статистику использования детьми планшетов в Великобритании. Было опрошено 2000 детей в возрасте от 8 до 16 лет. Оказалось, что 87% используют их для игр, 78% для интернета и просмотра видео, 53% — социальные сети, 48% — для общения в сети с друзьями, 75% - что -то узнать.
В 2012 году в Великобритании проходило «Измерение национального самочувствия и благополучия детей», где рассматривалось, как связаны планшеты, телефоны и другие электронные устройства и здоровье детей. Выяснилось, что дети, которые используют технологии 1 час во время учебного дня, чувствуют себя лучше, чем дети, которые используют устройства 4 или более часов.
В Южной Корее в 2012 году количество пользователей интернета среди лиц от 3 лет и старше было 38 120 000 (на 940 000 увеличение по сравнению с 2011 годом). Это составило 78,4% от всего населения страны. По данным
23
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Национального Агентства Информационного Общества 160 000 детей являются интернет-зависимыми, в возрасте от 5 до 9 лет. Цифры на самом деле страшные.
А теперь посмотрим на результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения о том, какова доля интернет пользователей в России и с каких устройств чаще всего выходят в интернет. В 2015 г. существенно увеличилась доля тех, кто использует для выхода в интернет планшет, смартфон или ноутбук, по сравнению с 2012 г.
Мы посмотрели на результаты некоторых исследований и опросов в четырех странах и удостоверились в том, что гаджеты прочно осели в наших жизнях. И место жительства они менять не собираются.
Вернемся к нашим деткам. Психологи говорят нам, что психика детей подстраивается под технические приспособления, в результате меняются мышление и восприятие ребенка. И это действительно так. Яркие, насыщенные зрительные образы, вызывающие сильные эмоции (восторг и удовольствие), никак не затрагивают мышление ребенка. То есть основными каналами восприятия у детей становятся зрение и слух.
Мозг ребенка насыщается зрительными и слуховыми впечатлениями, но • испытывает дефицит в тактильных, обонятельных и осязательных ощущениях. Нельзя утверждать однозначно, однако в основном такое многообразие влияет отрицательно. Ребенок автоматически «освобождается» от потребности активизировать свое воображение, ему уже предлагают стереотипизированную форму и яркий стимул, что может привести к тому, что ребенок будет фантазировать в одной плоскости миров, которые ему предлагает современная индустрия виртуального мира. [2]
Понятно, что личностного развития не происходит, поскольку ни фантазию, ни воображение, ни творческое мышление малыша не затрагиваются. Если гаджеты заменяют ребенку окружение, то это может привести к развитию замкнутости, необщительности и неготовности ребенка к жизни в социуме. Ребенок не научится справляться с большим количеством информации, с помощью современных технических устройств, что приведет к нарушениям эмоционально-волевой сферы, дети будут эмоционально неуравновешенными, неспособными контролировать свои действия, также у них может появиться ощущение плохого самочувствия, увеличится подверженность стрессам.
Как уже упоминалось в исследованиях, гаджеты несут в себе опасность появления интернет-зависимости. Интернет — зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. [3]
«Большую роль в развитии этой зависимости играет фактор анонимности. Дети получают возможность жить в Интернете двойной или тройной жизнью. В
24
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
результате происходит расщепление личности, размывание представлений о самом себе. Особенно отрицательно это может сказаться на психике подростка, когда у него начинает формироваться идентичность — устойчивое представление о себе», - пишет Анастасия Уваровская, психолог ЦСППСиМ (Центр социально-психологической поддержки молодежи Республики Саха (Якутия)).
Неправильное, неразумное использование современных технических устройств с раннего возраста приводит к привыканию мозга к потоку информации извне, т.е. развитие психических процессов становится односторонним. Вследствие чего обедняется весь спектр чувств, перестает работать воображение, человек не способен занять себя сам, происходит торможение в развитии эмоционально-волевой сферы, появляются проблемы с поведением, эмоциональная несдержанность, плохая стрессоустойчивость, нарушается процесс формирования идентичности и взаимодействия с реальным миром.
Запретить гаджеты никто не стремится, да это и не нужно, ведь они становятся нашим будущим. Но проблема явно есть. И все, что мы можем • сделать, так это научить детей правильно использовать «любимые игрушки». Правильно и умеренно. Хоть и технологии являются быстро развивающимся направлением, на первом месте все же люди и общество, в котором мы живем. Поэтому следует ребенка научить правильному взаимодействию с людьми, налаживанию эмоциональных контактов. А в этом поможет то, то всегда помогало - чтение, художественная деятельность, спорт и, конечно, живое общение.
Литература:
1. Влияние планшетов на психику детей 2-13 лет [Электронный ресурс] // Интернет - портал «Geegtimes.ru» - Электр. текст. дан. - Режим доступа: https:// geektimes.ru/post/252244/ (Дата обращения 25.02.2017).
2. Уваровская А. Влияние гаджетов на психику детей [Электронный ресурс] // Интернет - портал «Центр социально-психологической поддержки молодежи РС (Я)» - Электр. текст. дан. - Режим доступа: http://www.psycentr-ykt.ru/page/ влияние-гаджетов-на-психику-ребенка (Дата обращения 25.02.2017).
3. Что такое интернет -зависимость? [Электронный ресурс] // Интернет - портал «shkolazhizni.ru» - Электр. текст. дан. - Режим доступа: https://shkolazhizni.ru/ psychology/articles/31090/ (Дата обращения 25.02.2017).
25