Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ПСИХИКУ ДЕТЕЙ'

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ПСИХИКУ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1309
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАДЖЕТЫ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елуева Эльмира Зайдуловна

Данная статья посвящена проблеме влияния гаджетов на психику детей. Рассмотрены некоторые плюсы и основные минусы современных гаджетов, их связь со здоровье и психику детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Елуева Эльмира Зайдуловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ПСИХИКУ ДЕТЕЙ»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ПСИХИКУ ДЕТЕЙ

Елуева Эльмира Зайдуловна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов

E-mail: elmira.elueva1998@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме влияния гаджетов на психику детей. Рассмотрены некоторые плюсы и основные минусы современных • гаджетов, их связь со здоровье и психику детей.

Ключевые слова: гаджеты, интернет -зависимость, влияние на психику.

Все мы прекрасно знаем, что такое гаджеты и с чем их едят. Это настолько вписывающаяся в нашу жизнь вещь, что без них мир представить просто невозможно. Сейчас уже полугодовалые детишки «во всю» играют с ними вместо погремушек, а родители и сами с удовольствием проделывают такие замены. Но какие последствия их ждут, они не задумываются.

Кажется, мы, дети конца 90-х, последнее поколение, в жизни которых гаджеты появились в подростковом возрасте. У меня первый телефон появился в 8 классе. И надо заметить не только у меня. Раньше нас не интересовала «эдакая» яркая вещица. Сейчас дела обстоят совершенно иначе. Наверное, скоро это перестанет называться проблемой, ведь мир не стоит на месте, он развивается, и развивается в сторону информационных технологий. Вытеснят ли гаджеты в скором времени все старые устои нашей жизни - уже другая история. А сейчас поговорим о том, о чем говорит весь мир - как же наши современные незаменимые помощники влияют на тех, кого мы действительно должны называть нашими помощниками - на детей.

Вроде бы в такой ситуации есть свои плюсы - современные дети внимательны и легко усваивают структуру замысловатых для старших поколений гаджетов. Но, как и везде, здесь присутствуют свои минусы, о которых мир уже оповещен.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Давайте заглянем в статистику.

В США статистика показывает, что на 2013 год 75% детей в возрасте до 8 лет имеют доступ к планшету, смартфону или любому мобильному устройству у себя дома. Хотя ещё 2 года назад, в 2011, количество пользователей среди детей было всего 52%. В семьях с детьми до 8 лет увеличилось количество планшетных устройств с 8% до 40%, в 5 раз всего за 2 года. [1]. А сейчас на дворе 2017 год. Понимаете, насколько могла измениться ситуации? Хотя, почему могла? Она изменилась.

Далее было рассмотрено, как использовали планшет дети до 8 лет. Получились следующие результаты — 72% детей использовали мобильное устройство для игр, просмотра видео и других приложений, по сравнению с 38% в 2011 году. [1]

И опять же вспомним, что уже 2017 год.

В исследовании участвовали 1463 родителя и их дети до 8 лет включительно.

Другой эксперимент провели в университете Калифорнии в 2014 году. Создали две группы с детьми, в одной группе получилось 54 ребёнка, во второй • 51. Одной группе раздали телефоны и попросили пользоваться постоянно в течении 5 дней. Вторая группа в течении 5 дней проводила время в детском лагере на свежем воздухе, без телефонов. После окончания эксперимента учёные сделали следующие выводы: дети, которые провели всё время с мобильными устройствами, намного хуже проявляли свои эмоции, иногда даже не понимали, что чувствует собеседник. Способность правильно определять эмоции людей, была значительно выше у детей, которые провели 5 дней в лагере. Общение в живую, без мобильных устройств, посредством жестов рук и мимики, языкового общения и эмоций улучшало навыки коммуникации.[1]

Возьмем статистику использования детьми планшетов в Великобритании. Было опрошено 2000 детей в возрасте от 8 до 16 лет. Оказалось, что 87% используют их для игр, 78% для интернета и просмотра видео, 53% — социальные сети, 48% — для общения в сети с друзьями, 75% - что -то узнать.

В 2012 году в Великобритании проходило «Измерение национального самочувствия и благополучия детей», где рассматривалось, как связаны планшеты, телефоны и другие электронные устройства и здоровье детей. Выяснилось, что дети, которые используют технологии 1 час во время учебного дня, чувствуют себя лучше, чем дети, которые используют устройства 4 или более часов.

В Южной Корее в 2012 году количество пользователей интернета среди лиц от 3 лет и старше было 38 120 000 (на 940 000 увеличение по сравнению с 2011 годом). Это составило 78,4% от всего населения страны. По данным

23

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Национального Агентства Информационного Общества 160 000 детей являются интернет-зависимыми, в возрасте от 5 до 9 лет. Цифры на самом деле страшные.

А теперь посмотрим на результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения о том, какова доля интернет пользователей в России и с каких устройств чаще всего выходят в интернет. В 2015 г. существенно увеличилась доля тех, кто использует для выхода в интернет планшет, смартфон или ноутбук, по сравнению с 2012 г.

Мы посмотрели на результаты некоторых исследований и опросов в четырех странах и удостоверились в том, что гаджеты прочно осели в наших жизнях. И место жительства они менять не собираются.

Вернемся к нашим деткам. Психологи говорят нам, что психика детей подстраивается под технические приспособления, в результате меняются мышление и восприятие ребенка. И это действительно так. Яркие, насыщенные зрительные образы, вызывающие сильные эмоции (восторг и удовольствие), никак не затрагивают мышление ребенка. То есть основными каналами восприятия у детей становятся зрение и слух.

Мозг ребенка насыщается зрительными и слуховыми впечатлениями, но • испытывает дефицит в тактильных, обонятельных и осязательных ощущениях. Нельзя утверждать однозначно, однако в основном такое многообразие влияет отрицательно. Ребенок автоматически «освобождается» от потребности активизировать свое воображение, ему уже предлагают стереотипизированную форму и яркий стимул, что может привести к тому, что ребенок будет фантазировать в одной плоскости миров, которые ему предлагает современная индустрия виртуального мира. [2]

Понятно, что личностного развития не происходит, поскольку ни фантазию, ни воображение, ни творческое мышление малыша не затрагиваются. Если гаджеты заменяют ребенку окружение, то это может привести к развитию замкнутости, необщительности и неготовности ребенка к жизни в социуме. Ребенок не научится справляться с большим количеством информации, с помощью современных технических устройств, что приведет к нарушениям эмоционально-волевой сферы, дети будут эмоционально неуравновешенными, неспособными контролировать свои действия, также у них может появиться ощущение плохого самочувствия, увеличится подверженность стрессам.

Как уже упоминалось в исследованиях, гаджеты несут в себе опасность появления интернет-зависимости. Интернет — зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. [3]

«Большую роль в развитии этой зависимости играет фактор анонимности. Дети получают возможность жить в Интернете двойной или тройной жизнью. В

24

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

результате происходит расщепление личности, размывание представлений о самом себе. Особенно отрицательно это может сказаться на психике подростка, когда у него начинает формироваться идентичность — устойчивое представление о себе», - пишет Анастасия Уваровская, психолог ЦСППСиМ (Центр социально-психологической поддержки молодежи Республики Саха (Якутия)).

Неправильное, неразумное использование современных технических устройств с раннего возраста приводит к привыканию мозга к потоку информации извне, т.е. развитие психических процессов становится односторонним. Вследствие чего обедняется весь спектр чувств, перестает работать воображение, человек не способен занять себя сам, происходит торможение в развитии эмоционально-волевой сферы, появляются проблемы с поведением, эмоциональная несдержанность, плохая стрессоустойчивость, нарушается процесс формирования идентичности и взаимодействия с реальным миром.

Запретить гаджеты никто не стремится, да это и не нужно, ведь они становятся нашим будущим. Но проблема явно есть. И все, что мы можем • сделать, так это научить детей правильно использовать «любимые игрушки». Правильно и умеренно. Хоть и технологии являются быстро развивающимся направлением, на первом месте все же люди и общество, в котором мы живем. Поэтому следует ребенка научить правильному взаимодействию с людьми, налаживанию эмоциональных контактов. А в этом поможет то, то всегда помогало - чтение, художественная деятельность, спорт и, конечно, живое общение.

Литература:

1. Влияние планшетов на психику детей 2-13 лет [Электронный ресурс] // Интернет - портал «Geegtimes.ru» - Электр. текст. дан. - Режим доступа: https:// geektimes.ru/post/252244/ (Дата обращения 25.02.2017).

2. Уваровская А. Влияние гаджетов на психику детей [Электронный ресурс] // Интернет - портал «Центр социально-психологической поддержки молодежи РС (Я)» - Электр. текст. дан. - Режим доступа: http://www.psycentr-ykt.ru/page/ влияние-гаджетов-на-психику-ребенка (Дата обращения 25.02.2017).

3. Что такое интернет -зависимость? [Электронный ресурс] // Интернет - портал «shkolazhizni.ru» - Электр. текст. дан. - Режим доступа: https://shkolazhizni.ru/ psychology/articles/31090/ (Дата обращения 25.02.2017).

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.