Научная статья на тему 'Траектории гаджетизации детско-родительских отношений: основные модели'

Траектории гаджетизации детско-родительских отношений: основные модели Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
795
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСТВО / ДЕТСТВО / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГАДЖЕТИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ / МЕДИАКОНТЕНТ / PARENTHOOD / CHILDHOOD / CHILD-PARENT RELATIONSHIPS / INFORMATION SOCIETY / GADGETIZATION / INTERNETIZATION / MEDIA CONTENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Янак Алина Леонидовна, Шорыгин Евгений Александрович

Рассматриваются детско-родительские отношения в контексте гаджетизации, интернетизации с позиций теории информационного общества М. Кастельса и фрейдо-лакановского психоанализа. По результатам проведенной авторами фокус-группы с родителями детей, являющимися активными пользователями смартфонов, планшетов, компьютеров, прочих девайсов и медиаконтента, выявлены позитивная роль и негативные последствия подобной активности для детей и развития, функционирования детско-родительского взаимодействия в целом. Выделены типы детско-родительских отношений, опосредованных использованием гаджетов в воспитании и социализации детей: нарциссический (гаджет как отвлекающее средство для освобождения родителями времени на себя, саморазвитие и заполнение внутренней пустоты, связанной с жизненной, психологической, карьерной неудовлетворенностью); гиперопека (гаджет как дополнительная площадка для воспитания, баловства или родительского сопровождения, контроля); симбиоз (гаджет как средство сближения, совместного досуга или проводник для имитации паттернов поведения взрослых). Полученные выводы послужат основой для подготовки анкеты и проведения массового социологического опроса родителей разновозрастных и разнополых детей, направленного на более глубокое изучение трансформации современных детско-родительских отношений, а также механизмов адаптации, обеспечения безопасности в информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAJECTORIES OF CHILD-PARENT RELATIONS GADGETIZATION: BASIC MODELS

The article examines parent-child relationship in the context of gadgetization and internetization from the perspective of M. Castells' information society theory and Freudian and Lacanian psychoanalysis. The results of the focus group conducted by the authors with parents of children who actively use smartphones, tablets, computers, other devices and media content, show both the positive role and the negative consequences of such activity for children and for the development and functioning of child-parent interaction. The following types of child-parent relationships mediated by the use of gadgets in the upbringing and socialization of children are identified: narcissistic (gadget as a distracting tool that provides more free time for the parents themselves, for their self-development and filling the inner emptiness that is related to their overall dissatisfaction with life, psychological and career dissatisfaction); overprotection (gadget as an additional platform for education, pampering, parental support and control); symbiosis (gadget as a means for being closer with their children, for spending leisure time together or as an agent for simulating adult behavior patterns). The findings will serve as a basis for preparing a questionnaire and conducting a mass sociological survey of parents and children of different ages and sexes aimed at an indepth study of the transformation of modern parent-child relationships, adaptation and security mechanisms in the information space.

Текст научной работы на тему «Траектории гаджетизации детско-родительских отношений: основные модели»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 3 (55), с. 141-148

141

УДК 316

ТРАЕКТОРИИ ГАДЖЕТИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ:

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ

© 2019 г. А.Л. Янак, Е.А. Шорыгин

Янак Алина Леонидовна, ассистент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского alinayanak91 @yandex. ru Шорыгин Евгений Александрович, аспирант кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Статья поступила в редакцию 28.12.2018 Статья принята к публикации 30.07.2019

Рассматриваются детско-родительские отношения в контексте гаджетизации, интернетизации с позиций теории информационного общества М. Кастельса и фрейдо-лакановского психоанализа. По результатам проведенной авторами фокус-группы с родителями детей, являющимися активными пользователями смартфонов, планшетов, компьютеров, прочих девайсов и медиаконтента, выявлены позитивная роль и негативные последствия подобной активности для детей и развития, функционирования детско-родительского взаимодействия в целом. Выделены типы детско-родительских отношений, опосредованных использованием гадже-тов в воспитании и социализации детей: нарциссический (гаджет как отвлекающее средство для освобождения родителями времени на себя, саморазвитие и заполнение внутренней пустоты, связанной с жизненной, психологической, карьерной неудовлетворенностью); гиперопека (гаджет как дополнительная площадка для воспитания, баловства или родительского сопровождения, контроля); симбиоз (гаджет как средство сближения, совместного досуга или проводник для имитации паттернов поведения взрослых). Полученные выводы послужат основой для подготовки анкеты и проведения массового социологического опроса родителей разновозрастных и разнополых детей, направленного на более глубокое изучение трансформации современных детско-родительских отношений, а также механизмов адаптации, обеспечения безопасности в информационном пространстве.

Ключевые слова: родительство, детство, детско-родительские отношения, информационное общество, га-джетизация, интернетизация, медиаконтент.

Введение

В ноябре 2018 г. авторами была проведена фокус-группа с родителями детей - пользователей гаджетов и Интернета (п = 6). Цель проведения фокус-группы - выявить тенденции и последствия проникновения и развития процессов информатизации и гаджетизации в различные семейные подсистемы, прежде всего детско-родительские отношения. Групповое интервьюирование позволило решить такие задачи, как определение векторов трансформации дет-ско-родительского взаимодействия, инновационных проблем, механизмов и форм воспитания и социализации детей в нарративах современных родителей. Это необходимо для разработки релевантной программы массового социологического опроса, направленного на выявление прогрессивных моделей детско-родительского взаимодействия, стратегий самозащиты и преодоления информационных рисков.

По мнению М. Кастельса, отношения между полами сегодня все чаще формируют конфликтную площадку, нежели сферу культурно-

го воспроизводства [1, с. 26]. Однако, на наш взгляд, конфликтный потенциал растет и в детско-родительских отношениях. Исследователь отмечает, что еще в 1980-х гг., когда телевидение как наиболее популярное средство коммуникации стало массово доступным, например, в США в среднем взрослый человек тратил на СМИ до 7 часов в день, а время на общение с семьей составляло около 14 минут [1, с. 319— 320]. По данным агентства «We are social», специализирующегося на онлайн-коммуникациях и нативной (естественной) рекламе, сегодня максимизация web-трафика посредством гаджетов (смартфонов, планшетов) сместила телевидение с лидирующих позиций по (вос)производству информации - пользование Интернетом достигает 6.5 часа в день [2]. Неизбежными и зачастую обязательными атрибутами социализации и социального взаимодействия в информационную эпоху являются самореконструкция и созидание актуальной социальности (предпочтение отдается формированию идентичности, нежели адаптации к существующим социальным ролям и паттернам поведения), взаимодействие с се-

тями коммуникации и сообществами, в том числе виртуальными [1].

Согласно данным исследовательской компании в области изучения СМИ и бизнес-коммуникаций Института современных медиа MOMRI 2017 г. [3], дети являются потребителями YouTube (48%), телевизионного/мультипликационного (45%), музыкального (42%), игрового (45%), печатного контентов, пользователями мессенджеров и социальных сетей (35% и 36% детей в возрасте 8-12 лет, соответственно). Уже с 3-5-летнего возраста (и даже младше) дети оказываются не только пассивными или активными пользователями, даже обладателями, влияющими на выбор и покупки родителей различных электронных устройств. Ежедневно 59% детей до 12 лет имеют доступ к смартфонам и/или планшетам своих родителей, а 24% и 16% детей в возрасте 4-7 лет имеют свой гаджет (планшет или смартфон, соответственно). В свою очередь, крупные медиакорпорации подкрепляют развивающийся потребительский спрос предложением соответствующего сегмента товаров и услуг на рынке - детские интернет- каналы, книги, игры. Необходимо понимать, что росту подобного спроса потворствуют сами родители.

Результаты исследования

Анализ материалов фокус-группы позволил выделить два основных подхода к определению роли и последствий интернетизации и гаджети-зации в конструировании и развитии детско-родительского взаимодействия. Они могут квалифицироваться в качестве либо помощников (продуктивные стороны), либо помехи (зоны риска) в воспитании и социализации детей.

С одной стороны, сегодня новые технические устройства и медиавозможности являются:

- отособом занять, отвлечь ребенка для высвобождения времени на себя и выполнения бытовых функций.

...Меня за целый день так ребенок выматывает, что мне его хочется кому-нибудь оставить хоть на час. ... Он очень много в телефоне сидит... Он просто включает ТоыТыЪе детский -там только детские всякие видео - и сам листает, переключает, если не нравится. ...И играет в игры, типа машину починить, гонки какие-то для малышей, пазлы и всякое такое. ...Это так спасает. Я понимаю, что нельзя так много... Просто, конечно, мы пользуемся этим сегодня, чтобы что-то сделать по дому, заняться собой... А уж в машине/самолете -это вообще незаменимая вещь. Мы первый раз летали, когда ему год был, - без телефона бы не долетели (Ж., 27 лет, воспитывает сына, 2.5 года);

...Мои родители приучили ребенка к гадже-ту. У них большой дом, они живут вдвоем, и дел полно, а ты оставляешь им внука, .чтобы он сидел в периметре: там же кругом лестницы, всякая посуда, везде стоит мебель, он может куда-то зайти, что угодно достать, - а так он ограничен одной комнатой. Приходишь его забирать, а он фотографии смотрит. . . .Все равно от ребенка устаешь, ну, это всем понятно. ...Бывает, конечно, приходится, когда одна дома, он болеет, нужно все равно что-то делать. Ну вот, ноутбук. ... iPad- это мульти-ки, а телефон - это фотографии, мультики он тоже любит на телефоне смотреть (Ж., 28 лет, воспитывает сына, 3 года).

Кроме того, использование в качестве развлекательных практик тачпадов или любых других девайсов воспринимается родителями как безопасное времяпрепровождение, ограничивающее двигательную активность ребенка и получение травм;

- источником дополнительного развития моторных навыков посредством тренировки пальцев и кистей рук, когнитивных способностей по обработке информации, запоминанию, выстраиванию связей между объектами, обучения (в том числе при выполнении школьных домашних заданий).

...Зато он <сын> сам по мультикам выучил все цвета, цифры, машины различает. .Он даже уведомления всплывающие убирает (Ж., 27 лет, воспитывает сына, 2.5 года);

Папа ей <дочери> подарил ноутбук на 1 сентября, когда мы в первый класс пошли... Без компьютера и Интернета иногда никак. Им задают уже <в школе> делать доклады, поискать что-то, она пользуется, конечно (Ж., 37 лет, воспитывает дочь, 10 лет);

...Гаджеты, наверное, все-таки ускоряют развитие ребенка, может, какие-то другие сенсоры, другие части мозга работают, потому что это поколение, которое сейчас вырастает, я даже порой в шоке - они настолько развитые, так быстро всю информацию впитывают (Ж., 28 лет, воспитывает сына, 3 года).

Во многие привычные для более старших поколений игры, например раскраски и головоломки, сегодня можно играть на цифровых устройствах. Визуальные и интерактивные технологии, дизайн и анимация, используемые в приложениях, по сути, представляют собой инструмент активного обучения и способствуют большему вовлечению ребенка в образовательную или игровую деятельность. Развлекаясь, дети усваивают новую информацию, развивают логику, способы манипулирования объектами (перенос свойств виртуальных объектов на реальные предметы).

Через Интернет ребенок получает доступ к широким образовательным системам (сайтам, порталам, электронным библиотекам, вебина-рам, мастер-классам, видеоурокам и тренажерам, онлайн-пособиям и викторинам, книгам), благодаря которым родители и дети могут практически беспрепятственно самостоятельно формировать, удовлетворять и расширять свои познавательные запросы, получать образование дистанционно.

...Существует даже целая тенденция - люди не хотят вести детей в школу, то есть люди готовы сидеть на домашнем обучении и экстерном сдавать какие-то контрольные, чтобы тебе ставили оценки. То есть осознанный выбор. Вот, может быть, и я бы пошла по такому пути. Единственное, мой муж говорит, что должно быть, как у всех. То есть, может, его <сына> и в садик бы не отдавала. Единственное, что можно хорошее получить от садика - общение со сверстниками, потому что у нас система портит сама себя (Ж., 28 лет, воспитывает сына, 3 года);

- средством позитивных (мотивирующих, поощрительных) и негативных (наказывающих) санкций.

...Ну, иногда <когдарасстроен или злится> приходится его поманить мультиками, дать конфетку, игрушку, предложить погулять, иногда, уже когда сил нет, я у него отбираю телефон, чтобы он выслушал, и стараюсь спокойно объяснить. Он понимает (Ж., 27 лет, воспитывает сына, 2.5 года);

Я не считаю, что это наказание... Ммм, сделка, во! Сделки мне не нравятся, шантажом у нас мать заправляет: неделю без Интернета... без сладкого, «шоколадку не куплю», там... ну, и прочее. Только этим ничего не решишь! Надо сразу по-другому воспитывать, не баловать, учить делиться, не клянчить у мамки с папкой игрушки каждый день... топать ногами. А вот что запрещать, если через час ты им и шоколадку дала, и Интернет? Дети сейчас ушлые: «Надо уроки делать - надо Интернет!» (М., 36 лет, воспитывает дочь и сына, 12 и 8 лет, соответственно);

- инновационным механизмом развития творческих и конкурентных способностей ребенка, навыков командной игры в рамках видеоигр, соревнований, позиционирования и демонстрации своих достижений в социальных сетях. Некоторые дети, приобретая популярность в Интернете, открывают новые перспективы для самореализации. Активно развивается такой вид интернет-занятости и извлечения дохода, как самопродвижение через блого- и вло-госферу, рекламу в Сети, создание собственных

каналов на YouTube (например, обзоры и тестирование техники и игр).

...Когда открываешь YouTube, там много вкладок с рекомендациями. Причем он смотрит даже не сами мультики, а тетя там есть, которая снимает обзоры на игрушечную технику, она их возит по-всякому, он сидит и смотрит их. То есть это видео, как кто-то играет. Например, подъезжает самосвал, тут бетономешалка, вот это ему интересно. То есть они делают обзоры игрушек, анимацию разную с машинками. И вышел он на этих блогеров как раз благодаря вот этим персональным рекомендациям (Ж., 28 лет, воспитывает сына, 3 года);

...Ну, вот он раньше смотрел всякие, прям, детские мульты, а сейчас смотрит детских блогеров, типа, как игрушки распаковывают, киндеры и т.д. (Ж., 27 лет, воспитывает сына, 2.5 года).

Так, YouTube-канал 6-летнего обозревателя игрушек и подарков Райана Ryan Toys Rewiew [4] привлек уже более 18 млн подписчиков по всему миру и более 11 млн долларов;

- вспомогательной площадкой для роди-тельско-детского взаимодействия (повседневного общения с ребенком, контроля, онлайн-сопровождения при помощи телефонных звонков, потоковых видео, фото и голосовых сообщений в мессенджерах и социальных сетях).

По нескольку раз <в день> созваниваемся или списываемся в Viber. Она <дочь> мне позвонит на переменке, я ей звоню, когда бабушка провожает ее на тренировку, она отчитывается, когда она дома. Или бабушка звонит. Мне так спокойнее, знать, где она (Ж., 37 лет, воспитывает дочь, 10 лет);

Один <сын> уже на 5-м курсе военной академии, второй - на 3-м курсе. Уже, считайте, состоявшиеся, взрослые люди, но я хочу сказать, что родители для ребенка всегда остаются родителями, поэтому в мессенджере, «ВКонтакте» есть наша группа семьи, где мы говорим друг другу «доброе утро», кто что кушал на завтрак, у кого какие стоят задачи, кто что сделал, какие успехи, достижения либо проблемы и трудности. То есть в таком режиме онлайн. Никто не заставляет, и в то же время это всё делается... С какими-то фотками (кто-то на работе, кто-то в академии, кто-то в садике, жена дочку фотографирует)... Если у нас дети день не отметились в группе, не отзвонились, у нас уже с мамой возникают вопросы... (М., 44 года, воспитывает четверых детей, 24 года, 21 год, 14 лет и 4 года);

- новым способом развития социальных связей с прародителями.

Списываемся <с родителями> в «Вайбере», отправляю им видео с сыном. Мама всегда про-

сит... А родители мужа живут в другой области. Мы им тоже видео присылаем, по скайпу созваниваемся, показываем внука (Ж., 27 лет, воспитывает сына, 2.5 года);

- инструментом формирования идентичности, зачастую гендерной. В контексте многообразия типов семейно-брачных отношений, в частности высокой распространенности монородительских семей, влияния пубертатного возраста на становление идентичности [5] интернет-среда способствует раскрепощению и преодолению психологических барьеров.

C другой стороны, рассмотренные преимущества одновременно таят в себе разнообразные риски и негативные последствия для функционирования детско-родительских отношений. Пользование гаджетами и Интернетом провоцирует:

- дефицит внимания. Порой «IT-примочки» могут служить не только отвлекающим маневром и дополнительным источником занятости юного субъекта, но и инструментом родительской изоляции и дистанцирования. Дети тонко чувствуют эмоции, настроение родителей и в случаях недостатка внимания и общения могут проявлять недовольство.

...Была одна история - у меня муж любит очень долго разговаривать по телефону, и в один вечер он почти до ночи разговаривал, я просила его закругляться, и сын все это слышал. Он тоже хочет общаться с папой. На следующее утро я убиралась и забыла вылить из ведра грязную воду, и, Вы знаете, этот телефон оказался в ведре. То есть для него это было препятствием, он, как смог, так и устранил его (Ж., 28 лет, воспитывает сына, 3 года).

В 2015 г. в AVG Technologies исследовали, что чувствуют дети, когда их родители пользуются гаджетами, находясь рядом. Результаты опроса показали: 54% детей замечают чрезмерную тягу родителей к девайсам и злоупотребление ими, из-за этого 32% чувствуют себя незамеченными и обделенными. Это углубляет процессы индивидуализации, автономизации и даже сепарации, снижения значимости эмоциональных и социальных контактов [6]. В крайних случаях дефицит родительского внимания может привести к развитию эгоизма, агрессии или даже психических симптомов разного характера (например, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нервные тики, депрессия).

Ну, она <дочь> залила супом iPadза 20 тыс. и разбила предварительно у него экран. Просто взяла и суп налила на него. «Мне надоел этот мультик». Я ей говорю: «Можно было попросить маму, мама бы тебе переключила». На это я получила «нет», и все. Ну, характер у нее, конечно, сложный (Ж., 24 года, воспитывает дочь, 3 года).

Феномен семейной гаджетизации можно описать как «вместе, но порознь», поскольку, несмотря на физическое соприсутствие, члены семьи оказываются погруженными в свои «миры»;

- беспокойство родителей относительно чрезмерного увлечения детей техническими новинками и медиаконтентом: сокращается время для иных форм совместного времяпрепровождения, общения. Кроме того, гаджеты настолько «вшиты» в досуговые практики и распорядок дня в целом, что цифровое «насыщение» у детей продолжается даже во время приема пищи.

Она <дочь> и за обедом смотрит <мультфильмы>. У неё свой столик, а на соседнем стуле стоит нетбук, и она прям его смотрит и говорит: «Мам, включи это, включи то, принеси это, принеси то» (Ж., 24 года, воспитывает дочь, 3 года).

Родители отмечают заметное снижение востребованности подвижных игр у современного поколения.

... У детей сейчас меньше подвижных игр, 100%. ...Мы же как-то тоже развлекались: в гости друг к другу ходили, ходили в кино, по праздникам в «Баскин Роббинс»... А мы играли в «Sims» и в «Гарри Поттера», и то уже в школе. Просто у нас это появлялось не в таком раннем возрасте.... Сейчас это все доступнее, а тогда это было очень дорого, что-то только появлялось и не было в таком количестве. В детском саду и в школе на переменах мы же постоянно носились из угла в угол, а как мы радовались, когда на физре разрешали поиграть в вышибали и повисеть на турниках! А сейчас все в гаджетах... (Ж., 27 лет, воспитывает сына, 2.5 года);

Вообще, я стала замечать, что сейчас дети меньше играют в подвижные игры, они как-то больше фоткаются, хвастаются игрушками на телефонах и играют там по очереди (Ж., 37 лет, воспитывает дочь, 10 лет).

Тревожно, что гаджеты активизируют факторы риска для здоровья детей: пассивное положение, малоподвижный образ жизни ребенка могут привести к гиподинамии; яркость экрана, длительная фиксация глаз на дисплее на маленьком расстоянии вредит зрению и т.д.

...Ну, полчаса в день он поиграет с этим iPad, я просто смотрю - у него глаза уже кровью наливаются, и у него взгляд стеклянный. Приходится каким-то обманным путем говорить: «Пойдем». Обычно помогает отвлечься, когда я ему говорю: «Пойдем купаться», и всё, iPad уже не нужен. Потом он приходит: «А где iPad?», я говорю: «Ну, Димусь, теперь нужно мне поработать». Он: «А можно я по-

смотрю?». Я ему говорю: «Вот пойдем к зеркалу, посмотри, глаза у тебя видишь какие красные?». Он смотрит: «Да, красные», - говорит (Ж., 28 лет, воспитывает сына, 3 года);

- конфликты, в том числе межсиблинговые, по поводу приобретения и использования га-джетов, компьютеров.

«ВКонтакте» своем оба <дочь и сын> залипают... Малой больше компьютер занимает, играет. Это еще один повод для дележа (ухмыляется). ...Грызутся, как кошка с собакой, задирают друг друга... Жена не разрешает им играть и торчать «ВКонтакте», пока уроки не сделают (М., 36 лет, воспитывает дочь и сына, 12 и 8 лет, соответственно);

- формирование проблемной или «фейко-вой» [7] идентичности в социальных сетях, приобретение нежелательных знакомств и связей; опасения, связанные с киберрисками (ки-бербуллинг, троллинг, суицидальные группы).

... У моего друга две дочери, он иногда не знает, куда провалиться! Тоже подростки, какие-то уже секретики, с мальчиками переписываются... Наша пока вроде не доросла, но я опасаюсь, как бы не напоролась на эти девчачьи глупости... (М., 36 лет, воспитывает дочь и сына, 12 и 8 лет, соответственно).

Да, кстати, вечно натыкаюсь на новости о подростках и этих группах самоубийц. Это страшно, конечно. Нам пока до этого далеко, все-таки это в основном в соцсетях. До тех пор пока в школу не пойдет, можно не переживать... Ну, надо контролировать, чтобы рассказывал, с кем общается, хотя бы. В друзья друг другу добавляться, видеть, что выкладывает, репостит. Но этому, наверное, подвергаются дети, которых чморят. Я не думаю, что наш будет из таких. ...И не думаю, что сам будет кого-то троллить (Ж., 27 лет, воспитывает сына, 2. 5 года).

По рассказам А., когда муж узнал о том, что их двухлетний мальчик увлекается куклами и цветочками, у него возникла сильная тревога по поводу потенциальной «неправильности» ребенка, и отец начал менять настройки YouTube-каналов таким образом, чтобы контент, появляющийся в рекомендациях, был гендерно маркирован как «мужской», изначальные увлечения ребенка были заменены на видео про технику, автомобили и их ремонт.

То есть он уже понимает, что он мальчик, и, естественно, куклы ему неинтересны, цветочки тоже. Поначалу, конечно, было интересно - цветочки, там, куколки. «Яхочу куклу!» Ребенок, конечно, должен со всем поиграть, но вдруг он заиграется с этим... Ну, опасений, что это как-то скажется на его ориентации, нет

абсолютно никаких, потому что, как говорится, природа такая у нас... Просто у меня муж такой консервативный, я боюсь, что он <сын> просто может его надежд не оправдать. ...Ну, вообще, да, он уже знает, что есть девочки, что надо любить девочку, что она как-то отличается, что ни в коем случае ее пальцем не трогать. Например, когда он просится на ручки, я говорю, что я девочка и что я слабее, чем он. «Я хочу на ручки», - я говорю: «Вот посмотри, папа у нас сильный, видишь, какие мускулы, а видишь, у меня какие маленькие». Он говорит: «Да»;

- инновационную форму психологического насилия, когда речь идет о санкциях за проступки в виде лишения Интернета, смартфона, компьютера. «Привычные» наказания не одобряются в современном обществе, в то время как запрет использования гаджетов видится актуальной, действенной альтернативой, соответствующей нынешней социальной реальности;

- инфантилизацию («омоложение») родителей и парентификацию (преждевременное взросление, рокировка со старшими) детей.

В 2014 г. российским коммуникационным агентством по разработке интерактивных, маркетинговых и имиджевых решений в брендинге, навигационных системах и digital-интерфейсах Insight One были опубликованы статистические данные о состоянии игровой индустрии в России. Согласно результатам исследования, 58% наших граждан играют в компьютерные, он-лайн-игры, причем 68% из них - взрослые люди, то есть старше 18 лет (средний возраст составляет 30 лет). Каждый второй - семейный человек (40% - с детьми); 89% родителей играют вместе со своими детьми. Основным игровым устройством является смартфон. По результатам исследования «Детско-родительские отношения в семье», проведенного М.Т. Полы-вянной, И.Н. Смирновой в Ивановской области в 2017 г., просмотр TV и работа на компьютере являются одними из наиболее распространенных форм совместной досуговой деятельности родителей и детей [8].

В данном случае от перестановки слагаемых сумма меняется, поскольку кардинально меняется традиционная вертикальная модель роди-тельско-детского взаимодействия и размываются границы ролевых семейных иерархий.

Анализ эмпирического материала на интра-/интерпсихическом уровнях позволил выделить некоторые типы детско-родительских отношений, опосредованных гаджетизацией и интернетизацией.

Условно назовем первый тип нарциссиче-ским, в котором ребенок играет компенсаторную роль, оказывается своего рода «затычкой»

внутренней пустоты, тревоги, дефицитарности родителя. Гаджеты в этой модели являются инструментами отвлечения детей с целью распределения времени, в том числе на самосовершенствование родителей (профессиональное, физическое, интеллектуальное).

Сейчас на самом деле достаточно легко отвлечь ребенка, а что будет дальше, я даже не знаю, сейчас это спасает прям. . Ну, чтобы заполнить эту пустоту гаджетами. Я считаю -взрослеть никогда не нужно, чтобы находить общий язык с ребенком. Начинаешь ходить, замечать такие вещи, «а вон птичка». То есть у них такое мироощущение... (Ж., 28 лет, воспитывает сына, 3 года).

С точки зрения психоанализа, в частности, по мнению Ж. Лакана, люди входят в человеческий порядок не как существа, у которых есть то, чего не хватает (другим) животным (рациональность, самосознание, большой мозг, душа), а скорее как те, кому не хватает того, что есть у (других) животных (автоматическая подстройка под окружающую среду, соответствие между инстинктом и внешней реальностью, между телесными потребностями и средой обитания). Человек появляется на свет преждевременно, неспособным ни ходить, ни говорить. Люди с самого начала являются расщепленными, жаждущими и терзаемыми существами, страдающими от хронического несоответствия между тем, чего они хотят, и тем, чего от них ожидают. Как отмечает С. Жижек, развивающиеся технологии, помимо упрощения нашей повседневной жизни, вскрывают и усиливают этот радикальный дисбаланс, изначальный диссонанс самой сердцевины человеческого существования [9].

.То есть я пробовала какие-то игрушки ему давать или предлагать порисовать, но это сколько - 10 минут. Но тоже бывает такое: я свои дела делаю, а он сидит с красками. То есть, когда я рядом, он может с этими красками обходиться, а когда меня нет, я возвращаюсь, а там уже все краски перемешаны, и все черное (Ж., 28 лет, воспитывает сына, 3 года).

В этом контексте, что делает гаджеты привлекательными - так это их «обещание» заполнить пустоту, возникающую в результате потерь. Отречение от неумолимого характера потери порождает бесконечный процесс умножения, производственную линию заменителей, призванную заполнить этот пробел. Новые высокотехнологичные варианты суррогатов будут востребованы и в будущем, поскольку максимально близко имитируют утерянный оригинал. Как выразился Ж. Лакан, «наука породила новую волну миниатюрных «гаджетов», и мы стали субъектами этих ухищрений, которые опре-

деляют элементарные структуры нашего современного существования» [8]. То есть использование гаджетов становится «практиками желания». Как отмечает С. Жижек, желание субъекта может быть настолько навязчивым, что все повседневные действия начинают циркулировать вокруг него, и это приводит к радикальному сужению фокуса, превращению незначительной деятельности в поглощающую время самоцель. Гаджет становится фетишем - объектом, который претендует на то, чтобы «зашить» недостающую часть.

Так, в духе отмеченного выше нарциссиче-ского типа одна из информанток описывает своего ребенка и гаджеты похожим образом -инструментально, прагматично, местами чувственно. По репликам женщины А. в возрасте 28 лет понятно, что рождение ребенка не являлось для нее самоцелью («для мужа семья без ребенка - не семья»). Материнство усложняется ее нереализованными желаниями, ощущениями внутренней пустоты, которые переплелись в ее жизненной истории таким образом, что на одной чаше весов оказался глубокий дефицит отцовского внимания в детстве, который был восполнен замужеством с успешным бизнесменом, воплотившим для нее символический образ отца, организующего, обеспечивающего и контролирующего их семейную жизнь, воспитание ребенка; на другой - путь конформизма, на который вступила А., вопреки внутренней тяге к меланхолии, творчеству и профессиональному развитию в сфере лингвистики. На момент интервью муж А. рассматривает возможность рождения второго ребенка, «потому что у всех сейчас так, так нормально». У информантки появилась сильная тревога на этой почве, поскольку, по ее мнению, сейчас им сложно справиться и с одним ребенком.

Муж вот хочет уже второго ребенка, у его друзей уже по трое, четверо. Он говорит, что это тенденция такая. Я считаю, что это странная тенденция, когда ты не можешь с одним-то справиться, а уже хочешь второго. То есть в данный момент второй ребенок -это как дополнение к первому, чтобы ему было не скучно, чтобы они сыгрались. В общем, какой-то спорный момент, не представляю, как это будет выглядеть.

В этом контексте сформированные различными дефицитами пробелы частично восполняются не только гаджетами, которые в семье используются довольно интенсивно, но и самим ребенком, ставшим объектом желания значимого Другого. Ребенок А. также испытывает дефицит, прежде всего внимания матери, на плечах которой лежит все домашнее хозяйство, и

моментально готов отказаться от просмотра мультиков и игр на смартфоне и планшете ради совместных занятий и общения с мамой. Однако внутренняя пустота и общая усталость А. не позволяют в полной мере проявить тепло и нежность к ребенку, от осознания этого пустота и упадок сил усугубляются.

Я на самом деле очень устаю с ним, мне нужно и по дому что-то делать, гаджет помогает занять его на какое-то время, пока я убираю и готовлю. Вот даже это интервью -это возможность развеяться. Ну, то есть, пустота эта в плане - вот хочется побыть иногда просто одной.

Второй тип детско-родительских отношений, напротив, можно охарактеризовать как гиперопеку, при которой использование гаджетов для ребенка выступает копинг-стратегией со-владания со стрессом, обеспечивающей «уход в другой мир», экран преобразования семейных проекций на фоне семейной напряженности, конфликтности или психологических травм. После развода родителей ребенок Л., девочка трех лет, начала активнее использовать гадже-ты, а попыткам матери минимизировать ее вовлечение в виртуальную среду - агрессивно сопротивляться. Чувство вины Л. трансформировалось в гиперопеку с защитными попытками превратить дочь в «королеву» (баловство, ограничение отказов в чем-либо).

Ну, мне кажется, она много себе начала позволять, мы ее перебаловали в последнее время... с родителями, с отцом <отчимом>. Бывший муж говорит только, что мы неправильно воспитываем, при этом других вариантов воспитания он не предлагает, поэтому я обычно и внимания не обращаю. .Постоянно всем ее прихотям потакаем. То есть хочешь это - мы все для нее. Мне кажется, надо жестче ее воспитывать, но как-то не получается (Ж., 24 года, воспитывает дочь, 3 года).

Третий тип детско-родительских отношений - симбиоз. При этом гаджет может выступать как некое связующее звено ребенка и родителя, транзитное место их слияния, «портал в другую реальность», своего рода место спасения от «опасного третьего», которым могут быть другие члены семьи. В случае А. - от мужа-отца. Пока его нет дома, мать позволяет ребенку использовать его iPad, тем самым становясь «хорошей матерью» или «хорошим полицейским» на фоне строгого авторитарного отца А., запрещающего «трогать его вещи». Мать описывает совместное использование гаджета как общий секрет, место развлечения и наслаждения. По возвращении отца домой планшет кладется на

прежнее место, и все делают вид, что ничего не было.

. Все, вот сейчас приходит папа, мы с тобой кладем iPad на место, как будто мы ничего не делали.

Безусловно, на месте гаджета может быть любая другая игрушка, однако особенность iPad заключается в его «цельности», при которой отпадает необходимость родителя включаться в игру - «девайс все сделает сам». В то же время во взаимодействии с гаджетами сын имитирует поведение отца, который часто отсутствует ввиду профессиональной занятости. То есть родители представляют собой пример использования электронных устройств, который дети усваивают и копируют.

.Мой ноутбук просто стоит, например, он возьмет потыкает и все, максимум. Просто пытается казаться взрослым, что он, как папа, сидит работает.

Выводы

Интернет и гаджеты как посредники цифровой коммуникации образуют инновационную форму поддержания и регулирования родитель-ско-детских отношений. Особенно это заметно в семьях с маленькими детьми, ведь сегодня значительно снизился возраст «медиадебюта» (примерно до двух лет). С одной стороны, они могут играть роль помощника в воспитании и социализации, образовательной и развивающей среды для подрастающего поколения, альтернативного, но актуального мотиватора детей, с другой - помехи, ограничивающей адекватное функционирование детско-родительского взаимодействия ввиду взаимного дефицита внимания, беспокойства родителей относительно здоровья детей, нарушений становления социальной и гендерной идентичностей, замены реальных контактов и связей виртуальными площадками коммуникации и познания. По результатам авторского исследования, детско-роди-тельские контакты, опосредованные гаджетами и интернет-возможностями, могут быть условно классифицированы на нарциссический тип, гиперопеку и симбиоз. Необходимо отметить, что фокус-группа помогла зафиксировать некоторые тенденции, причем прежде всего в развитии отношений между родителями и маленькими детьми. Более глубокие выводы будут получены по итогам проведения анкетирования родителей разновозрастных детей, в том числе подростков, использующих в своей повседневной практике различные беспроводные средства познания и общения.

Выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-311-00348 «Трансформация детско-родительских отношений в эпоху информатизации общества».

Список литературы

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под ред. О.И. Шкаратана. М.: Гос. ун-т Высш. шк. экономики, 2000. 606 с.

2. Сайт Агентства, специализирующегося на он-лайн-коммуникациях и нативной (естественной) рекламе, «We are social» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wearesocial.com/. (дата обращения: 19.01.2019).

3. Отчет «Дети. Медиапотребление. 2017» // Сайт Института Современных Медиа MOMRI [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://momri.org/port folio/ezhegodnyj-doklad-deti-mediapotreblenie-2017/ (дата обращения: 12.01.2019).

4. Ryan Toys Rewiew // YouTube [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com

/channel/UChGJGhZ9SOOHvBB0Y4DOO_w. (дата обращения: 01.12.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Саралиева З.Х., Кутявина Е.Е. Голос детей и детский взгляд на взрослые проблемы // Социологические исследования. 2018. №3. С. 70-76.

6. Ariani H.B., Permana G. Wisely using gadget for parents in family environment campaign design // 4th Bandung Creative Movement International Conference on Creative Industries. 2017. Vol. 41. P. 331-334.

7. Щекотуров А.В. От флирта до смены пола онлайн: подростковые практики альтернативных самопрезентаций в социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 6. С. 327-343.

8. Полывянная М.Т., Смирнова И.Н. Особенности детско-родительских отношений в семье (на материалах Ивановской области) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 3 (51). С. 99-106.

9. Zwart H. «Extimate» technologies and techno-cultural discontent: a Lacanian analysis of rervasive gadgets // Techne: Research in Philosophy and Technology. 2017. № 21 (1). P. 24-54.

TRAJECTORIES OF CHILD-PARENT RELATIONS GADGETIZATION:

BASIC MODELS

A.L. Yanak, E.A. Shorygin

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The article examines parent-child relationship in the context of gadgetization and internetization from the perspective of M. Castells' information society theory and Freudian and Lacanian psychoanalysis. The results of the focus group conducted by the authors with parents of children who actively use smartphones, tablets, computers, other devices and media content, show both the positive role and the negative consequences of such activity for children and for the development and functioning of child-parent interaction. The following types of child-parent relationships mediated by the use of gadgets in the upbringing and socialization of children are identified: narcissistic (gadget as a distracting tool that provides more free time for the parents themselves, for their self-development and filling the inner emptiness that is related to their overall dissatisfaction with life, psychological and career dissatisfaction); overprotection (gadget as an additional platform for education, pampering, parental support and control); symbiosis (gadget as a means for being closer with their children, for spending leisure time together or as an agent for simulating adult behavior patterns). The findings will serve as a basis for preparing a questionnaire and conducting a mass sociological survey of parents and children of different ages and sexes aimed at an in-depth study of the transformation of modern parent-child relationships, adaptation and security mechanisms in the information space.

Keywords: parenthood, childhood, child-parent relationships, information society, gadgetization, internetization, media content.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.