Научная статья на тему 'Социальные аспекты медиапотребления детей младше трех лет'

Социальные аспекты медиапотребления детей младше трех лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
404
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / ДЕТИ МЛАДШЕ ТРЕХ ЛЕТ / CHILDREN UNDER THREE YEARS OLD / РОДИТЕЛИ / PARENTS / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС / EXPERT INTERVIEWS / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MEDIA / MEDIA CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ткач Валерия Петровна

Статья посвящена исследованию социальных аспектов медиапотребления детей младше трех лет на основе анализа экспертных интервью родителей. Особое внимание уделено факторам, влияющим на объемы детского медиапотребления, и овладение навыками взаимодействия со средствами массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social aspects of media consumption of children under three years

The article deals with the social aspects of media consumption of children under three years based on the analysis of expert interviews of parents. Special attention is given to the factors influencing the amount of children’s media consumption, and mastering the skills of interaction with the media.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты медиапотребления детей младше трех лет»

В.П. Ткач

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕ ТРЕХ ЛЕТ

Статья посвящена исследованию социальных аспектов медиапотре-бления детей младше трех лет на основе анализа экспертных интервью родителей. Особое внимание уделено факторам, влияющим на объемы детского медиапотребления, и овладение навыками взаимодействия со средствами массовой информации.

Ключевые слова: медиапотребление, дети младше трех лет, родители, экспертный опрос, средства массовой информации.

Начиная с середины ХХ в. повседневные практики медиапотребления стали для социологов привычным объектом изучения. Сегодня средства массовой информации - телевидение, Интернет, пресса, радио - являются верными спутниками любого современного человека. Они играют огромную роль в процессе формирования мировоззрения, в образовании, в становлении общественного мнения. Причем знакомство с медиа начинается в очень раннем возрасте. Современный ребенок к трем годам приобретает, как правило, довольно значительный аудиовизуальный опыт: он активно пользуется телевизионной и компьютерной техникой, владеет навыками обращения с мобильным телефоном, может выйти в Интернет. Без сомнения, уровень осведомленности о различных медианосителях, а также степень владения ими зависят от целого ряда факторов, основными из которых выступают возраст, наличие медийных средств в семье и отношение родителей к медиаобразо-ванию. Однако при любых условиях интерес, проявляемый детьми к медиа, остается неизменно высоким, превращая средства массо-

© Ткач В.П., 2013

вой информации в неотъемлемую часть детской жизни. Исследование структуры детского медиапотребления позволяет выстраивать прогнозы дальнейшего развития медиасреды. Дети уже сегодня закладывают фундамент основных трендов потребления средств массовой информации. Пройдет не так много лет, и они будут определять облик страны, стиль жизни и основные характеристики медиапространства.

Работ, посвященных анализу специфики медиапотребления детей в возрасте до трех лет, практически не существует. Это связано прежде всего со сложностью получения информации от респондентов столь юного возраста. Недостаточный уровень развития коммуникативных способностей ребенка младше трех лет делает применение любых опросных методов невозможным. Даже проективные методы, требующие от детей навыков рисования, различения цветов, ролевых игр, рассчитаны, скорее, на возрастные особенности старших дошкольников. Кроме того, у детей до трех лет еще не сформировано понимание и оценка социальных явлений, поэтому задавать им вопросы напрямую не имеет смысла. В такой сложной исследовательской ситуации на помощь мог бы прийти метод наблюдения, который многие специалисты считают фактически единственным методом получения социологической информации в ситуации исследования детей младше 6 лет1. Однако создать условия для наблюдения за медиапотреблением детей младше трех лет - нелегкая задача: ведь это тот возраст, когда ребенок большую часть времени проводит дома с семьей. Получить согласие родителей на участие в подобном исследовании достаточно сложно. Тем более, что для наблюдения за повседневными практиками медиа-потребления может потребоваться длительное время. Также велика вероятность того, что присутствие постороннего взрослого наблюдателя заставит детей менять привычные для них модели поведения и приведет к некорректным результатам.

В итоге фактически единственным методом, позволяющим получить достоверную информацию о медиапотреблении детей в возрасте до трех лет, является опрос родителей, выступающих в качестве экспертов. Подобный экспертный опрос помогает достаточно широко осветить повседневные практики взаимодействия детей с современными медианосителями, раскрыть, как они изменялись по мере взросления ребенка, выяснить сложившиеся к этому возрасту детские медиапредпочтения, а также предоставляет информацию об отношении родителей к медиапотреблению детей и влиянию их позиции на специфику взаимоотношений ребенка с медиаканалами.

Нами был проведен экспертный опрос 30 родителей, имеющих детей младше трех лет. Вопросы задавались респондентам в процессе личного интервью, что позволяло обсудить особенно интересные аспекты, заострить внимание на отдельных ситуациях, раскрыть личную позицию родителя по отношению к анализируемой проблеме.

Медийная реальность окружает современного ребенка с рождения. И с самого раннего возраста дети начинают проявлять интерес к телевизору, компьютеру, мобильному телефону. Это неудивительно: все яркое, динамичное, громкое привлекает детское внимание. Как только у ребенка формируется способность фокусировать зрение, одним из первых объектов, притягивающим его взгляд, становится экран. Скорость усвоения детьми навыков пользования современной техникой не может не удивлять.

Современные родители делятся на два ярко выраженных лагеря. Одни считают, что медиапотребление способствует развитию или, по крайней мере, не вредит ребенку и одновременно дает взрослым немного свободного времени. Такие родители не препятствуют детскому медиапотреблению, а зачастую даже поощряют. «Эти дети с двух лет компьютером пользоваться умеют и всю жизнь в мониторы глядеть будут. Ну, может, какой-то ущерб зрению будет, если подолгу смотреть, но против прогресса не пойдешь, зато они умнее нас и более информативно подкованными будут». Другие выступают ярыми противниками детского медиапотребления, обвиняя телевизор и компьютер в задержке развития, в проблемах со становлением речи и в повышенном нервном возбуждении ребенка. «У маминой подруги ребенок больной - аутизм. Она его днем маленького до года, чтобы заняться домашними делами, перед теликом часто сажала. Как им потом врач сказала, сейчас это заболевание проявляется в 90% случаев под действием рекламы».

Зачастую выбор той или иной модели поведения напрямую связан с практикой медиапотребления, принятой в семье. Если взрослые сами с удовольствием в больших объемах смотрят телевизор или вечерами сидят за компьютером, то и отношение к детскому медиапотреблению является более лояльным. «Нас везде преследует телевизор. На кухне в стульчике сидим, кашу кушаем и смотрим утренние новости; когда в комнате на качельках катается, увлекаемся сериалами, а в спальне перед сном смотрим вечерний сериал». Причем объемы медиапотребления у многих родителей выросли именно после рождения ребенка, так как им приходится больше времени проводить дома, а телевизор и компьютер не дают почувствовать себя отрезанными от мира. «А как ей не давать компьютер, если

я сама постоянно в Интернете? Мне же тоже нужно знать, что я не в тюрьме». Если в семье уже есть дети постарше, то объемы медиа-потребления младшего ребенка обычно выше, чем у других детей в том же возрасте, так как они имеют возможность присоединиться не только к родителям, сидящим за телевизором, но и к старшим братьям или сестрам. «Старшая дочь у нас поздно начала смотреть телевизор: около 3 лет, не раньше. Мы особо не ограничивали, просто телевизор сами редко смотрим, зато она занималась развивающими играми, лепкой, рисованием, пересказывала наизусть длинные сказки и стихотворения. Начала смотреть мультики советские добрые, к этому времени младшему был год, и вот он начал рано смотреть, любит смотреть телевизор, хотя мы ограничиваем, как можем». Во многих семьях медианосители служат способом развлечь детей, если родители не могут уделить им достаточного времени или просто нужно отвлечь ребенка. «У нас подъем в 7 утра, а я хочу спать еще, вот я кладу его к себе, включаю телевизор, и час-полтора у меня есть, чтобы еще поспать». В результате жизнь ребенка проходит под фон работающего компьютера или телевизора. «Я, наверное, отвратительная мать: у нас постоянно работает телевизор, причем ребенок даже его не смотрит, просто привычка - встал, включил. Отвлекается или на любимые мультики, или на развивающие программы, все остальное фон. Либо она выключает телевизор, включает ноутбук, ставит себе мультик и идет заниматься своими делами».

Надо отметить, что дети в таких семьях зачастую относятся к медиаустройствам более равнодушно, чем те, для кого телевизор и компьютер под запретом. «Наш как с утра просыпается и сразу за пульт, несет его мне, мол, включи, а я не разрешаю. Сразу обижается, плачет, может и истерику закатить. Я уже говорила: только "Спокойной ночи!" смотрим и один-два мультика в день, но не больше!» Как следствие, отношение родителей к детскому медиа-потреблению не всегда коррелирует с количеством времени, которое ребенок проводит перед экраном. Велика доля семей, где родители не приветствуют активное телесмотрение или использование компьютера, но уступают требованиям детей или вынуждены подстраиваться под обстоятельства, в результате чего их ребенок проводит перед экраном достаточно много времени.

По объему медиапотребления всех детей можно условно разделить на три группы. Первая группа - это дети, которые либо совсем не смотрят телевизор и не пользуются компьютером, либо делают это крайне редко, от случая к случая, но не больше часа в день. Ко второй группе относятся дети со средним уровнем медиапотребле-

ния - от часа до трех часов в день. И, наконец, третья группа -полная противоположность первой, сюда попали дети, чье медиа-потребление не ограничивается родителями, либо эти попытки не приносят существенных результатов. Как следствие, эти дети проводят перед экраном свыше трех часов в день.

Попадание в ту или иную группу зависит не только от позиции родителей по отношению к детскому медиапотреблению, но и от возраста ребенка. Дети до года обычно оказываются перед экраном случайно, повседневных практик телесмотрения или использования компьютера у них еще не появилось. Первые шаги в медиапотреблении начинаются после года, когда ребенок учится пользоваться пультом управления, сенсорным экраном мобильного телефона, а некоторые и компьютерной мышкой. В этот период многие дети переходят в группу со средним уровнем медиапотре-бления - от часа до трех в день. А после двух лет для некоторых компьютер, планшет и телевизор становятся основными видами досуга, в результате чего эти дети попадают в третью группу, проводя перед экраном более трех часов в сутки.

Ребенок, чье медиапотребление практически не ограничено, к трем годам обладает навыками использования современной техники, незначительно отличающимися от уровня взрослого пользователя. Он свободно переключает каналы на телевизоре, настраивает уровень громкости, использует все возможности DVD-плеера. Владение компьютером не ограничивается у таких детей просмотром видео, но также подразумевает умение пользоваться мышкой, поиск в Интернете, работу с файлами и папками. Мобильные телефоны и планшеты к этому возрасту освоены детьми зачастую лучше, чем взрослыми, за счет применения технологии «тачскрин», которая легка и интуитивно понятна в использовании. «Мой не просто любит сидеть мультики смотреть. Он играет в игры. Мышкой пользоваться он научился сто лет назад. Я даже не вспомню когда. А в "Злых птиц" он играет в миллион раз лучше, чем я, плюс гоняет на гонках. В планшетнике ему даже включать ничего не надо. Просто даешь, а дальше он сам. Включаешь Youtube, а он уже по памяти заходит, куда ему надо. Как он запоминает, читать-то ведь не умеет? Он в компе, планшетнике, телефоне как у себя дома. Вот они, современные дети! Теперь учит моего папу в компьютерные игры играть».

Ребенок до трех лет, не ограничиваемый в объемах медиапотреб-ления, становится к этому возрасту активным интернет-пользователем. Он умеет пользоваться браузером, имеет любимые сайты, знает, как на них попасть, умеет смотреть онлайн-видео, у него есть

собственные, обычно созданные для него родителями закладки в Интернете, на компьютере есть свой специализированный скачанный из сети контент, который ребенок просматривает самостоятельно. «Сын сам включает Интернет, либо идет на Ivi.ru и смотрит там мультики, те, которые бесплатные, либо у него есть пара любимых закладок, к примеру УоиШЬе или картинки с животными, либо просто лазит по Интернету, если на что-то интересное натыкается, то зависает на этом сайте». Причем взрослые не ставят себе задачу научить этому ребенка, скорее даже наоборот, стараются совершать все необходимые действия самостоятельно, опасаясь за дорогую технику. Но дети на удивление легко овладевают новыми медианавыками, сложными даже для взрослых. «Удалила из закладок "Яндекс видео", а то смотрит там не пойми что, так он заходит в настройки браузера, находит нужную ссылку в истории запросов и опять включает».

Компьютеры привлекают детей не только разнообразными возможностями Интернета, но и играми. Сейчас существует огромное количество развивающих компьютерных игр, в том числе предназначенных и для детей совсем маленького возраста. Многие родители не видят в подобных развлечениях ничего плохого, если ребенок не играет слишком долго. Однако дети чаще интересуются не специально созданными для их возраста познавательными играми, а играми для взрослых, содержание которых не всегда подходит для детского восприятия. Если взрослые периодически позволяют себе играть в компьютерные игры в присутствии ребенка, то можно быть уверенным, что это увлечение не обойдет и малыша. «Наш папа после работы любит засесть за комп и поиграть по сети в "Танчики". Я думала, дочке это будет неинтересно, и особо внимания не обращала, а ее теперь от экрана не оттащишь, засыпаем каждый вечер под звуки рвущихся снарядов». Интересны детям не только компьютерные игры, но и игры на мобильных телефонах. Так как полноценно пользоваться сотовым ребенок еще не может, основное развлечение, которое ему доступно, - это игры. Их дети осваивают мгновенно. Особенно если речь идет о смартфоне с «тачскрином». «Пришлось отдать ребенку свой старый 1рЬопе, а себе купить новый, он на нем и мультфильмы смотрит, и играет, и делает вид, что папе на работу звонит».

Естественно, любимым времяпрепровождением перед любым экраном остается просмотр мультипликационных фильмов. Но теперь дети смотрят их не только по телевизору, но также на компьютере, планшете или смартфоне. К трем годам у большинства детей уже проявились индивидуальные телепредпочтения. Кому-то больше нравятся старые полнометражные мультфильмы производства

студии «Disney», другие не могут так долго усидеть перед экраном и предпочитают короткие мультсериалы в стиле «Том и Джерри». Большой популярностью сейчас пользуются японские мультипликационные фильмы, сложные названия которых зачастую могут воспроизвести только сами юные зрители, а родители даже не пытаются их запомнить. И, конечно же, неизменным успехом пользуется отечественная мультипликация. Некоторые родители стараются растить своих детей только на советских мультфильмах, на которых были воспитаны они сами. Впрочем, современные российские мультипликационные сериалы, такие как «Маша и медведь» или «Смешарики», большинству взрослых также представляются достаточно удачными, а дети могут смотреть их бесконечно.

Все родители подтверждают любовь младшего поколения к рекламным роликам. «Как только слышит знакомую музыку, все бросает, несется к телевизору и замирает, чуть ли не открыв рот. Зато можно на все время рекламной паузы оставлять ее спокойно одну, никуда не убежит». Маленьких детей отличает слабая фиксация внимания: ребенок не способен увлечься чем-то на длительное время. Практически каждый рекламный ролик - это короткий законченный сюжет с небольшим числом персонажей. Яркая цветовая гамма и запоминающаяся мелодия притягивают детское внимание. Кроме того, постоянное повторение рекламных роликов, так раздражающее взрослых, привлекательно для юных зрителей, радующихся знакомому сюжету и персонажам.

Достаточно распространенный совместный телепросмотр приводит к тому, что дети видят и передачи, не предназначенные для их возраста. Родители стараются избежать подобных ситуаций, но удается это только тем, кто сам смог отказаться от телесмотрения либо перенес его на ночное время, когда ребенок уже спит. В любом другом случае дети неизбежно становятся зрителями и сериалов, и новостей, и фильмов для взрослых, так как отвлечь ребенка на другие занятия, если в комнате включен телевизор или работает компьютер, по мнению большинства родителей практически невозможно. Причем с рождением ребенка во многих семьях практики телепотребления претерпели определенные трансформации: часть родителей стала смотреть телевизор больше, добавив к времени своего телесмотрения время, которое проводят перед экраном их дети. Другая часть стала смотреть телевизор меньше, чтобы ограничить в телесмотрении своих детей.

Проблема, на которую жалуются многие родители, чьи дети освоили к трем годам современную технику, это отсутствие интере-

са к книгам. Ребенок привыкает к постоянной смене изображения, к мгновенной реакции на свои действия, к интересному звуковому сопровождению, которые характерны для использования компьютера, мобильного телефона или телевизора. «Сын еще может посмотреть книжку, если она издает какие-нибудь звуки, а иначе просто закрывает тут же и уходит». В книгах таким детям не хватает интерактивности и динамичности.

Современные дети живут в совершенно ином мире, чем жили в детстве их родители. Они больше общаются с компьютерами и телевизорами, чем со взрослыми или друг с другом, «поселившись» с самого раннего возраста в Интернете. Специфика такого интенсивного медиапотребления предопределяет многие особенности этого поколения. Во-первых, все более заметным становится преобладание виртуальной коммуникации над межличностной. Кроме того, идет процесс снижения авторитета родителей с одновременным усилением роли детей в качестве экспертов. Детям все более свойственна склонность к так называемому «клиповому мышлению»: более качественному усвоению информации, если она подается короткими яркими сюжетами. Новое поколение требует от любого медиа максимальной интерактивности и возможности для обсуждения полученной информации - социальной составляющей. Причем информация должна быть легко доступна в любой момент в любом месте. Это, вероятно, будет первое в полной мере «цифровое» поколение, представители которого никогда не жили в мире без доступа к сотне телевизионных каналов, широкополосного Интернета, повсеместно доступной Wi-fi связи, планшетов и смартфонов. Уже современные подростки в той или иной мере демонстрируют эти черты, но в детях, которым сейчас нет еще и трех лет, они проявятся в полном объеме. Нельзя охарактеризовать эти особенности как положительные или негативные, надо просто иметь в виду, что новое поколение принципиально отличается от предыдущих. Специфика этого поколения изменит не только сферу медиапотребления, но и наложит свой отпечаток на другие области повседневной жизни: ценностные ориентации, процесс коммуникации, практики потребления, мировоззрение людей в целом.

Примечания

1 Щеглова С.Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М.: ТО ЮНПРЕСС, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.