Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ВЛИЯНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
физические качества / формирование двигательных навыков / задержка психического развития / внеурочная форма занятий / physical qualities / formation of motor skills / mental retardation / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зубарева А.С.

В данной статье мы рассмотрим основные понятия, связанные с умственной отсталостью, причины возникновения, а также формы, методы и приёмы одновременного формирования двигательных навыков на развитие физических качеств у детей с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зубарева А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF MOTOR SKILLS FORMATION ON THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

In this article we will consider the basic concepts related to mental retardation, the causes of its occurrence, as well as forms, methods and techniques of simultaneous formation of motor skills for the development of physical qualities in children with mental retardation.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 37

Зубарева А.С.

студентка группы АФК-4701-51-24 Вятский государственный университет (г. Киров, Россия)

ВЛИЯНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ

НАВЫКОВ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: в данной статье мы рассмотрим основные понятия, связанные с умственной отсталостью, причины возникновения, а также формы, методы и приёмы одновременного формирования двигательных навыков на развитие физических качеств у детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: физические качества, формирование двигательных навыков, задержка психического развития, внеурочная форма занятий.

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих задержку психического развития. При этом именно процесс адаптивного физического воспитания должен способствовать решению задач организации всесторонне направленных занятий через взаимосвязи в формировании двигательных навыков и развитии физических качеств детей, имеющих задержку психического развития. Научная проблема исследования заключается в разработке новых подходов к одновременному формированию двигательных навыков и развитию физических качеств у детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития считается самой лёгкой степенью умственной отсталости.

Умственно отсталый ребёнок имеет, как правило, более низкие показатели психического и физического состояния в сравнении со

сверстниками с нормальным интеллектом. Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке зависят не только от поражения центральной нервной системы, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Психофизическое состояние определяет уровень здоровья, улучшаясь пропорционально развитию таких физических качеств как сила, скорость, выносливость, ловкость, ритмичность, гибкость и равновесие.

Исправление нарушений моторики и расширение двигательных возможностей умственно отсталого ребенка являются главными условиями подготовки его к жизни и, в последующем, к физическому труду. Различные исследования доказывают необходимость проведения дополнительных занятий по специальной оздоровительно-реабилитационной программе, направленной на повышение уровня социальной адаптации учащихся.

Для правильного суждения о наличии всех обязательных признаков, характеризующих умственную отсталость, необходимо заключение по крайней мере двух специалистов: врача-психоневролога, педагога-дефектолога или патопсихолога. Первый дает заключение о состоянии центральной нервной системы ребенка, второй - заключение об особенностях познавательной деятельности. Так в настоящее время практически совместно решается вопрос об умственной отсталости ребенка и о целесообразности его обучения во вспомогательной школе.

Таким образом, умственная отсталость - это врождённая или приобретённая в период развития задержка либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.

Теоретический анализ и обобщение научно-методической и учебной литературы по адаптивной физической культуре, позволил подробно узнать о состоянии изучаемого вопроса. Были изучены учебники, учебные пособия, научно-методические статьи, в которых освещались вопросы двигательных

навыков и развитие физических качеств у детей с ЗПР. В процессе работы было изучено более 40 литературных источников.

Примеры упражнений, направленных на одновременное формирование двигательных навыков и на развитие физических качеств:

1. «Кувырок вперёд с выходом в пистолет»

И.П. Упор присев, руки перед собой.

Перенести тяжесть тела на руки, одновременно согнуть их, наклонить голову вперед и, до конца разгибая ноги, закончить толчок стопами. Перевернувшись, выйдите на одну ногу, а вторую вытяните вперёд. Поднимитесь из «пистолетика» и повторите ещё раз, на этот раз вставая с другой ноги.

2. «Прыжки внутрь и наружу»

И.П. Встать перед координационной лестницей.

Прыгните двумя ногами на ступеньку, затем с прыжком расставьте ноги врозь, чтобы они оказались за границами лестницы. Стараться выполнять быстро.

3. «Перекидывание теннисного мяча друг другу»

И.П. Встать друг напротив друга, в руках теннисный мяч.

Бросайте мяч партнеру, ловите его после поворота вокруг себя.

4. «Бег из разных исходных положений»

И.П. Основная стойка.

Ускорение 10 м из разных исходных положений (низкий старт, сидя, лежа, стоя спиной к дорожке и др.) 5-6 раз.

5. «Ходьба гусиным шагом»

И.П. Согните колени и опуститесь, как будто садитесь на стул. Бёдра уходят назад. Сядьте так глубоко, как сможете, сохраняя спину ровной и не отрывая пятки от пола. Для баланса можете держать руки перед собой.

Итак, обзор и анализ литературных источников позволил определить точное понятие умственной отсталости у детей. Сведения, полученные в результате анализа литературных источников, позволили нам установить

клинические проявления умственной отсталости. Смогли определить существующие средства, методы и формы занятий для одновременного формирования двигательных навыков на развитие физических качеств у детей с задержкой психического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бажникова, И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. - 2015. - №5. - 56 с. ;

2. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вайзман. - М., 2016. - С. 123.;

3. Вильчковский Э.С. Развитие двигательных функций. - М.: Просвещение, 2013. - 2-ое изд перераб. и доп. - С.71 - 80.;

4. Горская И.Ю. Синельникова Т.В. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта: Учеб. пособие. / И.Ю. Горская, Т.В. Синельникова. - Омск: СибГАФК, 2018. - 345 с.

Zubareva A.S.

Vyatka State University (Kirov, Russia)

THE INFLUENCE OF MOTOR SKILLS FORMATION

ON THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Abstract: in this article we will consider the basic concepts related to mental retardation, the causes of its occurrence, as well as forms, methods and techniques of simultaneous formation of motor skills for the development of physical qualities in children with mental retardation.

Keywords: physical qualities, formation of motor skills, mental retardation, extracurricular activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.