Научная статья на тему 'Исследование временных и пространственных представлений у учащихся с задержкой психического развития на уроках физической культуры'

Исследование временных и пространственных представлений у учащихся с задержкой психического развития на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
400
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННЫЕ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / УЧАЩИЕСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Бойко Наталия Александровна, Киласьев Иван Александрович

Статья посвящена проблеме коррекции нарушений временных и пространственных представлений у учащихся с задержкой психического развития. Полученные результаты исследования дают возможность оценить уровень психофизического состояния данной категории школьников. Представленные специальные упражнения будут способствовать процессу коррекции пространственно-временного восприятия учащихся с задержкой психического развития, а так же ускоренной адаптации к определённым нагрузкам, а в будущем и полному восстановлению двигательной и умственной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Бойко Наталия Александровна, Киласьев Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of temporal and spatial conceptions of pupils with mental retardation at physical education lessons

The article is dedicated to the problem of correction of the temporal and spatial conception transgression among the pupils with the mental retardation. The obtained results of the research enable to estimate the level of psychophysical state of the given category of pupils. The represented specific exercises will promote the process of correction of the temporal and spatial perception of the pupils with mental retardation, and also the rapid adaptation to the certain load, and in the future to the complete renovation of the motor and mental activity.

Текст научной работы на тему «Исследование временных и пространственных представлений у учащихся с задержкой психического развития на уроках физической культуры»

3. Romanenko, V.A. (2005), Diagnostics of motor abilities, Donetsk National University, Donetsk, Ukraine.

4. Furmanov, A.G. and Yuspa, T.V. (2004), Therapeutic physical culture, publishing house "Tesey", Moscow.

5. Kholodov Zh. and Kuznetsov C. (2001), Theory and Methodology of Physical Education and Sport, The publishing center "Academy", Moscow.

Контактная информация: sportkafedra.donnu@gmail.com

Статья поступила в редакцию 20.12.2015

УДК 796.011.3

ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Наталия Александровна Бойко, кандидат педагогических наук, доцент, Иван Александрович Киласьев, студент, Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

Аннотация

Статья посвящена проблеме коррекции нарушений временных и пространственных представлений у учащихся с задержкой психического развития. Полученные результаты исследования дают возможность оценить уровень психофизического состояния данной категории школьников. Представленные специальные упражнения будут способствовать процессу коррекции пространственно-временного восприятия учащихся с задержкой психического развития, а так же ускоренной адаптации к определённым нагрузкам, а в будущем и полному восстановлению двигательной и умственной активности.

Ключевые слова: временные и пространственные представления, учащиеся с задержкой психического развития, урок физической культуры, специальные упражнения.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p54-58

THE RESEARCH OF TEMPORAL AND SPATIAL CONCEPTIONS OF PUPILS WITH MENTAL RETARDATION AT PHYSICAL EDUCATION LESSONS

Natalia Aleksandrovna Boyko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ivan Aleksandrovich Kilasiev, the student, Surgut State Pedagogical University, Surgut

Annotation

The article is dedicated to the problem of correction of the temporal and spatial conception transgression among the pupils with the mental retardation. The obtained results of the research enable to estimate the level of psychophysical state of the given category of pupils. The represented specific exercises will promote the process of correction of the temporal and spatial perception of the pupils with mental retardation, and also the rapid adaptation to the certain load, and in the future to the complete renovation of the motor and mental activity.

Keyword: temporal and spatial conceptions, pupils with mental retardation, physical education lesson, specific exercises.

ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом увеличивается количество детей имеющих нервно-соматические заболевания. Это одна из главных проблем современного общества. Причиной нервно-соматических заболеваний являются различные неблагоприятные факторы, способствующие появлению многих заболеваний, которые влияют на нервную систему, общее состояние и развитие детей. Доказано, что кроме нервно-соматических заболеваний, суще-

ствуют психогенные факторы, которые вызваны неблагоприятными социальными условиями, влияющими на нервную систему и развитие детей. Данные факторы приобрели существенную актуальность в социуме, так как являются одной из причин задержки психического развития. При ЗПР страдают высшие психические функции и физические качества, связанные с психофизиологическим состоянием.

Задержка психического развития выражается в отставании общего развития, при котором нарушаются: память, восприятие, мышление, эмоционально-волевая сфера и внимание. Данное заболевание носит приобретённый характер и чаще всего бывает временным. При правильно построенном коррекционном обучении, дети с ЗПР с возрастом способны адаптироваться к условиям нормально развивающихся сверстников, что нормализует развитие. Исключением является ЗПР церебрально-органического генеза. Оно приобретается в перинатальном, натальном и постнатальном периодах и оказывает отрицательное влияние на центральную нервную систему. Причинами появления данного происхождения являются: различные травмы (родовые), осложнённые заболевания матери (перинатальный период) и ребёнка, вредные привычки матери, а также различные интоксикации.

Многими учёными доказано, что при задержке психического развития нарушаются физические качества у детей. Больше всего они проявляются в координационных способностях при ориентировке в пространстве, равновесии и согласованности движений. В связи с этим, происходит отклонение психофизиологических способностей, с помощью которых, нарушаются сенсомоторные и психомоторные реакции. Данные отклонения проявляются в рассеянном внимании, быстрой утомляемости и поведении детей при обучении в школе.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что, коррекционное обучение детей данной категории необходимо начинать сразу при выявлении отклонения в развитии, так как оно способствует ускоренной адаптации к определённым нагрузкам, а в будущем и полному восстановлению двигательной и умственной активности. Для того чтобы уменьшить повышенную утомляемость у детей с ЗПР, а также улучшить физические качества, способности, умственную и физическую работоспособность, необходимо чаще проводить занятия по физической культуре, классные и внеклассные занятия в которые входят: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки и физкультурные мероприятия в перерыве между уроками.

Цель исследования: определить уровни временных и пространственных представлений у учащихся с задержкой психического развития на уроках физической культуры.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В эксперименте приняли участие школьники 7-9 классов с задержкой психического развития МБОУ СОШ № 38 в количестве 42 человек. Исследование проводилось на основе данных, полученных с помощью компьютерной программы «Исследователь временных и пространственных свойств человека 2». Регистрировались показатели: «Время простой сенсомоторной реакции»; «РДО»; «Реакция выбора»; Длительность индивидуальной минуты»; «Оценка угловой скорости движения»; «Воспроизведение длительности временного интервала»; «Оценка величины предъявляемых отрезков»; «Отмеривание отрезков»; «Узнавание предъявляемых углов».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для определения временных и пространственных представлений у учащихся с ЗПР мы провели тестирование в начале эксперимента. Результаты представлены в таблице 1.

Из таблицы 1 следует, что у подростков 7-9 классов с ЗПР на низком уровне находятся: оценка величины предъявляемых отрезков и отмеривание отрезков. На среднем уровне находится показатель: длительности временного интервала заполненного свето-

вым стимулом.

Таблица 1

Исследование временных и пространственных представлений у учащихся с ЗПР в

Тесты XX ±о (п=21) норма Оценка

Определение времени простой сенсомоторной реакции Реакция на свет: 0,36±0,15 Реакция на звук: 0,57±0,23 Реакция на свет: 0,26-0,32 Реакция на звук: 0,32-0,39 Низкая

Определение времени реакции на движущийся объект (РДО) 0,302±0,23 0,12-0,28 Средняя

Определение времени реакции выбора 0,504±0,08 0,33-0,43 Низкая

Определение длительности индивидуальной минуты 34,9±8,95 48-52, 64-68 Низкая

Оценка угловой скорости движения 16,2±9,53 8-28 Средняя

Воспроизведение длительности временного интервала Световой стимул: 34,1±25,5 Звуковой сти-мул:15,3±12,2 Световой стимул: 26-74 Звуковой стимул: 19-30 Сред- Высо-няя кая

Оценка величины предъявляемых отрезков 35,3±22,1 39-56 Низкая

Отмеривание отрезков 58,6±61,0 35-46 Низкая

Узнавание предъявляемых отрезков 2,66±2,72 16-21 Высокая

В исследовании П.Б. Шошина и Л.И. Переслени выявлено, что дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объем информации, т.е. снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно [1].

В течение учебного года мы проводили занятия по физической культуре с применением специальных упражнений в подготовительной части урока.

Для определения времени простой сенсомоторной реакции - Игра «Хлоп - топ». Данное упражнение выполняется в исходном положении стоя. Услышав сигнал, хлопнуть в ладоши, свисток - топнуть ногой (выполняется первые две недели) Услышав звук «И» - хлопнуть в ладоши, звук «А» - топнуть ногой (выполняется следующие две недели). Выполняется по 3-5 раз на каждый звук.

Для определения времени реакции на движущийся объект (РДО) - «Жонглирование». Можно взять теннисный мяч, встать напротив стены и начать с силой его бросать так же, как и в теннисе — рука — земля — стена - рука. Вначале тренируется одна рука, затем другая, затем обе сразу. Можно бросать одной рукой, а ловить строго другой. Это усложняет расчет траектории.

«Геометрические фигуры». Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперёд (ладонями вперёд). Необходимо задержать дыхание и медленно выдохнуть со звуком «О», руки при этом в такт выдоху рисуют круги.

Для определения длительности индивидуальной минуты - «Релакс - минутка». Дети принимают исходное положение - лёжа на спине и закрывают глаза. Дети должны представить, что они лежат на солнышке, дует ветерок тёплый, листья шелестят над головой. Затем дети должны открыть глаза, встать медленно и сделать плавный вдох через нос, руки при этом поднять через стороны вверх, с силой потянуться и выдохнуть с силой со звуком «А». С целью определения изменений временных и пространственных

представлений у учащихся с ЗПР мы провели тестирование в конце эксперимента. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Исследование временных и пространственных представлений у учащихся с ЗПР в _конце эксперимента_

Тесты XX ±о (п=22) норма Оценка

Определение времени простой сенсомоторной реакции Реакция на свет: 0,39±0,31 Реакция на звук: 0,51±0,35 Реакция на свет: 0,26-0,33 Реакция на звук: 0,32-0,39 Низкая

Определение времени реакции на движущийся объект (РДО) 0,235±0,12 0,12-0,28 Средняя

Определение времени реакции выбора 0,473±0,09 0,33-0,43 Низкая

Определение длительности индивидуальной минуты 42,5±11,05 48-52, 64-68 Низкая

Оценка угловой скорости движения 14,74±8,26 8-28 Средняя

Воспроизведение длительности временного интервала Световой стимул: 18,44±21,3 Звуковой стимул: 12,57±13,9 Световой стимул: 26-74 Звуковой стимул: 19-30 Высо- Высокая кая

Оценка величины предъявляемых отрезков 34,21±36,1 39-56 Высокая

Отмеривание отрезков 39,54±22,9 35-46 Средняя

Узнавание предъявляемых отрезков 1,423±2,17 16-21 Высокая

При исследовании временных и пространственных представлений у учащихся 7-9 классов с ЗПР в конце эксперимента произошли незначительные изменения в показателях (таблица 2). На высоком уровне находятся результаты: длительности временного интервала заполненного световым стимулом и оценка величины предъявляемых отрезков. На среднем уровне находится показатель: отмеривания отрезков. Это означает, что у детей данной категории улучшились: точность восприятия времени; точность ориентирования во времени и восприятие расстояния. Оценка полученных данных проводилась с помощью ^критерия Стьюдента, принят 95% уровень значимости ( р< 0,05).

Таблица 3

Сравнительный анализ результатов временных и пространственных

представлений у учащихся 7-9 классов с ЗПР

Тесты До После ^расчётное Р

Реакция на свет 0,36±0,15 0,394±0,31 0,25 Р>0,05

Реакция на звук 0,57±0,23 0,513±0,35 0,56 Р>0,05

Реакция на движущийся объект 0,302±0,23 0,235±0,12 1,38 Р>0,05

Реакция выбора 0,504±0,08 0,473±0,09 0,82 Р>0,05

Индивидуальная минута 34,9±8,95 42,5±11,05 2,35 Р<0,05

Оценка угловой скорости движения 16,2±9,53 14,74±8,26 0,53 Р>0,05

Световой стимул 34,1±25,5 18,44±21,3 -2,76 Р<0,05

Звуковой стимул 15,3±12,2 12,57±13,9 0,51 Р>0,05

Оценка величины предъявляемых отрезков 35,3±22,1 34,21±36,1 0,14 Р>0,05

Отмеривание отрезков 58,6±61,0 39,54±22,9 0,70 Р>0,05

Узнавание предъявляемых отрезков 2,66±2,72 1,423±2,17 1,33 Р>0,05

Согласно полученным результатам достоверность различий отмечена при определении индивидуальной минуты и воспроизведении длительности временного интервала.

ВЫВОДЫ

В процессе эксперимента мы определили уровни временных и пространственных представлений у учащихся 7- 9 классов с ЗПР. Необходимо отметить, что значительные изменения в показателях не произошли. Специфика построения физкультурно-оздоровительного процесса в общеобразовательном пространстве диктует новые требо-

вания к организации урока физической культуры для данной категории учащихся, так как задержка психического развития затрагивает различные аспекты психического и физического развития ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н.Ю. Борякова. - М. : Астрель, 2008. - 113 с.

REFERENCES

1. Boryakova N.Yu. (2008), Pedagogic systems of educating and upbringing children with mental retardation, Astrell, Moscow.

Контактная информация: nkitay77@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.12.2015

УДК 796.011

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПОЛИАТЛОНА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КАДЕТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗАХ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФСБ РОССИИ

Валерий Игоревич Бочкарев, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Васильевич Челядинов, соискатель, Курганский пограничный институт ФСБ России, Курган

Аннотация

В статье обоснованы факторы, определяющие необходимость использования полиатлона для подготовки кадетов к обучению в вузах пограничных органов ФСБ России. К ним относятся: ярко выраженная военно-прикладная направленность полиатлона, комплексное и гармоничное развитие физических качеств у кадетов с помощью упражнений полиатлона. Важными факторами являются: формирование навыков в стрельбе из винтовки у кадетов в ходе занятий, с использованием полиатлона; воспитание морально-волевых качеств в ходе тренировки и соревновательной деятельности по полиатлону; формирование физической готовности и навыков в преодолении водных преград у кадетов, необходимых для службы в пограничных органах ФСБ России. Авторы обращают внимание также на воспитание военных и патриотических качеств у кадетов и отказ от вредных привычек в ходе систематических занятий полиатлоном.

Ключевые слова: факторы; кадеты; полиатлон; вузы пограничных органов ФСБ России; военно-прикладная направленность; физические и морально-волевые качества.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p58-62

FACTORS DEFINING THE NEED IN POLIATHLON USAGE FOR TRAINING OF CADETS FOR STUDYING IN THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF BOUNDARY BODIES OF FSB OF RUSSIA

Valery Igorevich Bochkaryov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Vasilyevich Chelyadinov, the competitor, Kurgan Boundary Institute of FSB of Russia, Kurgan

Annotation

The article substantiates the factors defining the need in use of poliathlon for training of the cadets for studying in the higher education institutions of boundary bodies of FSB of Russia. The factors include: the pronounced military and applied orientation of poliathlon, the complex and harmonious development of physical qualities among the cadets by means of the poliathlon exercises. Important factors are the following: the formation of rifle shooting skills among the cadets during the occupations with use of poliath-lon; the education of moral and strong-willed qualities during the training and competitive activities in po-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.