Научная статья на тему 'Влияние физкультурно-спортивной деятельности на здоровье студентов Алтайского государственного педагогического университета'

Влияние физкультурно-спортивной деятельности на здоровье студентов Алтайского государственного педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / STUDENTS / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL EXERCISES / PHYSICAL ACTIVITY / PHYSICAL-SPORTS ACTIVITY / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вебер Дмитрий Александрович

Исследовано морфофункциональное состояние студентов 1-2-го курсов Алтайского государственного педагогического университета и дана оценка их комплексного состояния здоровья с учетом уровня двигательной активности. Выявлены различия уровня здоровья и адаптационного потенциала у студентов, занимающихся разными видами физкультурно-спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вебер Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITY ON HEALTH OF STUDENTS OF ALTAI STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The morphological and functional state of 1-2 year students of Altai State Pedagogical University was studied and their complex state of health was assessed taking into account the level of motor activity. Differences in the level of health and adaptive potential among students involved in various types of physical culture and sports activities were revealed.

Текст научной работы на тему «Влияние физкультурно-спортивной деятельности на здоровье студентов Алтайского государственного педагогического университета»

УДК 796.011 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10704

ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Д.А. Вебер

Исследовано морфофункциональное состояние студентов 1-2-го курсов Алтайского государственного педагогического университета и дана оценка их комплексного состояния здоровья с учетом уровня двигательной активности. Выявлены различия уровня здоровья и адаптационного потенциала у студентов, занимающихся разными видами физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: студенты, физическое развитие, физические упражнения, двигательная активность, физкультурно-спортивная деятельность, здоровье.

На сегодняшний день в России студенческая молодежь основной трудовой резерв нашего общества, ее здоровье определяет здоровье всей нации. Вовлечение молодежи в активные и регулярные занятия спортом, а также максимально полное использование огромного социально -педагогического потенциала спортивно-физкультурной деятельности необходимы для позитивного воздействия на весь комплекс их физических, психических и духовных способностей.

В связи с этим все настойчивее ведется поиск и предпринимаются попытки создания такой системы обучения и воспитания, которая наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития студента способствовала бы формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивала бы практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического здоровья [2, 8].

Здоровый образ жизни нельзя обрести раз и навсегда на каком -то этапе воспитания и развития личности. Образ жизни может быть здоровым только тогда, когда он развивается, дополняется различными новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствуется. Поэтому здоровому образу жизни надо постоянно учиться, а значит, ему надо постоянно учить. От того, как преподают, зависит качество обучения и воспитания.

Валеологическое образование студентов может осуществляться в трех направлениях:

1) формирование валеологической грамотности;

2) обучение и организация учебного процесса на основе валеологи-ческого подхода;

3) оздоровительная работа в высшем учебном заведении (оздоровление преподавателей и обучающихся средствами физической культуры и

спорта, профилактической медицины и гигиены, психологической коррекции и реабилитации) [3].

Общеизвестно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в молодые годы. Поэтому одним из основных этапов формирования навыков здорового образа жизни являются студенческие годы, а его стиль обусловлен личностно-мотивационным воплощением студентами своих социальных, психологических, интеллектуальных и физических возможностей и способностей [5], таких как:

• понимание роли физической культуры в развитии личности;

• знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

• формирование установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание;

• овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств самоопределения в физической культуре;

• обеспечение общей профессиональной прикладной физической подготовки к работе по избранной специальности.

Под индивидуальным стилем здорового образа жизни студента (при обязательном решении указанных задач), в рассматриваемом нами аспекте, следует понимать используемый нами комплекс форм, средств и методов организации своей физкультурно-спортивной активности, учитывающий его потребности, мотивы, интересы, возможности и связь с учебной деятельностью и бытом [7].

Проведенное исследование по изучению индивидуального стиля здорового образа жизни студентов, исходя из их физкультурной и спортивной активности, позволяет предложить к рассмотрению и формированию некоторые из них (отметим, что каждый имеет свою специфику формирования) [4]:

• спортивный стиль (регулярные занятия спортом);

• кондиционный стиль (физическая культура, направленная на совершенствование физических кондиций, может быть как развивающим, так и поддерживающим);

• рекреационный стиль (связан с использованием средств физической культуры в виде активного отдыха);

• кондиционно-эврический стиль (туризм, альпинизм во всех их разновидностях);

• танцевально-ритмический стиль (связан с идеями взаимосвязи духа и тела в разных философско-религиозных учениях).

Оптимальный уровень двигательной активности может достигаться регулярными занятиями различными видами спорта, однако, по мнению специалистов, реальное состояние физического воспитания учащейся молодежи еще далеко от декларируемых требований. Кроме того, обучение в вузе характеризуется хроническим эмоциональным и интеллектуальным напряжением на фоне дефицита двигательной активности [1].

В связи с этим возникает необходимость комплексного исследования студентов, занимающихся различными видами физкультурно-спор-тивной деятельности, с целью оценки и прогноза уровня физического здоровья и физической подготовленности. Учитывая актуальность и недостаточную изученность проблемы, было предпринято настоящее исследование.

Объект исследования: состояние здоровья студентов Алтайского государственного педагогического университета.

Предмет исследования: уровень морфофункциональных показате-лей здоровья студентов Алтайского государственного педагогического университета.

На основе изучения литературы, анализа практического опыта и собственного взгляда на проблему исследования была определена цель работы - исследовать морфофункциональное состояние и провести оценку комплексного состояния здоровья студентов 1-2-го курсов Алтайского государственного педагогического университета (АлтГПУ).

Для решения поставленной цели исследования предстояло решить следующие задачи:

1) проанализировать по данным литературы вопросы здоровья студентов и влияние двигательной активности на уровень здоровья студенческой молодежи;

2) определить уровень здоровья студентов АлтГПУ на основе морфофункциональных показателей;

3) выявить различия уровня здоровья и адаптационного потенциала у студентов, занимающихся разными видами физкультурно-спортивной деятельности;

4) сравнить показатели здоровья студентов с разным уровнем двигательной активности.

Таким образом, существует обширная исследовательская литера -тура по вопросам физического здоровья студентов, проблемам уровня двигательной активности и решению задач по рационализации физической активности студенческой молодежи. В доступной нам литературе не удалось обнаружить данных, характеризующих комплексный уровень здоровья студентов, занимающихся определенными видами физкультурно-спортивной деятельности [6].

В связи с этим возникает необходимость комплексного исследова -ния студентов, занимающихся различными видами физкультурно-спортивной деятельности с целью оценки и прогноза уровня физического здоровья и физической подготовленности.

Исследования проводились на базе кафедры медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности АлтГПУ один раз в весеннем семестре учебного года (февраль-май) в первой половине дня на добровольной основе. Обследовались студенты 1-2-го курсов Институтов физической культуры и спорта и педагогики и психологии. В обследовании приняли участие лишь клинически здоровые лица, предварительно прошедшие обычный для студентов медицинский осмотр.

При изучении физического развития и здоровья студентов применялись анкетирование, соматометрические, физиометрические и функциональные методы исследования. Для определения уровней физического здоровья и адаптации студентов применялся метод индексов, подсчет адаптационного потенциала по Р.М. Баевскому в модификации А.П. Берсеневой, метод экспресс-оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко, методы математической статистики.

Для решения поставленных задач были выбраны достаточно информативные, современные и доступные для массового обследования методики. Всем исследуемым была предложена анкета для уточнения анамнеза жизни, проведены антропометрия, физиометрическое обследование, функциональные пробы, обследование по Г.Л. Апанасенко. Данные были обработаны с помощью онлайн-калькуляторов для расчета статистических критериев. Рассчитывались общепринятые статистические величины: среднее арифметическое исследуемых показателей (M), среднее квадратическое отклонение (m), ошибка средней (о), коэффициент вариации (V %).

Материалы и методы исследования. Были обследованы 97 студентов Института физической культуры и спорта 1-го и 2-го курсов, которые были распределены на пять групп:

I группа - студенты, занимающиеся видами спорта, развивающими силовые способности: тяжелая атлетика, гиревой спорт, борьба, бокс;

II группа - студенты, занимающиеся аэробными видами спорта, развивающими преимущественно выносливость: лыжный спорт, туризм;

III группа - студенты, занимающиеся спортивными играми: футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис;

IV группа - студенты, занимающиеся сложно координированными видами спорта: акробатика, гимнастика;

V группа - студенты, занимающиеся разными видами легкой атлетики.

В качестве контрольной группы были выбраны студенты Института психологии и педагогики, не занимающиеся активно спортом (66 чел.).

Исходя из данных наших исследований, уровень здоровья составил в контрольной группе 8,35±0,73 балла, что является средним уровнем здоровья. Общая сумма баллов показателей здоровья во всех группах студентов, занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью, распределилась среди среднего уровня здоровья (9,84-11,3 балла), но при этом самый высокий уровень здоровья наблюдался в I и V группах, то есть среди единоборцев и легкоатлетов.

Анализируя имеющиеся данные, можно отметить, что большинство студентов обладает удовлетворительным уровнем адаптации к физическим нагрузкам, это означает их готовность к восприятию и осуществлению физических упражнений без вреда для организма. Однако у студентов Института психологии и педагогики наблюдается напряжение механизмов адаптации, что предполагает наличие у них состояния стресса, сниженные резервы организма. У студентов АлтГПУ не отмечено уровня адаптационного потенциала, характеризующегося неудовлетворительной оценкой, а значит, не наблюдается снижение функциональных возможностей системы кровообращения с недостаточной приспособляемой реакцией к нагрузкам и срыва механизмов целостного организма.

Список литературы

1. Абызова Т.В. Уровень здоровья студентов с различным режимом двигательной активности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2010. Вып. 22. № 6(182). С. 127-131.

2. Алеева Ю.В., Попова Н.В. Педагогические условия формирова -ния мотивации студентов к занятию физической культурой // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2(51). С. 7-10.

3. Баканова А.Ф. Формирование здорового образа жизнедеятельности и проблема индивидуализации физической подготовленности студенческой молодежи // Физическое воспитание студентов. 2012. № 1. С. 8-12.

4. Бауэр В.Г., Никитушкин В.Г., Филин В.П. Организационные и научно-методические перспективы развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 2. С. 28-34.

5. Гончарова А.С., Насыбуллина Г.М., Ярунина Т.Е. Идеология воспитательной работы по формированию здорового образа жизни среди студентов медицинского вуза // Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения: материалы 3-го Всерос. конгресса с междунар. участ. по шк. и унив. медицине / под ред. чл-корр. РАМН, проф. В.Р. Кучмы. М.: Изд-во НЦЗД и РАМН, 2012. С. 111-113.

6. Лин Д. Боевая гимнастика для здоровья и самозащиты. М.: Феникс; Неоглори, 2008. 256 с.

7. Ольховская Е.Б., Сапегина Т.А. Профессионально-образовательный потенциал физической культуры в высших учебных заведениях: монография. Екатеринбург: Изд-во Российского гос. проф.-пед. ун-та, 2008. 102 с.

8. Попова Н.В. Значение физической культуры и спорта в повышении работоспособности студентов в процессе учебной деятельно -сти // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: сб. науч. трудов / под. ред. Г.Ю. Лизуновой. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2017. С. 22-27.

Вебер Дмитрий Александрович, старший преподаватель, natalie-barnaul77@,bk. ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет

INFLUENCE OF PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITY ON HEALTH OF STUDENTS OF ALTAI STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

D.A. Weber

The morphological and functional state of 1-2 year students of Altai State Pedagogical University was studied and their complex state of health was assessed taking into account the level of motor activity. Differences in the level of health and adaptive potential among students involved in various types of physical culture and sports activities were revealed.

Key words: students, physical development, physical exercises, physical activity, physical-sports activity, health.

Weber Dmitry Alexandrovich, senior lecturer, natalie-barnaul77@bk.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University

References

1. Abyzova T.V. Uroven' zdorov'ya studentov s razlichnym rezhimom dvigatel'noj aktivnosti [The level of health of students with different modes of motor activity] // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the South Ural State University]. 2010. Issue. 22. No. 6(182). P. 127-131.

2. Aleeva Yu.V., Popova N.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya motivacii studentov k zanyatiyu fizicheskoj kul'turoj [Pedagogical conditions for the formation of students' motivation for physical education] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education]. 2015. No. 2(51). P. 7-10.

3. Bakanova A.F. Formirovanie zdorovogo obraza zhiznedeyatel'nosti i problema individualizacii fizicheskoj podgotovlennosti studencheskoj molodezhi [The formation of a healthy lifestyle and the problem of individualization of physical fitness of student youth] // Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical education of students]. 2012. No 1. P. 8-12.

4. Bauer V.G., Nikitushkin V.G., Filin V.P. Organizacionnye i nauchno-metodicheskie perspektivy razvitiya detsko-yunosheskogo sporta v Rossijskoj Federacii [Organizational and scientific-methodological prospects for the development of youth sports in the Russian Federation] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, training, training]. 2006. No. 2. P. 28-34.

5. Goncharova A.C., Nasybullina G.M., Yarunina T.E. Ideologiya vospitatel'noj raboty po formirovaniyu zdorovogo obraza zhizni sredi studentov medicinskogo vuza [The ideology of educational work on the formation of a healthy lifestyle among students of a medical university] // Actual problems of the health of children and adolescents and ways to solve them: materials of the 3rd All-Russian. congress with int. participation by school and univ. medicine / ed. Corr. RAMS, prof. V.R. Kuchma. M.: Publishing House of the NTsZD and RAMS, 2012. P. 111-113.

6. Lin D. Boevaya gimnastika dlya zdorov'ya i samozashchity [Combat gymnastics for health and self-defense]. M.: Phoenix; Neogori, 2008. 256 p.

7. Ol'hovskaya E.B., Sapegina T.A. Professional'no-obrazovatel'nyj potencial fizicheskoj kul'tury v vysshih uchebnyh zavedeniyah [Professional and educational potential of physical education in higher education]: a monograph. Ekaterinburg: Publishing house of the Russian State. Prof. University, 2008. 102 p.

8. Popova N.V. Znachenie fizicheskoj kul'tury i sporta v povyshenii rabotosposobnosti studentov v processe uchebnoj deyatel'nosti [The value of physical culture and sports in improving students' performance in the process of educational activity] // Value orientations of youth in the modernization of modern society: sat scientific proceedings / under. ed. G.Yu. Lizunova. Gorno-Altaisk: GAGU Publishing House, 2017. P. 22-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.