Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП'

ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Доева А.Н., Гагиева З.А., Цховребова А.И., Доев В.К.

Цель исследования - определить влияние физкультурно-оздоровительной программы на восстановление состояния здоровья студентов специальных медицинских групп. Методика и организация исследования. Эксперимент был проведен на кафедре общей гигиены и физической культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России) с сентября 2020 по декабрь 2021 года. Исследовали 40 студентов с сердечной недостаточностью, из них 20 юношей и 20 девушек в возрасте 18-19 лет. Давность заболевания у большинства студентов - два-три года. В ходе исследования проводилось лечение с использованием индивидуальных программ физического воспитания для нормализации состояния студентов. Результаты исследования и выводы. В конце первого года проводимых исследований по использованию специальных индивидуальных физических упражнений для данного заболевания был получен положительный эффект в восстановлении здоровья и работоспособности студентов специальных медицинских групп. Средствами физического воспитания в специальных медицинских группах являются дозированные физические упражнения, а также естественные факторы природы и рациональный, гигиенически обоснованный режим, обеспечивающий оздоровительное влияние на организм, исключающий формирование вредных привычек. Основным средством являются лечебные физические упражнения (ЛФК). Особенностью занятий в специальных медицинских группах являлось большое число упражнений, направленно влияющих на отдельные ослабленные системы организма. Рекомендуется проводить щадящие занятия смешанного типа, так как разнообразие используемых средств и современное их чередование повышают интерес к ним, придают им эмоциональную окраску и предупреждают появление утомления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Доева А.Н., Гагиева З.А., Цховребова А.И., Доев В.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE PHYSICAL CULTURE AND WELLNESS PROGRAM ON THE HEALTH OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS

Objective of the study was to determine the impact of a sports and recreation program on the restoration of the health status of students of special medical groups. Methods and structure of the study. The experiment was conducted at the Department of General Hygiene and Physical Culture of the Federal State Budgetary Institution of Higher Professional Education «North Ossetia State Medical Academy» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (FSBI HPE «NOSMA» MOH Russia) from September 2020 to December 2021. We studied 40 students with heart failure, including 20 boys and 20 girls aged 18-19 years. The duration of the disease in most students is two to three years. During the study, treatment was carried out using individual physical education programs to normalize the condition of students. Results and conclusions. At the end of the first year of research on the use of special individual physical exercises for this disease, a positive effect was obtained in restoring the health and working capacity of students of special medical groups. The means of physical education in special medical groups are dosed physical exercises, as well as natural factors of nature and a rational, hygienically justified regimen that provides a healing effect on the body, excluding the formation of bad habits. The main means are therapeutic physical exercises (TPE). A feature of the classes in special medical groups was a large number of exercises that specifically affect individual weakened body systems. It is recommended to conduct sparing mixed-type exercises, since the variety of means used and their modern alternation increase interest in them, give them an emotional coloring and prevent the appearance of fatigue.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП»

ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ПРОГРАММЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

УДК/UDC 796/799:613.7

Поступила в редакцию 10.03.2022 г.

Информация для связи с автором: gsarina@yandex.ru

Доктор биологических наук, профессор А.Н. Доева1

Кандидат биологических наук, доцент З.А. Гагиева1

Кандидат биологических наук, доцент А.И. Цховребова1

Кандидат экономических наук, доцент В.К. Доев1

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ

THE INFLUENCE OF THE PHYSICAL CULTURE AND WELLNESS PROGRAM ON THE HEALTH OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS

Dr. Biol., Professor A.N. Doeva1

PhD, Associate Professor Z.A. Gagieva1

PhD, Associate Professor A.I. Tskhovrebova1

PhD, Associate Professor V.K. Doev1

1 North Ossetian State University named after Kosta Levanovich Khetagurov, Vladikavkaz

Аннотация

Цель исследования - определить влияние физкультурно-оздоровительной программы на восстановление состояния здоровья студентов специальных медицинских групп.

Методика и организация исследования. Эксперимент был проведен на кафедре общей гигиены и физической культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «СевероОсетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России) с сентября 2020 по декабрь 2021 года. Исследовали 40 студентов с сердечной недостаточностью, из них 20 юношей и 20 девушек в возрасте 18-19 лет. Давность заболевания у большинства студентов - два-три года. В ходе исследования проводилось лечение с использованием индивидуальных программ физического воспитания для нормализации состояния студентов. Результаты исследования и выводы. В конце первого года проводимых исследований по использованию специальных индивидуальных физических упражнений для данного заболевания был получен положительный эффект в восстановлении здоровья и работоспособности студентов специальных медицинских групп.

Средствами физического воспитания в специальных медицинских группах являются дозированные физические упражнения, а также естественные факторы природы и рациональный, гигиенически обоснованный режим, обеспечивающий оздоровительное влияние на организм, исключающий формирование вредных привычек. Основным средством являются лечебные физические упражнения (ЛФК).

Особенностью занятий в специальных медицинских группах являлось большое число упражнений, направленно влияющих на отдельные ослабленные системы организма. Рекомендуется проводить щадящие занятия смешанного типа, так как разнообразие используемых средств и современное их чередование повышают интерес к ним, придают им эмоциональную окраску и предупреждают появление утомления.

Ключевые слова: специальные медицинские группы, использование специальных комплексных программ, лечебная физическая культура, состояние здоровья.

Abstract

Objective of the study was to determine the impact of a sports and recreation program on the restoration of the health status of students of special medical groups.

Methods and structure of the study. The experiment was conducted at the Department of General Hygiene and Physical Culture of the Federal State Budgetary Institution of Higher Professional Education «North Ossetia State Medical Academy» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (FSBI HPE «NOSMA» MOH Russia) from September 2020 to December 2021. We studied 40 students with heart failure, including 20 boys and 20 girls aged 18-19 years. The duration of the disease in most students is two to three years. During the study, treatment was carried out using individual physical education programs to normalize the condition of students.

Results and conclusions. At the end of the first year of research on the use of special individual physical exercises for this disease, a positive effect was obtained in restoring the health and working capacity of students of special medical groups.

The means of physical education in special medical groups are dosed physical exercises, as well as natural factors of nature and a rational, hygienically justified regimen that provides a healing effect on the body, excluding the formation of bad habits. The main means are therapeutic physical exercises (TPE). A feature of the classes in special medical groups was a large number of exercises that specifically affect individual weakened body systems. It is recommended to conduct sparing mixed-type exercises, since the variety of means used and their modern alternation increase interest in them, give them an emotional coloring and prevent the appearance of fatigue.

Keywords: special medical groups, use of special complex programs, therapeutic physical culture, state of health.

Введение. В настоящее время аспектам влияния физкультурно-оздоровительной программы на восстановление состояния здоровья студентов посвящено большое коли-

чество научных работ [1-3]. Актуальна проблема применения специальных комплексных физических упражнений на состояние здоровья студентов специальных медицинских групп

№11 • 2022 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с I—

и изучение механизма их лечебного действия. Большинство исследователей [4-6] считает, что лечебный эффект опосредован через нервную и гуморальную систему. Проблема повышения эффективности организма студентов специальных медицинских групп с использованием комплексных физических упражнений обеспечивает восстановление их здоровья.

Цель исследования - определить влияние физкультурно-оздоровительной программы на восстановление состояния здоровья студентов специальных медицинских групп.

Методика и организация исследования. Научный эксперимент был проведен на кафедре общей гигиены и физической культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России) с сентября 2020 года по декабрь 2021. Исследовали 40 студентов с сердечной недостаточностью, из них 20 юношей и 20 девушек в возрасте 18-19 лет. Давность заболевания у большинства студентов -два-три года. В ходе исследования проводилось лечение с использованием индивидуальных программ физического воспитания для нормализации состояния студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. В конце первого года проводимых исследований по использованию специальных индивидуальных физических упражнений для данного заболевания нами получен положительный эффект в восстановлении здоровья и работоспособности студентов специальных медицинских групп.

У исследуемых студентов в покое до эксперимента среднее значение ЧСС составляло 83,4±21уд/мин, АДС в покое -128±13 мм рт. ст., АДД - 77±12 мм рт. ст. После эксперимента показатели улучшились: ЧСС 79,3±16 уд/мин, АДС в покое -112,3±14 мм рт. ст., АДД - 64±7 мм рт. ст.

Средствами физического воспитания в специальных медицинских группах являются дозированные физические упражнения, а также естественные факторы природы и рациональный, гигиенически обоснованный режим, обеспечивающий оздоровительное влияние на организм, исключающий формирование вредных привычек. Основным средством являются лечебные физические упражнения (ЛФК).

В занятиях применяют физические упражнения, которые вызывают допустимые, соответствующие функциональным возможностям организма реакции сердечно-сосудистой системы. Степень нагрузки строго контролируют и регулируют. В начальном периоде занятий использовали упражнения малой интенсивности, увеличивающие ЧСС на 25-30% от исходного уровня. Впоследствии включали дозированные нагрузки средней интенсивности, повышающие ЧСС на 40-45%, а также упражнения большой интенсивности (при достаточной адаптации организма к физическим нагрузкам), повышающие ЧСС на 70-80%. Субмаксимальные и максимальные физические нагрузки в занятиях с учащимися специальных медицинских групп не применяют.

Основой тренировочного процесса является использование упражнений на выносливость, оказывающих наиболее благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы.

Упражнения на силу и быстроту включали в занятия вначале осторожно, а затем, по мере адаптации занимающихся к физическим нагрузкам, приступали к тренировке и этих качеств.

Полезны физические упражнения с предметами (гимнастические палки, мячи, булавы и т.п.), так как они повышают эмоциональную насыщенность занятий, делают их более интересными.

В занятиях использовали дозированный бег. Вначале его применяли в виде легких пробежек в медленном темпе,

а затем постепенно повышали нагрузку за счет увеличения длины преодолеваемой дистанции (но не за счет ускорения бега). Такой методический прием способствовал воспитанию выносливости и не позволял перейти границу, отделяющую аэробные нагрузки от анаэробных. При первых признаках усталости следует перевести занимающихся на ходьбу.

Особенностью занятий в специальных медицинских группах являлось большое число специальных упражнений, направленно влияющих на отдельные ослабленные системы организма.

В специальных медицинских группах рекомендуется проводить щадящие занятия смешанного типа, так как разнообразие используемых средств и современное их чередование повышают интерес к занятиям, придают им эмоциональную окраску и предупреждают появления утомления.

Выводы. Нормализация самочувствия больных студентов в процессе лечебной физической культуры указывает на усиление обмена веществ в миокарде и доставку кислорода, что приводит к улучшению состояния и работоспособности студентов специальных медицинских групп, что свидетельствует о нейрогуморальной теории действия ЛФК.

Литература

1. Бальсевич В. К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -2019. - № 5. - С. 19.

2. Бальсевич В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 4. - С. 2.

3. Бальсевич В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 4. - С. 21.

4. Полозкова И. В. Предпосылки развития базовых компетенций прикладной физической культуры у студентов, освобожденных от практических занятий, с использованием кейс-метода / И. В. Полозкова // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 1 (56). -С. 113-116.

5. Полозкова И. В. Методика повышения физической активности студенток специальной медицинской группы «Б» (реабилитационная) / И. В. Полозкова // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 9. - С. 60.

6. Сидоров Д. Г. Физическое воспитание в здоровье-ориентированном общеобразовательном пространстве вуза: монография / Д. Г. Сидоров, С. А. Овчинников, А. С. Большев. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2010. - 141 с.

References

1. Balsevich V.K., Lubysheva L.I. Sportivno-oriyentirovannoye fiziches-koye vospitaniye: obrazovatelnyy i sotsialnyy aspekty [Sports-oriented physical education: educational and social aspects]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 5. p. 19.

2. Balsevich V.K., Lubysheva L.I. Fizicheskaya kultura: molodezh i sovre-mennost [Physical culture: youth and modernity]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2017. No. 4. p. 2.

3. Balsevich V.K. Perspektivy razvitiya obshchey teorii i tekhnologiy sportivnoy podgotovki i fizicheskogo vospitaniya (metodologiches-kiy aspekt) [Prospects for the development of the general theory and technologies of sports training and physical education (methodological aspect)]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 4. p. 21.

4. Polozkova I.V. Predposylki razvitiya bazovykh kompetentsiy prikladnoy fizicheskoy kultury u studentov, osvobozhdennykh ot prakticheskikh zanyatiy, s ispolzovaniyem keys-metoda [Prerequisites for the development of basic competencies of applied physical culture among students released from practical training, using the case method]. Kultura fizicheskaya i zdorovye. 2016. No. 1 (56). pp. 113-116.

5. Polozkova I.V. Metodika povysheniya fizicheskoy aktivnosti studentok spetsialnoy meditsinskoy gruppy «B» (reabilitatsionnaya) [Methods of increasing the physical activity of students of the special medical group "B" (rehabilitation)]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 9. p. 60.

6. Sidorov D.G., Ovchinnikov S.A., Bolshev A.S. Fizicheskoye vospitaniye v zdorovye-oriyentirovannom obshcheobrazovatelnom prostranstve vuza [Physical education in the health-oriented general educational space of the university]. Nizhny Novgorod: Nizhegorodskiy gosu-darstvennyy arkhitekturno-stroitelnyy universitet publ., 2010. 141 p.

68

http://www.teoriya.ru

№11 • 2022 Ноябрь | November

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.