Научная статья на тему 'Влияние физической культуры на формирование личности в преемственной связи «Школа вуз»'

Влияние физической культуры на формирование личности в преемственной связи «Школа вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕЕМСТВЕННАЯ СВЯЗЬ «ШКОЛА ВУЗ» / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / «SCHOOL TO THE UNIVERSITY» CONTINUITY / PERSONALITY FORMATION / PHYSICAL FITNESS / PEDAGOGICAL SYSTEM OF PERSONALITY FORMATION / EXPERIMENTAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверева Елена Леонидовна

В статье показаны пути влияния физической культуры на формирование личности в преемственной связи «школа ВУЗ»; раскрывается теоретический аспект проблемы, анализируются формы и методы формирования личности к занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зверева Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality formation by means of physical culture within «school to the university» continuity

The paper focuses on the ways of formation of student's personality by means of physical culture within «school to the university» continuity. Theoretical aspect of the problem is explored, forms and methods of the development of students' motivation to physical fitness are analyzed.

Текст научной работы на тему «Влияние физической культуры на формирование личности в преемственной связи «Школа вуз»»

отдается выполнению статико-динамическим упражнениям дискретного характера, способствуют более эффективному приросту показателей общей выносливости, быстроты и гибкости по сравнению с результатами контрольной группы. Но наибольшие выраженный прирост результатов был зафиксирован при тестировании скоростно-силовых качеств, становой и кистевой динамометрии и силовой выносливости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов, И.Г. Содержание рекреационных занятий атлетизмом со студентами вузов : дис. ... канд. пед. наук I Виноградов И.Г. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2008. - 192 с.

2. Давыдов, С.И. Спортивная гимнастика как базовое средство физической подготовки студенток вуза : дис. ... канд. пед. наук I Давыдов С.И. - Тула, 1998. - 160 c.

3. Евланников, Л.Н. Совершенствование базовой физической подготовки курсантов военно-технического училища федеральной службы охраны России : дис. ... канд. пед. наук I Евланников Л.Н. ; Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2008. -139 с.

4. Котьков, Н.Н. Плавание как базовое средство физической подготовки учащихся среднего специального образовательного учреждения : дис. ... канд. пед. наук I Коть-ков Н.Н. - Тула, 2000. - 168 c.

5. Пирназарова, Н.Л. Комплексное применение динамических и статических упражнений в физическом воспитании студенток: на примере ритмической гимнастики : дис. ... канд. пед. наук I Пирназарова Н.Л. - Новосибирск, 2007. - 189 с.

6. Черноярова, О.А. Межпредметные связи в системе подготовки будущих учителей физической культуры (на примере дисциплин базовых физкультурно-спортивных видов) : дис. ... канд. пед. наук I Черноярова О.А. - Чебоксары, 2001. - 199 c.

7. Яновский, И.Ю. Особенности влияния средств атлетической гимнастики на физическое состояние мужчин разного возраста : дис. ... канд. пед. наук I Яновский И.Ю.

- СПб., 2007. - 141 с.

Контактная информация: porotnikova@mail.ru

УДК 796.012.2:36.032 (045)

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРЕЕМСТВЕННОЙ СВЯЗИ «ШКОЛА - ВУЗ»

Елена Леонидовна Зверева, соискатель,

Воронежский государственный институт физической культуры (ФГОУ ВПО ВГИФК)

Аннотация

В статье показаны пути влияния физической культуры на формирование личности в преемственной связи «школа - ВУЗ»; раскрывается теоретический аспект проблемы, анализируются формы и методы формирования личности к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: формирование личности, физическая культура, преемственная связь «школа - ВУЗ», педагогическая система формирования личности, экспериментальные исследования.

PERSONALITY FORMATION BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE WITHIN «SCHOOL TO THE UNIVERSITY» CONTINUITY

Elena Leonidovna Zvereva, the competitor,

Voronezh State Institute of Physical Fitness

Annotation

The paper focuses on the ways of formation of student’s personality by means of physical culture within «school to the university» continuity. Theoretical aspect of the problem is explored, forms and

methods of the development of students’ motivation to physical fitness are analyzed.

Keywords: personality formation, physical fitness, «school to the university» continuity, pedagogical system of personality formation, experimental research.

ВВЕДЕНИЕ

Основными тенденциями образовательной политики в XXI веке являются ориентация на развитие потенциала, личности, на обеспечение качества образованности человека, его физического развития. Организация Объединенных Наций предлагает считать развитие человека критерием прогресса всего мирового сообщества, в качестве перспективных направлений модернизации системы образования выделяются идеи неформального образования; переход от принципа «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь». Такой подход нацеливает на интеграцию и модернизацию в системе образования.

В настоящее время особое внимание уделяется модернизации всей системы физического воспитания, возникает необходимость создания новой системы, где учащиеся смогут раскрыть и проявить свои индивидуальные способности развить интерес к физической культуре.

Преемственность между уровнями образования «школа - ВУЗ», способствует созданию таких связей, при которых расширяются и углубляются знания, происходит осмысление пройденного на новом, более высоком уровне. Преемственная связь физической культуры в школе и ВУЗе, на наш взгляд, позволяет целостно представить комплексную систему, где отражено последовательное усложнение программ физического воспитания в школе и ВУЗе, прогнозирующих цель физического развития школьников и студентов, формирование личности, формирование интереса к физической культуре, здоровому образу жизни и стремлению к спортивному мастерству.

Формирование личности под влиянием физической культуры и спорта в преемственной связи «школа - ВУЗ», рассматривается как субъективное становление человека, где создаются условия формирования интереса, мотивов, целеустремленности к физической культуре, усложняются формы, методы и средства обучения на уровне школа -ВУЗ.

Физкультурное образование в преемственной связи «школа - ВУЗ» рассмотрим на примере спортивно - педагогических классов МОУ СОШ № 74 г. Воронежа созданных на базе Воронежского государственного института физической культуры.

Обучение в спортивно-педагогических классах реализовалось по принципу их профессиональной ориентации. Учебный процесс в этих классах строился таким образом:

• углубленно изучались общеобразовательные предметы и элективные курсы, были так же введены профильные предметы (физическая культура, биология, введение в профессию, педагогика и психология физической культуры);

• сосредотачивалось внимание на формирование профессионально важных качеств личности педагога по физической культуре;

• осуществлялся контроль, коррекция профессиональных планов учащихся, выявлялся степень их обоснованности;

• намечались пути подготовки к будущей профессиональной деятельности, способы диагностики мотивационно-ориентационной сферы учащихся, оценки результатов, достижений;

• формировались основы для социально-профессиональной адаптации учащихся (ценностные ориентации, мотивы выбора профессии, профессиональнопедагогическая направленность);

• формировались профессиональные интересы учащихся.

Обучение в спортивно-педагогических классах в рамках преемственной связи,

способствует использованию потенциала ВУЗа, активизирует творческие, интеллектуальные и физические возможности учащихся, придавая им профессиональную направленность на старшей ступени обучения в общеобразовательной школе. На наш взгляд, существенную роль в повышении качества подготовки, успешную дальнейшую адаптацию в ВУЗе, играет профильное образование школьников, предполагающее отбор и ориентацию их на специальность «Физическая культура». Учитывая, что формирование личности специалиста начинается в школьные годы, необходимо осуществлять планомерную и целенаправленную профильную подготовку учащихся старших классов к поступлению в физкультурные учебные заведения. Основным содержанием этой работы является формирование профессиональной направленности личности учащихся.

При рассмотрении формирования личности под влиянием физической культуры, мы руководствовались следующими теоретическими основаниями, сформированными в науке [2,6,7,8].

1. Физическая культура способствуют развитию здорового образа жизни населения, что существенно влияет на прогресс общества.

2. Физическая культура неотъемлемый ценностно-значимый компонент педагогического процесса школьного и вузовского образования, имеющего преемственную связь.

3. Физическая культура позволяют в педагогической практике выделить и реализовать качества личности школьника, студента, будущего специалиста (эмоциональную устойчивость, общую культуру, интеллект, работоспособность, стрессоустойчивость и т.д.), которые в будущем позволят ему выполнять профессиональную деятельность на достаточно высоком уровне.

4. Процесс формирования здоровьеориентированной направленности личности школьников, студентов следует рассматривать в системе педагогического процесса школьного и вузовского образования, в рамках личностно-ориентированного подхода, и подходить к решению данной проблемы целесообразно на уровне определения цели, теоретико-методологических оснований, системы, процесса и прогнозируемого результата.

5. Важнейшим компонентом формирования здоровьеориентированной направленности личности выступает деятельностный компонент, что предполагает активное включение школьников и студентов в физкультурно-спортивную деятельность школы и ВУЗа.

6. Результатом педагогического процесса формирования здоровьеориентированной направленности личности являются позитивные изменения в мотивационно-потребностной, ценностной сфере личности школьников и студентов, которые формируются в рамках разработанной педагогической системы.

7. Развитие личности под влиянием физической культуры реализуется эффективнее, если такой процесс осуществляется с помощью педагогической системы формирования личности в преемственной связи «школа - ВУЗ».

Диалектическая методология открыла широкие перспективы исследования всех сторон физической культуры, в том числе и влияние на формирование личности, определила теорию познания этого явления в обществе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С 2006 по 2011 гг. проводилось экспериментальное исследование. Цель эксперимента заключалась в разработке и апробации педагогической системы формирования личности с помощью физической культуры в преемственной связи «школа - ВУЗ».

Изучение теоретических источников и опыт педагогической деятельности в школе и ВУЗе, позволили разработать педагогическую систему формирования личности.

Базой экспериментального исследования стали спортивно - педагогические классы МОУ СОШ № 74 г. Воронежа. Исследование охватило 985 учащихся, 320 студентов, 76 учителей и преподавателей.

В педагогической науке к понятию "педагогическая система" обращались Ф.Ф. Королев, В.П. Беспалько, Ю.К. Бабанский, Г.Н. Александрова и др. [1].

Педагогическая система формирования личности с помощью физической культуры в преемственной связи «школа - ВУЗ» включает:

- цель;

- принципы;

I и II модули векторного потенциала развития личности школьников и студентов; содержание;

- традиционные формы, входящие в образовательные процессы школы:

1) урочные,

2) тренировочные занятия;

3) соревнования;

- инновационные формы:

1) сюжетно-ролевые урочные занятия;

2) комплексные занятия объединяющие теорию и практику;

3) Дни здоровья;

4) интегрированные уроки: анатомии, физиологии, физической культуры и музыки;

5) спортивные праздники с привлечением родительской общественности; методы;

- педагогические технологии, направленные на развитие личности учащихся и студентов

1) технология дифференцированного обучения по интересам И. Н. Закатовой;

2) физкультурно-оздоровительные технологии;

3) здоровьесберегающие образовательные технологии Н.К Смирнова [4];

4) здоровьесберегающие технологии И.В. Чупаха [9];

5) медико-гигиенические технологии;

6) информационно-обучающие технологии;

7) технологии групповой деятельности;

8) технология саморазвивающего обучения Г.К.Селевко [3];

9) информационно-коммуникационные технологии;

- компоненты педагогической системы включающие:

- мотивационно-ценностный - положительное отношение каждого учащегося к физической культуре, направленность личности на овладение физической культурой, обеспечивает развитие интереса к спорту;

- когнитивный - знание теории физической культуры, принципов, методов, форм и технологий, истории развития физической культуры, спортивный путь достижений чемпионов страны, умение формировать качества личности: волю, сотрудничать в команде;

- операциональный - владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками и умениями, процессами анализа и синтеза, сравнения и обобщения; регулятивный - отношения, убеждения, оказывающие регулирующее воздействие на личность;

- рефлексивный - способность к анализу своих умений и навыков, стремление к их совершенствованию; сферу профессионализации; педагогическую сферу занимающую приоритетное положение поскольку способствует объединению учебно-воспитательных процессов школы и ВУЗа;

- III модуль - включает результат, который достигается при реализации в учебно-воспитательных процессах школы и ВУЗы, составных компонентов педагогической системы.

Следует отметить, что внедренная педагогическая система в условия углубленного изучения физической культуры в спортивно - педагогических классах МОУ СОШ №74 г. Воронежа, свидетельствует о большом проценте выпускников, поступивших в ВУЗы спортивной направленности (табл. 1).

Таблица 1

Статистика поступления учащихся спортивно-педагогических классов в ВУЗы

спортивной направленности

Учебный год Количество учащихся в профильном классе Поступившие в др. ВУЗы Поступившие в ВГИФК В том числе поступившие в ВУЗы на педагогические специальности

абсолютный показатель %

Начало экспериментальной работы

2006-2007 21 11 6 8 38

2007-2008 15 7 5 6 40

2008-2009 22 12 8 10 45

Окончание экспериментальной работы

2009-2011 28 10 11 14 50

Как видно из таблицы, растет интерес к обучению в спортивно-педагогических классах, ежегодно в среднем 44% выпускников этих классов связывают свою профессиональную траекторию с педагогической деятельностью. Таким образом, результаты экспериментальной работы, свидетельствуют об эффективности разработанной педагогической системы формирования личности в преемственной связи «школа - ВУЗ».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : методологические основы / Ю.К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1988. - 479 с.

2. Валетов, М. Р. Формирование здоровьеориентированной направленности личности студентов в процессе физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Валетов М.Р. - Челябинск, 2006. - 17 с.

3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г.К. Селевко. - СПб. : Каро, 2007. - 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - М. : АРКТИ, 2006. - 315 с.

5. Столбов, В.В. История физической культуры и спорта : учебник для высш. физ. учеб. заведений Рос. Федерации / В. В. Столбов, Л. А. Финогенова, Н. Ю. Мельникова ; под ред. В.В. Столбова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 2001.

- 423 с. : ил.

6. Рыжков, П. А. Развитие физической культуры и спорта приоритетное направление социальной политики государства // Теория и практика физической культуры. -2002. - № 1. - С. 2-8.

7. Пайсон, Т.П. Преемственность как закономерность и принцип обучения // Молодёжь и наука XXI века : по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Красноярск, 23-24 мая 2007 года. -Красноярск, 2007. - С. 189-191.

8. Цыркун, И.И. Инновационные модели развития педагогической науки / И.И. Цыркун // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития : материалы Междунар. конгресса. 27-29 мая 2003 г. - Минск, 2003. - С. 5-10.

9. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательновоспитательном процессе : научно-практический сб. инновац. опыта / И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М. : Илекса ; Ставрополь : Сервисшкола, 2001. - 400 с.

Контактная информация: lenuseka2007@rambler.ru УДК 316.35

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Александр Дмитриевич Какухин, кандидат педагогических наук, профессор,

Иван Васильевич Коваль, доктор социологических наук, профессор,

Сибирский федеральный университет (СФУ), г. Красноярск

Аннотация

Применение диагностических исследований в социализационных процессах является имманентным методом формирования конкурентоспособных специалистов. Отсюда становится необходимым обеспечение их качества.

Ключевые слова: диагностика, учебный процесс, управленческая грамотность, эффективность вузовского учебного процесса.

DIAGNOSTIC RESEARCH IN TECHNOLOGIES OF MANAGERIAL COMPETENCE

FORMATION AMONG THE STUDENTS WITH PHYSICAL CULTURE AND

SPORTS PROFILE

Alexander Dmitrievich Kakukhin, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Ivan Vasilyevich Koval, the doctor of sociological sciences, professor,

Siberian Federal University,

Krasnoyarsk

Annotation

The application of diagnostic research in the socialization processes is an inherent method of formation of competitive specialists. Hence, it becomes necessary to ensure their quality.

Keywords: diagnosis, training process, managerial competence, effectiveness of university teaching process.

Применение диагностических исследований позволило установить, что персонал любого предприятия подразделяется на две основные группы: мотивируемые преимущественно стремлением к успеху и мотивируемые преимущественно стремлением избегать неудачи. «Существуют культурологические обобщения, согласно которым западный персонал предприятия на 75% мотивируется стремлением к успеху и на 25% - избеганием неудачи, а восточный, наоборот, на 25% - стремлением к успеху и на 75% - избеганием неудачи». Наряду с этим приблизительно 85% российских предприятий проводят текущую оценку регулярно, но при этом мало кто обращает внимание на один из важнейших факторов качества - удовлетворенность собственных работников. Регулярные исследования удовлетворенности работников (мотивации внутренних потребителей) проходят лишь на 40% предприятий. Вовлеченность работников признается высшим приоритетом всего лишь на 35% предприятий [1].

Актуальность положений, представленных в предлагаемой статье, вытекает из того, что в настоящее время существует социальный заказ «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом». Для его реализации нужны специалисты нового качества. Подготовить таких специалистов нельзя без соответствующих методов и способов. Доказательством тому являются данные о конкурентоспособности экономики и образования.

Во-первых, исходя из основных показателей России, известно, что в стране действует 12% ученых мира, деятельность которых обусловливает выпуск 0,3% продукции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.