Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕ ПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ'

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕ ПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

693
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая активность / умственные способности / студент / обучение.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамиль Хамидович Кожбахтеев, Елена Борисовна Васильева

В статье рассмотрено влияние физической активности на умственные способности студентов. Раскрыто положительные стороны влияние физкультурной паузы на учебную деятельность студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕ ПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ»

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕ ПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ

Шамиль Хамидович Кожбахтеев Елена Борисовна Васильева

Старшие преподаватели Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммада аль-Хорезмий

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрено влияние физической активности на умственные способности студентов. Раскрыто положительные стороны влияние физкультурной паузы на учебную деятельность студентов.

Ключевые слова: физическая активность, умственные способности, студент, обучение.

ВВЕДЕНИЕ

В современное время в условиях непрерывной глобализации и информатизации общества интеллектуальная деятельность становится одним из приоритетных процессов, осуществляемых в рамках многочисленных сегментов, в том числе в образовании. Однако повсеместное распространение информационных технологий вызвало существенное снижение уровня физической активности среди представителей современного общества, в особенности студентов, которые являются неотъемлемыми пользователями в данной области. Это, в свою очередь, спровоцировало сравнительно значительное ухудшение их умственных способностей, о чем свидетельствуют сведения о сложности обучения студентов. В связи с этим появляется необходимость выявления воздействия физической активности на умственные способности студентов.

Как известно, учеба относится к ярко выраженному типу умственного труда. Умственная деятельность студента обычно протекает в условиях малой или недостаточной двигательной активности. Это приводит к повышенной утомляемости, снижению работоспособности, ухудшению общего самочувствия. Отсюда интеллектуальная деятельность студентов, неразрывно связанная с психическими напряжениями, предъявляет довольно серьезные требования к физическому состоянию организма. Специалист физического воспитания обязан знать

March, 2022

111

и учитывать целый ряд моментов, касающихся главной функции студента его учебы, в особенности вопросов активизации умственной работоспособности и динамики её изменения [7, с. 57].

Перед высшими учебными заведениями ставятся задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых интеллектуально и физически развивать себя в быстро меняющихся условиях профессиональных отношений, способных оперативно ориентироваться в особенностях их специализированной деятельности и оптимально адаптироваться к ней [6, с. 460].

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Данная проблема является относительно молодой, но изучение взаимосвязи физической активности и интеллектуальной деятельности уже начало проводиться в XIX в. Так, русский биолог П.Ф.Лесгафт устанавливал важность полного соответствия между интеллектуальной и физической работой. А благодаря физиологическому обследованию активного отдыха, которое проводил русский учёный И.М.Сеченов, были сформированы важные принципы организации отдыха при умственной деятельности, которые связаны с активным физическим трудом [3, с. 205].

На сегодняшний день продолжают проводиться различные исследования по данному вопросу и открываются все новые и новые факты, показывающие эффективность физической активности в отношении её роли в развитии умственных способностей. Доказано, что эффективная деятельность мозга нуждается в том, чтобы к нему постоянно поступали импульсы от разных систем организма, почти наполовину состоящие из мышечной ткани, благодаря деятельности которой в мозг осуществляется поступление множества нервных импульсов. Эти импульсы обогащают мозг и поддерживают его в работоспособном состоянии.

Изначально ученые предполагали, что физическая деятельность оказывает стимуляцию определенных участков головного мозга, а именно тех, которые отвечают за двигательные функции. Но постепенно специалисты пришли к выводу, что при физической активности развитие нейронных связей происходит и в других участках мозга. И в первую очередь, как оказалось, к этим участкам относятся те, которые являются ответственными за процессы обучения, мышления, памяти и концентрации [2, с. 122]. А ведь именно эти процессы и

March, 2022

112

являются основой в формировании умственных способностей студентов. Таким образом, под влиянием физических упражнений увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции, которые способствуют более эффективной обработке информации студентами.

Умственные способности студентов находятся в прямой зависимости от психического состояния учащихся. При умеренных физических нагрузках в кровь выбрасываются адреналин и эндорфины, что положительно сказывается на эмоциональной составляющей жизнедеятельности студентов, способствующей оптимизации всех процессов их деятельности. Также не нужно забывать и о сугубо психологических факторах, таких как адаптация студентов к новому окружению. Взаимодействие с сокурсниками не должно вызывать дискомфорт и подавленное моральное состояние, так как для максимальной продуктивности человеку необходимо чувствовать себя, как минимум, комфортно в обстановке, в которой он находится большую часть своего времени. Групповые занятия спортом позволяют наладить отношения с новым кругом общения и улучшить моральное состояние. К таким занятиям относятся различные спортивные игры, танцы, боевые искусства и другие спортивные занятия. Помимо этого, спортивные игры могут помочь студентам расслабиться и «перевести дух» после напряженных занятий, взбодриться, а также развить выносливость и силовые качества [1, с. 76].

Учебная деятельность студентов является ярким примером умственной работоспособности, к которой относятся виды работ, связанные с приемом и переработкой информации. Особенностью учебной деятельности является то, что во время учебного процесса у учащихся происходит сильное возбуждение головного мозга в сравнительно небольшой области нервных центров, что обуславливает их быстрое утомление. Продолжительная работа в таких условиях вызывает процессы торможения, а во многих мышцах постепенно возникает нервное возбуждение, что впоследствии может приводить к появлению излишнего мышечного напряжения, что сказывается и на психике студентов. Именно физические упражнения способны избавить организм учащегося от такого мышечного напряжения и психического утомления, что положительно сказывается на дальнейшем формировании его умственных способностей.

Если бы удалось добиться четкого понимания большинством людей того, что физическая активность и

March, 2022

113

спорт, например, для студентов, являются необходимым условием нормального развития их ума и тела, что абсолютное большинство физических и психических заболеваний, так или иначе связаны с обездвижением и ожирением, что физическая активность снимает стрессовые состояния, повышает работоспособность, снижает уровень агрессивности и, этим удалось бы, не только приостановить физическую деградацию людей, но и значительно поднять их уровень здоровья [8, с. 753].

Содержание занятий со студентами нашего вуза базируется на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства физической культуры, использовать спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма [9, с. 114].

Физическая культура студентов формируется за счет весьма важных сфер, так или иначе связанных с интеллектом, а именно: мотивационной сферы личности, широты и глубины теоретических и практических знаний, умений и различных навыков в области физической культуры. Все это дополнительно развивает область познания студентов, формирует у них новую базу знаний и ценного опыта. И в целом, занятия спортивными видами деятельности способствуют развитию в молодых людях трудолюбия, уверенности, стрессоустойчивости, воли к победе и целеустремленности. Такие черты характера положительно влияют на познавательную способность студентов, а, следовательно, и на их умственные способности [5, с. 169].

В последнее время в практике стало уделяться внимание такой форме физической деятельности как физкультурная пауза. Она оказывает положительное влияние на интеллектуальную работоспособность студентов и их умственные способности. Многочисленные исследования в этой области показывают, что умственная работоспособность студентов начинает снижаться к середине учебного дня. Учитывая динамику работоспособности студентов в течение учебного дня, специалисты рекомендуют осуществлять физкультурную

March, 2022

114

паузу после четырех часов интенсивной интеллектуальной деятельности. Продолжительность физкультурной паузы должна быть не менее 10 минут. Некоторые исследования показывают, что ежедневные непродолжительные занятия гимнастикой, легкой атлетикой или проведение физкультурной паузы, в особенности, если занятия проводятся на свежем воздухе, способствуют улучшению умственной работоспособности и положительно влияют на успеваемость студентов [4, с. 137].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность занятий физической культурой вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья [9, с. 115].

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что умеренная физическая активность и верно подобранный комплекс физический упражнений вызывают положительную динамику в умственной работоспособности студентов в течение всего учебного процесса и оказывают серьезное влияние на эффективность развития умственных способностей. При этом нужно понимать, что на сегодняшний день следует больше уделить внимание внедрению различных методов по повышению доли физической активности в учебной деятельности студентов.

REFERENCES

1. Алдошина Е.А. Влияние физической культуры на мозговую деятельность студентов образовательных организаций // Наука-2020, 2020. - С. 76-80.

2. Горобий А.Ю., Третьяков А.А. Особенности использования физических упражнений для повышения умственной работоспособности и снижения нервно-эмоционального напряжения студентов в процессе образовательной деятельности // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА, 2012. - С. 122.

3. Ермакова Е.Г. Влияние физических упражнений на умственную деятельность человека и их взаимосвязь // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2019. - С. 203-207.

4. Сбитнева О.А. Работоспособность в учебно-образовательном процессе студентов // Международный

March, 2022

115

журнал гуманитарных и естественных наук, 2018. - С. 137-139.

5. Челнокова Е.А., Слюзнева К.В., Агаев Н.Ф. Влияние двигательной активности, занятий физической культурой или спортом на умственную деятельность студента и его успеваемость // Проблемы современного педагогического образования, 2019. - С. 168-174.

6. Эрдонов О.Л. Значение спортивно-ориентированной направленности в подготовке студентов технического вуза // "Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств" Материалы международной научно-практической конференции. Иркутск, 2015. - С. 460463.

7. Эрдонов, О.Л. Оздоровительная физическая культура в системе образовательного процесса по физическому воспитанию студентов / О.Л.Эрдонов. - Ташкент: "Фан ва технология", 2012. - 96 с.

8. Эрдонов О.Л. Массовая физическая культура и спорт как базис здорового образа жизни учащейся молодёжи // Молодой учёный. - 2015. - №6 (86). -С.753-757.

9. Эрдонов О.Л. Физическая культура и спорт в системе высшего образования // Молодой учёный. - 2015. - №2 (82). -С.113-117.

® о

March, 20221 Multidisciplinary Scientific Journal

©

О

116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.