Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ'

ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
895
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
финансовые санкции / прямые иностранные инвестиции / развитие финансовой системы / повышение эффективности экономики / financial sanctions / foreign direct investment / development of the financial system / increasing the efficiency of the economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Храмченко, Н.А. Сухорукова, В.Н. Деркач

Начиная с 2014 г. произошел резкий спад вложений прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, что было связано с нарастанием напряженности во взаимоотношениях между Россией и зарубежными странами, в результате чего были введены финансовые санкции, ограничивающие инвестиционную деятельность в РФ. Однако действие финансовых ограничений распространяется не только на привлечение инвестиций из-за рубежа и создание условий для долгосрочного инвестирования, но и влекут за собой многостороннее разрушительное воздействие российской экономики. В связи с этим актуальность исследования проблемы, поднимаемой в данной научной статье, не вызывает сомнений. Так, было проанализировано влияние финансовых санкций на привлечение прямых иностранных инвестиций в отечественную экономику и установлены наиболее перспективные направления, способные снизить негативное влияние санкционных ограничений. Кроме того, в работе был проведен корреляционно-регрессионный анализ с целью исследования влияния наиболее значимых факторов деятельности финансовой системы на динамику притока зарубежных прямых капиталовложений в экономику России, в результате чего были выявлены основные движущие силы функционирования российской финансовой системы и сформированы предложения, которые будут способствовать ее эффективному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF FINANCIAL SANCTIONS ON ATTRACTING FOREIGN DIRECT INVESTMENT TO THE RUSSIAN FEDERATION AND THE DEVELOPMENT OF THE COUNTRY'S ECONOMY

Since 2014 there has been a sharp decline in foreign direct investment in the economy of the Russian Federation, which was associated with an increase in tensions in relations between Russia and foreign countries, as a result of which financial sanctions were introduced limiting investment activities in the Russian Federation. However, the effect of financial restrictions extends not only to attracting investment from abroad and creating conditions for long-term investment, but also entail a multilateral destructive effect of the Russian economy. In this regard, the relevance of the study of the problem raised in this scientific article is beyond doubt. Thus, the impact of financial sanctions on attracting foreign direct investment into the domestic economy was analyzed and the most promising areas that could reduce the negative impact of sanctions restrictions were identified. In addition, the work carried out a correlation-regression analysis in order to study the influence of the most significant factors of the financial system on the dynamics of the inflow of foreign direct investments into the Russian economy, as a result of which the main driving forces of the functioning of the Russian financial system were identified and proposals were formulated that will contribute to its effective development.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ»

лизовано путем улучшения инвестиционных политик, в том числе ожидается ориентация на рост вливания активов во вложения в ценные бумаги, что в будущем будет способствовать стабильному дополнительному потоке доходов.

Источники:

1. Сайт Центрального банка Российской Федерации // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cbr. ru/banking_sector/.

2. Официальный сайт ПАО ВТБ // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.vtbcapital-am.ru/about/disclosure/ declaration/.

3. Годовой отчет ВТБ за 2019 год // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.vtb.ru/akcionery-i-investory/.

4. Официальный сайт ПАО «Сбербанк» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/annual-reports.

5. Официальный сайт АО «Тинькофф» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.tinkoff.ru/about/investors/11/ ?year=2019.

6. Храмченко А.А. Анализ бюджетного инвестирования/ Храмченко А.А., Вакуленко А.А., Салова А.А.//Вестник Академии знаний. 2020. № 5 (40). С. 447-454.

7. Храмченко А.А. Оценка структуры динамики пенсионной системы в РФ/ Храмченко А.А., Абрамян М.Н., Бор-сук Д.А.//Вестник Академии знаний. 2020. № 4 (39). С. 440-443.

References:

1. of the Central Bank of the Russian Federation // [Electronic resource] - Access mode: https://www.cbr.ru/banking_sector/.

2. Official website of PJSC VTB // [Electronic resource] - Access mode: https://www.vtbcapital-am.ru/about/disclosure/declaration/.

3. VTB Annual Report for 2019 // [Electronic resource] - Access mode: https://www.vtb.ru/akcionery-i-investory/.

4. Official website of Sberbank PJSC // [Electronic resource] - Access mode: https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/annual-reports.

5. Official website of JSC "Tinkoff' // [Electronic resource] - Access mode: https://www.tinkoff.ru/about/investors/11/?year=2019.

6. Khramchenko A.A. Analysis of budget investment / Khramchenko A.A., Vakulenko A.A., Salova A.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 5 (40). S. 447-454.

7. Khramchenko A.A. Assessment of the structure of the dynamics of the pension system in the Russian Federation / Khramchenko A.A., Abramyan M.N., Borsuk D.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 4 (39). S. 440-443.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11260

А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет,

A.A. Khramchenko - candidate of Economics, associate professor of the Department of finance, Kuban State Agrarian University;

Н.А. Сухорукова - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет,

N.A. Sukhorukova - student of the faculty of Economics, Kuban State Agrarian University;

B.Н. Деркач - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет,

V.N. Derkach - student of the faculty of Economics, Kuban State Agrarian University.

ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

IMPACT OF FINANCIAL SANCTIONS ON ATTRACTING FOREIGN DIRECT INVESTMENT TO THE RUSSIAN FEDERATION AND THE DEVELOPMENT OF THE COUNTRY'S ECONOMY

Аннотация. Начиная с 2014 г. произошел резкий спад вложений прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, что было связано с нарастанием напряженности во взаимоотношениях между Россией и зарубежными странами, в результате чего были введены финансовые санкции, ограничивающие инвестиционную деятельность в РФ. Однако действие финансовых ограничений распространяется не только на привлечение инвестиций из-за рубежа и создание условий для долгосрочного инвестирования, но и влекут за собой многостороннее разрушительное воздействие российской экономики. В связи с этим актуальность исследования проблемы, поднимаемой в данной научной статье, не вызывает сомнений. Так, было проанализировано влияние финансовых санкций на привлечение прямых иностранных инвестиций в отечественную экономику и установлены наиболее перспективные направления, способные снизить негативное влияние санкционных ограничений. Кроме того, в работе был проведен корреляционно -регрессионный анализ с целью исследования влияния наиболее значимых факторов деятельности финансовой системы на динамику притока зарубежных прямых капиталовложений в экономику России, в результате чего были выявлены основные движущие силы функционирования российской финансовой системы и сформированы предложения, которые будут способствовать ее эффективному развитию.

Abstract. Since 2014 there has been a sharp decline in foreign direct investment in the economy of the Russian Federation, which was associated with an increase in tensions in relations between Russia and foreign countries, as a

result of which financial sanctions were introduced limiting investment activities in the Russian Federation. However, the effect of financial restrictions extends not only to attracting investment from abroad and creating conditions for long-term investment, but also entail a multilateral destructive effect of the Russian economy. In this regard, the relevance of the study of the problem raised in this scientific article is beyond doubt. Thus, the impact of financial sanctions on attracting foreign direct investment into the domestic economy was analyzed and the most promising areas that could reduce the negative impact of sanctions restrictions were identified. In addition, the work carried out a correlation-regression analysis in order to study the influence of the most significant factors of the financial system on the dynamics of the inflow of foreign direct investments into the Russian economy, as a result of which the main driving forces of the functioning of the Russian financial system were identified and proposals were formulated that will contribute to its effective development.

Ключевые слова: финансовые санкции, прямые иностранные инвестиции, развитие финансовой системы, повышение эффективности экономики.

Keywords: financial sanctions, foreign direct investment, development of the financial system, increasing the efficiency of the economy.

В настоящее время привлечение прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ) рассматривается как одна из важнейших проблем российской экономики. Это подтверждается данными, представленными консалтинговой компанией «A. T. Kearney», которая каждый год проводит анализ инвестиционной привлекательности и составляет рейтинг из 25 стран, являющихся наиболее перспективными для привлечения вкладов иностранных контрагентов. Так, в 2013 году Российская Федерация (далее - РФ) занимала 11 место в рейтинге самых привлекательных государств для вложения капитала со значением индекса инвестиционного доверия в 1,72 балла, однако с 2014 г. Россия больше не присутствовала в данном рейтинге. В стране начался кризис в части привлечения зарубежных инвестиций, который выражался в устойчивом и продолжительном тренде к сокращению притока ПИИ, а вместе с этим и в ускорении морального износа основных средств отечественных предприятий, в связи с чем для некоторых фирм и секторов народного хозяйства появился риск потери как конкурентных преимуществ, так и фактической возможности осуществлять экономическую деятельность [1]. Снижение инвестиционной привлекательности России в данный временной период связано в большей степени с введением зарубежных санкций, которые ограничили доступ к иностранным финансовым рынкам и повысили уровень неопределенности ведения бизнеса на территории РФ.

В связи с обстоятельствами, указанными выше, весьма актуальным является проведение исследования влияния санкционных ограничений на динамику и объем привлечения ПИИ в российскую экономику. Оценка влияния финансовых санкций, введенных в отношении РФ, на потоки капитала, вкладываемого в основные фонды, предполагает проведение анализа, в ходе которого будут изучены обстоятельства, ограничивающие привлечение инвестиционных ресурсов в экономику страны. Кроме того, необходимо определить основные движущие силы функционирования финансовой системы государства и сформировать предложения, которые будут способствовать ее эффективному развитию.

Прямые иностранные инвестиции - это форма зарубежных капиталовложений, которые осуществляются институциональной единицей-резидентом одной страны, для того чтобы получить возможность приобрести долгосрочное влияние на деятельность фирмы, расположенной в другой стране [2]. Следует отметить значимость таких вложений, поскольку в результате их осуществления между инвестором и фирмой, получаемой капиталовложения, происходит формирование длительных взаимоотношений. Таким образом, привлечение ПИИ играет важную роль в создании качественно новой и эффективной основы и условий для развития экономических процессов в стране-реципиенте.

Рассмотрим на рисунке 1 динамику ПИИ в РФ за период с 2013 по 2020 гг.

80,0

о

< 3

о.

Q 2

g О

а я

22.0Х / \ / \

6,9 8-8 8-7

0,0

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

^ПИИ в Россию

Рисунок 1 - ПИИ в РФ в 2013-2020 гг., млрд долл. США [3]

В 2013 г. приток ПИИ в российскую экономику составил 69,2 млрд долл. США, что было обусловлено, во-первых, отсутствием каких-либо внешних ограничений, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности, во-вторых, более открытым подходом России к зарубежному капиталу и стабильным экономическим ростом, наблюдавшимся в данный период в стране, в-третьих, привлечением средств иностранных инвесторов в связи с проведением Олимпиады в Сочи в 2014 году.

Спад объемов входящих прямых инвестиций начался в 2014 г., причиной чему послужило введение ряда санкций на торговую и финансовую деятельность, а также усиление неопределенности и макроэкономических рисков по отношению к будущему экономическому росту в стране. По итогу 2014 г. приток ПИИ в Россию составил 20,9 млрд долл. США, что на 30,3 % меньше, чем в предыдущем году. Так, начиная с 2014 г. в РФ начался масштабный инвестиционный кризис.

Изначально ограничения в финансовой сфере, принятые Европейским союзом (далее - ЕС), были направлены исключительно на институты развития и коммерческие банки с государственным участием, однако впоследствии санкции были дополнены секторальными ограничениями. Так, был установлен запрет на вложение капитала в такие секторы, как нефте- и газодобыча, связь и транспорт, был введены ограничения на продажу оборудования, техники и комплектующих для этих отраслей, а также оказание для них страховых и финансовых услуг.

Так, введенные ограничения наиболее существенно коснулись таких компаний, как ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Транснефть» и др., которые обладают крупной частью акций с правом голоса, находящихся во владении государства [4]. В последующие годы Евросоюз последовательно продлевал введенные ограничения. Кроме того, были введены и санкции со стороны США. Они выражались в сокращении сроков, в течение которых имеется возможность погасить финансовые инструменты включенных в санкционный список фирм, инвестирование в которые с точки зрения закона допустимо для американских резидентов [5].

Следует отметить, что негативное внешнее воздействие на привлечение ПИИ в 2014 г. было обусловлено, с одной стороны, напрямую за счет действия секторальных санкций, которые включают в себя ограничения в возможности осуществлять заимствования для отечественных фирм, выпускающих ценные бумаги, а, с другой стороны, посредством косвенного влияния, которое выражалось в ухудшения дальнейших перспектив роста и развития экономики страны и высокой степенью неопределенности в отношении будущих действий как России, так и иностранных государств [5].

В 2015 году в условиях неопределенности на мировом рынке иностранные инвесторы стали сокращать количество своих средств на банковских счетах в России, что сопровождалось снижением ПИИ: объем капиталовложений в основные фонды достиг уровня в 6,9 млрд долл. США. Это является наименьшим значением, наблюдавшимся на протяжении всего периода исследования.

В 2016 г. по сравнению с предыдущим годом объем прямых инвестиций в РФ вырос в 4,7 раза и достиг отметки в 32,5 млрд долл. США. Однако объем капиталовложений до сих пор составлял только около 50 % от значений исследуемого показателя за 2013 год, что объясняется действием зарубежных финансовых санкций, связанных с введением ограничений на осуществление заимствований для отечественных предприятий на мировом финансовом рынке.

Довольно существенный объем ПИИ был привлечен и в 2017 г. Тогда иностранные капиталовложения в российскую экономику составили 28,6 млрд долл. США. В первом полугодии 2017 г. произошел значительный рост капиталовложений в основные фонды (16,2 млрд долл. США). Отечественные фирмы получили доступ к зарубежным кредитным ресурсам. Рост вложений иностранного капитала в данном периоде связан с повышением стабильности в мировой и отечественной экономике, что обеспечило выгодное положение дел для России на международном рынке кредита [6].

Также нельзя не отметить, что в период с 2015 г. до первой половины 2017 г. (включительно) расширение санкционных списков происходило постепенно и в большей степени за счет некрупных компаний, что давало возможность отечественным и иностранным экономическим агентам продолжать адаптироваться к вновь вводимым ограничениям. Однако принятый США во второй половине 2017 г. Закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (далее - CAATSA), заметно осложнил привлечение ПИИ в экономику России. В результате введения CAATSA была создана основа для введения санкций в отношении горнодобывающих, металлургических и железнодорожных компаний в РФ, а также фирм, инвестирующих в строительство экспортных трубопроводов, и полугосударственных российских компаний [5].

В 2018 году наблюдался один из самых низких уровней вложений иностранных инвестиций. В большей степени это было обусловлено введением ограничений для американских инвесторов, которые были вынуждены продать долговые инструменты и акции En+, «Русал» и группы ГАЗ [7], в результате чего иностранный бизнес вложил в российскую экономику лишь 8,8 млрд долл. США. Данные ограничения были обусловлены принятием США 6 апреля 2018 г. списка «Специально определенных лиц» (Special designated nationals, SDN). Включение компании в список SDN приводит к заморозке всех ее активов, находящихся под юрисдикцией США, и к запрету на проведение операций с ними [5].

В 2019 году прямые зарубежные капиталовложения составили 32,0 млрд долл. США, что выше значения 2018 года в 3,6 раза. Такая тенденция была обусловлена тем, что в 2019 г. контрагенты сумели адаптироваться к сложившимся условиям и выстроить инвестиционную политику с учетом санкционных ограничений, введенных годом ранее. Таким образом, количество рисков сократилось, а вместе с этим снизился

темп роста мировой экономики, что привело к увеличению неопределенности в части вложения средств в основной капитал фирм зарубежных стран. Это привело к увеличению входящих ПИИ в экономику РФ, включая приток капитала, связанный с эффектом round-tripping (из таких стран, как Кипр, Великобритания, Ирландия, Багамские острова), который подразумевает, что инвестиции из оффшоров и квазиоффшоров являются изначально российскими по происхождению. Это было связано с проведением третьего этапа амнистии капитала с 1 июня 2019 г. [8].

В 2020 г. объем входящих в РФ прямых зарубежных капиталовложений составил 8,7 млрд долл. США, что на 27,2 % меньше, чем в 2019 г. Сокращение ПИИ было вызвано ухудшением экономической ситуации как в стране, так и в мире в целом из-за пандемии COVID-19. Также продолжал действовать пакет экономических санкций в отношении российской экономики, который оказывал дополнительный негативный эффект на привлечение зарубежных инвестиций.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что для Российской Федерации характерна большая волатильность в привлечении ПИИ, однако четко прослеживается тенденция к резкому сокращению присутствия зарубежных инвесторов в России с 2014 года, что обусловлено введением финансовых санкций, в связи с чем в экономику страны стал поступать значительно меньший объем инвестиций.

Положение дел, сформировавшееся в настоящее время в сфере привлечения инвестиций, обуславливает низкий уровень гарантий платежеспособности российских заемщиков у зарубежных банков и корпораций из-за возможности дальнейшего расширения санкционных ограничений. В свою очередь, сокращение объемов иностранного капитала в РФ влияет не только на финансовый сектор, но и на всю экономику страны в целом. В частности, наблюдается девальвация национальной валюты и сбережений в рублях, снижение общего уровня благосостояния и, как следствие, покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения как важного фактора, способствующего эффективному развитию народного хозяйства.

Указанные выше обстоятельства обуславливают необходимость выявления и оценки влияния наиболее значимых факторов деятельности финансовой системы на динамику притока ПИИ в отечественную экономику. Поэтому воспользуемся методом корреляционно-регрессионного анализа в рамках проведения данного исследования.

В качестве результативного признака (Y) выступает отношение объема притока ПИИ к валовому внутреннему продукту (далее - ВВП), %.

В качестве факторных признаков были выбраны следующие:

X1 - доля активов банковского сектора в ВВП, %;

X2 - рентабельность активов (ROA), %.

В таблице 1 отражены исходные данные, характеризующие финансовое развитие РФ за период с 2011 по 2020 гг.

Таблица 1 - Исходные данные для проведения корреляционно-регрессионного анализа [3, 9]

Год Отношение притока ПИИ к ВВП, % (Y) Доля активов банковского сектора в ВВП, % (X1) Рентабельность активов (ROA), % (Х2)

2011 2,69 69,7 6,5

2012 2,31 74,0 6,1

2013 3,02 78,5 4,5

2014 1,08 98,0 2,5

2015 0,51 99,9 3,7

2016 2,54 93,1 5,9

2017 1,81 92,5 3,8

2018 0,53 90,8 4,7

2019 1,88 88,3 5,8

2020 0,59 90,0 4,5

На основании данных, представленных в таблице 1, определим парные коэффициенты корреляции между исследуемыми признаками (таблица 2). Все необходимые расчеты проводились с использованием Microsoft Office Excel.

Таблица 2 - Парные коэффициенты корреляции

Показатель Отношение притока ПИИ к ВВП, % (Y) Доля активов банковского сектора в ВВП, % (X1) Рентабельность активов (ROA), % (Х2)

Отношение притока ПИИ к ВВП, % (Y) 1 - -

Доля активов банковского сектора в ВВП, % (X1) - 0,693 1 -

Рентабельность активов (ROA), % (Х2) 0,573 -0,711 1

Согласно таблице 2, значение коэффициента парной корреляции ryxl составляет (-0,693), что говорит о достаточно сильной и обратной связи между ПИИ в российскую экономику и показателем финансовой глубины (долей активов банковского сектора в ВВП). Иначе говоря, приток прямых зарубежных инвестиций в Россию увеличивается, когда доля активов банковского сектора в ВВП снижается. Это объясняется тем, что неопределенность в отношении ПИИ в большой степени связана с сокращением потоков капитала, поскольку основной период исследования приходится на кризис и посткризисный период. В связи с этим наблюдается снижение активов в банковском секторе и охлаждение экономики [10].

Значение ryx2 = 0,573 говорит о прямой и средней связи между привлеченными ПИИ в российскую экономику и показателем эффективности финансовой системы (рентабельностью активов), т. е. объем прямого иностранного капитала в Россию увеличивается, когда наряду с ним также растет и рентабельность активов. На основании данной зависимости можно сделать вывод о том, что значительную роль в обеспечении эффективного функционирования отечественного финансового рынка играет объем привлеченных ПИИ. Так, волатильность в притоке иностранного капитала, вкладываемого в основные фонды, особенно в нынешних условиях, когда со стороны США и ЕС продолжают вводиться все новые финансовые санкции в отношении российских компаний, происходит фактическое обесценивание всего роста эффективности отечественной экономики.

Также в результате проведения расчетов посредством использования инструментов Microsoft Office Excel было получено значение коэффициента множественной корреляции, которое составило R = 0,702, что свидетельствует о прочной связи между притоком прямых иностранных инвестиций и отобранными факторными признаками.

Кроме того, проведенный регрессионный анализ позволил построить уравнение множественной регрессии в натуральной форме: Y = 5,903 - 0,055x1 + 0,122x2. Полученное уравнение показывает, что при увеличении доли активов банковского сектора в ВВП на 1 %, объем ПИИ в Россию к ВВП в среднем сокращается на 0,055 % (при исключении второго фактора), а при росте рентабельности активов на 1 %, он в среднем возрастает на 0,122 %.

Так, результаты корреляционно-регрессионного анализа свидетельствуют о том, что изменение объема притока ПИИ показывает обратную зависимость от роста показателя финансовой глубины (X1) и прямую корреляцию с показателем эффективности финансовой системы (X2). Выявленные зависимости говорят о наличии возможности для РФ воспользоваться состоянием неопределенности с целью проведения преобразований внутренних мобилизационных ресурсов посредством создания надежной системы, устойчивой к влиянию внешних факторов. Кризисные явления, наблюдающиеся в настоящее время в российской экономике, позволяют выявлять и анализировать негативные аспекты, которые характерны для финансового развития страны, что заставляет государственные структуры разрабатывать эффективные меры для обеспечения устойчивости и стабильности экономики и положения на финансовых рынках.

Тем не менее эффективность отечественной экономики во-многом зависит от объемов привлеченного зарубежного капитала, вкладываемого в основные фонды, на основании чего можно сделать вывод о необходимости проведения мероприятий, направленных на снижение риска непредсказуемости в зарубежном инвестировании, наблюдающемся из-за действия санкционных ограничений в финансовой сфере. В связи с этим следует продолжать реализовывать политику в отношении репатриации капитала, увеличивая период, в течении которого осуществляется амнистия, и обеспечивая гарантии инвесторам, вернувшим капитал, в течение более длительного срока. В частности, привлечение ПИИ может быть расширено за счет аккумулирования средств, размещенных в специальных административных районах на территории РФ, путем создания офшорных финансовых центров.

Источники:

1. The 2020 Foreign Direct Investment Confidence Index // Keamey. URL: https://www.kearney.com/foreign-direct-investment-confidence-index/2020-full-report (дата обращения: 01.05.2020).

2. Методологический комментарий к платежному балансу Российской Федерации // Банк России. URL: http://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/meth_com_bop/ (дата обращения: 01.05.2020).

3. Статистика // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/statistics/ (дата обращения: 01.05.2020).

4. Платонова И. Н. Влияние финансовых санкций на привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику // Инвестиционный, финансовый и управленческий анализ. 2019. № 3. Том 9. С. 117-121.

5. Прилепский И.В. Финансовые санкции: влияние на потоки капитала и экономический рост РФ // Журнал Новой экономической ассоциации. 2019. № 3 (43). С. 163-172.

6. Саломатина М. Н. Влияние финансовых санкций на привлечение иностранных инвестиций в российскую

экономику: региональные аспекты // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 10-2. С. 814-821.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ткачёв И. ЦБ зафиксировал рекордный отток зарубежных инвестиций из России // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/08/04/2019/5cab58a09a7947da221f5958 (дата обращения: 01.05.2020).

8. О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.05.2019 N 110-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 24. Ст. 3367.

9. Храмченко А.А. Анализ бюджетного инвестирования/ Храмченко А.А., Вакуленко А.А., Салова А.А.//Вестник Академии знаний. 2020. № 5 (40). С. 447-454.

10. Храмченко А.А. Оценка структуры динамики пенсионной системы в РФ/ Храмченко А.А., Абрамян М.Н., Бор-сук Д.А.//Вестник Академии знаний. 2020. № 4 (39). С. 440-443.

References:

1. Index of Confidence in Foreign Direct Investment for 2020 // Kearney. URL: https://www.kearney.com/foreign-direct-investment-confidence-index/2020-full-report (date accessed: 01.05.

2. Methodological commentary on the balance of payments of the Russian Federation // Bank of Russia. URL: http://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/meth_com_bop/ (date accessed: 05/01/2020).

3. Statistics // Bank of Russia. URL: https://www.cbr.ru/statistics/ (date accessed: 05/01/2020).

4. Platonova IN Influence of financial sanctions on attracting foreign investment in the Russian economy // Investment, financial and management analysis. 2019.No. 3.Vol. 9.P. 117-121.

5. Prilepsky I.V. Financial sanctions: impact on capital flows and economic growth of the Russian Federation // Journal of the New Economic Association. 2019. No. 3 (43). S. 163-172.

6. Salomatina MN Influence of financial sanctions on attracting foreign investment in the Russian economy: regional aspects // Economy: yesterday, today, tomorrow. 2019.Vol. 9.No. 10-2. S. 814-821.

7. Tkachev I. Central Bank recorded a record outflow of foreign investment from Russia // RBK. URL: https://www.rbc.ru/economics/08/04/2019/5cab58a09a7947da221f5958 (date of access: 05/01/2020).

8. On Amendments to the Federal Law "On the Voluntary Declaration of Individuals and Accounts (Deposits) in Banks and Amendments to the Legislative Acts of the Russian Federation": Federal Law of 05/29/2019 N 110-FZ // Collected Legislation of the Russian Federation. ... 2015. No. 24. Art. 3367.

9. Khramchenko A.A. Analysis of budget investment / Khramchenko A.A., Vakulenko A.A., Salova A.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 5 (40). S. 447-454.

10. Khramchenko A.A. Assessment of the structure of the dynamics of the pension system in the Russian Federation / Khramchenko A.A., Abramyan M.N., Borsuk D.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 4 (39). S. 440-443.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11261

Э.М. Черненко - к.э.н., доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента, доцент, Кубанский государственный технологический университет, 79184814276@yandex.ru,

E.M. Chernenko - Ph.D., associate professor Department of State and Municipal Management, Kuban State Technological University;

И.С. Лебедева - доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины, Кубанский государственный медицинский университет, kinnas@mail.ru;

I.S. Lebedeva - associate professor Department of Community Health, Healthcare and History of Medicine, Ph.D., Kuban State Medical University;

A.B. Лещук - магистрант кафедры государственного и муниципального управления, Кубанский государственный технологический университет, anna.leschuk@yandex.ru

A.V. Leshchuk - Master's student of the Department of State and Municipal Administration, Kuban State Technological University.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ IMPROVING THE SYSTEM OF FINANCING THE SOCIAL SPHERE OF THE KRASNODAR TERRITORY

Аннотация. Исследование посвящено раскрытию форм финансирования социальной сферы. Во исполнение Майских указов Президента в нашей стране разработаны и реализуются программы по развитию Российской Федерации, предприняты шаги по борьбе с бедностью и увеличением доходов населения. Однако благосостояние граждан пока не позволяет увеличить объем потребления платных услуг. Распространение коронави-русной инфекции обусловило изменение в структуре потребления услуг населением: на треть и более снизились объемы платных услуг туристских организаций, организаций культуры, физической культуры и спорта, гостиниц, санаторно-курортных и транспортных организаций при сохранении практически в прежнем объеме потребления жилищно-коммунальных услуг, услуг связи и телекоммуникаций, транспортных услуг и их значительной доли в потребительском бюджете семьи. В статье проведен анализ направлений расходов на социальную сферу и их доли в составе общих расходов краевого бюджета. Выявлено значительное снижение расходов на социальную сферу в краевом бюджете при росте общих расходов бюджета края и росте численности населения, что является негативной тенденцией. Предложены направления совершенствования системы финансирования социальной сферы региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.