Научная статья на тему 'Привлечение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в условиях действия санкций'

Привлечение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в условиях действия санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2943
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ / ANTI-RUSSIAN SANCTIONS / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / FOREIGN DIRECT INVESTMENT / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РФ / INVESTMENT CLIMATE OF THE RUSSIAN FEDERATION / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РФ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбунова Ольга Анатольевна

Привлечение иностранных инвестиций является одним из стратегически важных направлений развития экономики РФ. Введение санкций оказало влияние на изменение инвестиционного климата РФ. Поиск и устранение препятствий для привлечения иностранных инвестиций, создание благоприятного инвестиционного климата являются приоритетными задачами в современных условиях. В статье проведен анализ влияния санкций, введенных западными странами, на объем привлечения прямых иностранных инвестиций в РФ. Выявлены факторы, влияющие на привлечение иностранных инвестиций, обострившиеся в условиях введенных ограничений. Предложены мероприятия по привлечению иностранных инвестиций, способствующие повышению инвестиционной привлекательности РФ в сложившихся условиях антироссийских санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attracting foreign direct investment in the Russian economy under the sanctions

Attraction of foreign investments is one of the strategically important directions of the Russian economy development. The introduction of sanctions had an impact on the change in the investment climate of the Russian Federation. Finding and removing obstacles to attracting foreign investment, creating a favorable investment climate are priorities in modern conditions. The article analyzes the impact of sanctions imposed by Western countries on the volume of foreign direct investment in Russia. The factors influencing the attraction of foreign investments, aggravated in the conditions of the imposed restrictions, are revealed. The author offers the measures to attract foreign investment, contributing to the increase of investment attractiveness of the Russian Federation in the current conditions of anti-Russian sanctions.

Текст научной работы на тему «Привлечение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в условиях действия санкций»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 8 • август 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

привлечение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в условиях действия санкций

Горбунова О.А.1

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Привлечение иностранных инвестиций является одним из стратегически важных направлений развития экономики РФ. Введение санкций оказало влияние на изменение инвестиционного климата РФ. Поиск и устранение препятствий для привлечения иностранных инвестиций, создание благоприятного инвестиционного климата являются приоритетными задачами в современных условиях. В статье проведен анализ влияния санкций, введенных западными странами, на объем привлечения прямых иностранных инвестиций в РФ. Выявлены факторы, влияющие на привлечение иностранных инвестиций, обострившиеся в условиях введенных ограничений. Предложены мероприятия по привлечению иностранных инвестиций, способствующие повышению инвестиционной привлекательности РФ в сложившихся условиях антироссийских санкций.

к 100-летию Финансового университета при правительстве РФ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: антироссийские санкции, прямые иностранные инвестиции, инвестиционный климат РФ, инвестиционная привлекательность РФ.

Attracting foreign direct investment in the Russian economy under the sanctions

Gorbunova O.A.1

1 The Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia

введение

В 2014 г. против Российской Федерации США, ЕС, Канадой, Японией и другими странами были введены санкции. Можно выделить две причины введения санкций в отношение России:

Геополитические причины. Страны Запада посчитали действия РФ в отношении Крыма неправомерными и обвинили в обострении украинского конфликта. Введенные ограничения преследовали цель изменения позиции России по определенным международным вопросам.

Экономические причины. Рассматривая введенные секторальные санкции, можно отметить их точечную направленность на приоритетные и наиболее конкурентоспособные отрасли: нефтяную, газовую,

оборонную промышленность и банковский сектор. Эти ограничения направлены на уменьшение конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке.

Введение санкций оказало влияние на изменение инвестиционного климата РФ. Международными рейтинговыми агентствами были пересмотрены инвестиционные рейтинги России, в связи с чем изменилось и отношение иностранных инвесторов к экономике РФ.

Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в РФ, их роль в развитии российской экономики рассматриваются в работах О. А. Бодриковой, А. Н. Каминой, О. Ф. Удалова [1] (Bodrikova, Kamina, Udalov, 2014), И. В. Дегтяревой, Г. Ф. Биргулиевой [5] (Degtyareva, Birgulieva, 2013), Т. А. Кадырова [13] (Kadyrov, 2014). Опыт других стран по привлечению прямых иностранных инвестиций изучается Г. А. Каримовой [14] (Karimova, 2015), Е. А. Васюковым [3] (Vasyukov, 2020), З. Г. Тетцоевым [20] (Tettsoev, 2016). Особенности функционирования российской экономики в условиях санкций и анализ их влияния на отдельные сектора приводятся в работах И. Н. Макарова, И. В. Овечкиной [16] (Makarov, Ovechkina, 2018), Е. В. Дробот [10] (Drobot, 2017), Е. В. Дробот, Е. С. Ивко [6] (Drobot, Ivko, 2018), М. Л. Вартановой, Е. В. Дробот [2] (Vartanova, Drobot, 2018), В. Ю. Щегловой, А. О. Горбуновой [21] (Scheglova, Gorbunova, 2018), Л. В. Сорокиной, М. М. Апанасенко [18] (Sorokina, Apanasenko, 2017), Е. В. Дробот, И. Н. Макарова, А. А. Ивановой [7] (Drobot, Makarov, Ivanova, 2017), Е. В. Дробот, А. С. Абросимовой, К. С. Савицкой [8] (Drobot, Abrosimov, Savitskaya, 2017), Е. В. Дробот, В. Ю. Масловой [9] (Drobot, Maslova, 2017), Г. Я. Резго,

ABSTRACT:_

Attraction of foreign investments is one of the strategically important directions of the Russian economy development. The introduction of sanctions had an impact on the change in the investment climate of the Russian Federation. Finding and removing obstacles to attracting foreign investment, creating a favorable investment climate are priorities in modern conditions. The article analyzes the impact of sanctions imposed by Western countries on the volume of foreign direct investment in Russia. The factors influencing the attraction of foreign investments, aggravated in the conditions of the imposed restrictions, are revealed. The author offers the measures to attract foreign investment, contributing to the increase of investment attractiveness of the Russian Federation in the current conditions of anti-Russian sanctions.

KEYWORDS: anti-russian sanctions, foreign direct investment, investment climate of the Russian Federation, investment attractiveness of the Russian Federation.

JEL Classification: Gil, G15, F37 Received: 16.07.2018 / Published: 31.08.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Gorbunova O.A. (gor_olga770inbox.ru)

CITATION:_

Gorbunova O.A. (2018) Privlechenie pryamyh inostrannyh investitsiy v rossiyskuyu ekonomiku v usloviyakh deystviya sanktsiy [Attracting foreign direct investment in the Russian economy under the sanctions]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (8). - 2185-2200. doi: 10.18334/rp.19.8.39262

С. Е. Аверьяновой [17] (Rezgo, Averyanova, 2017), Е. В. Дробот, И. В. Батарина, В. Д. Пекки [11] (Drobot, Batarin, Pekki, 2017), В. С. Загашвили [12] (Zagashvili, 2015). В связи с этим интерес представляет исследование влияния санкций на привлечение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику с целью выявления проблем и определения мероприятий по привлечению иностранных инвестиций в условиях санкционных ограничений, которые позволят повысить инвестиционную привлекательность Российской Федерации.

двери закрываются

Ограничения в отношении РФ вводились в несколько этапов. Первоначально вводились персональные санкции, которые заключались в заморозке активов и ограничениях на осуществление деловых отношений для определенных граждан РФ и относящихся к ним компаний. Были прекращены некоторые контракты в сфере военно-технического взаимодействия с РФ. Операции некоторых российских банков по картам крупнейших международных платежных систем MasterCard и Visa были приостановлены.

В связи с обострением ситуации на юго-востоке Украины санкции были расширены. Евросоюзом были введены финансовые ограничения в отношение крупных банков РФ, оборонной промышленности и энергетики. Покупка ценных бумаг российских банков, где доля государства составляет более 50%, а также их дочерних и зависимых компаний, зарегистрированных за границами ЕС, была запрещена. Под запретом для европейского инвестирования оказались вошедшие в санкционный список российские банки: «Сбербанк», «Газпромбанк», «Россельхозбанк», ВТБ, «Внешэкономбанк», покупка финансовых инструментов со сроком обращения более 90 дней (позже до 30 дней) не допускалась.

Под воздействием санкций оказался и нефтегазовый сектор России [4] (Gorbunova, 2018). Были применены санкции для отдельных организаций, их дочерних компаний и связанных с ними предприятий других отраслей. Ограничение касались покупки ценных бумаг со сроком обращения более 30 дней «Роснефти», «Транснефти», «Газпромнефти». Долговое финансирование ведущих компаний оборонно-промышленного комплекса также было прекращено. Был введен запрет на поставку оборудования и технологий для добычи нефти в Арктике, добычи трудноизвлекаемых

ОБ АВТОРЕ:_

Горбунова Ольга Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента мировой экономики и мировых финансов (gor_o[ga770inbox.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Горбунова О.А. Привлечение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в условиях действия санкций // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 8. - С. 2185-2200. doi: 10.18334/rp.19.8.39262

о -

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 1. ПИИ в РФ (млн долл. США) Источники со ставлено по данным ОЭСР [22]

запасов, сланцевой нефти и газа, шельфовой нефти [15] (Sharkova, Kilyachkov, 2018). Санкции коснулись заключения новых контрактов с РФ в сфере военной техник и, введено эмбарго на предоставление России товаров и технологий двойного назначения. Инвестиции в инфраструктуру Крыма, в энергетический сектор полуострова были запрещены, а также не разрешалась покупка ряда товаров из данного региона.

Страны, принявшие ограничения в отношение России, неоднократно продлевали их действия, а также расширяли и ужесточали, включая в санкционный список все больше физических и юридических лиц. Санкции оказали негативное влияние на международные финансовые отношения России, заметным проявлением которого стало изменение объемов привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Динамика прямых иностранных инвестиций в РФ была неоднозначной (рис. 1). Рассматривая объем ПИИ с 2005 по 2017 г. можно отметить, что наибольший объем ПИИ в размере 75856 млн долл. приходится на 2008 г. [19] (Skrynnikova, Postanova, 2015). В 2009 г. последовал резкий спад до 27752 млн долл., затем с 2010 г. наблюдался рост до 53397 млн долл. в 2013 г. В 2014-2015 гг. объем прямых инвестиций резко снизился и составил всего 11858 млн долл. В 2016 наблюдался рост объема прямых иностранных инвестиций до 37176 млн долл., однако уровень 2013 г., когда еще не были введены санкции против РФ, не был достигнут, а в 2017 г. отмечается снижение объема прямых иностранных инвестиций до 25284 млн долл.

Инвестиционные связи изменились с 2014 г., в этот период на российскую экономику повлиял ряд негативных факторов: введение санкций, геополитическая напря-

женность, падение цен на нефть, девальвация национальной валюты - все это также оказало воздействие и на инвестиционную активность.

Рассматривая данные Центрального банка России по поступлению и изъятию ПИИ (табл. 1), можно отметить, что значительные изменения в структуре притока и оттока начали происходить со второго полугодия 2014 года, что совпадает с введение антироссийских санкций. Сальдо прямых иностранных инвестиций второго полугодия 2014 г. является отрицательным, приток капитала в 2014 г. составил 146 370 млн долл. США, сократившись на 24,4% по сравнению с 2013, а отток практический не изменился. В 2015 году произошло сокращение поступления ПИИ на 8,5% по сравнению с 2014 г., при этом отток капитала увеличился. Однако также стоит отметить, что на протяжении всего анализируемого периода потоки прямых иностранных инвестиций в отечественную экономику были нестабильны, так, по сравнению с 2011 годом в 2012 году приток ПИИ уменьшился на 31,5%. В связи с этим можно говорить о том, что на данные показатели воздействуют кумулятивные факторы, а на современном этапе антироссийские санкции являются лишь одними из них. Безусловно, с вводом ограничений против РФ экономическая ситуация ухудшилась, но данные за 2014-2015 гг. сопоставимы с показателями за предыдущие годы. Это указывает на то, что многие проекты, в которые вкладывались иностранные инвесторы продолжают осуществляться. В 20162017г. отмечается рост поступления прямых иностранных инвестиций в РФ.

влияние санкций на приток пии в РФ

1. Ситуация непредсказуемости сроков действия санкционных ограничений затрудняет планирование инвестиций. Приток капитала сдерживают неопределенные перспективы развития экономики, нестабильный курс национальной валюты, при данных обстоятельствах сложно прогнозировать окупаемость вложений.

Таблица 1

динамика поступивших и изъятых пии и их сальдо в РФ (млн долл. сША)

Год поступило пии изъято пии сальдо поступивших пии/ изъятых пии

2011 235082 179998 55 084 1,31

2012 161 132 110545 50 588 1,46

2013 193 685 124466 69 219 1,56

2014 в том числе: 146 370 124 339 22 031 1,18

первое полугодие 2014 69 519 45 986 23 533 1,51

второе полугодие 2014 76 851 78 353 -1 502 0,98

2015 133949 127 096 6 853 1,05

2016 137 763 105224 32 539 1,31

2017 149040 121154 27886 1,23

2. Запреты на реализацию ПИИ в определенных отраслях: покупка ценных бумаг российских банков и крупнейших компаний, где доля государства составляет более 50%, а также их дочерних и зависимых компаний, зарегистрированных за границами ЕС, была запрещена.

3. Утрата имиджа российскими компаниями, как следствие ограничение возможных кооперативных отношений и участия в международном производстве.

4. Общие негативные последствия, такие как упадок производства, потеря зарубежных рынков, дисбаланс финансовой системы, ухудшение инвестиционного климата, технологическое отставание, утечка капитала.

С введением санкций некоторые инвесторы стремились сразу покинуть рынок РФ. В целом после событий 2014 года в 2015 наблюдался общий нетто-приток капитала в размере 6 853 млн долл. США (однако по ПИИ в участии капитала наблюдалось отрицательное сальдо в размере 469 млн долл. США). К странам, которые решили вывести свои вложения, относятся: Кипр (7069 млн долл. США, отток ПИИ из сферы участия в капитале составил 8330); Люксембург (5770 млн долл. США); Венгрия (452 млн долл. США); Финляндия (272 млн долл. США); Нидерланды (246 млн долл. США); Норвегия (93 млн долл. США). В 2016 году вывод капитала наблюдался уже в меньшей степени и только у ряда государств, больше всего средств вывели Ирландия, Люксембург и Кипр. Однако в 2017 г. из ряда стран был зарегистрирован нетто-приток инвестиций в Россию (табл. 2).

Таблица 2

Нетто-приток инвестиций по странам в 2017 году (млн долл. США)

Страны-инвесторы ПИИ (млн долл. США| в 2017 году

Кипр 7788

Багамы 6338

Люксембург 3445

Сингапур 2404

Великобритания 1799

Швейцария 1512

Бермуды 1433

Ирландия 881

Франция 854

Джерси 832

Гонконг 573

Германия 517

США 495

Казахстан 205

Китай 136

Таблица 3

Прямые иностранные инвестиции в рФ по некоторым видам экономической

деятельности

наименование вида экономи- 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

ческой деятельности

ВСЕГО 235082 161 132 193 685 146370 133949 137 763 149040

Сельское, лесное хозяйство, 667 656 934 598 671 446 448

охота и рыболовство

Добыча полезных ископа- 16 762 15 535 26 155 16 339 17 435 32 384 28099

емых:

В том числе: добыча топлив- 12 129 12 141 22 702 15 844 15 843 30 332 25040

но-энергетических полезных

ископаемых (каменного угля,

бурого угля, нефти, газа)

В том числе: добыча по- 4 633 3 394 3 453 495 1 592 2 051 3059

лезных ископаемых, кроме

топливно-энергетических

(добыча металлических руд,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

различных минералов и

нерудных полезных ископаемых)

Обрабатывающие производ- 25 345 32 375 51 750 26 741 32 013 34 058 33005

ства:

В том числе: производство 8 000 10 268 13 481 7 392 8 679 12 966 10616

металлургическое; произ-

водство готовых металличе-

ских изделий, кроме машин и оборудования

Строительство 5 303 6 756 5 771 4 812 2 078 1 983 3219

Торговля оптовая и рознич- 42 295 42 517 43 903 32 353 37 998 32 126 33154

ная; ремонт автотранспорт-

ных средств и мотоциклов

Деятельность финансовая и 109 351 28 690 31 102 31 625 18 714 14 124 18511

страховая

Деятельность по операциям 7 672 7 637 7 732 7 722 5 789 5 226 7226

с недвижимым имуществом

Источник: составлено автором по данным Банка России [23]

Рассматривая ПИИ по видам экономической деятельности с 2011-2017 гг., можно отметить, что наибольшей популярностью у инвесторов пользуются добыча полезных ископаемых, а именно добыча нефти и газа, обрабатывающее производство, в наибольшей степени это металлургическое производство, оптовая и розничная торговля, финансовая деятельность (табл. 3).

В условиях кризиса инвестиции сократились практический во все отрасли экономики, конечно, в наибольшей степени это коснулось нефтегазовой отрасли, обраба-

тывающей промышленности, связанной с металлургией и нефтепродуктами, финансового сектора. После введения санкций иностранные компании, работавшие вместе с российскими на шельфе и в добыче сланцевой нефти, вынуждены были покинуть рынок, выйти из перспективных проектов и оставить ранее сделанные инвестиции. Именно поэтому произошло такое существенное сокращение ПИИ в этом виде экономической деятельности, хотя также стоит отметить, что в этот период произошло сильное падение цен на нефть. Однако в 2016-2017 г. отмечается рост притока инвестиций в нефтегазовом секторе и обрабатывающей промышленности. В 2015 г. начал сокращаться приток в финансовую сферу, эта тенденция продолжилась в 2016 г., в 2017 г. отмечен небольшой рост. В целом антироссийские санкции повлияли на деятельность иностранных инвесторов в РФ, но они также обострили существовавшие ранее проблемы, без решения которых восстановление объемов привлечения иностранных инвестиций невозможно.

Приток иностранных инвестиций сдерживается многими факторами, но самым главным является общее состояние экономики. На иностранные инвестиции влияет высокая неопределенность перспектив роста, геополитические конфликты, при этом рост процентных ставок по кредитам, административное давление, слабость институциональной защиты ставят под угрозу безопасность иностранных вложений. Снижение доходов населения сказывается на отсутствии интереса инвесторов к вложениям на внутреннем рынке страны. Кроме того, после введения санкций произошло ухудшение восприятия страны в мире, что отталкивает иностранных инвесторов и позволяет расценивать российскую экономику как высокорисковую область инвестиций.

Поэтому для повышения инвестиционной привлекательности России необходимо улучшить общее экономическое положение страны, что крайне сложно, учитывая обострение геополитической ситуации в мире. В настоящее время макроэкономические показатели изменяются в лучшую сторону, так ВВП в 2017 году вырос по сравнению с 2016 годом, но пока не вышел на докризисный уровень. Стратегически важным аспектом является не только увеличение данного показателя в целом, но и рост доли высокотехнологичных и научно-интенсивных секторов. Для достижения данной цели необходимо увеличивать государственные расходы на проведение исследований и разработку технологий, поскольку частный сектор пока не готов вкладываться в эту сферу без налаженного производства в сложившейся среде с конкурентными преимуществами, обеспечивающими прирост прибыли. В настоящее время осуществляется финансирование информационной инфраструктуры во всех отраслях экономики, поддержка стартапов и инновационных технологий.

Важное значение для инвестиционной привлекательности имеет также поддержание низкого и устойчивого уровня инфляции (после кризисных явлений 2014-2015 гг., по данным Всемирного банка, индекс потребительских цен в России в 2017 году составил 4,2 [24], что безусловно является положительным фактором), обеспечение гиб-

кого курса национальной валюты, реализация эффективной бюджетной и долговой политики.

Приоритетными направлениями политики РФ, направленной на рост экономической устойчивости, также являются создание новых высокопроизводительных рабочих мест и увеличение производительности труда и занятости в целом. Для осуществления данной инициативы необходимо финансирование государства в области образовательных программ, приборостроения, здравоохранения, цифровой экономики, поддержка малого и среднего предпринимательства и т. д [25].

Туман на правовом поле

Развитие не только сырьевых, но и других отраслей: сельского хозяйства, химической промышленности, финансового сектора, медицинской промышленности, машиностроения и др., которое происходило на протяжении долгого времени способствует росту отраслевой экономики, что также позитивно влияет на деловой климат. Продвижение продукции РФ на внешних рынках интенсивно влияет на экономический рост, так, в 2017 общий рост несырьевого и неэнергетического экспорта составил 22,5% [26]. Однако устойчивое экономическое развитие не является единственным фактором, влияющим на приток иностранных инвестиций.

Одним из наиболее важных факторов, влияющих на приток иностранных инвестиций, играющих большую роль в привлечении инвестиций в современных условиях, является нормативно-правовое регулирование данной сферы. В последнее время в России применяются меры по созданию благоприятных условий для иностранного инвестирования, однако, несмотря на все попытки совершенствования российского законодательства, иностранные инвесторы отмечают целый ряд проблем в системе совершенствования нормативно-правовой базы. В частности, это нехватка координации между различными органами власти на федеральном уровне, которая приводит к тому, что скорость осуществления решения заметно замедляется, тем самым уменьшается эффективность функционирования рынка. Серьезной проблемой является отсутствие разъясняющих подзаконных актов при принятии законов и других нормативных документов. Эта практика может ухудшать правовое поле в целом, порождая неопределенность и возможность двоякого толкования. Отрицательными факторами, с которыми сталкивается международный капитал, являются наличие высоких административных барьеров, выборочное применение законов и использование устаревших норм.

Данные факторы существовали и до введения ограничений, но в условиях действия санкций изменения в области правового регулирования являются стимулом привлечения иностранных инвестиций, обеспечивающим их безопасность. К таким мерам, которые могут помочь в обеспечении безопасности для иностранных инвестиций и создании более приемлемых условиях их функционирования, можно отнести:

1. Уменьшение административной нагрузки, с помощью сокращения бюрократических процедур. Определенные инициативы уже реализуются властями в этой сфере, но они носят ограниченный характер.

2. Реализация механизмов по повышению прозрачности и эффективности нормативно-правовой базы с помощью ликвидации «выборочного действия» правовой системы и создания одинаковых условий для всех участников. Меры по устранению возможности неточного толкования законов и создания искусственных барьеров со скрытыми требованиями для иностранных инвесторов;

3. Упрощение привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов в области миграционного законодательства, это необходимо, для использования международного опыта, технологий и знаний в проектах на территории РФ.

Важным в сложившихся условиях представляется проведение определенных мероприятий в налогообложении иностранных компаний, которые могут привести к большему притоку капитала. Налоговое регулирование иностранных компаний должно быть понятным и доступным, необходимо исключить возможность двойного толкования норм и включить детальную регламентацию всех аспектов налогообложения. Положительное влияние на иностранных инвесторов может оказать введение налоговых льгот: например, введение «налоговых каникул» на срок в два-пять лет для иностранных компаний, способствующих внедрению инноваций, передовой техники и оборудования; освобождение от уплаты НДС импортируемого неконкурирующего оборудования для внедрения инноваций; введение повышенного коэффициента амортизации машин и технологического оборудования, осуществляющих модернизацию производства в сферах высоких технологий.

Высокие административные барьеры на пути привлечения инвестиций также сильно влияют на их приток. Для снижения административных барьеров, мешающих деятельности иностранных инвесторов, можно упростить процедуру регистрации предприятия, выдачи лицензии, сертификации, уменьшить сроки оформления разрешений и других документов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, реализовать принцип «одного окна».

Негативным фактором, который влияет на инвестиционную привлекательность страны, является коррупция. Борьба с коррупцией ведется на протяжение многих лет, это сложная многоплановая работа, которая требует много времени, результаты данной деятельности пока невысоки. Для снижения действия данного фактора необходима строгая регламентация действий чиновников, повышение независимости судебной системы, установление высоких этических стандартов для государственных чиновников, подготовка квалифицированных административных работников и высокие зарплаты госслужащих.

Улучшению инвестиционной привлекательности России также должно способствовать обеспечение доступа российских и зарубежных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях российской экономики. В РФ в 2014 году открылась информационная платформа «Инвестируйте в Россию!», представляющая собой интерактивный ресурс для иностранных инвесторов. Цель платформы - приблизить инвестора к возможному вложению капитала, портал предоставляет базу данных

инвестиционных проектов, включая проекты с участием иностранных инвесторов и осуществляет анонсы о новых [27]. В настоящее время крайне важно обеспечить доступ иностранных инвесторов к подобного рода информации. Перед принятием решения о вложение капитала инвестор проводит всесторонний анализ доступной информации об объектах размещения средств, общих условиях, созданных в стране, особенностях функционирования инвестиционной сферы. В связи с этим необходимо иметь информационный ресурс, который соответствует международным стандартам подачи информации, обеспечивает инвестора актуальными и достоверными материалами о проектах, приводит аналитические обзоры, выкладывает бизнес-планы или данные о финансовом положении инвестора.

В условиях антироссийских санкций со стороны Запада особенно актуально развитие торговых и инвестиционных связей с азиатскими партнерами. Россия придает большое значение развитию данного направления инвестиционной политики. Развиваются российско-китайские отношения, Китай является важным экономическим и политическим партнером России. Инвестиционное сотрудничество возможно путем реализации инвестиционных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке, в настоящее время РФ повышает уровень инвестиционной привлекательности Дальнего Востока и Сибири. Принимаются активные меры по развитию инфраструктуры, продвижению имиджа региона, реализации экспортного потенциала, улучшению инвестиционного климата и т. д. Инвестиционное сотрудничество предполагает и взаимодействие с такими организациями, как Банк развития БРИКС, Фонд «Шелковый путь», Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и др.

Заключение

Таким образом, иностранные инвестиции выступают важным элементом развития экономики, перехода ее к инновационному развитию, но Россия на данный момент является одной из менее привлекательных стран по вложению иностранного капитала по ряду причин. Антироссийские санкции, введенные западными странами, спровоцировали вывод иностранного капитала из страны. Санкции повлияли на приток иностранных инвестиций следующим образом: общее неблагоприятное экономическое положение страны воздействовало на привлекательность государства для привлечения инвестиций; запреты на реализацию ПИИ в некоторые отрасли исключают возможность инвестирования в них; произошло снижение имиджа российских компаний в целом и др.

Ограничения стран Запада, касающиеся РФ, обострили проблемы существовавшие и до введения антироссийских санкций как в экономике в целом, так и в сфере привлечения иностранных инвестиций, поэтому необходимо работать над их решением.

Для привлечения иностранных инвестиций в РФ в условиях антироссийских санкций необходимо:

1. Улучшение общего состояния экономики, что требует: увеличения государственных расходов на исследования и технологии; поддержки стартапов и инновационных технологий; финансирования образовательных программ, здравоохранения, развития цифровой экономики; государственной поддержки малого и среднего предпринимательства; повышения объема инвестиций в объекты инфраструктуры; поддержания никого уровня инфляции, обеспечения устойчивого курса национальной валюты; проведения эффективной бюджетной и долговой политики; ориентации не только на сырьевые отрасли, но и развитие сельского хозяйства, химической промышленности, машиностроения, финансового сектора и др.

2. Внесение изменений в нормативно-правовое регулирование иностранных инвестиций, что включает: снижение административной нагрузки путем сокращения бюрократических процедур; увеличение прозрачности и эффективности нормативно-правовой базы; внесение изменений в законодательные акты, способствующие обеспечению безопасности вложений и гарантирующие соблюдение прав иностранных инвесторов; упрощение привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов.

3. Изменения в сфере налогообложения иностранных компаний, что предусматривает: исключение возможностей двойного толкования налогового законодательства; введение «налоговых каникул» на срок от двух до пяти лет для иностранных компаний, способствующих внедрению инновационных технологий, а также производящих передовую технику и оборудование; освобождение от уплаты НДС импортируемого неконкурирующего оборудования для внедрения инноваций; введение повышенного коэффициента амортизации машин и технологического оборудования, осуществляющих модернизацию производства в сферах высоких технологий.

4. Снижение административных барьеров для иностранного капитала, что заключается в упрощении процедуры регистрации предприятий; упрощении процедуры выдачи лицензий, сертификатов; уменьшении сроков оформления документов, необходимых для реализации инвестиционных проектов; реализации принципов «одного окна».

5. Борьба с коррупцией, заключающаяся в повышении независимости судебной системы; регламентации действий чиновников; подготовке квалифицированных административных работников.

6. Информационное обеспечение инвестиционного процесса за счет формирования единой федеральной информационной системы, представляющей потенциальным инвесторам широкий доступ к информации об инвестиционных проектах на территории России.

7. Активное развитие инвестиционных связей с азиатскими странами, взаимодействие с такими организациями, как Банк развития БРИКС, Фонд «Шелковый путь», Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и др.

Данные мероприятия позволят реализовать эффективную инвестиционную политику, повысить инвестиционную привлекательность России и снизить риски вложения инвестиций, создать необходимые условия для притока иностранных инвестиций в российскую экономику.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бодрикова О.А., Камина А.Н., Удалов О.Ф. Влияние иностранных инвестиций на

инновационное развитие экономики России // Креативная экономика, 2014. - № 9 (93). - url: http://bgscience.ru/lib/5164.

2. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Современное состояние инфраструктуры обслужива-

ния молочных комплексов и необходимость проведения их модернизации в условиях санкций // Экономические отношения, 2018. - № 2. - doi: 10.18334/eo.8.2.39060.

3. Васюков Е.А. Индийский опыт использования валютной политики для обеспечения

устойчивого притока прямых иностранных инвестиций, применимый для российской экономики// Российское предпринимательство, 2020. - № 12. - doi: 10.18334/ rp.18.12.38046.

4. Горбунова О.А. Воздействие санкций на функционирование российских компаний

нефтегазового сектора на мировом рынке нефти и газа. Вестник Евразийской науки. [Электронный ресурс]. URL: https://esj.today/PDF/7ECVN218.pdf.

5. Дегтярева И.В., Биргулиева Г.Ф. Прямые иностранные инвестиции как основа модернизации экономики России в современных условиях: пути привлечения, проблемы и перспективы // Креативная экономика, 2013. - № 10(82). - url: http:// bgscience.ru/lib/5035.

6. Дробот Е.В., Ивко Е.С. Особенности функционирования стран Евразийского эко-

номического союза в условиях санкций // Экономические отношения. 2018. - № 4.

- doi: 10.18334/eo.8.4.39170.

7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Иванова А.А. Особенности государственного управле-

ния развитием стратегических отраслей в условиях экономических санкций: институциональный и системный аспект // Российское предпринимательство, 2017.

- № 19. - doi: 10.18334/rp.18.19.38358.

8. Дробот Е.В., Абросимова А.С., Савицкая К.С. Влияние санкций на формирование

Евразийского экономического союза // Экономические отношения, 2017. - № 1. -doi: 10.18334/eo.7.1.37391.

9. Дробот Е.В., Маслова В.Ю. Исследование особенностей внешнеторговой деятельнос-

ти Ленинградской области в условиях санкций // Российское предпринимательство, 2017. - № 14. - doi: 10.18334/rp.18.14.38163.

10. Дробот Е.В. Влияние санкционных войн на развитие внешнеторговых отношений России и Финляндии // Российское предпринимательство, 2017. - № 5. - doi: 10.18334/rp.18.5.37618.

11. Дробот Е.В., Батарин И.В., Пекки В.Д. Анализ условий внешней торговли России и стран Запада в условиях санкционных войн // Экономические отношения, 2017. -№ 1. - doi: 10.18334/eo.7.1.37392.

12. Загашвили В.С. Западные санкции и российская экономика // Международные отношения, 2015. - № 11.

13. Кадыров Т.А. Влияние иностранных инвестиций на национальные компании в российской экономике // Российское предпринимательство, 2014. - № 13(259). -

url: http://bgscience.ru/lib/8580.

14. Каримова Г.А. Теоретические аспекты прямых иностранных инвестиций в условиях стабильного роста переходной экономики // Креативная экономика, 2015. - № 4.

- doi: 10.18334/ce.9.4.208.

15. Шаркова А.В., Килячков Н.А. и др. Концепция эффективного предпринимательства в сфере новых решений, проектов и гипотез / Под общ. ред. М.А. Эскиндарова.

- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018.

16. Макаров И.Н., Овечкина И.В. Необходимость формирования планово-рыночной системы в условиях структурного дисбаланса экономики и санкционного давления // Эко, 2018. - № 1. - doi: 10.18334/eo.8.1.38832.

17. Резго Г.Я., Аверьянова С.Е. Формирование российского рынка фруктов и орехов в условиях экономических санкций // Торгово-экономический журнал,2017. - № 1.

- doi: 10.18334/tezh.4.1.37673.

18. Сорокина Л.В., Апанасенко М.М. Влияние экономических санкций на структуру импорта Российской Федерации со странами-участницами ЕАЭС // Торгово-экономический журнал, 2017. - № 4. - doi: 10.18334/tezh.4.4.39068.

19. Скрынникова Г.В., Постанова М.С. Прямые иностранные инвестиции в России: тенденции и проблемы привлечения. Науковедение. [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/106EVN415.pdf.

20. Тетцоев З.Г. Специфика прямых иностранных инвестиций в автомобильную промышленность развивающихся стран // Российское предпринимательство,2016. -№ 6. - doi: 10.18334/rp.17.6.35051.

21. Щеглова В.Ю., Горбунова А.О. Влияние санкций на продовольственную безопасность России// Экономические отношения, 2018. - № 3. - doi: 10.18334/eo.8.3.39248.

22. Официальный сайт ОЭСР. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecdru.org.

23. Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/ statistics/?PrtId=svs.

24. Официальный сайт Всемирного банка. [Электронный ресурс]. URL: https://data. worldbank.org/indicator/FP.CPI.TOTL.ZG?locations=AL&view=chart.

25. Эксперты ОНФ в Москве: Для создания высокопроизводительных рабочих мест необходима поддержка инновационных предприятий. ОНФ. [Электронный ресурс]. URL: https://onf.ru/2017/10/31/eksperty-onf-v-moskve-dlya-sozdaniya-vysokoproizvoditelnyh-rabochih-mest-neobhodima.

26. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article& id=26274:2016.

27. Официальный сайт Российского инвестиционного агентства. [Электронный ресурс]. URL: https://www.investment-in-russia.com/work/index.

REFERENCES:

Bodrikova O.A., Kamina A.N., Udalov O.F. (2014). Vliyanie inostrannyh investitsiy na innovatsionnoe razvitie ekonomiki Rossii [The impact of foreign investment on the innovative development of the Russian economy]. Creative economy. (9(93)). (in Russian).

Degtyareva I.V., Birgulieva G.F. (2013). Pryamye inostrannye investitsii kak osnova modernizatsii ekonomiki Rossii v sovremennyh usloviyakh: puti privlecheniya, problemy i perspektivy [Foreign direct investment as a basis for the modernization of Russian economy in modern context: ways to attract, problems and prospects]. Creative economy. (10(82)). (in Russian).

Drobot E.V. (2017). Vliyanie sanktsionnyh voyn na razvitie vneshnetorgovyh otnosheniy Rossii i Finlyandii [Impact of sanctioning wars on the development of foreign trade relations between Russia and Finland]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (5). 815-830. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.5.37618.

Drobot E.V., Abrosimova A.S., Savitskaya K.S. (2017). Vliyanie sanktsiy na formirovanie Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [Impact of sanctions on the formation of the Eurasian Economic Union]. Journal of International Economic Affairs. 7 (1). (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.1.37391.

Drobot E.V., Batarin I.V., Pekki V.D. (2017). Analiz usloviy vneshney torgovli Rossii i stran Zapada v usloviyakh sanktsionnyh voyn [Analysis of conditions of Russia's and western countries'' foreign trade under the conditions of sanctions wars]. Journal of International Economic Affairs. 7 (1). 27-40. (in Russian). doi: 10.18334/ eo.7.1.37392.

Drobot E.V., Ivko E.S. (2018). Osobennosti funktsionirovaniya stran Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza v usloviyakh sanktsiy [Features of the functioning of the countries of the Eurasian Economic Union under sanctions]. Journal of International Economic Affairs. 8 (4). (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.4.39170.

Drobot E.V., Makarov I.N., Ivanova A.A. (2017). Osobennosti gosudarstvennogo upravleniya razvitiem strategicheskikh otrasley v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsiy: institutsionalnyy i sistemnyy aspect [Features of state management of the development of strategic industries under economic sanctions: institutional and systemic aspect]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (19). (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.19.38358.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Drobot E.V., Maslova V.Yu. (2017). Issledovanie osobennostey vneshnetorgovoy deyatelnosti Leningradskoy oblasti v usloviyakh sanktsiy [Study of the peculiarities of foreign trade activity of the Leningrad Region under sanctions]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (14). (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.14.38163.

Kadyrov T.A. (2014). Vliyanie inostrannyh investitsiy na natsionalnye kompanii v rossiyskoy ekonomike [The influence of foreign investment on the development of indigenous companies in Russian economy]. Russian Journal of Entrepreneurship. (13(259)). (in Russian).

Karimova G.A. (2015). Teoreticheskie aspekty pryamyh inostrannyh investitsiy v usloviyakh stabilnogo rosta perekhodnoy ekonomiki [Theoretical aspects of foreign direct investment in the conditions of the transition economy's stable growth]. Creative economy. 9 (4). (in Russian). doi: 10.18334/ce.9.4.208.

Makarov I.N., Ovechkina I.V. (2018). Neobkhodimost formirovaniya planovo-rynochnoy sistemy v usloviyakh strukturnogo disbalansa ekonomiki i sanktsionnogo davleniya [Need for establishment of planning and market system in terms of structural imbalance of the economy and sanctions pressure]. Eco. 8 (1). (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.1.38832.

Rezgo G.Ya., Averyanova S.E. (2017). Formirovanie rossiyskogo rynka fruktov i orekhov v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsiy [Formation of the Russian market of fruits and nuts under the conditions of economic sanctions]. Russian Journal of Retail Management. 4 (1). (in Russian). doi: 10.18334/tezh.4.1.37673.

Scheglova V.Yu., Gorbunova A.O. (2018). Vliyanie sanktsiy na prodovolstvennuyu bezopasnost Rossii [Impact of sanctions on Russia's food security]. Journal of International Economic Affairs. 8 (3). (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.3.39248.

Sharkova A.V., Kilyachkov N.A. i dr. (2018). Kontseptsiya effektivnogo predprinimatelstva v sfere novyh resheniy, proektov i gipotez [The concept of effective entrepreneurship in the sphere of new solutions, projects and hypotheses] M.: Izdatelsko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i K». (in Russian).

Sorokina L.V., Apanasenko M.M. (2017). Vliyanie ekonomicheskikh sanktsiy na strukturu importa Rossiyskoy Federatsii so stranami-uchastnitsami EAES [The impact of economic sanctions on the structure of imports of the Russian Federation with the EAEU member states]. Russian Journal of Retail Management. 4 (4). (in Russian). doi: 10.18334/tezh.4.4.39068.

Tettsoev Z.G. (2016). Spetsifika pryamyh inostrannyh investitsiy v avtomobilnuyu promyshlennost razvivayuschikhsya stran [The specifics of foreign direct investments in the automotive industry of developing countries]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (6). 737-746. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.6.35051.

Vartanova M.L., Drobot E.V. (2018). Sovremennoe sostoyanie infrastruktury obsluzhivaniya molochnyh kompleksov i neobkhodimost provedeniya ikh modernizatsii v usloviyakh sanktsiy [The current state of the infrastructure of dairy complexes maintenance and the need for their modernization in the conditions of sanctions]. Economic relations. 8 (2). (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.2.39060.

Vasyukov E.A. (2020). Indiyskiy opyt ispolzovaniya valyutnoy politiki dlya obespecheniya ustoychivogo pritoka pryamyh inostrannyh investitsiy, primenimyy dlya rossiyskoy ekonomiki [Indian experience of using foreign exchange policy to ensure a steady inflow of foreign direct investment, applicable to Russia's economy]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (12). (in Russian). doi: 10.18334/ rp.18.12.38046.

Zagashvili V.S. (2015). Zapadnye sanktsii i rossiyskaya ekonomika [Western Sanctions and Russian Economy]. Mezhdunarodnye otnosheniya. 59 (11). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.