Научная статья на тему 'Влияние финансового кризиса на показатели работы железных дорог России'

Влияние финансового кризиса на показатели работы железных дорог России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1050
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ / ОБЪЕМЫ ПОГРУЗКИ / FINANCIAL CRISIS / RAILWAY TRANSPORT / MACROECONOMIC INDEXES / FREIGHT TRAFFIC / SHIPMENT CAPACITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулакшин Т. С.

Читателям представлен анализ влияния финансового кризиса на работу железнодорожного транспорта. По мнению автора, динамика макроэкономических показателей и показателей работы железнодорожного транспорта говорит о том, что выход из кризиса еще не произошел и в экономике продолжается стагнация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the financial crisis on railways activities in Russia

The article proposes analysis of the current financial crisis influence on the railway transport activities. According to the author, dynamics of macroeconomic indexes and railway transport working data indicate the crisis hasn"t been overcome yet and the economy stagnating

Текст научной работы на тему «Влияние финансового кризиса на показатели работы железных дорог России»

Влияние финансового кризиса на показатели работы железных дорог России

Т.С. Сулакшин

Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. в полной мере проявился в России, вызвав резкий экономический спад и оказав с разной степенью тяжести негативное влияние на все отрасли национальной экономики. Анализу воздействия финансового кризиса на отдельные отрасли российской экономики посвящены работы многих авторов1.

Финансовый кризис оказал существенное влияние и на работу железнодорожного транспорта, динамику его производственных и финансовых показателей. Поскольку железнодорожный транспорт играет в экономике России особую роль, представляет научный и практический интерес проанализировать особенности его реакции на кризисные процессы. Выявление таких особенностей может подсказать выбор определенных антикризисных технологий управления железнодорожным транспортом в условиях экономического спада.

На долю железных дорог приходится около 40% пассажиро- и грузооборота всех видов транспорта, более 11% стоимости основных производственных фондов страны, а вклад перевозок в ВВП страны оценивается в 2,5-3%. Сеть железных дорог, при эксплуатационной длине более 85 тыс. км, служит магистральной базой для организации торгово-экономических связей с заграницей. Перевозки внешнеторговых и транзитных грузов осуществляются через 30 пограничных переходов и 40 морских и речных портов России.

Начиная с 2000 г. на железнодорожном транспорте погрузка стабильно составляет свыше 1 млрд т в год. В 2000-2007 гг. в условиях начавшегося экономического роста погрузка динамично увеличивалась, достигнув годового максимума в 1,344 млрд т (рис. 1). С началом финансового кризиса погрузка стала падать и в 2009 г. снизилась на 15% к уровню 2008 г., составив 1,108 млрд т2.

Железнодорожный транспорт выполняет важную социально-экономическую функцию по перевозке населения страны, а также обеспечивает мобильность труда как фактора производства (способствуя миграции трудовых ресурсов). В 2008 г. по российским железным дорогам перевезено 1,296 млрд пассажиров, а в 2009 г. — на 12,6% меньше (1,133 млрд пассажиров)3.

1 Коржубаев А.Г., Соколова И.А., Эдер Л.В. Анализ тенденций в нефтяном комплексе России / ЭКО — Всероссийский экономический журнал, № 9, 2009 г.; Семенова М.А. Развитие в России конкурентного рынка электроэнергии и энергетической мощности в условиях мирового экономического кризиса / ЭКО — Всероссийский экономический журнал, № 6, 2009 г. Ситников П.О ОАО «Газпром» в условиях мирового экономического кризиса / Экономические науки, № 52, март 2009 г.

2 Сайт ОАО «Российские железные дороги» <http://www.rzd.ru/>.

3 Там же.

1400

1300

1200

1100

1000

900

800

2000

2001

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 1. Динамика погрузки на железнодорожном транспорте в 2000-2009 гг. (млн т)

Перевозочная работа железнодорожного транспорта, загрузка его производственных мощностей, уровень доходов и рентабельность зависят от многих факторов, однако решающее значение имеют экономические факторы, определяющие темпы роста ВВП и динамику других макроэкономических показателей.

Важнейшим фактором, определяющим объемы погрузки грузов на железнодорожном транспорте, является объем промышленного производства (рис. 2). Коэффициент корреляции между годовыми темпами роста этих показателей в 2000-2009 гг. близок к единице, подтверждая наличие сильной, почти функциональной зависимости. Однако темпы роста погрузки обычно ниже темпов изменения промышленного производства, что обусловлено структурными различиями производимой промышленной продукции и перевозимыми железнодорожным транспортом грузами.

В 2008-2009 гг. в России произошло существенное изменение макроэкономической конъюнктуры. Замедление темпов экономического роста в IV квартале 2008 г. до 1,2% к уровню 2007 г. (после прироста на 8,7, 7,5, 6% в I, II, III кварталах

2008 г. соответственно) в 2009 г. сменилось экономическим спадом: снижение ВВП в первом полугодии 2009 г. составило 10,4% к аналогичному периоду 2008 г. В целом за 2009 г. российский ВВП сократился на 7,9%. В условиях экономического спада существенно снизилась инвестиционная активность: инвестиции в основной капитал в 2009 г. снизились на 17% по сравнению с 2008 г.4

Многие экономисты отмечают, что первопричиной масштабности и тяжести кризисных процессов в России, начавшихся в 2008 г., являлась нехватка оборотного капитала в экономике в условиях низкой монетизации денежно-кредитной системы, а также чрезмерная зависимость российской экономики от внешних источников кредитования. По оценкам экспертов, совокупный внешний долг

4 Сайт Федеральной службы государственной статистики <http://www.gks.ru>.

Рис. 2. Динамика объемов промышленного производства и погрузки на железнодорожном транспорте в 2000-2009 гг. (в % к предыдущему году)

российского корпоративного сектора в ноябре 2008 г. составлял 440 млрд долл. Денежная масса, по данным Центробанка, снизилась с 14,5 трлн руб. по состоянию на 01.09.08 г. до 13,2 трлн руб. (01.12.08 г.). Чистый отток капитала из страны, вызванный глобальными проблемами в мировой экономике, в IV квартале

2008 г. составил 130,5 млрд долларов5.

Другой важной причиной резкого ухудшения макроэкономической ситуации в стране стала чрезмерная экспортно-сырьевая ориентация экономики. Резкое снижение спроса на основные товары российского экспорта и ухудшение ценовой конъюнктуры на товарных рынках, начавшееся во второй половине 2008 г., еще больше усугубило положение российской экономики.

Опережающие индикаторы состояния экономики — фондовые индексы и ценовая конъюнктура товарных рынков — информировали о начале кризисных процессов в России уже в июле - августе 2008 г. (рис. 3).

На работе железнодорожного транспорта ухудшающееся состояние фондовых и товарных рынков сразу не отразилось.

Но дальнейшее усугубление кризисных явлений в экономике существенно повлияло на внешнюю среду, условия работы, финансовые результаты деятельности всех участников рынка железнодорожной отрасли и в первую очередь ОАО «РЖД» — владельца железнодорожной инфраструктуры и основного перевозчика (в 2009 г. 51,5% грузов перевезено в вагонах холдинга ОАО «РЖД»)6.

Чистая прибыль ОАО «РЖД» по МСФО сократилась по итогам первого полугодия 2009 г. на 66% и составила 22,5 млрд руб.7

Инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2009 г. была сокращена более чем в 1,6 раза по сравнению с утвержденной в сентябре 2008 г. (с 432 млрд руб.

5 Портал деловых новостей «BFM» <http://www.bfm.ru/>.

6 Итоги железнодорожных перевозок в 2009 г. / РЖД-Партнер, № 3 (175), февраль 2010 г.

7 Сайт ОАО «Российские железные дороги» <http://www.rzd.ru/>.

1907,0

цена нефти марки Urals индекс РТС

.0 1- Л IS J3 л ь л Л л л .0 J2 1- JS IS Л л август .й л л

І (О 3 I 3 2 S 1 ъ IS я ю к ю ю 1 £ а X | П 3 I 3 2 S 1 ю н ю ю 1

3- (0 I 8 о к (0 8 о

Рис. 3. Динамика индекса РТС и цены на нефть марки Urals в 2008-2009 гг. (значения на последний день торгов каждого месяца)

до 262,8 млрд руб.). В конце 2008 г. из-за низкой активности на фондовом рынке не состоялся аукцион по продаже акций ОАО «Рефсервис» — дочернего общества ОАО «РЖД», а также были отложены планы по проведению IPO дочернего общества ОАО «Трансконтейнер»8.

Были отложены планы по размещению еврооблигаций ОАО «РЖД». При этом купонная ставка размещения облигационных займов в России выросла в

2009 г. практически вдвое по сравнению с докризисным периодом, что в совокупности с ростом ставок по банковским кредитам значительно увеличило стоимость заемных ресурсов.

В IV квартале 2008 г. были снижены рейтинги ОАО «РЖД» со стороны рейтинговых агентств. Standard & Poor’s снизило кредитный рейтинг ОАО «РЖД» с ВВВ+ до ВВВ. Moody’s изменило прогноз рейтинга эмитента ОАО «РЖД» с «позитивного» на «стабильный».

Негативное влияние кризис оказал и на динамику производственных показателей железнодорожного транспорта. Перераспределение проблем финансовых рынков на реальный сектор экономики, промышленные предприятия, произошедшее осенью 2008 г., еще до появления данных официальной статистики можно было увидеть в динамике погрузки на железнодорожном транспорте (рис. 4).

Взаимосвязь объемов производства в стране и погрузки прослеживается абсолютно четко и в период рецессии. Коэффициент корреляции между помесячными темпами роста этих показателей в 2008-2009 гг. составляет +0,9.

Более глубокий спад погрузки по сравнению с промышленным производством в период финансового кризиса обусловлен тем, что наибольшее негатив-

8 Там же; Портал деловых новостей «BFM» <http://www.bfm.ru/>.

промышленное производство

л -С 1— о

У 2

ш

2008

Рис. 4. Динамика объемов промышленного производства и погрузки на железнодорожном транспорте в 2008-2009 гг. (в % к аналогичному периоду предыдущего года)

ное воздействие было оказано именно на те отрасли экономики, которые формируют основную часть грузовой базы железнодорожного транспорта (табл. 1).

Таблица 1

Погрузка на железнодорожном транспорте в 2009 г.

(грузы, занимающие основную долю в структуре погрузки)

груз Доля в структуре погрузки в 2009 г., % Изменение в структуре погрузки к 2008 г., в п.п. Объем погрузки в 2009 г., млн т Изменение к уровню 2008 г., %

Строительные грузы 11,6 -3,6 128,2 -35,0

Лом черных металлов 1,5 -0,4 16,6 -32,6

Лесные грузы 3,7 -0,6 40,6 -26,8

Промышленное сырье и формовочные материалы 2,8 -0,3 30,7 -22,1

Химикаты и сода 2,2 -0,1 24,9 -19,3

Цемент 2,6 -0,1 29,2 -19,0

Черные металлы 5,8 -0,2 64,7 -17,8

Кокс 0,9 — 10,5 -13,7

Грузы в контейнерах 1,4 +0,1 15,2 -8,6

Каменный уголь 24,9 +2,1 275,4 -7,1

Химические и минеральные удобрения 3,5 +0,3 39,1 -7,0

Продолжение таблицы 1

Груз Доля в структуре погрузки в 2009 г., % Изменение в структуре погрузки к 2008 г., в п.п. Объем погрузки в 2009 г., млн т Изменение к уровню 2008 г., %

Руда железная и марганцевая 8,6 +0,8 95,4 -6,7

Зерно и продукты перемола 2,0 +0,2 22,6 -6,1

Руда цветная и серное сырье 2,1 +0,2 23,4 -5,8

Нефть и нефтепродукты 20,6 +2,8 228,0 -1,8

Источник: Сайт ОАО «Российские железные дороги» <http://www.rzd.ru/>; Итоги железнодорожных перевозок в 2009 г. / РЖД-Партнер, № 3 (175), февраль 2010 г.

При этом произошло изменение структуры грузовых железнодорожных перевозок. Объемы внутрироссийских и импортных перевозок были снижены больше, чем объемы экспортных перевозок (рис. 5).

Рис. 5. Динамика объемов перевозок грузов ОАО «РЖД» во внутрироссийском и международном сообщении (в % к аналогичному периоду предыдущего года)

Этот факт значим, поскольку проявляет российскую кризисную специфику, а именно то, что внутренние экономические решения и обстоятельства более важны, чем влияние мирового финансового кризиса. Рост потребления ресурсов в Азиатско-Тихоокеанском регионе способствовал увеличению объемов грузовых перевозок в данном направлении.

Объем промышленного производства в первом полугодии 2009 г. снизился на 14,8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., после снижения на 6,1% в IV квартале 2008 г. В целом за 2009 г. снижение составило 10,8%. Кризисные явления в различных видах экономической деятельности, в целом коррелируя,

имели разную амплитуду. Наибольший спад произошел в обрабатывающих производствах — 16% (рис. 6). При этом индекс производства в сфере деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» снизился на 4,8%, а в сфере «Добыча полезных ископаемых» — только на 1,2%9.

Спад производства по отдельным видам продукции сопровождается снижением объемов их погрузки. Наибольшее снижение в погрузке в 2009 г. к уровню 2008 г. произошло в сегменте строительных грузов (35%).

Рис. 6. Динамика промышленного производства в 2008-2009 гг. (в % к аналогичному

периоду предыдущего года)

При этом доля строительных грузов в структуре погрузки в 2009 г. снизилась на 3,6 п.п. по сравнению с 2008 г. до 11,6 пп. Погрузка цемента сократилась на 19%10. Такая динамика объясняется значительным снижением объемов работ по виду деятельности «Строительство» (16% к уровню 2008 г.). Индекс производства отдельных строительных материалов к уровню 2008 г. существенно снизился: кирпича строительного — на 37,3%, изделий из бетона, гипса и цемента — на 33,3%, керамических плиток и плит — на 19,5%, цемента, извести и гипса — на 18,4% (при снижении объемов производства цемента на 17,3%)11. Кроме этого, снизилась добыча щебня, песка, гравия, занимающих большую долю в объеме перевозимых строительных грузов.

Погрузка черных металлов и лома черных металлов в 2009 г. снизилась на 17,8 и 32,6% соответственно12. Индекс металлургического производства в 2009 г. снизился на 14,4%, а производства готовых металлических изделий на — 16,8%. Снижение объемов производства готового проката черных металлов произошло у большинства крупнейших компаний в секторе черной металлургии. При этом наибольшее снижение наблюдалось на следующих предприятиях: Груп-

9 Сайт Федеральной службы государственной статистики <http://www.gks.ru>.

10 Сайт ОАО «Российские железные дороги» <http://www.rzd.ru/>.

11 Сайт Министерства экономического развития РФ <http://www.economy.gov.ru/>.

12 Сайт ОАО «Российские железные дороги» <http://www.rzd.ru/>.

па ММК — ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (20,7% — до 8762 тыс. т), ООО «Евразхолдинг» — ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» (20,1% — до 3527 тыс. т), ОАО «Северсталь» — Череповецкий металлургический комбинат (13,4% — до 8710 тыс. т)13.

Значительное снижение погрузки в 2009 г. произошло по лесным грузам (26,8%). Индекс производства по виду деятельности «Лесозаготовки» в 2009 г. снизился на 13,2% к уровню 2008 г., а по обработке древесины и производству изделий из дерева — на 17,7%. По отдельным категориям изделий из дерева снижение производства составило: древесноволокнистые плиты — на 26,1%, древесностружечные плиты — на 20,7%, фанеры — на 18,7%, пиломатериалов — на 12,2%14.

Индекс производства добычи топливно-энергетических природных ресурсов в 2009 г. снизился на 0,6% к уровню 2008 г. Погрузка угля в 2009 г. снизилась на 7,1% при сокращении добычи угля на 9,2%, до уровня 298 млн т. В то же время по нефти и нефтепродуктам отмечено минимальное снижение погрузки к уровню 2008 г. (1,8%). При этом добыча нефти в 2009 г. выросла на 1,2% к объемам 2008 г. до уровня 478 млн т. В 2009 г. максимальную долю в совокупной добыче нефти в стране заняли месторождения Уральского и Приволжского федеральных округов (63,0 и 20,7% соответственно)15.

Прирост объемов добычи нефти к уровню 2008 г. произошел в ОАО «АНК “Башнефть”» (4,2%), ОАО «НК “Роснефть”» (2,1%), ОАО «НК “ЛУКОЙЛ”» (2,1%), ОАО «НК “ТНК-ВР Холдинг”» (2,1%), ОАО «Татнефть» (0,2%).

Объем производства нефтепродуктов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. в целом не изменился. Произведено 35,8 млн т автомобильного бензина (+0,5%), 67,3 млн т дизельного топлива (-2,3%), 64,4 млн т топочного мазута (+0,8%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рост объемов добычи нефти в условиях финансового кризиса к уровню 2008 г. и увеличение экспорта нефти на 2% (до 247,9 млн т) при снижении промышленного производства в целом демонстрирует сохранение экспортно-сырьевой ориентации российской экономики16. Подтверждением этому служит динамика экспортных перевозок железнодорожным транспортом, снижение которых в течение кризиса было меньше, чем внутрироссийских и импортных перевозок (рис. 7).

Если помесячный спад внутрироссийских и импортных перевозок грузов в 2009 г. относительно уровня 2008 г. достигал 39,9% (январь) и 49,5% (июнь) соответственно, то максимальное снижение экспортных перевозок составило 18% (январь), после чего в феврале - апреле объемы восстановились до уровня

2008 г.17 Восстановление объемов внутрироссийских и импортных перевозок до уровня 2008 г. произошло только в ноябре 2009 г.

Объем экспортных перевозок в структуре общего объема перевозок в

2009 г. увеличился на 4,8 п. п. по сравнению с 2008 г., при этом объемы экспортных перевозок нефти и угля в абсолютном выражении возросли на 2,9 и 3,6% соответственно. Перевозки руды остались практически на уровне 2008 г.

13 Сайт Министерства экономического развития РФ <http://www.economy.gov.ru/>.

14 Сайт ОАО «Российские железные дороги» <http://www.rzd.ru/>; сайт Министерства экономического развития РФ <http://www.economy.gov.ru/>.

15 Указ. сайты.

16 Сайт Министерства экономического развития РФ <http://www.economy.gov.ru/>.

17 Сайт ОАО «Российские железные дороги» <http://www.rzd.ru/>.

Рис. 7. Динамика объемов перевозок во внутрироссийском и международном сообщении, погрузки на железнодорожном транспорте и в промышленном производстве (в % к уровню 2007 г.)

На более глубокий и продолжительный спад перевозок по импорту повлияла проведенная в конце 2008 г. - начале 2009 г. девальвация рубля, резко увеличившая стоимость импорта, что в совокупности со снижением реальных доходов населения значительно сократило спрос на импортные товары. Объем импортных перевозок в структуре общего объема перевозок в 2009 г. снизился на 1,2 п.п. по сравнению с 2008 г.

Несмотря на то, что объемы промышленного производства, погрузки на железнодорожном транспорте, перевозки грузов в ноябре - декабре 2009 г. несколько превысили показатели 2008 г., говорить о выходе из кризиса преждевременно. Анализ динамики показателей в 2008-2009 гг. говорит о том, что объемы погрузки и внутрироссийских перевозок в сентябре - декабре 2009 г. по отношению к 2007 г. снижались (рис. 7). Объем промышленного производства в течение 2009 г. находился на уровне около 90% по отношению к 2007 г., и тенденции к его росту не сформировалось.

Динамика объемов погрузки в 2008-2009 гг. по отношению к январю 2008 г. также демонстрирует отсутствие положительного тренда (рис. 8).

Мнения экспертов относительно краткосрочной перспективы рынка грузовых железнодорожных перевозок расходятся. Если ОАО «РЖД» ожидает рост погрузки в 2010 г. на 3,7%18, то аналитики исследовательского агентства 1п1гга№%''8 прогнозируют, что объем грузовых перевозок на железных дорогах превысит уровень 2009 г. только на 1-2%19. Эксперты агентства ШЪКпе считают, что в 2010 г. объем перевозок нефтеналивных грузов может возрасти на 5% в связи со сдачей в эксплуатацию первой очереди трубопровода Восточная Си-

18 Итоги железнодорожных перевозок в 2009 г. / РЖД-Партнер, № 3 (175), февраль 2010 г.

19 Сайт исследовательского агентства «Infranews» <http://www.infranews.ru/>.

бирь - Тихий Океан. Также может возрасти поток металлургических грузов. Менее вероятна компенсация спада перевозок строительных грузов20.

В пассажирских перевозках негативное воздействие кризиса также отмечалось в течение всего 2009 г. (рис. 9).

Рис. 8. Динамика объемов погрузки на железнодорожном транспорте в 2008-2009 гг.

(в % к январю 2008 г.)

140.0

130.0

120.0 110,0 100,0

90,0

80,0-

1

I.

||||||,

111111111111

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Рис. 9. Динамика количества отправленных пассажиров в 2008-2009 гг. (млн человек)

При этом начало кризисных тенденций в сфере пассажирских перевозок произошло позднее, чем в сфере грузовых. Если в январе 2009 г. снижение объемов пассажирских перевозок составило 4,5% к уровню 2008 г., то в феврале — уже

20 Сайт информационного агентства «INFOLine» <http://www.infoline.spb.ru/>.

10,9%. Летом 2009 г. ОАО «РЖД» ввело гибкую систему скидок для пассажиров, что не допустило спада перевозок в июне - сентябре более чем на 12-13%. Однако в декабре 2009 г. спад составил 17,8%21. По оценкам экспертов, сокращение объемов перевозок обусловлено снижением платежеспособности населения, а также высокими тарифами, что способствует перетоку пассажиров на альтернативные виды транспорта.

Таким образом, выполненный анализ показателей деятельности железнодорожного транспорта в условиях кризиса позволяет сделать следующие выводы. Взаимосвязь динамики макроэкономических показателей и работы железнодорожного транспорта и в период экономического роста, и в условиях кризиса не меняет своего уровня и направленности. Спад погрузки отражается в структуре перевозок, что делает актуальным для предприятий железнодорожного транспорта реализацию соответствующих логистических маневров и проведение активной маркетинговой политики.

Наиболее глубокое негативное воздействие кризис оказал на обрабатывающие производства и объемы погрузки соответствующих отраслей.

Экспортно-сырьевая ориентация как системная проблема экономики России в период кризиса сохранилась и обострилась, что означает повышенную уязвимость от внешних условий и российского железнодорожного транспорта. В этом отношении для повышения кризисной устойчивости было бы оправданным в ходе предполагаемой руководством страны модернизации российской экономики существенно уменьшить внешнеторговый оборот, а также посредством повышения тарифов на перевозку грузов в экспортном сообщении стимулировать увеличение объемов переработки сырьевых ресурсов внутри страны.

Динамика макроэкономических показателей и показателей работы железнодорожного транспорта говорит о том, что выход из кризиса еще не произошел и в экономике продолжается стагнация.

21 Сайт ОАО «Российские железные дороги» <http://www.rzd.ru/>; Екимовский А. Российские железные дороги подвели итоги года / Коммерсант, № 3 (4303), 13 января 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.