Научная статья на тему 'Влияние факторов российской самобытности на предпринимательство'

Влияние факторов российской самобытности на предпринимательство Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
246
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ДЕЛОВАЯ ЖИЗНЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / НАЦИЯ / TRADITION / BUSINESS LIFE / BUSINESSMAN / NATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никифоров Олег Александрович

«Национальные традиции могут либо способствовать экономическому успеху нации, либо, если они не учитываются, способствовать ее застою». В статье автор пытается обобщить факторы, способствовавшие формированию национальных традиций русского народа и показать, какое влияние они оказали на содержание деловой среды и облика российского предпринимателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of factors of Russian character in business

«National traditions can either promote economic success of the nation or if they are not considered to promote its stagnation». In the paper the author tries to generalize the factors promoting forming of national traditions of Russian people and to show the influence they have exerted on the business environment and character of a Russian businessman.

Текст научной работы на тему «Влияние факторов российской самобытности на предпринимательство»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 93085 О. А. НИКИФОРОВ

Омский государственный университет путей сообщения

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ РОССИЙСКОЙ САМОБЫТНОСТИ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО___________________________

«Национальные традиции могут либо способствовать экономическому успеху нации, либо, если они не учитываются, способствовать ее застою». В статье автор пытается обобщить факторы, способствовавшие формированию национальных традиций русского народа и показать, какое влияние они оказали на содержание деловой среды и облика российского предпринимателя.

Ключевые слова: традиция, деловая жизнь, предприниматель, нация.

Нельзя раскрыть сущность российского, как и предпринимательства любой другой страны, не вскрыв и не уяснив истоки его возникновения, не поняв ту материальную и духовную среду, в которой оно зарождалось, а потом и развивалось. Носителями (субъектами) деловой жизни, как правило, выступают наиболее активные, предприимчивые представители того или иного народа, имеющие свой менталитет, свою трудовую и хозяйственную этику. Поэтому, по признанию ведущих ученых и практиков, нельзя не учитывать и тем более игнорировать национальные особенности и традиции в сфере бизнеса. В противном случае предпринимательство будет носить зависимый, ограниченный характер, действовать без должной эффективности и результативности. «Национальные традиции могут либо способствовать

экономическому успеху нации, — пишут авторы книги «Идеология и конкурентоспособность наций», — либо, если они не учитываются, способствовать ее застою» [1].

Национальная самобытность, деловая активность нации формируется под воздействием различных факторов как материального, так и духовного порядка. Особое место среди факторов первой группы занимает природно-климатическая, географическая и геополитическая среда проживания того или иного народа, которая оказывает существенное влияние на характер трудовой и деловой жизни, а в известной мере и на формирование ментальности его.

Русский этнос сформировался на огромной лесостепной территории, которая находилась в зоне резко континентального климата, где зима была продолжи-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

б

тельной, а лето — коротким. «Россия, — писал великий русский философ И. А. Ильин, — поставила нас лицом к лицу с природой, с безнадежной осенью и бурною, страстною весной» [2].

Капризы природы весьма отрицательно сказывались на урожайности русских полей. Сбор зерна на Руси, в дореволюционной России, был в 2 — 3 раза ниже, чем в странах Запада. А это, в свою очередь, не могло не сказываться отрицательно на накоплении прибавочного продукта. Более того, значительная его часть изымалась государством в виде многочисленных налогов, которые использовались для ведения войн, защиты территорий, для содержания чиновников и обогащения знати. Лишившись и без того скудного прибавочного продукта, население страны имело крайне ограниченные возможности для развития свободной предпринимательской деятельности.

Другим сдерживающим фактором национальной деловой жизни можно считать автаркию, т.е. хозяйственную замкнутость страны, ограниченные возможности выхода к морским торговым путям. Несмотря на большие экспортные сырьевые ресурсы, выгодное геополитическое положение России, до XVIII в. страна находилась в стороне от активной международной морской торговли. Сопредельные страны обогащались и развивались за счет морской торговли, накапливали опыт предпринимательской деятельности, постигали основы рыночной экономики. Русский народ довольно длительное время был лишен таковых возможностей. Он вынужден был расходовать огромные финансовые и материальные ресурсы, вести кровопролитные войны, чтобы завоевать выход к морским берегам и принимать стабильное и действенное участие в международной торговле.

Скудность почвы, низкая плотность населения, с одной стороны, потребность и заинтересованность государства в принудительном, бесплатном труде — с другой, в известной мере, не только породили крепостное право, но и предопределили длительность его существования. В таких условиях, когда подавляющее большинство населения страны было зависимым и бесправным, разумеется, свободное предпринимательство не могло развиваться в широких масштабах и в тех цивилизованных формах классического капитализма, в которых оно развивалось на Западе. В России того периода предпринимательство имело не только ограниченную сферу деятельности, но и приобретало специфические формы, характерные для традиционного общества, российской действительности. Носителями этих форм выступали не только купцы, дворяне, но и даже крепостные крестьяне. Так, в конце XVIII в. в селе Иваново Владимирской губернии действовало 188 набоечных изб по производству тканей, которыми владели 20 крепостных крестьян [3]. Преобладали среди таких крестьян, как правило, старообрядцы, которые отличались большим трудолюбием, порядочностью, предприимчивостью. В их среде зарождались будущие предпринимательские династии Прохоровых, Рябушин-ских, Третьяковых, ставшие затем национальной гордостью российского делового мира.

Однако наряду с этими сдерживающими факторами материального порядка действовали позитивные факторы, которые содействовали становлению, а затем развитию национального предпринимательства. К ним, вероятно, можно отнести такие факторы, как геополитическое положение страны, создававшее благоприятные условия для сухопутной внешней торговли как с Востоком, так и с Западом, наличие богатой сырьевой базы и интерес к ней со стороны

иностранных деловых кругов, наличие различных видов ремесел и промыслов.

Особо важную роль в становлении и развитии торгового предпринимательства играли российские реки. В отличие от многих европейских рек они были полноводными, текли спокойно, имели многочисленные разветвления и представляли большую значимость как для зимней, так и для летней торговли. До XIX в., т.е. до появления железных дорог, реки являлись основными торговыми артериями страны. В. О. Ключевский писал «... никогда в Европе не встретим такой сложной системы рек со столь разносторонним разветвлением и с такой взаимной близостью бассейнов» [4]. По его же мнению, реки воспитывали в русском этносе дух предприимчивости, привычку к совместному действию, приучали обращаться с чужими людьми, наблюдать их нравы и интересы, обмениваться товаром и опытом.

Огромное влияние на деловую и хозяйственную жизнь страны оказывала колонизация. Как и во всем мире, она открывала широкие возможности для первоначального накопления капитала, проявления предприимчивости. В процессе колонизации выковался новый тип предпринимателя, отличавшийся отвагой, упорством и умением рисковать. Однако в российской «колонизации» как и в ее воздействии на деловую жизнь, были некоторые отличительные черты. Во-первых, здесь колонизация не сопровождалось экспансией и захватом отдаленных заморских территорий. Она осуществлялась, в основном, путем вовлечения в процесс хозяйственного развития слабозаселенных и экономически не развитых территорий Сибири и Дальнего Востока. Во-вторых, в качестве первопроходцев частью выступали люди, которые обживали территорию, налаживали товарообмен или сами заводили промысел, а уже вслед за ними продвигались служащие и другие переселенцы. В-третьих, результатом российской «колонизации» становилось насыщение внутреннего и международного рынка мехами, рыбой, лесом. В-четвертых, вновь открытые территории и их народы вовлекались в сферу единого экономического пространства России, приобщались к деловой жизни.

Весьма сложной и противоречивой была духовная сфера формирования и развития отечественного предпринимательства. Она отличалась, прежде всего, разнообразием конфессий, а следовательно, и естественностью их влияния на деловую активность различных национальностей, населявших территорию Российской империи. Подавляющее большинство населения было русским, исповедовавшим православное христианство. В отличие от протестантизма Запада, которое призывало к активной деловой жизни, к обогащению, православное христианство не ориентировало на предпринимательство, на достижения коммерческого успеха. Так, если на Западе богатство рассматривалось как успех, как знак Божьего благословения, то в России все это расценивалось иначе. Здесь стремление к богатству и предприимчивость не рассматривались в качестве угодной Богу деятельности, а богатство — в качестве благодатности.

Однако это не говорит о том, что русскому менталитету, имевшему христианские основы, свойственно отрицание собственности, предприимчивости, деловой активности. В России, как и во всем православном мире, собственность рассматривалась не как абсолютное (вечное), а временное (земное) благо, которое требовалось использовать не только и не столько для себя, сколько для окружающих. Православие оказывало существенное влияние на

формирование хозяйственной и предпринимательской этики, на характер деловых отношений. Под его влиянием зародились не только благотворительность, меценатство, но и сформировались ценные качества личности отечественного предпринимателя.

Совершенно очевидно, что российское предпринимательство в дореволюционный период зарождалось и развивалось в сложной материальной и духовной среде, отличавшейся разнообразием и противоречивостью своего воздействия. Одни факторы ограничивали предпринимательскую деятельность, а другие — напротив, стимулировали активную деловую жизнь. Противоречивость воздействия среды порождала определенную уникальность, специфику российской деловой жизни, которая отличалась масштабностью своего распространения, разнообразием форм, преобладанием семейного капитала, тесной связью с государством.

Библиографический список

1. Платонов, О. А. Русский путь в экономике / О. А. Платонов // Русский путь в развитии экономики. — М. : АКиРН, 1993. - 186 с.

2. Ильин, И. А. О России / И. А. Ильин. — М. : ТРИТЭ. 1991. — 235 с.

3. Сущенко, В. И. История российского предпринимательства / В. И. Сущенко. — Ростов н/Д : Феникс, 1997 — 759 с.

4. Ключевский, В. О. Русская история. Полный курс лекций. В 3 кн. Кн. I / В. О. Ключевский. — М. : ИНФРА-М, 1993. — 568 с.

НИКИФОРОВ Олег Александрович, доктор исторических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг».

Адрес для переписки: nikifrv-oleg@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 15.12.2011 г.

© О. А. Никифоров

УДК 947 (571.1) А. В. СУШКО

Омский государственный технический университет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОЛЧАКОВСКИМ РЕЖИМОМ РЕЛИГИОЗНЫХ ЧУВСТВ НАСЕЛЕНИЯ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматриваются религиозные аспекты идеологического обеспечения деятельности колчаковского режима в годы Г ражданской войны, освещается вопрос использования властями религиозных чувств населения для борьбы с большевиками — попытка объявления религиозной войны большевикам, исходившая от представителей населения, которая была поддержана колчаковскими властями.

Ключевые слова: Гражданская война, Сибирь, колчаковский режим, идеологическое обеспечение, дружины Святого Креста.

В годы Гражданской войны в России наибольшая угроза для большевиков исходила из Сибири, где к власти 18 ноября 1918 г. пришел адмирал А. В. Колчак, признанный всеми белогвардейскими властями Верховным правителем России. Колчаковский военнополитический режим водрузил на свои знамена идеологию русского национализма. В интерпретации его апологетов русская нация строилась на единстве культуры, стержневым элементом которой являлось православие. Поэтому отличительным качеством национализма колчаковцев являлся его религиозный характер. Одним из направлений идеологической борьбы между белыми и красными в Сибири стало противопоставление религиозных ценностей белыми безбожию красных и, соответственно, национализма — интернационализму.

Данный аспект идеологического обеспечения вооруженной борьбы в годы Гражданской войны не нашел адекватного отражения в исторических трудах. Советские историки квалифицировали колчаковщину как кадетский буржуазно-монархический режим. Современные специалисты, по-прежнему не уделяя должного внимания национализму в идеологии белогвардейцев, определяют колчаковщину, как военный или либеральный режим. Цель данной

работы — рассмотреть деятельность колчаковского режима, направленную на использование религиозных чувств населения в интересах борьбы с большевиками.

Верховный правитель России, вождь белого дела — адмирал А. В. Колчак, рассматривал войну с большевизмом как религиозную борьбу. По воспоминаниям его личного адъютанта ротмистра В. В. Князева, после того, как в первых числах января 1919 г. к адмиралу приехал священник, передавший адмиралу благословение патриарха Тихона на борьбу с большевиками, письмо и фотографию образа святого Николая Чудотворца с Никольских ворот Кремля, адмирал, прочитав письмо патриарха, воскликнул: «Я знаю, что есть меч государства, пинцет — хирурга, нож — бандита... А теперь я знаю!! Я чувствую, что самый сильный меч духовный, который и будет непобедимой силой в крестовом походе — против чудовища насилия!» [1].

Колчаковский политический режим особое значение придавал религиозному вероисповеданию граждан. Для людей, поступавших на государственную службу, были разработаны тексты присяги на основании их религиозной принадлежности. Существовали присяги для православных и католиков,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.