Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФАКТОРА "ОБЕЗДВИЖЕННОСТИ" НА УРОВНИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРА "ОБЕЗДВИЖЕННОСТИ" НА УРОВНИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОБЕЗДВИЖЕННОСТЬ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / УРОВНИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ / КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шилько В.Г., Гусева Н.Л., Шарафеева А.Б.

Цель исследования - определить влияние фактора «обездвиженности» (в связи с двухлетним периодом онлайн-обучения из-за пандемии COVID-19) на показатели физической подготовленности и состояние здоровья студентов. Методика и организация исследования. Проводился сравнительный анализ показателей физической подготовленности и состояния здоровья студентов 1-3-го курсов 20 факультетов и институтов НИ ТГУ в допандемийный период (2019 г.), а также после его окончания и возвращения студентов в очный формат обучения по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» (2022 г.). Результаты исследования и выводы. Как показали результаты исследования, фактор вынужденной «обездвиженности» студентов в течение двухлетнего периода обучения отразился в негативном плане и на мотивационной сфере обучающихся (мужчин и женщин) по отношению к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью. Так, в первом семестре 2022-2023 учебного года посещаемость занятий по академическим дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», которые проводились в соответствии с расписанием, снизилась в целом на 20%. А количественный показатель участия студентов НИ ТГУ в спортивно-массовых мероприятиях уменьшился почти на одну треть, по сравнению с допандемийным периодом обучения. Низкий уровень физической подготовленности студентов подтверждают и результаты тестирования нормативов комплекса ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шилько В.Г., Гусева Н.Л., Шарафеева А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE "IMMOBILITY" FACTOR ON THE LEVELS OF PHYSICAL FITNESS AND THE STATE OF HEALTH OF STUDENTS

Objective of the study was to determine the impact of the “immobility” factor (due to the two-year period of online learning due to the COVID-19 pandemic) on the indicators of physical fitness and the health status of students. Methods and structure of the study. A comparative analysis of indicators of physical fitness and health status of 1st-3rd year students of 20 faculties and institutes of the National Research Tomsk State University was carried out in the pre-pandemic period (2019), as well as after its completion and the return of students to full-time education in the disciplines "Physical culture and sports "and" Elective disciplines in physical culture and sports " (2022). Results and conclusions. As the results of the study showed, the factor of forced "immobility" of students during the two-year period of study had a negative impact on the motivational sphere of students (men and women) in relation to physical culture and sports activities. Thus, in the first semester of the 2022-2023 academic year, the attendance of classes in the academic disciplines "Physical Culture and Sports" and "Elective Disciplines in Physical Culture and Sports", which were held in accordance with the schedule, decreased by 20% in general. And the quantitative indicator of the participation of NR TSU students in sports events decreased by almost one third, compared with the pre-pandemic period of study [4]. The low level of students' physical fitness is also confirmed by the results of testing the standards of the GTO complex.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФАКТОРА "ОБЕЗДВИЖЕННОСТИ" НА УРОВНИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ»

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРА «ОБЕЗДВИЖЕННОСТИ» НА УРОВНИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

УДК/UDC 796.015.1

Информация для связи с автором: vshilko@mail.ru

Поступила в редакцию 15.05.2023 г.

Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Шилько1

Кандидат педагогических наук Н.Л. Гусева1

А.Б. Шарафеева1

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

INFLUENCE OF THE "IMMOBILITY" FACTOR ON THE LEVELS OF PHYSICAL FITNESS AND THE STATE OF HEALTH OF STUDENTS

Dr. Hab., Professor V.G. Shilko1 PhD N.L. Guseva1 A.B. Sharafeeva1

1National Research Tomsk State University, Tomsk

Аннотация

Цель исследования - определить влияние фактора «обездвиженности» (в связи с двухлетним периодом онлайн-обучения из-за пандемии ^№-19) на показатели физической подготовленности и состояние здоровья студентов. Методика и организация исследования. Проводился сравнительный анализ показателей физической подготовленности и состояния здоровья студентов 1-3-го курсов 20 факультетов и институтов НИ ТГУ в допандемийный период (2019 г.), а также после его окончания и возвращения студентов в очный формат обучения по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» (2022 г.). Результаты исследования и выводы. Как показали результаты исследования, фактор вынужденной «обездвиженности» студентов в течение двухлетнего периода обучения отразился в негативном плане и на мотиваци-онной сфере обучающихся (мужчин и женщин) по отношению к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью. Так, в первом семестре 20222023 учебного года посещаемость занятий по академическим дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», которые проводились в соответствии с расписанием, снизилась в целом на 20%. А количественный показатель участия студентов НИ ТГУ в спортивно-массовых мероприятиях уменьшился почти на одну треть, по сравнению с допандемийным периодом обучения. Низкий уровень физической подготовленности студентов подтверждают и результаты тестирования нормативов комплекса ГТО.

Ключевые слова: физическая подготовленность, обездвиженность, психофизическое состояние, онлайн-обучение, пандемия COVID-19, уровни развития физических качеств, контрольное тестирование.

Abstract

Objective of the study was to determine the impact of the "immobility" factor (due to the two-year period of online learning due to the COVID-19 pandemic) on the indicators of physical fitness and the health status of students. Methods and structure of the study. A comparative analysis of indicators of physical fitness and health status of 1st-3rd year students of 20 faculties and institutes of the National Research Tomsk State University was carried out in the pre-pandemic period (2019), as well as after its completion and the return of students to full-time education in the disciplines "Physical culture and sports "and" Elective disciplines in physical culture and sports " (2022). Results and conclusions. As the results of the study showed, the factor of forced "immobility" of students during the two-year period of study had a negative impact on the motivational sphere of students (men and women) in relation to physical culture and sports activities. Thus, in the first semester of the 20222023 academic year, the attendance of classes in the academic disciplines "Physical Culture and Sports" and "Elective Disciplines in Physical Culture and Sports", which were held in accordance with the schedule, decreased by 20% in general. And the quantitative indicator of the participation of NR TSU students in sports events decreased by almost one third, compared with the pre-pandemic period of study [4].

The low level of students' physical fitness is also confirmed by the results of testing the standards of the GTO complex.

Keywords: physical fitness, immobility, psychophysical state, online training, COVID-19 pandemic, levels of development of physical qualities, control testing, physical and sports activity.

Введение. В настоящее время, несмотря на применяемые Правительством и Министерством спорта РФ меры, уровни здоровья и физической подготовленности населения остаются на достаточно низком уровне, усилению процесса снижения показателей которых также способствовала и затянувшаяся пандемия, связанная с распространением корона-вирусной инфекции - COVID-19.

Не обошла эта проблема стороной и студенческую молодежь, уровень двигательной активности которой в 20202022 гг., по данным разных источников, снизился до 40%. Это не могло не отразиться, в негативном плане, на психофизическом состоянии обучающихся.

Цель исследования - определить влияние фактора «обездвиженности» (в связи с двухлетним периодом онлайн-обучения из-за пандемии COVID-19) на показатели физической подготовленности и состояние здоровья студентов.

Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие студенты 1-3-го курсов 20 факультетов и институтов НИ ТГУ, обучающихся по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» (около 13 000 чел.). В 20192023 гг., после окончания весенних учебных семестров были проведены контрольные испытания, по результатам которых оценивались уровни физической подготовленности студентов

№8 • 2023 Август | August

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с I—

(мужчин и женщин), а затем проводился сравнительный анализ материалов исследования. Кроме этого, сравнению подлежали также количественные показатели состояния здоровья студентов, двух ранее обозначенных периодов обучения, результаты физкультурно-спортивной активности, показатели сдачи нормативов комплекса ГТО и др.

Результаты исследования и их обсуждение. Выявлено, что уровень развития силы у студентов 2020-22-23 гг. (среднестатистические значения), по сравнению с их предшественниками 2019-2020 гг., оказался ниже на 14,1%, быстроты на 8,7%, выносливости на 3,4%, скоростно-силовых качеств на 5,6%. А самый высокий процент отставания был зафиксирован в развитии гибкости, который составил более 30%. Как видим, ни по одному из показателей физического развития современные студенты не имели преимуществ с их более ранними предшественниками, допандемийного периода обучения в очном формате.

Аналогичная тенденция снижения показателей физической подготовленности была отмечена и у студенток 2022-2023 гг., по сравнению с их сокурсницами 2019-2020 гг. обучения. Это убедительно подтверждают результаты тестирования уровней развития физических качеств студенток двух сравниваемых периодов обучения.

В контрольных упражнениях по оценке развития быстроты показатели студенток, приступивших к занятиям физическими упражнениями в 2022 году, оказались ниже их сокурсниц допандемийного периода обучения на 8,5%, выносливости и силы на 21% в обоих случаях, скоростно-силовых качеств на 8,2%. Так же, как и у мужчин, самый большой уровень снижения показателя был отмечен у студенток 2022-2023 гг. обучения в развитии гибкости, который достиг 34,5%.

Фактор вынужденной «обездвиженности» студентов в течение двухлетного периода обучения в университете сыграл негативную роль не только в снижении показателей их физической подготовленности. К сожалению, разлагающе он подействовал и на мотивационную сферу обучающихся (мужчин и женщин) по отношению к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью. Так, в первом семестре 20222023 учебного года посещаемость занятий по академическим дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», которые проводились в соответствии с расписанием, снизилась в целом на 20%. А количественный показатель участия студентов НИ ТГУ в спортивно-массовых мероприятиях уменьшился почти на одну треть, по сравнению с допандемийным периодом обучения [2, 3].

В свою очередь, недостаточный уровень двигательно-мышечной активности не позволяет обеспечить развитие физических качеств и не способствует успешной сдаче установленных программой нормативов.

Подтверждением сказанному является сравнительный анализ результатов тестирования физической подготовленности студентов первых трех курсов 20 факультетов и институтов НИ ТГУ 2019 и 2022 гг. обучения.

В 2019 г. успешно сдали установленные нормативы с оценками «4 и 5» 37% студентов, а в 2022 г. их число сократилось до 30%. В целом из общего числа студентов, обучающихся в НИ ТГУ по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», в 2019-2022 гг. успешно сдали установленные нормативы 65 и 58% студентов, соответственно.

Низкий уровень физической подготовленности студентов подтверждают и результаты тестирования нормативов комплекса ГТО (в НИ ТГУ с 2015 г. функционирует «Центр методической подготовки и тестирования комплекса «Готов к труду и обороне».). С 2015 по 2019 гг. период в сдаче нормативов

комплекса ГТО приняло участие 555 студентов. Из них знаки отличия получили: золотой значок - 2, серебряный - 8 и бронзовый - 6 студентов (итого: 16 чел., около 2,9%).

В последние годы ситуация несколько изменилась в лучшую сторону, однако темпы увеличения успешно сдавших нормативы ГТО оставляют желать много лучшего. На 01. 03. 2023 г. количество студентов, принимавших участие в сдаче нормативов, составило 716 ч. Знаки отличия получили: золотой значок - 25, серебряный - 15 и бронзовый - 14 студентов (итого: 54 чел., около 7,5%).

Сравнительный анализ результатов медицинского освидетельствования студентов первых трех курсов 2019 и 2022 гг. обучения, по результатам которых определялась медицинская группа, подтверждают, что ситуация за последние три года с состоянием физического здоровья студентов практически не меняется в лучшую сторону. Это подтверждают и результаты медицинского осмотра 7779 студентов, в 2022 году охваченных физическим воспитанием, которые показали, что число освобожденных от занятий физическими упражнениями (хронические заболевания) составило 265 чел. (3,4%), отнесенных к группе лечебной физической культуры (ЛФК) -1128 чел. (14,5%), специальной медицинской группе (СМГ) -1274 (16,4%), подготовительной и основной группам - (ПОГ) 5112 (65,7,%) [1].

Показатели медицинского освидетельствования 6297 студентов 1-3-го курсов 2019 г. следующие: количество освобожденных - 212 чел. (3,4%), ЛФК - 532 чел. (8,4%), СМГ -1107 чел. (17,6%), ПОГ - 44446 чел. (70,6%), соответственно.

Выводы. Таким образом, сравнительный анализ уровней физической подготовленности студентов 1-3-го курсов обучения двух сравниваемых периодов обучения показал однозначное, достоверное (p<0,05) снижение показателей развития физических качеств (у мужчин и женщин), в 2023 г., по сравнению с 2019 годом обучения. В целом, совокупный показатель снижения развития основных физических качеств у мужчин составил 12,36%, женщин - 18,64%.

Отрицательная тенденция проявилась не только в развитии физических качеств студентов. Также в целом уровень физкультурно-спортивной активности, проявляемый студентами во внеучебное время, в праздничные и выходные дни снизился примерно на 30%. На 7% уменьшилось количество студентов, сдавших установленные нормативы с оценкой «4» и «5», и также на 7% уменьшилось число студентов, успешно сдавших все установленные программой нормативы в целом.

Литература

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для все и для каждого / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 87 с.

2. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: Гардарики, 2003.

3. Ильинич В.И. Физическая культура и жизнь студентов / В.И. Ильи-нич. - М.: Гардарики, 2012.

4. Шилько В.Г. Динамика физической подготовленности и состояния здоровья студентов разных направлений обучения / В.Г. Шилько, А.Б. Шарафеева // Теория и практика физической культуры. -2020. - № 10. - С. 64-66.

References

1. Balsevich V.K. Fizicheskaya kultura dlya vse i dlya kazhdogo [Physical culture for everyone and for everyone]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 2002. 87 p.

2. Vilensky M.Ya., Gorshkov A.G. Fizicheskaya kultura i zdorovyy obraz zhizni studenta [Physical culture and a healthy lifestyle of a student]. Moscow: Gardariki publ., 2003.

3. Ilyinich V.I. Fizicheskaya kultura i zhizn studentov [Physical culture and life of students]. Moscow: Gardariki publ., 2012.

4. Shilko V.G., Sharafeeva A.B. Dinamika fizicheskoy podgotovlennosti i sostoyaniya zdorovya studentov raznykh napravleniy obucheniya [Dynamics of physical fitness and health status of students in different areas of education]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 10. pp. 64-66.

62

http://www.teoriya.ru

№8 • 2023 Август | August

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.