Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ'

К ПРОБЛЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Ирина Валерьевна, Борисов Александр Яковлевич, Белянская Ирина Михайловна, Жукова Елена Игоревна

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению уровня физической подготовленности студентов вузов. Данная проблема имеет ряд причин, одной из которых является сокращение часов, отводимых учебными планами вузов на реализацию элективных дисциплин по физической культуре и спорту в вузах. Цель исследования - обосновать негативное воздействие снижения двигательной активности студентов, обусловленное сокращением практических занятий в вузах по элективной дисциплине «Физическая культура и спорт: общая физическая подготовка». Для срав нения воздействия учебно-тренировочных занятий на уровень физической подготовленности были изучены протоколы результатов контрольных нормативов студентов, занимавшихся в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт: общая физическая подготовка» два раза в неделю на протяжении шести семестров и один раз в неделю в течение четырех семестров на начальном и заключительном этапах освоения дисциплины. Полученные результаты обрабатывались с помощью методов математической статистики. В результате исследования выявлено негативное влияние сокращения практических занятий в вузе по общей физической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Ирина Валерьевна, Борисов Александр Яковлевич, Белянская Ирина Михайловна, Жукова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

Currently, there is a tendency to reduce the level of physical fitness of university students. This problem has a number of reasons, one of which is the reduction of hours allocated by the curricula of universities for the implementation of elective disciplines in physical culture and sports. The purpose of the study is to substantiate the negative impact of the decrease in the motor activity of students, due to the reduction of practical classes in universities in the elective discipline "Physical culture and sports: general physical training". To compare the impact of training sessions on the level of physical fitness, the results of the control standards of students who were engaged in the discipline "Physical culture and sports: general physical training" twice a week for six semesters and once a week for four semesters were studied. The initial and final stages of mastering the discipline. The results obtained were processed by using the methods of mathematical statistics. As a result of the study, the negative impact of the reduction of practical classes in the university in general physical training was revealed.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ»

выросли по сравнению с их оппонентами из КГ (р<0,05), что также свидетельствует об эффективности разработанной методики развития КС с применением упражнений из арсенала средств каратэ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, общее улучшение показателей развития КС у младших школьников 10-11 лет связано с внедрением специальной методики в процесс проведения уроков по физической культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Информативность контрольных упражнений для оценки физической подготовленности юных спортсменов 10-12 лет, занимающихся каратэ кекусинкай / В.А. Баландин, А.О. Кузнецов, С.А. Печерский, К.Ю. Чернышенко, П.В. Коляго // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 29-34.

2. Копаев В.П. Разностороннее развитие младших школьников через преподавание единоборств (на примере каратэ) / В.П. Копаев // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. -2017. - № 4. - С. 88-96.

3. Фоменко В.В. Особенности развития координационных способностей младших школьников на занятиях каратэ / В.В. Фоменко, М.А. Маринович // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2019. - № 33. - С. 61-63.

REFERENCES

1. Balandin, V.A., Kuznetsov, A.O., Pechersky, S.A., Chemyshenko, K.Y. and Kolyago, P.V. (2019), "Informativeness of control exercises for assessing the physical fitness of young athletes 10-12 years old engaged in karate kyokushin", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), pp. 29-34.

2. Kopaev, V.P. (2017), "Versatile development of younger schoolchildren through teaching martial arts (on the example of karate)", Quality management of education: theory and practice of effective administration, No. 4, pp. 88-96.

3. Fomenko, V.V. and Marinovich, M.A. (2019), "Features of the development of coordination abilities of younger schoolchildren in karate classes", Physical culture, sport and health, No. 33, pp. 6163.

Контактная информация: pravdov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.12.2022

УДК 796.011.3

К ПРОБЛЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Ирина Валерьевна Николаева, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет, г. Самара; Александр Яковлевич Борисов, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Михайловна Белянская, старший преподаватель, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара; Елена Игоревна Жукова, старший преподаватель, Самарский государственный университет путей сообщения, г. Самара

Аннотация

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению уровня физической подготовленности студентов вузов. Данная проблема имеет ряд причин, одной из которых является сокращение часов, отводимых учебными планами вузов на реализацию элективных дисциплин по физической культуре и спорту в вузах. Цель исследования - обосновать негативное воздействие снижения двигательной активности студентов, обусловленное сокращением практических занятий в вузах по элективной дисциплине «Физическая культура и спорт: общая физическая подготовка». Для срав-

384

нения воздействия учебно--тренировочных занятий на уровень физической подготовленности были изучены протоколы результатов контрольных нормативов студентов, занимавшихся в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт: общая физическая подготовка» два раза в неделю на протяжении шести семестров и один раз в неделю в течение четырех семестров на начальном и заключительном этапах освоения дисциплины. Полученные результаты обрабатывались с помощью методов математической статистики. В результате исследования выявлено негативное влияние сокращения практических занятий в вузе по общей физической подготовке.

Ключевые слова: студенты, общая физическая подготовка, уровень физической подготовленности, контрольные нормативы, двигательная активность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p384-388

TO THE PROBLEM OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

Irina Valerievna Nikolaeva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Samara State University of Economics, Samara; Alexander Yakovlevich Borisov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Irina Mikhailovna Belyanskaya, the senior teacher, Samara University; Elena Igorevna Zhukova, the senior teacher, Samara State Transport University, Samara

Abstract

Currently, there is a tendency to reduce the level of physical fitness of university students. This problem has a number of reasons, one of which is the reduction of hours allocated by the curricula of universities for the implementation of elective disciplines in physical culture and sports. The purpose of the study is to substantiate the negative impact of the decrease in the motor activity of students, due to the reduction of practical classes in universities in the elective discipline "Physical culture and sports: general physical training". To compare the impact of training sessions on the level of physical fitness, the results of the control standards of students who were engaged in the discipline "Physical culture and sports: general physical training" twice a week for six semesters and once a week for four semesters were studied. The initial and final stages of mastering the discipline. The results obtained were processed by using the methods of mathematical statistics. As a result of the study, the negative impact of the reduction of practical classes in the university in general physical training was revealed.

Keywords: students, general physical fitness, level of physical fitness, control standards, motor

activity.

ВВЕДЕНИЕ

Целью физического воспитания в вузе является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни, социальной и профессиональной деятельности. Достижение данной цели невозможно без соблюдения оптимального двигательного режима [3]. Учебные занятия по физическому воспитанию в вузе два раза в неделю могут обеспечить только поддерживающий эффект развития физических качеств и способностей человека, что не может компенсировать общий дефицит двигательной активности за неделю.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция к снижению уровня физической подготовленности студентов, которая непосредственно связана с объемом двигательной активности. Малоподвижный образ жизни, значительная учебная нагрузка, увлеченность гаджетами приводит к уменьшению двигательной активности студентов. Данная проблема многократно поднималась в исследованиях ряда авторов [1, 3, 5].

Одной из причин снижения двигательной активности и уровня общей физической подготовки студентов, на наш взгляд, является сокращение количества часов, отводимых учебными планами вузов, на практические (аудиторные) занятия дисциплины «Физическая культура и спорт» и элективных дисциплин.

В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования уровней бакалавриата и специалитета предусмотрена реализация дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в рамках базовой части Блока 1 программы бакалавриата и специалитета в объеме не менее 72 академических часов и элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения.

В пункте 15 Приказа № 301 от 05.04.2017 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» говорится, что при реализации образовательных программ организация обеспечивает обучающимся возможность освоения элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей) в порядке, установленном локальным нормативным актом организации [4].

Таким образом, наблюдается противоречие, которое состоит в том, что в федеральных государственных образовательных стандартах элективные курсы по физической культуре и спорту являются обязательными, а пункт 15 приказа № 301 от 05.04.2017 г. допускает их реализацию как в виде аудиторных, так и в виде самостоятельных занятий в порядке, установленном локальными актами каждой конкретной образовательной организации. Это приводит к различным трактовкам данных документов и сокращению практических занятий по физической культуре в вузах.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения влияния сокращения объема аудиторной работы в вузах по физическому воспитанию нами был проведен анализ динамики уровня общей физической подготовки студентов Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, Самарского государственного экономического университета и Самарского государственного университета путей сообщения. Были изучены показатели выносливости, силовой и скоростно-силовой подготовки и на начальном и завершающем этапе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт: общая физическая подготовка». Всего было изучено более 300 показателей общей физической подготовленности студентов 2018 года начала обучения, занимавшихся два раза в неделю в течение шести семестров и студентов 2020 года начала обучения, с режимом практических занятий один раз в неделю в течение четырех семестров.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В практике организации учебного процесса по физическому воспитанию в вузах Самарской области наблюдается перераспределение часов в пользу самостоятельных занятий в различных пропорциях. Однако постепенно все вузы приходят к ситуации, когда на самостоятельные занятия из элективного курса отводится 220 часов (элективных) и 36 часов (базовых). Соответственно, аудиторных занятий по базовой части дисциплины остается 36 часов, а по элективному курсу - 108 часов на весь период обучения. Это предполагает занятия в объеме 2 часа (1 занятие) в неделю в течение четырех семестров.

Рассмотрим изменение распределения часов на примере пункта 3 рабочих программ элективной дисциплины «Физическая культура и спорт: общая физическая подготовка» в Самарском государственном экономическом университете (таблица 1, 2).

Анализ динамики уровня общей физической подготовленности студентов основной медицинской группы показал, что у студентов, занимавшихся два раза в неделю, на третьем курсе наблюдался прирост в показателях выносливости у 68%, в скоростно-силовых упражнениях - у 45%, в силовых - у 32%. Подобный анализ у студентов, занимавшихся один раз в неделю, к окончанию изучения дисциплины «Физическая культура и

спорт: общая физическая подготовка» прирост в аналогичных показателях отмечался лишь у 18% студентов. Примечательно, что большинство из них (82%) помимо учебных занятий в университете, дополнительно регулярно занимаются различными видами спорта и фитнеса.

Таблица 1 - Объем и виды учебной работы по дисциплине «Физическая культура и спорт: общая физическая подготовка» до 2019 года_

Виды учебной работы Всего час/з. е.

Сем 1 Сем 2 Сем 3 Сем 4 Сем 5 Сем 6

Контактная работа, в том числе: 53,15/0 53,15/0 53,15/0 53,15/0 53,15/0 57,15/0

Занятия семинарского типа 52/0 52/0 52/0 52/0 52/0 56/0

Индивидуальная контактная работа (ИКР) 0,15/0 0,15/0 0,15/0 0,15/0 0,15/0 0,15/0

Самостоятельная работа: 1/0 1/0 1/0 1/0 1/0 1/0

Промежуточная аттестация 0,85/0 0,85/0 0,85/0 0,85/0 0,85/0 0,85/0

Вид промежуточной аттестации: Зачет Зач Зач Зач Зач Зач Зач

Общая трудоемкость (объем части образовательной программы) Часы 54 54 54 54 54 58

Зачетные единицы 0 0 0 0 0 0

Таблица 2 - Объем и виды учебной работы по дисциплине «Физическая культура и спорт: общая физическая подготовка» после 2019 года_

Виды учебной работы Всего час/з. е.

Сем 2 Сем 3 Сем 4

Контактная работа, в том числе: 36,15/0 36,15/0 36,15/0

Занятия семинарского типа 36/0 36/0 36/0

Индивидуальная контактная работа (ИКР) 0,15/0 0,15/0 0,15/0

Самостоятельная работа: 54,85/0 54,85/0 55,85/0

Промежуточная аттестация 18/0 18/0 18/0

Вид промежуточной аттестации: Зачет Зач Зач Зач

Общая трудоемкость (объем части образовательной программы) Часы 109 109 110

Зачетные единицы 0 0 0

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сокращение объема часов, отводимых на практические занятия по физической культуре и спорту, приводит к ряду негативных последствий: уменьшению необходимого недельного объема двигательной активности студентов и, как следствие, ухудшению их здоровья; исключению возможности подготовки студентов к выполнению контрольных нормативов по физической подготовке в вузе и нормативов комплекса ГТО; отсутствию возможности достижения должного уровня физической подготовленности студентов к службе в Вооруженных Силах РФ, дальнейшей социальной и профессиональной деятельности, что противоречит формулировке компетенций федеральных государственных образовательных стандартов; снижению мотивации и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями и формированию здорового образа жизни; формализации характера педагогического контроля самостоятельных занятий студентов вместо непосредственного контакта педагога и занимающегося с целью корректировки нагрузки с учетом индивидуальных особенностей занимающегося.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жукова Е.И. Формирование профессионально значимых качеств специалистов транспорта на занятиях по физической культуре и спорту / Е.И. Жукова // Наука и образование транспорту. - 2021. - № 2. - С. 295-298.

2. Особенности организации двигательного режима обучающихся в условиях вуза / Л.Н. Порубайко, А.В. Доронцев, И.Я. Уразов, А.П. Романова, В.И. Перунов, О.П. Десенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 10 (200). - С. 305-308.

3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам

специалитета, программам магистратуры : Приказ Министерства образования и науки РФ № 301 от 05.04.2017 г. // ГАРАНТ.РУ: [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71621568/ (дата обращения: 30.11.2022).

4. Хабарова О.Л. Проблема снижения уровня физической подготовленности студентов вуза / О.Л. Хабарова // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2019: материалы Всероссийской научно.-практической конференции с международным участием. - Чебоксары : Среда, 2019. - С. 295-298.

REFERENCES

1. Zhukova, E.I. (2021), "Formation of professionally significant qualities of transport specialists in physical culture and sports classes", Science and education transport, No. 2, pp. 295-298.

2. Porubaiko, L.N., Dorontsev, A.V., Urazov, I.Ya., Romanova, A.P., Perunov, V.I. and Desenko, 0.P.(2021), "Features of the organization of the motor mode of students in the conditions of the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (200), pp. 305-308.

3. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2017), "On Approval of the Procedure for Organization and Implementation of Educational Activities in Educational Programs of Higher Education - Bachelor's Programs, Specialist's Programs, Master's Programs", Order No. 301 of April 5, 2017, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71621568/ (accessed 30.11.2022).

4. Khabarova, O.L. (2019), "The problem of reducing the level of physical fitness of university students", Trends in the development of education: teacher, educational organization, society - 2019, materials of the All-Russian scientific-practical. conf. from int. participation, Cheboksary, pp. 295-298.

Контактная информация: niv2017@bk.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2022

УДК 378.172

К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИЛОВЫХ СТРУКТУРАХ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

Агадаш Мухьеддин Оруджев, доцент, Андрей Иванович Ушенин, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Михайловна Марченко, кандидат педагогических наук, Алексей Олегович Цыганок, кандидат педагогических наук, доцент, Василий Александрович Арсеньев, доцент, Санкт- Петербургский Университет Министерства внутренних дел Российской Федерации

Аннотация

В статье поднимается проблема организации физической подготовки в системе Министерства внутренних дел. Проанализированная нормативно-правовая база, текущая практика проведения занятий по физической подготовке и наглядно представленные результаты контрольных нормативов по общей физической подготовленности слушателей образовательных организаций МВД России и территориальных органов внутренних дел позволяют сделать вывод о том, что на данный момент возникла объективная необходимость в системных изменениях к подходам по организации занятий физической подготовкой и формированию осознанной необходимости занятия спортом среди сотрудников для поддержания своей физической формы, с помощью различных инструментов, о которых говорится в настоящей статье.

Ключевые слова: физическая подготовка, контрольные упражнения, применение физической силы, специальные знания, профессиональная подготовка, приобретенная натренированность, тренд, самоподготовка, аттестация, сотрудник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.