динамика физическом подготовленности и состояния здоровья студентов разных направлений обучения
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 21.05.2020 г.
Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Шилько1
А.Б. Шарафеева1
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
DYNAMICS OF CHANGES iN PHYSICAL FiTNESS AND HEALTH STATUS OF STUDENTS MAJORING IN DIFFERENT DISCIPLINES
Dr.Hab., Professor V.G. Shilko1 A.B. Sharafeeva1
1 National Research Tomsk State University, Tomsk
Информация для связи с автором: [email protected]
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
о
(U .с Н
Аннотация
Цель исследования - выявить факторы, сдерживающие формирование мотивации студенческой молодежи к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Методика и организация исследования. Проводился сравнительный анализ состояния здоровья и физической подготовленности студентов 20 институтов и факультетов НИ ТГУ с десятилетним интервалом (2009-2019 гг.). Показатели эмпирических исследований сопоставлялись с результатами ежегодных социологических опросов студентов, которые позволяли получить субъективную информацию (на основе самооценки) о физической подготовленности и состоянии здоровья студенческой молодежи. Результаты исследования и выводы. Отмечается, что, несмотря на позитивные изменения в социально-экономическом положении страны и значительное улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта, которые отражены в отчете о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за прошедший 10-летний период (2009-2019 гг.). качественных изменений в состоянии здоровья и физической подготовленности студентов не произошло. Авторы считают, что темпы развития физической культуры и спорта в РФ все же отстают от реальных возможностей большей части различных категорий населения РФ в удовлетворении их физкультурно-спортивных интересов и потребностей, так как повышение жизненного уровня населения опосредованно, влечет за собой и повышение требований к созданию комфортных условий для занятий физической культурой и спортом. Для более эффективного решения стоящих перед физкультурно-спортивной отраслью задач необходимо ускорить процесс формирования современной физкультурно-спортивной инфраструктуры, оснащения ее современным спортивным инвентарем, разработки и внедрения в сферу физической культуры и спорта современных педагогических технологий и т.д.
Ключевые слова: физическая подготовленность, состояние здоровья, физкультурно-спортивная инфраструктура и т.д.
Annotation
Objective of the present study was to identify the factors that hinder the formation of motivation of student youth for regular exercise.
Methods and structure of the study. We conducted a comparative analysis of the health and physical fitness rates in the students of 20 institutes and faculties of the Institute of National Research Tomsk State University at a 10-year interval (20092019). The empirical research data were compared with the results of annual sociological surveys of student youth, which provided subjective information (based on self-assessment) on their physical fitness and health status. Results and conclusions. It is shown that, despite the positive changes in the socio-economic situation of the country and the significant improvement in the basic development indicators of the physical culture and sports sector, which are reflected in the report on the success of implementation of the Russian Federation State Program "Development of physical culture and sports sector" over the past 10 years (2009-2019). There were no qualitative changes in the students' state of health and physical fitness. The authors believe that the pace of development of the physical culture and sports sector in the Russian Federation still lags behind the real possibilities of the majority of Russia's population in satisfying their physical education and sports interests and needs, since the improvement of the standard of living of the population indirectly implies the severization of requirements for the creation of a comfortable environment for physical education and sports activities. In order to meet the challenges facing the physical culture and sports sector, it is necessary to speed up the process of establishing a modern physical culture and sports infrastructure, equipping it with modern sports equipment, developing and introducing modern pedagogical technologies, etc.
Keywords: physical fitness, health status, physical culture and sports infrastructure, etc.
Введение. За последнее десятилетие наметилось значительное улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта, которые отражены в отчете о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2019 г [2]. Улучшились показатели обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов
спорта до 55,7 %. Доля лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения РФ в возрасте 3-79 лет увеличилась до 42,3 %, введено в эксплуатацию 78 объектов массового спорта, поставлено 33 комплекта искусственных покрытий для футбольных полей, комплекты спортивного оборудования для 112 спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва и т. д.
Однако по ряду ключевых позиций, влияющих на развитие физической культуры и спорта в РФ, плановые показатели оказались невыполненными. В целом, темпы развития физической культуры и спорта в РФ все же отстают от реальных возможностей большей части различных категорий населения РФ в удовлетворении их физкультурно-спортивных интересов и потребностей. При этом повышение жизненного уровня населения опосредованно влечет за собой и повышение требований к созданию комфортных условий для занятий физической культурой и спортом. По мнению Т. С. Сусиковой и Н. Р. Арбузина, уровень обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры в РФ ниже аналогичных показателей большинства развитых в спортивном отношении стран [3].
Цель исследования - выявить факторы, сдерживающие формирование мотивации студенческой молодежи к регулярным занятиям физическим упражнениями.
Методика и организация исследования. Проводился анализ динамики физической подготовленности и состояния здоровья студентов 20 институтов и факультетов НИ ТГУ в течение 10 лет (2009-2019 гг.). Материалы исследования были получены в результате ежегодных тестирований физической подготовленности и медицинских освидетельствований студентов, охваченных физическим воспитанием (1-3-й курс).
Результаты исследования и их обсуждение. Материалы исследований показали, что основными проблемами студенческой молодежи, как и в прежние годы, являются состояние их здоровья и низкий уровень физической подготовленности. Подобные выводы нами сделаны на основе результатов десятилетнего (2009-2019 гг.) мониторинга физической подготовленности, функционального состояния и социологических опросов более 6000 студентов НИ ТГУ, на основании которых можно предположить, что уровни исследуемых показателей являются идентичными и для других вузов РФ, так как в ТГУ обучаются студенты из 23 субъектов РФ.
Результаты ежегодных социологических опросов свидетельствуют, что уровень своего физического здоровья как высокий оценивают не более 15 % студентов, выше среднего уровня - 30 % опрошенных, среднего - около 45 % и низкого -10 %. Реальная ситуация с состоянием здоровья студентов несколько иная и не согласуется с их субъективной оценкой. Это подтверждается результатами ежегодного медицинского освидетельствования, позволяющего охарактеризовать состояние физического здоровья студентов как высокое не более чем у 5 %, выше среднего - лишь около 20 %, среднее - 35 % и низкое - около 40 %.
Аналогичная ситуация и с ответами на вопрос об оценке своего уровня физической подготовленности, который также определяли сами студенты: как высокий уровень физической подготовленности оценили около 5 % респондентов, выше среднего - около 20 %, средний - 45 % и низкий - 30 %. Тогда как результаты педагогических тестирований следующие: высокому уровню физической подготовленности соответствуют лишь 2 % студентов, выше среднего - около 10 %, среднему - около 38 % и низкому - 50 % соответственно.
Большая часть респондентов НИ ТГУ считают уровень своего состояния здоровья и физической подготовленности недостаточным (около 65 %), а остальных участников мониторинга (35 %) их состояние здоровья и физическая подготовленность вполне устраивают.
Ежегодные медицинские освидетельствования студентов 1-3-го курсов, по результатам которых определяется группа здоровья, подтверждают, что ситуация за последние 10 лет (2009-2019 гг.) с состоянием физического здоровья студентов практически не меняется (см. таблицу).
Таким образом, состояние здоровья студентов за последние 10 лет изменилось в лучшую сторону лишь на уровне слабо выраженной и статистически незначимой тенденции (р<0,05) [1].
Результаты исследования подтверждают, что обязательный курс физического воспитания (4 ч в неделю) не обеспечивает в полной мере развитие физических качеств и не способствует успешной сдаче установленных программой нормативов, а также не обеспечивает физиологический минимум (6-8 ч) двигательной активности в неделю, который необходим студентам для поддержания в оптимальном состоянии основных психофизиологических функций организма.
В целом, из общего числа студентов, обучающихся в НИ ТГУ в 2019 г., успешно сдали установленные нормативы лишь 57 % студентов.
В последние годы сократилось и количество абитуриентов, имеющих спортивные разряды, до 3-4 % от общего числа поступивших на 1-й курс. И это с учетом того, что в НИ ТГУ функционирует факультет физической культуры, на который ежегодно поступает до 80 % первокурсников, имеющих спортивные разряды и звания.
Недостаточный уровень физической подготовленности студентов подтверждают и результаты тестирования нормативов комплекса ГТО. За четырехлетний период существования Центра методической подготовки и тестирования комплекса «Готов к труду и обороне» НИ ТГУ из 1715 студентов, принявших участие в сдаче нормативов комплекса ГТО, знаки отличия получили: золотой знак - 24, серебряный -18 и бронзовый - 94 студента (итого: 136 чел., около 8 %).
Ежегодные социологические опросы студентов выявили основные причины низкого уровня мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом. Это отсутствие современных спортивных сооружений и новейшего спортивного оборудования и инвентаря. Около 80 % студентов 1-3-го курсов указывают основную причину отсутствия мотивации к занятиям физическими упражнениями, неудовлетворительное состояние физкультурно-спортивной инфраструктуры, которая не позволяет им реализовать в полной мере физкультурно-спортивные интересы и потребности, так как основная часть студентов желают заниматься избранными видами спорта и двигательной активности. А для этого необходимы соответствующие условия, т. е. современные спортивные залы, стадионы, легкоатлетические манежи, бассейны и т. д. В дополнение к сказанному НИ ТГУ в настоящее время располагает лишь одним спортивным корпусом,
Результаты медицинского осмотра студентов 2009 и 2019 гг.
Группа здоровья 2009 г. 2019 г.
Количество человек Процент от общего количества, % Количество человек Процент от общего количества, %
Освобожденные от практических занятий физическими упражнениями 357 5,9 397 6
ЛФК 666 11,1 616 9,3
СМГ 912 13,7 912 13,7
Подготовительная и основная группы 4141 68,6 5052 71,0
Всего(чел) 6033 6647
№ 10 • 2020 Октябрь | ОсЬЬег
http://www.teoriya.ru
построенным в 1969 г., который за 50 лет существования ни разу не подвергался капитальному ремонту.
Аналогичная ситуация прослеживается и в спортивной деятельности. Большинство студентов, имеющих спортивные разряды, вынуждены совершенствовать спортивное мастерство за пределами НИ ТГУ, а это весьма затруднительно по целому ряду причин, начиная с увеличения временных затрат и заканчивая отсутствием средств на оплату физкультурно-спортивных услуг. Поэтому большая часть студентов-спортсменов, поступивших в НИ ТГУ, как правило, завершают спортивную карьеру. В настоящее время количество студентов, занимающихся в сборных командах, не превышает 5,8 % от общего числа, обучающихся в НИ ТГУ.
Выводы. Для эффективного решения стоящих перед физкультурно-спортивной отраслью задач необходимо ускорить процесс формирования современной физкультурно-спортивной инфраструктуры, оснащения ее современным спортивным инвентарем, разработки и внедрения в сферу физической культуры и спорта современных педагогических технологий и т.д.
Литература
1. Загревская А.И. Методология физического воспитания студентов на основе онтокинезиологического подхода / А.И. Загревская,
Н.Л. Гусева, Т.В. Галайчук // Теория и практика физ. культуры. -2019. - № 11. - С. 6-8.
2. Отчет о ходе реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2019 год // URL: http://www. https://www.minsport.gov.ru/activities/ reports/9/32033/ Дата обращения 26.04.2020).
3. Сусикова Т.С. Тенденции и проблемы развития материально-технической базы в отрасли физической культуры и спорта / Т.С. Сусикова, Н.Р. Арбузина // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2019. - № 1 (29). - С. 62-66.
References
1. Zagrevskaya A.I., Guseva N.L., Galaychuk T.V. Metodologiya fizicheskogovospitaniyastudentovnaosnoveontokineziologicheskogo podkhoda [Academic physical education model designed on ontokinesiological approach]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 11. pp. 6-8.
2. Otchet o khode realizatsii Gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitie fizicheskoy kultury i sporta» za 2019 god [Report on the implementation of the State program of the Russian Federation "Development of physical education and sports" in 2019]. Available at: http://www. https://www.minsport.gov.ru/activities/ reports/9/32033/ date of access: 26.04.2020).
3. Susikova T.S., Arbuzina N.R. Tendentsii i problemy razvitiya materialno-tekhnicheskoy bazy v otrasli fizicheskoy kultury i sporta [Trends and problems of development of material and technical base in physical education and sport sector]. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informatsionnykh tekhnologiy. 2019. No. 1 (29). pp. 62-66.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИСТЕМЫ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ С УЧЕТОМ МЕСЯЧНЫХ БИОРИТМОВ СТУДЕНТОК РУДН
Кандидат биологических наук, доцент Ю.С. Журавлева1
1Российский университет дружбы народов, Москва УДК/ШС 796.01:612
Ключевые слова: студентки, двигательная активность, фитнес, сезонные биоритмы.
Введение. Исследования, направленные на изучение функциональных возможностей и работоспособности представительниц женского пола [1] указывают на определенные изменения изучаемых показателей в динамике менструального цикла. Однако четкой зависимости изменения функционального состояния в различных фазах цикла обнаружить не удается и результаты немногочисленных исследований нередко противоречивы.
Цель исследования - определить влияние тренировочной нагрузки с учетом месячных биоритмов на функциональное состояние организма студенток, занимающихся фитнесом.
Методика и организация исследования. Обследовано 67 студенток основной группы здоровья в возрасте 18-20 лет, занимающихся по программе фитнеса в различных фазах менструального цикла: менструальной, постменструальной, овуляторной, постовуляторной, предменструальной. Рассчитывали жизненный индекс (ЖИ) и комбинированный кардиореспираторный индекс Скибински (ИС). Оценку толерантности к гипоксически-гиперканической устойчивости проводили по результатам пробы Штанге.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ антропометрических параметров свидетельствует о том, что у 96 % обследованных студенток, занимающихся по программе оздоровительной аэробики, масса тела изменяется в период протекания менструального цикла. Так, масса и площадь поверхности тела, а также ИМТ (индекс массы тела) достоверно выше (87,7 %) в предменструальной фазе. Это согласуется с данными других авторов [1]. В первые дни менструации масса тела и ИМТ продолжают оставаться на максимальном уровне и появляется лишь некоторая тенденция
DYNAMiCS OF EXTERNAL RESPiRATiON FUNCTiONALiTY iNDiCES iN ViEW OF MONTHLY BiORHYTHMS OF PFUR FEMALE STUDENTS
PhD, Associate Professor Yu.S. Zhuravleva1 1Peoples' Friendship University of Russia, Moscow
Поступила в редакцию 03.09.2020 г.
к их снижению. Обращает на себя внимание тот факт, что при длительности менструальной фазы 5-7 дней снижение массы тела у всех девушек наблюдается с 3-4-го дня этой фазы и постепенно достигает исходных величин к началу постменструальной фазы. Установлено, что самые высокие значения ЖЕЛ и ЖИ у студенток наблюдались в постовуляторной фазе МЦ (3404±31 и 66,3±0,7 соответственно), а самые низкие -в предменструальной (3250±31 и 71,9±0,8 соответственно). Анализ показателей оценки пробы Штанге показал, что более длительное время задержки дыхания характерно для студенток в постовуляторной фазе, что свидетельствует о их более высокой устойчивости к гипоксии и гиперкапнии. Изучение корреляционных отношений между показателями пробы Штанге и ЖЕЛ показало, что в постовуляторной фазе самый высокий коэффициент корреляции составил г=0,68 (р<0,001), а самый низкий в менструальной - г=0,32 (р<0,05). Низкие значения ИС выявлены у девушек в предменструальной фазе и зимой. При этом коэффициент корреляции между показателями ИС и пробы Штанге в постовуляторной фазе весной самый высокий коэффициент корреляции (г=0,59, р<0,001), а самый низкий осенью в предменструальной -(г=0,22, р<0,05).
Вывод. Оценка показателей функциональных возможностей дыхательной системы показала, у девушек в постменструальной, постовуляторной фазах отмечены максимальные результаты, что свидетельствует о более высоком функциональном состоянии организма обследуемых в указанные фазы цикла.
Литература
1. Козлов А.В. Планирование тренировочной нагрузки в пауэрлиф-тинге с учетом биологических особенностей организма спортсменок / А.В. Козлов, А.А. Бударников, Ю.С. Журавлева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2. - 106 с.
Информация для связи с автором: [email protected]