Влияние европейского законодательства о нотариате на процесс формирования нотариального права Российской империи
Савченко Дмитрий Александрович,
д.ю.н., доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права, Алтайский государственный университет E-mail: kaftigip@law.asu.ru
Сорокин Виталий Викторович,
д.ю.н., профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права, Алтайский государственный университет E-mail: kaftigip@law.asu.ru
Мырзалимов Руслан Муратбекович,
д.ю.н., профессор, профессор кафедры конституционного и международного права, Алтайский государственный университет
E-mail: Rrd231@rambler.ru
Статья посвящена проблеме формирования отечественного законодательства о нотариате. Анализируется влияние на этот процесс нотариального права европейских государств. На основе детальной характеристики законов о нотариате, действовавших на протяжении XIX столетия в Австрии и Франции, подтверждается правомерность о том, что нормы австрийского и французского законодательства о нотариате можно рассматривать в качестве важных источников, использовавшихся при составлении Положения о нотариальной части 1866 г. Требования к кандидатам на должности нотариусов, подведомственность нотариальных контор Министерству юстиции и окружным судам, принципы корпоративного устройства, функциональная направленность нотариальной практики в России - все это свидетельствует о прямой рецепции норм европейского континентального нотариального законодательства. В то же время, обосновывается суждение о недопустимости абсолютного отождествления российского нотариального права и его европейских аналогов. По мнению авторов, российскую модель нотариата отличает ряд сущностных институциональных особенностей. Так, если во Франции и Австрии, нотариусы принадлежали к высшим должностным лицам Министерства юстиции, в России они оказались на одной из самых низких ступеней иерархической служебной лестницы судебной системы, будучи приравнены к помощникам секретарей окружного суда. Таким образом, укоренившийся в юридической литературе конца XIX столетия термин «пасынки Фемиды» в отношении нотариусов Российской империи был вполне оправдан.
Ключевые слова: нотариус, нотариальные конторы, нотариальное законодательство, австрийский нотариат, французский нотариат, Положение о нотариальной части.
Отправной точкой в процессе формирования отечественного нотариата стало принятие «Положения о нотариальной части» Российской империи, приобретшее силу закона 14 Апреля 1866 г. и введенное в действие во всех регионах империи, где к тому времени уже были открыты новые судебные учреждения, созданные на основании Судебных Уставов 1864 года, и впоследствии распространенного, с некоторыми лишь изменениями, на губернии Прибалтики (в 1889 г.) и Царства Польского (в 1875 г.) [10, с. 73].
Работы законодательной комиссии по организации публичной деятельности мест и лиц, которым поручалась столь специфичная судебно-экономическая функция, как совершение различных актов и сделок, велись очень энергично и серьезно. Результатом законодательной деятельности в этом направлении явились два проекта - 1863 г., подготовленный II отделением Императорской канцелярии под руководством барона М.А. Корфа, и проект 1866 гг., проникнутый духом консерватизма, принципиально отличный от первого, причем составленный тем же учреждением, которое к тому времени возглавлял уже Н. Панин, именуемый современниками как «злейший враг нотариата» [12, с. 330]. Второй проект и был положен в основу первого российского узаконения о нотариате, впрочем, «российским» его можно считать лишь условно: из 187 статей Положения 129 были основаны на зарубежном законодательстве [8, с. 42]. Согласно устоявшемуся в историко-правовой науке мнению, в основу российского законодательства о нотариате были положены два нотариальных кодекса - Австрийское положение 1854 г. и «Loi sur l'organisation du notariat» Франции 1803 г. с его последующими редакциями.
Сказанное выше обусловливает необходимость тщательного изучения данных памятников права: речь, по сути, идет об исторических источниках формирования российского нотариального законодательства.
Современный французский нотариат, послуживший образцом для целой группы европейских государств (Бельгии, Великобритании, Италии и пр.) и большинства кантонов Швейцарии образовался во Франции в эпоху консульства 25 Ventose р an XI. Естественно, в течение XIX столетия такое Д учреждение, как нотариат претерпевал серьезные Е изменения, что, однако не отражалось на интере- К сах населения и государства. S
Во 2-й пол XIX в. французский нотариат основы- У вался на следующих принципах: g
CM 00
1. Нотариусы назначались президентом республики из числа лиц, имевших опыт работы в нотариальной конторе не менее 6 лет, получивших удостоверение в подготовленности к занятию должности, подтверждавшее, помимо этого, их нравственную благонадежность, и внесших залог в обеспечение своих будущих должностных действий. Размер залога определялся доходностью конторы.
2. Функции нотариусов как органов публичной деятельности были предельно широки: они совершали различные акты и договоры, которым частные лица «...должны или желали придать характер юридической достоверности и значение актов формальных», составляли описи имущества (^еШаке), выдавали различного рода свидетельства, совершали публичные продажи и т.д. «В жизни гражданских правоотношений нотариус служит в начале и в конце как духовник в религиозной жизни, при рождении, вступлении в брак, при смерти, когда его призывают для объявления последней воли. Он стоит на страже вверяемых ему интересов и становится другом и судьею своих клиентов». Нотариальные акты имеют безусловную доказательную силу и исполняются без особого судебного решения.
3. Нотариусы несменяемы. Число их в департаментах и размещение их определяется правительством следующим образом: в городах с населением 100 тыс. жителей и более - на каждые 6 тыс. жителей определяется один нотариус, в местностях с меньшим числом населения - на каждый судебно-мировой округ - от 2-х до 5-ти нотариусов [1, ст. 31].
4. Местожительство нотариуса определяется правительством. За самовольную перемену местожительства он увольняется со службы [1, ст. 7]. Закон строго наказывает нотариуса за совершение нотариальных действий вне пределов своего района (в первый раз - воспрещение практики в течение 3-х месяцев, а во второй -увольнение со службы и возмещение убытков).
5. Нотариусы не могут быть судьями. Им, в принципе, было разрешено заниматься адвокатской деятельностью, однако, в силу правил нотариальной этики, такое совместительство на практике не было широко распространено. Кроме того, закон запрещал нотариусам заниматься частной торговлей, биржевыми, коммерческими, банковскими и иными финансовыми операциями, а также входить в администрацию акционерных компаний.
Для занятия должности нотариуса во Франции
законодательно закреплялись следующие условия:
1. Французское гражданство и достижение 25-летнего возраста;
2. отбытие воинской повинности;
3. предоставление удостоверения о прохождении непрерывного шестилетнего стажа;
4. представление письменного удостоверения, подписанного мэром, подтверждавшего правоспособность кандидата и его высокие нравственные качества (de capacity et de morality). Надзор за нотариусами, помимо корпоративного дисциплинарного надзора со стороны совета нотариусов, принадлежал суду, который в известных, указанных в законе, случаях привлекал нотариуса к ответственности за проступки и служебные злоупотребления, назначая штрафы, отрешая от должности и взыскивая убытки, причиненные действиями нарушителя.
Ст. 1382 Гражданского Кодекса Франции определяла, что ответственность нотариуса могла быть двух видов - общая и специальная (служебная). Последняя, по своим последствиям подразделялась на ответственность за тяжелые проступки, относившиеся к тем случаям, когда он не предвидел и не предусмотрел того, что было очевидно всем, проявляя незнание законов и форм нотариального производства, и ответственность, наступавшую за совершение незначительных оплошностей, порожденных неправильным толкованием закона.
В соответствии с «Loi sur l'organisation du notariat» во Франции создавались корпоративные учреждения нотариата - Советы нотариусов (chambres de notaires), члены которых выбирались нотариусами из своей среды на общих собраниях всех нотариусов округа (assemblee gеnеrale). На этих же собраниях решались и наиболее сложные вопросы нотариальной практики, причем более важные решения подлежали утверждению Министра юстиции. Chambres de notaires выдавали кандидатам в нотариусы свидетельства о правоспособности и нравственных их качествах. Преследуя сословные интересы нотариата, советы регулировали отношения нотариусов между собой, а также кон-тролровали отношения между представителями корпорации и населением округа. Как уже отмечалось, им же принадлежала и дисциплинарная власть по отношению к членам корпорации (право вынесения замечаний, выговоров, лишения права голоса на собраниях, отстранения от участия в них на срок до 6-ти лет).
Согласно ст. 2 Указа от 4 января 1843 г. контролю совета подлежали не только профессиональные действия нотариусов, порочащие честь сословия, но и их частная жизнь, в том случае, если какие-то ее стороны не соответствовали званию нотариуса, компроментировали корпорацию и получили публичную огласку [6, с. 74].
В отличие от нотариального законодательства Германии и Австрии, требующего от кандидата в нотариусы, кроме специальных государственных экзаменов на должность, еще и юридического образования, одним из существенных требований Loi sur rorganisation du notariat являлась практическая подготовка кандидата под руководством действующего нотариуса. Это требование закона создало во Франции чрезвычайно специфичную профессиональную группу клерков (clericus), занимавшихся у нотариусов редактированием и составлени-
ем актов и исполнявших их обязанности на случай их временного отсутствия [1, ст. 37-39]. Старший из клерков именовался «Maitre clerc» (premier clerc, principal). Клерки не состояли на государственной службе, однако все они включались в официальные списки, а их внутренняя организация и порядок службы получили нормативное закрепление. По истечении определенного срока службы клерки получали право на занятие должности нотариуса.
Вознаграждение нотариусов определялось таксой. Добровольное соглашение допускалось лишь за такие нотариальные действия, такса за которые не была установлена нормативно: во Франции существовали достаточно детализированные нотариальные тарифы, установленные в 1807 и 1841 гг. В том случае, если законом такса не была установлена, а соглашения между контрагентами и нотариусом по какой-то причине не последовало, вопрос о размере вознаграждения разрешался председателем суда первой инстанции; при этом принимались во внимание природа акта, важность его содержания, сложности его составления и ответственность, лежащая на нотариусе за последствия.
Все вознаграждения, полученные нотариусом, подразделялись на:
Recouvrements - вознаграждение за нотариальные действия (honoraire), плата нотариусу за его услуги. Этот гонорар формировался из двух частей: honoraires рrоprement dits, т.е., вознаграждения за само совершение но- тариального действия и les vacitions - вознаграждения за время, потраченное на составление документа.
Debourses - авансы и расходы, понесенные нотариусом при исполнении им служебных обязанностей; стороны были обязаны компенсировать все произведенные нотариусом по их делу расходы, в том числе, суточные, а также и путевые издержки (Frais de voyage et de nourriture).
Если вознаграждение зависело от суммы акта, то оно именовалось «honoraires proportionnelles» (пропорциональное); если же оно уплачивалось за каждое отдельное действие - его называли «honoraire fixe» (определенным).
Право нотариуса требовать вознаграждение от лиц и учреждений, в пользу которых было совершено какое либо нотариальное действие, могло обеспечиваться посредством взыскания судебным порядком в течение известного давностного срока. Ст. 851 Гражданского процессуального кодекса Франции 1806 г. («Code procedure civil») предоставляла нотариусу право не выдавать на руки контрагентам изготовленного им документа до тех пор, пока ему не будет выплачено вознаграждение.
Как отмечалось выше, вторым источником при составлении Положения о нотариальной части 1866 г. стало австрийское законодательство о нотариате. Речь идет, в первую очередь, о нотариальном положении, принятым в Австрийской империи 21 мая 1855 г. и Законе от 25 июля 1871 г., утвердившем новый порядок организации нотариата (Reichsgesetzblatt, № 75. Notariatsordnungen fur Oesterreich). По мнению современников, построе-
ние нормативных основ австрийского нотариата было настолько совершенно, что могла бы послужить образцом для любого аналогичного национального института. Его достоинствами являлись цельность системы и внутренняя связь отдельных законоположений, точно и ясно определяющих права и обязанности нотариусов и лиц, пользующихся их услугами. Обширный организационный раздел, высокая юридическая техника составления и новые принципы, положенные в основание организации нотариата - все это являлось отличительными особенностями австрийского нотариального законодательства [4, с. 80].
Австрийские нотариусы, числясь на государственной службе и состоя в ведомстве и под контролем судов, составляли, в то же время и корпорацию с точно определенными внутренними отношениями. По мнению Л. Мандельштама, «...это не отторгнутое сословие, как у нас, не приставшее к чиновничеству и отставшее от коммерции, благодаря неопределенности его положения, созданного законом, а орган с видным и резко очерченным служебным и общественным положением» [5, с. 43].
Законом 1871 гг. точно определяется круг деятельности нотариусов: они назначаются правительством и управомочиваются на публичное совершение различных юридических действий, порождающих права и обязанности, и разного рода засвидетельствования; на них также ложатся обязанности изготовления и передачи, по поручению сторон, третьим лицам документов или денег, либо внесение таковых в присутственные места [2, ст. 13].
От кандидата на должность нотариуса австрийское узаконение требовало:
1. принадлежности к какой-либо общине Австрийской империи;
2. достижения 24-летнего возраста, «безупречной жизни» и свободного распоряжения собственным имуществом;
3. окончания курса юридических наук и сдачи государственного экзамена;
4. успешной сдачи профессионального экзамена на должность нотариуса, адвоката или судьи;
5. наличия практического опыта в юридической сфере в течение 4-х лет1;
6. владения языком, распространенным в той местности, в которую нотариус планировал получить назначение.
Нотариусам запрещалось заниматься адвокатской деятельностью, или состоять на государственной службе, за исключением безплатных почетных общественных и государственных должностей. Кроме того, закон прямо запрещал им заниматься делами, несовместимыми с профессиональными представлениями о чести и достоинстве [7, с. 52].
В каждом округе суда первой инстанции действовали несколько нотариусов, количество ко-
В том числе двух лет нотариальной практики. Еще в течение двух лет возможна была стажировка у адвоката, либо судьи и прокурора [Прим. авторов].
5 -о
сз ж
■с
см 00
торых определялось Министром юстиции. Акты, совершенные нотариусом за пределами своего округа признавались недействительными. Правом ходатайства о необходимости увеличения или уменьшения количества нотариусов в округе, либо о перемещении их контор изъ одной местности в другую наделялись Советы нотариусов (Notariatskammer). Определялись на должность и увольнялись нотариусы решением Министра юстиции.
Порядок замещения нотариальных вакансий представлял следующую процедуру. Совет нотариусов, в округе которого открывалась вакансия, уведомлял об этом Министра юстиции и три раза публиковал в периодических изданиях соответствующие объявления, призывая к участию в конкурсе всех лиц, имеющих право к замещению этой должности. По истечении двух недель со дня последней публикации объявления, кандидаты предоставляли Совету все необходимые подтверждения. В свою очередь, Совет направлял сведения о кандидатах в суд 1-й инстанции. Суд, рассмотрев документы и сделав по ним свое заключение, отсылал их в высшая судебная инстанция (Oberlandsgericht), которая со своим заключением вносила представление на имя министра.
Все возможные случаи возникновения вакансий на место нотариуса были прямо обозначены в законе. К ним относились увольнение нотариуса решением Министра юстиции, переход нотариуса на должность адвоката, либо государственную службу, утрата австрийского подданства, либо права распоряжения собственным имуществом, не внесение залога на покрытие взыскания, отстранение от должности судебным решением, либо в порядке дисциплинарного взыскания, физическая либо психическая неспособность к дальнейшему исполнению своих функциональных обязанностей [2, ст. 19].
В обеспечение своих должностных действий и возмещения убытков, которые могли быть причинены нотариусом контрагентам, закон требовал, чтобы нотариус вносил определенный залог наличными деньгами или процентными бумагами, размер которого зависел от количества населения, проживающего в той местности, где находилась нотариальная контора1. Следили за пополнением залога Советы нотариусов.
Отметим, что законодательство всех европейских государств требовало от нотариуса исполнения им своих служебных обязанностей по отношению к каждому, обратившемуся к нему правоспособному лицу, желающему совершить законный акт. Австрийское же законодательство разрешало нотариусу отказать сторонам в совершении акта, «...если у него явится основательное подозрение, что стороны совершают его для вида, фиктивно, или же в обход закона [2, ст. 34]. Помимо данного обстоятельства к числу особенностей австрийского нотариата следует отнести: • отсутствие свидетелей при совершении актов;
исключение допускалось, когда стороны сами
1 От одной до восьми тысяч флоринов [Прим. авторов].
желали присутствия свидетелей по причине собственной неграмотности, либо при совершении «.акта последней воли»;
• совершение актов на том языке, который употреблялся в местности, где проживал нотариус;
• совершение нотариусом различных должностных действий в качестве чиновника судебного ведомства: совершение судебных разделов, судебной оценки по делам спорным и бесспорным, движимого и недвижимого имущества, установление юридического факта смерти с целью принятия мер к охране оставшегося после умершего имущества, и т.д.
В конторах нотариусов под их руководством занимались практическим изучением нотариального дела помощники нотариусов и кандидаты на нотариальную должность. Совет нотариусов обеспечивал их учет, составляя особые списки, которые ежегодно отсылались в Министерство юстиции. Совет нотариусов, внося кандидатов в списки, следил за их деятельностью, наблюдая за тем, чтобы кандидаты действительно занимались практикой в конторах нотариусов, к которым они были приписаны, а не числились при них номинально. По окончании стажа нотариус выдавал кандидату соответствующее удостоверение, подтвержденное визой председателя Совета нотариусов. Во время отсутствия нотариуса его должность временно замещалась старшим кандидатом, который принимал присягу и даже вносил залог, в том случае, если патрон, на чье место он заступал, заявлял, что он не отвечает своим залогом за неправильные действия кандидата.
В каждом округе суда находился нотариальный архив, в котором хранились дела, книги и печати умерших, уволенных либо и ушедших в отставку нотариусов. Во главе данного учреждения стоял директор, назначенный из числа заслуженных нотариусов и утверждаемый, по представлению Oberlandsgericht, Министром юстиции. При директоре состояло на службе несколько помощников и секретарь, также избираемые из среды нотариусов. Порядок устройства архива определялся Советом нотариусов и утверждался Министром юстиции.
Австрийские нотариусы каждого округа при суде первой инстанции образовывали коллегии, возглавляемы уже не раз упомянутым Советом нотариусов во главе (Notariatskammer), создаваемым при суде 1-й инстанции и состоявшим из председателя и 4-6 членов (в зависимости от количества нотариусов в коллегии2. К обязанностям коллегии относились образование Советов, выборы председателя Совета, его членов и кандидатов в члены3, решение вопросов о реорганизации коллегий, ревизия деятельности и отчетности Совета. В местностях, где Советы отсутствовали, их функции выполняли суды первой инстанции.
Высший Совет нотариусов в Австрии состоял из 8 членов
[Прим. авторов].
3 Коллегия избирала председателя и членов Совета на 3 года [Прим. авторов].
Советы нотариусов, созывавшиеся для обсуждения текущих вопросов не менее одного раза в месяц, прежде всего, были призваны «...охранять честь и достоинство сословия, защищать его интересы». Все их права и обязанности, чрезвычайно разнообразные и многочисленные, были четко определены в законе [2, ст. 124-155].
1. Совет наблюдает за деятельностью нотариусов и кандидатов в нотариусы. По каждому нотариусу заводится отдельное дело с обозначением дня его поступления на службу, его залога, дисциплинарных производств в отношении него и т.д.
2. Осуществляет дисциплинарное производство (суд чести) над нотариусами.
3. Разрешает споры, возникающие между членами корпорации, а также нотариусами и клиентами по размеру гонорара.
4. Утверждает решения о переводе кандидатов в нотариусы.
5. Принимает нотариальные залоги и следит за их сохранностью.
6. Исполняет все распоряжения Министра юстиции по делам о нотариусах.
7. Созывает собрания коллегии.
8. Представляет корпорацию в отношениях с министерством.
9. Организует нотариальные канцелярии и архивы.
10. Разрешает отпуска нотариусам (на срок не больше 6-ти недель).
11. Применяет дисциплинарные взыскания в отношении нотариусов и кандидатов, виновных в нарушении правил, сопряженных с честью и достоинством сословия (замечания, предостережения, выговоры и порицания в письменной форме).
12. Представляет корпорацию в отношениях с различными лицами и учреждениями.
Надзор за деятельностью Советов нотариусов посредством постоянных ревизий самих нотариальных контор и нотариальных архивов осуществляли председатели судов 1-й инстанции и ОЬег-landesgericbt. Право высшего надзора было предоставлено Министру юстиции, который в случае обнаружения существенных нарушений мог принять решение о закрытии Совета.
Право дисциплинарного суда в отношении нотариусов за нарушение ими законодательных предписаний, неисполнение служебных обязанностей, либо совершение проступков, умалявших честь и достоинство корпорации, принадлежало суду. Дисциплинарные наказания, налагаемые судом включали в себя письменные выговоры, штрафы, отстранение от исполнения обязанностей на срок до одного года, и, наконец, прекращение полномочий. Суд был обязан при этом обязательно ставить в известность о принятом решении Совет нотариусов, а в случае прекращения полномочий -Министра юстиции, и публиковать свое решение в прессе.
Каждое действие нотариуса, как и во Франции, было точно таксировано законом. Его размер определялся в зависимости от цены иска, характера нотариального действия, продолжительности затраченного времени, понесенных путевых расходов, включая при этом и канцелярское вознаграждение за изготовление различных бумаг, выписок и т.д.
При этом добровольное соглашение о гонораре, допускаемое законодательством Франции в некоторых случаях, в Австрии было полностью запрещено. Более того, австрийское законодательство предусматривало санкции в отношении нотариусов, получивших плату сверх установленной таксы - штраф в двойном размере от незаконно полученной суммы и безусловный возврат излишка клиенту. По всей видимости, законодатель исходил из того, что размер вознаграждения австрийских нотариусов вполне обеспечивал их безбедное существование, соответственно укрепляя и без того высокий социальный и профессиональный статус.
Все сказанное выше свидетельствует о правомерности утверждений о том, что нормы австрийского и французского законодательства о нотариате можно рассматривать в качестве важных источников, использовавшихся при составлении Положения о нотариальной части 1866 г. [11, с. 71] Требования к кандидатам на должности нотариусов, подведомственность нотариальных контор Министерству юстиции и окружным судам, принципы корпоративного устройства, функциональная направленность нотариальной практики в России -все это свидетельствует о прямой рецепции норм австрийского и французского нотариального законодательства.
В то же время, с нашей точки зрения, абсолютное отождествление российского нотариального права и его европейских аналогов недопустимо. Речь идет даже не о том, что любое национальное законодательство характеризуется некоторыми специфическими особенностями, не свойственными законодательству других государств1. Мы имеем в виду гораздо более сущностную специфику российской модели нотариата. В отличие от Франции и Австрии, где нотариусы принадлежали к высшим должностным лицам Министерства юстиции, в России они оказались на одной из самых низких ступеней иерархической служебной лестницы судебного мира. В ст. 17-18 Положения 1866 г. они сравнены с помощниками секретарей окружного суда [9]. Думается, в связи с этим, что укоренившийся в юридической литературе кон. XIX столетия термин «пасынки Фемиды» [3, с. 8] в отношении нотариусов Российской империи был вполне оправдан.
1 К примеру, нельзя не упомянуть о странной и оригинальной особенности французского нотариата, свойственной одному только ему и совершенно не соответствующей публично-правовой сущности данного института. Речь идет о регламентированном законодательством Франции о праве продажи нотариальных контор лицам, удовлетворяющим законным требованиям, праве, которое принадлежало не только самому нотариусу, но и его законным наследникам [Прим. авторов].
5 -о
сз ж
■с
Литература
1. Loi sur l'organisation du notariat [Электронный ресурс]: https: // www.legifrance.gouv.fr/loda/id/ LEGISCTA000006118859.html (дата обращения: 17.08.2023)
2. Notariatsordnung [Электронный ресурс]: https: // www.jusline.at/gesetz/no.html (дата обращения: 17.08.2023)
3. Барановский С. Пасынки Фемиды // Нотариальный вестник. 1903. № 2. С. 7-8.
4. Вазьман И.С. Из истории российского нотариата // Нотариус. 1997. № 2 (4). С. 80-86.
5. Мандельштам Л.Б. Учреждение нотариата и его организация // Журнал Министерства юстиции. 1899. № 4. С. 42-43.
6. Максимов В.Я. Практический курс нотариата с образцами, формами и законоположениями. - М., 1912. - 336 с.
7. Мизинцев Е.Н. Основы организации нотариата в Австрии // Нотариальный вестник. 2011. № 4. С. 49-63.
8. Олейнова А.Г. История становления законодательства о нотариате в России: дис. .канд. юрид. наук. - М., 2004. - 179 с.
9. Положение о нотариальной части. 1866 // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. Т. XLI. № 43186.
10. Фемелиди А.М. Русский нотариат. История нотариата и действующее нотариальное положение 14 апреля 1866 года. Пособие к изучению русского нотариального права. М., 2015. - 266 с.
11. Шаповалова Л.Л. Становление и развитие института нотариата в России (историко-правовой анализ): дис. .канд. юрид. наук. -Ставрополь, 2000. - 176 с.
12. Шахрай С. М., Красовский К.П. Суд скорый, правый, милостивый и равный для всех. К 150-летию Судебной реформы в России. -М., 2014. - 536 с.
THE INFLUENCE OF EUROPEAN LEGISLATION ON NOTARIES ON THE PROCESS OF FORMATION OF THE NOTARIAL LAW OF THE RUSSIAN EMPIRE
Savchenko D.A., Sorokin V.V., Myrzalimov R.M.
Altaj State University
The article is devoted to the problem of the formation of domestic legislation on notaries. The influence of the notarial law of European states on this process is analyzed. Based on a detailed description of the laws on notaries that were in force throughout the 19th century in Austria and France, it is confirmed that the norms of Austrian and French legislation on notaries can be considered as important sources used in the preparation of the Regulations on the notarial part of 1866. Requirements for candidates for the positions of notaries, the jurisdiction of notary offices to the Ministry of Justice and district courts, the principles of corporate structure, the functional orientation of notarial practice in Russia - all this testifies to the direct reception of the norms of European continental notarial legislation. At the same time, the judgment about the inadmissibility of the absolute identification of Russian notarial law and its European counterparts is substantiated. According to the authors, the Russian notary model is distinguished by a number of essential institutional features. So, if in France and Austria, notaries belonged to the highest officials of the Ministry of Justice, in Russia they were at one of the lowest levels of the hierarchical service ladder of the court system, being equated with assistant secretaries of the district court. Thus, the term "stepsons of Themis", which took root in the legal literature of the late 19th century, in relation to notaries of the Russian Empire, was fully justified.
KEYWORDS: NOTARY, NOTARY OFFICES, NOTARIAL LEGISLATION, AUSTRIAN NOTARY, FRENCH NOTARY, REGULATIONS ON THE NOTARIAL PART.
References
1. Law on the organization of notaries: https: // www.legifrance. gouv.fr/loda/id/LEGISCTA000006118859.html
2. Notarial Regulations: https: //www.jusline.at/gesetz/no.html
3. Baranovsky S. Stepsons of Themis // Notarial Bulletin. 1903. No. 2. S. 7-8.
4. Vazman I.S. From the history of the Russian notaries // Notary. 1997. No. 2 (4). pp. 80-86.
5. Mandelstam L.B. Institution of a notary and its organization // Journal of the Ministry of Justice. 1899. No. 4. pp. 42-43.
6. Maksimov V. Ya. A practical course of a notary with samples, forms and legal provisions. - M., 1912. - 336 p.
7. Mizintsev E.N Fundamentals of the organization of the notaries in Austria // Notarial Bulletin. 2011. No. 4. S. 49-63.
8. Oleinova A.G. The history of the formation of legislation on notaries in Russia: dis. ...cand. legal nauk. - M., 2004. - 179 p.
9. Regulations on the notarial part. 1866 // Complete collection of laws of the Russian Empire. Sobr. 2nd. T. XLI. No. 43186.
10. Femelidi A.M. Russian notary. The history of the notary and the current notarial regulation April 14, 1866. A guide to the study of Russian notarial law. M., 2015. - 266 p.
11. Shapovalova L.L. Formation and development of the institution of notaries in Russia (historical and legal analysis): dis. .cand. legal Sciences. - Stavropol, 2000. - 176 p.
12. Shakhrai S. M., Krasovsky K.P. The court is fast, right, merciful and equal for all. To the 150th anniversary of the Judicial Reform in Russia. - M., 2014. - 536 p.
CM 00