Ю.Е. Конышева, старший преподаватель кафедры международного и международного частного права Орловского государственного университета.
ВЛИЯНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ПРАВОСУДИЯ
30 марта 1998 г. Россия ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Россия должна обрести новое измерение: европейское.
Процесс врастания Конвенции во внутригосударственное право происходит прежде всего благодаря нормам прецедентного права, создаваемым Европейским судом на основании рассмотрения конкретных жалоб.
Россия стала активным членом мирового сообщества и является участником международных договоров в области прав человека как в рамках ООН, так и в рамках Совета Европы. 30 марта 1998 г Россия ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Россия должна обрести новое измерение: европейское.
Но хотя новеллы означают включение России в "семью" европейского права, практические потребности, связанные с приобщением к европейскому праву, осознаются в Российской Федерации с большим трудом. Повседневный отказ в правосудии и другие беды вынуждают россиян обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека. В связи с этим наши базисные понятия и институты необходимо привести в соответствие с европейскими стандартами; российские законы и правоприменительная практика не должны расходиться с прецедентным правом, создаваемым главным официальным толкователем Конвенции - Европейским судом.
Важным характерным признаком, определяющим специфику устройства механизма политической власти в Европейских сообществах и Союзе на всем протяжении их существования, является высокий юридический и фактический статус органов "третьей", судебной ветви власти - Суда (Европейского суда) и созданного в 1989 г. с целью ускорить юрисдикционный процесс Суда первой инстанции. В ЕС институты судебной власти выступают не только в качестве правоприменительных, но и правотворческих органов. Прецедентное право Европейского суда и Суда первой инстанции распространяется на все органы судебной власти государств-членов Союза, выступая в качестве важ-
ного источника права Европейского союза и его конституционно-правовых норм. При этом на всем протяжении юрисдикционной деятельности Европейского суда в его прецедентном праве получила отчетливое выражение тенденция "конституциона-лизации" учредительных договоров, что выразилось и в признании Договора о Европейском сообществе его "конституционной хартией", а самого себя - "конституционным судом".
Основу Европейского права составляет Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод и толкование норм этой Конвенции Европейским Судом по правам человека (далее -ЕСПЧ), то есть решения ЕСПЧ по конкретным делам (прецеденты).
Анализ обращений в ЕСПЧ позволяет утверждать, что основным их содержанием являются жалобы на нарушения прав человека, предусмотренных ст. 3, 5, 6, 8, и 13 Европейской Конвенции.
В ст. 5 Конвенции устанавливаются Европейские правила, относящиеся к отправлению правосудия. Ст. 5 провозглашает право каждого человека на свободу и неприкосновенность. Основной принцип Европейского права - соблюдение верховенства закона, а перечень случаев законного лишения свободы является исчерпывающим.
В соответствии с Европейским правом Суд руководствуется двумя основаниями заключения и содержания под стражей. Это, во-первых, обоснованное подозрение в том, что человек совершил преступление, и, во-вторых, в том, что он пытается укрыться от правосудия. Суд считает, что эти причины вначале могут быть достаточными для обоснованного содержания под стражей, но со временем эти основания утрачивают свою актуальность.
© Ю.Е. Конышева, 2008
Ст. 6 Конвенции определяет право на справедливое судебное разбирательство и закрепляет право на презумпцию невиновности. Эти права включают право на доступ к суду и содержат гарантии справедливости судебного разбирательства в разумный срок. Особенностью практики применения этой статьи Конвенции является то, что, пока все внутренние средства защиты не исчерпаны, жалоба в Страсбург не может направляться. ЕСПЧ считает, что самым эффективным средством правовой защиты является кассационное обжалование приговора или решения (определения) суда первой инстанции. Поэтому для того, чтобы жалоба была принята ЕСПЧ, достаточно направить ее в Страсбург после решения кассационной инстанции, не дожидаясь рассмотрения надзорной жалобы.
Ст. 8 Конвенции предполагает, что государство - участник Европейской Конвенции должно иметь позитивное обязательство посредством своей судебной системы защищать право каждого гражданина на уважение частной и семейной жизни. Европейское право понимает семью не только после ее юридического оформления, но и учитывает неформальную составляющую брачных отношений. ЕСПЧ принимает во внимание природу и характер отношений, признавая в то же время развитие социальной практики и правовых систем в европейских государствах.
Ст. 13 Конвенции предусматривает, что государство - участник Европейской Конвенции должно иметь правовой механизм для обеспечения эффективной защиты прав, предусмотренных Европейской Конвенцией.
Европейское право определяет условия приемлемости для рассмотрения индивидуальных жалоб в ЕСПЧ по аналогии с понятием подсудности в российском законодательстве.
Для преодоления советской доктрины отрицания судебного прецедента с весны 1998 г. видное место занимает важнейшее правило: "Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации" (т.е. после 5 мая 1998 г.) . Как видим, здесь прямо сказано, что Россия признает обязательной компетенцию Европейского суда по вопросам толкования и применения Конвенции и протоколов к ней.
Что это означает практически? Если говорить применительно к государству - члену Совета Европы о каком-либо деле против него в Европейском суде, то при аналогичных обстоятельствах нельзя принять иное решение, чем решение, уже
принятое Европейским судом в отношении другого лица по такому же или аналогичному случаю. Речь здесь идет как о физическом, так и юридическом лице. Таким образом, прецедентное право Европейского суда входит в правовую систему Российской Федерации. При этом Европейский суд не отменяет и не изменяет решения национальных судов и не является вышестоящей инстанцией в рассмотрении уголовного, гражданского или административного дела, а принимает решения о соответствии либо несоответствии действия (или бездействия) того или иного государства по данному делу положениям Европейской конвенции по правам человека и основных свобод.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ. В контексте стандартов Европейского суда следует руководствоваться универсальными и региональными международными документами. При этом существенное значение должно принадлежать постановлениям Пленума Верховного Суда РФ.
Так, в Постановлении от 18 ноября 1999 г. N 79 Пленум Верховного Суда РФ отметил: "Судам при осуществлении правосудия необходимо исходить из того, что несоблюдение установленных законом сроков производства по уголовным и гражданским делам существенно нарушает конституционные права граждан на судебную защиту, а также противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, которые закреплены, в частности, в статье 10 Всеобщей декларации прав человека, в пункте 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в пункте 3с статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах" .
10 октября 2003 г. Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" . Пленум напомнил о Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ, по которому, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, Россия подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств. Таким образом, прецедентный характер решений Европейского суда по правам человека должен повседневно влиять на внутреннее законодательство и правоприменительную практику в Российской Федерации.
Постановления Европейского суда имеют большое значение для понимания того, в каком направлении эволюционирует правовая мысль страсбургских судей. Знание прецедентной практики Европейского суда крайне важно для российский судей, адвокатов и других правоприменителей. На это прямо указано в Федеральном законе
от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ о ратификации Европейской конвенции. Поскольку решения и постановления Европейского суда носят прецедентный характер, они обязательны не только для государства-ответчика. При вынесении новых решений Суд руководствуется оценками и подходами, которые он сформулировал ранее по другим делам. Таким образом, большой практический интерес представляют тексты постановлений и решений Суда, позволяющие ориентироваться в реальном смысле статей Европейской конвенции.
Таким путем устанавливаются единые стандарты правопорядка для государств - участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это стандарты, которые оказывают прямое воздействие на внутреннее право государств и правоприменительную практику. Процесс врастания Конвенции во внутригосударственное право происходит прежде всего благодаря нормам прецедентного права, создаваемым Европейским судом на основании рассмотрения конкретных жалоб.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514; Официальный перевод Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
2. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. N 1. С. 3.
3. Российская газета. 2003. 2 дек.; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12. С. 3 - 8.
Influence of European Law on the development of Russian justice
On the 30th March of 1998 Russia ratified the European Convention on defending human rights and main freedoms. After joining the European Council and ratification of the Convention on defending human rights and main freedoms Russia has to acquire a new dimension: European.
The process of integration of the Convention into the state law happens first of all thanks to the norms of a case-law, being created by the European Court on the basis of a consideration of definite complains.
В.И. Филонов, кандидат исторических наук, доцент кафедры международного и международного частного права Орловского государственного университета.
ПРИНЯТИЕ ИТОГОВ ВТОРОГО ВАТИКАНСКОГО СОБОРА И ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ОТНОШЕНИИ ПРАВОСЛАВИЯ, В КОНТЕКСТЕ ЭКУМЕНИЗМА
Второй Ватиканский собор и его декреты до сих пор находятся под пристальным вниманием исследователей. Их влияние, как это уже ясно, не ограничивается только двадцатым веком, а простирается и в будущее. Внимательный анализ исторической и правовой ситуации того времени может стать незаменимым компасом для определения правильных критериев и оценок событий того времени и их последствий в настоящем и будущем. Таким образом, Второй Ватиканский собор явился переломным событием в православно- католических отношениях.
Второй Ватиканский собор явился переломным событием в православно- католических отношениях. При этом он сформировал новую нормативную базу католичества в экуменической области.
В октябре 1958 года скончался папа Пий XII и новым римским первосвященником был избран Иоанн XXIII с понтификата которого начинается отсчёт новой эры в православно-католическом диалоге.
Уже в конце 1958 года в рождественском послании посвящённом единству в мире, папа Иоанн XXIII говорил о проблеме "нарушенного единства" и подчеркнул, что будет "с усердием продолжать дело" церковного единения. В ответ вселенский патриарх Афинагор, 1 января 1958 года, в своём новогоднем послании заявил о готовности к позитивному сотрудничеству как в межцерковных организациях, так и "в рамках особых связей с древней Западной Церковью". Он принял призыв к единению церквей "Братски его приветствуя", как "ясное видение необходимого объединения духовных сил" и высказал убеждение, что "всякий призыв к единству должен сопровождаться конкретными усилиями и необходимыми действиями", закончив послание словами надежды и ожидания от католической церкви братской любви.
Ватикан в июне 1962 года посылает приглашения, касающиеся направления наблюдателей на собор международным церковным организациям, Всемирному Совету Церквей, а также до-халки-донским церквам, за исключением Армянской церкви. Кардинал Беа 24 июля 1962 года, от имени папы официально приглашает отправить на собор наблюдателей от константинопольского патриархата двух духовных лиц или богословов, пользующихся доверием патриарха.
Московской патриархии и другим православным автокефальным церквам отдельные приглашения не посылались, что вызвало затруднения, как у Вселенской патриархии, так и у Рима.
Оскорблённая Московская патриархия первоначально посчитала собор касающимся исключительно Католической Церкви, отказалась от участия в нём её наблюдателей и ответила заявлением, опубликованным в "Известиях" от 21.6.1959 года и в № 7 ""Журнала Московской Патриархии" (ЖМП) за 1959 года. Там говорилось, что она "рассматривает предстоящий католический собор как чисто Римско-католический акт и, со своей стороны, не имеет никаких оснований, тем более намерений, вмешиваться в это дело".
Затем, в майском номере ЖМП за 1961 год
© В.И. Филонов, 2008