Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЕВРЕЙСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ'

ВЛИЯНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЕВРЕЙСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / "ИДИШ-СООБЩЕСТВО" / ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аверина Юлия Николаевна

Рассматривается степень влияния наследия еврейских переселенцев на общественную жизнь ЕАО. Приведены результаты социологического опроса городского населения и предварительные данные опроса сельского населения по теме «Преобразовательные возможности еврейских сообществ в социальном пространстве ЕАО».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Аверина Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЕВРЕЙСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ»

Ю.Н. Аверина

УДК 94(671.621)

Ю.Н. Аверина

Влияние этнокультурного наследия еврейских переселенцев на общественную жизнь в Еврейской автономной области

Рассматривается степень влияния наследия еврейских переселенцев на общественную жизнь ЕАО. Приведены результаты социологического опроса городского населения и предварительные данные опроса сельского населения по теме «Преобразовательные возможности еврейских сообществ в социальном пространстве ЕАО».

Ключевые слова: социальное пространство, «идиш-сообщество», этнос, этническая культура, городское население, сельское население.

СОЦИОЛОГИЯ

Мы выделили в рамках нашего исследования три основные задачи:

- определить характер влияния «идиш-сообществ» на общественную жизнь в первые годы существования еврейской автономии и в наши дни;

- выявить сохранившиеся и вновь возникшие атрибуты «идиш-культуры»;

- определить отношение жителей ЕАО к компонентам «идиш-культуры».

Новизна и задача исследования заключается в выявлении влияния «идиш-культуры» и «идиш-сообществ» на состояние общественной жизни области в целом.

До начала массового переселения евреев на территории нынешней Еврейской автономной области (ЕАО) проживало 33 тыс. человек. Основное население составляли русские - 85% (бывшие забайкальские казаки и крестьяне, работники транспорта, связи и немногочисленных по тем временам промышленных предприятий, военные), которые преимущественно были рассредоточены по берегам Амура и его притоков (Бира, Биджан и др.), а также на бывшем почтовом тракте - «колесухе» и вдоль железной дороги (амурского участка Транссиба). Жители Приамурья того времени занимались в основном сельским хозяйством, обслуживанием транспортных магистралей, охраной государственной границы, работали на предприятиях местной промышленности и связи. Немногочисленными поселения© Ю.Н. Аверина, 2015

ми были представлены коренные народы Приамурья, занимавшиеся традиционными для них промыслами (собирательство, охота, рыбная ловля) [Вайсерман, 1993].

Массовое переселение евреев в Биробиджанский район началось в 1928 г. Вместе с идишгово-рящими восточноевропейскими евреями ^Ьуоу^] на территорию Приамурья была привнесена «идиш-культура», стали формироваться «идиш-сообщества». Примерами таких сообществ могут служить коллективы и коммуны «Найланд», «Эмеес», «Найколхоз», которые в дальнейшем разрослись до населённых пунктов (Бирофельд, Валдгейм, Найфельд и др.) [Там же]. Большой приток переселенцев способствовал оживлению промышленности и повышению культурного уровня территории. Еврейскими переселенцами стала выпускаться газета на идиш «Би-робиджанер Штерн»; открывались школы, где преподавание велось на идиш, возник театр с еврейским репертуаром, результатом деятельности которого стало появление большого количества драмкружков на предприятиях.

Переселение евреев на территорию области способствовало расширению социального пространства (изменению состава социальных субъектов, структуры их взаимодействия и протекающих социальных процессов) [Филиппов, 2008] за счёт интеграции в него новых социальных субъектов - носителей «идиш-культуры», которые

Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2015, № 2(11)

стали одним из значимых социообразующих факторов, придающих особый колорит общественной жизни в области [Аверина, Никитенко, 2012].

Наиболее ярко влияние «идиш-сообществ» на социальное пространство проявилось в областном центре - г. Биробиджане. Об этом свидетельствует анализ материалов социологического опроса городского населения, проведённого в 2013 г., и предварительных данных материалов текущего исследования сельского населения 2014 г. Всего опрошено: среди городского населения 297 жителей; сельского населения - 75 из 222 человек. В исследовании принимали участие только лица старше 18 лет. Тип выборочной совокупности - квотный, выборка репрезентативна по полу и возрасту.

Сегодня сложно говорить об особенностях «идиш-культуры», так как один из главных её атрибутов - язык идиш, употребляется крайне редко. Если в первые годы существования ЕАО он использовался, наряду с русским, как официальный в делопроизводстве, изучался в учреждениях общего образования и ряде профессиональных учебных заведений, то в настоящее время только в немногих еврейских семьях говорят на идиш, лишь в некоторых школах изучается факультативно, в делопроизводстве не применяется вообще. Встретить сегодня человека, который свободно разговаривал бы на идиш, - большая редкость. В ходе социологического опроса только один человек указал, что владеет языком идиш, и лишь 34% жителей города и 33% сельского населения знают отдельные слова и выражения на этом языке. Это говорит о том, что идиш в настоящее время почти вышел из оборота.

Тем не менее сегодня в Еврейской автономной области осуществляют свою деятельность ряд сообществ, целью которых является возрождение еврейской культуры, сохранение этнического самосознания евреев [Примак, 2011]. Благодаря деятельности общин «Бейт-Тшува» и «Фрейд», художественных коллективов «Ила-нот», «Когелет», «Мазлтов», «Сюрприз», в репертуаре которых большое место занимает еврейский жанр, клубов «Хава» и «Мишпоха», общественная жизнь в ЕАО имеет особый колорит, в ней происходит интеграция еврейской этнической культуры с культурой других этносов.

По данным опроса, около 60% городского населения ответили, что они, по возможности, посещают еврейские организации (художественные

и творческие коллективы или клубы). Среди опрошенных сельских жителей лишь 28% отметили, что они посещают еврейские организации. То, что среди сельских жителей значительно меньший процент взаимодействия с еврейскими образованиями, чаще всего объясняется отсутствием в малых населенных пунктах таких организаций.

Изучение отношения городского населения к еврейским традициям показало, что большинство респондентов - 69% позитивно относится к еврейским традициям и только 31% - нейтрально. По показателю отношения к проведению на территории ЕАО еврейских фестивалей и праздников из 100% городских опрошенных более 71% отметили, что относятся к ним заинтересованно, почти 29% - нейтрально. Негативно настроенных респондентов не выявлено. Среди сельского населения позитивно относятся к еврейским традициям 36% опрошенных, около 58% - нейтрально и 4% - негативно. К проведению еврейских фестивалей и праздников 40% опрошенных относятся с повышенным интересом, чуть более 46% -нейтрально и 4% - негативно. В отличие от жителей г. Биробиджана, большинство сельского населения индифферентно относится к традициям и праздникам еврейского народа. Это связано в большей мере с тем, что не все регулярно могут посещать административный центр, а в селах редко устраиваются соответствующие мероприятия или такая координация вовсе отсутствует.

Несмотря на достаточно низкий уровень взаимодействия с еврейскими организациями и высокий процент равнодушного отношения к еврейской культуре среди сельского населения, в целом по ЕАО эти показатели находятся в положительном поле. Около 53% жителей автономии посещают какие-либо еврейские организации и клубы. С симпатией относятся к еврейским традициям 62% жителей области. Более 64% жителей области положительно относятся к проведению на территории еврейских фестивалей и праздников.

Таким образом, краткий исторический экскурс и проведённое социологическое исследование позволяют сделать следующие выводы:

- переселение евреев на территорию области способствовало расширению социального пространства (изменению состава социальных субъектов, структуры их взаимодействия и протекающих социальных процессов) за счёт интеграции в него новых социальных субъектов - носителей «идиш-культуры», которые стали одним из зна-

С.А. Григорьев

чимых социообразующих факторов, придающих особый колорит общественной жизни в области;

- сегодня «идиш-культура» широко распространена в форме соответствующих атрибутов и символов: в самом факте проживания в области еврейских семей, существовании и деятельности «идиш-сообществ», в возрождении еврейских традиций и праздников, в репертуаре еврейских творческих коллективов, фестивалях еврейской культуры и музыки, наследии еврейских писателей и поэтов на языке идиш, изучении еврейских языков и культуры в ряде образовательных учреждений, материалах средств массовой информации;

- язык идиш - один из главных атрибутов «идиш-культуры», в настоящее время на территории области исчезает из оборота, и для его сохранения необходима соответствующая государственная и общественная поддержка;

- большинство жителей ЕАО (независимо от этнической принадлежности) приобщаются к еврейской культуре, интересуются её атрибутами и символами, участвуют в фестивалях еврейской музыки и культуры, обрядах и праздниках, кото-

рые проводятся на территории автономии. Но влияние еврейской культуры в большей степени проявляется в общественной жизни областного центра. Это говорит о необходимости уделять больше внимания еврейской культуре на селе.

Литература

Аверина Ю.Н, Никитенко В.Н. «Идиш-сообщества» в социальном пространстве Еврейской автономной области // Региональные проблемы. - 2012. -Т. 15, № 2. - С. 62-66.

Вайсерман Д.И. Как это было? - Биробиджан, 1993. - 234с.

Shyovitz David. История создания и развития идиш // Энциклопедия иудаики. - М., 1986.

Примак П. В. Этнокультурная адаптация евреев Еврейской автономной области к общественным трансформациям на рубеже ХХ-ХХ1 вв. - Владивосток: Дальнаука, 2011. - 231 с.

ФилипповА.Ф. Социология пространства. - СПб.: Владимир-Даль, 2008. - 285 с.

URL: http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/ History/yiddish.htm.

Yu.N. Averina

The influence of ethnocultural heritage of Jewish immigrants on public life in the Jewish autonomous region

In the report is considered the influences heritage of the Jewish immigrants on public life the Jewish Autonomous Region. The results are given of sociological poll of urban population and preliminary data of poll country people on a subject: "Converting opportunities of the Jewish communities in social space of the Jewish Autonomous Region". Keywords: social space, "yiddish community", ethnos, ethnic culture, urban population, country people.

УДК 316.42(=1.571.56-81)»1985»/»20»

С.А. Григорьев

Положение коренных малочисленных народов Якутии в постперестроечный период (по материалам республиканской прессы)

Рассмотрены основные проблемы малочисленных народов Севера сквозь призму печатных СМИ Якутии в начале 1990-х гг., а также тематические публикации, касающиеся жизнедеятельности коренного населения. Выявлен базовый спектр проблем народов Севера, получивший освещение в постперестроечный период.

Ключевые слова: Якутия, СМИ, печатная пресса, малочисленные народы Севера, экология, родовые общины, традиционное природопользование, национальная культура, этническое движение.

© С.А. Григорьев, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.