Региональные проблемы. 2014. Том 17, № 2. С. 101-103.
УДК 316.3(571.621)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ К ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ЕВРЕЙСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Ю Н. Аверина
Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, ул. Шолом-Алейхема 4, г. Биробиджан, 679016, e-mail: [email protected]
В данной статье представлен сравнительный анализ отношений городского и сельского населения к культурному наследию еврейских переселенцев в общественной жизни Еврейской автономной области. Приведены результаты социологического опроса городского населения и данные опроса сельского населения по теме: «Преобразовательные возможности еврейских сообществ в социальном пространстве Еврейской автономной области».
Ключевые слова: социальное пространство, «идиш-сообщество», этнос, этническая культура, городское население, сельское население.
В социальном пространстве Еврейской автономной области (ЕАО) со времени её создания как государственного образования и по настоящее время происходят качественные изменения под влиянием множества факторов, среди которых значимым является переселение на эту территорию «трудящихся евреев», как было принято называть первых иммигрантов еврейской национальности. Переселяясь в Биробиджанский район, преобразованный впоследствии в Еврейскую автономную область, люди еврейской национальности индивидуально и группами интегрировались с ранее сложившимися здесь социальными общностями и локализовались на основе совместной хозяйственной деятельности, предпочтений в выборе мест поселения и отношений к новому месту жительства, языка и культуры идиш. На новых местах поселений заключались браки, в том числе между людьми разных национальностей, создавались моно- и биэтнические семьи, рождались дети. Несмотря на то, что сегодня в ЕАО, по официальным данным Росстата, проживает около 1% граждан еврейской национальности, их внедрение в социальное пространство области не могло оставаться нейтральным по отношению ко всему социуму. Переселенцы привносили в ранее сформировавшиеся сообщества жителей этой территории свои обычаи, культуру, язык, тем самым обогащая общественную жизнь [1]. Сегодня население, региональная и федеральная власти, деятели культуры и искусства поддерживают общественную активность еврейского населения. Наиболее заметна эта поддержка в областном центре, городе Биробиджан, где названия улиц и административных зданий письменно дублируются на языке идиш, ни одно культурно-развлекательное городское мероприятие не обходиться без выступлений групп художественного творчества еврейского жанра, выпускается газета «Биробиджанер штерн» со вкладышем на еврейском языке и т.д. Все это стало для жителей города настолько привычным, что они порой и не замечают этих этнокультурных особенностей. В сельской же сре-
де атрибуты еврейской культуры представлены менее заметно, что может привести к изоляции и равнодушию жителей к историческому наследию области. Для сохранения и развития этнокультурного наследия ЕАО необходимо проводить общественно-просветительскую работу с населением, не только города, но и села.
В связи с этим необходимо изучить представленную в общественной жизни городских и сельских жителей ЕАО еврейскую культуру, степень включенности населения и характер отношений к этнокультурному наследию области. Сравнить данные городского и сельского населения.
В рамках представляемого исследования выделены 3 основные задачи:
- выявить сохранившиеся и вновь возникшие атрибуты культуры титульной нации;
- определить отношения жителей ЕАО к еврейской культуре;
- сравнить отношения к еврейской культуре городского и сельского населения.
Для решения поставленных задач были проведены социологические опросы городского и сельского населения в 2013-2014 гг. Всего опрошено 519 респондентов; среди городского населения 297 жителей; сельского населения 222 чел. Исследование проводилось среди лиц от 18 лет и старше. Тип выборочной совокупности - квотный, выборка репрезентативна по полу и возрасту. Вопросы, заданные респондентам, и количество полученных на них ответов приведены в табл.
Как видно из табл., среди городского населения только одна треть, на селе - одна четверть знают отдельные слова и фразы на еврейском языке. Это говорит о том, что главный атрибут культурного наследия еврейских переселенцев - язык идиш не стал достоянием большинства жителей ЕАО.
Несколько иначе обстоят дела с отношением людей к художественной культуре евреев. Тому способствует деятельность ряда сообществ, целью которых, является
Таблица
Результаты опроса городского и сельского населения Еврейской автономной области об отношениях к этнокультурному наследию еврейских переселенцев
Вопросы Городское население (%) (опрошено 297 чел.) Сельское население (%) (опрошено 222 чел.)
Знаете ли вы какие-либо слова и выражения на еврейском языке? свободно владею языком знаю отдельные слова и фразы не знаю свободно владею языком знаю отдельные слова и фразы не знаю
0,33 34 65,6 0 25 75
Всего среди жителей области свободно владею языком знаю отдельные слова и фразы не знаю
0,2 30 69,5
Посещаете ли вы какие-либо еврейские организации (клубы, художественные и творческие коллективы)? да нет да нет
60 40 20 80
Всего среди жителей области да нет
47,6 52,4
Как вы относитесь к еврейским обьиаям и традициям? безразлично с симпатией с раздражением безразлично с симпатией с раздражением
31 69 0 52 Д 45Д 1,8
Всего среди жителей области безразлично с симпатией с раздражением
40 58,9 0,7
Как вы относитесь к проведению на территории ЕАО еврейских праздников? безразлично с симпатией с раздражением безразлично с симпатией с раздражением
29 71 0 43 53 2,2
Всего среди жителей области безразлично с симпатией с раздражением
35 63,5 0,9
возрождение еврейской культуры, сохранение этнического самосознания евреев. [3]. Благодаря общинам «Бейт-Тшува» и «Фрейд»; художественным коллективам «Иланот», «Когелет», «Мазлтов», «Сюрприз», в репертуаре которых прелобладает еврейский жанр, клубам «Хава» и «Мишпоха» общественная жизнь в ЕАО приобрела особый колорит, в ней происходит интеграция еврейской этнической культуры с культурой других этносов.
По данным опроса, 60% городского населения посещают еврейские общественные организации. Среди опрошенных сельских жителей лишь 20% отметили, что они посещают художественные и творческие коллективы или клубы. То, что среди сельских жителей значительно меньшая часть взаимодействует с еврейскими сообществами, объясняется отсутствием в малых населенных пунктах таких сообществ.
Большинство городского населения 69% позитивно относится к еврейским традициям и 31% нейтрально. По показателю отношения к проведению на территории ЕАО еврейских фестивалей и праздников из 297 опрошенных более 71% отметили, что относятся к ним заинтересованно, почти 29% нейтрально. Негативно настроенных респондентов не выявлено. Среди сельского населения позитивно относятся к еврейским традициям 45% опрошенных, около 52% нейтрально и чуть менее 2% негативно. К проведению еврейских фестивалей и праздников 53% опрошенных относятся к ним с
повышенным интересом, чуть более 43% нейтрально и 2% негативно.
В отличие от жителей г. Биробиджана показатель индифферентного отношения сельских жителей к традициям и праздникам еврейского народа существенно ниже, и даже выявлена часть негативно настроенных. Это связано в большей мере с тем, что не все селяне регулярно могут посещать административный центр, а в селах редко устраиваются соответствующие мероприятия или они вовсе отсутствуют.
Несмотря на редкое взаимодействие с еврейскими организациями и значительную часть равнодушно относящихся среди сельского населения к еврейской культуре, в целом по ЕАО эти показатели достаточно высоки. Около 47% жителей автономии посещают те или иные еврейские организации и клубы. С симпатией относятся к еврейским традициям более 58% жителей области. Около 63% из них положительно относятся к проведению на территории области еврейских фестивалей и праздников.
Таким образом, проведённое социологическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
- общим для городского и сельского населения ЕАО является преобладающее позитивное отношение к привнесённому еврейскими переселенцами этнокультурному наследию;
- переселение евреев на территорию области привело к изменению национального состава населения го-
родов и сёл области, структурной схемы взаимодействия социальных субъектов, социальных процессов и одновременно обогатило социальное пространство идиш-культурой, которая востребована большей частью и городского, и сельского населения;
-язык идиш один из главных атрибутов «идиш-куль-туры», в настоящее время на территории области используется крайне редко даже в областном центре. Материалы, написанные на идиш, могут представлять большую ценность как для исследователей культуры и истории ЕАО, так и для интересующихся обывателей, поскольку на этом языке написаны многие литературные произведения и архивные документы по истории нашей области. Поэтому для сохранения этнокультурного наследия области необходима не только соответствующая государственная и общественная поддержка, но и помощь тех немногих, кто еще владеет лингвистическими нормами, она может заключаться в передаче знаний и популяризации языка всех желающих;
- идиш-культура в форме соответствующих атрибутов, символов и фольклора имеет более широкое распространение в городе Биробиджане и меньше представлена на селе;
- преобладающее позитивное отношение городского и сельского населения к этническим евреям и при-
внесённому ими в область культурному наследию является благоприятной предпосылкой для дальнейшего сохранения и развития ЕАО как национально-государственного и этнокультурного образования.
Исследование проведено при поддержке гранта ДВОРАНпо проекту «Трансформации в социальном пространстве Еврейской автономной области под влиянием этнических сообществ» M14-III-B-10-001. ЛИТЕРАТУРА:
1. АверинаЮ.Н., Никитенко В.Н. «Идиш-сообщества» в социальном пространстве Еврейской автономной области//Региональные проблемы. 2012. Т. 15, № 2. С. 62-66.
2. Вайсерман Д.И. Как это было? Биробиджан, 1993. 234 с.
3. Примак П.В. Этнокультурная адаптация евреев Еврейской автономной области к общественным трансформациям на рубеже XX-XXI вв. Владивосток: Дальнаука, 2011. 231 с.
4. Филиппов А.Ф. Социология пространства. СПб.: Владимир-Даль, 2008. 285 с.
5. David Shyovitz. История создания и развития идиш. Энциклопедия иудаики. URL: http: //www.jewishvirtua llibrary. org/j source/History/yiddish. html.
In the paper it is considered the influence of Jewish cultural heritage on public life in the Jewish Autonomous Region. The author' research on the role of Yiddish communities in social space of the region is supported by the results of Gallup poll for the urban and countryside population of the Jewish Autonomous Region.
Key words: social space, Yiddish community, ethnos, ethnic culture, urban population, rural population.