Научная статья на тему 'Еврейские сообщества в системе социально-культурного пространства еврейской автономной области'

Еврейские сообщества в системе социально-культурного пространства еврейской автономной области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
440
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРЕЙСКИЕ СООБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ / АТРИБУТЫ / СИМВОЛЫ / JEWISH COMMUNITIES / SOCIAL SPACE / FORMATION / SOCIAL COMMUNITY / ETHNIC GROUP / SOCIAL CHANGE / ATTRIBUTES SYMBOLS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кутовая Светлана Владимировна, Аверина Юлия Николаевна

Рассматриваются еврейские сообщества в социальном пространстве Еврейской автономной области в период образования автономии и в наши дни. Даётся анализ текущего состояния еврейских сообществ на территории автономии, а именно степени их распространённости и заинтересованности граждан еврейской культурой. Исследование влияния еврейской культуры на состояние социальной составляющей территории ЕАО позволит скорректировать работу организаций, направленную на сохранение и развитие области как национальной автономии. Методологическую основу исследования составляют сложившиеся к настоящему времени воззрения на сущность феноменов «социальное пространство», «социальная общность». Влияния национальных сообществ на трансформации в социальном пространстве ЕАО рассматриваются с позиций принципа детерминизма и синергетики. Из конкретных методов исследования используются анализ литературных и электронных источников информации, изучение архивного и статистического материала, социологические опросы, наблюдение проявлений еврейской культуры в общественной жизни области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE JEWISH COMMUNITIES IN THE SYSTEM OF SOCIALLY AND CULTURAL SPACE OF JEWISH AUTONOMOUS REGION

The Jewish communities in social space of the Jewish Autonomous Region are considered during formation of autonomy and today. The analysis of current state of Jewish communities in the territory of autonomy, namely degrees of their prevalence and interest of citizens is given by the Jewish culture. Research of influence of the Jewish culture on a condition of a social component of the territory of JAR will allow to correct the work of the organizations directed on preservation and a development of the region as a national autonomy. The methodological basis of research is made by the views which developed so far on essence of phenomena «social space», «social community». Influences of national communities on transformations in social space of JAR are considered from positions of the principle of determinism and synergetic. From concrete methods of research the analysis of literary and electronic sources of information, studying of archival and statistical material, sociological polls, supervision of manifestations of the Jewish culture in public life of area are used.

Текст научной работы на тему «Еврейские сообщества в системе социально-культурного пространства еврейской автономной области»

исследования по экологической социализации человека

(ecological socialization of a human research)

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-4-48 УДК 316.647

ЕВРЕЙСКИЕ СООБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Кутовая С.В., Аверина Ю.Н.

Рассматриваются еврейские сообщества в социальном пространстве Еврейской автономной области в период образования автономии и в наши дни. Даётся анализ текущего состояния еврейских сообществ на территории автономии, а именно степени их распространённости и заинтересованности граждан еврейской культурой.

Исследование влияния еврейской культуры на состояние социальной составляющей территории ЕАО позволит скорректировать работу организаций, направленную на сохранение и развитие области как национальной автономии.

Методологическую основу исследования составляют сложившиеся к настоящему времени воззрения на сущность феноменов «социальное пространство», «социальная общность». Влияния национальных сообществ на трансформации в социальном пространстве ЕАО рассматриваются с позиций принципа детерминизма и синергетики.

Из конкретных методов исследования используются анализ литературных и электронных источников информации, изучение архивного и статистического материала, социологические опросы, наблюдение проявлений еврейской культуры в общественной жизни области.

Ключевые слова: еврейские сообщества; социальное пространство; образование; социальная общность; этническая группа; социальное изменение; атрибуты; символы.

THE JEWISH COMMUNITIES IN THE SYSTEM OF SOCIALLY AND CULTURAL SPACE OF JEWISH AUTONOMOUS REGION

Kutovaya S.V., Averina Y.N.

The Jewish communities in social space of the Jewish Autonomous Region are considered during formation of autonomy and today. The analysis of current state of Jewish communities in the territory of autonomy, namely degrees of their prevalence and interest of citizens is given by the Jewish culture.

Research of influence of the Jewish culture on a condition of a social component of the territory of JAR will allow to correct the work of the organizations directed on preservation and a development of the region as a national autonomy.

The methodological basis of research is made by the views which developed so far on essence ofphenomena «social space», «social community». Influences of national communities on transformations in social space of JAR are considered from positions of the principle of determinism and synergetic.

From concrete methods of research the analysis of literary and electronic sources of information, studying of archival and statistical material, sociological polls, supervision of manifestations of the Jewish culture in public life of area are used.

Keywords: Jewish communities; social space; formation; social community; ethnic group; social change; attributes symbols.

На состояние социального пространства оказывает влияние система факторов, включающая в себя социальные, культурные, политические, конфессиональные и другие. Для социальной составляющей Еврейской автономной области (ЕАО) атрибутивным фактором является еврейские сообщества, от которого во многом зависят и состояние социального пространства, и происходящие в нём изменения. Для выявления этой зависимости необходимо решить, по меньшей мере, 3 основные задачи:

■ выявить характер первоначальных влияний еврейских сообществ, складывающихся в первые годы переселения носителей еврейской культуры на территорию ЕАО;

■ выявить сохранившиеся и вновь возникшие в современном социальном пространстве ЕАО атрибуты еврейскойкультуры;

■ определить отношение жителей автономии к еврейским сообществам и еврейской культуре сложившееся в настоящее время.

Методика

В исследовании использованы системный и междисциплинарный подходы, целесообразные для анализа поставленных задач. Системный подход способствует выявлению особенностей взаимосвязи объективных и субъективных факторов в изучаемых процессах. Междисциплинарный подход дает возможность использовать социологические, психологические и математические методы для комплексного рассмотрения проблемы исследования.

Исследование проходило в два этапа. На первом этапе были проанализированы архивные материалы, научная литература, отражающие процесс формирования еврейского сообщества на территории области. Второй этап позволил проанализировать современное состояние еврейских сообществ, при реализации которого использовались материалы социологического опроса, проведенного на территории Еврейской автономной области в 2013-2014 гг. Для соблюдения существующих пропорции в структуре населения (распределение по полу и возрасту, а также району проживания) на первоначальном этапе в каждом районе8 были выделены типичные по людности городские и сельские населенные пункты, далее шло распределение по квотам (пол, возраст). Следующим этапом стал отбор респондентов методом случайной маршрутной выборки. В целом было собранно 519 ликвидных анкет. На этапе обработки данных было отбраковано 18 анкет.

По социальным и демографическим показателям респонденты распределились следующим образом:

■ городское население всего опрошено 57% от общей выборки. Выделены возрастные когорты: 1) от 18-24 лет - 16% от выборки горожан, среди них мужчин 48,9% и женщин 51,1%; 2) от 25-34 лет - 22% (м - 46,8%, ж - 53,2%); 3) от 35-44 лет - 18% (м - 45,3%, ж - 54,7%); 4) от 45-54 лет - 17% (м - 44%, ж - 56%); 5) от 55-64 лет - 16% (м - 39,5%, ж - 60,5%); 6) от 65 и старше - 11% (м - 35,3%, ж - 64,7%);

■ доля сельского населения - 43% от общего числа опрошенных. Процент распределения по половозрастным когортам среди жителей сельских населенных пунктов: 1) от 18-24 лет - 16% от выборки, среди них мужчин 68,6% и женщин 31,4%; 2) от 25-34 лет - 21% (м - 54,2%, ж - 45,8%); 3) от 35-44 лет - 17% (м - 48,6%, ж - 51,4%); 4) от 45-54 лет -17% (м - 48,6%, ж - 51,4%); 5) от 55-64 лет - 14% (м - 46,8%, ж - 52,2%); 6) от 65 и старше - 10% (м - 34,7%, ж - 65,3%).

8 В административном отношении Еврейская автономная область включает в себя городской округ Биробиджан и пять муниципальных районов: Биробиджанский, Облученский, Октябрьский, Ленинский и Смидовичский.

Сопоставление частотных распределений выборочной совокупности с материалами официальной статистики [2] существенных отклонений не выявило.

Новизна исследования заключается в том, что в нём впервые с точки зрения социологии решается задача выявления влияний еврейских сообществ на состояние общественной жизни области как полиэтнического региона. Также впервые применён синергетический подход к анализу социальных процессов на территории области.

До начала массового переселения евреев на территории нынешней ЕАО проживало 33 тыс. человек. Основное население составляли русские - 85% (бывшие забайкальские казаки и крестьяне, работники транспорта, связи и немногочисленных по тем временам промышленных предприятий, военные), которые преимущественно были рассредоточены по берегам Амура и его притоков (Биры, Биджана и др.), а также бывшего почтового тракта «колесухи» и вдоль железной дороги (амурского участка Транссиба). Жители Приамурья того времени занимались в основном сельским хозяйством, обслуживанием транспортных магистралей, охраной государственной границы, работали на предприятиях местной промышленности и связи. Немногочисленными поселениями были представлены коренные народы Приамурья, занимавшиеся традиционными для них промыслами (собирательство, охота, рыбная ловля) [1].

Биро-Биджанский район был выделен по решению советского правительства для переселения евреев из мест их прежнего местечкового проживания на разных территориях СССР и желающих из зарубежных стран. Первые еврейские переселенцы в большинстве своём разговаривали на идиш и были носителями «идиш-культуры».

По мнению В.В. Романовой, возникновение «биробиджанского проекта» было обусловлено необходимостью двух важнейших государственных задач. Первая из них была связана с бедственным положением основной массы еврейского населения бывшей черты оседлости. Вторая была направлена на улучшение демографической ситуации на малозаселенной восточной окраине страны.

С целью планомерной организации переселенческого движения в августе 1924 г. Постановлением Президиума ЦИК СССР был образован Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (Комзет), председателем которого стал П.Г. Смидович. В задачи Комзета входило «выделение свободных земель для евреев, желающих заниматься аграрным трудом, переселение евреев и размещение их на отведенных местах, обеспечение хозяйственного развития новоселов» [5; 8].

Массовое переселение евреев в Биро-Биджанский район началось в 1928 году. В основном приезжали романтики, искатели счастья, которые стремились не просто найти новое место жи-

тельства, но создать для себя новый мир. Вместе с идиш говорящими восточноевропейскими евреями [7] на территорию Приамурья была привнесена еврейская культура, стали формироваться еврейские сообщества.

Переселенцы организовывались в сельскохозяйственные коллективы и коммуны, такие как «Найланд», «Эмеес», «Найколхоз», которые в дальнейшем разрастались до населённых пунктов (Бирофельд, Валдгейм, Найфельд и др.) [1]. Большой приток переселенцев способствовал оживлению промышленности и повышению культурного уровня территории. Еврейскими переселенцами стала выпускаться газета на идиш «Биробиджанер Штерн», открывались школы, где преподавание велось на идиш, возник театр с еврейским репертуаром, результатом деятельности которого стало появление большого количества драмкружков на предприятиях.

Многие евреи успешно заканчивали высшие учебные заведения, занимали ответственные должности в управленческих структурах, что способствовало выделению из их числа общественных деятелей, еврейской интеллигенции, которые стремились сберечь культуру идиш, сохраняли и распространяли её на всё социальное пространство области. Отражением вклада евреев в развитие области как еврейской национальной автономии является значительная доля евреев, имеющих звания «Почётный гражданин города Биробиджана», «Почётный гражданин Еврейской автономной области» и занесённые в соответствующие портретные галереи.

Наиболее ярко трансформационные влияния еврейских сообществ на социальное пространство проявились в областном центре (г. Биробиджан) . Об этом свидетельствует анализ материалов социологического опроса, проведённого на территории города и области в 20132014 гг. Тип выборочной совокупности - квотный, выборка репрезентативна по полу и возрасту.

Один из главных атрибутов «идиш - культуры» - язык в настоящее время, в отличие от первых лет существования ЕАО как еврейской государственности, перестал использоваться как официальный в делопроизводстве, лишь в немногих еврейских семьях старшие их члены могут говорить на идиш, большинство же жителей области знают только отдельные слова на этом языке. Раньше же на территории ЕАО почти до середины 80-х гг. XX века повсюду можно было услышать еврейскую речь. Сёлам давались названия на идиш или получали названия, связанные с еврейскими организациями. За некоторыми из них эти названия сохранились по сей день (Амурзет, Бирофельд, Валдгейм, Найфельд и др). Встретить же сегодня в этих сёлах человека, который свободно разговаривает на идиш, - большая редкость. И не только потому, что большинство евреев уехали из ЕАО, но и потому что государственным языком Израиля

является иврит. Это во много обусловило тот факт, что идиш стал исчезать как язык не только в Еврейской автономии, но и по всему миру.

На сегодняшний день в Еврейской автономной области осуществляют свою деятельность ряд сообществ, целью которых является возрождение культуры идиш. Еврейские сообщества, способствуют сохранению самосознания этнической принадлежности, выполняют культурную, религиозную, социальную и политическую функции. Их основной задачей является сохранение, развитие и воспроизводство этнокультурной специфики. [4, с. 24-25].

Благодаря деятельности таких еврейских сообществ как община «Бейт-Тшува» и «Фрейд»; художественных коллективов «Иланот», «Когелет», «Мазлтов», «Сюрприз», в репертуаре которых большое место занимает еврейский жанр, клубов «Хава» и «Мишпоха» общественной жизни ЕАО придаётся особый колорит, происходит интеграция еврейской этнической культуры. Это выражается в добровольном приобщении граждан еврейских и нееврейских национальностей к изучению языков идиш и иврит, еврейской культуры в высших учебных заведениях, общеобразовательных школах, в учреждениях дополнительного образования. По данным опроса 60% городских жителей ответили, что они или их знакомые регулярно посещают еврейские организации (художественные и творческие коллективы или клубы). В отличии от опрашиваемых в городе, лишь 20% сельских жителей отметили, что они посещают такие организации. То, что среди сельских жителей значительно меньшая часть взаимодействует с еврейскими сообществами, объясняется, прежде всего, слабой инициативностью организаторов культурного досуга и как следствие отсутствием в малых населенных пунктах творческих коллективов и клубов с еврейским репертуаром.

Население области (независимо от этнической принадлежности) испытывает потребности в приобщении к еврейской культуре, о чём свидетельствует общественный интерес к символам еврейской атрибутики, фестивалям еврейской культуры, к еврейским обрядам и праздникам, которые проводятся на территории автономии. Большинство городского населения - 69% позитивно относится к еврейским традициям и 31% - нейтрально. По показателю отношения к проведению на территории ЕАО еврейских фестивалей и праздников из 297 опрошенных более 71 % отметили, что относятся к ним заинтересованно, почти 29% - нейтрально. Негативно настроенных респондентов не выявлено. Среди сельского населения позитивно относятся к еврейским традициям 45 % опрошенных, около 52 % - нейтрально и чуть менее 2% негативно. К проведению еврейских фестивалей и праздников 53% опрошенных относятся к ним с повышенным интересом, чуть более 43% - нейтрально и 2% - негативно.

В отличие от жителей города. Биробиджана, показатель индифферентного отношения сельских жителей к традициям и праздникам еврейского народа существенно ниже, и даже выявлена часть негативно настроенных. Это связанно в большей мере с тем, что не все селяне регулярно могут посещать административный центр, а в селах редко устраиваются соответствующие мероприятия или такая координация вовсе отсутствует.

Несмотря на редкое взаимодействие с еврейскими организациями и значительную часть равнодушных к еврейской культуре граждан, особенно среди сельского населения, в целом по ЕАО позитивные показатели достаточно высоки. Около 47% жителей автономии посещают те или иные еврейские организации и клубы. С симпатией относятся к еврейским традициям более 58% жителей области. Около 63% из них положительно относятся к проведению на территории еврейских фестивалей и праздников.

Следовательно, большинство населения, положительно настроено по отношению к еврейской культуре и месту своего жительства в пределах национальной автономии. Население достаточно активно взаимодействуют с различными еврейскими организациями, а также есть ещё ряд людей, знающих идиш. В городе Биробиджане наблюдается высокая степень толерантности и даже симпатии населения к еврейской культуре. Люди с удовольствием посещают еврейские клубы, художественные и творческие коллективы, очень положительно относятся к проведению на территории ЕАО еврейских праздников и фестивалей. Всё это говорит о том, что необходимо и дальше проводить мероприятия по возрождению и развитию еврейской культуры в области.

Таким образом, проведённое социологическое исследование приводит к следующим выводам:

■ ещё до основания национальной автономии социальное пространство территории в границах современной области существовало и включало в себя представителей многих этносов;

■ переселение евреев на Дальний Восток внесло заметные изменения в состояние социального бытия. А именно, изменился национальный состав населения городов и сёл области, структурная схема взаимодействия социальных субъектов, социальных процессов, социальное пространство обогатилось еврейской культурой, которая, сегодня, востребована большей частью городским населением;

■ еврейская культура в форме соответствующих атрибутов, символов и фольклора имеет более широкое распространение в городе Биробиджане и меньше представлена на селе, что отражается на отношении жителей к национальному наследию, а значит на селе

работа по сохранению и развитию этнокультурного наследия ЕАО идет неэффективно, следовательно ей стоить уделять больше внимания;

■ язык идиш - один из главных атрибутов еврейской культуры в настоящее время на территории области используется крайне редко даже в областном центре. На этом языке написаны многие архивные документы по истории нашей области, также существует немалое количество литературных произведений. Материалы, написанные на идиш, могут представлять большую ценность как для исследователей истории и культуры ЕАО, так и для интересующихся обывателей. Поэтому для сохранения этнокультурного наследия области необходима, не только соответствующая государственная и общественная поддержка, но и помощь тех немногих, представителей общностей, владеющих лингвистическими нормами, которая может заключаться в передаче знаний и популяризации языка для всех желающих;

■ общим для городского и сельского населения ЕАО является преобладающее позитивное отношение к привнесённому еврейскими переселенцами этнокультурному наследию. Люди достаточно активно взаимодействует с различными еврейскими организациями;

■ преобладающее позитивное отношение городского и сельского населения к этническим евреям и привнесённому ими в область культурному наследию является благоприятной предпосылкой для дальнейшего сохранения и развития ЕАО как национально-государственного и этнокультурного образования.

Печатается в рамках Программы фундаментальных исследований ДВО РАН «Дальний Восток» на 2015-2017 гг. грант №15-1-9-001о «Cоциокультурные детерминанты межэтнического взаимодействия в социальном пространстве дальневосточного региона России (Еврейская автономная область)», №15-1-9-003 «Проблемы этнокультурного взаимодействия принимающего общества и иноэтничных мигрантов в Дальневосточном регионе России (Раздел 3).

Список литературы

1. Вайсерман Д.И. Как это было? / Д.И. Вайсерман. - Биробиджан, 1993. 234 с.

2. ЕАО в цифрах 2012: Е-223. Краткий статистический справочник / Еврстат. - Биробиджан,

2012. 132 с.

3. Никитенко В.Н. Образование в социально-территориальных системах. - Владивосток:

Дальнаука, 2006. 151 с.

4. Примак, П.В. Этнокультурная адаптация евреев Еврейской автономной области к общественным трансформациям на рубеже XX-XXI вв. - Владивосток: Дальнаука, 2011. 231 с.

5. Романова В.В. Биробиджанский проект // Сб. материалов науч.-практич. конф. - Биробиджан, 2008. 102 с.

6. Филиппов А.Ф. Социология пространства. - СПб.: Владимир-Даль, 2008. 285 с.

7. David Shyovitz. History and development of Yiddish. Еврейская виртуальная библиотека: URL: https://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/History/yiddish.html

References

1. Vayserman D.I. How it was? - Birobidzhan: Birobidzhan, 1993. 234 p.

2. JAR in figures 2012: E-223. Quick reference statistical book / Evrstat. - Birobidzhan, 2012. 132 p.

3. Nikitenko V.N. Education in social and territorial systems. - Vladivostok: Dalnauka, 2006. 151 p.

4. Primak P. V. Ethnocultural adaptation of Jews of the Jewish Autonomous Region to public transformations at a boundary of the XX-XXI centuries. - Vladivostok: Dalnauka, 2011. 231 p.

5. Romanova V.V. Birobidzhansky project. St. Petersburg. Materials scientifically practical conference. - Birobidzhan, 2008. 102 p.

6. Filippov A.F. Sotsiologiya of space. - SPb.: Vladimir-Dahl, 2008. 285 p.

7. David Shyovitz. History and development of Yiddish. Jewish virtual library: URL: https://www. jewishvirtuallibrary.org/jsource/History/yiddish.html

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Кутовая Светлана Владимировна, научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарных исследований, кандидат социологических наук

Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН

ул. Шолом-Алейхема, д. 4, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016, Россия e-mail: soclab07@rambler.ru

Аверина Юлия Николаевна, младший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарных исследований

Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН

ул. Шолом-Алейхема, д. 4, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016, Россия e-mail: silver87..87@inbox.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 9710-3019

DATA ABOUT THE AUTHORS

Kutovaya Svetlana Vladimirovna, researcher, laboratory of social and humanities research, PhD in sociology

Institute for Complex Analysis of Regional Problems FEB RAS

4, Sholem Aleichem st., Birobidzhan, Jewish Autonomous Region, 679016, Russia

e-mail: soclab07@rambler.ru

Averina Julia Nicolaevna, researcher, laboratory of social and humanities research Institute for Complex Analysis of Regional Problems FEB RAS 4, Sholem Aleichem st., Birobidzhan, Jewish Autonomous Region, 679016, Russia e-mail: silver87..87@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.