Научная статья на тему 'О становлении и воспитании культуры межэтнических отношений в многонациональном субъекте Российской Федерации (на примере еврейской автономной области)'

О становлении и воспитании культуры межэтнических отношений в многонациональном субъекте Российской Федерации (на примере еврейской автономной области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / JEWISH AUTONOMOUS REGION / КУЛЬТУРА МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ETHNIC RELATIONS / КСЕНОФОБИЯ / XENOPHOBIA / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE AND CULTURE OF INTER-ETHNIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никитенко Виктор Николаевич, Аверина Юлия Николаевна

В статье представлен анализ межэтнических отношений, сложившихся на Дальнем Востоке России в Еврейской автономной области. Ретроспективный анализ становления и развития межнациональных взаимоотношений в рассматриваемом регионе свидетельствует о том, что во все времена в нём превалировали и в настоящее время доминируют отношения толерантности и межнационального согласия. Представлен опыт согласованных действий общественных организаций, органов государственного управления и местного самоуправления по культивированию бесконфликтного сосуществования национальных диаспор на территории с полиэтническим составом населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Raising and Development of Culture of Interethnic Relations in the Multinational Russian Federation Subjects (based on the Jewish Autonomous Region)

The article presents an analysis of interethnic relations established in the Far East of Russia in the Jewish Autonomous Region. Retrospective analysis of the formation and development of inter-ethnic relations in this region suggests that at all times there prevailed and now dominate the relationship of tolerance and inter-ethnic harmony. The experience of coordinated actions of public organizations, government bodies and local self-cultivation conflict-free coexistence between ethnic communities on the territory of a multi-ethnic composition of the population.

Текст научной работы на тему «О становлении и воспитании культуры межэтнических отношений в многонациональном субъекте Российской Федерации (на примере еврейской автономной области)»

разное время изучавших данный вопрос. Приведено рассуждение о том, какое определение наиболее чётко описывает общность людей, именуемую этносом. Переходя от теоретической части к практической, автор рассматривает проблемы, возникающие в полиэтническом пространстве на примере конкретного региона.

Ключевые слова: этнос, этноним, общество, Крым, поликультурная среда.

SUMMARY

The article discusses the concept of the ethnic group from the point of view of many researchers in different time studying the issue. Talks about how exactly to determine the community of people referred to as an ethnic group. Moving from the theoretical to the practical part, the author considers the problems in a multiethnic space on the example of a particular region.

Key words: ethnicity, ethnonym, society, Crimea, multicultural background.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев В. П. Историческая антропология и этногенез / АН СССР. - М.: Наука, 1989. - 444 с.

2. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии: Очерки теории и истории. - М., 1981.

3. Гумилёв Л. Н. О термине «этнос» // Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. - Л., 1967. -Вып. 3. - С. 14-15.

4. Лурье С. В. Историческая этнология. - М.: Аспект пресс, 1997. - 448 с.

5. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. - М., 1985.

6. Широкогоров С. М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений // Отдельный оттиск из т. LXVII Известий Восточного факультета Государственного Дальневосточного университета. - Шанхай, 1922.

7. Этнология / под ред. Э. Г. Алексан-дренкова, Л. Б. Заседателева, Ю. И. Зверева и др. - М.: Наука, 1994. - 393 с.

В. Н. Никитенко, Ю. Н. Аверина

УДК [37.035:172.4](571.621)

О СТАНОВЛЕНИИ И ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ)

м<

I ежэтнические отношения в регионах России с многонациональным составом населения проявляются в социальной практике широком диапазоне - от межнационального согласия до толерантности и ксенофобии. Межнациональное согласие выражается в формах устойчивого содружества разных этнических субъектов, их взаимного уважения, симпатии и эмпатии. Толерантность предполагает терпимые взаимоотношения между представителями разных этносов, иногда граничащие с безразличием. Ксенофобия - отношения неприятия и даже межэтнической вражды. Крайними формами проявления ксенофобии являются националистический экстремизм и терроризм. Совершенно очевидно, что от характера доминирующих в стране межэтнических отношений существенно зависят общественная и государственная безопасность [12, 16]. В этой связи актуальной для проводимой в регионах политики является задача воспитания культуры межэтнических отношений среди населения.

Под культурой межэтнических отношений понимаются принятые в полиэтнических сообществах правила и нормы взаимоотношений этнических субъектов и фактическая их реализация.

20/£/з

В представленной статье речь идёт о сложившейся культуре межэтнических отношений в одном из субъектов Российской Федерации - Еврейской автономной области (ЕАО) и условиях их формирования.

Национальный состав населения на рассматриваемой территории в её современных границах формировался и продолжает формироваться вследствие иммиграции и эмиграции представителей разных национальностей из бывшей Российской Империи, впоследствии из союзных республик СССР, нынешнего СНГ и стран дальнего зарубежья [6]. В результате такого процесса население области по его этническому составу в настоящее время представляет собой многонациональное сообщество и продолжает изменяться. Всероссийская перепись населения 2010 года зафиксировала в ЕАО 176 558 жителей, среди которых в разных количествах представлены более 100 национальностей: русские - 160 185 чел. (90,7 %), украинцы - 4 871 чел. (2,8 %), евреи - 1 628 чел. (0,9 %), татары - 879 чел. (0,5 %), другие национальности - 5 163 чел. (2,9 %), не указавших национальность - 3 832 чел. (2,2 %) [13]. Не трудно видеть, что состав жителей Еврейской автономной области в настоящее время в достаточном приближении моделирует полиэтнический состав населения всей Российской Федерации.

Большинство экспертов из разных сфер деятельности и гости области оценивают современное состояние межнациональных отношений среди населения Еврейской автономной области как достаточно благополучное. По крайней мере, в течение нескольких десятилетий на территории ЕАО не было заметных межнациональных конфликтов в экстремистских формах их проявления, подобных известным конфликтам такого рода в ряде стран Евросоюза, в США и в некоторых частях современной России (Северный Кавказ, Кондопога в Карелии, станица Кущёвская в Краснодарском крае и др.).

Доминирование позитивных межэтнических отношений в области подтверждается

также результатами проведённых сотрудниками Лаборатории региональных социально-гуманитарных исследований ИКАРП ДВО РАН социологических опросов в молодёжных группах. Опросы показали, что практически все группы состоят из молодых людей разных национальностей, большинству из них присущи не просто толерантные (терпимые), а заинтересованные, доброжелательные и участливые отношения к представителям иных национальностей и их культурам. Выявлено, что большинство молодых людей идентифицируют себя с тем или иным этносом и гордятся своей национальностью; уважительно относится к традициям и обычаям своего и других народов и хотят больше знать о них; никогда не испытывают неприязни к людям иных национальностей или дискриминационных отношений по национальному признаку; не испытывают напряжения или раздражения в окружении людей других национальностей; одобряют дружбу между людьми разных национальностей и позитивно или как к обычному явлению относятся к межнациональным бракам; считают недопустимыми ограничения в праве проживания на территориях ЕАО и всего Дальнего Востока по национальному признаку. Такие отношения - благоприятная питательная почва для воспитания у молодёжи культуры межнационального согласия [11].

В Еврейской автономной области культура взаимоотношений различных этносов складывалась под влиянием ряда факторов, среди которых наиболее значимыми являются:

- традиции дружественного отношения к людям, независимо от их национальности, свойственные коренным народностям Приамурья (аборигенам) и первым российским переселенцам на Амур [2];

- малонаселённость территории и связанная с ней потребность в увеличении населения за счёт переселенцев, независимо от их национальностей;

- возможности для бесконфликтного публичного национального самовыражения;

- проводимая местными государственными и муниципальными органами политика в области межнациональных отношений.

Коренным жителям российского Приамурья разных национальностей изначально присуща предрасположенность к совместной бесконфликтной жизнедеятельности, что отмечается авторами многих источников эпистолярного жанра. Известный исследователь Приамурья и Приморья В. К. Ар-сеньев (1872-1930) в своих произведениях представил персонаж своего спутника и проводника - представителя малочисленных народов Дальнего Востока Дерсу Уза-ла, собирательный образ которого концентрировал в себе лучшие черты, характерные для аборигенов этих мест [3]. Духовной сущности и нравственному облику большинства коренных жителей Приамурья свойственны доброжелательные отношения к природе, между собой и с другими людьми. Известна сохранившаяся по сей день среди жителей тайги традиция оставлять в лесных избушках спички, соль, заготовленный хворост для возможных и часто не известных им посетителей. «Законы тайги» аборигены переносили и на отношения к новым пришельцам. Эти традиции импонировали и первым российским переселенцам на берега Амура - амурским казакам и крестьянам, разделялись ими. Так, к примеру, ещё до начала переселения с 1928 года в Приамурье «трудящихся евреев» изучавший эти места руководитель специальной экспедиции Б. Л. Брук (1885-1979) одновременно проводил опрос коренного и уже укоренившегося здесь российского населения. На то время в этих местах проживали примерно 34,0 тыс. человек, из них 70 % русских, 6,8 % украинцев, 10 % корейцев, 1,6 % китайцев, около 1 % аборигенных народностей. В итоговом отчёте ОЗЕТу по результатам экспедиции Б. Л. Брук писал: «Единственные старые переселенцы в Биро-Бид-жане - это казаки, которые были поселены туда царским правительством в середине XIX столетия. Эти казаки живут богато и

широко, владеют большим количеством земли у берегов Амура, никогда не видели евреев, но из разговоров с ними стало ясно, что они ничего не имеют против широкого переселения кого бы то ни было, в том числе и евреев, в Биро-Биджан» [5, с. 16].

Справедливости ради следует заметить, что в общественной жизни в границах современной ЕАО во времена первых российских переселений имели место и экстремистские проявления, вплоть до разбоев и вооружённых конфликтов. Так, во второй половине XIX и первой половине ХХ в. в этих местах разбойничали банды хунхузов, но хунхузничество было больше обусловлено не ксенофобией по этническим признакам, хотя в этих бандах изначально преобладали китайцы, а совершенно иными причинами, связанными со стремлениями обладать дополнительными природными ресурсами и материальными ценностями [9].

Во все времена на состояние социума Приамурья оказывал и оказывает влияние природно-климатический фактор. Природное изобилие в регионе ещё до прихода на эти земли российских переселенцев обусловливало поселение здесь групп палеоазиатских племён, тунгусских и монгольских народов -айнов, гиляков, дауров, дючеров, натков, орочей, эвенов, эвенков и других. Своё жизнеобеспечение эти народы осуществляли в основном за счёт биоресурсов путём собирательства, охоты на дичь, рыбной ловли. Люди локализовались преимущественно у водотоков, водоёмов и в лесных угодьях. Причём, правобережная часть Амура привлекала поселенцев больше, чем левобережная, ибо, наряду с природным фактором, значимыми для них были социетальные и экономические - представлялось больше возможностей для социальных контактов и меновой торговли с жителями Маньчжурии (севера современного Китая).

О количественном составе самых древних этнических групп и их поселений достоверных данных не имеется, ибо такого учёта тогда не велось. Коренные жители

20/£/з

левобережья Амура после распада государства чжурчжэней, которое существовало с 1115-го по 1234-й годы и включало в себя эти территории, не имели государственности, а их социальные образования представляли собою скорее конгломерат локальных сообществ, взаимоотношения между которыми регулировались не властными структурами, а преимущественно народными обычаями и традициями.

Кроме осёдлых и кочевых групп на севере от Амура имели место и так называемые «проточная» и «челночная» миграции добытчиков пушнины, лесного зверя, корня женьшень, золота и других природных ресурсов.

Новые изменения в состоянии социума в Приамурье были обусловлены проявлением интереса к этой территории со стороны жителей восточной части древней Руси. После Великого переселения народов (IV-VII вв.), во время которого жители западной Руси заняли более обжитые и доступные для них территории восточной и центральной Европы, жителям восточной части ничего не оставалось делать, кроме как «идти встреч Солнца». Шли от преследований старообрядцы, беглые от крепостной зависимости и обезземеленные крестьяне, любознательные до новых земель романтики, предприимчивые люди. В одиночку и семьями передвигались кто пешком, кто на конных повозках и верхом на лошадях [2]. В результате возникали первые «диффузные вкрапления» россиян в социальное пространство приамурских аборигенов. Это повлекло за собой существенные, хотя и спонтанные, социальные изменения в Приамурье, где стала формироваться новая по своему составу, структуре и происходящим в ней процессам социальная общность.

Переселения россиян в Приамурье стали регулируемыми со стороны Государства Российского с началом организации перво-проходческих экспедиций на Амур, наиболее ранними из которых являются походы В. Д. Пояркова в 1643-1646 гг., Е. П. Хабарова в 1649-1653 гг. Экспедиции были приз-

ваны, прежде всего, собирать сведения, необходимые для решения геополитических задач России о присоединении к ней новых земель. Землепроходцы изучали природно-климатические условия, род занятий жителей этих мест и возможности для их приведения «под государеву руку» [14].

Усиление государственного регулирования в последующем переселенческом движении россиян в Приамурье стало происходить в связи с учреждением Восточносибирского генерал-губернаторства, из которого в 1884 г. было выделено Приамурское. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьёв, стремясь закрепить за Россией приамурские земли, организовал в 1854 и 1856 гг. сплавы по Амуру, а в 1858 году подписал с представителями Цинской империи (Китай) Айгуньский договор, по которому была обозначена граница между странами по фарватеру Амура, а левобережное Приамурье отходило к России. Этот геополитический фактор стал предпосылкой для дальнейшей интенсификации заселения Приамурья россиянами.

Новый этап изменений в этническом составе Среднего Приамурья связан с принятием Советским Правительством в 1928 году решения о поселении на берега Амура и его притоков «трудящихся евреев». К началу еврейского переселения в Приамурье в социальном пространстве этого региона насчитывалось примерно 34,0 тыс. жителей, из них 70 % русских, 6,8 % украинцев, 10 % корейцев, 1,6 % китайцев, около 1 % аборигенных народностей. Евреи-переселенцы привнесли существенные изменения и в национальный состав населения российского Приамурья, и в межэтнические отношения, и в общественную жизнь на этой территории в целом [6]. Такие изменения обусловлены не столько количеством приезжающих и проживающих в области евреев, сколько их пассионарностью, повышенной общественной активностью.

Ряд селений с преобладающим еврейским населением получили названия на

идиш, на котором разговаривало большинство еврейских переселенцев. За некоторыми из поселений эти названия сохранились и по сей день (Амурзет, Бирофельд, Валдгейм, Найфельд и др.) [1; 4; 7; 10].

Переселенцы из еврейских местечек обладали характерными для них специальностями ремесленников, аптекарей, лекарей, парикмахеров, портных, сапожников, кулинаров, торговцев, учителей и др. Их интеграция в социальное пространство области способствовала расширению спектра социальных услуг для всего проживающего здесь населения. Сами переселенцы активно стали осваивать профессии строителей, мебельщиков, земледельцев, механизаторов промышленного и сельскохозяйственного производства и другие. Евреи-переселенцы учились у старожилов, старожилы в свою очередь многое перенимали у евреев. Вскоре старожилы убедились в социальной значимости еврейского населения, ибо появились дополнительные возможности для получения услуг специалистов, которые среди ранее укоренившихся здесь жителей были редкими.

Усилиями переселившейся творческой еврейской интеллигенции стали издаваться в области газеты, литературно-художественные и общественно-политические журналы, появились литература еврейских писателей, национальный еврейский театр и фольклорные еврейские коллективы, синагога. Всё это и многое другое способствовало формированию уважительного отношения старожилов к еврейской диаспоре.

Особое значение для изменений в отношениях населения к евреям имели получившие широкую известность подвиги представителей этого народа на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и на трудовом фронте [4; 7].

Наряду с еврейскими общинами в ЕАО сложились и другие национальные сообщества, в том числе корейское и мусульманских народов, которые также вносят свой вклад в гармонизацию межнациональных отношений.

Межэтнические отношения в ЕАО проявляются и в сфере бизнеса. Руководителями и сотрудниками многих бизнес-структур являются относительно недавно переселившиеся в область выходцы из Средней Азии, Северного Кавказа и других национальных регионов России. Помимо того, что эти бизнесмены производят различную продукцию для потребления населением области, они занимаются меценатством в пользу детских, культурных и спортивных организаций [8]. Деятельность такого рода, безусловно, влияет на отношения населения к бизнесу и его национальным представителям. Диапазон этих отношений разнообразен, но хорошие дела, несомненно, приводят к уважительному отношению и к людям, их творящим.

Межэтническая интеграция жителей ЕАО проявляется в разных формах и способствует их бесконфликтным национальным взаимоотношениям. Это заметно проявляется в молодёжной среде, что само по себе очень важно. Сложившиеся к настоящему времени в области межэтнические отношения стали привлекательным фактором для мигрантов из бывших республик СССР, часть из которых укореняется в социальном пространстве ЕАО. Беженцы из Украины, прибывающие в область в связи с событиями на своей родине в 2014-2015 гг., как правило, доброжелательно принимаются местными жителями ЕАО.

Действенным фактором развития в области культуры межэтнических отношений является проводимая в этом направлении региональными органами государственного и муниципального управления политика. При губернаторе ЕАО создана и функционирует Комиссия по вопросам гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, информационному противодействию экстремизму и терроризму. В состав комиссии, наряду с госслужащими, входят представители всех зарегистрированных в области национальных общин, работники сфер культуры и образования, учёные,

20/£/з

религиозные и общественные деятели. Подобные комиссии действуют и при органах местного самоуправления области. На их заседаниях обсуждаются актуальные для различных диаспор вопросы, вырабатываются предложения и рекомендации в адрес органов, компетентных принимать и осуществлять решения, направленные на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений.

В результате согласованной деятельности существующих национальных общин, других общественных организаций, государственных органов управления и местного самоуправления жители области разных национальностей получают возможность для удовлетворения своих потребностей в публичном национальном самовыражении в бизнесе, культурных мероприятиях, общественных делах, в государственном и муниципальном управлении. Среди людей разных национальностей популярными стали регулярные фестивали еврейской культуры, «Русь многоликая», «В семье единой», спортивные состязания команд, сформированных по национальному признаку. По инициативе студентов Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема в 2015 году проведён фестиваль «Этносфера», на котором была предоставлена возможность для национального самовыражения представителям различных диаспор. Областной Центр содействия семье и молодёжи регулярно организует различные формы межэтнического взаимодействия молодёжных групп. В образовательных учреждениях ЕАО всё чаще стали использоваться дополнительные воспитательные возможности учащейся молодёжи с полиэтническим составом. Существенный вклад в культуру межнациональных и межконфессиональных отношений в области вносят еврейские религиозные общины «Бейт-Тшува» и «Фрейд»; художественные коллективы «Ила-нот», «Когелет», «Мазлтов», «Никс», «Сюрприз», в репертуаре которых заметное место занимают еврейский и другие фольклорные

жанры. На заседаниях женского клуба «Ха-ва» (от имени Ева - по мифологии первая женщина на земле) участники этого сообщества знакомятся с творчеством еврейских писателей, поэтов, художников, осваивают рецепты еврейской национальной кухни. В семейном клубе «Мишпоха» (семья) дети вместе с родителями встречают «Шабат» и отмечают другие еврейские праздники. Верующие евреи получили возможность отправлять свои религиозные потребности во вновь построенной синагоге. Жителями области востребована еврейская национальная кухня, блюда которой предлагаются почти во всех местных ресторанах, кафе, столовых, а «шницель по-биробиджански», запатентованный более полувека назад шеф-поваром одного из местных ресторанов еврейской национальности, стал своеобразным брендом города Биробиджана и области. Дегустация и представление рецептов блюд еврейской кухни стали неотъемлемой частью регулярно проводимых в области фестивалей еврейской культуры. В городе работают кафе «Симха», «Семь-сорок», удовлетворяющие запросы любознательных до кулинарии и любителей еврейской кухни [4; 15].

Многими жителями области разделяется особый колорит, связанный с еврейской культурой, происходит её интеграция с другими этническими культурами. Это выражается в добровольном приобщении граждан еврейской и нееврейских национальностей к изучению языков идиш и иврит, а также основ еврейской культуры в общеобразовательных школах, в учреждениях профессионального и дополнительного образования.

Формированию интереса жителей области к еврейской культуре в значительной мере способствуют известные далеко за пределами автономии народные коллективы: «Ансамбль скрипачей», вокальные группы «Нежность», «Илэ инейнен», которые музыкой и песнями, в том числе местных авторов, прославляют как среди жителей области, так

и за рубежом всё, связанное с ЕАО.

Наиболее заметным публичным самовыражением корейской общины стали организованные по её инициативе в 2014 году торжества, посвящённые 150-летию корейской диаспоры в России и 69-летию освобождения Кореи от японских милитаристов. Жители города и области проявили во время торжественных мероприятий высокий интерес к общине, фольклорным выступлениям корейских творческих групп и к экзотической корейской кухне.

Мусульманские праздники «Курбан-байрам», «Навруз» и другие стали в области всенародными, и официальные лица автономии через СМИ поздравляют с этими праздниками мусульман и других жителей области, равно как и с Новым годом, Рождеством Христовым, еврейскими праздниками Пейсах и Ханука, а китайских граждан с Новым годом по лунному календарю.

Таким образом, сочетание спонтанных и организованных форм межнационального взаимодействия способствуют доминированию в Еврейской автономной области позитивных межэтнических отношений и формированию культуры этих отношений.

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ межэтнических отношений, сложившихся на Дальнем Востоке России в Еврейской автономной области. Ретроспективный анализ становления и развития межнациональных взаимоотношений в рассматриваемом регионе свидетельствует о том, что во все времена в нём превалировали и в настоящее время доминируют отношения толерантности и межнационального согласия. Представлен опыт согласованных действий общественных организаций, органов государственного управления и местного самоуправления по культивированию бесконфликтного сосуществования национальных диаспор на территории с полиэтническим составом населения.

Ключевые слова: Еврейская автономная область, межэтнические отношения, ксенофобия, толерантность, культура межэтнических отношений.

SUMMARY

The article presents an analysis of interethnic relations established in the Far East of Russia in the Jewish Autonomous Region. Retrospective analysis of the formation and development of inter-ethnic relations in this region suggests that at all times there prevailed and now dominate the relationship of tolerance and inter-ethnic harmony. The experience of coordinated actions of public organizations, government bodies and local self-cultivation conflict-free coexistence between ethnic communities on the territory of a multi-ethnic composition of the population.

Key words: Jewish Autonomous Region, ethnic relations, xenophobia, tolerance and culture of inter-ethnic relations.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аверина Ю. Н, Никитенко В. Н. «Идиш-сообщества» в социальном пространстве Еврейской автономной области // Региональные проблемы. - 2012. - Т. 15. -№ 2. - С. 62-66.

2. Азиатская Россия. В 3-х т. - СПб.: Изд-во Переселенческого управления Главного управления землеустройства и земледелия, 1914.

3. Арсеньев В. К. По Уссурийскому краю; Дерсу Узала. - М.: Правда, 1983. -447 с.

4. Бренер И. С. Лехаим, Биробиджан / отв. ред. Я. М. Кофман. - Красноярск: Изд-во «Красноярский писатель», 2007. - 336 с.

5. Вайсерман Д. И. Биробиджан: мечты и трагедия. История ЕАО в судьбах и документах. - Хабаровск: Изд-во «РИО-ТИП» краевой типографии, 1999. - 512 с.

6. Восток России: миграции и диаспоры в переселенческом обществе. Рубежи XIX-XX и XX-XXI веков / науч. ред. В. И. Дятлов. - Иркутск: Оттиск, 2011. -624 с.

7. Гуревич В. С., Цап В. А. О Еврейской автономной области всерьёз и с улыбкой. Серия «Библиотека Биробиджанской еврейской общины «Фрейд» / ред. И. З. Ма-

20/S/3

нойленко, И. П. Попкова. - Биробиджан, 2011. - 187 с.

8. Иващенко В. Бизнес и культура // «Бизнес 79 региона». - 2014. - № 1.

9. Ларин А. Г. Китайские мигранты в России. История и современность. - М.: Восточная книга, 2009. - 512 с.

10. Мелихов А. Биробиджан - земля обетованная. - М.: Текст, Книжники, 2009. -288 с.

11. Никитенко В. Н. Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ: монография / под ред. И. Н. Ище-нко. - Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН-БФ АмГУ, 2012. - 110 с.

12. Никитенко И. В. Миграционная безопасность России: криминологический аспект: монография. - М.: Изд. дом. Шумиловой И. И., 2013. - 350 с.

13. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года: [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_ doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi 1 612.htm (дата обращения 25.06.2015).

14. Поярков Василий Данилович. Биографический очерк // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bibliofond.ru/view. aspx?id=54778 (дата обращения 25.06.2015).

15. Примак П. В. Этнокультурная адаптация евреев Еврейской автономной области к общественным трансформациям на рубеже ХХ-ХХ1 вв. - Владивосток: Дальнаука, 2011. - 231 с.

16. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666.

Н. Я. Игнатенко, И. Н. Зиненко

УДК [37.014.3:37.016:51]"312"

ОТДЕЛЬНЫЕ РЕТРАГИРОВАНА

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ

ВОПРОСЫ

РЕФОРМИРОВАНИЯ

РЕГИОНАЛЬНОГО

ШКОЛЬНОГО

МАТЕМАТИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

]В условиях вхождения Республики Крым в российское образовательное пространство неизбежен процесс реформирования и модернизации существующей региональной системы школьного математического образования, пересмотра её отдельных концептуальных положений.

Математика занимает одно из центральных мест в системе образования как важное средство интеллектуального развития, формирования общей культуры, решения общеобразовательных и воспитательных задач. Математические знания необходимы для изучения явлений природы, без них невозможно достижение успехов в развитии производства и науки. Знания о количественных отношениях и пространственные представления необходимы практически во всех сферах деятельности человека. Неслучайно нашу эпоху называют эпохой математизации и информатизации знаний.

В условиях нашей страны приоритетным становится расширение наукоёмких производств, основой которых является, с одной стороны, развитие специальных разделов математики, с другой - достаточно высокая общематематическая культура работников, занятых на этих производствах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.