Научная статья на тему 'Влияние этноэкологических культур на экосистему Ферганской долины'

Влияние этноэкологических культур на экосистему Ферганской долины Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
67
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЭКОЛОГИЯ / ETHNOECOLOGY / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / CULTURAL LANDSCAPE / АНТРОПОГЕНЕЗИС / ANTHROPOGENESIS / БЛОК / BLOCK / БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / BIOLOGICAL DIVERSITY / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ЭКОСИСТЕМА / ECOSYSTEM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Комилова Наргиза Уриновна

В этой статье представлены некоторые результаты применения этноэкологических подходов к изучению последствий глобального вмешательства человека в окружающую среду на территориях Ферганской долины. Особое значение в статье об этноэкологических исследованиях придается влиянию природных и антропогенных факторов, различных проблем этнографии, этнологии, антропологии и демографии. Освещена этноэкологическая культура населения Ферганской долины и ее роль в решении экологических проблем. Изучены ландшафтно-географические аспекты традиционных способов землеи водопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние этноэкологических культур на экосистему Ферганской долины»

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЛИЯНИЕ ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУР НА ЭКОСИСТЕМУ

ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЫ Комилова Н.У. Email: Komilova636@scientifictext.ru

Комилова Наргиза Уриновна — докторант, кафедра географии,

Ферганский государственный университет, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье представлены некоторые результаты применения этноэкологических подходов к изучению последствий глобального вмешательства человека в окружающую среду на территориях Ферганской долины. Особое значение в статье об этноэкологических исследованиях придается влиянию природных и антропогенных факторов, различных проблем этнографии, этнологии, антропологии и демографии. Освещена этноэкологическая культура населения Ферганской долины и ее роль в решении экологических проблем. Изучены ландшафтно-географические аспекты традиционных способов земле- и водопользования.

Ключевые слова: этноэкология, культурный ландшафт, антропогенезис, блок, биологическое разнообразие, устойчивое развитие, экосистема.

INFLUENCE OF ETHNOECOLOGICAL CULTURES ON THE ECOSYSTEM OF THE FERGANA VALLEY Komilova N.U.

Komilova Nargiza Urinovna - Doctoral Candidate, DEPARTMENT OF GEOGRAPHY, FERGANA STATE UNIVERSITY, FERGANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: some results of application of ethnoecological approaches to studying of consequences of global intervention of the person in the environment in territories are presented to the Fergana Valley in this article. The special value in article of ethnoecological researches is given influence of natural and anthropogenic factors, various problems of ethnography, ethnology, anthropology and demography. The ethnoecological culture of the population of the Fergana Valley, and her role is covered in the solution of environmental problems. Landscape and geographical aspects of traditional ways to the earth - and water use are studied.

Keywords: ethnoecology, cultural landscape, anthropogenesis, block, biological diversity, sustainable development, ecosystem.

УДК. 914.91.9

Проследить связь между этноэкологическими аспектами культуры и этнической истории народов с географическими, климатическими и другими аспектами этнической экологии становится актуальным вопросом настоящего времени.

В Ферганской долине в качестве нового самостоятельного региона можно рассматривать как очевидный признак новых глубоких сдвигов изменения природных экосистем, выразившихся в том числе в формировании территории процессов глобализации и регионализации антропогенеза. Ферганская долина оформляется как мусульманский историко-культурный регион, характеризующийся традиционной ориентацией свойственной влияниям на природную среду.

Современное мировое сообщество вынуждено постоянно испытывать обеспокоенность экологическими проблемами, при этом понимая, что стратегия устойчивого развития ставит вопрос об отказе от определенных ценностей, призывающих и ориентирующих человека на нерациональное распределение и использование природных ресурсов. Принимая во внимание характер и всю сложность решения экологических проблем, многие ученые давно призывают общество к отказу от потребительских приоритетов, сугубо материальных интересов, акцентируя внимание на том, что в информационном обществе необходимо стремиться человеку к высшим экологическим ценностям бытия. Сохранение, бережное и обдуманное отношение к окружающей природной среде, ее постоянное облагораживание, проявление заботы - это является одной из форм проявления культуры и воспитания патриотизма. Для формирования этноэкологической культуры необходимы

со стороны государства специальные, в том числе экономические, социальные, образовательные, юридические и другие механизмы его регуляции.

Экологическая культура, являясь составной частью общечеловеческой культуры, выражается в системе нравственно-ценностных ориентаций, реализуясь во всех сферах жизнедеятельности человека: как в материальной, так и в духовной жизни, поступках, быту и т.д. [1].

«Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой и национальной культуры, включающая систему социальных отношений, материальных ценностей, норм способов взаимодействия общества с окружающей средой, преемственно формулируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному развитию общества и человека...» [2].

Экокультурное наследие Ферганского народа демонстрирует пример особенного, разумного, обдуманного, ответственного отношения к природе, где нет места циничному попиранию ценностно-смысловых основ отношения человека к природе. В качестве составляющих экологической культуры народов отметим следующее: становление экологических убеждений, формирование экологических идеалов, ценностей, синкретизм этического и эстетического в восприятии, осмыслении природы, специфичность экологической ментальности, преемственность. Необходимо отметить свойственность определенных экологических норм, идеалов, сознания, этики, характерных различным этносам, помогающих, естественно, выстраивать свое «регулированно-многогранное» отношение к природе.

В этноэкологии акцент делается на изучении адаптации человеческого общества к окружающей среде. Культура рассматривается как механизм, посредством которого такая адаптация осуществляется. С помощью культуры «люди не только приспосабливались со временем к той или иной новой природной среде («экологической нише»), но и преобразовывали в большей или меньшей степени саму эту среду, создавая «культурные ландшафты». Под культурным ландшафтом понимается целенаправленно созданный сотворчеством этноса и природы антропогенный ландшафт, обладающий высокоорганизованной территорией и оптимальным природопользованием [3].

Ферганской долине обоснованы итогами наблюдения многих поколений людей, возделывающих землю. Путем бесчисленных проб и ошибок земледельцы определяли, что и когда сажать, сколько влаги нужно дать почве, каким образом проводить полив. Кроме того, здесь неоднократно наблюдались ухудшения экологического состояния земли, вторичное засоление, эрозия почв, песчаные бури, наводнения, засухи. Эти события настораживали земледельцев, и они задумывались над причинами. В умениях и навыках, передаваемых поколениями, достойное место занимали те, которые предотвращали ухудшение экологического состояния территории. Эти особенности природопользования, с учетом социального прогресса, должны учитываться и в настоящее время, при определении путей рационального природопользования, причем критерием рациональности может служить социально-экономическая эффективность [4].

Влияние и воздействие оказываемое человеком на природную среду стало почти повсеместно. Возрастающее влияние антропогенных факторов на ландшафт может быть, как сознательным, так и непродуманным или случайным. Человек распахивая, орошая целинные и пахотные земли, создал, создает сельскохозяйственные и другие виды продуктов. Кроме того, на основе освоение и орошение человек создал новые сорта растений. Это часть осознанной целенаправленной деятельности человека. С другой стороны, на растительный покров, будь он естественным или искусственным, влияют развитие промышленных центров, а также механизация и химизация сельскохозяйственного производства. В результате в настоящее время человечество столкнулось с глобальным экологическим кризисом [5].

Обязательность народов Ферганской долины сохранения, соблюдения экологических традиций на уровне всего человечества через культурный диалог, в целях постоянного соблюдения природоохранных мер, рационального использования природных ресурсов, признания идей о самоценности природы. Таким образом, сохранение этноэкологических ценностей должно осуществляться и через их взаимоотношения с современными цивилизационными процессами, поскольку это необходимо в обеспечении устойчивой, стабильной адаптации человека в условиях постоянно трансформирующегося мира.

В настоящее время народы Ферганской долины должны объединиться и направить свои усилия на создание единой системы по развитию этноэкологической культуры, действием к различным приемам и сферам, решение экологических проблем через формирование, «повышение» уровня этноэкокультуры населения.

Список литературы / References

1. Григулевич Н.И. Опыт исторического и этноэкологического анализа Верхне-Волжского региона / Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М. ИЭА РАН, 2015. Вып. 247. 47 с.

2. КозловВ.И. Основные проблемы этническойэкологии // Советская этнография. 1983. № 1.

3. Козлов В.И. Нация. Этнические и этно-социальные категории. Свод 4. этнографических понятий и терминов [Текст] / Под общей ред. Ю.В. Бромлея и С.И. Вайнштейна. М.:ИЭА, 1988. С. 79-165.

4. Ахмадалиев Ю.И. Этноэкологическая культура населения Ферганской долины в конце XIX и начале XX века. Вестник АРГО, 2015 (4) С. 186.

5. Эшпулатов Ш. и др. Химические и геохимические свойства почв светлых сероземов. «ФАН», Ташкент, 2010. С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.