нять, но предполагают, что для этого не создано определенных условий, т.е. они желали бы проявить внешнюю профессиональную мобильность, но уверены что без посторонней помощи им это не удастся. Результаты анкетирования показали, что современный бакалавр нуждается в развитии проектировочных умений, направленных как на него самого, так и на его деятельность. Более половины готовы к осуществлению профессиональной мобильности как внутренней, так и внешней, но не имеют необходимых компетенций и не владеют технологией самореализации в профессии. Все это требует пересмотра теории и практики подготовки бакалавра специального образования, обеспечения условий становления личности профессионала новой формации, способной к профессиональной мобильности в условиях интеграции.
Современный мир очень динамичен, новые сферы деятельности возникают очень часто, на протяжении жизни одного поколения могут происходить серьезнейшие структурные перестройки экономики. В связи с этим необходимо быть готовым к тому, что полученного первоначального образования будет недостаточно и придется на протяжении жизни постоянно доучиваться и переучиваться.
Литература
1. Амирова Л.А. Управляемое самообучение взрослых: практическая андрогогика : учеб. пособие для вузов. Уфа : Башкир. гос. пед. ун-т, 2005.
2. Амирова Л.А., Багишаев З.А. Профессионально-педагогическая мобильность: сущность, стратегии реализации, векторы развития. М. : РАО, 2004.
3. Бухарова Г.Д. Современное образование: тенденции и направления развития // Образование и наука. Будущее в ретроспективе: научнометодический сборник / авт.-сост. Е.В. Ткаченко. Екатеринбург : Изд-во УРО РАО, 2005.
4. Гаязов А.С. Семь проблем современного образования. Уфа : Вагант, 2008.
5. Гордеева Н.Н. Индивидуализация практической подготовки будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности. М. : Акад. проф. образования, 2001.
6. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России : дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2006.
7. Технология профессионально-личностного развития будущего учителя, его готовности к организации воспитательного процесса в образовательном учреждении / под ред. В.А. Сластенина. М., 2003.
Readiness for professional mobility of a bachelor of specialized education as the condition of his social and pedagogic work
There are characterized the established objective conditions of readiness for prompt integration of a future teacher into the society, described the potential of training of such a teacher at higher school, the demands made to a bachelor of specialized education by the modern society.
Key words: professional mobility, bachelor of specialized education, social and pedagogic work.
о.М. тихомирова
(Екатеринбург)
ВЛИЯНИЕ ЭТНОДИЗАйНА на формирование нравственных качеств студентов
Освещена проблема повышения эффективности воспитательного процесса в высшей школе; раскрываются потенциальные возможности дисциплины «Этнодизайн» в процессе формирования у студентов нравственных качеств и мировоззренческих позиций; рассматриваются источники воспитательного потенциала этнического искусства, лежащие в природе данного вида искусства.
Ключевые слова: этническое искусство, этнодизайн, воспитание, нравственные качества личности.
В высшей школе деятельность педагога направлена на личность уже взрослого человека, поэтому распространенным является мнение о том, что воспитывать его уже поздно и даже неэтично. Если рассматривать воспитание как составную часть социализации личности, то этот процесс начинается с раннего детства и длится в течение всей жизни. При этом отдельные временные промежутки имеют различную интен-
© Тихомирова О.М., 2012
сивность и отличаются качественно. В педагогической литературе воспитание обычно трактуется как «воздействие на личность и поведение, т.е. на социально значимые особенности индивида и на социально оцениваемые действия» [6, с. 87]. При этом воспитывает все - события, люди, предметы и т.д. Задача педагога - построить процесс социализации так, чтобы получить определенные качества личности, используя имеющиеся возможности и средства осознанно и с максимальным эффектом.
Ограничим рамки нашего вопроса: во-первых, средствами и возможностями (содержание и методика преподавания учебной дисциплины «Этнодизайн»). Во-вторых, кругом качеств, которые мы намерены воспитать. На сегодня и цели воспитания, и набор нравственных качеств представляются недостаточно проработанными. Система ценностей целого ряда поколений разрушена, необходимо учитывать, что общество сейчас крайне неоднородно не только по благосостоянию, но и по ценностным ориентациям различных социальных групп. Образовался некий вакуум в идеологии и целях воспитания. В последние десятилетия мы можем наблюдать попытки отечественной педагогики заполнить его. Многие современные модели образования и воспитания используют американскую модель Дьюи, в основе которой лежат прагматическая парадигма и идея индивидуальной успешности. На наш взгляд, сегодня эта идея мажет стать не только неэффективной, столкнувшись с общинностью и коллективизмом, присущими российскому менталитету, но и опасной. В условиях социальной разобщенности общества, нестабильности экономики, коррупции идея индивидуальной успешности может послужить нравственным оправданием таких негативных явлений, как разграбление национального достояния, равнодушие, карьеризм и т.д. Альтернативой является идея общин-ности, выделяемая большинством философов как главная национальная черта. В педагогике она нашла отражение в образовательной модели Макаренко и в принципах народной педагогики. В качестве мировоззренческих основ воспитания студентов необходимо также использовать идеи философии гуманизма, поскольку они наиболее соответствуют идеалам демократического общества: «.. .единственно правильными могут быть только те преобразования, которые бу-
дут не рабским копированием чужеземных образцов, а будут опираться на тот реальный потенциал российского общества, которым мы располагаем и который имеет силы вывести страну в одного из лидеров мирового развития» [3, с. 51]. «На данном этапе развития России, - отмечает П.И. Бабочкин, -идеи западной демократии, скорее всего, не будут приемлемы в качестве основы для воспитания молодежи, поскольку они не воспринимаются в сознании современной молодежи в качестве основополагающих ценностей и возникли, опираясь на другой, европейский тип личности, культуру и традиции, идущие от античности. Перенесение в российскую действительность идей индивидуализма, национализма, прагматизма и других аналогичных принципов западной культуры мало приемлемо, поскольку в нашем обществе еще достаточно сильны идеи об-щинности и коллективизма» [1, с. 31]. В связи с этим целесообразно рассмотреть характерные черты русского менталитета, которые были освещены в трудах Вл. Соловьева, Н. Бердяева, Г. Федотова, Н. Лосского и др. Качества, упомянутые в работах философов и историков, попытался сгруппировать и систематизировать Ю.Г. Фокин [6, с. 116]. Он выделяет три основных понятия - «духовность», «народность», «державность». При этом Ю.Г. Фокин рассматривает их не как единичные понятия, а как группу признаков или специфических качеств, объединенных неким родством. Учитывая, что в нашей статье анализируются вопросы художественного образования, а точнее, их этнокультурная составляющая, круг интересов можно сузить до воспитания общинности, духовности, патриотизма и формирования национального самосознания.
Выбравшись на такой высокий уровень целей и формируемых качеств, вернемся вновь к средствам, имеющимся в нашем распоряжении. к этническому искусству можно подойти по-разному: как к исторической справке; предмету, имеющему исключительно декоративную ценность; неотъемлемой части синкретичной культуры, дающей богатый материал для понимания этноса, или как к средству формирования нравственных качеств.
Сейчас в Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ) разработан и внедрен новый курс «Этнодизайн». Нам как разработчикам
этого курса кажется наиболее важным подойти к подбору материала с культурологических позиций, учесть возможность воспитательного потенциала каждого включенного в программу раздела. Необходимость воспитания национального самосознания и патриотизма подтверждается данными социологического опроса, проведенного в РГППУ. Задачей исследования была мотивация поступления в высшее учебное заведение. Среди мотивов лидировал мотив желания покинуть страну после окончания вуза.
Этническое искусство способно внести значительный вклад в воспитание патриотических чувств, и причины этого лежат в свойствах самого искусства. В.С. Воронов в своих работах выделил основные свойства народного искусства. Одна из них - анонимность, т.е. безавторность предметов народного искусства [2, с. 292]. В произведении народного искусства ценится в первую очередь умение остаться в рамках традиции. В противовес этой позиции авторское искусство предполагает ценность индивидуальных проявлений, максимальную непохожесть на все созданное ранее. Анонимность этнического искусства вытекает из общинности или коллективизма как одного из свойств российского менталитета: «... общинность, ее также можно было бы назвать соборностью, а в советский период она именовалась коллективизмом» [4, с. 44]; способности русского человека чувствовать себя достойно, являясь не отдельностью, а частью чего-то большего; умения вносить свою лепту в общее дело, не стремясь выделиться.
другое свойство русского характера -приверженность красоте, истине, добру [2] -находит многообразное отражение в народном искусстве. В частности, одно из важнейших свойств этнического искусства, отличающее его от иных видов искусств, - утилитарность. Все проявления этого творчества служат украшению самой жизни, входят в реальный быт народа и порождены им. В этническом искусстве нет места произведениям, живущим ради самого искусства, нет сюжетов и образов, отражающих безнравственные стороны жизни. Оно пронизано оптимизмом и служит приумножению красоты, добра, истины, бывая иногда наивным, мечтательным, идеализирующим действительность, иногда даже избыточно красочным, предельно отрытым, навязчивым, пытаясь передать полноту красоты мира, по русско-
му принципу «уж если пир, то горой». Все это создает жизнерадостный и жизнеутверждающий характер народного искусства, а также формирует оптимистическую жизненную позицию его творцов и потребителей. Встречи с живущими по сей день носителями этнической культуры подтверждают эту мысль. Мастера преклонного возраста, живущие в трудных условиях, поражают своим деятельным оптимизмом, приветливостью и бескорыстием.
Традиционность [2] этнического искусства проявляется в самом механизме трансляции мастерства. Это в первую очередь институт ученичества, наставничества, когда опыт передается из рук в руки и процесс передачи носит некоторые элементы сакраль-ности. Бережно передаваемые от поколения к поколению технологии, предметы, символы оттачивались, находили свою оптимальную форму, доводились до абсолюта. «Образ, носителем которого становился предмет, выражал народное, а не личное мировоззрение. Отсюда масштаб народного искусства, синтетичность в самом мышлении» [5, с. 30].
В традиционном механизме передачи мастерства важным наряду с трансляцией технологии становится передача отношения мастера к своему делу, материалу, к образу. Обучение этнодизайну предполагает не подготовку мастера по всем видам и отраслям народного искусства, а воспитание в студенте определенных нравственных качеств. Традиционность этнического искусства выражается также в тесной связи поколений, в уважении к ценностям прошлых поколений, почитании старости, в особом позитивном культе предков. Это прочитывается в обилии предметов, указывающих на культ предков (полотенце, поминальное печенье и т.д.), и в конкретных образах. В качестве примера можно привести образ «древа жизни», символически связывающего поколения своей кроной и корнями. Этот образ встречается во многих техниках: вышивке, росписи, ткачестве, резьбе.
Эффективность внедренного нового курса «Этнодизайн», разработанного в Институте искусств на кафедре декоративноприкладного искусства в РГППУ г. Екатеринбурга, можно показать на основе анализа изменений, произошедших в выборе тем и ходе защит дипломных работ за последние три года. В отчетах ВАК отмечается интерес
студентов к темам из области отечественного прикладного искусства. Такие дипломные работы, как «Серия подносов с НижнеТагильской традиционной росписью», «Марийский головной убор», «Хантыйская традиционная игрушка», были выполнены студентами, имеющими соответствующие этнические корни. В работе они использовали личный (семейный) материал, а в ходе защит показали искреннюю заинтересованность, эмоциональность, убедительность. Все это подтверждает мысль о том, что глубокое, осмысленное изучение этнического искусства и создание условий для самостоятельного воспроизводства этого искусства в рамках современной художественной культуры способствуют формированию у студентов важных нравственных качеств, таких как патриотичность, коллективизм, влияют на формирование культурной самоидентификации и оптимистичной жизненной позиции.
литература
1. Бабочкин П.И. Проблемы становления специалистов в высшей школе. М., 1997.
2. Воронов С.В. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М., 1972.
3. Ляпустин Б.С. Культурно-исторические типы в современном российском обществе. М., 2000.
4. Новиков А.М. Национальная идея России. М., 2000.
5. Некрасова М. А. Народное искусство России: Народное творчество, как мир целостности. М. : Сов. Россия, 1983.
6. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество. М. : Академия, 2002.
Influence of ethnodesign on students’ moral qualities development
There is covered the issue of increase of educational process effectiveness at a higher school. There is revealed the potential of the discipline "Ethnodesign " in the process of students ’ moral qualities and worldview development; considered the sources of educational potential of ethnic arts, which are in the nature of the given arts.
Key words: ethnic arts, ethnodesign, education, moral qualities of a personality.
КЛ. БАДРАК (Санкт-Петербург)
проблема нравственного воспитания молодых спортсменов
Поднимается вопрос нравственности и ее роли в воспитании и развитии человека, а также построении общественных норм и законов, формируемых в социуме. Как одна из глобальных проблем современного спорта рассматривается проблема допинга, а именно: актуальность в спортивной среде набора ценностей, основанных на морали, которые важны не менее, чем самые высокие достижения.
Ключевые слова: спорт, допинг, мораль, нравственность, воспитание, ценностные ориентации, молодежь.
Глобальные изменения современного мира не могли не привести общество к размышлениям о нравственности и морали, которые в XXI в. трансформировались и приобрели новые очертания. Вывод, ставший наиболее очевидным сегодня: невозможно построить культурное общество, если это общество не опирается на истоки той исторической и нравственной памяти, которая накоплена многими поколениями наших предшественников.
Человек - это целый мир. Он несет в своем сознании образ всего мира, в том числе отражение самого себя. Поэтому не случайно на первый план выходят вопросы нравственности, ее роли в воспитании и развитии человека, а также построения общественных норм и законов. На протяжении веков складывались различные точки зрения на мотивы формирования личностных характеристик человека, образующих его нравственное начало. Одна точка зрения предполагает биологический подход. В данном случае все зависит от наследственности. Так называемое здоровое начало либо заложено на генном уровне, либо отсутствует полностью. В какой-то мере эта точка зрения перекликается с библейской темой о «грехах отцов», которые достаются детям, и с научными данными из набора ДНК. Согласно другой позиции, нравственность определяется качеством воспитания и обучения. И, наконец, третья точка зрения заключается в следующем: нравственные качества являются интегративным образованием, представляющим собой сплав врожденных психофизиологиче-
© Бадрак К.А., 2012