ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО ФАКТОРА
НА СТАНОВЛЕНИЕ АФГАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Рахматулло АБДУЛЛОЕВ
старший научный сотрудник Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия АН Республики Таджикистан
(Душанбе, Таджикистан)
АННОТАЦИЯ
Процесс становления единого государства в Афганистане был сопряжен с возникновением многочисленных межэтнических противоречий, которые и сегодня затрудняют модернизацию и развитие страны.
Их сохранение связано в первую очередь с особенностями устройства
многонационального государства, традиционным доминированием во властных структурах пуштунской феодальной знати, местом и ролью неафганских народов в экономической и политической жизни страны, а также взаимоотношениями основных населяющих ее этносов.
В статье рассматриваются истоки межэтнических проблем, восходящие к периоду образования централизован-
ного государства в Афганистане, и отражение этих проблем в современной исторической мифологии.
V
УУ
Введение
Сегодняшние события в Афганистане уходят корнями в конец ХК века — именно тогда завершился процесс образования централизованного государства и был положен конец феодальной раздробленности, усобицам и межплеменным распрям. В тот же период в стране возникли межэтнические проблемы, которые и сегодня оказывают огромное влияние на всю общественно-политическую жизнь. Их устойчивость связана, в первую очередь, с особенностями устройства многонационального государства, традиционным доминированием во властных структурах пуштунской феодальной знати, местом и ролью неафганских народов в экономической и политической жизни страны, а также взаимоотношениями основных населяющих ее этносов.
Характер и направление развития нынешних общественно-политических процессов, которые отражаются в современной мифологии и официальной исторической науке, можно понять и оценить, лишь рассмотрев начальный период становления единого афганского государства.
Становление афганского государства
В 1747 году Ахмад-шахом Дуррани было основано первое независимое Афганское государство со столицей в Кандагаре. В результате многочисленных завоевательных походов оно превратилось в империю Дуррани. Это государство стало ядром объединения пуштунских племен, а затем подчинило себе и другие территории, населенные преимущественно неафганскими народами.
Зарождение и развитие феодальных отношений у пуштунских племен создало предпосылки для образования государства; этому способствовали и такие внешние факторы, как распад империи Великих Монголов в Индии, крушение империи Надир-шаха в Иране и междоусобицы в Средней Азии (С А).
Держава Дуррани являлась примером племенной государственности. В ее основе лежала политическая власть группы пуштунских племен абдали (дуррани), чьи позиции резко усилились из-за кризиса традиционной системы государственного строительства и управления.
Особенностью государства Ахмад-шаха и его преемников был ярко выраженный завоевательный характер всей внешней политики. Еще при жизни Ахмад-шаха Дуррани афганские ханы, захватив Северо-Западную Индию, Белуджистан, Хорасан, Сиистан и на какое-то время Балх, дошли до Мерва и Бадахшана. По словам известного востоковеда И. Рейснера, «афганские завоевания были выражением и следствием развития феодализма в афганском обществе,
попыткой ханов смягчить остроту классовых противоречий и использовать военную силу... в целях захвата и ограбления соседних стран»1.
Уже в начале 1750-х годов войска афганского шаха покорили многочисленные ханства по левому берегу Амударьи, которые после падения государства Надир-шаха стали независимыми владениями. К середине XIX века в левобережье Пянджа-Амударьи существовали небольшие владения Бадахшан, Кундуз, Эндераб, Хульм, Мазари-Шариф, Балх, Бамиян, Акче, Сара-пуль, Андкой, Меймене и Шибирган2.
Власть афганцев на завоеванных ими территориях была непрочной; Ахмад-шаху приходилось держать войска в постоянной боевой готовности. После удачного похода 1752 года резиденцией афганского наместника стал город Балх, в котором был размещен военный гарнизон. Однако, несмотря на все попытки Ахмад-шаха и его преемников, окончательно покорить эти ханства так и не удалось. Что касается Бадахшана, то можно утверждать, что и здесь власть афганских эмиров была неустойчивой. Как отмечал Г. Арандаренко, Бадахшан только «с 1869 года лишился своей независимости и окончательно попал под власть Афганистана»3.
Превратившиеся в «Афганский Туркестан» области Бадахшан, Кундуз и Южный Туркестан, располагавшиеся по левому берегу Пянджа-Амударьи, были покорены во времена правления эмира Абдурахман-хана в результате беспощадных военных действий и жестокого подавления сопротивления населения.
Все, кто выступал против власти афганского эмира, сурово наказывались; особо беспощадно в назидание остальному населению карались знатные люди и купцы. Так, при завоевании Бадахшана солдаты эмира схватили 50 купцов, которых обвинили в организации нападений на военные конвои и гарнизоны. По распоряжению эмира у купцов отняли все товары, а их седла и лошади были отданы кавалеристам и артиллерии. Как признавал сам Абдурахман-хан, несмотря на предлагаемый большой выкуп за каждого, «я приказал все-таки расстрелять их из пушек, так как они совершили много преступлений против моего безобидного народа. Это наказание было приведено в исполнение»4.
Военным успехам афганских завоевателей способствовали два обстоятельства. Во-первых, эти небольшие ханства оказались отрезаны от своей исторической и этнической базы, лишены поддержки родственной Бухары и прижаты тылом к Амударье. Во-вторых, после очередной неудачной попытки покорения Афганистана (1878—1880 гг.) и на фоне стремительного продвижения России в СА Англия начала оказывать материальную и военную поддержку боровшемуся за овладение северными областями афганскому эмиру.
Как отмечал П. Алексеенков, «современный Афганский Туркестан не без активной помощи Англии был отторгнут от Бухары и превращен в афганскую провинцию»5. Поэтому ни о каком добровольном стремлении и желании вхождения этих ханств в состав афганского государства не может быть и речи.
Несмотря на сменяющие друг друга периоды расцвета и упадка державы Дуррани, а также династическую борьбу за власть между различными пуштунскими племенами и кланами, многочисленные завоевательные походы и войны за покорение территорий, населенных таджиками, узбеками, туркменами и другими неафганскими народами, продолжались до конца XIX века. Как отмечает казахстанский ученый С. Акимбеков, «из государства пуштунского
1 Рейснер И.М. Развитие феодализма и образование государства у афганцев. М.: АН СССР, 1954. С. 343.
2 См., например: Южаков С.Н. Афганистан и сопредельные страны. СПб, 1885 (цит. по: Шумов С., Андреев А. История Афганистана, М., 2002. С. 65).
3 Арандаренко Г.А. Досуги в Туркестане (1784—1889), СПб: Типография М.М. Стасюлевича, 1889. С. 513.
4 Автобиография Абдурахман-хана эмира Афганистана. Издано Султаном Магометханом. В 2-х томах. Т. 1. СПб, 1901. С. 55.
5 Алексеенков П. Аграрный вопрос в Афганском Туркестане. М.: Международный аграрный институт, 1933. С. 22.
племени абдали постепенно сформировалось пуштунское государство, которое впоследствии, с ростом пуштунского этнического самосознания, стало претендовать на роль национального государства для всех пуштунов»6.
Влияние соперничества крупных держав
Завершению образования централизованного государства эмира Абдурахман-хана способствовало также продолжавшееся на протяжении всего XIX века соперничество между Великобританией и Россией за установление, укрепление и разделение сфер влияния в этом регионе. Стремление Британской империи обезопасить свое владычество в Индии стало причиной усиления ее активности на проходивших в 1871—1885 годах переговорах с Россией по определению северных границ афганского государства.
В результате стороны пришли к «убеждению, что, для сохранения между ними добрых отношений, было бы желательно предупредить непосредственное соприкосновение их владений в Средней Азии и что лучшим к тому средством было бы установление между обоюдными владениями нейтральной территории, неприкосновенность которой была бы одинаково обязательна для обеих держав»7.
Россия выразила готовность признать Афганистан нейтральной территорией и обязалась воздерживаться от вмешательства в дела этой страны. Следует отметить, что в своей борьбе за регион СА Россия и Великобритания преследовали почти одни и те же политические цели; при этом последняя особое внимание сосредоточила на афганских и белуджских племенах, проживавших на границе с Индией.
Определяя сущность политики Англии в отношении Афганистана, И. Рейснер писал: «Афганистан должен был стать достаточно спаянным государственным образованием, чтобы Россия не смогла оторвать по кусочку северные его провинции, остаться отсталым и экономическим разобщенным, иначе... он стал бы... угрозой Индии, особенно в случае его объединения с так называемыми независимыми племенами»8.
Афганистан, с его отсталостью, отсутствием дорог и коммуникаций, сохранявшимися родоплеменными отношениями и феодальной экономикой, рассматривался Великобританией в качестве буферного государства, способного надежно прикрыть Индию от вероятного вторжения России.
Чтобы обеспечить безопасность своих владений, английское правительство приложило максимум усилий для скорейшего определения северных границ Афганистана. Что касается внутреннего положения страны, то английские власти долго колебались в выборе ее будущего правителя и поначалу намеревались разделить Афганистан на небольшие вассальные княжества. Об этом свидетельствует письмо, которое Абдурахман-хан получил от политического агента Л. Гриффина 14 июня 1880 года. В нем говорилось: «Относительно границ. вся область Кандагара имеет быть поручена отдельному правителю. За этими исключениями правительство готово предоставить Вам основать полную и прочную власть во всем Афганистане, включая и Герат, какой пользовались прежние эмиры из Вашей семьи»9. В этом письме также
6 Акимбеков С.М. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Издание 2-е, испр. и доп. Алматы, 2003. С. 21.
7 Афганское разграничение. Переговоры между Россией и Великобританией 1872—1885. Спб: Издание Министерства иностранных дел, 1886. Ч. I. С. 2.
8 РейснерИ.М. Афганистан. М.: Из-во Комакадемии, 1929. С. 93.
9 Автобиография Абдурахман-хана эмира Афганистана. Т. 1. С. 226.
отмечалось, что английское правительство не гарантирует Абдурахман-хану владение Гератом, но и не расположено препятствовать мерам эмира, предпринимаемым для подчинения этой области.
Таким образом, после поражения во второй англо-афганской войне британские колонизаторы потеряли надежду на полное подчинение Афганистана. Поэтому установление контроля над внешней политикой этой страны и овладение ее восточными областями, населенными пуштунскими племенами, английское правительство рассматривало как огромный успех. При этом английское правительство умело использовало вражду и соперничество между представителями королевской семьи.
Опираясь на поддержку непуштунского населения северных и центральных областей, эмир Абдурахман-хан создал огромную 100-тысячную армию и был признан английскими властями законным главой Афганистана, с чем, однако, не были согласны племя дуррани и сардар М. Аюб-хан.
Завершение образования централизованного государства
В 1881 году Абдурахман-хан распространил свою власть на Кандагар и Герат; в результате границы его владений совпали с теми, которые существовали при эмире Ширали-хане. В 1890-х годах Абдурахман-хану удалось покорить Хазареджат и Кафиристан. В течение последнего десятилетия XIX века поддерживаемый извне эмир Абдурахман-хан завершил подчинение страны; как отмечает И. Рейснер, в итоге Афганистан принял «облик многонационального лоскутного государства»10.
Предметом долгих переговоров между представителями английских властей и эмиром Абдурахман-ханом стало определение восточных границ афганского государства. В ноябре 1893 года Абдурахман-хану под угрозой новой войны был навязан договор, по которому он признал власть английских властей над большей частью населенных пуштунскими племенами территорий, которые фактически оказались за пределами афганского государства.
Таким образом, еще в конце XIX века Британская Индия была отделена от Афганистана буферной зоной, граница которой впоследствии получила название «линия Дюранда». Эта граница разделила на равные части территорию, населенную пуштунскими племенами.
После обретения Афганистаном независимости в 1919 году власти страны безуспешно пытались добиться пересмотра соглашения о «линии Дюранда». В 1947 году (после образования Пакистана) эта линия стала государственной границей между Афганистаном и Пакистаном. Отошедшая Пакистану часть территории пуштунских племен вошла в его Северо-западную пограничную провинцию (СЗПП). По разным оценкам, здесь проживают примерно 25— 28 млн пуштунов (более 15% населения Пакистана). Это намного больше численности пуштунов в самом Афганистане, которая составляет примерно 12—14 млн человек (42% населения)11.
Афганистан никогда не признавал «линию Дюранда» в качестве государственной границы. Более того, начиная с 1950-х годов в качестве важнейшей внешнеполитической задачи Афганистана была провозглашена поддержка зарубежных пуштунов. «Проблема Пуштуниста-на» стала самой сложной и противоречивой в отношениях между Афганистаном и Пакистаном; порой дело доходило до вооруженных столкновений на границе двух государств.
10 Рейснер И.М. Афганистан. С. 95.
11 См.: Словари и энциклопедии на Академике [http://dic.academic.rU/dic.nsf/ruwiki/137943#cite_note-5], 20 декабря 2013.
Как уже отмечалось выше, к концу XIX века завершился процесс образования централизованного государства в тех границах, которые охватывают нынешнюю территорию Афганистана. Национальный состав населения страны был неоднородным; многочисленные племена и народы Афганистана говорили на множестве языков и находились на разных стадиях социально-экономического развития.
По сведениям русских исследователей Н. Аристова и А. Снесарева, на рубеже XIX— XX веков численность населения Афганистана варьировалась в пределах 4—7 млн человек, а по оценкам зарубежных ученых (например, английского ученого Фишера), она не превышала 6 млн12.
Узбекский ученый М. Бабаходжаев пришел к выводу, что «в составе централизованного государства, которое сложилось в конце XIX века, преобладающую часть населения, несмотря на то что в рассматриваемый период происходил довольно интенсивный процесс эмиграции неафганских племен и народностей из Афганистана в соседние страны, составляли неафганские народы»13.
Политика освоения северных областей: «афганцы» и «неафганцы»
Еще в период правления эмира Абдурахман-хана начался процесс массового переселения афганских племен в западные, северные и северо-восточные области государства, в которых издревле проживали таджики, хазарейцы и многочисленные тюркские народности (узбеки, туркмены и др.). Одновременно происходил процесс переселения вглубь Афганистана коренных народов, что было обусловлено стремлением предотвратить их недовольство и вооруженные выступления. Эта политика получила поддержку последующих правителей Афганистана и продолжалась вплоть до падения монархического строя в 1973 году.
Таким образом, к моменту обретения независимости Афганистан был многонациональным государством; «пестрота» состава населения этой страны была обусловлена ее расположением в Центрально-Азиатском регионе, где издревле проживали многочисленные народы.
С другой стороны, на протяжении многих веков территория Афганистана была ареной процесса Великого переселения народов и борьбы с бесчисленными завоевателями.
На эту особенность еще в первой половине XIX века обращал внимание немецкий географ К. Риттер. В работе «Иран» он, в частности, писал: «Стечение иноземцев и раздробление туземцев на племена, орды и хейлы сделало то, что... до наших дней Афганистан представляет толчею народов, и население его с величайшей мягкостью высылает из среды своей колонии и подвергается всякого рода изменениям и переворотам.»14
Почва для возникновения проблем во взаимоотношениях между основными народностями Афганистана появилась после образования государства. Тогда в результате усиления соперничества между Великобританией и Россией, отразившегося на определении границ Афганистана, в состав этого государства были насильно включены «разделенные» народы (пуштуны, таджики, узбеки, туркмены, белуджи и др.), проживавшие в основном вне его пределов. Впоследствии они расселились на территориях соседних государств — Пакистана, Ирана, Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана.
12 См.: БабаходжаевМ.А. К вопросу о национальном составе населения Афганистана в конце XIX в. В кн.: Очерки по новой истории Афганистана. Ташкент: Фан, 1966. С. 6.
13 Там же.
14 Риттер К. Иран. Часть 1. Перевел и дополнил Н.В. Xаныков. СПб: Типогр. Имп. Академии наук, 1874. С. 382—383.
Этнический фактор в становлении государства Афганистан глазами историков и идеологов
Существует ряд исторических работ, в которых отрицается этническая разнородность населения Афганистана. Многонациональный характер страны ставят под сомнение, в первую очередь, отдельные ученые в самом Афганистане. В своих работах они акцентируют внимание на выдающихся особенностях пуштунов и той исключительной роли, которую они сыграли в становлении афганской государственности.
Так, еще в конце 1930-х годов профессор Кабульского университета Наджибулла в предисловии к своей работе «Ариана, или Афганистан. Краткая история Афганистана» утверждал, что все нации и народы Афганистана являются «афганцами» и составляют «единую афганскую нацию». Автор называл все существовавшие до образования афганского государства в 1747 году государства «афганскими», а всю материальную и духовную культуру, созданную совместным трудом всех народов, населяющих страну, объявлял исторической заслугой афганцев15.
Другие афганские ученые полагают, что исконными жителями Афганистана являются только пуштуны, а все непуштунские народы — «пришедшие». Некоторые ученые считают «частью пуштунских племен» таджиков. По мнению иных, таджики, узбеки, туркмены и другие этнические группы, населяющие северные провинции Афганистана, появились здесь после захвата СА Россией и гражданской войны (1920-е гг.).
Попытки искажения исторической действительности предпринимаются и сегодня. Примером может служить работа С. Афгана «Второй Сакао», выпущенная на пушту Центром афганской культуры в Германии; впоследствии она была переведена на язык дари и издана в Кабуле. Автор рассматривает всю историю Афганистана XX века с позиций великопуштун-ского шовинизма и игнорирует существование неафганских народов. Не вдаваясь подробно в содержание этой книги, отметим лишь, что в приложении к своей работе С. Афган определяет задачи по сохранению национального единства и территориальной целостности Афганистана. Наряду с поддержкой традиционных требований пуштунских националистов о признании всех граждан страны «афганцами» и придании статуса государственного языка только пушту, он выступает сторонником принятия жестких, а по сути, авантюристических мер.
В целях обеспечения безопасности северных районов С. Афган предлагает создать из пуштунских племен южных, юго-восточных и восточных провинций «пояс безопасности» вдоль приграничных районов с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном, а также вокруг важнейших городов и коммуникационных объектов16.
В работе также отмечается, что «в результате происков внешних врагов Панджшерская долина часто использовалась против остального населения Афганистана»17. По мнению автора, для противодействия этим проискам следует полностью выселить местных жителей долины (таджиков) и заселить ее пуштунскими племенами.
За принятие подобных кардинальных мер ради сохранения национального единства выступают не только представители зарубежной пуштунской диаспоры, но и определенные круги внутри самого Афганистана, в первую очередь официальные.
15 См.: Наджибулла Т. Ариана ё Афгонистан. Таърихи мухтасаре Афгонистон (Ариана, или Афганистан. Краткая история Афганистана). Пешавар: Ал-азхар, 1379. С. 12—20.
16 См.: Афган С. Сакавии дуввум (Второй Сакао). Кабул: Дорулнашр, б.г. С. 156.
17 Там же. С. 160.
Попытки приписать афганцам все достижения материальной и духовной культуры страны делаются вопреки историческим фактам. Вопрос о расселении племен и народов на территории Афганистана в Средние века и в Новое время можно ясно проследить и по историческим хроникам, и по свидетельствам современников.
В. Григорьев, один из первых российских ученых, исследовавших историю народов Афганистана, в своих дополнениях к «Географии» К. Риттера, касаясь вопроса о составе коренного населения Афганистана в начале XIX века, писал, что оно «состоит из двух главных слоев:
1) из господствующего народа, который занял ее в историческое, даже относительно недавнее время: это афганцы;
2) из народов, живших в стране до занятия ее афганцами и большей частью покоренных последними: это таджики, свати, гиндки, сияпуши и т.д.»18 .
Далее в разделе «Пришельцы старых и новых времен» В. Григорьев упоминает «третий отдел» народонаселения, состоящий из остатков полчищ, которые пришли в эту страну с разными завоевателями: арабы, кызылбаши, индийцы, армяне, евреи, хазарейцы, джагатайские тюрки и др.19
Известный востоковед И. Рейснер в своей работе «Развитие феодализма и образование государства у афганцев» доказал неправомерность утверждения ряда афганских историков об исключительной роли пуштунов. Его выводы основывались на изучении многочисленных источников, исторических хроник, трудов российских востоковедов, а также свидетельств английских и европейских путешественников, посетивших Афганистан в первой половине XIX века.
Он писал, что в XI веке (да и позже) оседлое население территорий, ныне находящихся в пределах Афганистана, состояло главным образом из таджиков в области между Гиндуку-шем и Сулеймановыми горами и различных индийских народностей между Сулеймановыми горами и средним течением Инда. Что касается афганцев, то «они первоначально локализовались в области Сулеймановых гор, представляли собой кочевые и полукочевые племена. и находились на значительно более низком уровне социально-экономического развития»20.
Еще ранее И. Рейснер отмечал: «Афганцы не могли быть носителями «высшей культуры» в древности и в Средние века потому, что они значительно позже других совершили переход от общинно-родового строя к классовому обществу и феодализму. Классовое общество возникло, очевидно, в XVI—XVII веках, государственность — в первой половине XVIII века. Афганцы, позже других сложившиеся в народность, неизбежно подвергались культурному воздействию других народов Индии, Средней Азии и Ирана, равно как и таджиков и узбеков»21.
Афганскому государству в лице его правителей и афганцев в целом удалось преодолеть происходившую в первой половине XIX века династическую борьбу между различными кланами пуштунских племен и сохранить свою государственность благодаря в первую очередь центростремительным усилиям таджиков. По мнению X. Назарова, именно благодаря этому фактору произошло преодоление феодальной раздробленности и образовалось централизованное афганское государство: страна преодолела расчленение и сохранила свою территориальную целостность22.
18 Риттер К. Землеведение Азии. География стран Азии, находящихся в непосредственных сношениях с Россией. Кабулистан и Кафиристан. Перевел и дополнил В.В. Григорьев. СПб, 1867. С. 592.
19 См.: Там же. С. 636, 642.
20 Рейснер И.М. Развитие феодализма и образование государства у афганцев. С. 102.
21 Рейснер И.М. Реакционные идеи в современной историографии Афганистана // Вестник АН СССР, 1948, № 5.
С. 109.
22 См.: Назаров Х. К истории происхождения и расселения племен и народов Центральной Азии. Душанбе: Ирфон, 2004. С. 86.
Вместо заключения
Афганистан — родина не только афганцев (пуштунов), давших название стране, но и всех наций и этнических групп, населявших его задолго до образования собственно государства в середине XVIII века. Другими словами, многонациональность является не результатом развития Афганистана за последние одно или два столетия, а его исторической особенностью. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические памятники и письменные источники, сведения китайских и арабских путешественников, а также европейцев, посетивших Центральную Азию и Средний Восток в Средние века и в Новое время.
В течение долгих лет тезис об этническом большинстве пуштунов в Афганистане использовался для оправдания их политического господства над другими народами страны. Подобные утверждения не имеют под собой достаточной основы уже потому, что в прошлом не было возможности определить численность и этнический состав населения: в Афганистане никогда не проводилась перепись населения, которая охватывала бы все слои; имеющиеся же статические данные не отражают в полной мере реальную картину и имеют скорее оценочный характер.