Научная статья на тему 'Роль Афганистана в современной системе международных отношений'

Роль Афганистана в современной системе международных отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4822
704
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ В АФГАНИСТАНЕ / ТАЛИБАН / АФГАНСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ИНТЕРЕСЫ РОССИИ / СНГ / США / CONFLICT IN AFGHANISTAN / TALIBAN / THE AFGHAN ARMED FORCES / INTERESTS OF RUSSIA / CIS / USA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Надери Асеф

Анализируется роль Афганистана в современном мире и делается вывод, что страна продолжает занимать значительное место в сложных международных отношениях. Доказывается, что несмотря на попытки навязывать Афганистану модели развития по английскому, советскому и американскому варианту, общественная и политическая ситуация в стране не претерпела существенного изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Afghanistan in the Contemporary System of International Relations

The role of Afghanistan in the modern world is analyzed and the conclusion that the country still plays a significant part in the complicated international relations is drawn. It is proved that despite the attempts to impose a model of English, Soviet and American development on the country, the social and political situation in Afghanistan has not changed significantly.

Текст научной работы на тему «Роль Афганистана в современной системе международных отношений»

Asef Naderi

The Role of Afghanistan in the Contemporary System of International Relations

The role of Afghanistan in the modern world is analyzed and the conclusion that the country still plays a significant part in the complicated international relations is drawn. It is proved that despite the attempts to impose a model of English, Soviet and American development on the country, the social and political situation in Afghanistan has not changed significantly.

Key words and word-combinations: the conflict in Afghanistan, the Taliban, the Afghan armed forces, the interests of Russia, the CIS, the USA.

Анализируется роль Афганистана в современном мире и делается вывод, что страна продолжает занимать значительное место в сложных международных отношениях. Доказывается, что несмотря на попытки навязывать Афганистану модели развития по английскому, советскому и американскому варианту, общественная и политическая ситуация в стране не претерпела существенного изменения.

Ключевые слова и словосочетания: конфликт в Афганистане, Талибан, афганские вооруженные силы, интересы России, СНГ, США.

УДК 323(4/9) ББК 66.3(4/8)

Асеф Надери

роль АФГАНИСТАНА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Р

1. оль Афганистана в современной системе международных отношений во многом определяется через развитие партнерских отношений с Российской Федерацией, имеющих глубокие исторические корни. Истоки первых контактов Российской империи с Афганской империей Дуррани насчитывают более 2,5 веков. На протяжении многих лет русские и афганские правители часто обменивались дипломатическими эмиссарами, пока, наконец, в 1919 г. между двумя странами не установились постоянные дипломатические отношения. Россия стала первым в мире государством, признавшим суверенный и независимый Афганистан.

Формирование образа любой страны за пределами ее границ представляется довольно сложным, многоуровневым и многоплановым механизмом, меняющим свои контуры и характер в зависимости от изменения внутренних и внешних процессов развития общества и приоритетности основных компонентов этого механизма. В Афганистане определяющее влияние на формирование образа России оказали исторические связи. На протяжении многих лет они имели различные тенденции, связанные с внешнеполитическим курсом, сменой режима в обоих государствах, региональными особенностями международной политики [1, с. 6]. Азиатский вектор, и в частности Афганистан, занимал особое место в политике и дипломатии России. По мнению известного историка российской политики

42 2016 • № 1 (52)

на Востоке Н.А. Халфина, «афганские прогрессивные деятели призывали к установлению дружественных отношений с северным соседом, с государством, где победила социалистическая революция; они приветствовали национальную политику правительства СССР и отказ от захватнических стремлений царизма» [2, с. 37]. В этом контексте образ советской России представлялся как миротворческий. Само завоевание и становление афганской независимости рассматривалось в советской историографии как борьба за свободу против колониального гнета и империалистов. Это сближало Россию и Афганистан, формируя тем самым образ «борца», характерный для каждой из этих стран.

В советской историографии советско-афганские отношения очень часто представлялись как дружественные, и при этом упускались особенности афганского нейтралитета, стиля управления его высшего руководства и военных. Афганцы в качестве главного внешнеполитического врага рассматривали Великобританию, образ которой складывался на протяжении трех англо-афганских войн XIX — начала XX в. и был отягощен обычаем кровной мести за смерть родственников, искусственно проведенной англичанами государственной границей, разделившей пуштунский этнос.

Итак, внешнеполитический стиль российского / советского руководства и формирующийся в Афганистане образ России в начале ХХ в. обусловливался историческими условиями, и прежде всего компромиссами мировых держав в афганском вопросе, а также реалиями международного положения, сложившегося в период между двумя мировыми войнами. На этом этапе стиль советского руководства на афганском направлении характеризуется как дружественный, направленный на сотрудничество в борьбе с Великобританией и укрепление государственных границ. Однако внешнеполитический образ нового советского режима и прошлый имперский образ, сохранившийся в сознании представителей старшего поколения афганцев, заставляли традиционные слои и часть элиты этой страны настороженно относиться к советской политике в Афганистане, что не мешало использовать афганским властям любую экономическую и военную помощь со стороны России / СССР.

Дружба между советским и афганским народами прошла через серьезные испытания военных лет и выдержала их. В январе 1945 г., когда исход войны был уже предрешен, советское правительство обратилось к Афганистану с дружественным посланием, в котором высоко оценило верность южного соседа договору 1931 г. и его политику во время войны. Одновременно советское правительство выразило готовность всемерно развивать отношения между обеими странами. С разгромом фашизма в 1945 г. создались еще более благоприятные условия для дальнейшего развития советско-афганских отношений [3, с. 75].

Со времени достижения Афганистаном суверенитета в 1919 г. укрепление национальной независимости стало одной из важнейших задач внешнеполитического курса правящих классов страны, идущей по пути национально-буржуазных преобразований. Основой внешней политики оставался принцип дружественных отношений со всеми государствами, особенно с соседними.

Руководствуясь интересами укрепления мира и дружбы между народами, в июне 1946 г. Советский Союз поддержал заявление Афганистана о вступлении в Организацию Объединенных Наций (19 ноября 1946 г. на I сессии

2016 • № 1 (52) 43

Генеральной Ассамблеи Афганистан был принят в члены ООН). Однако в первый послевоенный период во внешней политике Афганистана продолжали сказываться установки предвоенных лет, диктовавшие необходимость поисков «третьей силы» в лице «наименее агрессивной» капиталистической державы.

Наиболее плодотворный период в российско-афганских отношениях приходится на начало 1950-х годов. Именно в эти годы (1950—1979 гг.) с технико-экономической помощью СССР были заложены основы экономической инфраструктуры страны. Начиная с 1979 г. в отношениях двух, тогда еще соседних стран наступает самый трагический этап. 27 декабря 1979 г. советский воинский контингент вторгся в Афганистан, где на долгие десять лет увяз в междоусобной войне. Споры о том, была ли это «интернациональная помощь коммунистическому режиму» или «политическая ошибка», продолжаются до сих пор.

В настоящее время в условиях хронического афганского кризиса анализ истории российско-афганских отношений через призму восприятия их в общественном сознании обеих стран приобретает особую актуальность. Проблема Афганистана остается важной на протяжении многих лет и систематически освещается в мировых средствах массовой информации. Предпосылками и причинами происходящих в нем событий являлось следующее.

Во-первых, противоречия во взаимоотношениях между этническими группами. После основания в 1747 г. Ахмад-шахом Дуррани — афганского государства — начался процесс централизации, который продолжился до конца XIX в. На протяжении полутора веков афганские правители вели упорные завоевательные войны. В результате им удалось подчинить значительные территории, населенные неафганскими народами: Северный и Западный Афганистан, Бадахшан, Хазараджат, Нуристан и т.д.

Во-вторых, осуществление «линии Дюранда», которая после приобретения Афганистаном независимости и основания Пакистана стала основным источником политических противоречий между этими двумя странами. Пришедший к власти с помощью англичан эмир Абдурахман-хан был вынужден заключить неравноправный и унизительный для Афганистана договор, определивший границы государства с Британской Индией. Эта граница вошла в историю как «линия Дю-ранда». Существенная территория, на которой проживали пуштунские племена, отошла к Британской Индии, а впоследствии вошла в состав Пакистана.

В-третьих, вопрос «разделенных народов» — пуштунов, таджиков, хазарей-цев, узбеков, туркменов и белуджей, которые проживают в Афганистане и составляют этническое большинство (или меньшинство) в Пакистане, Иране, Туркменистане, Узбекистане и Таджикистане.

В-четвертых, вопрос религиозных меньшинств, к которым относятся хаза-рейцы, исповедующие шиизм джаафаритского и исмаилитского толка, нередко становившиеся объектом угнетения по этническому и религиозному признакам.

Следует отметить, что угроза терроризма и забота мирового сообщества о правах человека не были определяющими факторами в уничтожении движения «Талибан», хотя, бесспорно, они сыграли основную роль. Представляющаяся маловероятной возможность «талибанизации» стран Центральной Азии скрыла от общественности значимые цели политики США в этом регионе. Свержение режима талибов и наращивание военного присутствия США в Центральной

44 2016 • № 1 (52)

Азии было тесно связано с интересами бизнеса в сфере нефти и газа. Военная кампания против режима «Талибан» предоставила возможность США контролировать любой постталибский режим в этом стратегически важном перекрестке Азии. Благодаря войне США превратились в третью военную державу в центрально-азиатском регионе после России и Китая [4].

Страна значительно отстала от других государств мира в своем социально-экономическом развитии и нуждается в существенной экономической, финансовой, культурной и военной помощи со стороны развитых стран, без вмешательства их в ее внутренние дела. На пути развития Афганистану, вероятно, придется справиться с очередным военным вмешательством в свои дела иностранных государств, устранить внутренние разногласия, обновить экономику, форсировать разработку полезных ископаемых, поднять образовательный и культурный уровень населения.

Последующее формирование Афганистана в существенной степени зависит от отношения к нему соседних стран — Пакистана и Ирана, России и США, безусловно, заинтересованных в сохранении в Афганистане благонадежного по отношению к ним режима. Отметим, что важное значение имеет и отношение к Афганистану таких стран, как Китай и Индия. Следовательно, Афганистан в ближайшее время ощутит влияние указанных государств в сфере экономики, финансов, образования и т.д.

Все страны, граничащие с Афганистаном, стремятся взаимодействовать с правительством этой страны не только для развития экономических связей, но и чтобы обезопасить себя от террористических и сепаратистских угроз, распространения наркотиков, а также укрепить свое политическое влияние в исламской республике и в регионе [5]. Россия заинтересована в том, чтобы соседний регион Центральной Азии был регионом мира и стабильности, а по отношению к России его страны в политическом плане были предсказуемы и дрркелюбны [6].

Определяя свою внешнеполитическую деятельность в отношении Кабула, Российская Федерация исходит из того, что ее национальным интересам отвечает установление мира в этой исламской республике, экономическое развитие страны, ее территориальная целостность и сохранение суверенитета. Особое внимание уделяется ликвидации различных исламистских террористических организаций и борьбе с наркопроизводством и распространением афганского героина. Так как прямой границы между ИРА и Россией не существует, экспорт нестабильности в Россию из Афганистана может быть осуществлен через граничащие с ним Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. Воинские контингенты у России имеются только в Таджикистане, а две других страны военную безопасность обеспечивают собственными силами, что представляет для России определенную угрозу. При этом если в рамках деятельности ОДКБ Москва может укреплять безопасность этого региона, то Узбекистан приостановил свое членство в этой организации, а Туркменистан сохраняет нейтралитет.

Отметим, что Узбекистан с одобрения НАТО взял под контроль населенные в основном узбеками северные провинции Афганистана, а непродолжительная граница между Афганистаном и Туркменистаном находится под иранским влиянием. Но в этих условиях, которые, на первый взгляд, могут свидетельствовать об обеспечении безопасности в двух странах, кроются и риски. Для

2016 • № 1 (52) 45

Узбекистана они связаны с тем, что у талибов сближение Ташкента и НАТО вызывает агрессивную реакцию, и они могут активизировать свою террористическую деятельность в стране через Исламское движение Узбекистана, а также опираясь на поддержку той части населения, которая находится в оппозиции к режиму Ислама Каримова. Для Туркменистана основные риски заключаются в неэффективности и аморфности правительства, удерживающего власть с помощью армии и полиции, но не имеющего возможности противостоять международной и афганской наркомафии. В руководстве ОДКБ и военном ведомстве России отказ Узбекистана и Туркменистана от активного военного сотрудничества с Москвой и ее союзниками оценивается как потенциальный риск для всего Центрально-Азиатского региона [2, с. 37].

Основное значение имеет обеспечение безопасности на всей территории Афганистана. Наряду с соответствующими усилиями международного сообщества упор должен делаться на активизации создания национальной армии и полиции, на поддержку тех сил, которые подтвердили свою приверженность стабилизации в Афганистане, борьбе с талибами и их сообщниками. Россия готова внести существенный вклад в решение этой задачи, взаимодействуя с другими заинтересованными партнерами в сфере содействия созданию новой афганской армии.

Понимая всю сложность гуманитарной ситуации в Афганистане, усилия России сконцентрированы именно на этом направлении, что будет способствовать созданию условий для перехода страны к проектам экономического восстановления. Российская помощь осуществляется как по линии международной гуманитарной коалиции, так и на двусторонней основе в рамках конкретных проектов. В целом с участием сил и средств России в гуманитарной сфере было освоено порядка 1 млрд рублей.

Противодействие афганской наркоугрозе должно опираться на принятие под эгидой ООН скоординированных с афганскими властями мер по ограничению и последующему искоренению культивирования опийного мака и на укрепление внешних антинаркотических поясов безопасности по периметру Афганистана. Россия подтверждает свой призыв к оказанию финансового содействия по созданию таких поясов. Таким образом, сегодня Афганистан — поле столкновения региональных, глобальных интересов многих государств. Эта средневосточная страна, как и прежде, остается ареной борьбы иноземцев за политическое, экономическое, военное влияние.

Библиографический список:

1. Коргун В.Г. Россия и Афганистан: исторические пути формирования образа России в Афганистане. М., 2009.

2.Халфин Н.А. Провал британской агрессии в Афганистане (XIX в. - начало XX в.). М., 1959.

3. Исаков А., Филиных Д. Афганистан: вчера, сегодня, завтра // Обозреватель. 2014. № 10. С. 69-78.

4. УитниМ. План Обамы по Афганистану: бесцеремонные этнические чистки. URL: http:// inoforum.ru/forum/ index.php

5. Афганистан представил проект «внешнеполитической доктрины». URL: http://afghani-stan.ru/doc/12025.html

6. Слинкин М.Ф. Афганистан: проблемы войны, мира и безопасности в стране и регионе. URL: http://www.nbuv.gov.ua

46 2016 • № 1 (52)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.