Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / СТУДЕНТЫ ИЗ СРЕДНЕЙ АЗИИ / АДАПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чухрова Марина Геннадьевна, Пронин Сергей Владимирович

Показано влияние этнических особенностей на психоэмоциональное состояние, этническую сплоченность, поведение в группе, планы на будущее студентов из Китая, Средней Азии и России, обучающихся в российском вузе. Выявлены особенности картины мира студентов из разных стран, которые, вероятно, накладывают отпечаток на стиль общения в группе и на общую способность к адаптации в новых культурных и климатических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чухрова Марина Геннадьевна, Пронин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

УДК 159.9.07

ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Чухрова М.Г., Пронин С.В.

НГПУ

Резюме: Показано влияние этнических особенностей на психоэмоциональное состояние, этническую сплоченность, поведение в группе, планы на будущее студентов из Китая, Средней Азии и России, обучающихся в российском вузе. Выявлены особенности картины мира студентов из разных стран, которые, вероятно, накладывают отпечаток на стиль общения в группе и на общую способность к адаптации в новых культурных и климатических условиях.

Ключевые слова: китайские студенты, студенты из Средней Азии, адаптация к обучению в вузе, этническая сплоченность.

Россиядагы университетте окуган чет eлкeлYк студенттердин психоэмоциялык абалына этни-

калык езгечелуктердун таасири

М.Г. Чухрова, С.В.Пронин

Корутунду: Россиядагы жогорку окуу жайларында окуган Китайдын, Орто Азия жана Россиянын сту-денттеринин келечек планына, группадагы жYPYш-турушуна, психоэмоционалдык абалына этникалык eзгeчeлYктeрYHYн тийгизкен таасири кeрсeтYлгeн. Жацы маданиятка жана климаттык шартка ыцгайлашууга карата жалпы жeндeмдYYЛYккe жана группадагы баарлашуу стилине eз таасирин бере турган ар кандай eлкeнYH студенттеринин eзгeчeлYктeрYHYH дYЙнeлYк сYрeттeмeсY аныкталды.

Негизги сездер: кытай студенттери, Орто Азия студенттери, жогорку окуу жайларында окууга карата ьщгайлашуу, этникалык биримдик.

The influence of ethnic origin on the psycho-emotional state of foreign students in Russian university

Chukhrova M.G., Pronin S.V.

Summary: The features of adaptation at training in Russian high school students from China, Central Asia and Russia. The influence of ethnic origin on the psycho-emotional state, ethnic cohesion, the behavior of the group, plans for the future. The features paintings of students from different countries of the world, which are likely to leave their mark on the style of communication in the group and a total adaptability.

Keywords: Chinese students, students from Central Asia, adaptation to training in high school, ethnic cohesion.

В Новосибирском государственном педагогическом университете обучаются студенты из Республик Средней Азии и из Китая, что обусловлено общемировым миграционным трендом. Как было показано нами ранее, мигрирующее население испытывает трудности при социальной адаптации на новой, не схожей по культуре и быту, территории, и эти трудности могут усугубляться в условиях информационных нагрузок студенческой жизни [1; 2]. Это касается не только иностранцев, проходящих обучение на территории Российской Федерации, но и иногородних студентов, имеющих российское гражданство.

Студенческий возраст - это период кристаллизации «картины мира», при котором становление образа мира у человека выходит за пределы «непосредственно чувственной картинки», строительный материал соткан из другой чувственной ткани. Поэтому сохраняет свою симультанность» [3, с. 261]. Картина мира - это отражение объективной действительности в человеческом сознании, на которую могут влиять особенности восприятия действительности, связанные с активностью того или иного полушария мозга, рецепторной насыщенностью активных зон мозга, этнические паттерны, специфика образовательной среды, жизненный путь индивида. Являясь содержательной стороной человеческого сознания, картина мира обладает эмоционально-когнитивным единством: когнитивный план определяет адекватность картины мира объективной действительности, а эмоциональный - адекватность картины мира потребностям, интересам и ценностям человека. Картина мира интегрирует личность человека, выполняет организующую, направляющую функцию во всем его поведении. Можно говорить о том, что мнения и поступки людей в значительной степени направляются и диктуются картиной мира.

Целью исследования было изучение некоторых аспектов социального поведения студентов-мигрантов, преломленных через их картину мира, их психоэмоционального состояния, настроенности (или ненастроенности) на межэтнические контакты, на доверительные приятельские отношения с местными жителями, планы на будущее.

КЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ

Кыргызстана^

В исследование были включены студенты из Китая (всего 52 испытуемых, из них 34 юноши и 18 девушек), студенты Российской Федерации из дальних и близлежащих городов (всего 30 испытуемых, из них 10 юношей и 20 девушек), проживающие в общежитии НГПУ, студенты-мигранты из Средней Азии (Таджикистан, Казахстан), проживающие там же (всего 28 испытуемых, из них 18 юношей и 10 девушек). Все студенты знают русский язык, исследование проводилось на русском языке. Возраст испытуемых 18-21 год.

Все китайские студенты были единственным ребенком в семье во втором поколении (государственная политика Китая «одна семья - один ребенок»), все студенты из Средней Азии были из многодетных семей (не менее 3 детей), студенты РФ были из 1-3 - детных семей.

Применялось структурированное психологическое интервью, методика диагностики профессионального выгорания «MBI» (К.Маслач и С.Джексон в адаптации Н.Е.Водопьяновой) и специально разработанная социально-психологическая анкета «Вдали от дома», включающая вопросы в соответствии с целью исследования, и позволяющая вычислить условную интегральную величину «индекс этнической сплоченности» (ИЭС), а также проективная методика «Картина мира» (Г.Рид, Е.С.Романова), методика «Оценивание пятилетних интервалов» (А.А. Кроник). Критерии включения в исследование - добровольное информированное согласие.

Анализ эмпирических данных свидетельствует, что большинство студентов русской национальности придерживались интернационального стиля общения и могли свободно общаться с представителями всех наций, находящихся в ближайшем окружении (94%), из показатель ИЭС составил 42%. Некоторое опасение и недоверие проявлялось к выходцам из Средней Азии, причем к незнакомым. На знакомых это недоверие не распространялось. Большинство китайских студентов выявляли настрой на предпочтительное общение с представителями своего этноса (86%), с инородцами общались вынужденно и формально, отличались высокой степенью сплоченности, внутренней организованности и собранности. ИЭС у этой группы испытуемых был самым высоким - до 89%. Кроме того, у китайцев выявлялось завуалированное равнодушие, незаинтересованное отношение к другим этносам. Выходцы из Средней Азии предпочитали интернациональный стиль общения (75%), однако отмечали, что довольно часто испытывают на себе негативное отношение со стороны русских студентов; чаще проявляли этническую солидарность, в отличие от русских студентов, активно старались занять более высокий социальный статус, не стеснялись подчеркивать свою этническую специфику, что было совершенно не характерно для русских. Показатель ИЭС в этой группе испытуемых составил 72%. Предпочитаемый интернационализированный тип этнических взаимодействий, характерный как для русских, так и для среднеазиатов, более продуктивен для дальнейшего совершенствования межнациональных отношений [4]. Высокий индекс этнической сплоченности совместно со склонностью к интернационализированному типу этнических взаимодействий свидетельствует о высокой адаптивной способности среднеазиатов.

Адаптивность китайских студентов носила совершенно другой характер. При нежелании тесно общаться с представителями других этносов они выявляли, тем не менее, хорошую социальную адаптацию, были не склонны вступать в конфликты и проявлять какое-либо недовольство, а также были предупредительны в группе, эмпатичны, незаметны, сдержанны и не создавали неудобных ситуаций. В противовес студентам из среднеазиатских республик, которые проявляли яркую индивидуальность по малейшему поводу, и не боялись конфронтации. Китайские студенты следили за тем, какое впечатление они производят, стремились к сохранению целостности своей группы, проявляли большую групповую сплоченность и взаимозависимость, чего совершенно не наблюдалось среди российских студентов, которые проявляли выраженную индивидуальность, активность, независимость и инициативность, основываясь на своих собственных желаниях. При этом в некоторых тестовых ситуациях российские студенты проявляли большую альтруистичность, нежели китайские, что позволяет считать, что готовность и способность к ощущениям и чувствам других у русских студентов выражена не меньше, но проявляется в определенных ситуациях, что демонстрирует более выраженную социальную гибкость.

По данным теста «MBI» выявлено, что представители китайской нации мужского пола более подвержены эмоциональному истощению (42% - высокие показатели, 58% - средние), чем юноши Российской Федерации (25% - высокие, 50% - средние, 25% - низкие). Самые низкие показатели по «MBI» получили студенты Китая женского пола (65% - низкие показатели, 35% - средние), по сравнению с 23% - высоких и 76% средних показателей у российских девушек. Таким образом, эмоциональное истощение у представителей китайской национальности проявляется сильнее, преимущественно у мужчин. Однако подверженность студентов из Китая стрессу, вызванному разноязычием, расставанием с близкими членами семьи и культурными различиями, больше выражено у девушек.

По отчетам преподавателей, китайские студенты очень мотивированы на обучение, ответственны, добросовестны и аккуратны. В учебу вкладывают все силы, стремятся получить максимум знаний во время занятий, внутри группы возникает состязательность, что стимулирует к занятиям во внеурочное время. Студенты из Средней Азии обладают хорошей сообразительностью и восприимчивостью, но не любят систематический труд, норовят, как и русские студенты, схитрить, списать, воспользоваться

чужими наработками. По отчетам российских студентов, китайцы неаккуратны в быту, не считаются с удобствами окружающих, замкнуты и необщительны.

Российские студенты больше озабочены финансовыми затруднениями, чем расставанием с близкими людьми. Недовольство своими личными достижениями высказали 75% китайских юношей, 25 % китайских девушек, при объективных очень хороших результатах. Среди российских студентов этот показатель и у юношей, и у девушек был равен 45%. Мотивы этого недовольства также были различными у российских и китайских студентов. Так, российские студенты считали, что отвечают сами перед собой, а китайские студенты считали, что они своей недостаточно хорошей учебой подводят своих близких, тех, кто направил их на учебу. Российские студенты считали более важным достижение своих личных целей, в отличие от китайцев, для которых общественные цели были важнее. Китайские студенты проявляли закрытость и замкнутость, и о своих дальнейших планах на жизнь говорили неохотно, отвечали односложно, что нельзя списать на языковый барьер. Китайские студенты лучше шли на контакт и с большей готовностью отвечали на вопросы, если с ними общались в императивном ключе, что было совершенно недопустимо при общении со среднеазиатами, а также с иногородными русскими, которые были более всех остальных непредсказуемы, нестабильны и неоднозначны.

Высказывают планы вернуться на родину после обучения 100% китайских студентов, и только 10% российских, и это все девушки. 100% российских юношей собираются работать в Новосибирске. 50% российских иногородних девушек и 40% девушек пока сомневаются в месте жительства по окончании учебы, поскольку это будет зависеть от их будущего мужа. Выходцы из Средней Азии высказывают планы на постоянное проживание в Новосибирске или другом городе России в 80% случаев, причем среднеазиаты активно ищут любую работу, проявляют предприимчивость, вступают в контакты со своими земляками и ищут у них поддержки, при этом также активны в контактах с русскими. Можно считать, что выходцы из среднеазиатских республик обладают большим пассионарным потенциалом, чем другие приезжие студенты, вероятно, именно пассионарные личности и едут в Россию для получения образования. Российские иногородние студенты проявляют меньшую предприимчивость, больше надеются на случай и поддержку родителей, часто отказываются от работы, которую считают непрестижной, даже материально нуждаясь, в отличие от среднеазиатов. Это в большей степени свойственно российским юношам, нежели девушкам, которые оказываются более предусмотрительными.

При изучении «картины мира» приезжих студентов логично было предположить, что у индивидов, ориентированных на обучение, она будет скорее научной, нежели практической. Методика Е.С. Романовой и О.Ф. Потемкиной «Картина мира» позволяет выяснить образные представления о мире, испытуемым предлагается нарисовать мир как образ, который существует в их представлении. Выделяется пять основных картин мира: «планетарная» картина мира, которая ассоциируется с когнитивной и основана на полученных в школе знаниях астрономии; «пейзажная» картина мира (в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т.п.); ситуативная (обстановка вокруг себя); метафорическая картина мира (сложные образы, характеризующие внутреннее содержание); абстрактная, или схематическая картина мира (отличается схематизмом и лаконизмом построения, в виде некоего абстрактного знака, символа). Результаты количественного анализа методики «Картина мира» представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Распределение видов рисунков. Методика «Картина мира»

№ Картина мира Китайцы п=52 Среднеазиаты п=28 Русские п=30 Значимость различий

кол-во % кол-во % кол-во %

1 Планетарная 1 2% 3 10,7% 10 33% 4 441***

2 Пейзажная 3 6% 7 25,2% 7 21% 2,319*

3 Ситуативная 23 44% 8 28,8% 5 14% 3,726***

4 Метафорическая 12 23% 3 10,7% 6 18% 1,874

5 Абстрактная 13 25% 4 14,3% 2 14% 2,082*

Примечание: значимость различий по отношению к русским студентам рассчитана по ф-критерию Фишера

Ф

критическое

2,021 при р < 0,05*

2,704 при р < 0,0 1** , при п = 30.

3,551 при р < 0,001***

КЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ

Кыргызстана^

Анализ полученных результатов по методике «Картина мира» позволяет сделать вывод о наличии значимых различий между русскими и другими студентами по видам: «Планетарная», «Пейзажная», «Ситуативная», «Абстрактная» картина мира, и о наличии тенденции к различиям по шкале «Метафорическая картина мира». Планетарное видение мира русскими студентами по сравнению с ситуативным отношением к миру у китайских объясняет социальную адаптивность китайцев и приверженность занятиям, а также объясняет непрактичность и надежду на «счастливый случай» русских студентов. Не исключено, что объясняется большей общей образованностью русских студентов. Почти каждый четвертый китайский студент метафорически воспринимает мир, что может указывать на скрытность, либо смысловое, содержательно-субъективное восприятие Мира и Окружающих при отвержении реального объекта. Среди русских студентов метафорическое восприятие мира встречается в 18%, но наполненность метафор другая, с большим количеством деталей, зачастую сказочно-фантастическая, оптимистичная, радостная. Метафорическая картина мира чаще встречалась у русских девушек (у 5 из 6 человек)

От 14 до 25% всех опрошенных студентов воспринимают мир лаконично и упрощенно, что отражается в «выхолощенности» и абстрактности изображения, причем среди них преобладают китайцы. При этом присутствуют рисуночные элементы, указывающие на проявления тревожности, настороженности, пессимистичности. Известно, что китайцы противники абстракций, поэтому полученные результаты могут указывать либо на непонимание смысла задания, либо на неверную его интерпретацию. Слово «Мир» в русском языке имеет несколько значений, поэтому трудно быть уверенными в том, что китайские студенты поняли задание правильно, несмотря на присутствие переводчика. Применение теста «Картина мира» и его анализ выявили сложности в интерпретации этой проективной методики, предъявленной китайским студентам, из-за разницы в собственно внутренней картине мира испытуемых и исследователя, недостаточной включенности в китайскую культуру.

В заключение необходимо заметить, что взаимоотношения в студенческой среде представляют образцы кросс-культурной психологической феноменологии с большим полем исследовательской деятельности. Этническое своеобразие проявляется в особенностях адаптации к новой этнической среде, во взаимоотношениях со сверстниками, преподавателями. Представляется возможность лучше понять другой народ, через изучение наиболее активной его части - учащейся молодежи.

Выявленные особенности социального поведения студентов-мигрантов необходимо учитывать при планировании учебно-воспитательной работы с иногородними и иностранными студентами.

список литературы:

1. Хаснулин В.И., Леутин В.П., Чухрова М.Г., Гафаров В.В. Этнокультуральные факторы психической адаптации коренных жителей Сибири и Севера в современных условиях //Мир науки, культуры, образования. 2009. № 6. С. 248254.

2. Чухрова М.Г., Собольников В.В., Хаснулин В.И. Стратегия этнокультуральных исследований в восточном регионе России //Понять другого: Межкультурное взаимопонимание в современном глобальном мире. Сборник материалов пятой Всероссийской научно-практической конференция «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития» (20-21 ноября 2015 г.). М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 137-139.

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983.

сведения об авторах:

Марина ГеннадьевнаНухрова - д-р мед.наук, проф.ФГБУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», е-таП: mba3@ngs.ru

Сергей Владимирович Пронин - канд. мед.наук, доцент ФГБУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», е-таП: pronin53@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.