Научная статья на тему 'Гендерные особенности этнических стереотипов студенческой молодежи'

Гендерные особенности этнических стереотипов студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
341
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЭТНОС / ВЫБОРЫ-ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ВЫБОРЫ-ОТВЕРЖЕНИЯ / ETHNIC STEREOTYPES / GENDER CHARACTERISTIC / ETHNIC GROUP / CHOICES-PREFERENCES / CHOICES-REJECTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Залевский Г. В., Кузьмина Ю. В., Разгоняева Е. В.

Статья посвящена изучению гендерных особенностей этнических стереотипов современной российской молодежи (студентов). Использован модифицированный вариант методики Богарда. Испытуемые не только определяли свои выборы-предпочтения и отвержения тех или иных этносов, но и мотивировали их. Гипотеза о существовании гендерных особенностей этнических стереотипов российской студенческой молодежи в основном подтвердилась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER CHARACTERISTIC OF ETHNICAL STEREOTYPES OF STUDENTS

The article deals with studying gender characteristic of ethnic stereotypes of modern Russian young people (students). Modified variants of Boghard method are used. The probationers not only defined their choices-preferences and rejected ethnic groups but also motivated them (gave reasons for their choice). The advanced hypothesis of gender characteristic of Russian students' ethnic stereotypes has been mainly corroborated.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности этнических стереотипов студенческой молодежи»

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Г.В. Залевский, Ю.В. Кузьмина, Е.В. Разгоняева (Томск, Бийск)

Аннотация. Статья посвящена изучению гендерных особенностей этнических стереотипов современной российской молодежи (студентов). Использован модифицированный вариант методики Богарда. Испытуемые не только определяли свои выборы-предпочтения и отвержения тех или иных этносов, но и мотивировали их. Гипотеза о существовании гендерных особенностей этнических стереотипов российской студенческой молодежи в основном подтвердилась.

Ключевые слова: этнические стереотипы, гендерные особенности, этнос, выборы-предпочтения, выборы-отвержения.

В рамках проводимых нами в последние годы исследований трансрегиональных особенностей этнических стереотипов современной российской молодежи [13] несомненный интерес представляет выявление и их гендерных особенностей, чему, на наш взгляд, было уделено очень мало внимания, особенно отечественными исследователями. Мы высказали предположение, что такие особенности должны иметь место, и провели пилотажное исследование гендерных особенностей этнических стереотипов студенческой молодежи. В исследовании приняли участие 150 студентов (73 юноши и 77 девушек) Бийского технологического института (филиал АлГТУ), которым была предъявлена модифицированная нами методика Богардуса [4], приведенная ниже.

Уважаемые студенты!

Ниже приводятся утверждения о наших возможных отношениях к представителям других народов (вне России). Пожалуйста, определите Ваше личное отношение.

Ответы могут быть анонимными. Укажите, пожалуйста:

Пол...............................................

Возраст...........................................

Статус............................................

..............................................

Специальность.....................................

1. Если бы я не был россиянином (русским или представителем другой национальности в пределах России), то не возражал бы быть:

В первую очередь..................................

Во вторую очередь.................................

В третью очередь..................................

Кратко аргументируйте, почему (в первую очередь)................................................

2. Не хотел бы быть ни в коем случае:

В первую очередь..................................

Во вторую очередь.................................

В третью очередь..................................

Кратко аргументируйте, почему (в первую очередь).................................................

3. Только россиянином и никем другим

Кратко аргументируйте, почему

Спасибо за сотрудничество!

Результаты исследования представлены в табл. 1-4.

Из табл. 1. видно, что более всего предпочитаемыми этносами являются французы, немцы, американцы, итальянцы и японцы. Причем предпочтения этим этносам, хотя и в разной мере, отдают как юноши, так и девушки. Значимые различия по предпочтениям выявлены между полами при выборе французов в пользу девушек, чуть слабее эти различия - при выборе американцев и итальянцев. Зато юноши большее предпочтение отдают немцам. В равной степени симпатии проявились у представителей обоих полов относительно англичан и представителей Дальнего Востока - японцев. Что касается остальных этносов, то процент выборов-предпочтений в их отношении настолько мал, что мы не сочли возможным производить в их отношении гендерные сопоставления.

Чем мотивируют студенты свои симпатии, выборы-предпочтения, отданные указанным выше этносам? Имеют ли место гендерные различия в мотивации выборов? На эти вопросы отвечают данные, представленные в табл. 2.

Как мы уже отмечали выше, студентки-девушки больше всего выборов-предпочтений отдали французам. Их выбор, как свидетельствуют полученные данные, обоснован значительно более широким кругом мотивов, среди которых не только указания на «более развитую экономику и высокий уровень жизни», но и на то, что Франция -«красивая страна с богатой историей, а люди там живут красивые, романтичные, утонченные, темпераментные, проявляют уважение к культуре». Некоторые хотели бы быть не столько француженками, сколько парижанками, жить в Париже. Студенты-юноши не высказывают желание стать парижанами, но говорят о «людях этой нации, что они более свободны, уравновешены».

Немцев в большей степени предпочли юноши, отмечая, что «этот народ очень дисциплинирован, пунктуален и ответствен, а государство заботится о своих гражданах, что живут они в благополучной стране со стабильной экономикой, более достойным уровнем жиз-

Т а б л и ц а 1

Гендерные особенности этнических стереотипов (выборов-предпочтений) российских студентов

п = 150 Мужчины (п = 73) Женщины (п = 77)

№ Этнос Общее кол-во Кол-во выборов мужчинами Кол-во выборов женщинами

выборов

Хотел быть Абс. % Абс. % В первую очер. Абс. % В первую очер.

1 Французом (француженкой) 68 45,3 21 30 2 47 61 21

2 Немцем (немкой) 60 40 35 47,9 13 25 32,3 10

3 Англичанином (англичанкой) 54 36 26 35,6 13 28 36,3 7

4 Американцем (американкой) 39 26 16 22 5 23 30 9

5 Итальянцем (итальянкой) 34 22,7 14 20 2 20 27 3

6 Представителем: западной Европы 73 41 36 18 - 16 5 37 23 - 13 8

восточной Европы 15 8 - 5 7 - 2

славянской Европы 9 4 - 3 5 - 4

7 Евреем (еврейкой) 7 4,7 2 2,7 1 5 6,5 1

8 «Кавказцем» (грузином) 1 0,7 1 1,3 1 0 - 0

9 Представителем 41 23 - 13 17 - 10

Дальнего Востока: 30 20 15 20,5 10 15 20 7

японцем 5 3,3 4 5,4 - 1 1,3 -

китайцем 5 3,3 2 2,7 1 2 2,6 1

корейцем 1 0,7 1 1,3 - 0 - -

монголом

10 Представителем Крайнего Севера 1 0,7 1 1,3 0

11 Представителем Средней Азии: казахом 3 2 2 2,7 2 1 1,3 1

12 Представителем других этносов (канадцы,

австралийцы и др.) 39 - 11 - - 28 - -

ни». Некоторым нравится, что в Германии «делают самые классные машины», что это «Европа, пиво, футбол». Девушки тоже отмечают «уровень жизни, высокую социально-экономическую жизнь», в то же время считают немцев «очень рассудительными, умными, добросовестными и очень аккуратными».

В оценке англичан и Англии юноши и девушки в целом единодушны, за исключением того, что если девушки выделяют значение английского языка, который «сейчас очень нужен», то юноши (разумеется, не все) отмечают, что «сборная Англии по футболу - лучшая в мире».

Что касается выборов-предпочтений относительно американцев, то количественные различия между полами незначительны. В то же время девушки свои выборы аргументируют более основательно и разнообразно. Юноши не дают какую-либо положительную характеристику самим американцам, больше стране в целом, в то время как девушки говорят о том, что им «нравится менталитет жителей, импонирует их внешность, гордость и надменность». Единодушны юноши и девушки относительно того, что это «богатая страна, большие перспективы».

Итальянцами быть некоторые юноши считают возможным, поскольку там «неплохие условия проживания, и там тепло». Девушки отмечают, помимо материаль-

ного благополучия, и красоту страны, а также то, что итальянцы им «близки по духу».

Среди восточных этносов наибольшую симпатию наших студентов - юношей и девушек в равной степени - вызывают японцы. Они значительно опережают все остальные народы дальнего Востока, хотя находятся по количеству выборов-предпочтений после итальянцев и значительно отстают от французов, немцев и американцев. Интересно, что юноши мотивируют свой выбор японского этноса (Японии) большим, чем девушки, спектром мотивов, ориентированных не только на то, что «это стабильная, с хорошим уровнем жизни страна», но и на то, что японцы - «очень трудолюбивый народ, с высоким уровнем самосознания, что он в числе самых умных народов, интеллектуально развитая страна». Конечно, юноши мотивируют свой выбор и тем, что «у японцев хорошие машины», что если бы был японцем, то «изучал бы каратэ с детства».

В исследовании выявлены также гендерные различия по количеству выборов-отвержений и их мотивирования. Эти данные представлены в табл. 3-4.

Из данных, представленных в табл. 3, следует, что наибольшее число выборов-отвержений выпало на китайский этнос. При этом меньшую степень симпатии и желание

Социальная (экономическая и этническая) психология

Т а б л и ц а 2

Гендерные особенности этнических стереотипов (мотивов-предпочтений) студентов

№ Этнос Мотивы мужчин (п = 73) Мотивы женщин (п = 77)

1 Французы - люди этих наций (в том числе испанцы, чехи) более свободны, уравновешены - мне нравится хорошо развитая экономика и высокий уровень жизни населения - нравится страна, язык - нравится образ жизни - уважение к культуре - политический строй - красивая страна с богатой историей, красивый язык - утонченные, романтичные, красивые, темпераментные люди - утонченность французских женщин - традиции страны и культурные обычаи, искусство - условия жизни, экономически развитая страна - хотелось бы быть француженкой (парижанкой) - жить в Париже

2 Немцы - этот народ очень дисциплинирован, пунктуален и ответствен - уверенность в завтрашнем дне, государство заботится о своих гражданах, благоустроенная и благополучная страна, лучшие условия жизни, стабильная экономика - более достойный уровень жизни - нравится их страна, их интересы - делают самые классные машины - Европа, пиво, футбол - просто выбор - Германия - отличная страна, она мне подходит - очень рассудительные, умные, добросовестные и очень аккуратные - нравится страна, уровень жизни, высокая социально-экономическая жизнь - все для народа - политические действия, все создано для людей, а сами люди относятся друг к другу с доброжелательностью - практически в любой стране к ним относятся хорошо - не знаю

3 Англичане - более культурны, воспитаны, являются хорошими актерами, юмор - Англия - государство с великой историей - язык, мировая роль - географическое положение - развитая экономика - люди там имеют, причем каждый, машину, работу, дом - в этой стране наиболее благоприятные условия развития - мне нравится их государственное устройство, жизнь более законна - сборная Англии по футболу - лучшая в мире - просто охота - Великобритания достигла наивысшего уровня развития (в политике, экономике, культуре) - Англия - одно из самых преуспевающих государств с большими традициями и историей - нравится страна, язык - выше уровень жизни, больше возможностей для обучения и общения - английский язык сейчас очень нужен

4 Американцы - Америка - милая и неплохо живущая страна. Самая развитая страна и там можно пробиться куда угодно, большие перспективы - не знаю - нравится Америка, люди, менталитет жителей - легче найти работу и устроить свою жизнь - нравится правление, правительство уделяет больше внимания своим гражданам - богатые, внешность, импонирует их гордость и надменность - можно получить хорошее образование и найти хорошую работу - жить благополучно и видеть перспективу на будущее - больше возможностей для развития, более престижная, развитая страна

5 Итальянцы - условия проживания в этих странах (Италия, Англия) - там тепло - материально благополучная и красивая страна - люди (в том числе англичане, французы), близкие мне по духу

6 Японцы - очень трудолюбивый народ, высокий уровень самосознания - был бы дисциплинированным и трудолюбивым - это самые умные, развитые народы (в том числе немцы, американцы) - интеллектуально развитая и трудолюбивая нация - это развивающаяся страна, и я хочу развиваться - материальное благополучие, уверенность в завтрашнем дне, отношение к людям - страна прогресса, есть цель и перспективы развития - торжество высоких технологий - потому что у них хорошие машины, во вторую очередь -потому, что хорошо едят, в третью - у них всегда тепло - изучал бы каратэ с детства - нравится эта стабильная страна с хорошим уровнем жизни - мне очень нравится японская культура, обычаи и традиции - культурные нормы, традиции и уровень жизни соответствуют моим понятиям о нормальной жизни и воспитании человека - высокие технологии придумали именно они

Т а б л и ц а 3

Гендерные особенности этнических стереотипов (выборов-отвержений) российских студентов

п = 150 Мужчины (п = 73) Женщины (п = 77)

№ Этнос Общее кол-выборов во Кол-во выборов мужчинами Кол-во выборов женщинами

Абс. % Абс. % В первую очер. Абс. % В первую очер.

1 Китайцем (китаянкой) 61 43,3 25 34,2 7 36 46,7 12

2 Негром (негритянкой) 45 30 16 22 5 29 37,7 10

3 Американцем (американкой) 40 26,6 22 30 17 18 23,3 7

4 Евреем (еврейкой) 28 19 18 24,8 7 10 13 1

5 Чеченцем (чеченкой) 24 16 4 5,5 2 20 26 13

6 «Кавказцем» 28 19 13 18 7 15 20,5 8

7 Представителем: Западной Европы 33 21 - 16 12 - 1 17 9 - 1

Восточной Европы 12 - 4 - - 8 - 1

Славянской Европы 4 - 3 - 1 1 - -

(укр., белор.)

8 Представителем Дальнего Востока (без китайцев) 35 14 1 21 3

9 Представители Средней Азии, Ближнего Востока 62 32 8 30 17

10 Представителем Крайнего Севера 16 - 10 - 7 6 - 1

11 Представителем других этносов 63 - 24 - 10 39 - 13

стать китаянками (как, кстати, и другими представителями этносов Дальнего Востока) высказали студентки-девушки. Та же картина выявлена и относительно негров, которые занимают в этом случае общее второе место. Особенно значительные различия обнаружились при выборах-отвержениях чеченцев (26 против 5,5%). Нам представляется, что здесь оказал влияние страх, вызванный терактами, войной, который имеет место сегодня в нашем обществе. В пользу юношей больше число выборов-отвержений относительно евреев. Приблизительно одинаковое число выборов-отвержений сделано юношами и девушками в отношении американцев, «кавказцев», «представителей Европы», «представителей Средней Азии и Ближнего Востока». Чем же мотивируют свои выборы юноши и девушки, студенты БТИ?

Как видно из табл. 4, юноши очень немногословны и выдвигают явно неубедительные мотивировки своих выборов-отвержений относительно китайцев («узкие глаза», «их и так много»). Более серьезны мотивы и больше их вариантов предлагают девушки, среди которых: «не нравится менталитет этой страны, национальные традиции», «не люблю их наглость, чрезвычайную суетливость», «претендуют на территорию России, захватили весь Дальний Восток» и др.

Негров отвергают юноши и девушки часто из-за цвета кожи («не хочу быть черным», «не нравится внешность»), а также, по мнению юношей, негры «по большей части (не все) очень плохо воспитаны, агрессивны».

Что касается американцев, то они в нашем исследовании занимают особое место в связи с тем, что молодые россияне, что подтверждают и другие наши исследования [1-3], в одинаковой мере их предпочитают и отвергают. Причем мотивы у российских юношей и девушек во многом не только совпадают по сути, но являются и довольно жесткими, как, например: «страна наглых, самодовольных людей, ставящих себя выше других», «они алчные, их единственная ценность - это доллар», «политика направлена против других», «любят только свою нацию, много воюют и лезут не в свои дела» и т.д.

По числу выборов-отвержений евреи и чеченцы занимают место после американцев. Но если отвергают евреев преимущественно юноши, мотивируя это очень серьезно, вплоть до того, что «не люблю евреев за то, что они убили Иисуса», то чеченцев отвергают преимущественно девушки, которым «не нравятся методы, которыми они добиваются своих целей, они жестокие».

Что касается остальных этносов или групп этносов, то гендерные отличия при выборах-отвержениях выявлены в том, что девушки отмечают арабские страны, где им «не нравится положение женщин в них, женщинам отводится не очень хорошая роль, у них мало прав». Интересно и то, что девушки не симпатизируют цыганскому этносу, что не наблюдается у юношей. Цыганки, по мнению девушек-студенток, «жестокие и жадные, любят чужое, особенно деньги, навязчивые».

Социальная (экономическая и этническая) психология

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т а б л и ц а 4

Гендерные особенности этнических стереотипов (мотивы-отвержения) российских студентов

№ Этнос, регион Мотивы мужчин (П = 73) Мотивы женщин (п = 77)

1 2 3 4

1 Китайцы - японцем, якутом - не люблю узкие глаза - китайцев и так слишком много - мне китайцы по определению не нравятся - не нравится менталитет этой страны, национальные традиции - не люблю их наглость, чрезмерную суетливость - жить в стране с населением более 1 млрд человек, с тяжелыми экономическими и санитарными условиями очень трудно - из-за плотности населения и условий жизни - не нравится уровень жизни - их и так много - государство строго следит за частной жизнью граждан и можно иметь лишь только одного ребенка, а я хочу много детей - претендуют на территорию России, захватили весь Дальний Восток - внешность людей, узкие глаза

2 Негры - не знаю - не хочу быть черным, не нравится внешность чернокожих - по большей части (не все) они очень плохо воспитаны, агрессивны и при этом имеют хорошую физическую форму - там (в Африке) сильно жарко - из-за низкого уровня развития народов - они не симпатичные

3 Американцы - отрицательное отношение к американской нации в целом из-за менталитета - страна наглых, самодовольных людей, ставящих себя выше других - там ужасные люди, нет традиций - сильно высокого мнения о себе, слишком самоуверенная страна - их жизненные устои меня не устраивают, не совпадают жизненные взгляды, тупые и толстые - не нравится их правительство, политика направлена против других стран - очень, очень, мягко говоря, не люблю или даже не уважаю американцев за их тупизм, авантюризм и другие плохие качества, например, алчность и др. - это не нация, они алчные, их единственная ценность -это доллар - личная неприязнь - бандитская страна - просто плохо отношусь к данной нации - считаю американцев фашистами (Ирак), готовы на все ради власти и денег - самовлюбленный, не принимающий ничто другое народ - они мне не симпатичны, они любят только свою нацию, много воюют и лезут не в свои дела - они мне не нравятся, особенно правительство - не уважаю Америку и все, что с ней связано

4 Евреи - не люблю за то, что они убили Иисуса, это клеймо на евреях на протяжении всей истории - скупые - их гоняют слишком (террор и все такое) - мне не нравится эта нация как личности, личная неприязнь к представителям данного вероисповедания - мне кажется, что евреи очень высокомерные Мотивы отсутствуют, поскольку выборы были лишь «во вторую» и «в третью очередь»

5 Чеченцы - самая наглая, как мне кажется, нация - расисты - так как к людям данной национальности сложилось негативное отношение - не нравятся методы, которыми они добиваются своих целей, они жестокие - эти национальности (в том числе грузины, китайцы) не нравятся мне ничем - политическая жизнь в стране, опасность, много лет война - распространено угнетение женщины, другая религия

6 «Кавказцы» «Кавказцем» - не нравятся мне люди кавказской национальности и то, как они живут, из-за некоторых представителей этой национальности ее перестают уважать по всему миру (тем более в России). Армянином - их не любят в России - не нравятся, они какие-то хитрые - не знаю, просто не нравятся - в связи с последними событиями (терактами), они воинственны, жадны - не нравятся люди этой национальности

7 Европа Немцем: - стереотипы - наверное, негативное отношение сложилось из-за военных действий и вероломного нападения (1941-1945 гг.) Немкой: - не люблю Германию, там люди злые Эстонкой: - не могу мотивировать

О к о н ч а н и е т а б л. 4

1 2 3 4

8 Средняя Азия, Ближний Восток «Арабом»: - плохое уважение к этим народам (индусам, иракцам) - не люблю Коран - слишком много террористов среди них. Курдом - это нация без государства, не имеющая даже теоретически никаких прав. Иранцем - нестабильное положение страны, постоянное притеснение более сильными государствами. Иракцем - нестабильная политическая ситуация. - не нравится развитие в этих странах, слишком много запретов - не нравятся их традиции и культура - там почти всегда напряженная военная обстановка - не нравится положение женщины в их странах, женщине отводится не очень хорошая роль, у них мало прав - не нравится (Ирак) их религия, воинственность, бесправие женщины, неспокойная ситуация в стране, постоянное присутствие чувства страха (война) - экономика развита слабо, нет перспектив

9 Дальний Восток (без Китайцев) Монголом: - потому что экономика и государственное устройство никуда Японкой: - не нравится их язык и внешний облик

10 Крайний Север Чукчей: - очень суровые условия жизни и труда, холодно, - они все тупые - визуально они мне не нравятся. Эскимосом: - слабый организм, иммунитет Эвенком: - не люблю Эскимоской: - они никогда не моются

11 Остальные Кубинцем - нестабильность, по национальному признаку, по расовому признаку Цыганкой: - жестокие и жадные, любят чужое, особенно деньги - не нравятся их традиции, образ жизни, навязчивость - не подходит образ жизни и менталитет нации - внешность, религия и т.д. Бразильянкой: - не нравится страна, внешний вид

Проведенное нами пилотажное исследование позволяет сделать следующие предварительные выводы.

1. Выборы и их мотивирование формулируются преимущественно на основании неполных или неточных знаний об объектах выбора, представляют собой в большинстве случаев этнические предубеждения.

2. Можно считать, что гипотеза нашего исследования частично подтвердилась в том, что существуют определенные гендерные различия в этнических стереотипах российских студентов, которые состоят в следующем: девушки предпочитают из западных этносов прежде всего французский, что в значительно меньшей степени оказалось характерным для юношей.

3. Если юноши в мотивировках своих выборов преимущественно акцент делают на социально-экономических аспектах жизни соответствующего этноса, то девушки нередко указывают и на человеческие качества его представителей.

4. В оценках девушек при их выборах-отвержениях чаще звучит тревога, опасения, идущие, по их мнению, от представителей определенного этноса (чеченцы, китайцы, арабы).

5. При мотивировании своих выборов девушки указывают часто на положение женщины в той или иной стране, обусловленное определенными традициями и религией (страны Ближнего Востока и Средней Азии).

Литература

1. Залевский Г.В. Предубеждения, этнические стереотипы как проблема психологической антропологии // Сибирский психологический

журнал. 1996. Вып. 2. С. 70-80.

2. Залевский Г.В. Этнические стереотипы и предубеждения как фиксированные формы поведения // Россия и Китай на дальневосточных

рубежах. Благовещенск: Изд-во АМУ, 2002. С. 413-418.

3. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем. М.; Томск, 2004.

4. Bogardus E.S. Measuring social distance // Journal of appliede Sociology. 1925. Vol. 9. P. 299-308.

GENDER CHARACTERISTIC OF ETHNICAL STEREOTYPES OF STUDENTS G.V. Zalevsky, U.V. Kuzmina, E.V. Razgonyaeva (Tomsk, Bijsk)

Summary. The article deals with studying gender characteristic of ethnic stereotypes of modern Russian young people (students). Modified variants of Boghard method are used. The probationers not only defined their choices-preferences and rej ected ethnic groups but also motivated them (gave reasons for their choice). The advanced hypothesis of gender characteristic of Russian students’ ethnic stereotypes has been mainly corroborated.

Key words: ethnic stereotypes, gender characteristic, ethnic group, choices-preferences, choices-rejections.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.