Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. СТЕПЕНЬ АКТИВАЦИИ ЭМОЦИЙ'

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. СТЕПЕНЬ АКТИВАЦИИ ЭМОЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6151
638
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ПРОЦЕССЫ / НАСТРОЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЯ / ВНИМАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дианова Н.Ф., Ващенко В.В.

Значение эмоций в жизни человека невероятно велико. Эмоции оказывают значительное влияние на когнитивные процессы человека, включая восприятие, внимание, обучение, память и мышление.Изучение эмоций помогает понять внутриличностную последовательность в личном функционировании, поскольку обработка эмоционально значимой информации является ярким примером того, как физиологические и когнитивные механизмы взаимодействуют друг с другом и, таким образом, начинают функционировать как согласованные, интегрированные системы личности. Знание о влиянии эмоций на деятельность человека играет важную роль, ведь исследования эмоций дают информацию не только о нормальном функционировании личности, но и о психических расстройствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF EMOTIONS ON HUMAN ACTIVITY. THE DEGREE OF ACTIVATION OF EMOTIONS

The importance of emotions in a person's life is incredibly great. Emotions have a significant impact on human cognitive processes, including perception, attention, learning, memory and thinking. The study of emotions helps to understand the intrapersonal sequence in personal functioning, since the processing of emotionally significant information is a vivid example of how physiological and cognitive mechanisms interact with each other and thus begin to function as coordinated, integrated personality systems. Knowledge about the influence of emotions on human activity plays an important role, because studies of emotions provide information not only about the normal functioning of the individual, but also about mental disorders.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. СТЕПЕНЬ АКТИВАЦИИ ЭМОЦИЙ»

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. СТЕПЕНЬ АКТИВАЦИИ

ЭМОЦИЙ

Н.Ф. Дианова, студент

В.В. Ващенко, канд. культурологии, доцент

Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-12-1-40-44

Аннотация. Значение эмоций в жизни человека невероятно велико. Эмоции оказывают значительное влияние на когнитивные процессы человека, включая восприятие, внимание, обучение, память и мышление. Изучение эмоций помогает понять внутриличностную последовательность в личном функционировании, поскольку обработка эмоционально значимой информации является ярким примером того, как физиологические и когнитивные механизмы взаимодействуют друг с другом и, таким образом, начинают функционировать как согласованные, интегрированные системы личности. Знание о влиянии эмоций на деятельность человека играет важную роль, ведь исследования эмоций дают информацию не только о нормальном функционировании личности, но и о психических расстройствах.

Ключевые слова: эмоции, процессы, настроение, восприятия, внимание, мышление.

Актуальность выбранной темы исследования "Влияние эмоций на деятельность человека. Степень активации эмоций", определяется, прежде всего, тем местом, которое эмоции занимают в личности человека. Только имея представление об эмоциональном опыте человека, можно с некоторой степенью уверенности сказать, что это такое. Ценности и цели человека проявляются в эмоциональных реакциях. Они отражают основные биологические тенденции, а также социально приобретенные представления о мире и о себе. Они раскрывают те аспекты личности, которые человек может захотеть скрыть от других. Понимание эмоций - ключ к пониманию личности.

Эмоциональные переживания вездесущи по своей природе, невозможно представить жизнь без эмоций. Эмоции также важны в образовательном процессе, поскольку они сопровождают практически все аспекты познания.

Эмоции - это совокупность психофизиологических процессов для эффективного использования ограниченного набора ограниченных по величине природных ресурсов человека путем управления состояниями и режимами работы организма на

всех этапах деятельности по удовлетворению потребностей [1].

Вопрос о природе эмоций долго не находил своего решения, провоцируя появление разных, а иногда и противоположных точек зрения. Гербарт И.Ф. считал, что фундаментальный психологический факт - это представление, а чувства, испытываемые человеком, соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Кроме того, эту точку зрения поддержал В. Вундт, который утверждал, что эмоции - это изменения в представлениях под влиянием чувств, но, по его мнению, чувства также могут изменяться из-за представлений, тогда как органические процессы являются лишь следствием эмоций. В. Вундт также выделил основные измерения эмоциональных процессов и состояний [2].

Есть теория Джеймса-Лэнга. Теория, независимо представленная американским философом и психологом У. Джеймсом и датским врачом К.Г. Ланге. Согласно теории Джеймса-Ланге, возникновение эмоций вызывается изменениями, вызванными внешними воздействиями, как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере

непроизвольных актов сердечной, сосудистой и секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, представляет собой эмоциональное переживание. По словам Джеймса: «Нам грустно, потому что мы плачем; мы боимся, потому что дрожим; мы радуемся, потому что смеемся». Если Джеймс связывал эмоции с широким спектром периферических изменений, то Ланге - только с сосудисто-двигательной системой: состоянием иннервации и просвета сосудов. Таким образом, их причиной были названы периферические органические изменения, которые обычно считались следствием эмоций. Теория Джеймса-Ланге была попыткой превратить эмоции в объект, доступный для естественного изучения [3].

Исследования российских и зарубежных ученых показали, что на когнитивные процессы человека влияют эмоции, включая внимание, мышление, память, восприятие, рассуждение и обучение. Хотя эмоции изучаются в течение длительного времени, они не имеют универсального определения. Эмоции описывают сложный набор взаимодействий между субъективными и объективными переменными, опосредованными нервной и эндокринной системами.

Взаимодействие между эмоциями и человеческой деятельностью доказано результатами большого количества исследований, которые проводились в конце 19 -начале 20 веков и продолжаются по сей день. Результаты этих исследований показывают, что положительное или отрицательное влияние эмоций на деятельность зависит от интенсивности эмоционального компонента и степени сложности деятельности [4].

Эмоции придают субъективную окраску тому, что происходит вокруг нас и в нас самих. Это означает, что разные люди могут совершенно по-разному эмоционально реагировать на одно и то же событие. Например, для болельщиков потеря любимой команды обескураживает, подавляет, для болельщиков противоположной команды - это радость. А определенное произведение искусства может вызывать у

разных людей прямо противоположные эмоции.

И.П. Павлов связывал проявление эмоций и чувств с нарушением или усилением динамических стереотипов. В первую очередь, это касается рабочих процессов и развития динамических стереотипов работы. Укрепление стереотипа динамичной работы в виде хорошей организации рабочего места, научно обоснованных режимов труда и отдыха, уважения производственной дисциплины, технологий и труда вызывает положительные эмоции и чувство удовлетворения. И наоборот, нарушение стереотипа динамичной работы в сочетании с неблагоприятными условиями труда вызывает негативные эмоции. Современные исследователи установили, что эмоции высших животных и человека определяются некой реальной потребностью и оценкой вероятности (возможности) ее удовлетворения. Эти отношения называются общим паттерном человеческих эмоций [5].

Одна из важнейших характеристик эмоций - их связь с когнитивными процессами. Изучение связи эмоциональных и когнитивных процессов восходит к работам Л.С. Выготского и других классиков психологии. Так, Л.С. Выготский писал: «Кто с самого начала оторвал мысль от аффекта, тот навсегда закрыл себе путь к объяснению причин самой мысли» [6].

С.Л. Рубинштейн, считавший, что эмоции как таковые в первую очередь определяют динамическую сторону когнитивных функций, тонус, темп действия, его «настройку» на один уровень активации, обращал внимание на то, что действие эмоций может быть как стеническим, так и стеническим. усиливающий и астенический, направленный вниз [7].

Более того, если в норме сознательная познавательная интеллектуальная деятельность подавляет эмоциональное возбуждение, придавая ему направление и избирательность, то при аффектах, при сверхинтенсивном эмоциональном возбуждении избирательное направление деятельности нарушается и возможна импульсивная непредсказуемость поведения.

Невозможность существования эмоций, изолированных от познавательных процессов, В.К. Вилюнас обосновывает следующим образом: эмоции выполняют свои функции, наиболее распространенными из которых являются оценка и мотивация; в зависимости от когнитивного содержания мысленного образа они выделяют цели в когнитивном образе и побуждают к соответствующему действию [7].

Предложено классифицировать эмоции по их когнитивному компоненту - объекту, который позволяет распознавать любой объект традиционно выделяемого когнитивного процесса - восприятие, память, мышление - как объект эмоционального переживания. К ним относятся темп, скорость, продуктивность познавательных процессов. В современной литературе собран ряд конкретных экспериментальных данных о взаимосвязи эмоций и различных когнитивных процессов: памяти, восприятия и мышления.

Маклаков А.В. считает, что к сущностному аспекту эмоций можно добавить то, что в нем выделяются две составляющие:

- первое - это субъективное и эмоциональное переживание (приятное или неприятное по своей природе);

- второй - эмоциональное выражение, то есть изменения мимики, жестов, позы, которые сопровождают это переживание, а также вегетативные реакции [1].

Также автор выделяет следующие типы эмоций: интерес и радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и стыд.

Гнев - чаще всего о внутренних проблемах говорят вспышки неконтролируемого гнева. Гнев возникает из-за неудачных планов. Хроническое переутомление возникает, когда человек начинает неадекватно реагировать на внешние раздражители, отбрасывать агрессию на окружающий мир.

Депрессия и усталость - не единственные причины хронического раздражения. Дисфория, или синдром испорченного настроения, также может возникать на фоне общей неудовлетворенности жизнью.

Гнев лежит в основе некоторых проблем со здоровьем, таких как головные бо-

ли, депрессия, высокое кровяное давление, проблемы с сердцем и язвы. С другой стороны, гнев - это форма энергии. Умело управляемая, она способствует развитию бизнеса. Это своего рода импульс.

Радость - это чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, счастливого настроения.

Радость занимает не более 25% цвета жизни человека. При значительном отсутствии положительных эмоций в жизни человека периодически возникают отрицательные эмоции, что затем приводит к конфликтам. Возникает ситуация, когда окружающий мир становится безоговорочно агрессивным по отношению к личности.

Страх - это эмоция, которая возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и нацелена на источник реальной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страданий, вызванных реальным действием факторов, опасных для существования факторов, страх возникает тогда, когда они ожидаются. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьируются в довольно широком диапазоне нюансов (страх, страх, страх, ужас) [2].

Настроение - это эмоциональное состояние от слабого до умеренного по силе и очень стабильное. То или иное настроение может длиться дни, недели, месяцы. Причиной определенного настроения может быть любое значимое событие в личной или общественной жизни, состояние нервной системы человека и общее состояние его здоровья. Также А.В. Маклаков исследует основные эффекты эмоций [3].

Как известно, восприятие - явление сложное. Он включает в себя такие процессы, как выделение фигуры на фоне, оценка размера, яркости и расстояния до воспринимаемого объекта, выделение деталей, составляющих объект. Таким образом, каждый из этих процессов может претерпевать изменения под воздействием эмоциональных факторов.

Термин «эмоция» иллюстрирует концепцию «зонтика», которая включает аффективные, когнитивные, поведенческие,

экспрессивные и физиологические изменения; Эмоции вызываются внешними раздражителями и связаны с сочетанием чувств и мотивации.

Человек по своей природе имеет ограниченный набор ресурсов, каждый из которых, в свою очередь, имеет ограниченную интенсивность и продолжительность непрерывного использования.

Минимальные энергозатраты организма при активности соответствуют адекватности состояния организма и влиянию внешней среды. Такая адекватность лучше всего достигается в повторяющихся процессах, когда организм вырабатывает привычку, автоматизм в ответ на внешнюю среду, экономно расходуя свою энергию и сокращая время реакции [4].

В условиях значительной угрозы благополучию организма или самой жизни организм реагирует изменением состояния. Состояние организма - это жизнедеятельность, характеризующаяся определенным набором репрезентативных показателей, при изменении состояния - набор индикаторов изменения.

Изменения режима работы и состояния

- это те управляющие воздействия, с помощью которых организм реагирует на воздействия внешней и внутренней среды, обеспечить достижение целей деятельности и рациональное использование имеющихся природных ресурсов.

В широком смысле деятельность - это процесс, в котором можно выделить два основных образа жизни организма:

- режим работы, характеризующийся затратами энергии организма,

- методы восстановления затраченной энергии [5].

Библиографический список

1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. - М., 2019. - 542 с.

2. Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. Тексты. - СПб.: Питер, 2018.

- 404 с.

3. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. - СПб.:Питер, 2019. - 320 с.

4. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб., 2020. - 464 с.

5. Кайдаков С.В. Эмоции как фактор познания и действия: резюме. - М., 2017. - 65 с.

6. Симонов П.В. Избранные труды. Т.1: Мозг: эмоции, потребности, поведение. -Наука, 2017. - 202 с.

7. Шумский, П.П., Иванова, Л.Н. Эмоции как процесс, влияющий на деятельность человека. - Мозырь, 2019. - 324 с.

Теория информации о потребности П.В. Симонова позволяет определять тип и накал эмоций; далее, используя механизм эмоциональных реакций, в организме одновременно развиваются два типа ремонтных действий, первый из которых направлен на внутренние изменения, а второй -на изменения во взаимодействии с внешней средой [6].

Эмоции выполняют функцию регулирования деятельности субъекта, отражая важность внешних и внутренних ситуаций для реализации его жизни, тем самым способствуя ориентации человека в различных ситуациях.

Эмоции отражают мир вокруг нас и соответственно регулируют наше поведение. Под воздействием эмоций у человека изменяется деятельность системы кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и других органов. Эмоции регулируют не только состояние тела, но и поведение человека в целом. Они важны для оптимизации всех видов деятельности организма.

Одна из важнейших характеристик эмоций - их связь с когнитивными процессами. В современной литературе был собран ряд конкретных экспериментальных данных, касающихся взаимоотношений между эмоциями и памятью, восприятием и мышлением.

Из этого можно сделать вывод, что эмоции являются мотиватором и регулятором поведения человека в целом и подчиняют свою деятельность основным мотивам и потребностям личности, его склонностям и интересам [7].

THE INFLUENCE OF EMOTIONS ON HUMAN ACTIVITY. THE DEGREE

OF ACTIVATION OF EMOTIONS.

N.F. Dianova, Student

V.V. Vaschenko, Candidate of Cultural Sciences, Associate Professor Academy of Marketing and Social and Information Technologies - IMSIT (Russia, Krasnodar)

Abstract. The importance of emotions in a person's life is incredibly great. Emotions have a significant impact on human cognitive processes, including perception, attention, learning, memory and thinking. The study of emotions helps to understand the intrapersonal sequence in personal functioning, since the processing of emotionally significant information is a vivid example of how physiological and cognitive mechanisms interact with each other and thus begin to function as coordinated, integrated personality systems. Knowledge about the influence of emotions on human activity plays an important role, because studies of emotions provide information not only about the normal functioning of the individual, but also about mental disorders. Keywords: emotions, processes, mood, perceptions, attention, thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.