Научная статья на тему 'Критика когнитивных теорий происхождения эмоций'

Критика когнитивных теорий происхождения эмоций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1507
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ПРИРОДА ЭМОЦИЙ / КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ / ВРОЖДЕННЫЙ ХАРАКТЕР ЭМОЦИЙ / НЕЙРОННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЭМОЦИЙ / EMOTIONS / NATURE OF EMOTIONS / COGNITIVE THEORY OF EMOTIONS / INNATE NATURE OF EMOTIONS / NEURAL MECHANISM OF THE ORIGIN OF EMOTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пырьев Евгений Александрович

В настоящей работе представлена критика когнитивных теорий, объясняющих природу появления эмоций. Выполнен анализ информационной, потребностной, смыслообразующей и других теорий происхождения эмоций. Высказывается сомнение, что эмоции появляются только по факту удовлетворения потребностей, а полнота информации об объекте определяет положительные эмоции, тогда как ограниченность информации отрицательные. Также подвергается сомнению, что эмоции являются результатом несоответствия потребностей способностям человека. Доказывается, что наряду с когнитивными теориями происхождения эмоций возможен биологический подход, который рассматривает врожденные, даже генетические механизмы появления эмоций. Такие эмоции имеют нейрофизиологическую, то есть природную основу и вырастают из нейронных процессов ретикулярной формации продолговатого мозга. В этом случае когнитивные структуры не принимают прямого участия в появлении эмоций. Наоборот, эмоция сама оказывает непроизвольное влияние на когнитивный аппарат психики человека и его моторику. В аспекте когнитивной оценки рассматриваются базовые и надбазовые эмоции. Если базовые эмоции запускаются врожденными триггерами, то надбазовые приобретенными в процессе жизнедеятельности конкретного человека. Надбазовые или социализированные эмоции чаще всего имеют когнитивную природу происхождения и появления их в психике. Такие эмоции имеют осознанный характер, так как появляются по факту когнитивной оценки стимула; в свою очередь, появление базовых эмоций, основанных на врожденных стимулах, чаще всего человеком не осознается. Целью исследования выступило положение о преодолении в научной литературе конструктов о доминировании когнитивных механизмов происхождения эмоций. Объектом исследования выступили эмоции, природа их происхождения. Предметом исследования стала критика когнитивного подхода происхождения эмоций и обоснование важности биологического подхода, где важная роль отводится врожденным и генетическим механизмам появления эмоций. Методологической базой исследования стал анализ научных исследований по проблеме природы и появления в психике базовых эмоций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criticism of cognitive theories of the origin of emotions

This paper presents a critique of cognitive theories applied to explain the nature of emotions. The author analyses the informational, need, meaningmaking and other theories of the origin of emotions, and questions the common conclusion that emotions appear only after the satisfaction of needs, and that abundant information about an object determines positive emotions, while limited information promotes negative ones. It is also doubtful that emotions are the result of incongruity between human needs and abilities. The author substantiates the idea that along with cognitive theories of the origin of emotions, a biological approach considering the innate, possibly genetic mechanisms of their origin is applicable. According to this approach, emotions may have neurophysiological foundations and emerge from the neural processes in the reticular formation of the medulla oblongata. In this case, cognitive structures do not directly invoke emotions. On the contrary, emotion itself has an involuntary effect on the cognitive apparatus of the human psyche and its motor skills. In the aspect of cognitive evaluation, the research distinguishes basic and suprabasic emotions. While basic emotions are invoked by innate triggers, suprabasic ones are acquired in the process of a specific individual’s life activity. Suprabasic or socialized emotions mostly demonstrate a cognitive nature of their origin and manifestation in the psyche; such emotions are conscious in nature, as they appear after the cognitive assessment of the stimulus. In turn, the emergence of basic emotions triggered by innate stimuli is generally not consciously recognised by an individual. The aim of the study was to overcome the constructs created in scientific sources suggesting the dominance of cognitive mechanisms in the origin of emotions. The object of the study was emotions and the nature of their origin. The subject of the study was to critique the cognitive approach of the origin of emotions and to justify the importance of the biological approach, where the innate and genetic mechanisms that trigger emotions play an important role. An analysis of scientific research on the nature and emergence of basic emotions in the psyche served as the methodological foundation of the study.

Текст научной работы на тему «Критика когнитивных теорий происхождения эмоций»

Психология человека в образовании, 2019, т. 1, № 3 Psychology in Education, 2019, vol. 1, no. 3 _www.psychinedu. ru

Теоретические исследования

УДК 159.9 ЭО1: 10.33910/2686-9527-2019-1-3-258-265

Критика когнитивных теорий происхождения эмоций

Е. А. Пырьев01

1 Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района Санкт-Петербурга, 194017, Россия, Санкт-Петербург, Костромской пр-т, д. 7а

Аннотация. В настоящей работе представлена критика когнитивных теорий, объясняющих природу появления эмоций. Выполнен анализ информационной, потребностной, смыслообразующей и других теорий происхождения эмоций. Высказывается сомнение, что эмоции появляются только по факту удовлетворения потребностей, а полнота информации об объекте определяет положительные эмоции, тогда как ограниченность информации — отрицательные. Также подвергается сомнению, что эмоции являются результатом несоответствия потребностей способностям человека. Доказывается, что наряду с когнитивными теориями происхождения эмоций возможен биологический подход, который рассматривает врожденные, даже генетические механизмы появления эмоций. Такие эмоции имеют нейрофизиологическую, то есть природную основу и вырастают из нейронных процессов ретикулярной формации продолговатого мозга. В этом случае когнитивные структуры не принимают прямого участия в появлении эмоций. Наоборот, эмоция сама оказывает непроизвольное влияние на когнитивный аппарат психики человека и его моторику. В аспекте когнитивной оценки рассматриваются базовые и надбазовые эмоции. Если базовые эмоции запускаются врожденными триггерами, то надбазовые — приобретенными в процессе жизнедеятельности конкретного человека. Надбазовые или социализированные эмоции чаще всего имеют когнитивную природу происхождения и появления их в психике. Такие эмоции имеют осознанный характер, так как появляются по факту когнитивной оценки стимула; в свою очередь, появление базовых эмоций, основанных на врожденных стимулах, чаще всего человеком не осознается. Целью исследования выступило положение о преодолении в научной литературе конструктов о доминировании когнитивных механизмов происхождения эмоций. Объектом исследования выступили эмоции, природа их происхождения. Предметом исследования стала критика когнитивного подхода происхождения эмоций и обоснование важности биологического подхода, где важная роль отводится врожденным и генетическим механизмам появления эмоций. Методологической базой исследования стал анализ научных исследований по проблеме природы и появления в психике базовых эмоций.

Ключевые слова: эмоции, природа эмоций, когнитивные теории эмоций, врожденный характер эмоций, нейронный механизм происхождения эмоций.

Сведения об авторе

Евгений Александрович Пырьев, e-mail: evgpyrev@yandex.ru Для цитирования: Пырьев, Е. А. (2019) Критика когнитивных теорий происхождения эмоций. Психология человека в образовании, т. 1, № 3, с. 258-265. DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1-3258-265

Получена 22 июля 2019; прошла рецензирование 18 августа 2019; принята 18 августа 2019. Права: © Автор (2019). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Criticism of cognitive theories of the origin of emotions

E. A. Pyrev®1

1 Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance of Vyborgsky District of Saint Petersburg,

7a Kostromskoy Avenue, Saint Petersburg 194017, Russia

Abstract. This paper presents a critique of cognitive theories applied to explain the nature of emotions. The author analyses the informational, need, meaning-making and other theories of the origin of emotions, and questions the common conclusion that emotions appear only after the satisfaction of needs, and that abundant information about an object determines positive emotions, while limited information promotes negative ones. It is also doubtful that emotions are the result of incongruity between human needs and abilities. The author substantiates the idea that along with cognitive theories of the origin of emotions, a biological approach considering the innate, possibly genetic mechanisms of their origin is applicable. According to this approach, emotions may have neurophysiological foundations and emerge from the neural processes in the reticular formation of the medulla oblongata. In this case, cognitive structures do not directly invoke emotions. On the contrary, emotion itself has an involuntary effect on the cognitive apparatus of the human psyche and its motor skills. In the aspect of cognitive evaluation, the research distinguishes basic and suprabasic emotions. While basic emotions are invoked by innate triggers, suprabasic ones are acquired in the process of a specific individual's life activity. Suprabasic or socialized emotions mostly demonstrate a cognitive nature of their origin and manifestation in the psyche; such emotions are conscious in nature, as they appear after the cognitive assessment of the stimulus. In turn, the emergence of basic emotions triggered by innate stimuli is generally not consciously recognised by an individual. The aim of the study was to overcome the constructs created in scientific sources suggesting the dominance of cognitive mechanisms in the origin of emotions. The object of the study was emotions and the nature of their origin. The subject of the study was to critique the cognitive approach of the origin of emotions and to justify the importance of the biological approach, where the innate and genetic mechanisms that trigger emotions play an important role. An analysis of scientific research on the nature and emergence of basic emotions in the psyche served as the methodological foundation of the study.

Keywords: emotions, nature of emotions, cognitive theory of emotions, innate nature of emotions, neural mechanism of the origin of emotions.

Author

Evgeny A. Pyrev,

e-mail: evgpyrev@yandex.ru

For citation: Pyrev, E. A. (2019) Criticism of cognitive theories of the origin of emotions. Psychology in Education, vol. 1, no. 3, pp. 258265. DOI: 10.33910/2686-9527-20191-3-258-265

Received 22 July 2019; reviewed 18 August 2019; accepted 18 August 2019.

Copyright: © The Author (2019). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Природу эмоций и механизм их действий можно рассмотреть с позиций когнитивного и биологического подходов. Согласно когнитивному подходу эмоции являются продуктом неокортекса и его интеллектуальных процессов — восприятия и мышления. Данные психические познавательные процессы отвечают за расшифровку импульсов, идущих из коры больших полушарий. Продуктом когнитивных явлений выступают эмоции, которые человек сознательно использует для решения текущих задач. Сознательными эмоциями можно управлять, а также с их помощью управлять самими физиологическими процессами.

Биологический подход рассматривает врожденный характер эмоционального реагирования на определенный триггер. Стимульным материалом, запускающим эмоции, выступают безус-

ловные раздражители, имеющие конкретные нейрофизиологические механизмы, протекающие в продолговатом мозге человека.

Занимаясь много лет социальной перцепцией, известный отечественный психолог В. Н. Панфёров пришел к выводу, что в психическом отражении первым появляется не образ человека, а эмоция, связанная с его восприятием. В частности, он пишет: «Внешний облик <...> является побудителем первичной непроизвольной эмоции, соответствующей неясной психофизиологической реакции субъектов друг на друга» (Панфёров 1982, 56). Далее Панфёров указывает, что восприятие и осознание другого человека обусловлено глубинными мотивационными образованиями, исходящими от бессознательного (Панфёров 1982; 2016).

Феномен, замеченный Панфёровым, говорит о первичности базовых эмоций в процессе отражения и вторичности образа, что противоречит когнитивным теориям происхождения эмоций. Однако надбазовые или социализированные эмоции могут быть продуктом когнитивных процессов. Это эмоции, являющиеся разновидностью базовых. С. Л. Рубинштейн приводит пример таких эмоций, сформированных на основе базовых — радости и грусти. Так, «наряду с возбужденной радостью (радостью-восторгом, ликованием), существует радость покойная (растроганная радость, радость-умиление) и напряженная радость... точно так же существует напряженная грусть. возбужденная грусть. тихая грусть.» и т. д. (Рубинштейн 1946, 459).

Базовые эмоции вырастают из нервных процессов ретикулярной формации продолговатого мозга и в этом смысле принадлежат явлению бессознательного. Когнитивные структуры не принимают прямого участия в появлении эмоций. Наоборот, эмоция сама оказывает непроизвольное влияние на когнитивный аппарат и моторику человека. Наиболее ярко это проявляется в состоянии аффекта — эмоционального состояния, способного отключать сознание. Эмоции вырастают из нейрофизиологических процессов, завладевают сознанием человека и проявляются во внешней моторике.

Когнитивные теории происхождения эмоций основаны на изучении деятельности коры больших полушарий, которая выступает физиологической основой всех эмоций. К числу работ на тему локализации эмоций в неокортексе можно отнести исследования И. П. Павлова (Быков 1954), Н. Н. Даниловой, А. Л. Крыловой (l989), Л. Р. Зенкова (1994), Е. Д. Хомской (Хом-ская, Батова 1998) и многих других.

Зарубежные исследователи — В. Б. Линдсли (Lindsley 1951), Дж. Пейпец (1962), Р. У. Липер (Leeper 1965), Дж. Е. Леду (LeDoux 1993), В. Р. Гесс (Hess 1969) и многие другие — природу эмоций выводят из нейрофизиологических процессов продолговатого (или среднего) мозга, генетически более раннего, чем неокортекс.

Базовые эмоции, вырастающие из продолговатого мозга, выполняют мотивационную функцию как в отношении психики, так и поведения. В свою очередь, надбазовые или социализированные эмоции, являющиеся продуктом неокор-текса и когнитивных структур человека, выполняют регулятивную функцию.

Когнитивному направлению представлений о природе эмоций посвящены работы как отечественных психологов, так и зарубежных. Аме-

риканский исследователь Р. Лазарус когнитивный механизм происхождения эмоций изучал с 1952 года. Возникновение эмоций для него зависит от «присутствия цели и оценки ситуации». Положительные эмоции являются следствием наличия цели и оценки благоприятности ее достижения, а отрицательные эмоции появляются при оценке трудностей достижения цели (Lasarus 1974).

В разряд интеллектуальных теорий происхождения эмоций можно смело отнести теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Происхождение положительных эмоций он объяснил наличием консонанса, а отрицательных — диссонанса. Когнитивный диссонанс — это расхождение в знаниях, как собственных, так и полученных. Беспокойство и тревога, вызванные диссонансом, сменяются на согласие, примирение после интеллектуальных усилий человека. Преодоление диссонанса приводит к переживанию эмоций радости и удовольствия (Festinger 1957).

Разновидностью когнитивной теории эмоций является научная работа французского исследователя П. Фресса в соавторстве с Ж. Пиаже. Причины отрицательных эмоций исследователи видели в дисбалансе потребностей и способностей человека. Соответственно, положительные эмоции возникают при наличии баланса между потребностями и способностями. В теории происхождения эмоций П. Фресса и Ж. Пиаже важная роль отводится интеллекту человека. Так, отрицательные эмоции появляются в ситуации низкой оценки человеком возможности удовлетворения потребностей, а положительные — в ситуации высокой оценки (Фресс 1975).

В отечественной психологии при взгляде на природу эмоций доминирует позиция А. Н. Леонтьева, которую он представил в работе «Потребности, мотивы и эмоции», впервые изданной в 1971 году. В теории смыслообразу-ющего мотива Леонтьев мотивационную функцию отдает интеллекту, который занимается поиском предмета, отвечающего потребностям человека. Эмоции появляются по факту удовлетворения потребностей, закрепляются в схеме побуждения и в последующем сопровождают активность человека. Данная зависимость эмоций от потребностей позволила А. Н. Леонтьеву отказывать первым в мотивационной функции (Леонтьев 2009).

Информационная теория происхождения эмоций также относится к разряду когнитивных. Автор этой теории П. В. Симонов объяснял причины появления эмоций полнотой информации.

Если информация об объекте полная и доступная, то появляются эмоции радости и удовольствия. В свою очередь, скудная, отрывочная информация об объекте или явлении приводит к переживанию эмоций страха и печали (Симонов 1966).

Во второй половине XX века все разновидности теорий о когнитивной природе эмоций трансформировались в определение, которое считается сегодня непререкаемым, во всяком случае в отечественной психологии. С точки зрения В. К. Вилюнаса (1990), Е. П. Ильина (2007), А. Н. Леонтьева (2009) и многих других отечественных исследователей, эмоции выполняют функцию выражения субъективных отношений к отражаемым явлениям. Главным элементом «субъективного отношения» выступает значимость или важность отражаемого предмета для человека. Предмет оценивается интеллектом на возможность удовлетворения актуальных потребностей человека.

Важно отметить, что когнитивный подход при объяснении природы эмоций не проясняет ситуацию с многообразием их появления. Рассматривается природа ограниченного числа эмоций, например, чаще всего страха и радости. Последняя эмоция появляется в ситуации удовлетворения потребности, а первая — в ситуации неудовлетворения. Однако часто бывает, что потребность удовлетворена, а эмоция негативная. Например, человек долго учился, сдал экзамены, защитил выпускную работу и получил долгожданный диплом. Потребность удовлетворена, но на душе осадок, эмоция печали, грусти от расставания, разрыва с тем, что связывало многие годы.

Полная и доступная информация об объекте не обязательно приводит к эмоции радости и удовольствия; скудная и отрывочная информация не является условием переживания эмоций страха и печали. Часто «многие печали» от большого знания, а когда не знаешь, то «крепче спишь». Информационная теория обладает еще одним недостатком. Полнота информации об объекте на индивидуальном уровне в одной и той же ситуации может привести к амбивалентным эмоциям противоположного типа, то есть одновременно к эмоции радости и печали. То же наблюдается при дефиците информации.

Когнитивный подход не объясняет появление большого количества эмоций. Интеллектуальная обработка эмоций занимает некоторое время, иногда достаточно продолжительное. Между тем эмоции в ответ на стимул возникают моментально. Соответственно, когнитивному

процессу для совершения акта оценки совершенно нет места. Также в когнитивных теориях не учитывается характер влияния эмоций на сами когнитивные процессы. Это влияние осуществляют базовые эмоции, вырастающие из нейронных и физиологических процессов продолговатого мозга.

Базовая эмоция злости настраивает человека на сопротивление обстоятельствам, а эмоция удовольствия — на отказ от этого сопротивления. Другие эмоции также отвечают за определенные сознательные решения человека. В статье «Эмоциональный аспект профессиональной мотивации студентов вуза» нами достаточно подробно рассматривается характер влияния мотивационных эмоций на феномен сознательной мотивации (Пырьев 2017). Этот подход также нашел отражение в другой нашей работе (Пырьев 2015).

Критические замечания в адрес интеллектуалистов можно продолжать. Так, если эмоции являются продуктом когнитивных процессов, то как можно объяснить появление большого количества сильных, аффективных эмоций разной модальности, не подконтрольных сознанию человека; как можно объяснить появление большого количества отрицательных эмоций, знание о негативных сторонах которых известно даже детям? Наконец, существует еще одна проблема, которую когнитивисты не объясняют. Это появление эмоций, не соответствующих реальности. Там, где нужно радоваться, человек переживает страх, а там, где нужно бояться — возникает злость и т. д.

Известно, что некоторые отрицательные эмоции под так называемым социальным запретом. Поэтому появление эмоций, не отвечающих реальности, можно объяснить требованиями социальной среды. Она контролирует переживание человеком в адрес других людей эмоций злости, гнева и ярости. В свою очередь, эмоции печали, горя и страдания допустимы только в ситуации потери близкого человека.

Социальный характер процессов восприятия и мышления является еще одним фактором, искажающим истинную природу эмоций. Многообразие требований социальной среды выражается в многообразии способов восприятия и решения задач, что в конечном итоге отражается в способах оценки эмоций.

В некоторых ситуациях когнитивные элементы вообще не участвуют в распознавании сигнала. Непосредственная активация нервной системы известна на примере эмоции отвращения, вызываемой скверным запахом. Эмоциональное возбуждение по типу злости и гнева

наблюдается в ситуации воздействия предмета красного цвета; синий цвет, наоборот, успокаивает нервную систему. Примеры прямого воздействия раздражителя на нервную систему человека можно продолжать, и эти примеры не добавляют знаний в копилку теорий о когнитивном происхождении эмоций.

Таким образом, известные в отечественной психологической литературе теории — смысло-образующего мотива А. Н. Леонтьева и потреб-ностно-информационные теории П. В. Симонова, Л. Фестингера, Ж. Пиаже, П. Фресса — не могут объяснить и десятой части эмоций, присутствующих в психике человека. Представляется, что когнитивные теории, призванные объяснять природу эмоций, разработаны с целью преодоления условно-рефлекторной парадигмы. По идее когнитивистов, эмоции отличаются от условно-рефлекторных процессов тем, что в их появлении участвует интеллект. Однако если опереться на условно-рефлекторную теорию, то сами когнитивные процессы, а также потребности и мотивы являются следствием эмоциональных процессов. С актом смутного неосознаваемого восприятия (или воспоминания) предмета (вещи, события) рефлекторно появляются эмоции, а затем уже как продукт эмоционального возбуждения переживаются потребности, мышление и сознательные мотивы.

После многих лет исследования проблемы гнева и агрессии американский ученый Л. Бер-ковиц пришел к выводу, что источником эмоций является генетически заданная стимуляция и у большинства людей есть рудиментарное представление (прототип) о первичных эмоциях и о том, какие факторы включены в эти эмоции (ощущения, мысли, воспоминания) (Берковиц 2007). В частности, если боль вызывает воспоминания о предыдущих негативных чувствах, например, о гневе и об ассоциируемых с ним действиях — агрессии, то люди начинают выражать гнев и совершать агрессивные действия. В свою очередь, эмоция радости появляется не только как следствие совпадения ожидания с реальностью, но и выступает побочным продуктом усилий человека, которые направлены на другие цели, то есть радость также нельзя запланировать или предвидеть. В большинстве случаев радость появляется внезапно и абсолютно неожиданно. Берковиц доказал, что неприятные события, например, погружение в холодную воду, продолжительное воздействие высокой температуры и скверные запахи, являются непосредственным активатором гнева.

В представлениях американского исследователя эмоцию радости также нельзя объяснить

с позиции П. В. Симонова в «теории удовлетворения потребности» и Л. Фестингера в его «теории когнитивного диссонанса». По Л. Бер-ковицу, «в большинстве случаев радость появляется внезапно и абсолютно неожиданно» (Берковиц 2007, 277).

Швейцарский психиатр К. Юнг в начале XX века врожденные стимулы называл архети-пическими (Юнг 2007). В данном случае под архетипами следует понимать древние образы предметов или древние стимулы. К числу таких стимулов, кроме названных выше, относятся образы мужчин для женщин; образы младенцев для женщин; высота для всех людей; холодная вода также для всех людей; сильный и неожиданный звук; нападение любого предмета сверху и т. д. На архетипические стимулы практически у всех людей возникают стереотипные эмоциональные реакции. У женщины образ мужчины всегда вызывает интерес (или почти всегда); холодная вода, неожиданно попавшая на тело, вызывает эмоцию гнева; образ маленького ребенка у женщин всегда вызывает радость; сильный звук и нападение сверху (без дифференциации предмета) сопряжено с эмоцией страха.

Пассажирам авиалайнера известно, что эмоция страха появляется каждый раз, когда самолет проваливается в воздушную яму. Похожий эффект обнаруживается на качелях и американских горках. Эмоция страха возникает в ситуации провала, когда на уровне интуиции, то есть на неосознаваемом уровне, возникает ощущение опасности, угрозы жизни.

Л. В. Смолова в своей монографии «Психология взаимодействия с окружающей средой» ссылается на исследования Фрэнсис МакЭндрю, которая описала признаки внешности, автоматически вызывающие у людей эмоцию страха. В этом списке сальные волосы, кривая улыбка, глаза навыкате, длинные пальцы, бледная кожа лица, мешки под глазами, грязная одежда и т. д. (Смолова 2010).

Эмоция интереса возникает всякий раз на новый предмет, новое событие. Интерес вызывают все красочные предметы, необычные по форме. В основе эмоции интереса — любопытство, познание всего нового и необычного.

Эмоция печали на генетическом уровне всегда вызывается потерей, лишением, изоляцией от предмета. Данные эмоциональные реакции характерны в детстве в адрес игрушек, а также разрыва с родителями. В последующем эмоция печали автоматически привязывается ко всем ситуациям потери. Можно сказать, что в детстве происходит эмоциональное научение: на потерю предмета реагировать эмоцией печали,

а на взятие предмета другим лицом — эмоцией злости.

Эмоциональная реакция человека на холодную воду или высоту — это врожденный, или безусловный, ответ на состояние связи человека с жизнью. Появление эмоции гнева в ситуации холодной воды — это сигнал, что связи с жизнью угрожает опасность от действия холодной воды на организм. Эмоция страха на высоту — это также ответ на нарушение связи человека с жизнью. Эмоциональная реакция на отсутствие пищи, воды и т. д. — это все варианты ответной реакции человека на состояние связи с жизнью, здоровьем, благополучием.

В процессе жизнедеятельности человека холодная вода и высота, а также конкретные продукты питания обрастают социализированными эмоциональными связями, противоречащими первичной реакции на биологический раздражитель. Например, в ответ на холодную воду и высоту человек демонстрирует эмоцию радости. Также положительные эмоции возникают в ситуации отсутствия кофе, колбасы и спиртного только потому, что человек «включил интеллект» и доказал себе, что это вредные продукты и их отсутствие положительно скажется на самочувствии. В оправдание врожденных эмоций, появляющихся в стереотипной ситуации, важно отметить следующее. Вне зависимости от готовности человека попадание холодной воды на голову всегда вызывает эмоцию гнева. Однако эмоция радости часто не имеет видимой причины. Вместе с тем существует вынужденная, или заказанная, радость. Появление такой эмоции можно также объяснить когнитивной установкой.

Выводы

Когнитивные процессы человека не являются основным источником появления многообразных эмоций. Интеллектуальная обработка эмоций занимает достаточно продолжительное время. Между тем эмоции в ответ на стимул возникают

автоматически. Когнитивному процессу для совершения оценки требуется значительно больше времени, чем эмоциональному. Эмоция появляется в ответ на определенный триггер, который может иметь как врожденный, так и приобретенный характер. Приобретенная стимуляция запускает механизм появления социализированных эмоций. В свою очередь, врожденные триггеры запускают появление базовых эмоций, таких как радость, печаль, злость, удовольствие, любопытство, равнодушие, отвращение, страх.

В когнитивном подходе эмоции можно назвать «вторичными» и несамостоятельными, так как они выступают последействием когнитивной оценки. В свою очередь, в биологическом подходе — эмоции «первичные» и самостоятельные. Базовые эмоции, имеющие врожденный и генетический характер и вырастающие из нейрофизиологических процессов, на неосознаваемом уровне приобретают побудительный характер, реализуемый в психике человека и его поведении.

Известно, что некоторые отрицательные эмоции под так называемым социальным запретом. Поэтому появление эмоций, не отвечающих реальности, можно объяснить требованиями социальной среды. Она контролирует переживание человеком в адрес других людей эмоций злости, гнева и ярости. В свою очередь, эмоции печали, горя и страдания допустимы только в ситуации потери близкого человека.

Эмоциональность человека выступает тем фильтром, через который пропускаются все сигналы, поступающие к человеку. Эмоция создает универсальный мотивационный фон, который активирует нейронные, физиологические, а затем и поведенческие процессы человека.

Базовые эмоции, вырастающие из генетических и наследственных механизмов, выполняют мотивационную функцию как в отношении психики, так и поведения. В свою очередь, социализированные эмоции, являющиеся продуктом неокортекса и когнитивных структур человека, выполняют по отношению к психике и поведению регулятивную функцию.

Литература

Берковиц, Л. (2007) Агрессия: причины, последствия и контроль: лучший в мире учебник по психологии агрессии. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 510 с.

Быков, К. М. (отв. ред.). (1954) Павловские клинические среды. Стенограммы заседаний в нервной и психиатрической клиниках: в 3 т. Т. 1:1931-1933. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 644 с.

Вилюнас, В. К. (1990) Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 283 с.

Данилова, Н. Н., Крылова, А. Л. (1989) Физиология высшей нервной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 398 с.

Зенков, Л. Р. (1994) Бессознательное и сознание в аспекте межполушарного взаимодействия. В кн.: Ю. В. Макогоненко (ред.). Бессознательное. Многообразие видения. Новочеркасск: Агентство «Сагуна», с. 201-212.

Ильин, Е. П. (2007) Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 782 с.

Леонтьев, А. Н. (2009) Потребности, мотивы и эмоции. В кн.: Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман (ред.).

Психология мотивации и эмоций. М.: АСТ Астрель, с. 47-66. Панфёров, В. Н. (1982) Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей. Вопросы психологии, № 5, с. 139-141.

Панфёров, В. Н. (2016) Психологический конструкт социальной перцепции. В кн.: В. С. Белгородский, О. В. Кащеев, В. В. Зотов, И. В. Антоненко (ред.). Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность. Международная научно-практическая конференция. Ч. 8. М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», с. 51-57.

Пейпец, Дж. (1962) Висцеральный мозг, его строение и связи. В кн.: Г. Г. Джаспер (ред.). Ретикулярная

формация мозга. М.: Медгиз, с. 520-532. Пырьев, Е. А. (2015) Мотивационная функция эмоций в «теории связей». Известия Российского государственного

педагогического университета им. А. И. Герцена, № 177, с. 35-42. Пырьев, Е. А., Старшинова, Е. С. (2017) Эмоциональный аспект профессиональной мотивации студентов вуза. Научно-методический электронный журнал «Концепт», № V10, с. 36-44. DOI: 10.24422/MCIT0.2017. V10.7757

Рубинштейн, С. Л. (1946) Основы общей психологии. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 698 с. Симонов, П. В. (1966) Что такое эмоция?М.: Наука, 93 с.

Смолова, Л. В. (2010) Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология). СПб.: СПбГИПСР, 712 с.

Фресс, П. (1975) Эмоции. В кн.: П. Фресс, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев (ред.). Экспериментальная психология.

Вып. 5. М.: Прогресс, с. 111-195. Хомская, Е. Д., Батова, Н. Я. (1998) Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. М.: Российское

педагогическое агентство, 268 с. Юнг, К. Г. (2007) Аналитическая психология: теория и практика. Тавистокские лекции. СПб.: Азбука-классика, 238 с.

Festinger, L. (1957) A theory of cognitive dissonance. Stanford: Stanford University Press, 291 p. Hess, W. R. (1969) Hypothalamus and thalamus. 2nd ed. Stuttgart: Georg Thieme, 77 p.

Lasarus, R. S. (1974) Cognitive and coping prosesses in emotion. In: B. Weiner (ed.). Cognitive views of human

motivation. New York: Academic Press, pp. 21-32. LeDoux, J. E. (1993) Emotional memory systems in the brain. Behavioural Brain Research, vol. 58, no. 1-2,

pp. 69-79. DOI: 10.1016/0166-4328(93)90091-4 Leeper, R. W. (1965) Some needed developments in the motivational theory of emotions. In: D. Levine (ed.).

Nebraska symposium on motivation. Vol. 13. Lincoln: University of Nebraska Press, pp. 26-66. Lindsley, D. B. (1951) Emotion. In: S. S. Stevens (ed.). Handbook of experimental psychology. New York: Wiley, pp. 473-516.

References

Berkowitz, L. (2007) Agressiya: prichiny, posledstviya i kontrol': luchshij v mire uchebnik po psikhologii agressii [Aggression: Its causes, consequences and control: The world's best textbook on the psychology of aggression]. Saint Petersburg: Prajm-EVROZNAK Publ., 510 p. (In Russian) Bykov, K. M. (ed.). (1954) Pavlovskie klinicheskie sredy. Stenogrammy zasedanij v nervnoj i psikhiatricheskoj klinikakh: v 3 t. T. 1:1931-1933 [Pavlov's clinical environments. Shorthand notes of proceedings in nervous and psychiatric clinics: In 3 vols. Vol. 1:1931-1933]. Moscow; Leningrad: Academy of Sciences of the Soviet Union Publ., 644 p. (In Russian) Danilova, N. N., Krylova, A. L. (1989) Fiziologiya vysshej nervnoj deyatel'nosti [Physiology of higher nervous activity].

Moscow: Moscow State University Publ., 398 p. (In Russian) Festinger, L. (1957) A theory of cognitive dissonance. Stanford: Stanford University Press, 291 p. (In English) Fraisse, P. (1975) Emotsii [Emotion]. In: P. Fraisse, J. Piaget, A. N. Leont'ev (eds.). Eksperimental'naya psikhologiya

[Experimentalpsychology]. Iss. 5. Moscow: Progress Publ., pp. 111-195. (In Russian) Hess, W. R. (1969) Hypothalamus and thalamus. 2nd ed. Stuttgart: Georg Thieme, 77 p. (In English) Il'in, E. P. (2007) Emotsii i chuvstva [Emotions and feelings]. Saint Petersburg: Piter Publ., 782 p. (In Russian) Jung, C. G. (2007) Analiticheskaya psikhologiya: teoriya i praktika. Tavistokskie lektsii [Analytical psychology: Its theory and practice. The Tavistock lectures]. Saint Petersburg: Azbuka-klassika Publ., 238 p. (In Russian) Khomskaya, E. D., Batova, N. Ya. (1998) Mozg i emotsii. Nejropsikhologicheskoe issledovanie [Brain and emotions.

Neuropsychological research]. Moscow: Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo Publ., 268 p. (In Russian) Lasarus, R. S. (1974) Cognitive and coping prosesses in emotion. In: B. Weiner (ed.). Cognitive views of human

motivation. New York: Academic Press, pp. 21-32. (In English) LeDoux, J. E. (1993) Emotional memory systems in the brain. Behavioural Brain Research, vol. 58, no. 1-2, pp. 69-79. DOI: 10.1016/0166-4328(93)90091-4 (In English)

E. A. nupbes

Leeper, R. W. (1965) Some needed developments in the motivational theory of emotions. In: D. Levine (ed.).

Nebraska symposium on motivation. Vol. 13. Lincoln: University of Nebraska Press, pp. 26-66. (In English) Leont'ev, A. N. (2009) Potrebnosti, motivy i emotsii [Needs, motives and emotions]. In: Yu. B. Gippenreyter, M. V. Falikman (eds.). Psikhologiya motivatsii i emotsij [Psychology of motivation and emotions]. Moscow: AST Astrel' Publ., pp. 47-66. (In Russian) Lindsley, D. B. (1951) Emotion. In: S. S. Stevens (ed.). Handbook of experimental psychology. New York: Wiley, pp. 473-516. (In English)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Panferov, V. N. (1982) Kognitivnye etalony i stereotipy vzaimopoznaniya lyudej [Cognitive standards and stereotypes

of mutual understanding of people]. Voprosypsychologii, no. 5, pp. 139-141. (In Russian) Panferov, V. N. (2016) Psikhologicheskij konstrukt sotsial'noj pertseptsii [Psychological construct of the social perception]. In: V. S. Belgorodskij, O. V. Kashcheev, V. V. Zotov, I. V. Antonenko (eds.). Gumanitarnye osnovaniya sotsial'nogo progressa: Rossiya i sovremennost'. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Humanitarian foundations of social progress: Russia and the present. International Scientific and Practical Conference]. Pt. 8. Moscow: Moscow State University of Design and Technology, pp. 51-57. (In Russian) Papez, J. (1962) Vistseral'nyj mozg, ego stroenie i svyazi [Visceral brain, its structure and connections]. In: H. H. Jasper (ed.). Retikulyarnaya formatsiya mozga [Reticularformation of the brain]. Moscow: Medgiz Publ., pp. 520-532. (In Russian)

Pyriev, E. A. (2015) Motivatsionnaya funktsiya emotsij v "teorii svyazej" [The motivational function of emotions in the "theory of relations"]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 177, pp. 35-42. (In Russian) Pyriev, E. A., Starshinova, E. S. (2017) Emotsional'nyj aspekt professional'noj motivatsii studentov vuza [Emotional aspect of professional motivation of university students]. Nauchno-metodicheskijelektronnyjzhurnal "Kontsept", no. V10, pp. 36-44. DOI: 10.24422/MCITO.2017.V10.7757 (In Russian) Rubinstein, S. L. (1946) Osnovy obshchej psikhologii [Basis of general psychology]. 2nd ed. Moscow: Uchpedgiz Publ., 698 p. (In Russian)

Simonov, P. V. (1966) Chto takoe emotsiya?[What is emotion?]. Moscow: Nauka Publ., 93 p. (In Russian) Smolova, L. V. (2010) Psikhologiya vzaimodejstviya s okruzhayushchej sredoj (ekologicheskaya psikhologiya) [Psychology of interaction with the environment (environmental psychology)]. Saint Petersburg: St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work Publ., 712 p. (In Russian) Viliunas, V. K. (1990) Psikhologicheskie mekhanizmy motivatsii cheloveka [Psychological mechanisms of human

motivation]. Moscow: Moscow State University Publ., 283 p. (In Russian) Zenkov, L. R. (1994) Bessoznatel'noe i soznanie v aspekte mezhpolusharnogo vzaimodejstviya [Unconscious and Consciousness in the aspect of inter-hemispheric interaction]. In: Yu. V. Makogonenko (ed.). Bessoznatel'noe. Mnogoobrazie videniya [Unconscious. Diversity of views]. Novocherkassk: Agentstvo "Saguna" Publ., pp. 201-212. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.