Научная статья на тему 'Мотивационные возможности эмоций и потребностей: сравнительный анализ'

Мотивационные возможности эмоций и потребностей: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2431
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ПОТРЕБНОСТИ / МОТИВ / ПОБУЖДЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пырьев Евгений Александрович

В статье приводятся мотивационные характеристики эмоций. В психологической литерату

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL OPPORTUNITIES OF EMOTIONS AND NEEDS: A COMPARATIVE ANALYSIS

The article presents the motivational characteristics of emotions. In the psychological literature emotion, in this sense, is almost unexplored. Motivational dominant of the psyche is presented by needs mainly. Therefore, the analysis of motivational features of emotions is based on comparison with the needs. We consider the universal motivational role of emotions in the psyche and human behavior.

Текст научной работы на тему «Мотивационные возможности эмоций и потребностей: сравнительный анализ»

Пырьев Е.А.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

МОТИВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭМОЦИЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

В статье приводятся мотивационные характеристики эмоций. В психологической литературе эмоции в этом качестве почти не исследованы. Мотивационной доминантой в психике представлены в основном потребности, поэтому анализ мотивационных возможностей эмоций выполнен на основе сравнения с потребностями. Рассматривается универсальная мотивационная роль эмоций в психике и поведении человека.

Ключевые слова: эмоции, потребности, мотив, побуждение, эмоциональная мотивация.

Поисками первоисточников активности человека в психологии занимаются давно. Этот феномен изучается в терминах «мотив», «мотивация», «побуждение»; изучается с разных позиций и в разных школах. В гештальтпсихоло-гии К. Левина в качестве побудителей активности рассматриваются внешние объекты [9]; в гуманистической психологии А. Маслоу - потребности в самоактуализации [13]; в работах П.В. Симонова по психофизиологии - биологические потребности [17]; в теории личности Г. Оллпорта (Allport G.W.) мотивами являются личностные черты [14;20]; с точки зрения Б.И. Додонова и Р.У. Липера (Leeper R.W. ) мотивами выступают эмоции человека [7;11;22].

Постановка проблемы

Новизна предложенной статьи заключается в том, что в качестве побудителя поведения человека заявлены эмоции. Соответственно, потребности рассматриваются зависимой переменной. В первую очередь потребности зависимы от эмоций.

В настоящее время в психолого-педагоги-ческой литературе фундаментальным побудителем представлены потребности. Соответственно, эмоции в психологии лишились самостоятельности и стали придатком потребностей. Например, эмоции рассматриваются либо как форма потребностей, либо как производная потребностей. В последнем случае эмоция детерминируется потребностью в процессе ее удовлетворения. Так, если нужда получает удовлетворение, то переживаются положительные эмоции, если нет, то отрицательные.

Важно подчеркнуть, что попытки отделить эмоции от потребностей уже предпринимались. Так, в 1962 году S. Tomkins предложил десять

признаков отличия, сделав акцент на самостоятельности эмоций [24]. Особенностью нашей статьи является акцент на мотивационных возможностях эмоций, а сравнение с потребностями является средством достижения исследовательской цели.

Для уточнения роли эмоций в психике человека необходимо определиться с категориальным аппаратом по проблеме «мотивация» и «мотив». Важно проследить генезис этих категорий. Так, под мотивацией обычно понимают комплекс причин (побудителей), положенных в основу поведения. В свою очередь, термин «мотив» представляет собой русифицированное французское слово «motif», что в буквальном переводе означает «побуждение», или от латинского слова «moveo» - двигаю. В «Большом психологическом словаре», изданном в 2004 году в Москве, дается следующее определение мотива: «...это материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта» [4, с. 305].

Этимология французского слова «motif» и определение, данное этому явлению в «Большом психологическом словаре», не совпадают. Так, во французском языке мотив - это то, с чего начинается активность, т. е. это побуждение или внутренний импульс. В отечественном психологическом словаре мотив - это то, на что активность человека направлена, например, на объект, на предмет, на вещь.

В словаре под мотивом понимается внешний побудитель, т. е. предмет, находящийся вне человека. Такой взгляд на мотив всегда отстаивал авторитетный отечественный психолог А.Н. Леонтьев. В его представлениях, пред-

мет, чтобы стать мотивом, должен быть осмыслен и принят человеком, также он должен отвечать его какой-либо внутренней нужде или потребности [10].

Во взглядах А.Н. Леонтьева на причины поведения человека есть положение, на которое следует обратить внимание. Это деление причин на «побудитель» и «мотив». Функцию «побудителя» выполняет биологическая потребность или нужда, существующая на биохимическом уровне, а «мотив» - это внешний продукт или предмет, который проходит сложные этапы осмысления и осознания. Побудитель (потребность) отвечает за импульсивное или ориентировочное поведение человека. В свою очередь, мотив (осознанный предмет) придает активности человека избирательность и направленность.

Несколько другое представление о побудителях поведения человека имеется во взглядах Л.И. Божович. В частности, она пишет: «По существу, мы называем мотивами все, что побуждает активность... в том числе и принятие... решения, и чувство долга, и сознание необходимости, которые нередко выполняют свою побудительную функцию даже вопреки имеющемуся. непосредственному желанию» [2, с. 22].

Во взглядах А.Н. Леонтьева и Л.И. Божович имеется отличие, носящее принципиальный характер. А.Н. Леонтьев рассматривает мотив как самостоятельную побудительную единицу. В свою очередь, Л.И. Божович в основе мотива видит комплекс побудителей, таких как потребности, чувство долга, намерения, стремления. Напомним, что в таком представлении мотив синонимичен слову «мотивация».

Таким образом, вслед за Л.И. Божович под мотивом следует понимать многообразие побудителей. Соответственно, эмоция один из побудителей активности. Эмоция - это источник активности человека, обладающий рядом важных характеристик, отличающихся от других, а в некоторых случаях их превосходящих.

Однако прежде чем говорить о мотивационной функции эмоций, следует еще раз обратиться к А.Н. Леонтьеву и представить его характеристики потребности и мотива. В настоящей работе они будут ориентиром для рассмотрения мотивационной функции эмоций. Так, потребности, по Леонтьеву, имеют следующие побудительные характеристики: негативное

состояние, состояние нужды, недостатка в веществах, необходимых для жизнедеятельности организма; обладают некоторой энергетикой; существуют как временные явления, которые исчезают после получения искомого продукта; неосознанность веществ, которые необходимы человеку для снятия нужды. Мотив имеет несколько другие признаки, в частности: образ объекта; его оценка в мышлении как способного удовлетворить потребность (нужду), осознанность, значение предмета, в адрес которого организуется поведение; избирательность восприятия и поведения [10].

Обсуждение проблемы

Материал в данной статье построен на сравнении мотивационных возможностей эмоций и потребностей. Однако закономерно, что исследовательский акцент смещен в сторону эмоций.

1. В эмоциях заложена энергетика. Такая энергия называется «психической» или «идеальной». Производится психическая энергия головным мозгом путем преобразования разных видов энергий, воздействующих на человека. Так, исследователи не сомневаются в высокой энергетике эмоций в форме аффекта. Такие эмоции, по словам П.М. Якобсона, могут быть источником, т. е. побудителем поведения человека [19]. В свою очередь, К.Е. Изард считает, что эмоции с низкой энергетикой, например, в форме настроения, не являются мотивационными. Однако их влияние на текущую деятельность он считает неоспоримым [8].

В.В. Бойко, автор книги «Психоэнергетика», отводит эмоциям посредническую функцию между многими формами энергии. В частности, эмоциям принадлежит роль преобразователя разных видов энергий (нервной, пищевой и др.) в психическую [3].

В работах П.В. Симонова доказывается, что эмоции, появившись, высвобождают определенное количество энергии, способное влиять на эндокринную систему человека и через нее на физиологические процессы, т. е. тонику мышц, дыхательную и сердечно-сосудистую системы [17].

Обобщение исследований на тему эмоциональной энергетики позволяет не сомневаться, что она существует. Также нет сомнений в способности сильных эмоций (в форме аффектов) мотивировать «нижние» физиологические эта-

жи, прорываясь затем на уровень поведенческих реакций - в жестах, мимике, в позе. Открытым остается вопрос направленного и избирательного поведения, побуждаемого энергетикой эмоций. Однако, скорее всего, функция энергетики не в выборе объекта направленности, а в подготовке поведения человека к этому выбору. Важно подчеркнуть, что такая подготовительная работа эмоций осуществляется на бессознательном уровне.

Эмоции с высокой энергетикой вырастают из обычных эмоций путем накапливания энергии. Например, ярость вырастает из часто переживаемой злости, а восхищение является следствием накопления переживания удовольствия и радости. Однако существуют люди по природе с уже высокой эмоциональной энергетикой определенной модальности, например, по преимуществу злобные, агрессивные или, наоборот, подверженные страху и печали. Накапливание энергии у таких людей происходит по доминирующей модальности. Это объясняет существование людей с положительной или отрицательной энергетикой, т. е. есть предрасположенность к накапливанию энергетики со знаком «плюс» или «минус».

2. Эмоции, как и витальные потребности, могут иметь врожденный характер. Известный исследователь эмоций К.Е. Изард врожденные эмоции называет «базовыми» [8], а Г.М. Бреслав - «базальными» [5]. По словам Изарда, базовых эмоций семь: страх, радость, удивление, гнев, обида, отвращение, презрение. Основоположник бихевиоризма Э. Торндайк указывает на шесть базовых эмоций: «зависть, ревность, трусость, жестокость, радость, любовь» [18, с. 188].

Помимо базовых эмоций, существующих на генетическом уровне, есть эмоции прижизненные или социально обусловленные. Эти эмоции по характеру являются разновидностью базовых эмоций. Подтверждением этому служат слова С.Л. Рубинштейна о многообразии социально обусловленных эмоций, сформированных на основе базовых - «радости» и «грусти»: «Наряду с возбужденной радостью (радостью-восторгом, ликованием), существует радость покойная (растроганная радость, радость-умиление) и напряженная радость... точно так же существует напряженная грусть. возбужденная грусть. тихая грусть.» и т. д. [16, с. 459].

Базовые и надбазовые эмоции создают явление под названием «эмоциональная сфера личности».

3. Эмоции «господствуют» над потребностями. Проблема первичности появления потребностей и эмоций активно обсуждается в психологической литературе с давних времен. А.Н. Леонтьев и другие исследователи говорят о первичности потребностей [10]. Соответственно эмоции появляются как ответ на процесс удовлетворения потребностей. В.К. Вилюнас допускает, что есть эмоции, которые являются результатом деятельности человека по удовлетворению потребностей, а есть те, которые инициируют сами потребности [6].

Факт первичности эмоций над потребностями можно доказать с помощью следующих примеров. Так, голод, жажда, либидо и т. д. вероятнее появляются после переживания отрицательных эмоций - тревоги и беспокойства. Эти эмоции активируют биологическую потребность, в результате чего у человека возникает ощущение «пустого желудка» или сохнут губы от жажды. Также известно, что аппетит сытого человека вызывается исключительно эмоциями. Например, в ситуации сильного отрицательного переживания человек ест больше того, в чем нуждается.

Эмоция контролирует биологическую потребность в ситуации «занятого человека». Нужда блокируется, когда человек захвачен положительными эмоциями азарта, интереса, увлеченности. Внимание на позывы организма не обращается до тех пор, пока работа не закончится, но по ее окончании потребность усиливается многократно.

Невидимая связь эмоций и потребностей наблюдается в примере с употреблением наркотиков и алкоголя. Потребность в этих продуктах у человека изначально отсутствует до определенного момента. Мотивом или причиной употребления опиатов является эмоция. В одних случаях это желание получить радость, в других - уйти от грусти и печали. После многократных употреблений появляется потребность как нужда в определенных продуктах.

Доминирование эмоций в психике хорошо видно в эксперименте Х ОИс, который в 1952 году случайно нашел центры удовольствия в мозге крысы и обнаружил маниакальное стремление животного к стимуляции этих центров.

ОЫс установил, что животные отказывались от пищи до изнеможения, отдавая предпочтение искусственной стимуляции центра удовольствия [23]. В последующих исследованиях головного мозга также в лимбической системе были обнаружены центры других базовых эмоций: гнева, страха, радости и т. д.

Косвенным примером доминирования эмоций над потребностями являются исследования, проведенные в 1993 году профессором физиологии из США_|.Е. LeDoux, ученый обнаружил, что эмоциональная реакция лимбической системы на некоторое время (на десятые доли секунды) опережает появление образного продукта в коре больших полушарий. На основании эксперимента исследователь делает вывод, что процессы ощущения и восприятия начинаются после того как эмоциональный фон определенной модальности уже завладел мозгом [21].

4. Эмоции свободны как от потребностей, так и от ситуации. Потребность причинно обусловлена нуждой или нехваткой веществ в организме. Эмоция часто не имеет причины, т. е. появляется беспричинно. Человек неожиданно обнаруживает себя в непроизвольно возникшем эмоциональном состоянии.

Потребность привязана к ситуации. Эмоция часто не отвечает ситуации, т. е. она надситуа-тивна. Например, когда ситуация заставляет человека плакать, он смеется, а когда «нужно» смеяться, он плачет. Потребность удовлетворяется в искомом предмете. Эмоция может получить разрядку в чем угодно, даже в мыслях. Таким образом, эмоция в отличие от потребностей относительно свободна и от ситуации, и от предмета.

Эмоции и потребности представляют собой разные психические феномены. В этом смысле можно подвергать сомнению идею С.Л. Рубинштейна об эмоциях как специфической форме потребностей [16]. Так, есть потребность в лидерстве, но страх ответственности за принятие управленческих решений. Есть потребность в сексе, но нет любви к конкретному человеку. Наоборот есть любовь, но нет потребности в физическом контакте. Есть интерес к человеку, но он не отвечает какой-либо потребности, например, не ассоциируется с перспективой. Есть потребность в пище, но данное блюдо не нравится и т. д.

5. Эмоции функциональнее потребностей. Предназначение эмоций в психике очень широ-

кое. Помимо раскрываемой в настоящей статье мотивационной составляющей, эмоции ведают сигнальной и коммуникативной функциями (Г.М. Бреслав); осуществляют внутреннюю регуляцию, помогая достижению гомеостаза на физиологическом уровне (Н.П. Бехтерева); мобилизуют организм на определенные действия (В.П. Симонов); осуществляют эмоциональную оценку действительности (В.К. Вилюнас).

Предназначение потребностей ограничено двумя функциями. Так, потребности способствуют достижению гомеостаза и мобилизуют организм на определенные действия. Важно отметить, что обе эти функции обязательно осуществляются в сопровождении эмоций. В частности, наличие нужды открывается человеку в эмоциях. Это сигнализаторы нехватки веществ. Эмоциональная оценка носит свернутый и неосознанный характер. В интуитивной форме «нравится - не нравится» эмоция сигнализирует о полезных веществах для организма, а также отбирает их для снятия синдрома нужды. В этом смысле потребность, в отличие от эмоций, слепа, она не знает, что нужно человеку.

6. Каждой эмоции соответствует определенная потребность. В зависимости от господствующего эмоционального фона человек выбирает определенные потребности и с определенной интенсивностью добивается их удовлетворения. Одним из первых на эту тему высказался М. Люшер. В его цветовой диагностике эмоций можно выявить и соответствующие им потребности [12]. Например, предпочтение синего цвета (эмоция удовольствия) говорит о доминировании у человека потребности в соучастии и любви; красного (амбивалентные эмоции злости, радости) - в успехе и лидерстве; зеленого (ревность, зависть) - в самосовершенствовании и профессиональном росте; желтый цвет (эмоция радости) - надежда, устремленность в будущее и т. д. Игнорирование этих цветов и перемещение их с первых номеров выбора на второстепенные свидетельствует о наличии фрустрирующей ситуации, т. е. невозможности удовлетворения потребности. Таким образом, эмоции не только толкают впереди себя потребности, но и сигнализируют о трудностях их удовлетворения.

7. Эмоция может быть и побудителем и мотивом. Эмоция - побудитель, когда является источником активности. Примером такого ис-

точника может быть высокая и низкая энергетика определенных эмоций. Особенностью энергетического побуждения является отсутствие направленности в поведении человека. В этом случае поведение человека носит поисковый, ориентировочный и, конечно, бессознательный характер. В этом эмоция близка потребностям.

Эмоция является мотивом, когда выбирает объекты, в которых опредмечивается. Поведение в этом случае носит осознанный характер. Например, человек любит другого и ответные действия последнего будут актом опредмечивания эмоций первого. Получение предмета зависти и ревности также акт опредмечивания; обеспечение безопасности будет актом опредмечивания эмоции страха; восторг находит разрядку в интересной картине или книге; эмоция гнева выражается в разрушении препятствий и т. д.

В мотивационной теории А.Н. Леонтьева оценку объекта производит мышление человека и сознание в целом. В случае с эмоциями эту оценку они производят сами. Начинают оценку на интуитивном уровне, а с формированием индивидуального эмоционального опыта это явление получает все более сознательный характер.

Известно, что мотив в традиционном представлении носит рациональный характер. В его основе заложен ответ человека на вопрос: «Ради чего?». Поведение в этом случае для человека имеет значение или отвечает определенному личностному смыслу. С эмоциональными мотивами несколько по-другому: поведение разворачивается на определенном эмоциональном фоне и направляется на получение эмоций. Рассмотрим это явление на примере. Человек накричал на партнера, так как был в раздраженном состоянии. Настроение последнего испорчено. Унизив партнера, первый пережил радость. Следующий раз «наш герой» повторит поведение, ориентируясь исключительно на эмоции. В основе мотивационного поведения будет желание пережить приятные эмоции. Следует отметить, что некоторые люди в аналогичной ситуации переживают не радость, а злость, которая также доставляет им удовольствие. Соответственно, мотивом поведения будет злость и т. д.

Эмоциональные мотивы могут возникать на основе рациональных. Так, поступление в вуз может быть хорошо продуманным актом, например, главное - это получить высшее образование. Однако в процессе учебы обнаружи-

лось, что познание само по себе доставляет много положительных эмоций. Поведение человека в этом случае будет побуждаться не рациональным мотивом - получение диплома, а эмоциональным - когда нравится процесс учебы.

Эмоциональный мотив может переходить в рациональный. То, что нравится, проходит сложные этапы осмысления, по результатам которого, делается вывод о необходимости такого поведения. Пример с испорченным настроением партнера из этого рода. Путем размышлений и сопоставлений «наш герой» приходит к выводу, что людьми можно управлять с помощью эмоций. Испорченное настроение партнера - это ресурс, который используется для достижения управленческих целей. Манипулировать людьми легче, когда они возбуждены и неуравновешенны.

Эмоция является мотивом, когда направлена на получение других эмоций. Стремление к переживанию некоторых эмоций объясняется желанием создать энергетику, с помощью которой решаются важные задачи. Как правило, такие эмоции используются как средство достижения цели. Выбор эмоции осуществляется на основе доминирующей эмоциональности, свойственной конкретному человеку. Так, агрессивные часто активируют эмоции злости и гнева. Тревожные идут от обратного и вместо страха также «вызывают» эмоции злости и гнева. В свою очередь эмпатийные люди выбирают радость и веселье, считая, что именно они приведут их к реализации задуманного. Положительные эмоции выбирают также стеснительные люди.

Таким образом, накапливание эмоциональной энергетики и интуитивная оценка окружающей действительности являются способом, которым эмоция подготавливает человека к направленному поведению.

С ростом осознанности эмоций в поле восприятия попадают объекты, которые оцениваются как привлекательные (или непривлекательные). Направленность на эти объекты (или от объектов) будет актом опредмечивания эмоций.

8. Эмоция существует в форме процессов, состояний и свойств. В этом особенность эмоций. Они всегда присутствуют в психике человека. Присутствие эмоций объясняется доминирующей эмоциональностью, свойственной каждому человеку - он может быть тревожным, аг-

рессивным, оптимистичным и т. д. Ничего похожего нельзя сказать про потребности - они либо есть, либо их нет. Например, нужда появляется через определенные промежутки времени и после ее удовлетворения исчезает.

Нами представлена работа, где эмоциональные процессы, состояния и свойства человека отличаются по времени, психическому содержанию и роли в регуляции поведения человека [15]. Если эмоциональные процессы быстротечны и даже мгновенны (соответственно, они бессознательны), то состояния задерживаются в психике на несколько часов и даже дней. Этого времени достаточно, чтобы придать поведению побудительный импульс. Эмоциональные свойства характеризуют человека на еще более длительный срок - на месяцы и годы.

Быстротечность эмоциональных процессов не позволяет им «отметиться» во внешнем поведении (если только в мелкой моторике); эмоциональные состояния - более устойчивые явления и проявляются в жестах, осанке, позе. В свою очередь эмоциональные свойства ведают сложным и организованным поведением, выраженным в избирательности внешней активности человека.

Следует отметить, что понятие «эмоциональное свойство» имеет в отечественной психологии очень узкую сферу применения. Этим термином мало пользуются, теоретических и практических работ почти нет. Совсем нет научных работ, где эмоциональное свойство человека рассматривается с точки зрения мотивационного. Однако в зарубежной психологии имеется понятие «черта личности». Теоретическое и практическое обоснование «черты» в качестве мотивационной представлено достаточно подробно Г. Оллпортом ^. АИроЛ), о чем будет сказано ниже [14; 20].

9. Эмоция может быть мотивационной, если представляет собой эмоциональную черту. Мотивация часто понимается как некое состояние человека, появляющееся перед двигательной реакцией, действием или решением задачи. Согласно теории личности Г. Оллпорта наличие «черты» говорит о некой последовательности в осуществлении определенного поведения. Также иметь «черту» - это значит иметь предрасположенность к определенному поведению, обладать постоянством в своих действиях.

Понятие «эмоциональная черта» включает в себя не только фенотипические, но и сформированные на их основе онтогенетические эмоции. Базальные и прижизненные эмоции представляют собой индивидуальный эмоциональный опыт личности.

Эмоциональных черт личности достаточно много, но если ориентироваться на базовые, то следует выделить их восемь: оптимистичность, пессимистичность, агрессивность, эмпа-тийность, завистливость, ревность, тревожность, стеснительность. Каждое из этих явлений наполняется определенным эмоциональным содержанием. Например, в основе «оптимистичности» - эмоции радости, удовольствия и счастья; «пессимистичности» - тоска, страх, неудовольствие; «агрессивности» - злость и раздражение, возникающие по любому поводу; «зависти» - гнев и тревога, основанная на жадности; «ревности» - страх, помноженный на мнительность; «тревожности» - страх и беспокойство за свою жизнь, легко перерастающий в панику; «стеснительности» - страх оказаться несостоятельным в глазах других людей; «эм-патийности» - любовь, умиление и высокая сен-зитивность в отношении действий людей.

Эмоциональная черта личности - это переменная, которая не только побуждает, но и направляет как внешнюю, так и внутреннюю активность человека. Потребность только побуждает, но не направляет. Поэтому потребность сложно рассматривать с точки зрения личностной черты. Однако необходимо отметить позицию Л.И. Божович, которая неоднократно рассматривала личностные свойства, построенные на основе доминирующих социальных потребностей, свойственных людям [2]. Отсюда ярко выраженная потребность может характеризовать человека. Например, на уровне биологических потребностей «гурман» - это человек с чрезмерной потребностью в пище, а «алкоголик» - это человек, употребляющий в больших количествах спиртные напитки. Доминирование социальной потребности также позволяет выделить трудоголика, лентяя, общительного, эстета и т. д.

С другой стороны органично сказать, что у человека есть эмоциональная черта, но не черта потребности или потребностная черта. Таким образом, использование термина «черта» позволит преодолеть теоретические и практи-

ческие посылки термина «свойство»; наполнит уже известный с давних времен термин «черта» новым психическим содержанием.

Доминирование потребности в психике одного человека не говорит о конкретных эмоциях. Так, разные потребности часто вызывают одну эмоцию, а одна потребность приводит к многообразию эмоций. Однако, если придерживаться позиции о доминировании эмоции, то все становится более или менее определенным. Доминирование в психике человека эмоций злости и гнева часто приводит к потребности в лидерстве; эмоции страха и тревоги связаны с потребностью в безопасности; эмоции радости, восторга и блаженства часто объективируются в потребности в перспективе и т. д.

Эмоциональная черта личности формируется при жизни человека. Однако существует предрасположенность к определенным эмоциональным реакциям. В основе предрасположенности, как было неоднократно указано, базовая эмоция, имеющая модальную специфику на уровне конкретного человека. На основе базовых эмоций формируются надбазовые, т. е. прижизненные. Процесс формирования эмоциональной сферы человека приводит к образованию эмоциональной черты, выступающей универсальной мотивационной единицей в психике человека. В свою очередь, потребности являются органической частью эмоциональной сферы человека. Так, эмоции «используют» потребности, которые одновременно являются и средством выражения эмоций, и их целью.

Выводы

Итак, эмоции следует признать универсальной мотивационной единицей в психике человека. Эмоция - это доминанта, которая в

психике представлена в нескольких формах: процессы, состояния и свойства (или черты). Они взаимозависимы и составляют эмоциональную сферу личности. Доминирующий эмоциональный фон в форме процессов, поднимаясь из «нижних этажей» организма перемещается в «верхние», образуя эмоциональные черты личности. Эмоциональные черты личности в своем содержании имеют как базовые, так и надбазовые эмоции.

На уровне процессов эмоции регулируют мелкую моторику (покраснение и побледнение кожи, расширение зрачка, нервный тик и др.); состояния регулируют мимические реакции, жесты, позу, осанку и др.; эмоциональные свойства ведают сложным, избирательным и направленным поведением человека.

Эмоциональные черты личности существуют как диспозиция. Это готовность к определенным действиям в определенном направлении. Соответственно, мотивационная функция эмоций реализуется в эмоциональных чертах человека.

Мотивационные возможности эмоций в форме черт обладают следующими характеристиками: могут быть как бессознательными, так и сознательными; на бессознательном уровне накапливают энергетику, которая затем трансформируется в поисковое поведение; также на уровне бессознательного, интуитивно в форме смутных представлений «нравится - не нравится», эмоции оценивают вещества, необходимые человеку; бессознательный, интуитивный уровень готовит уровень сознания, который затем реализуется в избирательном и направленном поведении человека в адрес конкретных предметов и явлений.

12.07.2012

Список литературы:

1. Бехтерева, Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008.

2. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М.: Педагогика, 1972. - С. 4-35.

3. Бойко, В.В. Психоэнергетика. - СПб.: Питер, 2008.

4. Большой психологический словарь / под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. - М.: Олма-пресс, 2004.

5. Бреслав, Г.М. Психология эмоций. - М.: Смысл, 2004.

6. Вилюнас, В.К. Основные проблемы психологии эмоций // Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007. - С. 8-41.

7. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978.

8. Изард, К.Е. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2002.

9. Левин, К. Динамическая психология. - М.: Смысл, 2001.

10. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М., 1971.

11. Липер, Р.У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций - СПб.: Питер, 2007. - С. 210-224.

12. Люшер, М. Сигналы личности. - Воронеж, 1993.

13. Маслоу, А. Мотивация и личность. - 3-е издание. - СПб.: Питер, 2003.

14. Оллпорт, Г. Личность в психологии. - М.: Ювента, СПб., 1998.

15. Пырьев, Е.А. Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - №133. - С. 288-294.

16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1946.

17. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981.

18. Торндайк, Э. Принципы обучения, основанные на психологии // Бихевиоризм. - М.: АСТ - ЛТД, 1998. - С. 5-242.

19. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969.

20. Allport, G.W. Personality: A psychological interpretation. - NY: Holt, 1937.

21. LeDoux, J.E. Emotional memory systems in the brain. Behav. Brain Res. - 1993. - V. 58. - Р. 69-79.

22. Leeper, R.W. The motivational theory of emotion // Understanding human motivation / C.L. Stacey, M.F. De Mortino (ens). -Cleveland, 1963. - Р. 657-665.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Oldc J., Milner P. Positive reinforcement produced by electrical stimulation of the septal area and other regions of the rat braun // Journal of Corporative and Physiological Physiology. - 1954. - V. 47. - P. 419-427.

24. Tomkins, S. Affect, imagery, consciousness. - NY, 1962. - Vol. 1: 2. The positive affects.

Сведения об авторе:

Пырьев Евгений Александрович, доцент кафедры общей психологии Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук, доцент 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 16, (3532) 772792, e-mail: [email protected]

UDC 159.942 Pyryev E.A.

Orenburg state pedagogic university, e-mail: [email protected]

MOTIVATIONAL OPPORTUNITIES OF EMOTIONS AND NEEDS: A COMPARATIVE ANALYSIS

The article presents the motivational characteristics of emotions. In the psychological literature emotion, in this sense, is almost unexplored. Motivational dominant of the psyche is presented by needs mainly. Therefore, the analysis of motivational features of emotions is based on comparison with the needs. We consider the

universal motivational role of emotions in the psyche and human behavior.

Key words: emotions, needs, motive, motivation, emotional motivation.

Bibliography:

1. Bekhterev, N.P. The magic of the brain and the maze of life. - Moscow: AST; St. Petersburg: Owl, 2008.

2. Bozovic, L.I. The problem of the motivational sphere of the child // Learning motivation behavior in children and adolescents. - M.: Pedagogy, 1972. - Р 4-35.

3. Boyko, V. Psychoenergetics. - St. Petersburg: Peter, 2008.

4. Great psychological dictionary / ed. B. Meshcheryakov, V. Zinchenko. - Moscow: Olma-Press, 2004.

5. Breslav, G.M. Psychology of emotions. - M.: Sense, 2004.

6. Vilyunas, V.K. The main problems of the psychology of emotion // Psychology of emotions. - St.: Peter, 2007. - P 8-41.

7. Dodonov, B.I. Emotion as a value. - M.: Politizdat, 1978.

8. Izard, K.E. Psychology of emotions. - St. Petersburg: Peter, 2002.

9. Levin, K. Dynamic Psychology. - M.: Sense, 2001.

10. Leontiev, A.N. Needs, motivations and emotions. - M., 1971.

11. Leeper, R.W. Motivational theory of emotions // Psychology of emotions. - St. Petersburg: Peter, 2007. - P. 210-224.

12. Luscher, M. Signals personality. - Voronezh, 1993.

13. Maslow, A. Motivation and Personality. - 3rd edition. - St. Petersburg: Peter, 2003.

14. Allport, G. Personality in psychology. - Moscow: Juventa, St. Petersburg, 1998.

15. Pyriev, E.A. Emotional states that motivate human behavior // Proceedings of the Russian State Pedagogical University

A.I. Herzen. - 2012. - №133. - Р 288-294.

16. Rubinstein, S.L. Fundamentals of general psychology. - M.: Education, 1946.

17. Simonov, P.V. The emotional brain. - Moscow: Nauka, 1981.

18. Thorndike, E. Principles of teaching based on psychology // Behaviorism. - Moscow: AST - LTD, 1998. - P. 5-242.

19. Jacobson, P.M. Psychological problems motivating human behavior. - M.: Education, 1969.

20. Allport, G.W. Personality: A psychological interpretation. - NY: Holt, 1937.

21. LeDoux, J.E. Emotional memory systems in the brain. Behav. Brain Res. - 1993. - V. 58. - Р 69-79.

22. Leeper, R.W. The motivational theory of emotion // Understanding human motivation / C.L. Stacey, M.F. De Mortino (ens). -Cleveland, 1963. - Р 657-665.

23. Oldc J., Milner P. Positive reinforcement produced by electrical stimulation of the septal area and other regions of the

rat braun // Journal of Corporative and Physiological Physiology. - 1954. - V. 47. - P. 419-427.

24. Tomkins, S. Affect, imagery, consciousness. - NY, 1962. - Vol. 1: 2. The positive affects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.