Научная статья на тему 'Общеразвивающие упражнения (ОРУ) с предметами как средство физического воспитания детей младшего школьного возраста'

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) с предметами как средство физического воспитания детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
250
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общеразвивающие упражнения с предметами / урок физической культуры / дети младшего школьного возраста / анкетный опрос. / body exercises with objects / lesson of Physical education / children of primary school age / survey

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мищенко Н.Ю

Представлена методика применения общеразвивающих упражнений (ОРУ) с предметами в физическом воспитании детей младшего школьного возраста. Показано влияние экспериментальной методики на уровень физической подготовленности девочек и мальчиков 7-10 лет. Проведена оценка прироста показателей физической подготовленности детей младшего школьного возраста за период педагогического эксперимента. Представлены результаты анкетного опроса педагогов физической культуры, направленного на выявление регулярности проведения ОРУ с предметами и частоты использования разнообразных предметов – мячей, обручей, скакалок, гимнастических палок в процессе уроков физической культуры. Приведены данные, получен-ные в ходе опроса респондентов, проведенного с целью выявления отноше-ния учащихся младшего школьного возраста к урокам физической культуры в начале и в конце педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мищенко Н.Ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Body exercises with objects as a means for physical education of children in primary school

Methods of using body exercises (BE) with objects for Physical education of pupils in primary school are presented. The influence of the experimental technique on the level of physical fitness of 7-10year old girls and boys is shown. An assessment on increasing results of physical fitness of pupils in primary school during the period of the pedagogical experiment is made. The results of the survey of Physical education teachers aimed at identifying the regularity of BE with objects and the frequency of using various objects balls, hoops, jumping ropes, gymnastics sticks at the Physical education lessons are presented. The data obtained during the survey of respondents to see the attitude of pupils of primary school age to Physical education lessons at the beginning and at the end of the pedagogical experiment are shown.

Текст научной работы на тему «Общеразвивающие упражнения (ОРУ) с предметами как средство физического воспитания детей младшего школьного возраста»



УДК 378.02:37.016 ГРНТИ 14.35.09

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ (ОРУ) С ПРЕДМЕТАМИ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Андатпа

Кiшi жас балалардын дене тэрбиесi заттармен жалпы дамыту жатты^улар (ЖДЖ) цолдану эдiсi ¥CынылFан. Кыздар мен ^лдар дене дайындыгеы-нын денгейiне эксперименттiк эдiстерiн эсерi 7-10 жаста. педагогикалыц эксперимент кезещн-де бастауыш мектеп жасындаFы балалардын дене шыныцтыру дайындыFынын кeрсеткiштерiнiн есу баFалау жYргiзiлдi. Шарлар, ц^рсаумен, арцан, дене шыныцтыру сабац процесiнде гим-настикалыц таяцтар ¥CынылFан - объектiлер мен объектшердщ тYрлi пайдалану жиiлiгi ж^мыс т^рацтылыгеын аныцтауFа баFытталFан дене шыныцтыру мYFалiмдерiнiн сауалнама нэтижелерi ^сынылады. Педагогикалыц эксперименттiн ба-сында жэне сонында кiшi мектеп жасындаFы оцушылардын дене шыныцтыру сабацтарына цатынасын аныцтау мацсатында респондентер-ге жYргiзiлген сауалнама барысында алынFан мэлiметтер келтiрiлген.

Аннотация

Представлена методика применения общераз-

К

^ вивающих упражнений (ОРУ) с предметами в фи-<! зическом воспитании детей младшего школьного о возраста. Показано влияние экспериментальной Рч методики на уровень физической подготовлен-2 ности девочек и мальчиков 7-10 лет. Проведена ^ оценка прироста показателей физической подго-§ товленности детей младшего школьного возраста

° тг

к за период педагогического эксперимента. Пред-м ставлены результаты анкетного опроса педагогов К физической культуры, направленного на выявле-К ние регулярности проведения ОРУ с предметами § и частоты использования разнообразных предметов - мячей, обручей, скакалок, гимнастических палок в процессе уроков физической культуры.

Мищенко Н.Ю.,

к.п.н., доцент Уральского государственного университета физической культуры, г. Челябинск

Нег1зг1 свздер: заттармен жалпылама жаттыгулар, дене шыныцтыру сабагы, мектеп жа-сындагы балалар, сауалнама жург1зу.

Ключевые слова: общеразви-вающие упражнения с предметами, урок физической культуры, дети младшего школьного возраста, анкетный опрос.

Keywords: body exercises with objects, lesson of Physical education, children of primary school age, survey.

Приведены данные, получен-ные в ходе опроса респондентов, проведенного с целью выявления отноше-ния учащихся младшего школьного возраста к урокам физической культуры в начале и в конце педагогического эксперимента.

Annotation

Methods of using body exercises (BE) with objects for Physical education of pupils in primary school are presented. The influence of the experimental technique on the level of physical fitness of 7-10- year old girls and boys is shown. An assessment on increasing results of physical fitness of pupils in primary school during the period of the pedagogical experiment is made. The results of the survey of Physical education teachers aimed at identifying the regularity of BE with objects and the frequency of using various objects - balls, hoops, jumping ropes, gymnastics sticks at the Physical education lessons are presented. The data obtained during the survey of respondents to see the attitude of pupils of primary school age to Physical education lessons at the beginning and at the end of the pedagogical experiment are shown.

Введение

Как подчеркивают специалисты, среди основных упражнений гимнастики в школьной программе большое внимание необходимо уделять общеразвивающим упражнениям, оказывающим относительно избирательное воздействие на отдельные части тела, отдельные группы мышц и на развитие всех двигательных качеств [1, 3, 4, 5]. По мнению Л. А. Смирновой (2003), особое место занимают упражнения с предметами, так как с их помощью «совершенствуется координация движения рук и прежде всего кисти. Развитие силы, ловкости и точности движений рук, особенно кистей и пальцев, выполняющих в трудовых действиях тонкую и ответственную работу, имеет важное значение в жизни человека. Упражнения с предметами позволяют уточнять исходные положения, направление и амплитуду движений. Научить детей точно и правильно бросать, ловить, подхватывать, передавать, балансировать разнообразные предметы, сочетать движения предмета с движением тела - значит намного ускорить двигательную подготовку детей» [7].

Между тем, как подчеркивает Е.Г. Сай-

кина, 2009 [6], общеразвивающим упражнениям с предметами не всегда уделяется должное внимание, и они чаще всего используются в качестве разминки в подготовительной части занятий для физиологической подготовки организма к предстоящей мышечной работе или для развития физических качеств. Проведенное нами анкетирование специалистов по физической культуре определило, что 22% респондентов по ряду причин (отсутствие гимнастических снарядов) не проводят уроки по разделу "гимнастика". Данные учебные часы они заменяют общей физической подготовкой, спортивными играми или направлениями фитнеса. К Было выявлено, что регулярно проводят ^ комплексы общеразвивающих упражне- Я ний с предметами лишь 15% опрошенных ^ респондентов. В течение учебного года ^

лишь 12% опрошенных проводили обще- £

о

развивающие упражнения с гимнастичес- ^

кой палкой, 8% - с малым мячом, 14% - с Д большим мячом, 2% - со скамейкой и 15%

- со скакалкой. к

В связи с этим, назрела насущная К

проблема, связанная с обоснованием § эффективности применения общеразвивающих упражнений с предметами в

и

физическом воспитании детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы

С целью обоснования эффективности разработанной методики проводился педагогический эксперимент, в котором приняло участие 120 школьников 1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Структура педагогического эксперимента предусматривала формирование двух групп: контрольной (п=80) и экспериментальной (п=80). В контрольной группе уроки проводились в соответствии с содержанием действующей комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов (В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2006) [2], в экспериментальной группе -по специально разработанной методике применения общеразвивающих упражнений с предметами различной направленности. Уроки по физической культуре проводились 3 раза в неделю с сентября 2020 года по май 2021 года на базе МАОУ СОШ № 13 г. Челябинска. В ходе исследо-

вания было апробировано 18 комплексов общеразвивающих упражнений с предметами. Кроме того, в содержание уроков экспериментальной группы были включены подвижные игры с общеразвивающи-ми упражнениями с предметами, а также игры-эстафеты с использованием предметов и физкультурного оборудования. Один раз в квартал проводился физкультурный праздник с использованием мелкого физкультурного оборудования и инвентаря: мячей, флажков, скакалок, гимнастических палок, мешочков с песком, гимнастических скамеек и другого спортивного оборудования и инвентаря.

Результаты исследования и их обсуждение

В начале педагогического эксперимента уровень развития физической подготовленности девочек (таблица 1) и мальчиков (таблица 2) контрольных и экспериментальных групп достоверно не различался. Это подтверждает, что для проведения педагогического эксперимента были сформированы однородные группы.

Таблица 1.Сравнительная характеристика физической подготовленности девочек опытных групп до проведения эксперимента

в;

х х

т

о

го £

РЧ

О в; х

и

О

^

О X X ш Е-X в; К

Рч

о

ш Е-

Контрольные упражнения Класс КГ (п=40) (Х± ЭГ (п=40) (Х± 1 Р

1 0,2 >0,05

«Бег 30 м» (с) 2 3 4 6,81± 6,83± 0,3 0,6 0,8 >0,05 >0,05 >0,05

1 0,4 >0,05

«Челночный бег 2 10,63± 10,67± 0,7 >0,05

3х10 м» (с) 3 4 0,8 0,5 >0,05 >0,05

1 0,3 >0,05

«Прыжок в длину с места» (см) 2 3 4 115,6± 113,3± 0,1 0,1 0,2 >0,05 >0,05 >0,05

1 0,2 >0,05

«Наклон вперед из положения сидя» (см) 2 3 4 5,8± 5,9± 0,1 1,1 1,4 >0,05 >0,05 >0,05

«Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине» (кол-во раз) 1 2 3 4 8,0± 9,0± 1,1 0,9 0,8 0,1 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

«Бег 1000 м» (с) 3 4 395± 394± 0,1 0,2 >0,05 >0,05

Таблица 2. Сравнительная характеристика физической подготовленности мальчиков

опытных групп до проведения эксперимента

Контрольные Класс КГ (п=40) ЭГ (п=40) г Р

упражнения (Х± (Х±

1 0,1 >0,05

Бег 30 м (с) 2 3 4 6,61± 6,65± 0,4 0,6 0,7 >0,05 >0,05 >0,05

1 0,1 >0,05

Челночный бег 2 9,87± 9,81± 0,8 >0,05

3х10 м (с) 3 4 0,8 0,9 >0,05 >0,05

1 0,1 >0,05

Прыжок в длину с места (см) 2 3 4 115,4± 116,3± 0,1 0,1 0,1 >0,05 >0,05 >0,05

1 0,1 >0,05

Наклон вперед из положения сидя (см) 2 3 4 2,9± 2,9± 1,2 1,1 1,1 >0,05 >0,05 >0,05

Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) 1 2 3 4 10,0± 9,0± 1,1 0,9 0,8 0,1 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Бег 1000 м (с) 3 4 357± 356± 0,1 0,2 >0,05 >0,05

Эффективность разработанной методики подтвердилась достоверным улучшением результатов тестирования мальчиков и девочек экспериментальных групп над аналогичными показателями мальчиков и девочек контрольных групп в конце педагогического эксперимента (таблица 3, 4).

Таблица 3. Сравнительная характеристика физической подготовленности девочек опытных групп после проведения эксперимента

Контрольные упражнения Класс КГ (п=40) (Х± ЭГ (п=40) (Х± г Р

«Бег 30 м» (с) 1 2 3 4 6,69± 6,41± 2,8 2,5 2,9 2,4 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

*

К х

<с т о

го

£ РЧ

О *

и

О §

X X ш Е-

к *

х

рц

О ш Е-

«Челночный бег 3х10 м» (с) 1 2 3 4 10,50± 10,25± 2,7 2,9 3.0 3.1 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

1 117,8± 126,8± 2,2 <0,05

«Прыжок в длину 2 2,3 <0,05

с места» (см) 3 2,5 <0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 2,5 <0,05

1 6,1± 7,2± 3,1 <0,05

«Наклон вперед из 2 2,1 <0,05

положения сидя» (см) 3 2,2 <0,05

4 2,4 <0,05

«Подтягивание из виса 1 9,0± 11,0± 2,1 <0,05

лежа на низкой переклади- 2 2,0 <0,05

не» 3 2,2 <0,05

(кол-во раз) 4 2,9 <0,05

«Бег 1000 м» (с) 3 4 389± 366± 2,6 2,2 <0,05 <0,05

Таблица 4. Сравнительная характеристика физической подготовленности мальчиков опытных групп после проведения эксперимента

Контрольные упражнения Класс КГ(п=40) (Х± ЭГ(п=40) (Х± 1 Р

1 6,50± 6,31± 2,5 <0,05

«Бег 30 м» (с) 2 3 4 2,8 2.7 2.8 <0,05 <0,05 <0,05

1 9,82± 9,37± 2,9 <0,05

«Челночный бег» 2 3,1 <0,05

3х10 м (с) 3 4 3,1 3,0 <0,05 <0,05

1 121,3± 132,5± 2,3 <0,05

«Прыжок в длину с места» (см) 2 3 4 2.3 2.4 2,3 <0,05 <0,05 <0,05

1 3,6± 4,1± 2,2 <0,05

«Наклон вперед из 2 2,1 <0,05

положения сидя» (см) 3 4 2,4 2,4 <0,05 <0,05

1 11,0± 10,0± 2,1 <0,05

«Подтягивание из виса на 2 2,0 <0,05

высокой перекладине» (кол-во раз) 3 4 2,2 2,9 <0,05 <0,05

«Бег 1000 м» (с) 3 4 352± 331± 2,5 2,3 <0,05 <0,05

К *

к

рц

о

ш Е-

Прирост показателей физической подготовленности детей младшего школьного возраста опытных групп, произошедший за время педагогического эксперимента, был значительно выше во всех контрольных упражнениях (тестах) как у девочек, так и у мальчиков экспериментальной группы (таблица 5, 6).

^^^^^^^^^^^^ Педагогическая наука и практика ^^^^^^^^^^^^

Таблица 5. Прирост показателей физической подготовленности девочек опытных групп за период педагогического эксперимента (в %)

Контрольные упражнения Класс КГ (п=40) (Х± ЭГ (п=40) (Х±

«Бег 30 м» (с) 1 2 3 4 1,7 1,2 0,9 0,6 6,3 6,3 6,0 5,3

«Челночный бег» 3х10 м (с) 1 2 3 4 1,2 0,7 0,7 0,5 4,0 4,7 3,4 3,2

«Прыжок в длину с места» (см) 1 2 3 4 1,9 0,2 3,6 2,8 11,2 12,5 13,5 13,7

«Наклон вперед из положения сидя» (см) 1 2 3 4 5,0 9,0 16,1 18,4 19,8 12,6 31,7 47,7

«Подтягивание на низкой перекладине» (кол-во раз) 1 2 3 4 11,7 15,0 8,7 12,5 20,0 18,2 15.4 23.5

«Бег 1000 м» (с) 3 4 1,5 1,1 7,3 6,5

Таблица 6. Прирост показателей физической подготовленности мальчиков опытных групп за период педагогического эксперимента (в %)

Контрольные упражнения Класс КГ (п=40) (Х± ЭГ (п=40) (Х±

1 1,7 5,2

«Бег 30 м» (с) 2 3 1,5 0,8 5,9 2,8

4 1,2 3,6

1 0,5 2,3

«Челночный бег» 2 0,7 5,9

3х10 м (с) 3 0,7 4,6

4 0,2 2,2

1 4,9 13,0

«Прыжок в длину 2 3,2 13,3

с места» (см) 3 2,6 13,6

4 1,9 11,3

1 21,5 34,3

«Наклон вперед из 2 13,7 27,9

положения сидя» (см) 3 52,1 87,6

4 66,6 72,5

«Подтягивание на 1 2 9,5 8,0 7,4 12,5 10.5 15.4 28.6 23.5

низкой перекладине» (кол-во 3

раз) 4

«Бег 1000 м» (с) 3 4 1,4 0,9 7,3 6,8

в;

х х

т

о

п

£ РЧ

О в; х

и

О §

X X ш Е-

к

в; X Рч

о

ш Е-

С целью выявления отношения детей младшего школьного возраста к урокам физической культуры нами в начале и конце педагогического эксперимента проводилось анкетирование учащихся опытных группы. На вопрос: «Нравятся ли вам уроки физической культуры?» в начале педагогического эксперимента 24 человека (40%) экспериментальной группы и 21 человек (35%) контрольной группы ответили: «да, нравятся»; 30 человек (50%) экспериментальной группы и 30 детей (50%) контрольной группы ответили: «нет, не нравятся» и 6 человек (10%) экспериментальной группы и 9 человек (15%) контрольной группы ответили: «не знаю» (рисунок 1, 3).

После проведения эксперимента было выявлено, что 48 (80%) респондентам экспериментальной группы интересен урок физической культуры с использованием общеразвиваю-щих упражнений с предметами, в то время как в контрольной группе только 30 респондентам (50%) опрошенных (рисунок 2, 4).

* X

<с т о

го £

РЧ

О *

1-4

о ч о

X X ш Е-

к *

к

рц

о

ш Е-

Рисунок 2. Отношение учащихся контрольной группы к урокам физической культуры после проведения эксперимента I - да, нравится; I - нет, не нравится;

не знаю.

Рисунок 3. Отношение учащихся экспериментальной группы к урокам физической культуры до проведения эксперимента

И- да, нравится; - нет, не нравится;

не знаю.

Рисунок 1. Отношение учащихся контрольной группы к урокам физической культуры до проведения эксперимента

I - да, нравится; I - нет, не нравится; 1 -не знаю.

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 4. Отношение учащихся экспериментальной группы к урокам физической культуры после проведения эксперимента да, нравится; нет, не нравится; не знаю.

гюсле а/

щ

Заключение

В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:

^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

1.Разработана экспериментальная методика применения общеразивающих упражнений с предметами различной направленности в физическом воспитании детей младшего школьного возраста. Особенностью разработанной методики является следующее: подбор оборудования и инвентаря определяется программными задачами физического воспитания детей младшего школьного возраста; разработанные комплексы общераз-вивающих упражнений с предметами имеют различную направленность, проводятся под музыкальное сопровождение; упражнения с предметами проводятся в подготовительной, основной и заключительной частях урока физической культуры; в процессе выполнения общеразвивающих упражнений с предметами используются методические приемы специального воздействия на эмоциональную сферу младших школьников: 1) приемы-задания; 2) приемы соревновательного характера; 3) приемы с применением разнообразных форм построений; 4) приемы, содействующие воспитанию чувства времени и ритма; 5) приемы, повышающие активность, самостоятельность и сознательное восприятие упражнений.

2.В ходе проведенного исследования была выявлена эффективность применения разработанной методики, в результате которой достоверно улучшились показатели физической подготовленности мальчиков и девочек экспериментальных групп над аналогичными показателями мальчиков и девочек контрольных групп в конце педагогического эксперимента. Прирост показателей физической подготовленности за период педагогического эксперимента был значительно выше у детей экспериментальной группы, как девочек, так и мальчиков.

3.Установлено, что разработанная методика оказала положительное влияние на формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой. Так, количество учеников, которым стали нравиться уроки физической культуры увеличилось на 40% в эксперимен-

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

тальной группе, в то время как в контрольной группе лишь на 5%.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Лебедихина Т.М. Гимнастика: теория и методика преподавания : учеб. пособие / Т.М. Лебедихина. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 112 с.

2.Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - 3-е издание / В.И. Лях, А.А. Зданевич.

- М.: Просвещение», 2006 - 125 с.

3.Мищенко Н.Ю. Развитие гибкости девочек 8-10 лет в процессе уроков физической культуры, средствами стретчинга / Н.Ю. Мищенко // «Инновационные технологии в системе спортивной подготовки, массовой физической культуры и спорта». Сборник материалов Всерос. науч.-практич. конф. с междун. участием (17-18 октября 2019 года). / Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры», Санкт-Петербург. - СПб. : ФГБУ СПбНИИФК, 2019 - C. 187-190.

4.Печеневская Н.Г. Организация и проведение общеразвивающих упражнений с предметами и гимнастическими снарядами : учеб. пособие / Н.Г. Печеневская, Е.В. Герман. - Омск : Омский государственный университет путей сообщения, 2017. - 56 с.

5.Попов Ю.П. Обучение школьников проведению общеразвивающих упражнений / ^ Ю.П. Попов // Физическая культура в школе. §

- 2019. - № 8. - С. 38-42. <

Рч

6.Сайкина Е.Г. Внедрение фитнес-тех- § нологий в уроки физической культуры и их ^ эффективность / Е.Г. Сайкина // Актуальные о проблемы развития фитнеса в России : сб. о мат. Всерос. науч.-практ. конф. - СПб. : Изд- х

во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - С. 125-133. н

К

7.Смирнова Л.А. Общеразвивающие уп- ^ ражнения для младших школьников / Л.А. £ Смирнова. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 160 с. w

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.