Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
С. С. Тешаев
Преподаватель кафедры «Общая психология» ТГПУ имени Низами
АННОТАЦИЯ
В данной статье мы рассмотрим основные аспекты психологии менеджера, его эмоционального интеллекта, а также необходимые характеристики для управленца.
Ключевые слова: Менеджер, дисциплина, должность, эмоция, характеристика.
ABSTRACT
In this article, we will consider the main aspects of the psychology of a manager, his emotional intelligence, as well as the necessary characteristics for a manager. Keywords: Manager, discipline, position, emotion, characteristic.
В отличие от других научных дисциплин, психология менеджера обладает некоторыми особенностями, связанными с предметной компетентностью конкретного субъекта. Психология известна обывателям как система жизненных событий, процессов и явлений.
В настоящее время практически каждый человек связан с управлением. Как в обывательской, так и в организационной среде, приходится периодически сталкиваться с ошибочным представлением о том, что «управлению учиться не обязательно». Для выполнения своих функциональных обязанностей вполне хватит так называемых житейских психологических представлений, здравого смысла, умения контактировать с людьми, то есть, находить с ними общий язык. Иногда в этом перечне упоминаются «хорошо поставленный командный голос», «крестьянская хитрость и смекалка» и т. п. Этот, первый, уровень психологической грамотности руководителя назовём «базовым, житейским». К сожалению, как показывает наш многолетний опыт консультативной и тренерской работы, на этом уровне находится подавляющее большинство руководителей - как считающих себя
May 6
946
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
«ветеранами управленческого движения», так и тех, кто делает свои первые шаги в этой области профессиональной практики [1].
Учитывая изложенное, современному менеджеру необходимо выбирать позиции и налаживать общение на основе эмоционального интеллекта, представляющего собой совокупность психических способностей, направленных на управление эмоциональной сферой в конфликтных ситуациях, что может сделать ее незаметной в межличностных отношениях. Высокий эмоциональный интеллект помогает во взаимодействии руководителя и подчиненного, а также в эмоциональной стабильности их семейных отношений. В то же время эмоциональный интеллект коррелирует с асоциальным поведением, курением, употреблением наркотиков и негативными поведенческими проблемами, такими как травля, жестокость и агрессия. Также развитие эмоционального интеллекта является важным фактором адаптации к социальной среде [2]. В связи с этим по результатам эмпирического исследования О. И. Власовой доказано, что подростки с эмоциональными способностями хорошо адаптируются к новым условиям и играют ведущую роль в улучшении социально-психологического климата в обществе. Современные взгляды Т. П. Березовской нашли отражение и в ее эмпирических исследованиях, которые показывают, что эмоциональный интеллект может быть развит путем специально организованного воспитания и обучения. Кроме того, если смотреть в широком смысле, большое значение в психологии менеджера имеют и другие факторы [3]. Несмотря на то, что для большого количества руководителей характерен именно первый уровень психологической компетентность, в последнее время, особенно в связи с кризисными событиями различной природы, наметилась устойчивая тенденция обращения некоторых управленцев к знаниям и опыту, накопленным психологической наукой и практикой. Такой интерес неслучаен и вполне закономерен: именно в области психологии руководитель может найти ответы на многие актуальные вопросы, связанные с организационно-управленческими феноменами, коммуникативными процессами и явлениями. Представители этой управленческой прослойки, например, чётко понимают, что:
• стимулирование персонала в организации (в отдельно взятом структурном подразделении) должно строиться с учётом большого количества
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
разнообразных, порой противоречивых и неоднозначных факторов: личностных особенностей сотрудников, групповых динамических переменных, рыночных реалий и т. д.;
• при подготовке к сложным переговорам с важным партнёром необходимо опираться на знания особенностей и практическое использование различных коммуникативных стратегий, на умения грамотного позиционировать себя в переговорном процессе, работать с различными ролевыми масками, на владение технологиями личностного влияния и противодействия чужому негативному влиянию, и многое другое;
• позиционирование товара в торговом зале (на стеллаже, полке) должно осуществляться на основе психологических закономерностей процесса восприятия.
Работа с персоналом, проведение маркетингового исследования, организация корпоративного обучения, реализация изменений на предприятии. Нет такой области деятельности современного менеджера, в которой бы не нашлось места психологии либо она не играла ключевой роли, не вносила весомый вклад в процесс и результат работы, как самого руководителя, так и возглавляемого им структурного подразделения и, в целом, организации. В качестве примера - ситуация из отечественной образовательной практики. Трёхдневный тренинг по оперативному управлению, проводимый в будни, то есть в рабочие, дни. Наборная (открытая) группа, в которой работают восемнадцать человек, как собственники бизнеса, которые сами занимаются управлением своими предприятиями, так и наёмные руководители - в основном, топ-уровня. В течение первого дня, который проходит очень динамично, в оживлённых дискуссиях, с обменом опытом всеми участниками, рассматриваются факторы эффективности деятельности современного предприятия, роли и места в нём руководителей, их личностных и профессиональных характеристик, являющихся предпосылками успешности управленческой работы. Участники уходят с первого дня тренинга в 18 часов с домашним заданием - управленческой ситуацией, которую необходимо самостоятельно рассмотреть и принять по ней решение в роли руководителя предприятия [5]. Второй день начинается с проверки домашнего задания. Один из участников тренинга - владелец предприятия - при рассмотрении ситуации, предложенной для анализа и обсуждения, говорит о том, она напоминает ему то, что в настоящий момент происхо
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023
Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
в его организации. Поэтому он принял решение уволить одного из руководителей управлений. «Я понял, что он - самое слабое звено в нашей управленческой цепи, о чём открыто сказал вчера вечером всем руководителям
Третий уровень психологической компетентности менеджера назовем «осознанно продвинутым». На этом уровне находятся руководители, которые понимают, что управление - это и ответственная профессиональная деятельность, и наука, опирающаяся на достижения в смежных областях, прежде всего - в психологии. Управленческая сфера от житейских ситуаций отличается большим количеством неожиданных, противоречивых и с обывательской позиции необъяснимых процессов и явлений, в которых повседневный жизненный опыт человека не играет значимой роли. Неожиданный уход ключевых сотрудников из организации и последующий увод ими части бизнеса; «политические игры», в которые играют руководители структурных подразделений; дебиторская задолженность и хронические неплатежи - для того, чтобы разобраться и принять грамотное управленческое решение в этих и других подобных ситуациях одного только чутья и разрозненных психологических знаний недостаточно. Как показывает наш консультативный и тренерский опыт работы с руководителями различных уровней, обращение многих из них к психологическим знаниям носит в настоящее время, к сожалению, фрагментарный и во многом вынужденный характер. Наиболее ярко это проявляется в вопросах обучения персонала и в проведении в корпоративном формате ставших весьма популярными в последнее время тренингов [4]. Для того чтобы руководитель не допускал подобных ошибок, он должен быть нацелен на профессиональное развитие как управленец, должен уделять внимание повышению уровня своей психологической компетентности и психологической культуры. Зачем современному менеджеру знания и навыки в области психологии управления? Гуру менеджмента Питер Друкер (2001), описывая организационно -управленческие и деловые реалии начала XXI века отмечает, что существует много успешно функционирующих организаций и талантливых руководителей, в то время как многие предприятия достигают лишь посредственных результатов. Ежедневно перед управленцем возникает масса проблем, все они требуют его внимания. Но кто может сказать ему, какие них являются наиболее важными? Помочь разобраться в э
топ-уровня
на
подведении
итогов».
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023
Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
вопросе руководителю может знание основ эффективной самоорганизации, базирующейся на достижениях психологической науки.
Нельзя не согласиться с точкой зрения Д.В. Степанова (2005) на проблему организационно-управленческой ответственности: хорошему управленцу должны быть известны приёмы действий в кризисных ситуациях, и если фирма гибнет от неблагоприятной конъюнктуры, это означает лишь то, что в изменившихся условиях деятельности была избрана неверная стратегия. А на ком лежит ответственность за разработку стратегии? На руководителе. Чиновники ставят палки в колеса. Ну а кто должен выстраивать с ними взаимоотношения? Руководитель! И не стоит оправдывать себя тем, что вы не нашли с ними общего языка.
Джим Коллинз (2004), исследовавший факторы, которые способствуют выведению организации в лидеры рынка в долгосрочной перспективе, на первое место поставил «руководителя 5 уровня». Одной из отличительных особенностей таких руководителей является то, что когда компания добивается успеха, они «смотрят в окно», приписывая все заслуги кому-то ещё, но не себе. Однако когда компания сталкивается с трудностями, они «смотрят в зеркало» и принимают всю ответственность на себя. Руководители компаний, которых Дж. Коллинз использовал в сравнительном анализе, делают прямо противоположное: они «смотрят в зеркало», когда речь заходит об успехе, и «смотрят в окно», когда нужно найти виновника неудач.
REFERENCES
1. Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 288 с.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006.№ 3.
3. Голман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллект / Д. Голман, Р. Бояцис, Э. Макки; Пер.с англ.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.-434 б.
4. Степанов, Д. В. Эффективное управление: команда, иерархия, единоначалие / Д. В. Степанов. - СПб.: Речь, 2005. - 144 с.
5. Коллинз, Дж. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет... / Дж. Коллинз. - СПб.: Стокгольме
школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. - 303 с.