Научная статья на тему 'МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ'

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

61
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Аутизм / симптом / родители / социальная связь / психологический сопровождения. / Autism / symptom / parents / social connection / psychological support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайрат Тулкинович Аракулов

Представленная в этой статье, считается актуальной на сегодняшний день, и в ней в основном рассказывается о методах работы с детьми с аутистическим спектром и о том, как работать с их родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is considered relevant today, and it mainly talks about methods of working with children on the autism spectrum and how to work with their parents.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ»

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ С РАННИМ

ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Представленная в этой статье, считается актуальной на сегодняшний день, и в ней в основном рассказывается о методах работы с детьми с аутистическим спектром и о том, как работать с их родителями.

Ключевые слова: Аутизм, симптом, родители, социальная связь, психологический сопровождения.

This article is considered relevant today, and it mainly talks about methods of working with children on the autism spectrum and how to work with their parents.

Keywords: Autism, symptom, parents, social connection, psychological support

Детей с ранним детским аутизмом врачи называют особенными. Эти малыши действительно разительно отличаются от своих сверстников как особенностью восприятия мира, так и поведением. Окружающим очень нелегко контактировать с ними, проблемы неизбежны также в семье, в которой такой ребенок родился.

B связи с неоднозначными подходами к оценке расстройств аутистического спектра в разных странах распространенность аутизма у детей колеблется от 4 до 26 случаев на 10000 детского населения. По статистике аутизм чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, и соответствует 4:1. Несмотря на то, что это заболевание считается относительно «молодым», примеры описания симптомов аутизма можно встретить в исторических источниках задолго до появления самого термина «аутизм». Термин «autismus» появился благодаря швейцарскому психиатру Блейлеру 1911 году, он использовал его при описании симптом

Гайрат Тулкинович Аракулов

Ассистент кафедры Возрастной психологии НУУз Джизакский филиал arakulov. gayrat@gmail. com

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

шизофрении. В основу этого термина он положил греческий корень autos, «сам», тем самым подчеркнув уход пациента в свой внутренний мир, изоляцию от окружающих и погружение в мир собственных фантазий[1].

Так что же это за заболевание и как можно помочь таким детям?

Впервые о раннем детском аутизме заговорили в 1943 году. Именно тогда американский детский психиатр австрийского происхождения лео Каннер ввел термин «ранний детский аутизм» и дал его клиническое описание. Это заболевание и по сегодняшний день называют синдромом Каннера. Аутизм представляет собой нарушение психического развития, для которого характерны многообразные проявления, впервые отмечаемые в младенческом или детском возрасте. Заболевание характеризуется выраженным дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все эти признаки проявляются в возрасте до трех лет.

В настоящее время специалисты не говорят об аутизме как о единой патологии. Считается, что существуют расстройства аутистического спектра, подвиды аутизма, с гетерогенной природой заболевания.

Основное, что мы видим в клинике этого заболевания, - это нарушение коммуникативных функций, связи ребенка с окружающим миром, отмечаемые впервые в младенческом возрасте. В чем это выражается?

Симптом раннего детского аутизма проявляется в некоторой отрешенности ребенка от окружающего мира, эмоциональной незрелости, стереотипности поведения. Такой малыши старается избегать зрительного контакта, не всегда расположен к телесному контакту (сжимается, когда чужой человек пытается погладить или приобнять). Возможны стереотипные движения с предметами (перелистывание книги, постукивание каким-либо предметом), одна и та же тема может доминировать в разговоре, во время рисования, в игровых сюжетах. У детей формируются устойчивые стереотипы, они с трудом привыкают к новой одежде, пище, обстановке, людям. У детей с аутизмом возможны (но не всегда) задержка и нарушение речевого развития (а именно функция общения). Эти дети, как правило, имеют хорошо развитый словарный запас, речь правильная, чистая, но носит штампованный характер. Аутичный ребенок часто не слышит обращенную к нему речь, а ответы не имеют отношения к теме разговора. Для ребенка с раш детским аутизмом свойственны эхолалии (он повтор

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

последнее услышанное слово или предложение). Аутичный ребенок не контактирует с окружающими, он замкнут, отгорожен, живет в собственном мире, погружен в собственные фантазии. Для определения аутизма недостаточно одного этого симптома, требуется наличие характерной триады: недостаток социальных взаимодействии, коммуникативные нарушения, специфические интересы и стереотипное поведение. Для такого ребенка характерна своеобразная речь, по типу повторения услышанных фраз, он не произносит слово «Я». Некоторые дети вообще молчат, это так называемый полный мутизм. Игры таких детей тоже особенные, они не являются ролевыми, не несут творческого начала. Предпочитают играть неигровыми предметами: фантиками, веревочками, бумагой, но не игрушками. Стереотипная деятельность проявляется во всем. Если дети играют в кубики, то выкладывают их только с одним цветом и только в ряд. Они гуляют по одним и тем же маршрутам, избирательно едят одну и ту же пищу и т. д. Для них характерны двигательные стереотипии - бесцельное размахивание руками, перебирание пальцами, прыжки, подпрыгивания. Наблюдается склонность к рутинному порядку. Характерный симптом аутизма - когда дети не выделяют живое и неживое. Для них все равно, кукла перед ними или человек. Отсутствие подражания также специфично для данных детей.

Пик выраженности симптомов аутизма - дошкольный возраст. Поэтому примерно половина родителей замечает необычное поведение ребенка по достижении им 18 месяцев, а к двум годам на отклонения обращают внимание уже 80 процентов родителей. Поскольку задержка лечения может повлиять на прогноз, ребенка следует как можно быстрее показать специалисту. Признаки, которые должны насторожить:

- к году ребенок еще не лепечет;

- в этом же возрасте не жестикулирует (не указывает рукой на предметы, не машет рукой на прощание и т. д.);

- на первом году жизни не реагирует на близких людей, не улыбается, не следит за игрушками;

- к 16 месяцам не выговаривает слов;

- к двум годам не произносит спонтанно фразы из двух слов;

- если в любом возрасте происходит потеря какой-либо части языковых или социальных навыков.

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

При аутизме всегда страдает интеллект ребенка. Умственные способности неоднозначны и во многом определятся формой аутизма и степенью выраженности основных проявлений или степенью тяжести. Так, при типичном варианте (синдроме Каннера) это может проявляться как уровнем задержки умственного развития, так и умственной отсталостью[2]. Единственная форма аутизма, при которой интеллект грубо не страдает, -синдром Аспергера. Такие дети не отстают в развитии от своих сверстников, они могут учиться в обычных школах, несмотря на имеющиеся особенности поведения, часть детей заканчивает и высшие ученые заведения, из них вырастают талантливые художники, музыканты, ученые.

Неспециалистам (тем более родителям) сложно понять, имеются ли у ребенка те или иные особенности развития или поведения, но если вас что -то настораживает, не откладывайте визит к психоневрологу и дефектологу. Часто, к сожалению, можно наблюдать стереотипное отношение родителей к информации о том, что их ребенок действительно «особенный» и нуждается как в медицинском, так и в психологическом сопровождении. Реакция родителей на то, что их ребенок страдает ранним детским аутизмом, часто такова: «Шок-гнев-депрессия-принятие». Понимаю и разделяю чувства родителей, но, чем раньше ребенок получит необходимую помощь, тем более положительным будет прогноз дальнейшего развития.

Особенности родительского отношения к особому ребенку, каким и является аутичный ребенок, - это тема для отдельного разговора. Просто хочется напомнить родителям, что именно они в первую очередь несут ответственность за физическое и психическое благополучие ребенка. Специалисты, которые сопровождают ребенка с ранним детским аутизмом, естественно, дают родителям различные рекомендации практические советы.

Во-первых, к ребенку с ранним детским аутизмом нужно относиться как к норме развития. Сопровождая ребенка, не навязывать свою модель поведения, а принимать его. Придавать понятный для него смысл всем его действиям и словам. Разнообразить сенсорный опыт игры с водой, рисование красками с помощью пальцев, игры с песком, крупой и т. д. Так как дети отличаются большей стереотипностью поведения, все новое необходимо вводить осторожно, пошагово, подробно объясняя ребенку, показывая на собственном примере, формируя только положительное отношение происходящему. Барьер физического контакта можж

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

снимать с помощью различных «толкалок», «щекоталок», «гладилок». Ребенок должен видеть лицо общающегося с ним, но не старайтесь насильно удержать детский взгляд. Когда ребенок заинтересуется, он сам будет внимательно смотреть и слушать вас. Часто у детей с ранним детским аутизмом отмечается боязнь открытого или закрытого пространства. Учитывайте это, поднимаясь или спускаясь с таким ребенком по лестнице, гуляя с ним на детской площадке[3].

И все-таки главная проблема детей с ранним детским аутизмом -проблема общения. Старайтесь в присутствии ребенка проявлять интерес к окружающим людям, здоровайтесь, знакомьтесь, прощайтесь, играйте... То есть выполняйте все, что должен, по вашему мнению, выполнять ваш ребенок. Дети с ранним детским аутизмом «обучаемы» и «социализированы». Сделайте все возможное, чтобы ваш ребенок получил необходимую помощь, а вы -поддержку в лице специалистов.

Пожалуйста, будьте терпеливы и благоразумны. Не торопите события. Но уверяю вас, положительный эффект обязательно будет. Дети с аутизмом похожи на здоровые, но совершенно одинокие бутончики. Чтобы они раскрылись, естественно, нужно тепло, уход и «время» и все будет хорошо.

REFERENCES

1. Башина В. М. Ранний детский аутизм // Исцеление. - М., 1993.

2. Лебединская K.C. Ранний детский аутизм // Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. - M.: НИИ дефектологии РАО, 1992.

3. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. - М.: Владос, 2006.

4. Yuldashev, S., & Arakulov, G. (2023). ETHNOPSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN FAMILY DISPUTES. International Journal of Contemporary Scientific and Technical Research, (Special Issue), 81-88.

5. Холова, М., & Аракулов, Г. (2022). Zamonaviy bilimlarni egallashda pedagogik psixologiyaning ahamiyati. Современные тенденции инновационного развития науки и образования в глобальном мире, 1(4), 219-221.

6. Аракулов, Г. (2022). Pedagogik va psixologik mashg 'ulotlar maktabgacha yoshdagi bolalarda muhim fenomen sifatida. Современные тенденции инновационного развития науки и образования в глобалы

мире, 1(3), 54-56.

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

7. Аракулов, Г. (2022). Факторы, влияющие на формирование агрессии у подростков. Современные тенденции инновационного развития науки и образования в глобальном мире, 1(3), 106-109.

8. Sunatullaevna, K. A., & Axmedovich, R. O. (2022). Internet is a depression. The benefits and harms of cyberspace on the human psyche. Eurasian Scientific Herald, 5,

9. Ибайдуллаева, У. (2022). РОЛЬ СЕМЬИ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ. Решение социальных проблем в управлении и экономике, 1(7), 81-83.

10. Adilova, M. (2023). THE PSYCHOLOGICAL EFFECT OF TRAPS IN THE SOCIAL NETWORK ON YOUTH MIND AND SPIRITUALITY. Open Access Repository, 4(2), 500-505.

11. Gavhar, K. (2023). SOCIO-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF RELATIONS IN A YOUNG FAMILY. Web of Scientist: International Scientific Research Journal, 4(1), 217-221.

12. Karimovna, N. Y. (2022). AUTISM AND THE IMPORTANCE OF COMMUNICATION WITH PATIENTS OF THIS DISEASE. Gospodarka i Innowacje., 23, 8-10.

13. Narmetova, Y. (2016). Tibbiyot muassasalarida faoliyat yurituvchi psixolog kadrlar tayyorlash muammolari.

14. Нарметова, Ю. К., & Махкамова, Н. М. К (2022). Х,ОМИЛАДОР АЁЛЛАРДА СОМАТИК ВА ПСИХОСОМАТИК КАСАЛЛИКЛАРИНИ ПСИХОПРОФИЛАКТИКАСИ. Central Asian Academic Journal of Scientific Research, 2(5), 346-350.

15. Нарметова, Ю. (2017). Психологическая помощь больным с хроническими соматическими заболеваниями.

16. Нарметова, Ю. (2020). Организация психологической помощи в кардиологических заболеваниях. Scienceweb academic papers collection.

17. Melibaeva, R. (2021). Bolalardagi giperfaollik va diqqat tanqisligi sindromi: sabablari, psixologik tashxisi.

18. Мелибаева, Р. Н. (2018). Проблема умственного развития в трудах психологов советского периода. In International scientific review of the problems and prospects of modern science and education (pp. 127-129).

19. Nasirovna, M. R. (2022). THE ROLE OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS IN CLINICAL PRACTICE. Conferencea, 4-6.

20. Мелибаева, Р. (2018). ТАЛАБАЛАР ТАФАККУРИНИ РИВОЖЛАНТИРИШНИНГ ПСИХОЛОГИК МЕХАНИЗМЛАРИ.

69-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.