Для решения данных задач инициативной группой проекта было предложено массовое внедрение онлайн обучения. Сейчас проект находится в заключительной стадии реализации. Доступно более 1,5 тысяч курсов по принципу "одного окна" в тестовой версии портала зарегистрировано 55 платформ, 90 вузов.
Законодательство в сфере образования меняется в соответствии с интересами обучающихся и образовательных организаций. В рамках нацпроекта уже реализовано несколько изменений:
- на законодательном уровне закреплено понятие "онлайн-курс", определены минимальные требования к его реализации;
- разработан и введен порядок применения школами, сузами и вузами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- действует новый нормативный правовой акт Министерства образования и науки России, согласно которому становится возможен перезачет пройденных онлайн-курсов с сокращением срока обучения по образовательным программам.
Процесс дистанционного обучения в условиях информационной образовательной среды строится, в основном на самостоятельной познавательной деятельность учащихся (Демкин В.П., 2003), но также важным остается процесс общения с учителем. В такой ситуации смешанная форма обучения проявляет себя с лучшей стороны, компенсируя недостаток прямого общения учителя с учеником. В тоже время при организации занятия в онлайн-формате учитель практически не ограничен в выборе ресурсов. Обучение в смешанном формате позволяет родителям стать активными участниками образовательного процесса. Учащиеся могут углублять свои знания в какой-либо предметной области при помощи дополнительных дистанционных занятий на платформах и сайтах.
Несмотря на такое количество положительных сторон, смешанная форма обучения имеет свои минусы. Как и любая инновация, внедрение цифровых технологий требует длительной адаптации всех участников учебного процесса.
По мнению педагогов, в онлайн-урок трудно вовлечь всех обучающихся. Активно дискуссию ведут, как правило, не более 20% учеников. Важно учитывать еще и тот факт, что не все педагоги готовы к работе с инновационными цифровыми технологиями, ввиду этого необходимо больше времени на подготовку урока (в том числе его техническую составляющую). На сегодняшний день, несмотря на все усилия учителей, онлайн-материала меньше, а качество онлайн-урока ниже, нежели качество урока в традиционном формате. Ученики в дистанте дают примитивные ответы, у них не получается сформулировать монологическое высказывание [3].
Несмотря на все недостатки смешанной формы обучения, у нее есть много положительных сторон, которые нужно учитывать при выборе формата обучения школьников и студентов. Информационная образовательная среда и сервисы для организации учебного процесса не способны заменить очного формата обучения. Дистанционное обучение должно быть дополнением к основному образованию, которое обучающиеся получают в школах. Качественный онлайн - ресурс способен повысить качество знаний по дисциплинам.
Большая часть существующих ресурсов неполны и несут только часть необходимых для полноценного обучения инструментов. Значительная часть ресурсов дает доступ ко всем возможностям только за отдельную плату.
Выводы. Таким образом, понятие информационная образовательная среда является сложным и многоаспектным. Существующие подходы к этому понятию позволяют сделать вывод, что это совокупность (скорее система), различных подсистем, обеспечения: информационных, технических и учебно-методических направленно обеспечивающих учебный процесс, а также участников образовательного процесса.
Литература:
1. ГОСТ Р 53620-2009 - Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. - URL: http://www.gostedu.ru/ 50209. html (дата обращения: 12.04.2022).
2. Коган, М.С. Альтернативы массовым открытым он-лайн курсам при интегрировании их в учебный процесс вуза / М.С. Коган, Е.В. Уайндстейн // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2017. - Т. 6. - № 20. - С. 19-28.
1. Лебедева, О.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, No4. - С. 11.
2. Проект «Национальная платформа открытого образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://openedu.ru. (дата обращения: 12.04.2022).
3. Суворова, Т.Н. Электронные образовательные ресурсы в составе информационно-образовательной среды: учеб.-метод. пособие для студ. пед. вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования / Т.Н Суворова, С.В. Зенкина, М.В. Николаев. - М.;Киров: ООО «Издательство «Радуга ПРЕСС». - 2015. - 99 с.
4. Суворова, Т.Н. Современная информационно-образовательная среда: терминологический аспект, структура, возможности, функции и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Информатизация образования. - 2015. - № 1. - С. 85-99
5. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Электронный ресурс:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102431687.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогически наук, доцент Бжиская Юлия Вячеславовна
Ростовский государственный университет путей сообщения (г. Ростов-на-Дону); старший преподаватель Скнарина Ирина Ивановна
Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)
ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Аннотация. Данная статья посвящена идее использования вербальных и невербальных средств коммуникации при электронном обучении. Опыт ученых во всем мире показывает использование всех видов устной речи, когда обе стороны общаются друг с другом, глядя друг другу в лицо. Электронное обучение и новые требования как к преподавателям, так и к студентам обусловили необходимость применения новых цифровых технологий в обучении иностранным языкам. Авторы статьи анализируют различные типы вербальных и невербальных средств коммуникации при электронном обучении. Авторы подчеркивают преимущества и недостатки использования средств вербальной коммуникации в образовательном процессе в период пандемии. Анализы, проведенные в течение трех лет, продемонстрировали отсутствие некоторых видов вербальных и невербальных средств коммуникации при электронном обучении, помимо общения, когда партнеры
находятся в одном пространстве. Авторы приходят к выводу, что обучение, когда преподаватели и учащиеся разговаривают лицом к лицу, более эффективно и полезно, чем электронное обучение. В то же время электронное обучение дает больше возможностей общаться со студентами из разных стран, учиться чему-то важному и более информативному у преподавателей с других континентов. Нам кажется, что сочетание двух видов образования дает больше возможностей для будущих студентов по всему миру.
Ключевые слова: дистанционная форма обучения, цифровые технологии, вербальные средства коммуникации, невербальные средства коммуникации, инорстранные языки, образовательная среда, пандемия.
Annotation. This article is devoted to the idea of use verbal and nonverbal means of communication at e-learning. The experience of the scientists in the world show use of all types of speaking when both sides communicate with each looking face to face. E-learning and new demands to both teachers and students stipulated the need for applying new digital technologies in teaching foreign languages. The authors of the article analyse different types of verbal and nonverbal means of communication at e-learning. Authors underline advantages and disadvantages of using verbal communication means at education process in the period of pandemic. The analyzes made during three years demonstrated absence of some kinds of verbal and nonverbal means of communication at e-learning aside communication when partners are in the same space. Authors conclude that education when teachers and students speak face to face is more effective and useful than e-learning. At the same time e-learning education gives more opportunities to communicate with students from different countries, to learn something important and more informative from lecturers from other continents. It seems to us, combining two types of education gives more opportunities for future students all over the world.
Key words: e-learning, digital technologies, verbal communication, nonverbal means of communication, foreign languages, education process, pandemic.
Введение. В наши дни люди общаются друг с другом. Общаться - значит в первую очередь слушать своего партнера. В процессе общения все люди пытаются понять и обсудить различные аспекты нашей жизни, проблемы, идеи и так далее; они принимают решения, помогают друг другу. Мы вообще не можем представить нашу жизнь без вербального общения. Каждый человек нуждается в общении, давая указания, советы, принимая решения, читая рекламу и так далее. Цель состоит в том, чтобы построить хорошие отношения с партнерами по работе. Это должно быть сделано как можно эффективнее, чтобы наилучшим образом использовать ваши профессиональные навыки (Maxmudova, 2020).
Идея коммуникации обсуждается многими учеными (Болотова А.К. (2020), Холмс П. (2006), Тусупова Г.К., Темирбекова А.Т., Керимбаева К.К. (2016), Орлова М. А. (2020), Сильвестрова А.Б. (2019) и др.). Ученые попытались проанализировать не только средства общения лицом к лицу; они обсудили различные типы этих средств. Использование этих средств является одной из проблем, проанализированных в статьях Бейленсона Дж.Н., Билла А.С., Бласковича Дж., Лумиса Дж. и Турка М. (2005), Махсудовой Б.Х., Абданбековой Н.Р., Джалиловой С.Р. и Исаевой У.Н. (2018), но они не обратили внимания на использование всех средств вербальной и невербальной коммуникации при электронном обучении. Это было не так актуально, как во время пандемии, когда все люди были изолированы друг от друга. Как утверждают Бжиская Ю.В., Маруневич О.В., Чуриков М.П. и др., электронное обучение имеет свои особенности (Бжиская, Маруневич, Колмакова, Одаруйк, Шалков, Чуриков 2021, 2022). Итак, мы собираемся проанализировать различные аспекты использования вербальных и невербальных средств коммуникации при электронном обучении.
Изложение основного материала статьи. Проблема влияния различных вербальных и невербальных средств коммуникации на результаты формирования коммуникативной компетентности студентов вузов имеет жизненно важное значение в контексте современной цифровой среды. Исследование раскрывает проблемы, с которыми сталкиваются студенты университетов, изучающие иностранные языки с помощью цифровых информационных технологий и методов электронного обучения. Эти проблемы возникают как с вербальной, так и с невербальной точек зрения. Основные трудности коренятся в недостаточных языковых навыках студентов как в академических областях, так и вне их (Бабелан, 2012; Холмс, 2006; Наджафи, Рахманзаде, 2013). Студенты также испытывают недопонимание, которое возникает из-за незнания или неправильного использования невербального поведения в межкультурной коммуникации (Shi, Fan, 2020). Использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации при обучении иностранным языкам в контексте электронного обучения способствует развитию коммуникативной компетентности студентов, а также поведенческих навыков межкультурного общения.
Так, авторы статьи поднимают вопросы концепции электронного обучения в контексте преподавания иностранных языков и влияния вербальных и невербальных средств коммуникации на межкультурную компетентность студентов университета и навыки социальной социализации. Указаны и проанализированы преимущества и недостатки образовательного процесса с использованием цифровых технологий по сравнению с традиционным процессом обучения в автономном режиме. Стратегия, предполагающая сочетание двух видов образования, считается перспективной для дальнейшего внедрения в учебный процесс. Целью исследования является изучение эффективности использования вербальных и невербальных средств коммуникации при обучении иностранным языкам для развития не только коммуникативных навыков, но и межкультурных, при анализе наиболее эффективных методов, подходящих для электронного обучения.
В этом исследовании мы фокусируемся на вербальных и невербальных средствах коммуникации для преподавания иностранных языков. В частности, мы исследуем эффективность определенных методов электронного обучения в образовательном процессе, влияние современных электронных средств как преподавания, так и обучения на межкультурные коммуникативные навыки студентов. Поставленные задачи и специфика материала потребовали использования следующих методов исследования: контент-анализ информации, когнитивно-дискурсивные и интерпретационные методы, позволяющие осуществлять лингвистическую интерпретацию полученных данных; функционально-семантический анализ, метод сравнительного анализа для соответствующего изучения материала. Также были применены методы семантического и контекстуального анализа.
В современной науке определены два основных вида коммуникации - вербальная и невербальная. Согласно происхождению этих слов - вербальный и коммуникационный -, они произошли от латинских слов: для слова - verbum и для обмена - общаться. Согласно этому определению, вербальная коммуникация означает называть вещи словами. Этот процесс включает в себя информацию, эмоции, идеи, поддержку и воспоминания. Коммуникативные навыки используются для того, чтобы называть различные предметы, события, действия, признаки предметов словами. Использовать вербальное общение предполагает упоминание разных предметов, их признаков и действий.
В то же время существует и другое определение вербального общения. Это означает, что у некоторых людей произошел определенный тип общения, особенно во время электронного обучения. Как обычно, мы общаемся устно со всеми. Так что это может быть группа людей. Как уже упоминалось ранее, слово коммуникация имеет латинский корень, который означает давать чему-либо название. Вот почему говорить - значит называть вещи своими именами с другими
людьми. Мы можем использовать разные слова для определения нашего стиля общения. Вербальное общение основано на речи. Побочное устное общение - это письменное общение. В обоих типах вербального общения используются слова. Человек использует письменное общение для передачи своего сообщения на большие расстояния. Это одно из преимуществ вербального общения, которым сегодня пользуются все.
В заключение следует сказать, что вербальное общение - это вид общения, при котором человек использует слова, чтобы донести свои идеи до аудитории. Вербальное общение считается эффективной формой общения. Во время общения мы говорим лицом к лицу, чтобы назвать разные вещи и проблемы, доказать некоторые идеи. Цель любого разговора -добиться эффективной устной речи. Секрет этого слишком прост. Вы, как партнер по общению, должны уважать разные точки зрения. Не берите в голову, если она отличается от вашей собственной. Во время разговора важно сохранять дипломатичность. Это означает избегать эмоций. Вы должны быть внимательны к своему партнеру.
Мы стараемся подчеркнуть важность вербального общения:
1. Сохранение информации: вербальное общение помогает отделить важную информацию для обеих сторон разговора.
2. Потребность в помощи и поддержке: звонок и обсуждение проблем - это первый шаг к их решению.
3. Заводим друзей: разговаривая друг с другом, мы стараемся понять идеи партнеров и поделиться ими.
4. Введение: вербальное общение означает выражение нашего воображения.
5. Демонстрация эмоций: мы используем навыки вербального общения, чтобы показать наши эмоции.
Существует несколько видов вербального общения:
1. Разговор лицом к лицу: все партнеры общаются друг с другом в одном и том же пространстве. Наши жесты и выражения придают эмоциональную особенность общению.
2. Разговор по телефону: мы можем общаться на расстоянии и решать различные проблемы.
3. Услуги видеочата: в настоящее время Интернет играет большую роль в нашей жизни.
4. Написание письма: это самый древний вид общения.
5. Чтение лекции: это один из видов выступлений в университетах.
6. Делать объявления: это разновидность рекламы.
7. Оставление голосовой почты: это один из новых видов общения. Сейчас он широко используется.
Вы можете выбрать любой тип разговора или несколько типов одновременно. На наш выбор влияет целый ряд факторов. Во-первых, это зависит от причины разговора и от ваших профессиональных отношений с другим человеком. Коммуникативные навыки играют важную роль в таких ситуациях, которые включают собеседования при приеме на работу, презентации, обзоры эффективности или проведение совещаний. В классе на занятиях по иностранному языку учителя и студенты также могут выбрать любой тип общения. Мы собираемся объяснить не только новый материал. Во время разговора мы понимаем отношение человека к каким-то проблемам, идеи по решению каких-то задач, по поиску наиболее полезного способа что-то сделать. Разговаривая, мы можем многое сделать.
Помимо вербального общения, основанного на речи, существует также невербальное общение. Невербальная коммуникация - это вид общения, когда человек посылает различные сигналы сознательно или бессознательно. Мы можем понять идею разговора благодаря жестам, движениям, внешнему виду, одежде, прическе, макияжу. Особенно это важно в период коммуникации на иностранном языке, когда возможно непонимание каких-то иноязычных слов. Поэтому это надо учитывать при обучении иностранному языку. С помощью жестов, мимики, движениям партнер пообщению выражает идеи, демонстрирует эмоции или проявляет чувства. Обеим сторонам не нужно общаться устно. Партнеры используют визуальные сигналы или знаки во время невербального общения. Таким образом, невербальная коммуникация - это все, что касается всех видимых сигналов, которые человек посылает сознательно или бессознательно. Это может быть продемонстрировано с помощью:
1. Кинезика - это означает позу, жесты или выражение лица.
2. Проксемика - здесь мы имеем в виду расстояние.
3. Хронология - мы упоминаем время в общении.
4. Окулезика - здесь присутствует идея зрительного контакта.
5. Артефакты - внешний вид, такой как одежда, прическа или макияж, важен для нас.
6. Параязык - важность изменения громкости, высоты тона и интонации во время разговора
7. Тактильные ощущения - прикосновение не игнорируется.
Невербальные средства коммуникации характеризуются отсутствием какого-либо устного или письменного языка. Мы должны с уважением относиться к сигналам партнера, чтобы понять идею общения. Мы могли бы подчеркнуть важность понимания идеи говорения благодаря невербальным средствам коммуникации. Помимо вербального общения, невербальное общение не имеет строгой структуры. Здесь нет начальной точки и конечной точки. Личная интерпретация сообщения очень важна, а не конкретная интерпретация.
Невербальная коммуникация также используется при электронном обучении. Только такой вид невербальной коммуникации, как тактильная, вообще не используется. Но, следует отметить, что при электронном обучении невербальная коммуникация обеспечивает больший обмен информацией. Это можно объяснить с помощью видео. Перевод информации может быть медленнее или быстрее, с некоторыми обменами хронологией и кинезикой, чего не может быть, когда обе стороны разговора находятся в одной комнате. Мы не должны забывать об этом при электронном обучении. Мы хотим остановиться на использовании невербальных видов коммуникации при электронном обучении иностранным языкам.
Анализы были проведены весной и осенью 2020 года среди 700 студентов-первокурсников технических вузов (РГУПС и ДГТУ), когда все страны мира были изолированы друг от друга, а система всего учебного процесса находилась на расстоянии. Это был период пандемии. Использование электронного обучения было единственным методом обучения. Проведенный анализ выявил факт преимущества параязыка. Мы можем доказать идею студентов. Иногда при электронном обучении не было возможности работать с использованием видео. Итак, в таких ситуациях интонация, изменения в голосе говорящего играли важную роль. В то же время такой вид невербальной коммуникации, как проксемика, имел 100%. Все студенты находились на расстоянии друг от друга. У них не было возможности увидеть, прикоснуться к своим одногруппникам. В то же время это нисколько не мешало учебному процессу.
За два года до этого (2018) мы провели еще один анализ использования вербальных и невербальных средств коммуникации при обучении иностранным языкам среди студентов первого курса (РГУПС и ДГТУ) неязыковых специальностей. Там было 670 студентов. Рассмотрим результаты исследования.
Помимо электронного обучения, все виды вербальных и невербальных средств в процессе обучения в классе упоминаются студентами, потому что они используются ими в период обучения. 100% использования у такого вида общения, как лицом к лицу. Конечно, мы общаемся друг с другом, глядя в лицо нашему партнеру. Мы можем сделать вывод о том, что в период обучения и преподаватели, и студенты разговаривают лицом к лицу. Это наиболее эффективно и
полезно, чем электронное обучение, потому что мы видим эмоции, жесты, чувства партнера. Они помогают понять отношение докладчика к обсуждаемой проблеме и меняют или не меняют линию обсуждения.
Чтение лекции - обычная практика на занятиях. Вот почему такой вид вербального общения имеет высокий процент как при обучении в классе, так и при электронном обучении. Давайте обсудим использование такого вида общения, как разговор по телефону. Несколько лет назад мы и представить себе не могли, что будем использовать телефон в качестве средства обучения. Многие ученики, особенно студенты, пользуются телефоном на уроках. Очень активно их используют студенты вузов на занятиях по иностранному языку. Современные телефоны выглядят как маленькие компьютеры, включая такие современные функции, как интернет, электронная почта. Такой вид общения, как разговор по телефону, имеет высокий процент при электронном обучении, потому что любой студент может использовать его на расстоянии.
Такой вид вербального общения, как видеочат, широко используется при электронном обучении, чем при занятиях в классе. Мы вообще не можем представить наше образование без услуг видеочата. Это дает много возможностей улучшить процесс обучения, сделать его более интересным, более полезным, более информативным. Итак, мы уверены, что в будущем такого рода общение будет иметь больший процент. В настоящее время учителя, преподаватели все чаще используют видео на своих уроках. Это современная технология обучения. Особенно она актуальна при обучении иностранным языкам.
Выводы. Электронное обучение является альтернативой обучению в классе, когда партнеры общаются лицом к лицу. В настоящее время школьники и студенты могут изменить одну из этих форм современного образования. Каждая форма обучения имеет свои преимущества и недостатки, свои особенности. Самым важным преимуществом электронного обучения является дистанционное. На расстоянии мы можем общаться друг с другом, вообще не видя друг друга. Следует отметить особенность электронного обучения. Происходит смена эмоций, чувств через камеру. Участники беседы не должны забывать об этом. При этом обе стороны разговора в одном пространстве видят эмоции, чувства своих партнеров, не меняясь. Это помогает хорошо понять отношение говорящих к теме разговора.
Эти особенности влияют на использование вербальных и невербальных средств коммуникации. Тем не менее, очное обучение более эффективно, чем электронное обучение. Все виды невербальной коммуникации широко используются во время очного обучения, за исключением электронного обучения. Благодаря невербальным средствам общения партнеры лучше понимают друг друга. В то же время электронное обучение более полезно в условиях пандемии, в период изоляции людей друг от друга. Электронное обучение дает больше возможностей общаться со студентами из разных стран, учиться чему-то важному и более информативному у преподавателей с других континентов. Нам кажется, что сочетание двух видов образования дает больше возможностей для будущих студентов по всему миру.
Литература:
1. Бабелан, А.С. Взаимосвязь между вербальной и невербальной коммуникацией и ее связь с академическими успехами студентов / А.С. Бабелан // Журнал школьной психологии. - 2012. - №1. - С. 46-61
2. Бжиская, Ю.В. К вопросу о значимости мотивации в процессе обучения иностранному языку в консерватории / Ю.В Бжиская // Лингвистические и социокультурные аспекты преподавания иностранных языков. - 2014. - С. 5-8.
3. Болотова, А.К. (2020). Феномен Прокрастинации и Перспективы Времени 18 на Профессиональном Уровне / А.К. Болотова // Американский научный журнал «Кросс-культурные исследования: образование и наука» (CCS&ES). -2020. - V. 5. - С. 18-26.
4. Исаева, Т.Е. Дистанционное обучение в экстремальных условиях: проблемы готовности и педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса / Т.Е. Исаева // Вестник московского университета. - 2020. - №4. -C. 38-49.
5. Максмудова, З. Коммуникативный Метод В Обучении Иностранному Языку / З. Максмудова // Теоретические и прикладные науки. - 2020. - №82. - С. 681-684. https://doi.org / 10.15863/TAS.2020.02.82.121.
6. Сильвестрова, А.Б. Вестник Сибирского федерального университета: Гуманитарные и социальные науки. - 2019. -№150. - С. 1-8. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0474
7. Ши, Ю. и Фань, С. (2020) Анализ невербального поведения в межкультурной коммуникации / Ю. Ши, С. Фань // Международный журнал «Языковое общество и культура». - 2020. - №5. - С. 38-46.
8. Аркорфул, В., Абайду, Н. (2015). Роль электронного обучения, преимущества и недостатки его внедрения в высшее образование. Международный журнал образовательных технологий и дистанционного обучения / В. Аркорфул, Н. Абайду. - 2015. - №12 (1). - С. 29-42.
9. Котляренко, Ю.Ю. Цифровые технологии в обучении иностранным языкам / Ю.Ю. Котляренко, Ю.В. Бжиская // Труды XVII Международной научно-практической конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». - 2020. -C. 403-408.
10. Наджафи, Т. Взаимосвязь между коммуникативными навыками и эффективностью обучения учителей девочек в техническом колледже Валиаср в Тегеране / Т. Наджафи, А. Рахманзаде // Журнал медиаисследований. - 2013. - №8 (4). -С. 193-206.
11. Абоагье, Э. COVID-19 и электронное обучение: проблемы студентов высших учебных заведений / Э. Абоагье, Дж.А. Явсон, К.Н. Аппиа // Исследования в области социального образования. - 2020. - №2(1). - С. 1-8. -https://doi.org/10.37256/ser.212021422
12. Бейленсон, Дж.Н. Трансформированное социальное взаимодействие, расширенный взгляд и социальное влияние в захватывающих виртуальных средах / Дж.Н. Бейленсон, А.С. Билл, Дж. Бласкович, Дж. Лумис, М. Терк // Исследование человеческого общения. - №31. - С. 511-537.
13. Тусупова, Г.К. Вербальные и невербальные средства коммуникации в обучении иностранному языку / Г.К. Тусупова, А.Т. Темирбекова, К.К. Керимбаева // Новые тенденции и проблемы Труды по гуманитарным и социальным наукам. - 2016. - №5. - С. 205-209.
14. Marunevich, O. E-Learning and M-Learning as Tools for Enhancing Teaching and Learning in Higher Education: A Case Study of Russia / O. Marunevich, V. Kolmakova, I. Odaruyk, D. Shalkov // SHS Web of Conferences. - Volume 110. - 2021. -03007. - DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202111003007
15. Махсудова, Б.Х. Проблема Межкультурной Коммуникации В Обучении Иностранным Языкам / Б.Х. Махсудова, Н.Р. Абданбекова, С.Р. Джалилова, Исаева У.Н. // Теоретические и прикладные науки. - 2018. - №57. - С. 76-79. https://doi.org/10.15863/TAS.2018.01.57.15
Педагогика
УДК 378:379.8
кандидат педагогических наук, доцент Биттер Наталья Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет » (г. Барнаул); преподаватель, аспирант Куликова Алена Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет» (г. Барнаул); старший преподаватель Третьякова Оксана Станиславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет» (г. Барнаул)
ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОНСОРЦИУМЫ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СЕРВИСНЫХ И ТУРИСТСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
Аннотация. Проблемы подготовки кадров для туристской сферы в трансграничных регионах являются актуальными, поскольку необходимы профессионалы, обладающие необходимыми профессиональными компетенциями. Несмотря на многочисленность публикаций по данной проблематике, практически отсутствуют исследования по вопросам роли трансграничных образовательных консорциумов в формировании профессиональных компетенций студентов направлений подготовки сервиса и туризма. На необходимость рассмотрения данной проблемы указывают и произошедшие социальные, политические изменения как в трансграничных странах в целом, так и в образовании. Необходима разработка новых подходов к профессиональному образованию, так как возросли требования и к уровню профессиональной компетентности специалистов сервиса и туризма. В настоящее время становится актуальным продвижение российского образование в сопредельном государстве. Для достижения этого необходимо формировать и развивать трансграничные образовательные консорциумы. Подготовка высокопрофессиональных кадров для сферы туризма и сервиса невозможна без формирования у будущих выпускников ключевых профессиональных компетенций. В образовательной деятельности необходимо использовать инновационные технологии и взаимодействовать с представителями трансграничных образовательных консорциумов при формировании ключевых профессиональных региональных компетенций. Переход вузов на новые образовательный стандарты, внедрение профессиональных стандартов направлены на прямую интеграцию процесса формирования профессиональных компетенций с требованиями, предъявляемыми членами трансграничных консорциумов к будущим профессионалам. Целью исследования - раскрыть роль трансграничных образовательных консорциумов в формировании профессиональных компетенций специалистов сфере туризма и сервиса и продвижении российского образования в сопредельное государство (на примере разработки и реализации сетевой образовательной программы магистратуры «Сервис»). Методологическую основу данной статьи составляет системный подход, к изучению процессов формирования ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов сферы сервиса и туризма, концепция компетентностного подхода в образовании. Для достижения поставленной цели был проведен теоретический анализ проблем формирования профессиональных компетенций, изучен и обобщен практический педагогический опыт по исследуемому вопросу. В статье представлена авторская модель формирования профессиональных компетенций студентов направлений подготовки сервиса и туризма при взаимодействии с представителями трансграничных образовательных консорциумов. Отличительными особенностями представленной модели от подобных разработок являются, то что она разработана на основе системного и комптентностного подходов, результатов анкетирования студентов. Данная модель может быть использована при разработке сетевых программ подготовки специалистов.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, трансграничные образовательные консорциумы, сфера туризма и сервиса, сетевые образовательные программы, профессиональная подготовка.
Annotation. The problems of training personnel for the tourism sector in cross-border regions are relevant, since professionals with the necessary professional competencies are needed. Despite the numerous publications on this issue, there are practically no studies on the role of cross-border educational consortiums in the formation of professional competencies of students in the areas of service and tourism training. The need to consider this problem is also indicated by the social and political changes that have taken place both in cross-border countries in general and in education. It is necessary to develop new approaches to vocational education, as the requirements for the level of professional competence of service and tourism specialists have also increased. At present, the promotion of Russian education in the neighboring state is becoming relevant. To achieve this, it is necessary to form and develop cross-border educational consortiums. The training of highly professional personnel for the tourism and service sector is impossible without the formation of key professional competencies in future graduates. In educational activities, it is necessary to use innovative technologies and interact with representatives of cross-border educational consortiums in the formation of key professional regional competencies.The transition of universities to new educational standards, the introduction of professional standards are aimed at direct integration of the process of forming professional competencies with the requirements set by members of cross-border consortiums for future professionals. The aim of the study is to reveal the role of cross-border educational consortiums in the formation of professional competencies of specialists in the field of tourism and service and the promotion of Russian education in a neighboring state (on the example of the development and implementation of the network educational program of the Master's program "Service"). The methodological basis of this article is a systematic approach to the study of the processes of formation of key professional competencies of future specialists in the field of service and tourism, the concept of a competency-based approach in education. To achieve this goal, a theoretical analysis of the problems of the formation of professional competencies was carried out, practical pedagogical experience on the issue under study was studied and generalized. The article presents the author's model of the formation of professional competencies of students in the areas of service and tourism training in interaction with representatives of cross-border educational consortiums. Distinctive features of the presented model from similar developments are that it was developed on the basis of systemic and competence-based approaches, the results of student surveys. This model can be used in the development of network training programs for specialists.
Key words: professional competencies, cross-border educational consortiums, tourism and service sector, network educational programs, professional training.
Работа поддержана средствами программы развития ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» «Приоритет-2030»
Введение Современные условия диктуют все новые требования к развитию образования в России и продвижения образовательных услуг в трансграничные государства. Актуальность проблемы исследования определяется