Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Б.В. Задорожный, В.И. Иванов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ»

торых химических элементов в основных пищевых продуктах. № 2450—81. М., 1982.

Методические рекомендации по контролю за санитарным состоянием почвы при использовании в сельском хозяйстве отходов животноводческих комплексов и осадков сточных вод. Сост. Вашкулат Н. П., Чегринец Г. Я. Киев. 1978.

Дьяченко Л. С., Соловьева 3. К.. Логинова Р. А. — В кн.: Совещание «Переработка и утилизация твердых и жид-

ких отходов химических производств». Тезисы докладов и сообщений. Черкассы, 1980, с. 80—82.

Осипов Г. К., Яцюк М. Д. — Вопр. питания, 1965, № 6, с. 79 —80.

Bertrand J. — J. anim. Sei., 1980, v. 50, p. 35—40.

Smith S., Rothman H. — Agricult. Wastes, 1981, v. 3, p. 87 - .08.

Поступила 04.11.82

УДК 613.»63-057.875-07

Б. В. Задорожный, В. И. Иванов

ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ

Ждановский металлургический институт

В литературе имеются работы, посвященные изучению влияния экзаменов на функциональное состояние организма студентов. В ряде работ весьма убедительно показано, что нервно-эмоциональное напряжение, возникающее у студентов во время экзаменов, вызывает неблагоприятные (именения многих систем организма н препятствует продлению в полной мере знаний предмета. Как показано в исследованиях. А. П. Селиванова и соавт., Б. В. Задорож-ного, степень нервно-эмоционального напряжения в большей мере обусловлена индивидуальными особенностями реактивности организма, чем субъективной оценкой трудности сдаваемого экзамена. Учитывая значительные изменения функций различных физиологических систем, особенно центральной нервной и сердечно-сосудистой, правомерно считать их основной причиной последующих функциональных расстройств и заболеваний. Выявленное нами у 20 студентов старших курсов повышение артериального давления (АД) связано с повышенным нервно-эмо-цнональным напряжением, обусловленным проведением различных контрольных работ, и прежде всего экзаменов.

С целью профилактики чрезмерного нервно-эмоцио-налыюго напряжения при проведении экзаменов предлагаются различные меры и средства. А. А. Калашников и соавт. отмечют благоприятное воздействие функциональной музыки.

Мы поставили задачу изучить влияние экзаменационной обстановки на организм студентов при комплексном тоздсйствии функциональной музыки и проведении экзаменов по тестам в письменной форме. Основную группу составили студенты (61), у которых экзамен проводился по тестам в письменной форме с применением функциональной музыки; в контрольную группу включили 33 студентов, у которых экзамен проводился традиционным способом. В осионной группе студенты одномоментно получали билеты с 10 вопросами-тестами на основе специально разработанной линейной программы по курсу «Охрана труда». Для ответов отводилось до 30 мин, дешифровка ответов и сообщение результатов занимали 30—40 мин, общая продолжительность экзаменов группы в 20—25 человек составила 60—70 мин. В наших исследованиях применялись записи функциональной музыки по методике, описанной А. А. Калашниковым и соавт.

Функцию сердечно-сосудистой системы оценивали по частоте сердечных сокращений (ЧСС), систолическому и диастолическому АД, вегетативный индекс рассчитывали по формуле Кёрде (Д. Ассман); определяли также время задержки дыхания (ВЗД). Состояние цветового зрения оценивали по уровню функциональной устойчивости цве-торазличения с помощью модифицированных тест-таблин.

И. Зотова. Эмоциональное восприятие цветовых тонов исследовали набором из 8 шкал на основании разработок теста (ХивсЬег). Умственную деятельность оценивали временем решения задачи, в которой испытуемый должен был за минимальное время расставить три разноцветные фиш-

ки на соответствующие им по цвету поля (В. Н. Пушкин).

После экзаменов методом анкетирования получили от студентов субъективные оценки о влиянии экспериментального режима на психическое состояние и умственную работоспособность.

В течение 3 мес перед экзаменационной сессией у испытуемых трехкратно регистрировали фоновые показатели. Во время экзаменационной сессии замеры изучаемых показателей проводили дважды: после 20-минутных передач функциональной музыки перед началом экзамена и после экзаменов и объявления результатов. Кроме того, в одной из групп музыка звучала в учебной комнате и во время экзамена, но при меньшем уровне звукового давления.

Перед началом исследования все лица как основной, так и контрольной групп проходили предварительный медицинский осмотр с проверкой зрительного анализатора на цветоощущения по стандартной методике с помощью полихроматических таблиц Е. Б. Рабкина. Все исследуемые были признаны практически здоровыми. Обработка цифрового материала проводилась с использованием методов статистической оценки достоверности различий по критериям Стьюдента, Спирмена.

Как показали результаты исследования, нервно-эмо-циональное напряжение у студентов основной и контрольной групп до начала экзаменов было неодинаковым: студенты основной группы меньше подвергались воздействию экзаменационного стресса (см. таблицу). Это проявилось меньшими показателями ЧСС, систолического АД, увеличением времени задержки дыхания в основной группе, причем различия по сравнению с аналогичными показателями в контрольной группе были достоверными (/><0,05).

Особенно ярко различия в степени эмоционального напряжения выразились в показателях вегетативного индекса Кёрде. У студентов основной группы до экзамена этот показатель был -{-21,1 ± 1,75, а после экзаменов + 15,4±1,20, в то время как в контрольной группе он был соответственно -г32,0±2,47 и 19±2,44 (различия достоверны; Я <0,05). Это свидетельствует, что у студентов контрольной группы реакции на умственную нагрузку проходила на фоне преобладания тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы. Указанные сдвиги в вегетативной нервной системе у студентов контрольной группы говорят о повышении нервного напряжения во время экзамена. У студентов основной группы наблюдалась другая картина — возбуждение симпатической нервной системы было значительно меньше.

Показатели состояния функциональной устойчивости цветоразличения также были неодинаковыми. У студентов основной группы перед началом экзамена чувствительность к цветам не изменилась, а в контрольной группе стали хуже различать цвета, причем особенно ухудшалось восприятие синего и серого цвета. Отмеченные в наших на-

Функциональное состояние организма студентов при различных режимах проведения экзаменов (М—/п)

Основная группа Контрольная группа

Показатель Исходные данные до экзамена после экзамена до экзамена послс '/«замена

ЧСС АД: систолическое диастолическое ВЗД, с 73.7—5,2 115,5^=6,7 72.8—5,8 41,0^3,4 89,6—4,3 119,2^5,6 71,2—5,5 38,4=£4,1 83,5^:3,9 113,5—4,3 79,9—4,7 38,4^4,3 !03,6:£6,2* 128.7:5:6,2* 70.2—5.1 36.3—3,9* 87.3—4,1 w 115,6—5,3 69,8—5,4 37.4—4,1

• Достоверные различия,

блюдениях различия позволяют заключить об изменении тонуса центральной нервной системы студентов при различных режимах проведения экзаменов.

Вполне естественно, что изменения функционального состояния центральной нервной системы в указанных режимах не могло не сказаться на умственной работоспособности. Умственная работоспособность, определяемая временем решения теста, в контрольной группе перед экзаменом равна 20,4±0,4 с, после экзамена — 25±0,6 (Р< <0,001), в основной группе — соответственно 12,0± ±0,3 и 14,1 ±0,9 с, хотя разница не была достоверной. Все это указывает на более высокий уровень активности функциональных систем у студентов основной группы.

Результаты исследования эмоционального восприятия цветовых тонов у студентов основной группы не показали отчетливых особенностей изменения после экзаменов в выборе цветовых тонов. У студентов контрольной группы было отмечено изменение цветового ряда. Однако эти данные, обработанные методом корреляции рангов по Спир-ману, не являются статистически достоверными (Р>0,05). Поскольку направление исследуемых функциональных сдвигов у подавляющего большинства студентов совпадает, то можно заключить, что в приведенных данных открывается тенденция к воздействию экспериментальным режимом.

В группе, в которой функциональная музыка звучала и во время экзамена (15 человек), показатели ЧСС, систолического, диастолического АД и ВЗД составили соответственно 80,2±3,7; 112,3±5,6; 68,7±3,8 и 40,2±3,2. Хотя достоверности в различиях этих показателей с аналогичными показателями других групп не выявлено, можно утверждать, что экзаменационная обстановка была более благоприятной, а восстановление физиологических функций до исходного уровня происходило быстрее.

Результаты анкетного опроса также свидетельствуют о положительном характере экспериментального режима. Положительно оценили письменный экзамен с применением тестов 98,2% опрошенных, причем они объясняют это именно меньшим напряжением перед экзаменом и меньшей его продолжительностью. Применение функциональной музыки до экзамена положительно оценили 70,8% опрошенных, отрицательно — 12%, индифферентно — 17,2%. Трансляция музыки во время экзамена оценена положительно у 64% студентов, отрицательно — у 20%, индифферентно — у 16%. По всей вероятности, расхождения с данными объективных исследований обусловлены различной субъективной оценкой использован-

ной музыкальной программы и музыкального воздействия вообще.

Анализ результатов исследований отчетливо показал, что у студентов при сдаче экзаменов в условиях экспериментального режима психофизиологические показатели изменяются иначе, чем у студентов при традиционном опросе. При применении экспериментального режима отмечены более низкие показатели систолического и диастолического АД. ЧСС. уменьшилось время решения тестя и не наблюдается отчетливых изменений в цветоразличи-тельной функции глаз и эмоциональном восприятии цветовых тонов. Из этого следует, что студенты экспериментальной группы характеризуются более высоким уровнем функционирования нервных структур и постоянством «внутренней среды», что является следствием применения функциональной музыки и экзаменационных письменных тестов. Характер проведенных исследований свидетельствует о том, что экспериментальный режим улучшил равновесие нервных процессов, т. е. их функциональное состояние стабилизировалось. Результаты анкетного опроса подтверждают объективные данные о положительном влиянии исследуемого режима во время экзамена.

Выводы. 1. Экзаменационная обстановка оказывает существенное влияние на функциональное состояние студентов, вызывая значительное нервно-эмоциональное напряжение.

2. Проведение экзаменов по письменным тестам с применением функциональной музыки позволило снизить нервно-эмоциональное напряжение у студентов. Учитывая также меньшую продолжительность экзамена, правомерно считать экспериментальный режим проведения экзаменов более щадящим и рекомендовать его для ши^ рокого применения. х

Литература. Задорожный Б. В. Гиг. и сан., 1978,

№ 2, с. 115—118. Зотов А. И. Очерки теорий зрительных ощущении. Л., 1971.

Калашников А. А., Сауткин В. С., Косова Л. S. — Гиг.

и сан., 1982, № 2, с. 32—35. Пушкин В. Н. Оперативное мышление в больших системах. М. — Л., 1965. Селиванов А. П., Агарков В. И., Томачинская J1. П. —

Гиг. и сан., 1977, № 10. с. 39-42. Ассман Д. Чувствительность человека к погоде. Л., 1966. Luscher М. — Heilpädagog W'erkblätter, 1962, N 2, S. 68.

Поступила 10.1082

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.