Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО АКТИВНОГО ИЛА В ЖИВОТНОВОДСТВЕ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО АКТИВНОГО ИЛА В ЖИВОТНОВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
14
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Л.H. Кононко, Н.Б. Рымарь-Щербина, Л.В. Cтахурская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО АКТИВНОГО ИЛА В ЖИВОТНОВОДСТВЕ»

ношению к З-ЛОК-азопротеину, определяемая ФИ, прогрессивно возрастала как непосредственно после введения витамина С, так и через 1 мес.

Очевидно, введение А К усиливает активность фагоцитирующих клеток и способствует удалению из внутренней среды организма антигенных комплексов, содержащих группировки канцерогенов. Этим, вероятно, может быть достигнуто некоторое снижение профессионального онкологического риска среди рабочих-текстильщиков, контактирующих с прямыми бензндиновымн красителями.

Литература. Коган Л. X., Мардахиамвили 111. И. — Арх. пат.,'1961, № 4, с. 43—49.

Коростелева Т. А., Жсбрун А. Б. — Вопр. он кол., 1979, № 9, с. 80—82.

Хунданова J1. Л., Хунданов Л. Л. Иммунология канцерогенеза. I.,

Я фаге Р. X. — Ж. микробнол., 1963, № 10, с. 35—38.

Nigam V. АЛ, Contero А. — Advanc. Cancer. Res., 1972, м v. 16, р. 1—95.

Поступила 28.06.82

УДК 628.381:836

Л. Н. Кононко, Н. Б. Рымарь-Щербина, Л. В. Стахурская

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО АКТИВНОГО ИЛА В ЖИВОТНОВОДСТВЕ

Киевский И ИИ гигиены питания

Необходимость интенсификации производства продуктов животноводства в настоящее время требует расширения кормовой базы за счет новых, нетрадиционных источников белка, в том числе и таких, как избыточный активный ил (ИАИ) из биологических очистных сооружений (Б С).

Наряду с положительными качествами ИАИ БОС (высокое содержание протеина, минеральных веществ, ряда витаминов, дешевизна продукта), благодаря которым ИАИ и привлек внимание специалистов, следует отметить его негативные свойства. Одной из наиболее характерных черт ИАИ городских БОС является избыточное содержание в нем (по сравнению с другими кормовыми добавками) макро- и микроэлементов, в том числе тяжелых металлов, которые, проходя по цепи корм — животное — человек и не встречая достаточно надежных механизмов обезвреживания и удаления, могут оказать неблагоприятное влияние на организм человека.

При изучении возможности использования ИАИ для кормления животных важным этапом является токсиколо-го-гигиеническая оценка полученной продукции, фрагмент которой и представлен в настоящей работе. Кроме того, предпринята попытка обобщенного подхода к вопросу о возможности использования ИАИ городских очистных сооружений в виде кормовой добавки животным.

При анализе данных литературы о химическом составе осадков сточных вод различных городов (Н. П. Вашку-лат и Г. Я. Чегринец) выявлены следующие особенности: спектр химических элементов в них, с одной стороны, в качественном и количественном отношении отражает уровень развития и характер промышленности города, с другой стороны, продукты очистки сточных вод небольших городов с невысоким уровнем развития промышленности по ряду показателей могут быть менее благоприятны, чем продукты очистки сточных вод большого города, что, по-видимому, отражает организацию очистки. С учетом этого становится очевидным, что для успешного внедрения ИАИ из городских БОС в практику животноводства необходима предварительная разработка ПДК микроэлементов, в первую очередь тяжелых металлов.

Целью данной работы было изучение возможности накопления химических элементов в мясе и внутренних органах свиней при длительном потреблении кормового концентрата (КК) из ИАИ в составе рациона.

Исследовали мясо свиней, которым на протяжении периода откорма (5 мес) скармливали К К из ИАИ Борт-нических очистных сооружений (Киев). При получении К К ИАИ предварительно обеззараживали потоков электронов и подсушивали. Свиньи были разделены на 3 группы: 1-я — контрольная; животные 2-й группы в дополнение к обычному рациону получали К К из расчета 0,5 г на 1 кг массы, в 3-й группе — 1 г. После убоя в мясе и внутренних органах методом эмиссионного спектрального

анализа определяли содержание минеральных элементов (Г. К. Осипов и М. Д. Яцюк).

Как показали исследования, проведенные Л. С.Дьяченко и соавт., К К характеризуется значительно более высоким, чем кормовые дрожжи, содержанием минеральных элементов, в первую очередь тяжелых металлов цинка, свинца и олова — в 230, 360 и 1000 раз соответственно. Кроме того, в К К в отличие от кормовых дрожжей обнаружены кадмий (100 мг/кг), сурьма (17 мг/кг) и висмут (10 мг/кг).

При изучении возможности накопления химических элементов в тканях у животных 2-й и 3-й групп обнаружено увеличение содержания цинка в мышцах и печени, у животных 3-й группы — алюминия в печени и железа в мышечной ткани, причем их количество превышало естественное содержание в указанных органах (А. О. Войнар). Определенный интерес представляло выявление в почках свиней 2-й и 3-й групп кадмия (более 4 мг/кг) и повышенное по сравнению с существующими нормативами содержание цинка в мышцах и печени. Полученные данные коррелируют с приводимыми в литературе. Так, Bertrand через 5 мес после скармливания свиньям шлама очистных сооружений также отмечает у них увеличение концентрации кадмия именно в почках, в мышцах она находилась в допустимых пределах. Вообще кадмий и цинк, по мнению Cebuli, занимает первое место в ряду 5 потенциально наиболее опасных элементов (Cd, Zn, Mo, Ni, Си). Одним из Д критериев опасности, как видно, является исключительная способность накапливаться в растениях и тканях животных в зависимости от способа применения осадка сточных вод.

Накопление кадмия в почках наблюдалось у свиней как 2-й, так и 3-й группы, т. е. даже такое небольшое количество К К, как 0,5 г/кг, вызывало нежелательные последствия. Из этого можно сделать вывод, что для успешного использования питательных свойств ИАИ Бортни-ческих очистных сооружении необходима дополнительная очистка их от избытка солей тяжелых металлов. Ценные кормовые качества шлама, по подсчетам специалистов (Smith и Rothman), позволяют пойти на дополнительные расходы по их очистке от загрязненности солями тяжелых металлов. При этом предлагается применить либо прямую экстракцию питательных веществ из осадков, либо непосредственно удалять из них нежелательные включения. Трудно сказать, какому из этих методов будет отдано предпочтение, однако ясно, что именно такая тактика обеспечит широкое использование продуктов очистки городских сточных вод в сельском хозяйстве.

Литература. Войнар А. О. Биологическая роль микроэлементов в организме животных и человека. М., 1953.

Временные гигиенические нормативы содержания неко-

торых химических элементов в основных пищевых продуктах. № 2450—81. М., 1982.

Методические рекомендации по контролю за санитарным состоянием почвы при использовании в сельском хозяйстве отходов животноводческих комплексов и осадков сточных вод. Сост. Вашкулат Н. П., Чегринец Г. Я. Киев. 1978.

Дьяченко Л. С., Соловьева 3. К.. Логинова Р. А. — В кн.: Совещание «Переработка и утилизация твердых и жид-

ких отходов химических производств». Тезисы докладов и сообщений. Черкассы, 1980, с. 80—82.

Осипов Г. К., Яцюк М. Д. — Вопр. питания, 1965, № 6, с. 79 —80.

Bertrand J. — J. anim. Sei., 1980, v. 50, p. 35—40.

Smith S., Rothman H. — Agricult. Wastes, 1981, v. 3, p. 87 - .08.

Поступила 04.11.82

УДК 613.»63-057.875-07

Б. В. Задорожный, В. И. Иванов

ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ

Ждановский металлургический институт

В литературе имеются работы, посвященные изучению влияния экзаменов на функциональное состояние организма студентов. В ряде работ весьма убедительно показано, что нервно-эмоциональное напряжение, возникающее у студентов во время экзаменов, вызывает неблагоприятные (именения многих систем организма н препятствует продлению в полной мере знаний предмета. Как показано в исследованиях. А. П. Селиванова и соавт., Б. В. Задорож-ного, степень нервно-эмоционального напряжения в большей мере обусловлена индивидуальными особенностями реактивности организма, чем субъективной оценкой трудности сдаваемого экзамена. Учитывая значительные изменения функций различных физиологических систем, особенно центральной нервной и сердечно-сосудистой, правомерно считать их основной причиной последующих функциональных расстройств и заболеваний. Выявленное нами у 20 студентов старших курсов повышение артериального давления (АД) связано с повышенным нервно-эмо-цнональным напряжением, обусловленным проведением различных контрольных работ, и прежде всего экзаменов.

С целью профилактики чрезмерного нервно-эмоцио-налыюго напряжения при проведении экзаменов предлагаются различные меры и средства. А. А. Калашников и соавт. отмечют благоприятное воздействие функциональной музыки.

Мы поставили задачу изучить влияние экзаменационной обстановки на организм студентов при комплексном тоздсйствии функциональной музыки и проведении экзаменов по тестам в письменной форме. Основную группу составили студенты (61), у которых экзамен проводился по тестам в письменной форме с применением функциональной музыки; в контрольную группу включили 33 студентов, у которых экзамен проводился традиционным способом. В осионной группе студенты одномоментно получали билеты с 10 вопросами-тестами на основе специально разработанной линейной программы по курсу «Охрана труда». Для ответов отводилось до 30 мин, дешифровка ответов и сообщение результатов занимали 30—40 мин, общая продолжительность экзаменов группы в 20—25 человек составила 60—70 мин. В наших исследованиях применялись записи функциональной музыки по методике, описанной А. А. Калашниковым и соавт.

Функцию сердечно-сосудистой системы оценивали по частоте сердечных сокращений (ЧСС), систолическому и диастолическому АД, вегетативный индекс рассчитывали по формуле Кёрде (Д. Ассман); определяли также время задержки дыхания (ВЗД). Состояние цветового зрения оценивали по уровню функциональной устойчивости цве-торазличения с помощью модифицированных тест-таблин.

И. Зотова. Эмоциональное восприятие цветовых тонов исследовали набором из 8 шкал на основании разработок теста (ХивсЬег). Умственную деятельность оценивали временем решения задачи, в которой испытуемый должен был за минимальное время расставить три разноцветные фиш-

ки на соответствующие им по цвету поля (В. Н. Пушкин).

После экзаменов методом анкетирования получили от студентов субъективные оценки о влиянии экспериментального режима на психическое состояние и умственную работоспособность.

В течение 3 мес перед экзаменационной сессией у испытуемых трехкратно регистрировали фоновые показатели. Во время экзаменационной сессии замеры изучаемых показателей проводили дважды: после 20-минутных передач функциональной музыки перед началом экзамена и после экзаменов и объявления результатов. Кроме того, в одной из групп музыка звучала в учебной комнате и во время экзамена, но при меньшем уровне звукового давления.

Перед началом исследования все лица как основной, так и контрольной групп проходили предварительный медицинский осмотр с проверкой зрительного анализатора на цветоощущения по стандартной методике с помощью полихроматических таблиц Е. Б. Рабкина. Все исследуемые были признаны практически здоровыми. Обработка цифрового материала проводилась с использованием методов статистической оценки достоверности различий по критериям Стьюдента, Спирмена.

Как показали результаты исследования, нервно-эмо-циональное напряжение у студентов основной и контрольной групп до начала экзаменов было неодинаковым: студенты основной группы меньше подвергались воздействию экзаменационного стресса (см. таблицу). Это проявилось меньшими показателями ЧСС, систолического АД, увеличением времени задержки дыхания в основной группе, причем различия по сравнению с аналогичными показателями в контрольной группе были достоверными (/><0,05).

Особенно ярко различия в степени эмоционального напряжения выразились в показателях вегетативного индекса Кёрде. У студентов основной группы до экзамена этот показатель был -{-21,1 ± 1,75, а после экзаменов + 15,4±1,20, в то время как в контрольной группе он был соответственно -г32,0±2,47 и 19±2,44 (различия достоверны; Я <0,05). Это свидетельствует, что у студентов контрольной группы реакции на умственную нагрузку проходила на фоне преобладания тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы. Указанные сдвиги в вегетативной нервной системе у студентов контрольной группы говорят о повышении нервного напряжения во время экзамена. У студентов основной группы наблюдалась другая картина — возбуждение симпатической нервной системы было значительно меньше.

Показатели состояния функциональной устойчивости цветоразличения также были неодинаковыми. У студентов основной группы перед началом экзамена чувствительность к цветам не изменилась, а в контрольной группе стали хуже различать цвета, причем особенно ухудшалось восприятие синего и серого цвета. Отмеченные в наших на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.