влияние экономического механизма рекламной деятельности на развитие
страны
_Аннотация
В статье определена суть экономического механизма рекламной деятельности, проведен анализ развития российского рынка рекламы и ВВП России за период 1997-2012 гг. Выявлена взаимосвязь рынка рекламы и экономики России как единого механизма развития общества. Авторами введен коэффициент интенсивности развития рекламного рынка и показана его динамика в России за период 1997-2012 гг.
_Ключевые слова: рекламный рынок, экономический механизм,
_рекламная деятельность, медианосители
Рекламная деятельность является неотъемлемой сферой экономической, политической и общественной деятельности страны. Она появилась в современном индустриальном мире в период, когда рыночные инструменты экономики преобразовались в сложный механизм с огромным ассортиментом товаров, производителей и потребителей. Рекламный рынок является институциональной структурой, его возникновение это закономерное явление.
Современный мир зависит от рекламы, т.к. без нее производителям будет затруднительно продавать свой товар или услугу. Всемирно известный классик маркетинга Филип Котлер отмечал: «Реклама -это эффективный способ достижения территориально разбросанных покупателей» [2].
Роль рекламы в развитии экономики
В современных условиях рекламная деятельность выступает не только инструментом развития экономики, но и представляет собой мощный информационный механизм, который влияет на самые главные потребности человека. Реклама способна
Сергеева Олеся Юрьевна
соискатель кафедры экономической теории, Уфимский государственный нефтяной технический университет [email protected]
Гузаирова Гузель Ринатовна
канд. экон. наук, доцент кафедры математики и информатики, Уфимский филиал финансового университета при Правительстве РФ
робкое предпринимательство, № 13(259)/июль 2014
формировать вкус, стереотип поведения, создавать новые традиции, разрушая или созидания нравственный мир человека. Известный американский историк Д. Бурстин заметил: «Дайте мне посмотреть рекламу, и я скажу вам все об этом обществе и о времени».
Экономику современного государства невозможно представить без рекламы. С развитием информационных технологий меняются медианосители рекламы, ее содержание и форма. Реклама является двигателем развития, т.к. заставляет прорабатывать новые методы привлечения потребителя к выпускаемой продукции. Значение и роль рекламы в современных условиях возрастает практически во всех сферах экономической и общественной жизни.
Рекламная индустрия становится одной из быстрорастущих отраслей, которая непосредственно принимает участие в создании новых предприятий и производственного потенциала, как в рекламном бизнесе, так и других отраслях экономики, инвестируя и создавая условия для привлечения капитала. Рекламный рынок является частью экономической системы, он функционирует единым механизмом с другими рынками и развивается в рамках общих законов рыночной экономики, удовлетворяя маркетинговую потребность в рекламных услугах.
Реклама является движущей силой общества, способная создавать современные системы человеческих ценностей, ориентируясь на новые идеалы. Сегодня реклама не только «двигатель торговли», но и во многом ее «лицо». «Об идеалах нации можно судить по ее рекламе», - писал Дж. Дуглас.
Значительна роль рекламы в усилении мотиваций труда, выступая в качестве стимула, помогает человеку поверить в свои силы и возможности, активно вовлекая в трудовую деятельность, побуждает к повышению эффективной производительности труда и способствует росту экономического потенциала страны.
Реклама поддерживает и обостряет конкуренцию, позволяя потребителям товаров расширить их выбор [3]. Реклама расширяет и совершенствует каналы сбыта, ускоряет оборачиваемость денеж-
рекламный_
рынок является
институциональной
структурой,
его возникновение
это закономерное
явление_
экономику
государства
невозможно
представить
без рекламы
ных средств, тем самым повышая общую эффективность функционирования и интегрирования национальных экономик и международной экономики в целом. Один из больших поклонников рекламы, президент США Кальвин Куллидж еще в 1929 г. отметил: «Массовый спрос создан почти полностью благодаря развитию рекламного бизнеса». Рекламная деятельность - это отрасль, которая информативно реагирует на спрос и предложение современного общества, и, следовательно, удовлетворяет его потребности, это особый вид экономической деятельности, в которой задействованы большие объемы денежных активов, технологическое оборудование и производственный потенциал.
Реклама является средством маркетинговой коммуникации и выполняет важную экономическую роль на рынке:
регулирует товарооборот, т.е. спрос и предложе-вуе
ров и услуг;
ние;
- способствует конкуренции, определяя сегмент
- повышает качество товаров и услуг;
- влияет на «черный ящик» потребителя и привлекает его к совершению покупки;
- способствует развитию бизнеса;
- влияет на ценовую политику.
Кроме этого, рекламная индустрия представляет интерес не просто как информационный элемент медианосителей, но и как сегмент жизнедеятельности рынка. Темпы развития рекламного рынка определяются, прежде всего, состоянием экономики.
Экономический механизм рекламной деятельности
При стабильной ситуации на рынке товаров (услуг) и рекламы спрос порождает предложение, а это, в свою очередь, приводит в равновесное состояние производство и потребление. Отсутствие или резкое сокращение рекламных медианосителей может привести к дисгармонии между потреблением и производством, а следствием этого будет сокращение и вынужденное высвобождение рабочих мест, т.е. рост безработицы. Таким образом, реклама является инструментом регулирования спроса и предложения и трудовой стабильности.
"Ж _
российское предпринимательство, № 13(259)/июль 2014
Рис. 1. Экономический механизм рекламной деятельности (разработано авторами)
Учитывая все вышеизложенное, авторами разработан экономический механизм рекламы (см. рис.1), который проявляется в том, что обеспечивает налаживание связей между субъектами хозяйствования, между производителями и потребителями товаров. Тем самым реклама способствует повышению роста деловой активности, инвестиций, объемов капиталовложений, созданию новых рабочих мест. Поддерживается промышленность, население имеет работу и его потребительские возможности растут, а деньги снова и снова совершают свой оборот. Следствием этого является общий рост общественного производства [6]. Подъем экономики влечет за собой рост
сегодня реклама не только
«двигатель_
торговли»,_
но и во многом ее «лицо»
рекламная индустрия представляет интерес не просто
как информационный _элемент
медианосителей, —но и как сегмент
жизнедеятельности _рынка
ВВП, доходов населения, налоговых отчислений, снижение безработицы и инфляции. Когда этот процесс останавливается, в экономике наблюдается спад [1]. Кроме того, реклама косвенно способствует перераспределению доходов. Описанный механизм доказывает, что рекламу следует воспринимать как фундамент и опору экономики. Для развития современной экономики необходимо учитывать вышеперечисленные факторы, которые будут содействовать дальнейшему экономическому развитию и процветанию страны.
_ Динамика ВВП и рынка рекламы России
_ Исследуя и анализируя показатели динамики
_ развития российского рекламного рынка и ВВП
_ России за период 1997-2012 гг. (см. табл.1), можно
_ проследить прямую взаимосвязь. В результате
_ экономического кризиса 1998 г. в России про_ изошел спад производства и уровня жизни населения, резкий скачок инфляции. ВВП сократился в 1999 г. до 196 млрд долл. В 1997 г. ВВП России составлял 405 млрд долл., это в 1,5 раза больше, чем в 1999 г. На рекламном рынке России также
_ наблюдался спад. Объем российской рекламной
_ индустрии в 1999 г. составил 0,6 млрд долл., это на
_ 0,93 млрд долл. меньше, чем в 1997 г.
Кризисный спад в России был краткосрочным и вскоре наблюдался масштабный экономический рост (см. табл.1). ВВП России за период 1999_ 2008 гг. увеличился с 271 до 1661 млрд долл., рост
_ составил 513%. Рекламный рынок за этот период
_ вырос на 1440%.
_ Экономика России за период 2000-2007 гг. стала
одной из наиболее быстрорастущих в странах мира. Основные показатели российской экономики значительно превышали мировые. Стремительный рост макроэкономических пока_ зателей, таких как ВВП, объем рекламного рынка
_ (см. табл.1), приток инвестиций, повышение
_ качества жизни населения наблюдался до 2008 г.
_ В 2009 г. мировой кризис оказал влияние на российскую экономику: произошло снижение ВВП на
_ 35,9% по сравнению с 2008 г. (см. табл.1), а объем
российского рекламного рынка сократился на _ 35,7%. В 2010 г. произошел рост ВВП и объема рек_ ламного рынка. Российский ВВП в 2012 г. вырос в
тие
|
российское предпринимательство, № 13(259)/июль 2014
Таблица 1
Динамика развития российского рекламного рынка и ВВП России за период 1997-2012 гг.
Год Валовой внутренний продукт (ВВП) России Рекламный рынок России
ВВП, $ млрд Темп роста ВВП, % Объем рекламного рынка, $ млрд Темп роста рекламного рынка, %
1997 405 103.3 1,53 134,6
1998 271 66.9 1,33 87
1999 196 72.3 0,6 45
2000 259 132.1 0,98 163
2001 306 118.1 1,55 158
2003 430 124.6 2,89 117
2004 591 137.4 3,86 134
2005 764 129.3 5,01 130
2006 990 129.6 6,49 130
2007 1300 131.3 7,85 121
2008 1661 127.8 9,24 118
2009 1223 73.6 6,81 74
2010 1525 124.7 7,29 107
2011 1899 124.5 8,63 118
2012 2030 106.9 9,93 115
Источник: АКАР, Росстат (составлено авторами).
1,7 раза к показателям 2009 г., рекламный рынок России за тот же период увеличился в 1,45 раза.
Интенсивность развития рекламного рынка
Экономический кризис 1998 г. в России повлиял на значение коэффициента интенсивности развития, величина его в 1999 г. была самой низкой за исследуемый период и составила 0,62. Пик максимума коэффициента интенсивности развития рекламного рынка России был достигнут в 2002 г. - 1,41. Динамика коэффициента интенсивности развития рекламного российского рынка с 1997-2012 гг. представлена на рисунке 2.
Современный рекламный рынок в основных меди-асегментах России отличается от развитых стран тем, что незначительно отстает по объемам от мирового уровня, но приближается к европейским показателям. Так, доля российского рынка
может привести к дисгармонии между
потреблением_
и производством
1,6
1,4
1,2 -\--\-
1 \ / --
0,8
0,6
0,4
0,2
0
1999 г. 2002 г. 2007 г.
_ Рис. 2. Динамика коэффициента интенсивности развития рекламного рынка _России с 1997 г. по 2012 г. (составлено авторами)
ельш п
_ ч
_ п
утес*.
экономика России _за период 2000-
2007 гг. стала
одной из наиболее
быстрорастущих _в странах мира
рекламы в ВВП в 2012 г. превысила показатели Франции и Китая (см. табл.2). Данный показатель за 2012 г. в США достиг 1,04%, в Японии - 0,84%, в Великобритании - 0,73%.
За последнее десятилетие был продемонстрирован ущественный подъем в экономике России, страна постепенно приближается к развитым государствам. ВВП России за период 1997-2012 гг. увеличился на 401%. ВВП на душу населения за тот же период вырос на 418%.
Макроэкономические показатели России за пери-1999-2012 гг.:
сальные доходы россиян увеличились в 2,8 раза, заработные платы - в 3 раза, пенсии - в 3,7 раза;
- безработица в России в 1999 г. составляла 12,9%, а в 2012 г. она снизилась до 5,2%. Для сравнения: в 2012 г. безработица в США составила 7,8%; в Литве - 15,0%; в Латвии - 16,2%; в Испании - 22,8%; в Греции - 18,3%;
- инфляция в России сократилась в 5,5 раз. Всемирно известный классик маркетинга Ф. Котлер писал: «Россия - спящий тигр, у нее много возможностей, многие иностранные компании хотят работать на вашем рынке. В России надо проводить протекционную политику, защищать свою экономику, при этом надо сохранять лояльность к зарубежным компаниям. Чтобы предпри-
-%-СХ- I_
российское предпринимательство, № 13(259)/июль 2014
Таблица 2
Объем рекламного рынка и его доля в ВВП
Расчетные показатели за 2012 год
Страна Объем рекламного ВВП, Доля рекламного рынка
рынка, млрд. долларов млрд. долларов в ВВП, %
США 160,8 15 497 1,04
Япония 51,5 6 125 0,84
Китай 36,2 7 743 0,46
Германия 25,6 3 707 0,67
Великобритания 19,5 2 604 0,73
Бразилия 18,6 2 618 0,71
Франция 13,5 2 890 0,45
Россия 9,93 115 0,49
Источник: Zenith Optimedia, составлено авторами.
ятие не разорилось в период кризиса, ему нужно сократить расходы. Но, ни в коем случае нельзя сокращать расходы на рекламу».
Выводы
Проведенный анализ рекламного рынка и ВВП России показал прямую зависимость динамики развития экономики страны и рекламы. Это доказывает то, что рекламная деятельность является важным и действенным экономическим инструментом. В современной экономике необходимо учитывать этот фактор, поскольку реклама тесно связана как с производством, так и с потреблением, а это, в свою очередь, составляет единый механизм процветания страны.
Таким образом, состояние экономики страны определяется темпами развития рекламного рынка. Реклама является важнейшим экономическим ресурсом и инструментом финансовой стабильности и независимости, индикатором экономики страны, инструментом обеспечения права выбора для потребителя. Реклама становится «лицом» современной экономики страны.
Литература
1. Джефкинс Ф. Реклама. Учебное пособие / Пер. с англ. под ред. Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - Спб: Питер, 2008.
3. Липсиц И.В. Маркетинг для топ-менеджеров. - М.: Эксмо, 2007.
4. Музыкант В.Л. Реклама в действии. Стратегия продвижения. - М.: Эксмо, 2007.
5. Пименов П.А. Основы рекламы: Учебное пособие - М.: Гардарики, 2006.
6. Ромат Е.В. Реклама. 2-е изд. - СПб: Питер, 2007.
7. Отчеты Росстат - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://bgd/free/b04_03/Isswww.exe/ 8Г§/<103/б2.Йт.
8. Реклама в России - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.rwr.ru.
Olesya Yu. Sergeeva
Applicant of the Chair of Economic Theory, Ufa State Petroleum Technological University
Guzel R.Guzairova
Candidate of Science, Economics, Associate professor of the Chair of Mathematics and Informatics,
Branch of Financial University under the Government of the Russian Federation in Ufa
The economic mechanism influence of advertising activities on the development of the country
_Abstract
In the article the sense of the economic mechanism of advertising activities is identified; the development of Russian advertising market and Russian gross domestic product over a period of 1997-2012 is analyzed. The correlation of advertising market and Russian economy as the only mechanism of society development is determined. The authors introduce the growth rate coefficient of advertising market and show its dynamics in a period of1997-2012.
Keywords: advertising market, economic mechanism, advertising activities, media vehicles
- - ■ ■ -
российское предпринимательство, № 13(259)/июль 2014
Отпечатано в типографии ООО «Астра-Полиграфия». Тираж 4000 экз.