ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЮВЕЛИРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Е. В. ФИЛАТОВ,
аспирант кафедры инвестиционного менеджмента
E-mail: [email protected] Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации
Статья посвящена оценке текущего состояния и перспектив развития ювелирной промышленности России. Проводится анализ существующих ограничений, а также возможных предпосылок для дальнейшего развития отрасли с помощью методик PEST и SWOT-анализа и на этой основе делается вывод относительно инвестиционной привлекательности отрасли.
Ключевые слова: инвестиционный, привлекательность, ювелирный, промышленность, государственный, регулирование, драгоценный металл, камень, спрос, конкурентоспособность, производительность, PEST-анализ, SWOT-анализ.
До наступления мирового экономического кризиса российская ювелирная промышленность выглядела достаточно привлекательным в инвестиционном отношении сектором экономики. Она смогла выстоять в сложный переходный период нашей экономики на рыночные рельсы и в последовавшее до кризиса десятилетие демонстрировала устойчивые темпы роста. По экспертным оценкам, в 1994—2008 гг. объем ювелирного рынка увеличился почти в 10 раз, составив 3 млрд долл. США, и рос колоссальными темпами — около 30 % в год.
Еще одним аргументом в пользу интереса инвесторов к отечественной ювелирной промышленности является то обстоятельство, что спрос на изделия из драгоценных металлов и камней, как известно, традиционно возрастает в периоды кризисных явлений.
Успехи в развитии этой отрасли за последние годы были обусловлены, с одной стороны, общей политической стабильностью в РФ, ростом благосостояния населения, с другой — мощной мине-
рально-сырьевой базой, богатыми традициями российской ювелирной школы и стабильным спросом на ювелирные украшения в начале XXI в.
В настоящее время ювелирная промышленность России — это:
• около 150 тыс. чел., занятых по всей стране;
• более 1 250 предприятий и 3 500 индивидуальных предпринимателей;
• производство 76,9 млн ювелирных изделий в год;
• годовая переработка около 76 т золота и 313 т серебра;
• годовой оборот, по разным оценкам, 3—4 млрд долл.
Потребителями ювелирных изделий являются 8—10 % населения Земли, или около полумиллиарда человек.
Однако, несмотря на впечатляющие темпы роста рынка ювелирных изделий в предыдущие годы, нынешний кризис обнажил все проблемы отрасли и подчеркнул недостатки действующей системы государственного регулирования. Автор попытается проанализировать перспективы развития отрасли и оценить инвестиционную привлекательность отрасли с помощью инструментария PEST и SWOT-анализа.
Политические факторы
Роль отрасли в экономике страны и отношение органов государственной власти к предприятиям отрасли. Вклад ювелирной промышленности в ВВП крайне мал и составляет лишь порядка 0,3 %, а доля России в мировом производстве ювелирных
изделий на сегодня составляет 3—4 %. При этом наша страна имеет богатые многовековые традиции ювелирного дела и располагает богатейшими запасами золота, серебра и платины, а по запасам и объемам добычи алмазов и палладия является мировым лидером.
Ныне ювелирная промышленность не рассматривается государством как самостоятельная отрасль, заслуживающая особого внимания и дополнительной поддержки в условиях кризиса. Так, в рамках антикризисной программы правительства отрасль не получила никакой прямой помощи от государства, а многие инициативы и предложения представителей отрасли остаются практически без внимания.
Законодательство, регулирующее функционирование отрасли. Политика государства, направленная на регулирование отрасли, носит непоследовательный и зачастую неоправданно жесткий характер.
Во-первых, согласно федеральному закону все хозяйствующие субъекты, имеющие отношение к работе с драгоценными металлами и камнями, объединены расширительным понятием «ювелирная отрасль1». Однако, хотя ювелирной промышленности присуще наличие устойчивых взаимосвязей со многими участками экономики, объединять данные направления экономической деятельности в одну отрасль и применять единые подходы к их регулированию не совсем корректно, поскольку по многим принципиальным вопросам развития интересы различных групп существенно различаются.
Во-вторых, к сожалению, до сих пор не приняты какие-либо государственные акты, четко определяющие для государства роль как ювелирной отрасли вообще, так и отечественной ювелирной промышленности в частности, а также приоритетные направления развития последней (за исключением ее сырьевого сектора).
В-третьих, в соответствии с п. 78 разд. III Указа Президента РФ от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» сводные сведения о российском экспорте и импорте немонетарного золота, драгоценных металлов и камней или изделий из них, за исключением платины, металлов платиновой группы и природных алмазов являются секретными. Это приводит к значительным трудностям в оценке процессов,
1 Отрасль — это совокупность хозяйствующих субъектов, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.
происходящих на ювелирном рынке, его основных характеристик и, как следствие, существенно осложняет процесс принятия стратегических управленческих решений.
Кроме того, государство упорно стремится сохранить контроль за любыми бизнес-процессами в сфере добычи, производства и оборота драгоценных металлов и камней. Отсюда — огромное количество регулирующих органов и осуществляемых ими проверок.
Все обозначенные проблемы значительно усложняют взаимоотношения между ювелирным бизнесом и ветвями государственной власти.
Помимо всего прочего в России действует механизм обязательного клеймения ювелирной продукции, что приводит к дополнительным издержкам предприятий-производителей. Данный механизм выглядит не совсем оправданным по ряду причин:
• при обязательном клеймении мелких ювелирных изделий (например иглы для иглоукалывания и т. п.) возникает проблема: как поставить клеймо; кроме того, для легких и мелковесных изделий проблема несоответствия пробы стоит не столь остро, как для крупных, дорогих изделий;
• при клеймении проверяется на соответствие только соответствие заявленным характеристикам сплава, из которого изготовлено изделие, при этом ювелирные камни, доля которых в себестоимости значительно выше, не сертифицируются;
• при экспорте изделий в страны ближнего зарубежья обязательно ставится клеймо страны-импортера.
Еще одной достаточно острой проблемой для отрасли является отсутствие государственных стандартов производства ювелирных изделий и бижутерии, что значительно упрощает условия работы для недобросовестных производителей и оказывает негативное влияние на имидж отрасли.
Фискальная политика. Одной из ключевых проблем для ювелирных предприятий является необходимость уплаты 18 % НДС на сырье (драгоценные камни и металлы), а кроме того, это производство не относится к материалоемким видам производственной деятельности. Проблема осложняется еще и тем, что средняя продолжительность финансового цикла для предприятий отрасли колеблется в диапазоне от 90 до 180 дней. Все это в конечном счете приводит к отвлечению значительной части оборотных средств и вызывает необходимость по-
иска дополнительных средств для финансирования производственной деятельности.
Таможенная политика и регулирование внешнеторговой деятельности. Ввиду того, что сводные данные об экспорте ювелирных изделий согласно российскому законодательству относятся к секретным сведениям, точно оценить объемы экспорта сложно. По экспертным оценкам, он сегодня составляет незначительный процент от общего производства. Так, по данным Российской государственной пробирной палаты, объем экспорта ювелирных украшений в 2006 г. составил 1,73 млн изделий (1 млн — из золота и 730 тыс. — из серебра). Это лишь 2,8 % от совокупного объема производства. Кроме того, объемы экспортируемой продукции крайне нестабильны по годам. Основными странами-импортерами российской ювелирной продукции являются государства СНГ. Небольшое количество изделий экспортируется в Германию, Польшу, США.
Основные проблемы, препятствующие развитию экспорта ювелирной продукции:
• проблема администрирования и возмещения НДС при осуществлении экспортных операций. Предприятие-экспортер, у которого возникает необходимость уплаты НДС, в дальнейшем может обратиться за возмещением. Но на практике в большинстве случаев либо этого не происходило, либо сроки возмещения существенно затягивались (до 6 мес.). Однако справедливости ради стоит отметить, что в последнее время ситуация существенно улучшилась: в результате внесения ряда изменений в налоговое и таможенное законодательство вступил в силу порядок срочного возмещения НДС за поставленную на экспорт продукцию (в течение 30 дней);
• из-за особенностей российского законодательства фактически не работает «система Корне-тата», позволяющая осуществлять временный вывоз ювелирных коллекций на зарубежные выставки для поиска покупателей, а требуемые суммы залогов на таможне очень высоки;
• обязательное клеймение экспортируемой ювелирной продукции.
В соответствии с таможенным законодательством в России взимаются 20 % пошлины на ввоз ювелирных камней, алмазов, бриллиантов и драгоценных металлов. Несмотря на то, что Россия обладает огромными запасами алмазов и развитой добывающей промышленностью, в нашей стране практически отсутствуют крупные месторождения
цветных ювелирных камней. Кроме того, отечественные гранильные предприятия не производят мелких бриллиантов, которые в основном используются в ювелирной промышленности. Все это приводит к росту стоимости готовой продукции и снижению конкурентоспособности отечественной продукции.
Однако стоит отметить, что с 1 июня 2010 г. таможенные пошлины на драгоценные камни снижены: с 20 до 10 % — на импорт необработанного жемчуга, с 20 до 15 % — на несортированные камни, с 20 до 5 % — на крошку из искусственных алмазов. Ставка на импорт других необработанных драгоценных и полудрагоценных камней снижена с 20 до 10 %, на рубины и сапфиры — с 20 до 15 %.
Существенно тормозит развитие отрасли и наличие 20 %-ных таможенных пошлин на ввозимое технологическое оборудование для ювелирных и гранильных производств. Эта оснастка не производится в РФ, а без нее невозможен инновационный процесс в отрасли. Хотя законодательно предусмотрены нулевые импортные пошлины на технологическое оборудование, не производящееся в России, на практике зачастую это весьма проблематично. Например, индукционные литьевые печи для ювелирной отрасли производятся и в России, однако их рабочие температуры позволяют работать с золотом, но не с металлами платиновой группы, и часто при импорте подобного оборудования сложно доказать отсутствие российских аналогов.
Относительно положительным моментом для предприятий отрасли стал запрет на использование крупными предприятиями толлинговых схем (вывоза золота для производства готовой продукции и полуфабрикатов за рубежом). Однако ожидаемого эффекта это не принесло, т. к. сохранилась возможность беспошлинного ввоза продукции с территории целого ряда стран СНГ. Кроме того, даже те компании, которые получали в Минфине России лицензии на толлинг, практически не выбирали выдаваемых им квот. По оценкам Российской государственной пробирной палаты, в итоге это привело лишь к значительному сокращению общего объема производства ювелирной продукции, поступающей на российский рынок.
Влияние социокультурных факторов, тенденций и характерные черты поведения потребителей
Результаты исследования этой проблематики приведены ниже (табл. 1).
Таблица 1
Основные характеристики поведения потребителей на российском ювелирном рынке
Признак Характерная черта на российском рынке Примечание
Гендерный признак Основными потребителями ювелирной продукции являются женщины По данным Клуба «Российская Ювелирная Торговля», доля продукции рассчитанной на мужчин, в совокупном объеме продаж составляет 10—30 %
Структура продаж экспорт / импорт, % В среднем по торговым сетям объемы продаж отечественной и импортной продукции соотносятся как 12 к 88
Наиболее популярные изделия (по видам металла и вставок) До кризиса абсолютным лидером по продажам являлись изделия из золота — более половины всех продаж. По различным оценкам, более половины всех продаваемых ювелирных изделий со вставками — изделия с бриллиантами
Основной рынок сбыта Преимущественным рынком сбыта является внутренний рынок. Доля экспорта крайне мала Ограничены каналы сбыта
Средняя сумма чека По изделиям без камней, по данным Гильдии ювелиров России, в 2007 г. — около 100 долл.; по изделиям со вставкой (2006 г.) — около 200 долл. Значения данных показателей значительно ниже, чем в развитых странах. Так, средний чек для изделий со вставкой в Японии — 1 766 долл.; на Тайване — 1 723 долл.; в Южной Корее — 1 336 долл.; в Таиланде — 1 190 долл.; в Италии — 862 долл.; в США — 706 долл.
Основной сегмент рынка (по объему продаж) По данным представителей розничной торговли, около 80 % от общего объема продаж приходилось на нижний и средний ценовые сегменты Причины — невысокий уровень доходов населения, в особенности в регионах
Распределение продаж по географическому признаку Основные регионы продаж ювелирной продукции в целом совпадают со структурой других потребительских товаров: Москва, Московская область, Санкт-Петербург и т. д. Кроме того, традиционно высокий спрос на ювелирную продукцию, наблюдается в регионах с преобладанием азиатского населения и на Кавказе, где ювелирные украшения являются неотъемлемой частью национальной культуры
Значение коэффициента эластичности спроса по доходу По данным Гильдии маркетологов, коэффициент эластичности спроса по доходу (для покупателей со средним уровнем дохода) на золотые ювелирные украшения оставлял 0,85—0,95
Основные факторы, влияющие на выбор потребителя По данным исследования в рамках программ выставок «Ювелирная Россия», в 2008—2009 гг. первенство поделили критерии «выгодная цена» и «дизайн» (по 15 %), затем идут «скидка или бонус» (14), «уникальность» и «качество сервиса» (по 13), «подходящий аксессуар» (11), «мода» (10)
Источники: [1, 8].
Экономические факторы
Экономическая ситуация и тенденции, присущие отрасли. Даже несмотря на экономический кризис, поразивший мировую систему хозяйствования, ювелирная промышленность России демонстрировала достаточно стабильный и высокий уровень темпов роста производства продукции (рис. 1, 2).
В 1999—2006 гг. среднегодовые темпы роста изделий из золота составляли около 20 %, в 2006 г. их выпуск вырос на 16 %, а в 2007 г. — еще на 30, и лишь под влиянием кризиса в конце 2008 г. произошло сокращение объемов производства изделий из золота на 4,1 %. Общий объем производства
изделий из серебра в 1998—2008 гг. вырос в 8,5 раза и составил 43,6 млн шт., а годовые темпы роста в 2006-2008 гг. превышали 30 %.
Стоит сказать, что объемы производства ювелирной продукции из металлов платиновой группы не только в России, но и в мире в целом значительно ниже объемов изделий, производимых из золота и серебра. Это обусловлено тем, что платиновые значительно более редки, кроме того температура их плавления гораздо выше, что требует специального плавильного и литейного оборудования, которым не располагает большинство ювелирных предприятий.
Как видно из приведенных данных, рост производства изделий из платины также оказался весьма
160
140
120
100
Ч* Ч* ^ -♦-ВВП
Совокупное производство ювелирных изделий
Источник: рассчитано автором на основе стоимости всех опро-бированных ювелирных изделий, произведенных российскими предприятиями за год (совокупная масса всех золотых серебряных, платиновых и палладиевых изделий, умноженная на курсовую среднемесячную стоимость металла в декабре 2009 г).
Рис. 1. Динамика роста ВВП и производства ювелирных изделий российскими предприятиями в 1996—2009 гг., % к значению показателя предыдущего года
1 000
I' I 4 1 I ^ ^
- -Л—1—1—л
1
0,1 0,01 0,001
—■—Производство изделий из золота —•—Производство изделий из серебра —А—Производство изделий из платины —X—Производство изделий из палладия
Источник: данные пробирного надзора.
Рис. 2. Объем производства российскими предприятиями ювелирных изделий в 1995—2009 гг., т лигатур
существенным, хотя в 2008 г. объемы их выпуска в количественном выражении лишь достигли уровня 2004 г. и составили порядка 30 000 шт. В весовом выражении в производстве этих изделий наблюдался
устойчивый рост. Так, по сравнению с 2004 г. в 2008 г. объем производства вырос примерно на 20 % и составил чуть более 200 кг. Производство же изделий из палладия с 2004 г. оставалось примерно на одном уровне, порядка 5,5 т в год. Однако если оценивать динамику производства на более продолжительном временном горизонте (сравнить текущие объемы производства с уровнем 1997 г., когда товаров этой группы практически не производилось), то можно отметить весьма значительный рост: изготовление изделий из платины возросло почти в 20 раз, а из палладия — в 10.
Однако, несмотря на впечатляющие темпы роста производства в ювелирной промышленности, экономический кризис оказал серьезное негативное влияние и на нее. Причины подобной ситуации — отсутствие поддержки предприятий отрасли со стороны государства, проблемы с ликвидностью на финансовых рынках, общее падение совокупного платежеспособного спроса, а также специфические черты функционирования отрасли.
Взаимосвязь между финансовыми кризисами, макроэкономическими циклами и уровнем продаж продукции отрасли. До 1 октября 2008 г. ювелирная промышленность развивалась динамично. Однако в условиях кризиса ситуация существенно изменилась. По предварительным оценкам Российской государственной пробирной палаты, в 2009 г. объем производства изделий из золота в количественном выражении сократился по сравнению с 2008 г. на 40 % и составил 28 млн шт. Однако, несмотря на сохранение отрицательной динамики, в целом происходит постепенная стабилизация уровня производства.
При этом стоит заметить, что динамика изготовления изделий из золота и серебра является разнонаправленной. Так, выпуск серебряных изделий в количественном выражении вырос на 16,4 % и составил 48,9 млн шт.
В сегменте платиновой группы также наблюдалось сокращение объемов производства: украшений из платины — на 60 % до 11,86 тыс. шт. В то же время выпуск изделий из палладия вырос в 3,6 раза и составил 24,4 тыс. шт.
Наряду с общими для всего мира проблемами финансового кризиса российская ювелирная отрасль имеет свои отягчающие особенности. Так, основными факторами существенного падения производства продукции являются: сокращение общего уровня платежеспособного спроса и изменение поведения потребителей, высокий уровень долговой нагрузки, накопленной предприятиями в
7х"
65
период роста рынка, резкий рост стоимости сырья, низкий уровень производительности и технологической оснащенности производства.
Платежеспособный спрос. В периоды кризисов традиционно возрастает уровень спроса на драгоценные металлы, которые рассматриваются инвесторами в качестве «тихой гавани» для сбережения средств. Несмотря на то, что ювелирные украшения не являются наиболее эффективным способом инвестирования средств в драгоценные металлы, осенью 2008 г. продавцы отмечали двукратное увеличение спроса на ювелирные изделия, обладающие минимальной художественной ценностью. Подобное поведение присуще в большей степени российским потребителям, нежели западным. Однако этот фактор уже отыгран рынком и в дальнейшем не будет существенно влиять на уровень спроса.
В настоящее время наблюдается существенное падение спроса по следующим причинам.
1. Высокий уровень эластичности спроса по доходу на ювелирные изделия, который легко объясняется их потребительскими свойствами:
- эти изделия не являются товарами первой необходимости;
- покупка дорогих и тяжеловесных ювелирных украшений из золота занимает больший удельный вес в структуре затрат потребителя;
- для дорогих изделий существуют субституты (например изделия из золота могут быть заменены на более дешевые изделия из серебра, бижутерию или более легкие изделия из золота), и потребители переходят в более низкий ценовой сегмент.
Кроме того, эластичность спроса всегда более отчетливо проявляется на длительных временных промежутках. По этой причине серьезное падение потребления произошло с некоторым временным лагом по отношению к началу ухудшения экономической ситуации в стране.
2. Падение реально располагаемых доходов населения (рис. 3, 4).
3. Рост стоимости ювелирной продукции, обусловленной специфической структурой затрат, основу которой составляет стоимость драгоценных металлов и камней.
Зарубежные экономические системы и тенденции. Проблема легального и нелегального импорта достаточно остро стояла в России и до кризиса, однако за последние месяцы дополнительное давление на российских ювелиров стали оказывать зарубежные производители (в первую очередь Индия и страны Юго-Восточной Азии), потерявшие
ВВП -■- Занятость -А-Реальная зарплата
Рис. 3. Основные параметры рынка труда в 1991—2007 гг., % к соответствующему периоду предыдущего года
Реальная начисленная зарплата Индекс промышленного производства Численность занятых
Рис. 4. Динамика основных параметров рынка труда в отрасли (2007—2009 гг.), % к соответствующему периоду предыдущего года
рынок США и других западных стран. При этом используются как легальные, так и «серые» схемы импорта ювелирной продукции через страны СНГ, и ввоз идет фактически в беспошлинном режиме. В 2008 г. импортным было каждое 17-е золотое украшение и каждое четвертое серебряное, в 2009 г. — соответственно каждое 30-е и каждое седьмое.
Еще одой серьезной проблемой для развития ювелирной промышленности является контрабанда ювелирной продукции. Доля незаконного
импорта на российском рынке оценивается экспертами примерно в 30—70 %.
Степень монополизации и уровень конкуренции в отрасли. Ювелирная промышленность характеризуется высокой степенью раздробленности. Если в СССР существовало 25 крупных ювелирных предприятий, то на конец 2009 г., по данным Российской государственной пробирной палаты, в отрасли было зарегистрировано более 1 250 предприятий и 3 500 индивидуальных предпринимателей. Крупнейшие производители ювелирной продукции по общей массе апробированных изделий приведены в табл. 2.
Сегодня, по экспертным данным, около 60 % российских ювелирных изделий производится примерно 20 компаниями.
С одной стороны, это говорит о том, что для отрасли не характерна монополизированность, что создает благоприятные условия для развития конкуренции и вынуждает предприятия к повышению эффективности своей деятельности. С другой стороны, финансовые возможности малого бизнеса существенно ограничены, что приводит к ограниченности финансовых ресурсов на разработку новых видов продуктов, процессов модернизации, развития рынка своего продукта, а также внедрения новых технологий.
Таблица 2
Крупнейшие российские производители ювелирной продукции
Таким образом, данное обстоятельство является скорее негативным моментом для развития отрасли. Справедливости ради стоит отметить важную роль малого бизнеса в удовлетворении потребительского спроса. Малые предприятия играют важную роль в разработке и производстве единичных (эксклюзивных) ювелирных изделий высокого ценового сектора, а также могут более гибко реагировать на изменения рыночного спроса за счет производства изделий в небольших объемах.
Специфические черты отрасли
1. Структура издержек производства. Основной составляющей стоимости готового ювелирного изделия в России является стоимость драгоценного металла и используемых ювелирных вставок (камней). Так, для золотых ювелирных украшений без вставок стоимость золота составляет от 45 до 80 % отпускной цены.
Для золотых ювелирных украшений с бриллиантом до 0,10 карата стоимость последнего составляет около 45 % отпускной цены изделия; с бриллиантом от 0,30 карата и выше — около 80 %.
Безусловно, доля стоимости материалов в производимой продукции зависит от целого ряда факторов: качества и размеров используемых вставок; типа и сложности выпускаемых изделий; применяемых в производстве технологий, величины маркетинговых затрат, известности и престижности торговой марки, а также от доли прибыли, закладываемой предприятием в отпускную цену изделия. Однако приведенные данные позволяют однозначно утверждать, что ювелирное производство является материалоемким, и на результаты деятельности ювелирных предприятий существенное влияние оказывает динамика стоимости сырья на мировых рынках, а также курс национальной валюты по отношению к доллару. Кроме того, существенная доля стоимости материалов в себестоимости готовой продукции обусловлена еще и тем, что основная доля продаж в России приходится на средний и нижний ценовые сегменты.
2. Структура издержек на производство продукции также предопределяет и следующую особенность отрасли: высокую степень чувствительности к изменению курса национальной валюты по отношению к доллару США. Основной причиной существования данной зависимости является то, что практически все сырье для предприятий отрасли традиционно котируется в долларах (привязка золота к долларовому фиксингу Лондонской биржи и т. д.), в то время как продается за рубли, причем с лагом от 90 до 180 дней. Следовательно,
По золоту По серебру
ООО «АДАМАС. Столичный ювелирный завод», г. Москва ОАО «Красносельский ювелирпром», пгт. Красное-на-Волге
ОАО «Красцветмет» г. Красноярск ЗАО ПЮЗ «Красная пресня», г. Приволжск
КЮЗ «Диамант» (Кострома) ЗАО «Интерсильверлайн», г. Кольчугино
ООО «Бронницкий ювелир», г. Бронницы ЗАО «Великоустюгский завод «Северная чернь», г. Великий Устюг
ООО КЮФ «Топаз», г. Кострома ООО «Сидан-М ПК», . Москва
ООО СЮК «Эстет», г. Москва ОАО «Русские самоцветы», г. Санкт-Петербург
ООО «ЮЗ Платина», пгт. Красное-на-Волге ООО «Топаз», г. Владимир
ООО «МЮЗ «Камея», пгт. Красное-на-Волге ЗАО «Мстерский ювелир», пгт. Мстера
ООО «Ювелирный завод «Адамант», Владимирская область ООО «Ювелирный завод «Адамант», Владимирская область
ОАО «Красносельский юве-лирпром», пгт. Красное-на-Волге ООО «Бронницкий ювелирный завод», г. Бронницы
в результате снижения курса рубля относительно доллара происходит падение уровня рентабельности ювелирного производства. С другой стороны, сокращение курса рубля приводит к удорожанию импортируемой продукции и создает дополнительные преимущества для российских экспортеров. Однако фактор снижения курса национальной валюты относительно доллара все же следует считать скорее негативным, нежели позитивным.
З.Предприятиям отрасли присуща ярко выраженная сезонность продаж, что обусловлено спецификой самого товара: ювелирные украшения традиционно являются подарочным товаром. Так, пики продаж, в особенности дорогих изделий, традиционно приходятся на периоды перед праздниками 8 Марта, Нового года, Рождества и в меньшей степени — Дня св. Валентина, а также перед выпускными экзаменами в школах и вузах. Существенное падение продаж происходит после указанных дат, а также после 1 сентября. По этой причине предприятия отрасли периодически испытывают острую нехватку средств на финансирование операционной деятельности.
Доступность кредитных ресурсов для предприятий отрасли и динамика процентных ставок Сокращение уровня ликвидности в экономике России предприятия ювелирной промышленности ощутили на себе особенно остро по ряду причин:
• существенное сокращение объемов кредитования коммерческими банками предприятий реального сектора экономики;
• высокий уровень долговой нагрузки предприятий отрасли ввиду отсутствия у большинства предприятий осмысленной стратегии развития и систем финансового планирования и прогнозирования. Кроме того, предприятия, привыкшие к высоким темпам роста объемов продаж, стремились всеми силами максимизировать производственные мощности;
• невысокий уровень рентабельности продукции по сравнению с другими отраслями промышленности, в частности обрабатывающих отраслей (рис. 5).
Как видно из графика, средний уровень рентабельности для предприятий ювелирной промышленности в докризисный период едва превышал значение ставки рефинансирования. Безусловно, в настоящее время ставка рефинансирования находится на значительно более низком уровне. Однако кредитная политика, проводимая банками в условиях кризиса, не позволяла большинству предприятий привлекать для финансирования
353025201510-
И
ш
ш
о
к 3 2
ю О
3 к С
«
к я
и
^
и о
к
X
S-
к
о &
S-
О
с
§
и &
к
ч
Примечание: показатель рентабельности продукции приводится по данным Стратегии развития ювелирной промышленности. 1 — средневзвешенная ставка по кредитам; 2 — рекомендуемая ставка по кредитам; 3 — ставка рефинансирования (III кв. 2009 г.).
Рис. 5. Показатели рентабельности продукции предприятий производственной сферы по данным на II—III кв. 2009 г., %
своей деятельности банковские кредиты. Так, в острой фазе кризиса коммерческие банки кредитовали отдельные ювелирные предприятия по ставке 20—25 % при наличии залога, оцениваемого в 50 % от себестоимости готовой продукции.
Уровень технологического развития предприятий отрасли
В целом можно сказать, что по уровню технологической оснащенности предприятий отрасли и производительности труда отечественные ювелирные предприятия существенно уступают не только другим обрабатывающим отраслям отечественной экономики, но и зарубежным конкурентам. В числе основных причин сложившейся ситуации можно выделить следующие.
1. Высокий удельный вес в отрасли предприятий — представителей малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей не является положительным моментом, т. к. для них характерен значительно более низкий уровень производи-
5
0
Таблица 3
Результаты оценки перспектив и конкурентоспособности российской ювелирной промышленности
Сильная сторона (Strength) Слабая сторона (Weakness)
Наличие богатых ювелирных традиций Отсутствие взвешенной государственной политики в отношении отрасли и стратегии поддержки отрасли
Мощная минерально-сырьевая база Неблагоприятная таможенная и налоговая политика
Опыт и традиции производства культово-обрядовой атрибутики для нужд внутреннего рынка и стран ближнего зарубежья Сравнительно невысокое качество финансового планирования и стратегического управления
Устойчиво-высокий внутренний спрос на ювелирную продукцию Низкая производительность труда и уровень технологической оснащенности производства
Значительно более низкий уровень дизайна продукции и линейка продукции, чем у зарубежных конкурентов
Недостаток основных производственных фондов и высокая степень износа действующих мощностей
Недостаток оборотных средств
Возможность (Opportunity) Угроза (Threat)
Изменение действующих механизмов администрирования НДС при экспорте продукции и снижение таможенных пошлин Отмена НДС при покупке драгоценных металлов только для физических лиц
Отмена обязательного клеймения или изменение его схемы Мощные глобальные конкуренты
Восстановление спроса на внутреннем и внешнем рынках Возможный рост легального и «серого» импорта
Укрепление позиций на рынках стран ближнего зарубежья (в первую очередь СНГ) Дальнейшее падение / сохранение низкого потребительского спроса как на внутреннем, так и на международном рынках
Развитие собственных сбытовых сетей Возможно вступление России в ВТО
Укрупнение предприятий Снижение маркетинговой активности
тельности труда, чем у крупных промышленных предприятий.
2. Финансовые возможности малого бизнеса априори существенно ограничены, что приводит к более низкому уровню технологического оснащения предприятий отрасли, а также к небольшой доле расходов предприятий на разработку новых видов продуктов и внедрение новых технологий.
Например, малый бизнес практически не использует высокотехнологичного и высокопроизводительного оборудования—дорогих литейных установок, различных автоматов — по ряду причин. Во-первых, ввиду его высокой стоимости. Во-вторых, по причине значительных расходов на обслуживание такого оборудования (запчасти, ремонт). В-третьих, зачастую эта техника позволяет значительно интенсифицировать какую-либо одну операцию, однако оказывается практически не загруженным при незначительных объемах производства.
3. Существующие таможенные пошлины на импорт технологического оборудования.
Результатом всех обозначенных проблем является то, что, по различным оценкам, от 45 до 80 % от общего объема рынка ювелирных изделий составляет совокупная стоимость потребленного сырья,
в то время как даже в украшениях с бриллиантами производства США, Японии или стран Западной Европы доля сырья в конечной стоимости изделия обычно составляет порядка 33—35 %. Таким образом, плата за бренд в конечной стоимости большинства импортных изделий популярных торговых марок в среднем составляет порядка 70 %, в то время как аналогичный показатель у российских ювелирных изделий обычно не превышает 20—30 %. Кроме того, по уровню дизайна производимой продукции отечественные предприятия существенно уступают западным конкурентам.
Рассмотрев особенности государственного регулирования, существующие ограничения и специфические черты российской ювелирной промышленности, попытаемся с помощью методики SWOT-анализа оценить перспективы развития отрасли и ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках (табл. 3).
По результатам анализа можно сделать вывод о том, что на данном этапе развития и в условиях существующей макроэкономической ситуации, а также без существенного изменения государственной политики ювелирную отрасль едва ли можно считать инвестиционно привлекательной.
Список литературы
1. Березин И. С. Крупнейшие потребительские рынки России: объем, динамика, перспективы: доклад российскому бизнесу. М.: Беловодье, 2010.
2. Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ).
3. Гильдия ювелиров России: [сайт]. URL: http://www.gjr.ru.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 105-ФЗ.
5. О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ.
6. О драгоценных металлах и драгоценных камнях: Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ.
7. О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента РФ от 11.02.2006 № 90.
8. Отраслевой медиа-холдинг «РЕСТЭК-JUNWEX»: [сайт]. URL: http://www.rjexpert.ru.
9. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // Российская газета. 20.03.2009, № 48.
10. Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 28.05.2003 № 6-ФЗ.
11. Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru.
12. Филатов Е. В., Шапкин Д. С. Сравнительный анализ способов инвестирования средств в драгоценные металлы // Информационно-аналитический портал Bullion. ru. URL: http://www. bullion.ru/theory/tutors/?n=66.