Научная статья на тему 'Общие и региональные особенности развития ювелирной отрасли в России'

Общие и региональные особенности развития ювелирной отрасли в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1265
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потоцкая Т. И.

Отсутствие отечественной методики сбора и обработки статистической информации о функционировании ювелирного рынка в России усугубляется реальными проблемами, стоящими перед производителями ювелирных изделий. При этом проблемы столичных ювелирных компаний значительно отличаются от проблем периферийных предприятий. Изучению теоретических вопросов и практических аспектов ювелирной отрасли и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общие и региональные особенности развития ювелирной отрасли в России»

ОБЩИЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЮВЕЛИРНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ

Т.и. ПОТОЦКАЯ, кандидат географических наук, доцент, ведущий специалист по анализу рынка отдела маркетинга ОАО «ПО «Кристалл»

Относительная информационная закрытость отечественного рынка драгоценных металлов и камней, которая носит крайне противоречивый и спорный характер, не позволяет провести его глубокий анализ. Поэтому в данном исследовании использованы статистические материалы тех государственных служб, добросовестность которых можно подвергнуть сомнению в наименьшей степени — Пробирной палаты России, Федеральной службы государственной статистики — Росстата (в интерпретации Первого независимого рейтингового агентства FIRA. Яи), Федеральной таможенной службы. Мы постарались избежать наиболее часто встречаемых в аналитических работах по отечественному ювелирному рынку ошибок, прежде всего подмены понятия «производство ювелирных изделий» понятием «продажа ювелирных изделий». Эта ошибка встречается из-за того, что большинство экспертов принимают данные Пробирной палаты РФ о количестве опробованных и заклейменных изделий за объемы производства ювелирных изделий в России. Однако это недопустимо, так как в России пробирование является обязательным для всех ювелирных изделий, выставляемых на продажу вне зависимости от страны происхождения.

Ювелиры (как производственные, так и торговые компании), стремящиеся к относительно легальному ведению бизнеса, пытаются соблюдать данное требование. В том числе и те, которые вовлечены в транснациональную деятельность, используя различные давальческие схемы (легальные или нелегальные). В связи с этим с определенной долей условности материалы Пробирной палаты можно рассматривать скорее как объемы легальных продаж ювелирных изделий, а не производства.

Вместе с тем вопрос об объективности статистики по производству остается актуальным для ювелирного рынка, так как «ювелирная промышленность» до 2005 г. не встречалась в отраслевой

статистике Росстата. Ранее она проходила по коду ОКОНХ, который фиксировал очень широкую группу компаний, занимающихся не только производством ювелирных изделий, но и добычей и обработкой драгоценных камней и металлов и т. д., что делало использование информации практически невозможным. С 2005 г. Росстат стал предоставлять отраслевые данные по коду ОКВЭД, который позволяет выбирать достаточно узкую специализацию компаний.

ОКВЭД 36.22.5 «Производство ювелирных изделий» включает:

1) производство ювелирных изделий (колец, браслетов, брошей, ожерелий и т. п.) из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и металлов платиновой группы) или из недрагоценных металлов, плакированных драгоценными металлами, как без вставок, так и со вставками из драгоценных камней (бриллиантов, изумрудов, сапфиров, рубинов, александритов, жемчуга, янтаря, из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней и других материалов);

2) производство ювелирных изделий (ожерелий, браслетов и т. п.) из драгоценных камней, жемчуга, янтаря, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней;

3) производство ювелирных изделий бытового и культового назначения (столовых приборов, посуды, туалетных принадлежностей, декоративных изделий для бюро и офисов, изделий религиозного назначения и т. п.) из драгоценных металлов; из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, жемчуга и янтаря; из недрагоценных металлов, плакированных драгоценными металлами, как без вставок, так и со вставками из драгоценных камней, жемчуга, янтаря, из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней и других материалов. Эта группировка также включает: производство ювелирных изделий по

заказам населения, но не включает производство ювелирных изделий из недрагоценных металлов с гальваническими покрытиями из драгоценных металлов.

Отсутствие ссылок на единицы измерения (стоимостное, натуральное, весовое выражения) при анализе относительных показателей, таких как доля рынка, темпы изменения и т. д., вводит в заблуждение многих игроков на рынке. Однако с вступлением России в ВТО и переходом к свободному рынку такой подход к рыночному анализу станет недопустимым.

Еще одна особенность, на которую необходимо обратить внимание — это неполный перечень ювелирных компаний, информацию о деятельности которых предоставляет Росстат, что связано с недостаточно проработанной методикой его работы с малыми предприятиями. В базу данных попадают только средние и крупные компании. Но для ювелирной отрасли в целом характерно производство товара, подверженного веянию моды, поэтому им приходится быть гибкими, а значит небольшими. Однако учесть этот нюанс, используя официальную статистику, практически невозможно. Поэтому любой анализ ювелирного рынка России, проведенный на основе официальной статистической информации, к сожалению, не дает полной картины рынка, выделяя лишь его основу. Однако с этим обстоятельством приходится считаться, дополняя исследование экспертными оценками.

Производство ювелирных изделий. Основой развития ювелирной отрасли в России является ее уникальная сырьевая база. Так, в 2005 г. в России было добыто 167 т. золота (6,8 % от мировой добычи), 1173 т серебра (6,5 %), 27,7 т платины (13,4 %), 143,7 т палладия (55 %) и алмазов на 2,26 млрд долл. (17,8 %). Может быть и поэтому в отличие от мирового рынка ювелирных изделий, который на современном этапе

развития испытывает большие трудности (быстрый рост цен на всю гамму драгоценных металлов и стагнация ряда ведущих потребительских рынков в Европе и Японии, привели к снижению спроса на ювелирные изделия), ювелирный рынок России интенсивно развивается. Так, с 1998 по 2005 г. объем выпуска продукции в стоимостном выражении увеличился более чем в шесть раз (табл. 1).

Объем производства ювелирных изделий в России достиг в 2005 г. 432 млн долл. Если брать за основу оценки емкости российского ювелирного рынка экспертную оценку (генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» В. Б. Ра-дашевич: 2 — 3,5 млрд долл.) [6, 22], то становится очевидным, что производственная часть формирует всего 12 — 22 % рынка.

Учитывая незначительную долю экспорта Россией ювелирных изделий, можно предположить, что оставшиеся 78 % ювелирного рынка России — это розничная торговля, в которую попадают как отечественные ювелирные изделия, так и иностранные. К схожим выводам мы придем, если измерим емкость рынка не в стоимостном, а в натуральном выражении (за объем продаж принимаем данные Пробирной палаты России о количестве изделий опробованных и заклейменных в 2005 г. — 55,4 млн штук, а за объемы производства — суммарные данные Росстата (табл. 2) об объемах производства разных видов ювелирных изделий — 9,7 млн штук).

При этом доля производственной части рынка окажется равной 18 %. Соответственно, на долю розничной торговли отечественными и иностранными товарами будет приходиться оставшиеся 82 % ювелирного рынка России. Официальная же доля иностранных ювелирных изделий на российском рынке — 12 %. Такое соотношение отечественной и зарубежной продукции на ювелирном рынке страны довольно стабильно и сохраняется

Таблица 1

Динамика развития основных показателей ювелирного производства в России

Производство Выручка Экспорт Импорт

Год млн долл. % к преды- млн долл. % к преды- млн долл. % к преды- млн долл. % к преды-

дущему году дущему году дущему году дущему году

1998 68,3

1999 85,6 25 80,3 9,7 10,0

2000 105,5 23 114,3 42 1,9 -80 3,7 -64

2001 118,3 12 99,4 -13 1,6 -17 6,2 70

2002 138,5 17 145,3 46 5,2 220 15,9 154

2003 212,0 52 143,2 -1,5 9,3 79 24,9 54

2004 288,7 36 233,9 63 13,7 47 34,9 43

2005 432,0 49 458,9 96

Примечание: Составлено и рассчитано по [13].

Таблица 2

Динамика развития легального ювелирного рынка России (натуральное выражение)

Производство (http://www. fira. ru) Продажи (http://www. assay. ru) Импорт (http://www. assay. ru)

Доля производс- Доля Соотношение

Год Всего Темпы Всего Темпы твенной части рынка Всего Темпы импорта в продажах импорта и производства

млн. шт. % млн. шт. % % млн. шт. % % %

1998 3,1 14,4 21,6 2,9 20,5 94,8

1999 2,7 -13 12,9 -10 20,9 1,1 -84 8,2 39,1

2000 4 48 17,3 33,8 23,1 1,0 -6 5,7 24,8

2001 4,1 3 22,5 29,7 18,3 0,9 -7 4,1 22,6

2002 4,8 17 29,8 32,8 16,1 1,8 90 5,9 36,8

2003 7,7 60 38,6 29,4 19,9 3,0 72,7 7,9 39,6

2004 9,7 26 49,4 28 19,6 4,7 53,2 9,4 48,1

2005 9,7 0 55,4 12,1 17,5 6,1 30,6 11 62,9

Примечание: рассчитано по [13,14].

на протяжении длительного времени. Однако в отраслевых изданиях чаще всего встречаются другие цифры: около 40 — 50 % ювелирных изделий на российском ювелирном рынке иностранного производства [1].

Указывая на несоответствие официальной статистики реальному положению дел на ювелирном рынке страны (обычно такие рынки принято называть информационно асимметричными), эксперты отмечают наличие теневого рынка. Он базируется на так называемых давальческих схемах (вывоз ювелирного сырья на переработку вне таможенной зоны России с последующими возвращением произведенной продукции). С одной стороны, данная схема уменьшает себестоимость ювелирных изделий и позволяет предприятиям, которые к ним прибегают, оставаться конкурентоспособными. Однако с другой стороны, этот процесс может привести к разорению всех остальных ювелирных компаний или к тотальной миграции ювелирного производства в соседние страны. Официальная статистика не позволяет объективно оценить масштабы переработки ювелирного сырья по давальческим схемам, предоставляя информацию сомнительной аналитической ценности. Так, например, соотношение стоимости сырья, переданного отечественными ювелирными компаниями на переработку по давальческим схемам (4,6 млн долл.) и стоимости переработанного ювелирного сырья отечественными компаниями (127 млн долл.), наталкивает на вывод о том, что в России ежегодно перерабатывается ювелирное сырье иностранного происхождения на сумму около 123 млн долл. (30 % объема производств ювелирных изделий в России). Это значит, что есть страны, в которых условия функционирования ювелирной

отрасли хуже, чем в России, и поэтому они заинтересованы в переработке сырья на ее территории. Теоретически предположить наличие таких стран не трудно, однако назвать их в реальности достаточно сложно (возможно, речь идет об аффинаже драгоценных металлов).

Экспертная оценка масштаба давальческих схем в 2005 г. (П. Сидоренко — «Адамас») фиксирует показатель в 25 т — это 30 % золотых ювелирных изделий, официально предлагаемых на отечественном ювелирном рынке [11]. К ним прибегают все лидеры внутреннего ювелирного рынка, хотя акцентировать внимание на этом не любят. Так, некоторые эксперты отмечают, что доля ювелирных изделий, произведенных на давальческой основе такими крупными ювелирными компаниями, как «Адамас» и «Яшма», составляет в общем объеме производства около 50 %.

Основная часть ювелирных изделий производится в России из золота (2005 г. — 89 % в стоимостном выражении), в то время как на товары, изготовленные из других драгоценных металлов и их сплавов, приходится всего 11 %. Товарная структура ювелирной продукции формируется несколькими группами. Статистика по ним традиционно ведется в натуральном выражении (табл. 3):

• изделия без камня (серьги, подвески, кольца) — 45 %;

• цепи - 24 %;

• приборы столовые и другие изделия из серебра— 15 %;

• изделия с корундом и полудрагоценными кам -нями — 9 %;

• кольца обручальные — 4 %;

• изделия с бриллиантами — 3 %.

Таблица 3

Динамика товарной структуры производства ювелирных изделий в России (в натуральном выражении)

Год ЮИ с бриллиантами ЮИ - кольца обручальные ЮИ - цепи из золота и серебра ЮИ без камня (серьги, подвесы, кольца и др.) ЮИ со вставками корунда и полудрагоценными камнями ЮИ - приборы столовые и другие изделия из серебра Всего

тыс. шт. % тыс. шт. % тыс. шт. % тыс. шт. % тыс. шт. % тыс. шт. % тыс. шт. %

1995 144 3,6 33 0,8 345 8,8 2 523 64,0 181 4,6 719 18,2 3 945 100

1996 165 3,3 329 6,6 648 13,0 2 753 55,3 435 8,7 649 13,0 4 979 100

1997 147 4,8 350 312 10,2 1 693 55,2 483 15,7 84 2,7 3 069 100

1998 148 4,7 193 6,2 785 25,0 1 505 47,9 414 13,2 97 3,1 3 142 100

1999 168 6,1 197 7,2 468 17,0 1 423 51,6 454 16,5 49 1,8 2 759 100

2000 148 3,6 235 5,8 631 15,5 2 033 50,0 952 23,4 70 1,7 4 069 100

2001 196 4,7 207 5,0 766 18,5 2 226 53,8 669 16,2 74 1,8 4 138 100

2002 235 4,8 416 8,5 1 277 26,1 2 162 44,1 736 15,0 75 1,5 4 901 100

2003 264 3,4 445 5,7 1 685 21,8 4 255 55,0 762 9,9 325 4,2 7 736 100

2004 289 3,0 427 4,4 2 409 24,8 4 356 44,8 909 9,4 1 334 13,7 9 724 100

2005 289 3,0 364 3,7 2 322 23,9 4 416 45,4 910 9,4 1 418 14,6 9 721 100

Примечание: рассчитано по [13].

Очевидно, что из перечисленных групп только две определяют объемы производства — ювелирные изделия без камня и ювелирные цепи. На них в совокупности приходится около 70 % продукции. Вместе с тем такие категории товара, как ювелирные изделия с бриллиантами и обручальные кольца вносят самый маленький вклад в объем производства — совокупно на них приходится всего немногим более 7 %.

Если говорить о темпах производства каждой товарной группы, то стоит отметить, что относительная стабильность свойственна только сегменту ювелирных цепей (в среднем за последние пять лет +30 % ежегодно). В определенной мере это же можно сказать и о сегменте ювелирных изделий с бриллиантами (среднегодовые темпы роста около 10 %). Для всех остальных товарных групп различия по годам в темпах изменения объема производства столь велики, что говорить о наличии определенных закономерностей не корректно.

Субъекты ювелирной отрасли. Согласно журналу «Ювелирный» [12], в 2005 г. на территории России действовало около 400 ювелирных компаний. Все они довольно активно участвуют в ювелирном выставочном движении страны. Из них к категории средних и крупных (с численностью занятых более 100 человек) относится 125 компаний (FIRA. Яи). Именно они и формируют более 90 % производственной части отечественного ювелирного рынка. Часто аналитики рассматривают информацию Пробирной палаты России о количестве предприятий, подавших изделия для клеймения (2005 г.: 928 организаций и 2270 индивидуальных предпринимателей) в качестве информации о производителях

ювелирных изделий. Однако необходимо помнить, что эта информация включает не только ювелирные компании, но и самые мелкие ювелирные мастерские, работающие по заказам населения, которые хотя и являются повсеместными, но все же мало влияют на состояние изучаемого рынка.

В отрасли занято немногим более 10 тыс. человек. При этом большая часть работает на предприятиях Костромской области (16 %), Москвы и Московской области (16 %), Красноярского края (16 %), Санкт-Петербурга (15 %), Ивановской области (10 %) и т. д. В целом же производственная деятельность ювелирных компаний сосредоточена на территории 51 субъекта РФ. И хотя, как отмечает А. Горыня [3,4,5], исторически на территории России сложились четыре центра производства ювелирных изделий (Москва и Московская область — 33 % производства, Костромская область — 15 %, Санкт-Петербург — 11 %, Урал — 5 %), сегодня к этому списку вполне можно добавить Красноярский край и Республику Якутия.

На перечисленные регионы приходится более 80 % объема производства ювелирных изделий в России (в стоимостном выражении) и более 50 % всех ювелирных компаний страны. В последние годы набирают силу ювелирные предприятия, расположенные в Ивановской, Вологодской, Владимирской, Ростовской, Орловской, Калининградской, Архангельской областях, способные уже сейчас влиять на тенденции развития внутреннего ювелирного рынка. Остальная территория пока очень слабо охвачена деятельностью отечественной ювелирной промышленности.

Лидирующее положение исторических центров ювелирной промышленности объясняется

не только их географическим положением, но и размещением на этих территориях еще со времен СССР государственных ювелирных предприятий. В перечисленных регионах есть учебные центры подготовки кадров для ювелирной отрасли и устоявшиеся национальные традиции ювелирного мастерства. Важно и то, что в этих городах или вблизи них расположены государственные инспекции пробирного надзора, осуществляющие контроль за драгоценными металлами в изделиях с последующим их клеймением.

В отечественной отраслевой прессе очень часто встречается классификация ювелирных компаний России, рассчитанная на основе лигатурной массы выпускаемых ювелирных изделий [3,4]. Однако она обнаруживает ряд недостатков, на рассмотрении которых в данном исследовании мы останавливаться не будем. Более того, в целом для проведения классификации необходим полный перечень ювелирных компаний хотя бы по одному из существующих критериев их деятельности, что в современных условиях практически невозможно. Поэтому попробуем составить рейтинги ювелирных компаний по наиболее важным показателям, с точки зрения оценки рынка — объему производства (стоимостное выражение) и объему выручки. Рейтинг компаний по объему производства золотых ювелирных изделий — 2005 г. (стоимостное выражение):

1. Красноярский завод цветных металлов имени В. Н. Гулидова, ОАО (22 %).

2. Красносельский ювелирпром, ОАО (14 %).

3. Московский экспериментальный ювелирный завод «Ювелирпром», ОАО (11 %).

4. Московский ювелирный завод, ОАО (9 %).

5. Русские самоцветы, ОАО (8 %).

6. Ювелирное производство «ЭДЕМ», ООО (6 %).

7. МЮЗ ЭЛИТ, ООО (5 %).

8. Костромской ювелирный завод, ОАО (5 %).

9. КАСТ, ЗАО (5 %).

10. Ювелиры Урала, ОАО (5 %).

11. Акционерная производственно-ювелирная компания «Золото Якутии», ОАО (3 %).

12. Бронницкий ювелир, ОАО (2 %).

13. Саха ювелир, ООО (2 %).

Соглашаясь в целом с проведенным ранжированием ювелирных компаний по объему производства, мы вынуждены отметить отсутствие в рейтинге таких общепризнанных лидеров ювелирного рынка, как Столичный завод «Адамас», Ювелирная компания «Эстет», «Аквамарин» и «Яшма», что

может объясняться несколькими причинами. Во-первых, предоставление статистической отчетности по производству в государственные фискальные службы не является обязательным. Ее, как правило, сдают компании, имеющие длительную историю существования, связанную с «доперестроечным» периодом. Перечисленные компании достаточно молоды, они возникли в 1990-х годах XX века, отсюда и более современная форма отчетности. Во-вторых, часть названных предприятий является холдингами («Адамас», «Яшма»), в состав которых входят предприятия, имеющие разную специализацию по ОКВЭД. Так, например, «Адамас» проходит по нескольким отраслям — и как производитель ювелирных изделий, и как производитель бриллиантов, и как розничная торговая компания.

В состав «Яшмы» входят 7 ювелирных заводов и развитая сеть ювелирных магазинов. Консолидированная отчетность по холдингам в 2005 г. еще не предоставлялась. В-третьих, ряд компаний сдает свою отчетность не под названием своей торговой марки. Информация о ювелирной компании «Эстет» отсутствует в статистической базе всех государственных служб, которые мы использовали для проведения данного исследования. По всей видимости, речь не идет о нарушении этой компанией финансовой дисциплины, скорее всего она зарегистрирована под другим названием и возможно не по ювелирному ОКВЭД.

Более объективным, на наш взгляд, является рейтинг ювелирных компаний, составленный по выручке. Однако и он требует определенных пояснений. Во-первых, возглавляет рейтинг Инвестиционная группа «АЛРОСА» — компания, которая управляет проектом разработки Ломоносовского месторождения алмазов, что ставит под сомнение корректность ее присутствия в рейтинге вообще. Во-вторых, отсутствует такой крупный производитель, как «Красцветмет», что вполне оправданно, так как компания специализируется отнюдь не на ювелирной продукции, а на цветных металлах. Доля ювелирных изделий в выручке составляет всего 20 % (это приблизительно 33 млн долл., т. е. четвертое место в данном рейтинге). В-третьих, отсутствует «Эстет» по той же самой причине, что и в предыдущем рейтинге. В-четвертых, вполне можно было бы добавить информацию об «Аквамарине» из других источников (Национальное кредитное бюро): выручка в 2005 г. составила 4,5 млн долл., т. е. в данный рейтинг компания не попадает. В-пятых, может вызвать определенное недоумение отсутствие в составленных рейтингах «Алмаз

холдинга». Однако это не так. Производственные предприятия, входящие в холдинг, представлены в рейтингах (Красносельский «Ювелирпром» — 9 место по выручке и 2 место по производству; «Костромской ювелирный завод» — 11 место по выручке и 8 место по производству; КЮФ «Топаз» — 15 место по выручке). Если просчитать совокупную долю этих предприятий в выручке, то «Алмаз холдинг» со своими 9 % займет 3 место наряду с «Адамасом». Соответственно совокупная доля холдинга в производстве составит 19 % — 2 место в рейтинге. Рейтинг ювелирных компаний по объему выручки — 2005 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Инвестиционная группа «АЛРОСА», ОАО (15 %).

2. Ювелирный дом «ЯШМА», ООО (13 %).

3. Столичный ювелирный завод «Адамас», ООО (9 %).

4. Русские самоцветы, ОАО (7 %).

5. Московский ювелирный завод, ОАО (5 %).

6. МЭЮЗ «Ювелирпром», ОАО (5 %).

7. Ювелирное производство «ЭДЕМ», ООО (4 %).

8. МЮЗ ЭЛИТ, ООО (4 %).

9. Красносельский ювелирпром, ОАО (4 %).

10. «ИНТЕРДИАМ», ООО (3 %).

11. Костромской ювелирный завод, ОАО (3 %).

12. КАСТ, ЗАО (3 %).

13. Ювелиры Урала, ОАО (3 %).

В заключение хочется отметить, что «Росбизнесконсалтинг», составляя ежегодные рейтинги 500 крупнейших компаний России и исходя из показателя выручки компаний, выделил в ювелирной отрасли три компании, высчитав по ним, по всей видимости, консолидированный показатель. Этими компаниями оказались «Адамас» (284 место — 230 млн долл.), «Алмаз-холдинг» (369 место — 155 млн долл.), «Яшма» (429 место — 115 млн долл.) [15].

Региональные особенности ювелирного производства. Если говорить о региональных особенностях производства разных товарных групп ювелирной продукции, то стоит отметить, что самым распространенным видом является так называемая «бескаменка» (изделия без ювелирных вставок) (табл. 6). Данный вид товара производится на территории 15 субъектов РФ. Более того, на него приходится и наибольший объем производства (45,4 % в натуральном выражении) и максимальное число действующих крупных и средних компаний (25).

Второе место по степени распространенности делят между собой два производства. Во-первых, это ювелирные цепи, которые производятся в 12 субъектах РФ на 16 действующих крупных и средних предприятиях, формирующих около 24 % объема всей отечественной ювелирной продукции. Во-вторых, это обручальные кольца, производство

Таблица 6

Деятельность субъектов РФ по производству разных товарных групп ювелирных изделий в 2005 г.

(натуральное выражение)

ЮИ Серебряные ЮИ ЮИ Ювелирные Обручальные

Субъекты Федерации с бриллиантами ЮИ со вставками без вставок цепи кольца

тыс. шт. кол-во компаний тыс. шт. кол-во компаний тыс. шт. кол-во компаний тыс. шт. кол-во компаний тыс. шт. кол-во компаний тыс. шт. кол-во компаний

Москва 99 5 2 1 17 5 461 5 631 3 36 3

и Московская обл.

Санкт-Петербург 74 3 97 1 64 2 154 2 35 1 86 2

Республика Якутия 50 3 53 3 67 5 6 2 0,6 1

Костромская обл. 29 2 1030 1 365 2 992 2 286 2 178 1

Красноярский край 28 1 6,5 1 56 1 1260 1 16 1

Свердловская обл. 14 1 86 1 71 1 44 1 18 1

Ростовская обл. 0,17 1 2 1 71 1 190 1 5 1 5 1

Ярославская обл. 0,11 1 157 1 172 1

Ивановская обл. 2132 1 54 1 24 1

Вологодская обл. 214 1 87 1

Орловская обл. 88 1 30 1

Владимирская обл. 75 1 0,24 1 0,5 1 0,04 1

Нижегородская обл. 0,7 1 0,06 1 0,18 1

Саратовская обл. 0,3 1 0,09 1 0,03 1

Республика Чувашия 0,3 1 1,4 1 0,2 1 0,17 1

Всего 294 17 1 420 6 908 18 4 415 25 2 322 16 364 15

Примечание: рассчитано по [13].

которых сосредоточено также на территории 12 субъектов РФ и осуществляется на мощностях 15 крупных и средних компаний компании, формирующих 4 % объема производства.

На третьем месте находится производство ювелирных изделий со вставками корунда и других полудрагоценных камней (10 субъектов РФ, 18 крупных и средних компаний, 10 % объема производства).

Четвертое место занимают ювелирные изделия с бриллиантами (8 субъектов РФ, 17 крупных и средних компаний, 3 % объема производства). Наиболее редко встречающимся является производство серебряных изделий (6 субъектов РФ, 6 крупных и средних компаний, 14 % объема ювелирной продукции).

Торговля ювелирными изделиями. Ежегодно на ювелирном рынке России легально реализуется более 55 млн штук ювелирных изделий общим весом более 235 тонн (Пробирная палата РФ) на сумму более 2 — 3,5 млрд долл. (В. Радашевич) [2]. При этом динамика объемов опробованных и заклейменных ювелирных изделий (которые мы условно рассматриваем как их объем продаж) стабильно позитивная. Так, за изучаемый период времени (8 лет) объем продаж вырос как в натуральном, так и в весовом выражении практически в 4 раза. Более того, такая согласованность в изменении разных количественных показателей наблюдается и в темпах этих изменений — среднегодовые темпы роста за прошедшие 6 лет составляют 27 — 29 % (табл. 7).

При этом в 2005 г. доминирующей группой в натуральном выражении были золотые изделия (58 %), а в весовом выражении — серебряные изделия (64 %). Вторую позицию в зависимости от единиц измерения занимают серебряные изделия

(42 % в натуральном выражении) и золотые изделия (36 % в весовом выражении). Такая товарная структура продаж ювелирных изделий в стране является традиционной. Вместе с тем со временем происходит уменьшение доли золотых и увеличение доли серебряных изделий (во всех единицах измерения). Относительно новые категории товара — это платиновые и палладиевые ювелирные изделия. И хотя на них приходится менее 1 % объема продаж, максимальные темпы роста продаж характерны именно для них.

Изучение динамики изменения объемов продаж ювелирных изделий разных товарных групп на протяжении посткризисного периода (с 1999 г.) позволяет сделать вывод о наличии нескольких тенденций. Во-первых, это стабильно высокие темпы роста объемов продаж, свойственные ювелирным изделиям, изготовленным из палладия (среднегодовые темпы роста составляют от 50 до 200 % в натуральном выражении и от 13 до 500 % в весовом выражении). Во-вторых, это стабильно средние темпы роста продаж, характерные для ювелирных изделий, изготовленных из серебра (30 %) и золота (20 %). В-третьих, это неустойчивый спрос на платиновые изделия (постоянное изменение динамики с «—» на «+»). Таким образом, самый стабильный товарный сегмент ювелирного рынка России — это золотые и серебряные изделия, что отражает особенности культуры потребления населения страны.

Наиболее быстрорастущий товарный сегмент — это изделия из палладия (в силу появления моды на белый металл, относительно невысокой цены и слабой насыщенности им ювелирного рынка России).

Самый проблемный сегмент — платиновые ювелирные изделия, что связано с одной стороны, с ростом спроса на данную категорию товара из-за

Таблица 7

Динамика предложения ювелирных изделий на российском рынке

Год Натуральное выражение Весовое выражение

Золотые ЮИ Серебряные ЮИ Платиновые ЮИ Палладиевые ЮИ Всего Золотые ЮИ Серебряные ЮИ Платиновые ЮИ Палладиевые ЮИ Всего

млн шт. млн шт. млн шт. млн шт. млн шт. тонн тонн тонн тонн тонн

1998 9,3 5,1 0,004 0,00002 14,4 25,0 29,8 0,02 0,000 54,9

1999 7,2 5,7 0,011 0,0002 12,9 19,2 31,5 0,05 0,001 50,7

2000 9,7 7,6 0,023 0,0001 17,3 24,6 35,4 0,10 0,000 60,1

2001 13,2 9,3 0,016 0,0003 22,5 33,7 47,9 0,08 0,001 81,6

2002 17,6 12,2 0,019 0,0009 29,8 42,7 60,4 0,11 0,006 103,2

2003 22,1 16,5 0,029 0,004 38,6 55,7 87,6 0,16 0,023 143,5

2004 26,7 22,7 0,013 0,006 49,4 66,8 113,5 0,07 0,026 180,4

2005 32,3 23,1 0,023 0,006 55,4 84,3 150,75 0,134 0,029 235,2

Примечание: составлено и рассчитано по [6, 14].

тенденций ювелирной моды, а с другой стороны, с быстрым и непрекращающимся ростом цен на этот металл на мировом рынке, что ограничивает спрос.

Оптовой продажей ювелирных изделий занимаются 5 334 предприятия и индивидуальных предпринимателей, розничной торговлей 7 100 организаций и индивидуальных предпринимателей [6]. Большая их часть обслуживает Центральный (45 %), Южный (20 %), Приволжский (12,6 %) и Уральский (9,5 %) федеральные округа. Вместе с тем торговая активность в оставшихся регионах невысока. На Сибирский федеральный округ приходится всего 5,3 % торговых компаний страны, в Северо-Западном функционирует 4,4 %, а в Дальневосточном всего около 3 % предприятий. Основная масса продаж ювелирных изделий в стоимостном выражении реализуется на территории субъектов РФ, входящих в Центральный Федеральный округ (44 %); приблизительно одинаковое количество ювелирных изделий (по 11 %) продается в Сибирском, Поволжском, Северо-Западном, Южном Федеральных округах; самый низкий объем продаж (8-5 %) характерен для Уральского и Дальневосточного Федеральных округов, соответственно [10].

Место ювелирных изделий во внешнеторговых операциях России. Доля импорта ювелирных изделий в объеме производства составляет около 12 %, а доля экспорта не превышает 5 %. Вместе с тем степень вовлеченности России в международный ювелирный бизнес постоянно растет — за последние пять лет внешнеторговый оборот страны ювелирными изделиями вырос более чем в 7,5 раз. Поэтому имеет смысл определиться в основных параметрах развития ее внешней торговли (табл. 8).

Выход отечественных ювелирных компаний на мировой рынок всегда ограничивался значительным государственным регулированием отрасли (Федеральные законы «О валютном регулировании и валютном контроле», «О драгоценных металлах

и драгоценных камнях», Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов», налоговое и таможенное законодательства, деятельность Пробирной палаты, система кредитования отрасли и т. д.). Поэтому она ориентировалась на внутреннего потребителя. Отсюда и традиционно невысокие показатели экспорта и импорта ювелирной продукции в «доперестроечный» период развития государства.

Однако быстрое вхождение России в мировую экономику, а особенно стремление стать полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО) заставило с одной стороны, многие предприятия обратить внимание на уровень конкурентоспособности своего товара на мировом рынке, а с другой, показало потребителю открывающиеся возможности. В совокупности оба обстоятельства привели к абсолютному и относительному росту внешнеторговых операций, в том числе и ювелирными изделиями. Так, за последние десять лет объем их экспорта вырос в 1,5 раза, в то время как импорт увеличился более чем в 3 раза. По всей видимости, ювелирные изделия иностранного производства оказались более привлекательными для отечественного потребителя, нежели российские ювелирные изделия для зарубежного потребителя.

Кроме того, за прошедший период изменилась и структура внешнеэкономических связей. Если в 1990-х годах XX века доли импорта и экспорта были приблизительно равны, то в 2004 г. разрыв между ними стал значительным — на импорт ювелирных изделий уже приходилось более 70 % внешнеторговых операций, в то время как доля экспорта снизилась до 30 %. Более того, при этом не учитывается нелегальный импорт, который, по мнению некоторых экспертов (В. Тесленко), превышает легальный более чем в 10 раз и составляет около 300 млн долл. [9]. Эта величина приблизительно

Таблица 8

Динамика легальных внешнеторговых операций России с ювелирными изделиями

Год Производство Доля импорта Доля экспорта Внешнеторговый оборот Доля Доля экспорта

ЮИ в пр-ве ЮИ в пр-ве ЮИ (ВТО) импорта в ВТО в ВТО

млн долл. % % млн долл. % %

1999 85,6 11,7 11,3 19,7 50,8 49,2

2000 105,5 3,5 1,8 5,6 66,1 33,9

2001 118,3 5,2 1,4 7,8 79,5 20,5

2002 138,5 11,5 3,8 21,1 75,4 24,6

2003 212 11,7 4,4 34,2 72,8 27,2

2004 288,7 12,1 4,7 48,6 71,8 28,2

Примечание: рассчитано по [13].

равна годовому объему производства ювелирных изделий в России.

Основными поставщиками товара на отечественный рынок являются традиционные мировые лидеры в производстве как дорогих ювелирных изделий, такие как Швейцария (33 % импорта в стоимостном выражении), Италия (24 %), Франция (6 %), Великобритания (5 %), так и относительно дешевой продукции — Турция (6 % импорта), Индия (4 %), Таиланд (4 %), Украина (4 %), Китай (3 %).

Региональная структура импорта ювелирных изделий России в натуральном выражении будет несколько отличаться. Так, лидирующей группой по этому показателю выступают уже страны, производящие дешевый товар — Таиланд (12 % импорта), Турция (11 %), Гонконг (6 %), Индия (5 %), Польша (5 %), Китай (4 %) [2]. Многие аналитики отмечают, что производители именно этой категории во многом определяют и географию нелегального импорта в страну. Львиная доля ввезенного товара потребляется жителями Москвы и Московской области (64 % импорта). Из других субъектов РФ наиболее активными импортерами выступают Ярославская область (14 %) и Санкт-Петербург (11 %).

Производимая в России ювелирная продукция направляется на рынки тех стран, где она способна выдержать конкуренцию. Поэтому среди стран-импортеров лидируют прежде всего страны СНГ. На них приходится 59 % экспорта (Казахстан — 27 %, Украина — 21 %, Молдова — 8 %, Беларусь — 3 %). Среди экономически развитых стран потребителями российских ювелирных изделий являются ФРГ (12 % экспорта), Канада (8 %) и Израиль (5 %). Необходимо отметить, что наиболее активные поставщики данной продукции на мировой рынок — это ее ведущие производители, т. е. ювелирные компании Москвы и Московской области (46 % экспорта), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (39 %), Костромской области (10 %), Красноярского края (4 %) и т. д.

Таким образом, проанализировав общие и региональные особенности развития ювелирного рынка в России, можно сделать следующие выводы.

Отечественный ювелирный рынок является информационно асимметричным, т. к. данные официальной статистики не во всем соответствуют реальному положению дел. Производственная часть ювелирного рынка России относится к категории олигополистических, так как его функционирование определяется деятельностью нескольких компаний, значимость которых приблизительно одинакова (нет ни одной компании, доля отечественного

рынка которой превышала бы 15 % в стоимостном выражении). При этом наиболее существенный вклад в развитие ювелирного рынка страны вносят предприятия, расположенные в пяти субъектах РФ — Москве, Московской области, Костромской области, Красноярском крае и Санкт-Петербурге.

Все товарные сегменты производственной части ювелирного рынка России можно условно разделить на две группы. Во-первых, это монополистические рынки, т. е. те, развитие которых определяется одним игроком (доля рынка которых превышает 25 %). К таковым можно отнести: производство серебряных изделий (73 % объема производства дает одна компания — Красносельский «Ювелирпром»); производство ювелирных цепей (54 % — «Красцветмет»); производство обручальных колец (50 % — Красносельский «Ювелирпром»); производство ювелирных изделий без вставок (48 % — Приволжский ювелирный завод «Красная Пресня»). Во-вторых, это олигополистические рынки, т. е. те, развитие которых в равной мере определяется деятельностью нескольких игроков. В рассматриваемом нами аспекте — это: производство ювелирных изделий со вставками корунда и другими полудрагоценными камнями (29 % общего объема производства — Красносельский «Ювелирпром», 17 % — Центр «Русские ремесла», 11 % — Костромской ювелирный завод); производство ювелирных изделий с бриллиантами (21 % — МЭЮЗ, 16 % — «Каст», 13 % — «Саха ювелир», 11 % — МЮЗ, 10 % — «Красцветмет» и т. д.). Справедливости ради стоит отметить, что количественная общепринятая грань между монополистическим и олигополистическим рынками в 25 % обычно исчисляется в стоимостном выражении, в то время как в данном случае мы использовали натуральное выражение (РОССТАТ не предоставляет статистических данных по товарным группам ювелирного рынка в стоимостном выражении). При этом принадлежность к определенному типу рынка не связана с региональной принадлежностью, а зависит прежде всего от состояния спроса на товар.

Регионы, активно участвующие в производстве определенных товарных групп, имеют ярко выраженную специализацию. Так, предприятия Костромской области лидируют в производстве серебряных изделий, обручальных колец и изделий со вставками корунда и полудрагоценными камнями. Предприятия Москвы и Московской области доминируют в производстве ювелирных изделий с бриллиантами. Компании Ивановской области — лидеры в производстве ювелирных изделий без

вставок. Предприятия Красноярского края — лидеры в производстве ювелирных цепей, а компании Санкт-Петербурга существенно влияют на производство ювелирных изделий с бриллиантами и обручальных колец.

Очевидно, что специализация субъектов РФ на производстве того или иного товара впрямую определяется специализацией конкретных ювелирных компаний. Так, Красносельский «Ювелирпром», занимая 2-е место в рейтинге ювелирных предприятий России (в стоимостном выражении), является бесспорным лидером в производстве серебряных изделий, обручальных колец и изделий со вставками корунда и другими полудрагоценными камнями. Московский экспериментальный ювелирный завод «Ювелирпром», занимая 3-е место в рейтинге, лидирует в производстве ювелирных изделий с бриллиантами. Приволжский ювелирный завод «Красная Пресня», располагаясь на 18-м месте в рейтинге, доминирует в производстве ювелирных изделий без вставок. А явный лидер отечественной ювелирной промышленности Красноярский завод цветных металлов имени В. Н. Гулидова (1-е место в рейтинге) лидирует в производстве ювелирных цепей.

Вместе с тем в России наблюдается явная диспропорция между объемами производства (в любом выражении) регионов и количеством предприятий, расположенных в этих регионах и занимающихся производством ювелирной продукции. Так, например, Республика Якутия, обладая прекрасной ювелирной сырьевой базой, стремится активно участвовать в развитии ювелирной промышленности. Именно этот субъект РФ лидирует по количеству ювелирных компаний (24). Однако из них стабильно функционирует всего 5. Более того, Якутия не лидирует ни в одном из изученных товарных сегментов ювелирной отрасли, даже в тех, для развития которых она имеет отличные предпосылки (например, ювелирные изделия с бриллиантами). По всей видимости, это определяется отсутствием в регионе традиций производства и сбыта продукции ювелирной отрасли. Аналогичная ситуация характерна и для Хабаровского края, как впрочем

и для ряда других субъектов РФ — Владимирской,

Новосибирской областей и т. д.

Выход отечественных ювелирных компаний

на мировой рынок ограничивается значительным

государственным регулированием отрасли.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Алхазов С. Современный российский ювелирный рынок //Ювелир Информ. 2004, № 2.

2. Впереди не только праздники, но и новые цены! // Ювелирная Россия. 2006, № 5.

3. Горыня А. Особенности структуры российского рынка //Ювелирное обозрение. 2002, № 6.

4. Горыня А. Оценка состояния ювелирной отрасли и перспективы развития в условиях вступления России в ВТО //Ювелир Информ. 2003, № 3.

5. Горыня А. Тенденция развития ювелирного рынка Северо-Запада в 2005 — 2006 годах // Ювелир Информ. 2003, № 2.

6. Збойков В. А. Как избежать системного кризиса ювелирной отрасли? //Ювелирное обозрение. 2006, № 4, 5, 6.

7. Российская ювелирия в цифрах //Ювелирное обозрение. 2006, № 4.

8. Радашевич В. Доклад на I конгрессе участников ювелирного рынка России // Ювелир Информ.

2005, № 7.

9. ТесленкоВ., БычковЕ. Интересны перспективы отрасли и конкурентная борьба / Алмазы и золото России. 2006, № 15 (сентябрь).

10. ХелмерДжон. Продажаювелирныхизделий в России: динамичный и революционный рынок // Ювелир Информ. 2004, № 2.

11. Хренников И. Золотой транзит // Forbes, июль

2006.

12. Ювелирный. Справочно-информационный журнал, 2005, № 15.

13. Первое независимое рейтинговое агентство FIRA. RU ((http://www. fira. ru).

14. Российская государственная пробирная палата (http://www. assay. ru).

15. Росбизнесконсалтинг (http://www. rbc. ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.