Научная статья на тему 'Сравнительный анализ практик государственного регулирования ювелирного рынка в Российской Федерации, Индии и Китае'

Сравнительный анализ практик государственного регулирования ювелирного рынка в Российской Федерации, Индии и Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
980
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / КОСВЕННЫЕ И ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ / ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ЮВЕЛИРНЫЙ РЫНОК / ЮВЕЛИРНАЯ ОТРАСЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ / НАЛОГИ / STATE REGULATION / METHODS OF STATE REGULATION / INDIRECT AND DIRECT METHODS / INSTRUMENTS OF STATE REGULATION / JEWELRY MARKET / JEWELRY INDUSTRY / CUSTOMS PAYMENTS AND FEES / TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радинская Надежда Сергеевна

Поток иностранных ювелирных изделий увеличивается с каждым годом, что негативно отражается на отечественных производителях. Многие не выдерживают конкуренцию и уходят с рынка. Основной причиной тенденции увеличения импорта можно считать изъяны государственного регулирования отрасли, которые оказывают влияние на цену готовой продукции. Для выявления недостатков необходимо проанализировать всю систему государственного регулирования ювелирной отрасли России и сравнить с системами стран, чье производство и уровень продаж занимает лидирующие места. Это Китай и Индия, которые за прошедшие 10 лет вышли в лидеры-производители и стали одними из первых по показателям уровня продаж готовой ювелирной продукции. В статье указаны основные методы и инструменты государственного регулирования ювелирного рынка России. Дан полный список нормативных документов, приказов, постановлений и актов, в соответствие с которым производится государственное регулирование. Отмечены барьеры, с которыми приходится постоянно сталкиваться отечественным производителям. Рассмотрены и проанализированы методы и инструменты государственного регулирования ювелирного рынка Китая и Индии. Произведен сравнительный анализ практик государственного регулирования трех стран и выявлены отличия. В выводах даны некоторые рекомендации по повышению государственной системы, что может привезти к повышению конкурентоспособности отечественных производителей на ювелирном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of practices of jewelry market state regulation in the Russian Federation, India and China

Every year the flow of foreign jewelry is increasing and, respectively, this fact has a negative impact on the domestic producers. Many companies cannot stand the competition and leave the market. The main reason for a tendency of import increase can be considered as the flaws of state regulation of this industry that greatly affect the price of the finished goods. For identification of shortcomings it is necessary to analyze all system of state regulation of Russia jewelry industry and to compare it with systems of the countries whose production and sales levels take leading places. These are China and India that for the last 10 years have gained leading manufacturing positions and have become one of the first on indicators of sales level of finished jeweler goods. The main methods and instruments of state regulation of the jewelry market of Russia are specified in this article. The complete list of normative documents, orders, resolutions and acts is given, in compliance with which state regulation is made. Barriers that domestic producers should constantly face are noted. Methods and instruments of state regulation of the jewelry market of China and India are considered and analyzed. The comparative analysis of state regulation practices of three countries is made and the main differences are revealed. In conclusions some recommendations about increase of the state system that can lead to enhancing competitiveness of domestic producers in the jewelry market are given.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ практик государственного регулирования ювелирного рынка в Российской Федерации, Индии и Китае»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/61EVN515.pdf DOI: 10.15862/61EVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/61EVN515)

УДК 339.1

Радинская Надежда Сергеевна

ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Россия, Москва1 Аспирант

E-mail: radinskaya90@yandex.ru

Сравнительный анализ практик государственного регулирования ювелирного рынка в Российской Федерации, Индии и Китае

1 115201, Россия, Москва, Каширское шоссе 16

Аннотация. Поток иностранных ювелирных изделий увеличивается с каждым годом, что негативно отражается на отечественных производителях. Многие не выдерживают конкуренцию и уходят с рынка.

Основной причиной тенденции увеличения импорта можно считать изъяны государственного регулирования отрасли, которые оказывают влияние на цену готовой продукции.

Для выявления недостатков необходимо проанализировать всю систему государственного регулирования ювелирной отрасли России и сравнить с системами стран, чье производство и уровень продаж занимает лидирующие места. Это Китай и Индия, которые за прошедшие 10 лет вышли в лидеры-производители и стали одними из первых по показателям уровня продаж готовой ювелирной продукции.

В статье указаны основные методы и инструменты государственного регулирования ювелирного рынка России. Дан полный список нормативных документов, приказов, постановлений и актов, в соответствие с которым производится государственное регулирование. Отмечены барьеры, с которыми приходится постоянно сталкиваться отечественным производителям.

Рассмотрены и проанализированы методы и инструменты государственного регулирования ювелирного рынка Китая и Индии. Произведен сравнительный анализ практик государственного регулирования трех стран и выявлены отличия.

В выводах даны некоторые рекомендации по повышению государственной системы, что может привезти к повышению конкурентоспособности отечественных производителей на ювелирном рынке.

Ключевые слова: государственное регулирование; методы государственного регулирования; косвенные и прямые методы; инструменты государственного регулирования; ювелирный рынок; ювелирная отрасль; таможенные платежи и сборы; налоги.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Радинская Н.С. Сравнительный анализ практик государственного регулирования ювелирного рынка в Российской Федерации, Индии и Китае // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/61EVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/6^^515

Введение

В настоящий момент ювелирный рынок России находится в очень сложной ситуации. Поток иностранных ювелирных изделий увеличивается с каждым годом. Многие ювелирные производители России не выдерживают конкуренцию, уходят с рынка. По данным Государственной инспекции пробирного надзора за 10 лет поток иностранных ювелирных изделий увеличился в десятки раз. [13]

Проблема усиления конкуренции со стороны импорта тревожит отечественных производителей. К возникновению тревожной ситуации на внутреннем ювелирном рынке России, привел целый комплекс причин, которые требуют серьезного анализа, но, безусловно, отечественные производители не могут и дальше снижать цену на свою продукцию, иначе они станут работать себе в убыток.

Основной целью статьи является анализ и выявление проблем в области государственного регулирования ювелирного рынка, уточнение причин ценовой не конкурентоспособности отечественной продукции.

Для этого был произведен литературный обзор, в котором авторы дали свое определение такому понятию как государственное регулирование рынка. В процессе работы было обнаружено, что исследования, посвященные изучению проблемы государственного регулирования ювелирного рынка России, выявлению используемых при этом методов и комплексному анализу инструментов, практически не публиковались, а поэтому именно эти вопросы были выбраны в качестве области изучения.

Для достижения поставленной цели был проведен анализ государственного регулирования ювелирного рынка стран лидеров-импортеров. В качестве примеров успешного функционирования и развития ювелирного бизнеса были выбраны лидеры мирового ювелирного производства и ведущие импортеры Китай и Индия. В статье дается краткий обзор методов государственного регулирования рынка данных стран и проводится сравнительный анализ с методами, применяемыми в РФ.

I. Понятие государственного регулирования

Государственное регулирование - совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых государственные и созданные при их участии органы осуществляют управленческое воздействие. [14]

Имеются и иные определения, например, государственное регулирование можно понимать как воздействие государства путем принятия нормативных правовых актов, организация контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям, применение к ним мер стимулирования и ответственности в случаях нарушения этих требований. [7]

По мнению Е.П. Губина, суть государственного регулирования состоит в деятельности государства в лице его органов, направленной на упорядочение отношений в рыночной экономике. [7]

Говоря про ювелирную отрасль необходимо уточнить, кто же является субъектом и объектом, в сторону которых направлены действия органов государственного регулирования.

В данном случае субъектом ювелирной отрасли являются объединения, представляющие отрасли, это, например, Гильдия ювелиром.

Объектом регулирование является розничная торговля, в сторону которой направлены инструменты регулирования.

По способам воздействия различают прямые и косвенные методы государственного регулирования.

Прямые методы предполагают такое регулирование экономики, при котором государство осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы, общегосударственные программы для влияния на макроэкономические пропорции и структурную перестройку экономики, бюджетное финансирование, субсидии. Государство осуществляет контроль за финансовыми операциями, проводит административное разделение монополистических объединений. [4, 14]

Косвенные методы осуществляются через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, антимонопольную, ценовую, внешнеэкономическую политику государства. Инструментарий налоговой политики включает в себя налоговые скидки на инвестиции, специальные налоговые льготы. Инструментами кредитно-денежных методов является варьирование кредитной ставки. [14]

Также можно выделить правовые методы, придающие цивилизованные формы рыночным отношениям и финансово-экономические (налоги, льготы по налогам, кредиты, таможенные платежи). [4]

Необходимо проанализировать все методы государственного регулирования в ювелирной отрасли, поскольку данная отрасль является индикатором благосостояния населения. Ювелирные изделия рассматриваются не только как украшения, предмет быта, но и как средства накопления и сбережения. По данным исследования ВЦИОМ (Всемирный центр изучения общественного мнения), 19% россиян самым надежным способом хранения своих сбережений считают приобретение золота и драгоценностей. [3]

Население прекрасно понимает, что экономика страны развивается циклично, бурное развитие экономики сменяется падением, а затем происходит замедленный рост. Это означает, что порой экономическая ситуация вынуждает людей покупать ювелирные изделия чтобы сохранить деньги. [8]

II. Этапизация эволюции ювелирной отрасли

Доказательством цикличного развития экономики может служить анализ ювелирной отрасли за последние 10-15 лет. Можно выделить четыре этапа развития ювелирной отрасли.

Первый этап можно охарактеризовать как стабильный рост производства и потребления ювелирных изделий. По данным государственной инспекции пробирного надзора РФ, с 2000 года по 2007 год производство золотых и серебряных изделий выросло больше чем в 5 раз. [15]

Одной из причин столь резкого увеличения производства можно считать уменьшения налоговой нагрузки на отрасль (отмена акцизного налога). В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ с 1 января 2003 года ювелирные изделия исключены из перечня подакцизных товаров, приведенного в п. 1 ст. 181 НК РФ. [5]

Фактически все ранее принадлежащие государству предприятия связанные с производством и торговлей ювелирными изделиями перешли в частные руки и составляют основу рыночной инфраструктуры. [5]

Второй этап - мировой финансовый кризис 2008-2009 годов, который негативно повлиял на формирование и развитие ювелирной промышленности. Резкое увеличение цены на сырье вызвало повышение себестоимости продукции ювелирных компаний, вследствие этого, спрос на изделия из драгоценных металлов и камней уменьшился, сократилось количество выпускаемой продукции, исходя из закона спроса. Закрылись многие предприятия-производители. [8, 13]

Третий этап это вступление в 2012 России в ВТО (Всемирную торговую организацию) и в Таможенный союз между Республикой Беларусь, Казахстаном и Российской Федерацией. Данный год стал очень тяжелым для отечественных ювелирных производителей, поскольку конкуренция на ювелирном рынке возросла. В рамках Таможенного союза страны-участницы образуют единую таможенную территорию, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения перемещения ювелирных изделий. При присоединении к ВТО Россия должна снизить пошлины на импорт драгоценных металлов и изделий из них, обнулить ставки на экспорт лома. [9, 13]

Четвертый этап это нестабильная ситуация на валютном рынке, которая началась в конце 2014 года и продолжается по сей день, что негативно отражается на экономики России. Резкое повышение уровня цен на валюту привели к удорожанию ювелирных товаров, поскольку цена на ювелирное сырье выражается в долларах США. Падение покупательской способности рубля привело к сокращению объемов производства. В декабре курс доллара достиг своего пика, 80 рублей за доллар. Но вскоре ситуация начала стабилизироваться. Вернуться к прежним показателям так и не удалось. Так на 1 июля 2014 года курс доллара был равен 33,5 рублей, а через год, на 1 июля 2015 года цена составляла 55,84 рубля. Цена возросла практически в 2 раза, вследствие этого резко увеличилась стоимость сырья и готовой продукции, упало производство. А значит, сократилась и рабочая сила.

Все эти события нашли свое отражение на развитии ювелирной отрасли. Усилилась конкуренция не только среди отечественных, но и с иностранными производителями.

Начиная с 2000 года, многие российские предприятия предпочитали ввозить ювелирные изделия по различным схемам и опробировали как собственный продукт. Особенно велика доля импорта из стран Азии. [12]

Такая тенденция заполнения витрин связана с тем, что стоимость импортных азиатских ювелирных изделий ниже стоимости отечественных. [12]

III. Прямые и косвенные методы регулирования ювелирного рынка

Ценовая неконкурентоспособность приводит ювелирный рынок России в депрессию. Выходом из нее эксперты называют реформу в государственном регулировании. Только это позволит развиваться ювелирной промышленности, выводить Россию на международный рынок продаж ювелирных изделий, повышать имидж России, как страны, способной перерабатывать свои золотые ресурсы, превращать их в дорогостоящую продукцию, которую оценят многие зарубежные специалисты.

Необходимо проанализировать методы государственное регулирование ювелирного рынка России, сравнить их со странами лидерами по показателям импорта данной продукции. Основными представителями являются Китай и Индия. Выяснить какова же поддержка у иностранных производителей со стороны государства, которая позволяет им выходить на мировой рынок, в том числе на рынок России и составлять высокий уровень конкуренции.

В ювелирной отрасли прямыми правовыми методами являются пробирование и клеймение ювелирных изделий, регистрация предприятий изготовителей, сертификация ювелирных товаров, государственная защита прав потребителей. [16]

Об обязательном пробировании и клеймении ювелирных изделий сказано в Федеральном законе №41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», который является инструментом регулирования. В соответствие с данным законом и в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государства, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999г. №643 установлено, что все изготовляемые на территории РФ ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, а также изделия, ввезенные на территорию РФ, для продажи должны соответствовать пробам и быть пробированы и заклеймены государственным пробирном клеймом.

Пробирование и клеймение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации осуществляются Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов РФ, образованной в соответствии с постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. 106 «О Российской государственной пробирной палате».

Государственная инспекция пробирного надзора проводит экспертизу ювелирных изделий и ставит клеймо, в котором указывается какая государственная инспекция пробирного надзора производила экспертизу.

На территории Российской Федерации зарегистрировано 18 Государственных инспекций пробирного надзора при Министерстве финансов Российской Федерации, которые являются федеральным казенным учреждением (Пробирная палата России). Каждая из них имеет свой шифр.

Кроме клеймения ювелирных изделий Государственная инспекция пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» (госинспекции), производит специальный учет организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Организации и индивидуальные предприниматели перед осуществлением операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями встают на специальный учет в государственных инспекциях пробирного надзора в районе.

Обязательная регистрация предпринимателей или организаций, осуществляющую деятельность в сфере оборота ювелирных товаров, производится согласно законодательству, а именно, Приказу Минфина России от 16 июня 2003 г. №51н - инструмент государственного регулирования. Этот закон действителен и сейчас, поскольку на территории РФ все ювелирные предприятия частные. [6]

Специальный учет предприятия был создан для защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государства (ст.13 закона №41 - ФЗ). Порядок ведения этого учета определен приказом Минфина РФ №51н от 16 июня 2003 г.

Что касается драгоценных камней, которые также являются ювелирными товарами и могут реализовываться на розничном рынке вне изделия, то они подлежат обязательной

сертификации, это является прямым правовым методом государственного регулирования ювелирного рынка России.

Статьей 14 закона №41 - ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, которая представляет собой деятельность по подтверждению их соответствия установленным качественным и количественным характеристиками техническим требованиям.

К прямому правовому методу государственному регулированию можно отнести Государственную защиту прав потребителей, которая закреплена Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. №2300-1 (действующая редакция от 05.05.2014).

Закон регулирует отношения, возникающие у субъектов сферы обращения, при продаже товаров, оказании услуг, выполнении работ. В нем декларировано право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья. Закон наделил потребителей правом получения информации о товарах, их изготовителях, продавцах; гарантировал государственную и общественную защиту интересов потребителей и определил механизм реализации этих прав.

В дополнение к данному закону на ювелирные изделия были изданы: Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" последняя редакция 5 января 2015 года, и Правила продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 г. N 684).

К прямому правовому методу государственному регулированию можно отнести Государственную защиту прав потребителей, которая закреплена Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. №2300-1 (действующая редакция от 05.05.2014).

Закон регулирует отношения, возникающие у субъектов сферы обращения, при продаже товаров, оказании услуг, выполнении работ. В нем декларировано право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья. Закон наделил потребителей правом получения информации о товарах, их изготовителях, продавцах; гарантировал государственную и общественную защиту интересов потребителей и определил механизм реализации этих прав.

В дополнение к данному закону на ювелирные изделия были изданы: Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" последняя редакция 5 января 2015 года, и Правила продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 г. N 684).

Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют: Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской

Федерации по торговле и ее территориальные органы, Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням через Российскую государственную пробирную палату и ее территориальные государственные инспекции пробирного надзора, налоговые и правоохранительные органы, а также другие государственные органы в пределах своей компетенции.

Контролирующие органы могут привлекать к проверкам соблюдения настоящих Правил специалистов, представителей общественных организаций потребителей.

В ювелирной отрасли прямых финансово-экономических методов регулирования нет, поскольку вся эта отрасль состоит из частных предпринимателей.

К косвенным финансово-экономическим методам можно отнести ставки налогов, таможенные платежи.

Основополагающим принципом построения налоговой системы является разделение на налоги прямые и косвенные, что в своей сущности формирует основные структуры налоговой системы. Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и др. [11]

Наибольший интерес представляют косвенные налоги, поскольку именно они влияют на конечную цену готовой ювелирной продукции).

С 1 января 2003 года ювелирные изделия исключены из перечня подакцизных товаров, приведенного в п. 1 ст. 181 НК РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. НДС относится к Федеральному налогу, о котором говорится в VIII разделе, главе 21 Налогового Кодекса РФ.

Налогообложение на ювелирную продукцию производится по налоговой ставке 18 процентов, в соответствие со статьей 164 Налоговые ставки НК РФ.

При производстве ювелирных изделий цена на сырье, это драгоценные металлы и вставки является основополагающей. Покупая драгоценный металл у банка, производитель платит комиссию (около 1%) и совсем немалую долю НДС (18%). Что ведет к резкому увеличению стоимости дальнейшего производства.

На сегодняшний момент многие производители «просят» правительство об отмене НДС на сырье, что это поможет удешевить готовую ювелирную продукцию.

Налог на прибыль - прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т.д.).

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Статья 246 НК РФ.

Объектом обложения налогом является валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, основных фондов, иного имущества

предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

По налоговому законодательству РФ, в соответствие со статьей 284 налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов. При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Следующий метод государственного регулирования, который не уравнивает ценовую конкуренцию отечественных производителей и зарубежных это таможенные платежи, которые относятся к косвенным финансово-экономическим.

Согласно п. 1 ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам, в частности, относятся:

• ввозная таможенная пошлина;

• вывозная таможенная пошлина;

• налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

• акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

• таможенные сборы.

Что касается ювелирных товаров, то в соответствие с налоговым кодексом ювелирные товары не являются подакцизным товаром с 2003 года, следовательно, при ввозе ювелирных изделий на таможенную территорию таможенного союза акцизы не взимаются.

Таможенный кодекс Таможенного Союза был принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (действующая редакция от 10.10.2014).

На основании п. 1 ст. 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

В ювелирной отрасли большая честь ювелирного сырья импортируется из других стран, поскольку не добывается на территории РФ, это в основном цветные драгоценные вставки. При пересечении границы стоимость драгоценных вставок увеличивается, поскольку все импортные товары облагаются НДС и таможенной пошлины. НДС составляет 18% и по ТН ВЭД таможенная пошлина составляет примерно 18%, что означает, что стоимость ювелирного сырья увеличивается на 36%.

IV. Сравнительный анализ практики государственного регулирования в ювелирной отрасли в РФ, Индии и Китае

Таможенные платежи на сырье увеличивают стоимость готового ювелирного изделия из ввезенного сырья в разы, нежели таможенные сборы на готовую импортную продукцию. В связи с этим, многие ювелирные предприятия предпочитают закупать ювелирные изделия из Китая и Индии.

Согласно данным Всемирного золотого совета за 2014 год (World Gold Council, WGC) Китай занял первое место в мире как общий рынок ювелирных изделий, это касательно и производства и спроса.

По данным интернет ресурса «Все рейтинги» Китай и Индия занимали в 2012 году первое и второе место соответственно по объемам экспорта ювелирных изделий.

В 2014 году уровень розничных продаж золота, серебра и ювелирных изделий в Китае составил $47,8 млрд, а в 2013 году - $47,5 млрд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такому резкому развитию ювелирной промышленности есть объяснения.

Рабочая сила производителей КНР стоит дороже, чем индийских, средняя стоимость производства одного карата в среднем по вставкам, в КНР - 20-50 долл. США. [1, 10]

В 2006 г. правительство КНР приняло ряд дополнительных мер по поддержке ювелирной отрасли:

• был понижен НДС на импортное алмазное сырье и налоги на бриллианты, с 17% до 4%;

• был введен незамедлительный возврат НДС при экспорте готовой продукции;

• -был установлен нулевой НДС на ряд экспортируемых бриллиантовых продуктов и на бриллиантовые продукты, произведенные в КНР;

• освобождены от НДС все внутренние торговые операции, проводимые через Шанхайскую алмазную биржу.

При этом развитие ювелирного отрасли КНР ограничивает наличие НДС (17%) на ювелирные изделия из золота, полностью произведенные в КНР, и 5% налога на потребление.

Большую роль в развитии алмазогранильной и ювелирной отраслей КНР играют свободные экономические зоны. Согласно подписанному между КНР и Гонконгом соглашению все ювелирные изделия Гонконга не облагаются налогом при ввозе на территорию континентального Китая. В результате более 70% ювелирных производителей Гонконга перевели свои предприятия в Шеньчженьскую СЭЗ в г. Пэнью (провинция Гуаньдунь), т.к. себестоимость производства в КНР значительно ниже, чем в Гонконге, а режим свободной экономической зоны предполагает особые льготные условия ведения бизнеса. Гонконг, имеющий статус оффшорной зоны, выполняет в основном посреднические функции в торговле алмазами, бриллиантами и ювелирными изделиями с бриллиантами. Собственное производство специализируется преимущественно на средней и высшей ценовых группах и отличается высоким качеством (наибольшим спросом пользуются камни весовой категории 1 карат и выше).

Ювелирная отрасль Индии тоже развивается быстрыми темпами благодаря налоговым, таможенным льготам.

Доказательством спроса является парадоксальная ситуация, во время кризиса 2015 года спрос на ювелирные украшения в Индии вырос на 14%, в 2014 году до рекордных 690 тонн, что позволяет говорить о том, что эта страна снова находится на лидирующем месте по потреблению золота, вместе с Китаем.

Система налогообложения в Индии была реформирована в 1991 году после прихода к власти П.В. Нарасимхи Рао.

Были введены некоторые таможенные и налоговые льготы.

Налоговые и таможенные преференции:

• 100% освобождение от налогов на первые 5 лет и 50% освобождение от налогов на последующие 2 года;

• не требуется лицензии на импорт (территория рассматривается как иностранная для совершения торговых операций);

• освобождение от таможенных пошлин на импорт основных средств, сырья, запасных частей и др.;

• освобождение от государственного акцизного налога на приобретение основных средств, сырья, запасных частей и др. на внутреннем рынке;

• освобождение от государственного налога с оборота на покупку товаров отечественного производства;

• компенсация налога на топливо, купленное у отечественных компаний для компаний-резидентов, по цене возвратной пошлины, утвержденной Главным директоратом по внешней торговле;

• возможность получать и репатриировать экспортную выручку в течение 12 месяцев;

• отсутствие обычной таможенной проверки экспортного и импортного грузов;

• не требуется специальная документация для таможни.

Административные преференции на территории:

• разрешаются 100% прямые иностранные инвестиции в обрабатывающие ювелирные производства;

• принцип единого окна (контроль над деятельностью компаний-резидентов ведется Комитетом (The Office of the Development Commissioner), возглавляемым Комиссаром по развитию);

• полная свобода заключения контрактов с зарубежными подрядчиками;

• возможность заключения контрактов с субподрядчиками для ювелирных производств;

• отсутствие норм на изношенность фондов;

• допускается сдельная работа в интересах отечественных экспортеров, предназначенная для прямого экспорта.

Инфраструктура:

• предлагаются готовые здания и участки под строительство;

• предоставляются вспомогательные услуги (банки, почта, клиринговые агентства и т.д.);

• возможность основать зарубежные отделения банков.

Очень серьезным шагом правительства Индии стала отмена всех таможенных пошлин на импорт алмазов в страну с 2007 года.

Говоря о ювелирной отрасли Индии стоит отметить, что государство всеми возможными путями поддерживает своих производителей. [2]

Выводы

Анализ прямых методов государственного регулирования, который включает в себя обязательное пробирование и клеймение ювелирных изделий, регистрацию изготовителей, систему сертификации, а также определенные механизмы в области защиты прав потребителей, традиционны для российского ювелирного рынка и учитывают как интересы производителей и продавцов, так и интересы потребителей ювелирных изделий. Вмешательство в данную область должно производиться очень осторожно, чтобы не нарушить целостность функционирования системы. Здесь можно посоветовать только некоторые отдельные улучшения, например, отмену обязательного государственного клеймения недорогих легковесных изделий из серебра (массой менее 3-х грамм) или пересмотр план проект постановления Правительства РФ, обязывающего продавцов требовать предъявление документа, подтверждающего личность покупателя при приобретении ювелирного изделия за наличный расчет на сумму, превышающую 15 000 рублей и за безналичный расчет на сумму от 60 000 рублей.

Изучение же косвенных финансово-экономических методов государственного регулирования показывает, что, к сожалению, в России отсутствует отлаженный механизм, обеспечивающий максимальную реализацию интересов общества и государства. Бесспорно, существующая таможенная и налоговая политика в области регулирования ювелирной отрасли требует серьезного пересмотра и усовершенствования. Более того, отдельные корректировки, внесенные в общую систему, могут оказаться не эффективными - требуется пересмотр всей системы косвенных методов регулирования и подчинение их единой стратегической задаче развития ювелирного рынка России. Такой задачей может быть повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем рынке и поддержка отечественных производителей, переориентация с импорта преимущественно необработанного сырья (драгоценных металлов и алмазов) на импорт преимущественно готовых ювелирных изделий или же создание в стране экспортно-ориентированного и при этом импортно-замещающего рынка. А выбор и оценка эффективности конкретных инструментов финансово-экономического регулирования должны осуществляться в рамках поставленной стратегической задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Albert L.H. Cheng. India's jewellery market. - URL: http://www.gold.org/jewellery/india-market (дата обращения: 20.06.2015).

2. Albert L.H. Cheng. China's jewellery market. - URL: http://www.gold.org/jewellery/china-market (дата обращения 20.06.2015).

3. Бабкова К.Ю., Зыбин О.С. Основные направления развития современных форматов розничной ювелирной торговли / Научный журнал НИУ ИТМО «Экономика и экологический менеджмент» 2012. №1 (10) электронный журнал, дата обращения 19.06.2015.

4. Торговое дело: экономика и организация: учебник / Л.А. Брагин, Т.П. Данько, Г.Г. Иванов, В.В. Коханенко, В.П. Куренкова, Н.А. Панкина, И.Б. Стукалова, С.С. Шипилова, О.В. Данько. Москва ИНФРА-М, 1997. 256 с.

5. Государственное регулирование развития предпринимательства: опыт, проблемы, инновации. / А.Я. Быстряков, Е.В. Пономаренко, О.Б. Дигилина, О.И. Столярова. Москва: Проспект, 2015. 144с.

6. Гумеров Ф.Ф. Проблемы, мешающие принятию эффективных антикризисных мер. / Новостной еженедельник «Ювелирная Россия» №87 от 7 апреля 2009.

7. Дойников И.В., Цимерман Ю.С. Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском сообществе и Таможенном союзе. М.: ИНФРА-М, 2015. 288 с.

8. Журавлева Г.П. «Новая редакция экономической теории» М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2009. - 492 с.

9. Золотова С.В., Николичева С.А. Ювелирный рынок РФ в условиях вступления в ВТО / Федерализм. 2014. №2. С. 143-154.

10. Золотова С.В. Ювелирный рынок Китая: Эволюция, современное состояние и основные тенденции развития / Вестник Российского экономического Университета имени Г.В. Плеханова 2015. №2 (80). С. 136-148.

11. Иванов Г.Г. Экономика организации (торговля) М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА -М, 2014. с. 352.

12. Петров А.Г. Российские ювелирные изделия стали пользоваться большим спросом, чем импортные / Ювелирная Россия. Наш навигатор в мире ювелирного искусства. Электронный журнал, дата обращения 30.05.2015 год.

13. Радинская Н.С. Трудности восстановления ювелирной отрасли Российской Федерации после мирового финансового кризиса / VI Международная научно-практическая конференция «Развитие экономических и межотраслевых наук в XXI веке». Россия, г. Новосибирск, 2014. С. 43-46.

14. Рисина И.Е. Государственное регулирование экономики. М.: КНОРУС, 2015. 240 с.

15. Рост без рывка. Состояние Ювелирного рынка России по итогам 2013 года. Информация по количеству и массе опробированных и заклейменных ювелирных изделий - индикатор состояния российского ювелирного рынка. / Навигатор ювелирной торговли №3 (132). 2014. с. 16-18

16. Самарин В.И., Золотова С.В. Ювелирные товары. Товароведение и экспертиза. М.: Принтком, 2011. 384 с.

Рецензент: Золотова Светлана Валентиновна, канд. техн. наук, доцент кафедры «Товароведения и товарной экспертизы», «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова».

Radinskaya Nadezhda Sergeevna

Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Moscow E-mail: radinskaya90@yandex.ru

Comparative analysis of practices of jewelry market state regulation in the Russian Federation, India and China

Abstract. Every year the flow of foreign jewelry is increasing and, respectively, this fact has a negative impact on the domestic producers. Many companies cannot stand the competition and leave the market.

The main reason for a tendency of import increase can be considered as the flaws of state regulation of this industry that greatly affect the price of the finished goods.

For identification of shortcomings it is necessary to analyze all system of state regulation of Russia jewelry industry and to compare it with systems of the countries whose production and sales levels take leading places. These are China and India that for the last 10 years have gained leading manufacturing positions and have become one of the first on indicators of sales level of finished jeweler goods.

The main methods and instruments of state regulation of the jewelry market of Russia are specified in this article. The complete list of normative documents, orders, resolutions and acts is given, in compliance with which state regulation is made. Barriers that domestic producers should constantly face are noted.

Methods and instruments of state regulation of the jewelry market of China and India are considered and analyzed. The comparative analysis of state regulation practices of three countries is made and the main differences are revealed.

In conclusions some recommendations about increase of the state system that can lead to enhancing competitiveness of domestic producers in the jewelry market are given.

Keywords: state regulation; methods of state regulation; indirect and direct methods; instruments of state regulation; jewelry market; jewelry industry; customs payments and fees; taxes.

REFERENCES

1. Albert L.H. Cheng. India's jewellery market. - URL: http://www.gold.org/jewellery/india-market (data obrashcheniya: 20.06.2015).

2. Albert L.H. Cheng. China's jewellery market. - URL: http://www.gold.org/jewellery/china-market (data obrashcheniya 20.06.2015).

3. Babkova K.Yu., Zybin O.S. Osnovnye napravleniya razvitiya sovremennykh formatov roznichnoy yuvelirnoy torgovli / Nauchnyy zhurnal NIU ITMO «Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment» 2012. №1 (10) elektronnyy zhurnal, data obrashcheniya 19.06.2015.

4. Torgovoe delo: ekonomika i organizatsiya: uchebnik / L.A. Bragin, T.P. Dan'ko, G.G. Ivanov, V.V. Kokhanenko, V.P. Kurenkova, N.A. Pankina, I.B. Stukalova, S.S. Shipilova, O.V. Dan'ko. Moskva INFRA-M, 1997. 256 s.

5. Gosudarstvennoe regulirovanie razvitiya predprinimatel'stva: opyt, problemy, innovatsii. / A.Ya. Bystryakov, E.V. Ponomarenko, O.B. Digilina, O.I. Stolyarova. Moskva: Prospekt, 2015. 144s.

6. Gumerov F.F. Problemy, meshayushchie prinyatiyu effektivnykh antikrizisnykh mer. / Novostnoy ezhenedel'nik «Yuvelirnaya Rossiya» №87 ot 7 aprelya 2009.

7. Doynikov I.V., Tsimerman Yu.S. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomicheskoy deyatel'nosti v usloviyakh chlenstva Rossii vo Vsemirnoy torgovoy organizatsii, Evraziyskom soobshchestve i Tamozhennom soyuze. M.: INFRA-M, 2015. 288 s.

8. Zhuravleva G.P. «Novaya redaktsiya ekonomicheskoy teorii» M.: GOU VPO «REA im. G.V. Plekhanova», 2009. - 492 s.

9. Zolotova S.V., Nikolicheva S.A. Yuvelirnyy rynok RF v usloviyakh vstupleniya v VTO / Federalizm. 2014. №2. S. 143-154.

10. Zolotova S.V. Yuvelirnyy rynok Kitaya: Evolyutsiya, sovremennoe sostoyanie i osnovnye tendentsii razvitiya / Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo Universiteta imeni G.V. Plekhanova 2015. №2 (80). S. 136-148.

11. Ivanov G.G. Ekonomika organizatsii (torgovlya) M.: ID «FORUM»: INFRA - M, 2014. s. 352.

12. Petrov A.G. Rossiyskie yuvelirnye izdeliya stali pol'zovat'sya bol'shim sprosom, chem importnye / Yuvelirnaya Rossiya. Nash navigator v mire yuvelirnogo iskusstva. Elektronnyy zhurnal, data obrashcheniya 30.05.2015 god.

13. Radinskaya N.S. Trudnosti vosstanovleniya yuvelirnoy otrasli Rossiyskoy Federatsii posle mirovogo finansovogo krizisa / VI Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Razvitie ekonomicheskikh i mezhotraslevykh nauk v XXI veke». Rossiya, g. Novosibirsk, 2014. S. 43-46.

14. Risina I.E. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki. M.: KNORUS, 2015. 240 s.

15. Rost bez ryvka. Sostoyanie Yuvelirnogo rynka Rossii po itogam 2013 goda. Informatsiya po kolichestvu i masse oprobirovannykh i zakleymennykh yuvelirnykh izdeliy - indikator sostoyaniya rossiyskogo yuvelirnogo rynka. / Navigator yuvelirnoy torgovli №3 (132). 2014. s. 16-18

16. Samarin V.I., Zolotova S.V. Yuvelirnye tovary. Tovarovedenie i ekspertiza. M.: Printkom, 2011. 384 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.