Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Калинин Д.В., Никитина Е.А. — Влияние экономических цифровых экосистем на формирование социальных представлений субъекта // Культура и искусство. - 2023. - № 12. DOI: 10.7256/2454-0625.2023.12.40812 EDN: UFCOMZ URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=40812
Влияние экономических цифровых экосистем на формирование социальных представлений субъекта
Калинин Дмитрий Васильевич
СКСЮ: 0009-0007-0752-6151
аспирант, кафедра гуманитарных и социальных наук, МИРЭА - Российский технологический
университет
119454, Россия, г. Мзсква, ул. Проспект Вернадского, 78
И mopocc@mail.ru
Никитина Елена Александровна
СКСЮ: 0000-0002-7779-2718 доктор философских наук
профессор, кафедра гуманитарных и социальных наук, М/1РЭА- Российский технологический
университет
119454, Россия, г. Мзсква, ул. Проспект Вернадского, 78 И nikitina@mirea.ru
Статья из рубрики "Электронная культура и интернет"
DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.40812
EDN:
UFCOMZ
Дата направления статьи в редакцию:
22-05-2023
Дата публикации:
08-12-2023
Аннотация: В исследовании, объектом которого является трансформация социальных представлений субъекта в цифровой коммуникативной среде, в качестве предмета
выделена трансформация социальных представлений в экономических цифровых экосистемах. Актуальность темы обусловлена растущей конвергенцией цифровых, когнитивных и социальных технологий в формирующемся цифровом обществе, и, как следствие, включением информационных и цифровых технологий в систему социальных взаимодействий. Исследование нацелено на выявление способов, механизмов влияния экономических цифровых экосистем на социальные представления и ценности субъекта. Соответственно, в статье рассматриваются особенности и цели экономических цифровых экосистем, возникающих в процессе развития цифровой экономики. Особое внимание уделено анализу особенностей цифровой коммуникации в экономических экосистемах, создающих новые возможности и способы влияния экосистем на формирование и распространение социальных представлений. Методологическую основу исследования составляют структурно-функциональный и системно-коммуникативный подходы к изучению процессов трансформации социальных представлений и ценностей субъекта. Основной вывод исследования заключается в следующем: в информационном обществе возрастает влияние цифровых экономических экосистем, создающих цифровую среду жизнедеятельности общества, на формирование и трансляцию социальных представлений. Рост влияния в значительной степени обусловлен высокой адаптивностью экосистем к индивидуальности потребителя и цифровыми возможностями персонализации потребления. Новизна заключается во введении понятия «коллективная цифровая надличностная общность», характеризующего особенности способа формирования социальных представлений и ценностей в цифровой среде. В статье показано, что цифровые экосистемы экономики постепенно приобретают функции коллективного субъекта и начинают влиять на конструирование образа мира в цифровой среде. В наибольшей степени это влияние оказывается на молодое поколение, что обусловлено высокой степенью его вовлеченности в цифровую среду.
Ключевые слова:
информационное общество, сложные системы, цифровые экосистемы, субъект, коллективный субъект, социальное взаимодействие, социальные представления, ценности, цифровые ценности, цифровая рациональность
Введение
В современном информационном обществе происходят качественные изменения, обусловленные сформировавшейся информационно-технологической и информационно-
коммуникационной инфраструктурой и развитием цифровых технологий -Ш. Одним из проявлений происходящих социальных изменений является рост и распространение цифровых экосистем, охватывающих различные сферы жизнедеятельности общества и человека. В социально-экономической сфере наблюдается формирование и рост экономических цифровых экосистем («Сбер», Яндекс, МТС и другие), которые начинают оказывать влияние на структуру экономики. Об этом свидетельствует устойчивая тенденция повышения рыночной стоимости компаний, разрабатывающих цифровые экосистемы как новую бизнес-модель
Теоретические исследования экосистем как способа организации экономической деятельности только начинаются и публикации посвящены, преимущественно, анализу различных частных аспектов функционирования экономических экосистем. Соответственно, философско-методологический анализ сущности экономических
цифровых экосистем, их возрастающей роли в организации жизнедеятельности общества в цифровой среде и исследование возникающих в этой связи социально-философских проблем также находится в стадии становления.
Актуальность обсуждения этих проблем обусловлена интенсивным обновлением социальности в условиях цифровизации общества, наблюдаемой тенденцией включения информационных и цифровых технологий в социальное взаимодействие, необходимостью выявления способов и направления изменений социальных представлений и ценностей в цифровой среде и обсуждения возникающих рисков и проблем.
Риски в немалой степени связаны с тем, что в цифровой коммуникативной среде ценностно ориентированные действия, ставшие привычными, постепенно институционализируются. Так, постоянное использование цифрового формата программирует, как отмечают исследователи, «набор социальных правил и базовых ценностей», которые затем автоматизируются, детализируются и могут быть перенесены
в юридическую сферу [3, с1 45]. Заблаговременное выявление негативных последствий и рисков этих процессов позволит избежать социальных потрясений и управлять возникающими рисками.
Исследование нацелено на выявление способов и механизмов влияния экономических цифровых экосистем на формирование социальных представлений субъекта. В теоретическом отношении потенциал и инструменты изучения социальных трансформаций в цифровой среде современного общества содержит теория социальных представлений С. Московичи, получившая развитие в современной социальной философии, социальной психологии. С. Московичи обращал внимание на сложную, гетерогенную структуру социальных представлений. Трактовка социальных представлений, т.е. определенного конкретного содержания и комбинации структурных компонентов социальных представлений в различных социально-гуманитарных науках будет различаться, в зависимости от того, в рамках какой дисциплины - психологии, социологии, философии -рассматриваются социальные представления. Вместе с тем, социальные представления, в соответствии с функциями, которые они выполняют, содержат модели социального поведения и идентичности. В этой связи необходимо учитывать фактор сформированности социальных представлений в конкретном обществе. Находится ли общество в стабильном состоянии или в данный период переживает состояние социальной транзитивности, для которого характерна нестабильность социальных представлений, норм и ценностей? Сформированы и сформулированы ли базовые ценности, консолидирующие общество или же социальные представления общества фрагментированы, а идентичность находится в процессе становления?
В условиях становления целесообразно, как предста механизмах формирования цифровой технологической цифровых экосистемах.
цифрового общества и вляется, сосредоточить внима социальных представлений, с ре де с е те в о г о обще с тв а , в
социальной транзитивности, ние на те х но в ых с по с о б а х и которые конструируются в частности, в экономических
Экономические цифровые экосистемы: особенности и цели
Цифровые экосистемы в значительной степени отражают экономический аспект цифровой трансформации общества. Действительно, усилия государства, бизнеса и ряда институтов направлены на разработку критериев, целевых показателей, методов и подходов цифрового развития. Основанием для них являются экономические показатели интенсивности процесса модернизации инфраструктуры, эффективности инвестиций и
конкретных финансовых результатов. Сущностные характеристики данного процесса, такие, как увеличение сложности системы, улучшение приспособленности к внешним условиям, увеличение масштабов явления, количественный рост экономики и
качественное улучшение ее структуры Сш 15] подчинены стремлению к инновациям. Для реализации этого стремления постоянно совершенствуются технологии управления, различные модели которых находят свое воплощение в виде конкретных решений в области информационно-цифровой инфраструктуры.
Отметим, что в аспекте сложностности цифровые экосистемы представляют собой саморазвивающиеся сложные системы с высоким уровнем адаптивности к среде за счет использования цифровых технологий и инноваций. В человекоразмерных системах данного типа, соединяющих человека, социальную, природную и информационно-технологическую среды, эволюционно формируется управление различными видами деятельности человека. При этом возникают новые уровни в иерархии, новые подсистемы 6] и, отметим, новые уровни интеграции.
Чаще всего экосистема является продуктом крупной компании, так как требует огромных ресурсов для своего создания и поддержания деятельности. У цифровых экосистем, как правило, есть миссия и ценности, которые находят отражение во всем, что создает компания. Например, Яндекс формулирует свою миссию так: «Помогать людям решать свои задачи и достигать своих целей в жизни». Крупные корпорации часто обладают своей собственной позицией в политической, экономической и социальной сфере общества. С появлением экосистем и развитых цифровых инструментов, у корпораций появляется возможность продвигать свою позицию и ценности среди своих пользователей в рамках глобальной миссии компании. Этот процесс находит свое отражение во многих функциях экосистем и социальных сетей - от блокирования определенных слов, тегов и политических высказываний, до реализации определенного расового или гендерного разнообразия среди актеров и рекламных лиц
Экономические цифровые экосистемы как системы экономических отношений и связей субъектов цифровой экосистемы на основе сервисов цифровой платформы возникают как результат цифровой трансформации производства, распределения, обмена и потребления. Создание цифровых экосистем является реакцией бизнеса на ускоряющийся темп смены потребительских предпочтений, что в свою очередь является следствием развития информационного общества, в котором выросла плотность и скорость информационного потока. На данный момент уже значительная часть
потребителей вовлечена в цифровую среду
Экономическая цифровая экосистема — это «совокупность сервисов, в том числе платформенных решений, одной группы компаний или компании и партнеров, позволяющих пользователям получать широкий круг продуктов и услуг в рамках единого
бесшовного интегрированного процесса» —с' 45]. Примеры цифровых экосистем -«Сбер», Яндекс, МТС и другие.
Обратим внимание на такую технологическую особенность цифровых экосистем как «бесшовность». Бесшовная цифровая среда экосистемы, в которой представлены собственные сервисы компании и партнерские сервисы создается благодаря технологии единого входа, т.е. работы под единой учетной записью во множестве цифровых сервисов. Бесшовность реализуется не только для внутренних информационных систем организации, но и для внешнего пользователя/потребителя в виде плавного перехода от одного вида взаимодействия к другому. Доступ к сервисам через единый аккаунт
обеспечивает отсутствие границ между услугами, например, в виде личного кабинета. Расширяется круг услуг и продуктов, оказываемых в рамках единого бесшовного интегрированного процесса, реализуемого через платформу и мобильные приложения. Так, в цифровой экосистеме можно проводить финансовые операции, оплачивать услуги ЖКХ, купить билеты на самолет, заказывать доставку и т.д.
Но одновременно с предоставлением услуг платформа начинает формировать модель потребления: от размещения заказа к его трекингу или статистике, с использованием игровых интерактивных элементов (геймификация). Такие технологии используются бизнесом и государственными структурами для «увеличения целевой аудитории и географического охвата предприятия за счет использования всех форм цифровых каналов и точек их соприкосновения» [10, с 50].
И, если представить идеальную экономическую экосистему, то в ней должно обеспечиваться удовлетворение максимального числа потребностей человека. И именно с целью максимально привязать к себе потребителя, создатели экосистем изучают интересы, предпочтения, социальное поведение пользователей и потребителей.
Цифровые экосистемы начинают оказывать заметное влияние на социально-экономические отношения и постепенно, формируя новую модель потребления и оказывая влияние на социальные представления, включаются в социальное взаимодействие. Цифровые экосистемы приобретают функции коллективного распределенного субъекта и начинают оказывать влияние на содержание, структуру и способ формирования ценностей, рациональности, образа жизни человека. Необходимо отметить, что в формирующейся цифровой коммуникативной среде базовые ценности и представления субъекта трансформируются и одновременно появляются новые, специфические ценности, не характерные для реальной сферы жизнедеятельности общества, такие, в частности, как коммуникативный сетевой статус. Соответственно, в условиях, когда в цифровую среду вовлечена уже значительная часть потребителей, в особенности молодое поколение, возрастает влияние экосистем на социальные пре дс та в ле ния .
В современных реалиях многие крупные международные компании считают социальное представление потребителей очень важным элементом восприятия их бренда, напрямую влияющим на лояльность к нему. Именно поэтому они уделяют большое внимание присутствию в соцсетях (для работы с аудиторией и даже общению с потребителем), сотрудничеству с лидерами общественного мнения (для продвижения своего бренда и донесения ценностей компании), разработке экосистем, адаптации к политической конъюнктуре. В качестве примера такой адаптации можно привести уход компании из определенной страны по политическим причинам ввиду опасений формирования устойчивого негативного отождествления в социальном представлении крупнейшей части лояльной аудитории. Возможно, в большинстве случаев происходит переоценка финансовых потерь от этого явления по сравнению с потерями, вызванными отказом от рынка сбыта и избавлением от части производственных мощностей, расположенных в покидаемой стране. На данный момент однозначного ответа на этот вопрос нет, но уже сейчас можно сказать о наличии значимого влияния социального представления субъекта как потребителя на экономику главным образом с помощью предпочтений. При этом крупные экономические игроки (частные и государственные) могут управлять вниманием огромной аудитории как с помощью различных инструментов цифровой социальной инженерии, так и с помощью специализированных элементов своих экосистем.
Проблема трансформации социальных представлений в цифровой среде
экономических экосистем
Экономические цифровые экосистемы нацелены на формирование ценностей для общества, стремятся удовлетворить максимально возможное число потребностей человека, ориентированы на молодое поколение, социализация которого происходила в информационно-коммуникативной среде информационного общества и вовлекают в этот процесс молодое поколение.
Теория социальных представлений основана на подходе, в соответствии с которым можно определить влияние группы на социальное представление, изучая отношение группы к воспринимаемой информации, частоту использования какого-либо сформированного представления. В то же время она содержит возможность
исследования влияния социальных представлений на группу и ее идентичность В
этой связи необходимо обратить пристальное внимание на риски манипуляции социальными представлениями, социальными фактами, которые возникают в цифровой коммуникативной среде и требуют своего изучения. В целом, как отмечают исследователи, на основе теории социальных представлений возможно исследовать процессы социальной трансформации --121.
Заметную роль в экономических отношениях в обществе стало играть так называемое «поколение Z». Развитие цифровых технологий сформировало поколение, выросшее в цифровой среде -13, с- 251. И цифровая среда испытала влияние потребностей молодого поколения. Ниже приведен набор характеристик экосистемы, отличающих их от других моделей управления: «гибкость, адаптивность, модульность, динамичность, открытость,
эволюция, конкуренция, симбиоз, самоорганизация» ———23]. Основными чертами виртуального пространства жизнедеятельности человека являются: управляемость и легкая доступность, сенсорная яркость и привлекательность; быстрота перемещения; пространственный охват. Эти черты также являются и требованиями для успешного информационного продукта, и цифровой экосистемы в частности. Причиной их возникновения служит стремление адаптироваться под молодых потребителей, количество которых будет только расти.
В России к 2025 году поколение Z будет составлять около 25% всей рабочей силы -15, с-Поэтому основные черты экосистем должны подстраиваться под ценности нового поколения, учитывая процесс диффузии цифровых технологий в повседневную жизнь, который происходит гораздо быстрее именно у поколения Z. Среди основных ценностей этого поколения, на которые следует обратить внимание при создании экосистем и организации бизнес-процессов выделяют: свободу, персонализацию, изучение, честность, сотрудничество (коллаборацию), развлечения, инновации -15, с- 275-2761.
Поколение Z - первое поколение в человеческой истории, которое с рождения формировалось под влиянием интернета, социальных сетей). Если предыдущие поколения, создавая информационное общество, привносили свои ценности в эту среду, то теперь, с учетом всех трансформаций, произошедших внутри нее, эта среда сама стала формировать ценности у молодого поколения. В первую очередь это происходит с помощью интернет-культуры, которая находится в постоянной динамике из-за высокого темпа межличностных взаимодействий в цифровой среде.
В условиях информационного общества, основными следствиями которого являются
высокая скорость распространения информации, большая плотность потока и малое время жизни инфоповода, когда одна новость очень скоро сменяет другую, субъекту приходится быстро формировать собственное отношение на основе сети понятий, утверждений, умозаключений, почерпнутых из интернета, фактически заимствуя социальное представление у других. И чем дальше он находится от данной проблематики, тем меньше его собственное влияние на формирование этого представления П6!.
Из-за возросших требований к количеству переработанной информации для углубленного изучения любого вопроса человек «стремится к обустройству психологически комфортного, соразмерного и «своего» информационного пространства» [17, с- 13], что обуславливает тягу к созданию «информационного пузыря». Экосистема создает единый стандарт в усложнившейся социально-экономической среде, проводя унификацию интерфейса и процессов для пользователей различных услуг, таким образом стремясь стать существенной частью его информационного пузыря. Например, пользователю удобно, когда интерфейс карты навигатора используется и в приложении заказа такси, или общие данные платежных элементов или биометрия используется для покупки самых разных товаров и услуг. Формируется цифровая рациональность.
Поколение миллениалов и, в особенности, поколение Z имеет другую систему авторитетов, нежели предыдущие поколения. Личный авторитет теперь играет меньшую роль, проиграв в конкурентной борьбе авторитету «коллективного субъекта». Данное понятие объединяет различные проявления «творческой, проектно-конструктивной
деятельностью современного информационного общества» ———1221. к таким проявлениям относятся открытые для редактирования энциклопедии, форумы и т. д. В итоге происходит не взаимодействие между субъектами, а взаимодействие субъекта с коллективной цифровой надличностной общностью, объединяющей в себе выработанные с помощью инструментов социального рейтинга консенсусные отношения, ценности, модели поведения и знания, сформировавшийся благодаря развитому внутрисетевому общению с использованием таких современных цифровых технологий как социальные сети и единая информационная среда. Простейшим инструментом социального рейтинга является система положительных и отрицательных оценок пользовательского комментария. Как правило коллективная цифровая надличностная общность сильнее всего себя проявляет внутри социальной группы, принадлежащей одной культуре, однако не исключено и более масштабное образование на основе общемировой культуры. Субъект, общаясь в сети, может воспринимать собеседников не как множество отдельных личностей, а как единую «над-личность» с элементами единства противоречий, ранжированных по степени социальной поддержки. Также широкую известность и социальный вес в этом аспекте обрели «лидеры общественного мнения», субъекты, имеющие наибольшее социальное одобрение в определенных вопросах.
В процессе привлечения новой аудитории, экосистемы сконцентрированы именно на молодом поколении, у которого легче сформировать устойчивую лояльность к своему продукту, чем у более старшего поколения по причине уже сформированных привычек и консервативного мышления. Встраивая в свою систему ценностей те, что совпадают с таковыми у поколения Z, она постепенно формирует устойчивое доверие к продукту и тому потоку информации, которое он предоставляет. Таким образом экосистема получает доступ к процессу формирования неосознаваемых социальных представлений, проецируя свою позицию и свои представления с помощью различных инструментов, например, с помощью алгоритмов поиска и подбора рекомендаций.
Отдельно стоит обратить внимание на процесс геймификации. Он в первую очередь всегда рассматривался как инструмент улучшения качества образовательного процесса
J18!, в то время как функция удержания потребителя в цифровой среде компании оставалась на периферии внимания. Использование игрового процесса для вовлечения пользователей уже само по себе превращает услугу в небольшую экосистему, добавляя развлекательный сервис. Геймификация становится важным элементом использования таких ценностей потребителя как: развлечения, персонализация, увлекательность, быстрый результат, политика малых поощрений. Преобладание «экономики впечатлений» над «экономикой потребностей», когда большая часть покупок уже носит не сугубо утилитарный характер (где, как ранее полагалось, потребитель ищет «лучшее соотношение цена/качество»), а скорее эмоциональный. И потребители ищут в товарах
еще и некоторый «fun», эмоцию, удовольствие [19, с 67].
Таким образом, технологии цифровой коммуникации включаются в социальное взаимодействие и начинают оказывать влияние на экономическое поведение и
экономические предпочтения пользователей i20!. В этой связи приобретает остроту задача опережающего социального обсуждения возможных негативных последствий развития технологий в контексте соцальной оценки техники i21^.
Выводы
Социальные представления обновляются и транслируются в процессе коммуникации. Развитие цифровых коммуникаций обусловило появление новых способов и механизмов формирования и передачи социальных представлений. Существенное влияние на формирование представлений об идентичности и поведении как структурных компонентов социальных представлений, начинают оказывать экономические цифровые экосистемы, влияющие, в частности, на формирование модели потребления и моделей экономического и финансового поведения. Цифровые экономические экосистемы, объединяющие услуги, продукты и информацию, нацелены на обеспечение удовлетворения максимального числа потребностей человека. При этом цифровые экосистемы обладают высокой адаптивностью и разнообразными информационно-технологическими средствами персонализации, что способствует вовлечению пользователя в деятельность цифровой экосистемы. Влияние экономических цифровых экосистем на социальные представления наиболее существенно проявляется у молодого поколения по причине высокой степени вовлеченности в цифровую среду и выпадения периода формирования этих представлений на эпоху уже сформировавшейся инфраструктуры информационного общества.
Цифровые экосистемы формируют среду, в которой пользователю удобнее делегировать процесс формирования мнения или даже социальных представлений лидерам общественного мнения, популярным экспертам, узкоспециализированным создателям информационного контента. При этом высокая адаптивность процесса персонализации в цифровой экосистеме создает иллюзию контроля пользователем вопросов фильтрации информации и контента, и настройки списка предпочтений.
В цифровой коммуникативной среде, и в экосистеме, в частности, формируется коллективная цифровая надличностная общность. Цифровая коммуникативная среда приобретает функции коллективного распределенного субъекта и начинает оказывать влияние на социальные представления. Необходимо отметить, что субъект, являясь частью коллективного субъекта или же коллективной цифровой надличностной общности также влияет на развитие различных цифровых экономические образований, в том числе
и цифровых экосистем в не меньшей степени, чем и они на него. Формируется «круговорот» ценностей, как явление, которое еще предстоит изучить.
Цифровая экосистема способна транслировать не только заложенные в нее при создании ценности, но и те, которые сформировались в процессе ее существования, развития и обретения своей аудитории.
Библиография
1. ВЦИОМ. Пользование Интернетом. URL: https://wciom.ru/ratings/polzovanie-internetom/ (дата обращения: 02.05.2023).
2. Киселева Л. С. Семенова А. А. Цифровая трансформация общества: тенденции и перспективы // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2018. № 4(34). С. 157-169.
3. Грунвальд А., Ефременко Д.В. Цифровая трансформация и социальная оценка техники // Философия науки и техники. 2021. Т. 26, № 2. С. 36-51. doi: 10.21146/2413-9084-2021-26-2-36-51
4. Кузокова Т. А. Кухаренко Е. Г Салютина Т. Ю. Обоснование эволюции критериев цифрового развития экономики и общества // Экономика и качество систем связи. 2019. № 2(12). С. 13-20.
5. Степин В.С. Типы научной рациональности и синергетическая парадигма // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2013. № 4. С. 45-59.
6. Никитина Е. А. Коллективный субъект в сложных человекомерных системах: интеллект или сумма технологий? // Философия науки и техники. 2021. Т. 26, № 1. С. 122-130. - doi: 10.21146/2413-9084-2021-26-1-122-130
7. Востриков И. В. Социальные сети как эффективный способ управления общественным мнением // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 2 (71). С. 132-138. https://doi.org/10.54398/1818510X_2022_2_132.
8. Иванов А.Л., Шустова И.С. Исследование цифровых экосистем как фундаментального элемента цифровой экономики // Креативная экономика. 2020. Т. 14, № 5. С. 655-670. doi: 10.18334/ce.14.5.110151
9. ЦБ Российской Федерации. Экосистемы: подходы к регулированию. - URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/119960/consultation_paper_02042021.pdf (дата обращения: 03.05.2023).
10. Паньшин Б. Н. Цифровая экономика: понятия и направления развития // Наука и Инновации. 2019. № 3(193). С. 48-55.
11. Андреева Г. М. Социальное познание и социальные проблемы // Национальный психологический журнал №1(9) /2013, с.39-49. doi: 2079-6617/2013.0106
12. Емельянова Т.П. Социальные представления: история, теория и эмпирические исследования. М.: Издательство Института психологии РАН. 2016. 476 с.
13. Сапа А. В. Поколение Z-поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С. 24-30.
14. Богданова О. С. Голова А. Г. Цифровые экосистемы как инструмент управления потребительским поведением // Наука и искусство управления / Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. 2021. № 2. С. 19-33. doi: 10.28995/2782-2222-2021-2-19-33
15. Лапидус Л. В. Гостилорович А. О. Омарова Ш. А. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поколения // Государственное управление.
Электронный вестник. 2020. № 83. С. 271-293.
16. Танатова Д. К. Интернет как культура и культура в Интернете // Социальная политика и социология. 2016. Т. 15, № 3. С. 140-147. doi: 10.17922/2071-3665-201615-3-140-147
17. Гуров Ф. Н. Опыт социально-философского осмысления проблемы «фейков» и «пузырей фильтров» в сети // Проблемы современного образования. 2019. № 3. С. 9-20.
18. Жигалова О. П. Формирование образовательной среды в условиях цифровой трансформации общества // Отечественная педагогика: тенденции, технологии и инновации. 2019. Т. 14, № 2. С. 69-74. doi: 10.21209/2658-7114-2019-14-2-69-74
19. Исаева Е. В. Технологии геймификации в маркетинге: как вовлекать потребителей в игры с брендами // Маркетинг и брендинг: вызовы XXI века Материалы Международной научно-практической конференции. 2017. С. 66-68.
20. Brown I., Marsden C.T. (2013). Regulating Code: Good Governance and Better Regulation in the Information Age (Information Revolution and Global Politics). Cambridge, MA: MIT Press, 288.
21. Grunwald A. (2019). Technology Assessment in Practice and Theory. London: Routledge, 274.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В рецензируемой статье «Влияние экономических цифровых экосистем на формирование социальных представлений субъекта» предмет исследования - влияние цифровой среды на образ жизни человека и его социальные представления. Цель исследования вытекает из названия работы, хотя в самой работе и не конкретизирована. Однако, отсутствие конкретизации цели не позволяет понять ответить на вопрос: какой аспект влияния будет исследован? Изменение содержания или структуры представлений? Трансформация механизма влияния?
Методология исследования базируется анализе литературных источников, которые описывают цифровую трансформацию, проникновение цифровых платформ в жизнь общества, а также влияние этих процессов на изменение поведение человека. В настоящее время цифровая платформа предлагает невероятные возможности для развития коммуникаций между производителями и потребителями, тем самым обеспечивая последних быстрыми, эффективными и инновационными способами удовлетворения их потребностей. Соответственно, начинаются теоретические исследования цифровых экосистем как способа организации экономической деятельности. Но также и актуализируется и философская -рефлексия сущности экономических цифровых экосистем, их возрастающей роли в организации жизнедеятельности общества в цифровой среде. Остроту обсуждаемой проблематике придаёт растущее влияние цифровой среды жизнедеятельности человека на образ жизни, социальные представления и ценности молодого поколения.
В работе констатируется наличие взаимосвязи между социальными представлениями субъекта и экономическими цифровыми экосистемами. В большей степени, по мнению автора (ов), она проявляется у молодого поколения в связи с высокой степенью его вовлеченности в уже сформировавшуюся цифровую среду информационного общества. Парадоксально, но в работе эта же самая мысль дается в качестве обоснования
актуальности (см. введение, где написано «Влияние экономических цифровых экосистем на социальные представления наиболее существенно проявляется у молодого поколения по причине высокой степени вовлеченности в цифровую среду и выпадения периода формирования этих представлений на эпоху уже сформировавшейся инфраструктуры информационного общества»). Это требует ответа на вопрос: в статье авторы отталкиваются от данного тезиса или его аргументируют? В работе не раскрывается само понятие «социальные представление» (да есть отсылка к теории социальных представлений С. Московичи, но самого определения нет). В итоге в выводах работы нет ответа на вопрос: Как изменяются эти социальные представление? В целом исследование характеризуется определённой последовательностью. Содержание соответствует требованиям научного текста. Статье присущ хороший уровень философской рефлексии современных проблем цифровой трансформации. Библиография публикации в целом достаточна. Она включает 19 публикаций на русском. Таким образом, апелляция к основным оппонентам из рассматриваемой области присутствует, но требует расширения за счёт значимых работ иностранных исследователей по проблемам влияния цифровой трансформации на человека в полной мере.
Вывод: Статья «Влияние экономических цифровых экосистем на формирование социальных представлений субъекта» имеет научно-теоретическую значимость. Она будет представлять интерес для специалистов в области философии. Работа может быть опубликована после конкретизации выводов: вместо констатации наличия влияния следует раскрыть конкретные изменения в социальных представлениях субъекта. А поскольку автор часто делает отсылку к молодёжи, то и специфику таких изменений у этой части населения.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В рецензируемой статье рассматривается актуальная и на сегодняшний день недостаточно изученная проблема влияния экономических цифровых экосистем на формирование социальных представлений человека. Необходимо отметить профессионализм автора, грамотную работу с литературой, умение ясно излагать сложные вопросы роли новых информационных технологий в жизни общества. В связи с последним обстоятельством следует отметить, что статья может представлять интерес как для профессиональных исследователей этой тематики, так и для широкого круга читателей. Однако автор не в полной мере выполняет даваемое во введении обещание проанализировать именно способы и механизмы влияния экономических цифровых экосистем на формирование социальных представлений человека. Большая часть текста посвящена описанию функционирования цифровых экосистем, что, разумеется, также полезно для читателей, ещё не познакомившихся с этой темой, однако до «социальных представлений» автор практически не доходит. Там же, где он вообще о них упоминает, ограничивается общими и весьма абстрактными формулировками. Тем более, трудно обнаружить в тексте реализацию заявленного стремления осуществить «философско-методологический анализ сущности экономических цифровых экосистем, их возрастающей роли в организации жизнедеятельности общества» и «исследование возникающих в этой связи социально-философских проблем». Как раз элементы философского анализа проблемы и опасностей внедрения экономических цифровых экосистем в практику социального взаимодействия в статье отсутствуют. Приведём
пример указанных общих формул, которые никак нельзя считать исполнением заявленных целей. Так, автор говорит об «интенсивном обновлении социальности в условиях цифровизации общества», о «тенденции включения информационных и цифровых технологий в социальное взаимодействие», о «необходимости выявления способов и направления изменений социальных представлений и ценностей в цифровой среде и обсуждения возникающих рисков и проблем», о нацеленности экономических цифровых экосистем на «формирование ценностей для общества» (явно неудачная формулировка», и т.п. Но требуется ли для подобных констатаций проводить «философско-методологический» или «социально-философский» анализ? Собственно, всё, о чём говорит автор помимо «технологии функционирования» цифровых экосистем, лежит на поверхности и не связано с результатами какого-либо «философского анализа». Впрочем, следует согласиться с автором в том, что избранная им тема является недостаточно разработанной, и статью можно воспринимать как начало более конкретных исследований социальной значимости цифровых экосистем. Возможно, частично автор сможет отреагировать на высказанное замечание в рабочем порядке уже до публикации статьи, а более основательно займётся продумываем социальных эффектов преобразования средств коммуникации и совместного использования информации в последующих публикациях. Рекомендую опубликовать статью в научном журнале.