Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ ЗАПАДА НА СИСТЕМУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ИРАНА'

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ ЗАПАДА НА СИСТЕМУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ИРАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ОБРАТНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИРАН / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА / ТРАНСФОРМАЦИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИМПОРТНЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Расулинежад Эхсан, Хоссейнианзарнаги Махшид

Экономические санкции в последние десятилетия, особенно после Второй мировой войны, стали одним из наиболее желательных инструментов для разработки политики в мире и подходящей альтернативой обычным войнам. Одним из важных и спорных последствий санкций является структурная и существенная трансформация макроэкономической системы и политической экономики страны-объекта санкций. Иран, как одна из крупнейших экономик Западной Азии, претерпел эту трансформацию из-за опыта западных экономических санкций в последние десятилетия. В настоящем исследовании мы рассмотрим этот вопрос в Иране. Основная гипотеза исследования вытекает из главного вопроса - «Какое влияние оказали экономические санкции Запада на политическую экономику Ирана?». Результаты исследования, основанного на описательном методе, показывают, что экономические санкции Запада привели к развитию альтернативной экономики импорта и повышению конкурентоспособности отечественных товаров по сравнению с иностранными товарами. Результаты исследования позволили сформулировать две цели: иранизации производственной экономики и диверсификации экспортных и импортных рынков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF WESTERN ECONOMIC SANCTIONS ON IRAN’S ECONOMIC POLICY SYSTEM

Economic sanctions in recent decades have become one of the most desirable policy tools in the world and a suitable alternative to conventional wars, especially after World War II. One of the important and controversial consequences of the sanctions is the structural and significant transformation of the macroeconomic system and political economy of the target country. Iran, as one of the largest economies in West Asia, has undergone this transformation due to the experience of Western economic sanctions in recent decades. In this study, we will look at this issue in Iran. The main hypothesis of this study follows from the main research question “What impact did the economic sanctions of the West have on the political economy of Iran?” The results of this descriptive study show that Western economic sanctions have led to the development of an alternative import economy and an increase in the competitiveness of domestic goods relative to foreign goods. Based on the results of this study, proposals are presented such as promoting two goals: Iranizing the manufacturing economy and diversifying export and import markets

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ ЗАПАДА НА СИСТЕМУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ИРАНА»

УДК: 33. 338.2

DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-3-127-133

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ ЗАПАДА НА СИСТЕМУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ ИРАНА

IMPACT OF WESTERN ECONOMIC SANCTIONS ON IRAN'S ECONOMIC POLICY SYSTEM

Э. Расулинежад,

Тегеранский университет, г. Тегеран [email protected]

E. Rasulinezhad,

University of Tehran, Tehran

М. Хоссейнианзарнаги,

Тегеранский университет, г. Тегеран [email protected]

M. Khosseinianzarnagi,

University of Tehran, Tehran

Экономические санкции в последние десятилетия, особенно после Второй мировой войны, стали одним из наиболее желательных инструментов для разработки политики в мире и подходящей альтернативой обычным войнам. Одним из важных и спорных последствий санкций является структурная и существенная трансформация макроэкономической системы и политической экономики страны-объекта санкций. Иран, как одна из крупнейших экономик Западной Азии, претерпел эту трансформацию из-за опыта западных экономических санкций в последние десятилетия. В настоящем исследовании мы рассмотрим этот вопрос в Иране. Основная гипотеза исследования вытекает из главного вопроса - «Какое влияние оказали экономические санкции Запада на политическую экономику Ирана?». Результаты исследования, основанного на описательном методе, показывают, что экономические санкции Запада привели к развитию альтернативной экономики импорта и повышению конкурентоспособности отечественных товаров по сравнению с иностранными товарами. Результаты исследования позволили сформулировать две цели: иранизации производственной экономики и диверсификации экспортных и импортных рынков

Ключевые слова: экономические санкции; система политической экономики; импортозамещение; обратная глобализация; Иран; мировая политика; трансформация макроэкономической системы; альтернативная экономика; конкурентоспособность; импортный рынок

Economic sanctions in recent decades have become one of the most desirable policy tools in the world and a suitable alternative to conventional wars, especially after World War II. One of the important and controversial consequences of the sanctions is the structural and significant transformation of the macroeconomic system and political economy of the target country. Iran, as one of the largest economies in West Asia, has undergone this transformation due to the experience of Western economic sanctions in recent decades. In this study, we will look at this issue in Iran. The main hypothesis of this study follows from the main research question "What impact did the economic sanctions of the West have on the political economy of Iran?" The results of this descriptive study show that Western economic sanctions have led to the development of an alternative import economy and an increase in the competitiveness of domestic goods relative to foreign goods. Based on the results of this study, proposals are presented such as promoting two goals: Iranizing the manufacturing economy and diversifying export and import markets

Key words: economic sanctions; political economy system; import substitution; reverse globalization; Iran; global politics; transformation of macroeconomic system; alternative economy; competitiveness; import market

введение. В последние десятилетия экономические санкции стали одним из наиболее желательных инструментов для продвижения своей политики среди других

стран, а также альтернативой обычным войнам. В то время как в начале политики экономических санкций их участниками выступали в основном мировые державы, которые

127

© Э. Расулинежад, М. Хоссейнианзарнаги, 2021

часто нацеливались друг на друга, а иногда и на страны, часто небольшие и восставшие против своей гегемонии. В последнее десятилетие масштабы таких санкций резко расширились, и даже небольшие страны начали использовать эти инструменты. Саудовская Аравия и её союзники, такие как Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты, например, ввели экономические меры воздействия против маленькой страны Катара. Санкции обычно вводятся страной или коалицией стран, или международными учреждениями с торговыми и финансовыми ограничениями, предполагая, что добьются от страны послушания и соответствия их политике, используя запретительные меры и экономическое давление. Согласно законам международной политической экономики, экономические санкции - это инструмент на службе внешней политики. Экономические санкции, в зависимости от целей санкционной страны, могут иметь негативное влияние на торговлю и мировую экономику в дополнение к экономике санкционированной страны.

Иран и Россия (ранее Советский Союз) -две страны с давней историей санкций. Иран стал свидетелем двух раундов санкций. Первый раунд восходит к началу 1930-х гг., когда доктор Мосаддык национализировал нефтяную промышленность, а правительства Великобритании и США ввели санкции против Ирана. Второй раунд санкций против Ирана начался вскоре после победы Исламской революции и оккупации посольства США в Тегеране и, несмотря на временное ослабление, продолжает усиливаться по сей день. Россия столкнулась с западными санкциями во время холодной войны, после распада Советского Союза в 1980-х гг., краха Восточного блока и пассивности на некоторое время новой российской системы в мировом развитии. После вмешательства России в события на Украине новый раунд санкций под руководством европейских стран и США усилился и продолжается до сих пор.

Иран и Россия пытаются управлять последствиями зарубежных мер воздействия, существенно влияющих на политические, экономические и социальные системы, и противостоять им, предпринимая шаги к повышению экономической стабильности.

С учётом изменений в системе политической экономики страны, находящейся под санкциями, гипотеза исследования может

быть сформулирована следующим образом: «Западные экономические санкции повернули систему политической экономики страны Ирана в сторону ослабления присоединения Ирана к мировой экономике и торговле и, наоборот, усиления протекционистской политики». Санкции сами по себе сокращают инвестиции в страну, что может быть использовано как возможность для страны, попавшей под санкции, снизить свою уязвимость к внешним факторам и усилить сопротивление экономики [1-7].

Система политической экономики Ирана в условиях западных санкций. Иран - одна из стран с богатыми природными ресурсами. В 2009 г он занимал девятое место по производству минеральных продуктов с общим объёмом около 362 млн т (более 3,2 % от общего мирового производства). Нефть и газ составляют большую долю добычи полезных ископаемых Ирана: второе место по объёму мировых запасов природного газа и четвёртое - сырой нефти. Наличие потенциальных запасов других полезных ископаемых также является одним из преимуществ его экономики. Имея 60 различных видов минеральных продуктов, Иран занимает 15-е место в рейтинге стран с богатыми минеральными ресурсами (хром, уголь, медь, железная руда, свинец, нефть и цинк). При эффективном использовании можно ожидать, что поступления в иностранной валюте от экспорта этих ресурсов будут способствовать экономическому росту и развитию страны.

Ещё одно преимущество, которое отличает экономику Ирана от других экономик региона, это его географическое положение. Иран расположен на историческом Шёлковом пути, который соединяет Восточную Азию с Европой. Солидный доход страна получает от транзита экспорта и импорта соседних стран, не имеющих доступа к международным водам.

Молодая и образованная рабочая сила - потенциал экономики Ирана. Молодёжь с высшим и средним образованием составляет 24 % рабочей силы страны. Это намного выше по сравнению с другими странами, за исключением группы развитых стран в 2010 г

Проблема безработицы и создания рабочих мест для молодого населения, вышедшего на рынок труда, возможно, является главной проблемой экономия. Индекс инфляции показывает, что хроническое явление

по-прежнему остаётся одной из основных сложностей для иранской экономики [8-10].

В целом можно сделать вывод: показатели иранской экономики никоим образом не соизмеримы с её возможностями. Инфляция и хроническая двузначная безработица наряду с нестабильным экономическим ростом указывают на наличие фундаментальных проблем в системе оснащения и распределения ресурсов в стране [7].

После победы Исламской революции против Ирана введено четыре раунда санкций. Первый раунд относится к 1979-1981 гг., в течение которых экспорт любых продуктов питания и лекарств в Иран был запрещён при конфискации активов иранского правительства в американских банках. Кроме того, американцам было запрещено иметь какие-либо финансовые отношения с иранцами, а Соединённые Штаты запретили любой импорт из Ирана и все поездки из Ирана или в Иран. Конфисковалась вся военная техника, закупленная или заказанная иранским правительством. Второй раунд совпал с навязанным военным вторжением Ирака в Иран в 1982-1995 гг.

Ужесточение контроля над первым раундом санкций на экспорт военной техники двойного назначения в Иран, одобрение запрета Конгрессом США на экспорт американских товаров и продуктов в Иран, запрет на любую сделку по развитию нефтяной промышленности Ирана и запрет на импорт, экспорт и взаимные инвестиции между Ираном и США, принятие закона Д'Амато - главные санкции второго раунда.

Третий раунд относится к 1996 г. Принятие закона о санкциях против Ирана и Ливии, включение иранских банков, ряда учреждений и компаний, связанных с Корпусом стражей исламской революции, в санкционный список, стали наиболее важными мерами этого раунда до 2004 г.

В четвёртом раунде запретов, направленных на сокращение роста ядерных санкций в отношении экспорта нефти Ирана, важным объектом становится Центральный банк Исламской Республики Иран, более жёсткие санкции введены в отношении импорта товаров первой необходимости [2].

Самыми значимыми являются ядерные санкции против Ирана, одобренные Советом Безопасности ООН и обязательные для всех стран. Санкции США и ЕС применялись от-

дельно. Западные запретительные меры воздействия делятся на четыре категории:

1) резолюции Совета Безопасности ООН. С подписанием соглашения Совета Безопасности ООН между Ираном и пятью мировыми державами действие ядерных санкций ООН было приостановлено;

2) санкции США, включая указы президентов и Министерства финансов США, начиная с кризиса с захватом заложников в посольстве США и ирано-иракской войны продлеваются под разными предлогами - от ядерной программы Ирана, ракетных программ и прекращения предоставления услуг США до эмбарго на правительственные учреждения, коммуникации и промышленность;

3) санкции ЕС, в основном ужесточившиеся в 2007 и 2011 гг., наложили существенные ограничения на продажу и покупку иранской нефти и банковские счета за рубежом;

4) односторонние санкции против других стран - союзников США, Канады и Великобритании, которые в целом приводят их внешнюю политику в соответствие с политикой США. О санкциях против Ирана - наблюдается значительная поддержка многих стран, а также торговых партнёров Ирана [6].

С 2009 г военные угрозы США против Ирана уменьшились, экономические санкции США и Европы против Ирана расширились, тенденция изменения политики в Соединённых Штатах привлекла внимание социальных групп и стратегических агентов. Последствия такого процесса можно увидеть в политической экономии нефти. Европейские страны пострадали от финансового кризиса пропорционально степени их связи с экономикой США, отражение финансового кризиса можно увидеть в политике безопасности и стратегической политике США [5].

Санкции против Ирана введены международными политическими и экономическими институтами с целью подготовки оснований для сокращения доходов от нефтяной экономики. Такие показатели влияют на политическую ориентацию, стабильность и стратегическую безопасность. В 2010-2012 гг. ряд политических и экономических деятелей Ирана считали, что иранская экономика из-за слабого взаимодействия с другими, особенно с экономикой западных промышленно развитых стран, перед лицом экономического кризиса менее уязвима.

При таком подходе эффективность вопросов безопасности иранской экономики в критических ситуациях будет ограничена [1]. Другая группа аналитиков, экономистов страны придерживалась совершенно иных взглядов, по их мнению, экономические санкции, введённые против Ирана, будут иметь далеко идущие последствия для стратегической и экономической составляющих Исламской Республики. Согласно такой позиции, любая политика нефтяной экономики в виде экономических санкций может иметь очень тяжёлые последствия для иранской экономики. Соединённые Штаты и Европейский Союз использовали экономические санкции во время кризиса на Крымском полуострове в форме российско-украинского конфликта, т. е. стратегию, аналогичную их образцу поведения в отношениях с Ираном. Политические реалии нефтяной политической экономии показывают, что глобальный экономический кризис не только имеет последствия для политической экономии Ирана, но и может повлиять на показатели безопасности Ирана. В процессе разработки политики нефтяной политической экономии экономические вопросы подчиняются закону связанных судов. При таком подходе любое изменение баланса сил повлияет на географические районы и формирование политической экономии других стран [3].

Исследования санкций и их влияния на объёмы экспорта и импорта Ирана показывают, что в целом в торговле, экспорте и импорте Ирана существенных изменений не произошло и торговля Ирана развивается. Хотя объём операций существенно не изменился, стоимость обменов увеличилась, изменились отношения Ирана и торговые партнёры. Неблагоприятные условия санкций нарушили международную сеть иранских банков и банковских операций. В результате запретительных мер резко сократился и объём иностранных инвестиций в страну, что привело экономику страны к кризису.

Опыт России в условиях западных санкций. После распада Советского Союза Российская Федерация столкнулась с серьёзным экономическим кризисом. Все экономические столпы находились в очень нестабильной ситуации. Но в конце 1990-х гг. благодаря обширным экономическим реформам, Россия смогла добиться значительных успехов в привлечении иностранного капитала. Фактор

экономической стабильности обычно определяется тремя показателями: рост ВВП; отсутствие колебаний уровня инфляции и сдерживаемая (низкая) безработица; фактор бизнес-индекса (один из влиятельных факторов в привлечении иностранного капитала).

Санкции, введённые против России до 16 июля 2010 г, были только против физических и юридических лиц - включали ограничение передвижения некоторых граждан России или блокировку их активов. После этой даты Минфин США объявил о введении санкций в отношении важных секторов российской экономики.

Темпы экономического роста в России в последние годы снижаются с 3,4 % в 2012 г до 1,3 % в 2013 и 0,6 % в 2014 г из-за снижения общих цен на нефть и сокращения прямых иностранных инвестиций [10].

В 2014-2015 гг. экономика России столкнулась с различными экономическими проблемами, такими как отток капитала, резкая девальвация национальной валюты, отклонение от мировых финансовых рынков, инфляция и давление на внутренний бюджет (эти экономические проблемы связаны с западными санкциями и глобальным нефтяным шоком; вклад каждого из этих двух экзогенных факторов требует более глубоких экономических исследований и измерений). Международный валютный фонд (МВФ) заявил в 2015 г, что санкции США и ЕС в ответ на напряжённость в Украине и запрет на импорт сельскохозяйственной продукции из ЕС в Россию привели к снижению ВВП страны на 1,5 %. Но после этого года российская экономика постепенно восстановила свои силы с помощью системы плавающего обменного курса и других факторов, таких как рост цен на нефть. Международный валютный фонд прогнозировал рост экономики России в 2017 г на 1,1 %. Роль системы плавающего обменного курса, о которой мы уже упоминали в связи с её преимуществами для российской экономики перед лицом проблемы санкций, такова, что российская валюта обесценилась, что оказало поддержку российским экспортёрам. Увеличился капитал российского банковского сектора, повысилась стабильность на рынке ценных бумаг страны [8].

Сельскохозяйственный сектор, благодаря потенциалу создания рабочих мест, возможности получения дохода в иностранной

валюте за счёт экспорта, сбережений, сокращения расходов на иностранную валюту за счёт увеличения внутреннего производства, стратегического характера некоторых продуктов и достижения целей антисанкционной экономики в странах, находящихся под санкциями Запада, является одним из секторов, отвечающих непосредственным целям правительства в экономике. Сектор стал очень важным в экономике Российской Федерации после напряжённости в отношениях с некоторыми поставщиками сельскохозяйственной продукции, такими как Европейский Союз и Турция (напряжённость между Россией и Европейским союзом из-за присоединения Крыма к Российской Федерации в 2014 г. и обостренность отношений между Россией и Турцией после инцидента с российским Су-24, сбитым турецкими военными в 2015 г); страна движется к развитию сельского хозяйства и реализации политики импортозамеще-ния и ротации торговли для повышения продовольственной безопасности своей страны.

Одной из самых важных проблем в аграрном секторе страны с 2014 г. является проблема санкций США и ЕС, которые привели к реализации политики экономического сопротивления, или антисанкционной политики в России. В рамках этой политики Президент Российской Федерации Владимир Путин издал распоряжение о запрете на ввоз сельскохозяйственных товаров из Европейского Союза, США, Австралии и Канады сроком на один год. Он считал, что экономические санкции являются прелюдией к полному росту внутреннего производства, особенно в аграрном секторе. Время санкций может быть временем национального единства Российской Федерации для развития сельскохозяйственного сектора и увеличения внутренних инвестиций в этот сектор, особенно с учётом того, что экономика ЕС больше зависит от российского рынка, чем Россия от рынка ЕС [8].

Финансовые санкции против Ирана и России в последние годы показали, что в случае конфликта интересов между Западом и независимыми странами использование финансовой инфраструктуры (принадлежащей западным странам) возможно в качестве оружия, использование которого обходится владельцам недорого, но накладывает на страну расходы, равные войне. Поэтому такие страны, как Россия, Китай, Индия, Паки-

стан, Южная Корея, Малайзия, Индонезия и Турция, стремятся сократить использование долларов и евро во внешней торговле путём заключения двусторонних валютных соглашений [4].

Россия также смогла в определённой степени противодействовать комплексом мер по преодолению экономического кризиса, поддержкой отечественных компаний, угрозой запрета использования воздушного пространства и ввоза иномарок из Европы.

Заключение. В работе анализировалось влияние санкций на политическую экономию Ирана на основе опыта Российской Федерации. Изучая влияние санкций на систему политической экономии, необходимо обращать внимание на целевую группу санкций, включая послушание и изменение поведения, ниспровержение и сдерживание санкционной страны. В случае Ирана и России, соответственно, с двумя тематическими причинами санкций под заголовком «ядерная программа» и «вмешательство во внутренние дела Украины» сформулированы две цели: изменение поведения и сдерживание в нынешних санкциях двух стран. Согласно исследованию, проведённому Российской Федерацией, санкции снизили темпы глобализации российской экономики в направлении текучести рабочей силы, капитала и информационных технологий, поэтому проблема обратной глобализации возникла в тени санкций. Кроме того, чтобы уменьшить или нейтрализовать введённые санкции, правительство будет играть большую роль в экономике, в отличие от неоклассических школ, которые переместили политическую экономию в фашистскую экономику (управляемый государством капитализм). Кроме того, ответ России на экономические санкции можно увидеть в двух направлениях: русификация, означающая развитие политики импортоза-мещения, поддержка отечественного производства, малых и средних предприятий; а также диверсификация, означающая развитие сотрудничества с Россией (включает крупные несанкционированные экономики, такие как Китай и Индия). В соответствии с полученными результатами лицам, определяющим макроэкономическую политику Ирана, могут быть представлены следующие политические предложения:

1) организация и планирование для реализации цели иранизации промышленной

экономики, сельского хозяйства и услуг на основе политики импортозамещения, снижения зависимости от доходов от нефти, мониторинга экспортных рынков и поощрения экспортеров, а также поддержки внутреннего производства;

2) контроль над денежно-кредитным и финансовым рынком страны как рынком, подпадающим под действие санкций;

3) мониторинг потенциальных рынков стран Латинской Америки и Африки для экспорта отечественной продукции;

4) отделение регулирования экономических рынков от политических новостей;

5) усилия по контролю и снижению требований общества к мерам предосторожности.

Для будущих исследований предлагается рассмотреть вопрос об эффективности санкций в отношении Ирана и России; о влиянии санкций на роль Ирана и России в регионе и мировой экономической системе.

Список литературы _

1. Attiga, Ali A. How Oil Revenues Can Destroy a Country) // Petroleum Intelligence Weekly, Special Supplement, 1981, vol. 20, no. 42, Oct 19.

2. Garshasbi, Alireza and Yousefi Dindarloo, Mojtaba, Investigating the effect of international sanctions on macroeconomic variables in Iran // Quarterly Journal of Economic Modeling Research, 2016, vol. 7, no. 25, pp. 129-182.

3. Joffe, G. The Geopolitics of Energy Security, Geopolitics and International Boundaries Research Center School of Oriental and African Studies. London: University of London, 2007.

4. Mollai Abdolazim. Study of the necessity and possibility of concluding a bilateral monetary agreement. Tehran (Iran): Islamic Consultative Assembly Research Center, 2014.

5. Mosallanejad Abbas. Economic Policy of Oil and International Sanctions on Iran, Tehran // Journal of Political Science, 2015, vol. 10, no. 3, 171-200.

6. Mousavi Shafaei, Massoud, Naqdi, Farzaneh. Iran's International Political Economy in the Post-Prohibition Era, Tehran // Quarterly Journal of Foreign Relations, 2015, vol. 7, no. 4, 21-62.

7. Nili Massoud. Where is Iran's economy going? Summary of the study plan to analyze the factors affecting the medium-term performance of Iran's economy. Tehran: World Economy Publications, 2015.

8. Rasoulinezhad, Ehsan, Iras. "Food Security", Strategic Targeting of the Russian Agricultural Sector. Retrieved 2017, June 15.

9. Rasoulinezhad, Ehsan, Iras. Western sanctions and the exchange rate system in Russia. Retrieved 2017, on July 11.

10. Rouhani, Seyed Ali and Namazi, Ehsan. Western sanctions against Russia // Foreign Relations, 2016, vol. 9, no. 1, pp. 69-107.

References _

1. Attiga, Ali A. Petroleum Intelligence Weekly, Special Supplement (Petroleum Intelligence Weekly, Special Supplement), 1981, vol. 20, no. 42, Oct 19.

2. Garshasbi, Alireza and Yousefi Dindarloo, Mojtaba. Quarterly Journal of Economic Modeling Research (Quarterly Journal of Economic Modeling Research), 2016, vol. 7, no. 25, pp. 129-182.

3. Joffe, G. The Geopolitics of Energy Security, Geopolitics and International Boundaries Research Center School of Oriental and African Studies (The Geopolitics of Energy Security, Geopolitics and International Boundaries Research Center School of Oriental and African Studies). London: University of London, 2007.

4. Mollai Abdolazim. Study of the necessity and possibility of concluding a bilateral monetary agreement (Study of the necessity and possibility of concluding a bilateral monetary agreement). Tehran (Iran): Islamic Consultative Assembly Research Center, 2014.

5. Mosallanejad Abbas. Journal of Political Science (Journal of Political Science), 2015, vol. 10, no. 3, pp. 171-200.

6. Mousavi Shafaei, Massoud, Naqdi, Farzaneh. Quarterly Journal of Foreign Relations (Quarterly Journal of Foreign Relations), 2015, vol. 7, no. 4, 21-62.

7. Nili Massoud. Where is Iran's economy going? Summary of the study plan to analyze the factors affecting the medium-term performance of Iran's economy (Where is Iran's economy going? Summary of the study plan to analyze the factors affecting the medium-term performance of Iran's economy). Tehran: World Economy Publications, 2015.

8. Rasoulinezhad, Ehsan, Iras. "Food Security", Strategic Targeting of the Russian Agricultural Sector ("Food Security", Strategic Targeting of the Russian Agricultural Sector). Retrieved 2017, June 15.

9. Rasoulinezhad, Ehsan, Iras. Western sanctions and the exchange rate system in Russia (Western sanctions and the exchange rate system in Russia). Retrieved 2017, on July 11.

10. Rouhani, Seyed Ali and Namazi, Ehsan. Foreign Relations (Foreign Relations), 2016, vol. 9, no. 1, pp. 69-107.

Коротко об авторах _

Расулинежад Эхсан, доцент, факультет мировых исследований, Тегеранский университет, г. Тегеран, Иран. Область научных интересов: международные отношения, российско-иранские отношения, геополитика [email protected]

Хоссейнианзарнаги Махшид, магистр россиеведения, Тегеранский университет, г. Тегеран, Иран. Область научных

интересов: международные отношения, российско-иранские отношения, геополитика

[email protected]

Briefly about the authors_

Ehsan Rasulinezhad, associate professor, Faculty of World Studies, University of Tehran, Tehran, Iran. Scientific interests: international relations, Russian-Iranian relations, geopolitics

Makhshid Khosseinianzarnaghi, master of the Russian Studies, University of Tehran, Tehran, Iran. Scientific interests: international relations, Russian-Iranian relations, geopolitics

Образец цитирования_

Расулинежад Э., Хоссейнианзарнаги М. Влияние экономических санкций Запада на систему экономической политики Ирана // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27, № 3. С. 127-133. DOI: 10.21209/22279245-2021-27-3-127-133.

Rasulinejad E., Hosseinianzarnagi M. Impact of Western Economic Sanctions on Iran's Economic Policy System // Transbaikal State University Journal, 2021, vol. 27, no. 3, pp. 127-133. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-3-127-133.

Статья поступила в редакцию: 11.04.2021 г. Статья принята к публикации: 13.04.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.